Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,
направление «Изобразительная деятельность», рисование
Тема: «Ёлочная игрушка»
Старшая группа
Воспитатель Контарёва Елена Витальевна
Цель:
Овладение нетрадиционной техникой рисования - рисование солью.
Задачи:
1.Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование солью.
2.Формировать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
3.Развивать мелкую моторику.
4.Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие»
ОО "Социально-коммуникативное развитие"; ОО "Физическое развитие"; ОО "Познавательное развитие».
Словарь: зима, Новый год, ёлка, снеговик, ёлочные игрушки, шар, круг, желтый, красный, я взял(а), краски, кисть, клей, соль, будем рисовать.
Материалы:
1.Картинка с изображением новогоднего праздника.
2.Заготовки елочных игрушек.
3.Соль красного и желтого цвета.
5.Клей ПВА.
6.Ленточки.
Наглядность:
Картинки, карточки с речевым материалом, игрушки елочные, игрушка снеговик, ёлка.
Предварительная работа:
1.Рисование «Наша красивая елка».
2.Аппликация «Снеговик».
3.Рассматривание картинок с изображением новогоднего праздника.
4.Чтение стихотворения о елке, о новогоднем празднике.
5.Д/и «Собери картинку».
1 этап - Организационный
Психологический настрой на занятие:
Воспитатель заходит с детьми в группу. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети усаживаются на стульчики, воспитатель предлагает: Улыбнитесь друг другу.
Затем спрашивает: Ребята, какое сейчас время года? (зима) Воспитатель показывает на картинку с изображением новогоднего праздника: Скоро будет праздник. Праздник называется Новый год! Раздается стук в дверь. Слышите, кто-то стучит? Давайте посмотрим кто там! Воспитатель приносит в группу игрушку снеговика. Посмотрите, кто к нам в гости пришел. Кто это? (Снеговик)
2 этап - Подготовительный
Снеговик принес вам подарок. Воспитатель достает ёлку. Что это? (елка) Дети повторяют индивидуально, затем вместе.
Ребята, сейчас будем играть в игру «Собери картинку». Сопряжено с воспитателем дети произносят: Будем играть.
Дидактическая игра: «Собери картинку»
Воспитатель раздает детям разрезные картинки: Соберите ёлку. Дети собирают разрезную картинку из шести частей. Что ты сделал(а) Эва, Маша, Сеня…? (я собрал(а) картинку).
Молодцы, а теперь давайте отдохнем.
Физминутка:
Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения:
Мы погреемся немножко (натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки (хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (топаем на месте)
И себя похлопаем (хлопаем по коленям)
3 этап - Операциональный
Воспитатель предлагает детям сесть за стол. Показывает на елку и спрашивает: Ребята, чем украшают елку? (показывает елочную игрушку). Что на елке? Это шар. Много - шары. Дети повторяют индивидуально, а затем вместе. Давайте украсим нашу елку, будем делать такой шар. Показывает образец изделия.
Анализ образца:
-Какую геометрическую фигуру напоминает шар? (круг)
-Какой по цвету шар?
-Покажи, Сеня…(красный, желтый)
-Как называется этот цвет? (ребенок подбирает табличку)
Воспитатель приглашает детей по одному к доске и предлагает указать цвет игрушки, выбрав из предложенных цветов и подложить к ним соответствующую табличку.
Подготовка рабочего места:
-А сейчас будем рисовать. Будем рисовать необычным способом.
-Как вы думаете, что нам нужно для работы?
-Что это? (воспитатель показывает краски, кисть)
-Краски нужны?
-Нет, ребята, сегодня нам краски не нужны. Мы будем рисовать солью.
-Это соль. Давайте вместе скажем, что это? Дети повторяют вместе, а затем индивидуально. - Что это, Маша, Эва….
Пооперационное изготовление изделия с показом:
-Посмотрите, как буду делать я, потом вы будите делать так же (одинаково).
Воспитатель показывает прием рисования солью: берет заготовку, намазывает небольшим количеством клея ПВА звезды на заготовке, затем посыпает их солью. Лишнюю соль стряхивает. Затем, воспитатель раздает каждому ребенку заготовку елочной игрушки из картона.
-Послушайте, что я буду говорить.
-Возьми кисть, Сеня…. Что ты сделал(а)? (я взял(а) кисть).
-Возьми клей, Маша… Что ты сделал(а)? (я взял(а) клей).
-Сделайте как я.
Дети включаются в творческий процесс - намазывают клеем, посыпают солью заготовку елочной игрушки.
Когда игрушки готовы, воспитатель предлагает детям привязать к ним ленточки и повесить на елку.
-Давайте украсим нашу елку. Вот так.
4 этап - Итоговый
В конце занятия воспитатель подводит итог, хвалит детей:
-Что мы делали? (играли, рисовали солью).
-Молодцы, ребята! Хорошо говорили, сделали красивые игрушки, украсили нашу елку. Какая она теперь нарядная и красивая.
-Снеговику понравилось у нас в гостях. Вы любите рисовать, поэтому снеговик вам дарит волшебные мелки.
Место проведения: ГБОУ «Школа № «2099»
«Мастерская Деда Мороза».
Цель занятия: Знакомство с народными традициями на Руси. Приобщение обучающихся к самостоятельному изготовлению праздничного декора.
Задачи : обучающие- освоить практические навыки работы при изготовлении игрушек, повторить правила безопасной работы с ножницами и иглой, познакомиться с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием; развивающие - развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, фантазию, пробуждать любознательность в области декоративно- прикладного искусства, технической эстетики воспитательные- воспитывать аккуратность, терпение.
Ход занятия.
1. Вводная часть .
Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?
Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник - Новый год. Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку - одно удовольствие. А вот и коробка с ёлочными игрушками. (Педагог показывает из коробочки новогодние игрушки)
Педагог: У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! И нам нужно постараться повесить все. Ведь все игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то остались нам от бабушки, а какие-то просто красивые. Сегодня предлагаю изготовить своими руками новогодние сувениры - игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Поэтому тема нашего занятия, как вы, наверное, уже догадались - «Новогодние игрушки».
Педагог: Ребята, сегодня я вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки, а какие вы сейчас угадаете сами.
(Педагог загадывает детям загадки)
1) Покрутилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) (Педагог показывает снежинку из коробки)
2) Кормит в лесу она птичек. В праздник оденется яркой фольгой, Будет чешуйками ярко блистать, Ёлочку нашу собой украшать. (Шишка) (Педагог показывает шишку из коробки)
3) Серебристая морковка Прицепилась к крыше ловко, Уцепилась за карниз И растёт зимою вниз. (Сосулька) (Педагог показывает сосульку из коробки)
2. Основная часть.
Педагог: Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи - в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз. Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Украшение интерьера к Новому году - очень увлекательный, но в то же время ответственный процесс, и чтобы сделать праздник ярким и незабываемым, готовиться к нему необходимо заранее. В преддверии Нового года и Рождества хочется украсить свой дом. Есть одна красивая традиция, пришедшая к нам с Западных стран - вешать рождественский венок на дверь. Конечно, можно купить венок в магазине, но интересней сделать самому. Ребята, я вам предлагаю изготовить рождественский веночек из пахучих хвойных веточек, который наполнит ваш дом приятным ароматом. По народным традициям Рождественский Веночек должен появиться в доме за четыре недели до Рождества. Каждое воскресенье до праздника в него вставляют по свече, каждая из которых символизирует определенное светлое чувство: любовь, веру, надежду и дружбу. А также я хочу предложить вам сделать новогоднее украшение на елочку ангела-хранителя. Фигурка ангела традиционно ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками. Педагог: Ребята, вы определились с выбором сувенира?
Дети: Да.
Педагог: Чтоб работа закипела, Приготовим всё для дела, Будем мы кроить и шить, Всё должно в порядке быть.
Педагог: Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе? А поможет вам волшебная шкатулка.
Педагог: Какие правила техники безопасности нам необходимо знать? (Обучающиеся по очереди в стихотворной форме называют инструменты)
Педагог: Дети, как правильно надо пользоваться ножницами?
Дети: С ножницами не шути, Зря в руках их не крути, И, держа за острый край, Другу их передавай. Лишь окончена работа - Ножницам нужна забота Не забудь их закрыть И на место положить.
Педагог: Ребята, перед вами образцы новогодних украшений: Посмотрите на эти украшения и скажите, что у них общего?
Дети: Эти сувениры сделаны без использования иголки. Эти игрушки предназначены для украшения ёлки.
Педагог: Хорошо. А чем эти игрушки отличаются друг от друга.
Дети: Цветом, формой, украшением.
Педагог: Правильно! А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Дети: салфетки, ножницы, гипюр, белая ткань, клей ПВА, нитки.
Педагог: Вспомните поговорки - что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе.
Дети: «Дело делай, а переделок не оставляй»
«Где аккуратность, там и опрятность»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Делано наспех, а сделано на смех»
Практическая работа:
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. Вашими помощниками в изготовлении поделок будут технологические карты. Внимательно их рассмотрите, выберите необходимые материалы, приступаем к работе.
Педагог: Ребята, я думаю, что настало время провести физкультминутку. Ребята, встаньте, пожалуйста. Проведем пальчиковую гимнастику, соответствующую тематике нашего занятия - «Новый год». Физкультминутка Наступает Новый год! Хлопаем в ладоши Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу Висят на ёлке шарики, поочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар Светятся фонарики. Фонарики Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди Кружатся снежинки. Легко и плавно двигать кистями В гости дед Мороз идёт, Пальцы шагают по коленям или по полу Всем подарки он несёт. Трём друг об друга ладони Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. По очереди массажируем каждый палец Педагог: Продолжаем практическую работу.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. (демонстрация изготовленных сувениров) (По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол)
Педагог: Дети, посмотрите, какие красивые и интересные украшения у вас получились. (Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом)
Педагог: Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши поделки?
Дети: … отвечают.
Педагог: Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные украшения для вашего дома. Я думаю, что вашим близким тоже понравятся.
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберём инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено .
Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группе. Тема: «Новогодние игрушки»
Программное содержание:
Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи.
Повторить правила безопасности украшения елки.
Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки.
Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.
Совершенствовать технику рельефной лепки из соленого теста.
Развивать творческие способности.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.
Словарная работа:
Самодельные игрушки, старинный обычай.
Материалы, инструменты, оборудование:
Плоскостные картонные шары на веревочке, соленое цветное тесто (красное, желтое, зеленое, синие, коричневое, белое), стеки, колпачки от фломастеров, тряпочка, стакан с водой, кисточка №2, бисер, бусины, угощение.
Вводная часть:
Дети входят под новогоднюю мелодию, садятся за столы. Стук в дверь. Заходит почтальон и отдает письмо.
Воспитатель:
Ребята, а вам письмо: «Детям подготовительной группы детского сада № 11 «Гуси-лебеди». От кого же оно? Давайте откроем и узнаем, что в нем (распечатываю, достаю лист бумаги, читаю):
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Скоро наступит новый год. Мой верный друг снеговик привезет к вам в зал пушистую елку. Приготовил я вам игрушки на елку, да вот налетела злая вьюга и разбила все игрушки. Чем же сейчас украсить елку? Ребята, помогите, сделайте игрушки для новогодней елки. Заранее вас благодарю. Ждите меня на праздник.
Ваш Дед Мороз».
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Деду Морозу?
Дети:
Воспитатель:
А чем можно нарядить елку?
Дети:
Игрушками, хлопушками, гирляндами…
Воспитатель:
А украсить зажженными свечами елку можно? Что может случится?
Дети:
Воспитатель:
Правильно, конечно нельзя наряжать елку свечами.
Воспитатель:
А вот так красиво нарядил елочку Корней Чуковский, стихотворение так и называется «Про елочку»:
Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на елочке
Флаги
Из пунцовой и серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался развеселый
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинный обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…
Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, цветное тесто, бисер, бусинки, колпачки, стеки и ваша фантазия. Посмотрите, на эти шары (показываю картонные шары) красиво будут они смотреться на елке?
Дети:
Воспитатель:
А почему?
Дети:
Они некрасивые…
Воспитатель:
А как их можно украсить?
Дети:
Елочками, сердечками, снеговиком…
Воспитатель:
Молодцы, действительно наши шары можно украсить по разному но, чтобы нам хорошо работалось, давайте немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе)
Воспитатель:
А теперь каждый из вас пусть подумает как он украсит свой шар, что для этого ему понадобится и может приниматься за работу (раздаю шары).
Основная часть занятия:
Включаю новогоднюю мелодию. Подхожу к каждому ребенку интересуюсь, что он будет лепить. Детям затрудняющимся с замыслом даю советы.
Заключительная часть:
Дети приносят свои работы на просмотр (кладут на стол).
Анализ занятия:
Воспитатель:
Ребята, кто запомнил какими игрушками украшали елку в старину?
Кому понравилось украшать сегодня елочные шары?
А кому было трудно в работе?
Молодцы, у вас у всех получились необычные новогодние игрушки. До праздника у нас еще осталось несколько дней, поэтому наши игрушки успеют высохнуть, а потом мы украсим ими елку. Я думаю ваши игрушки будут очень красиво смотреться на елке.
Стук в дверь - залетает ворона.
Ворона:
Кар-кар-кар. Здравствуйте, друзья! А я от Деда Мороза прилетела узнать выполнили ли вы его просьбу.
Дети:
Ворона:
Молодцы, какие замечательные игрушки вы сделали для елки, как красиво…кар-кар-кар. За прекрасную работу Дед Мороз вам выслал угощение.
Воспитатель:
Спасибо большое тебе ворона и Деду морозу за угощение.
Ворона:
До свидания, ребята. Кар-кар-кар. (Ворона улетает).
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Тема: Работа с тканью. Приёмы изготовления новогодних игрушек.
Изделие: Игрушки: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»
Цель: Заинтересовать детей изготовлением новогодних игрушек. Применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков при раскрое и шитье новогодних игрушек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр детского технического творчества
«Изготовление новогодних игрушек»
Конспект занятия объединения дополнительного образования детей
(Возраст 8-10 лет)
Составил:
педагог дополнительного
образования
Озерова Евгения Ивановна
г. Выкса
2013 г.
Тема: Работа с тканью. Приёмы изготовления новогодних игрушек.
Изделие: Игрушки: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»
Цель: Заинтересовать детей изготовлением новогодних игрушек. Применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков при раскрое и шитье новогодних игрушек.
Задачи:
1. Закреплять практические навыки работы при изготовлении игрушек.
2. Совершенствовать умение выполнять шов «вперёд иголку».
3. Повторить правила безопасной работы с ножницами и иглой.
4. Формировать навыки разметки по шаблону.
5. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, фантазию.
6. Воспитывать аккуратность, терпение.
Тип занятия: закрепление изученного
Форма занятия: занятие-игра
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.
Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация слайдов
Практические: показ способ изготовления изделий
Возраст детей: 8-10 лет
Материал и инструменты:
- иголки
- нитки
- ножницы
- картон
- бумага
- карандаш
- ткань
- вата
- синтепон
- пуговицы
Дидактические материалы:
- готовые работы, выполненные педагогом
- таблица «Порядок изготовления игрушек»
- технологическая карта «Порядок изготовления игрушек»
- шаблоны деталей
- картинки игрушек
- различные открытки
- плакат ТБ (при работе с инструментами)
Хронометраж учебного занятия:
Организационный момент - 2 минуты
Теория (постановка целей и задач) - 10 минут
Практическая работа (описание действий, объяснение) - 25 минут
Выставка работ - 5 минут
Итог работы - 3 минуты
План-конспект занятия
План занятия:
1. Вводная часть:
- Организационный момент, приветствие
- Озвучивание темы занятия
- Демонстрация образцов
- Беседа об игрушках
- Беседа о предназначении предлагаемых изделий
- Определение материалов и инструментов, необходимых для работы
- Техника безопасности при работе с инструментами
2. Основная часть:
- Анализ конструкции изделия. Составление плана работы
- Практическая работа. Изготовление новогодних игрушек: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»
- Помощь педагога
- Работа с технологическими картами
3. Заключительная часть:
- Коллективный анализ работ
- Подведение итогов
- Уборка рабочих мест
Конспект занятия:
1. Вводная часть.
Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?
Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – Новый год. Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку – одно удовольствие. А вот и коробка с ёлочными игрушками.
(Педагог показывает из коробочки новогодние игрушки)
Педагог:
У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! И нам нужно постараться повесить все. Ведь все игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то остались нам от бабушки, а какие-то просто красивые.
Сегодня предлагаю изготовить своими руками новогодние сувениры – игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Поэтому тема нашего занятия, как вы, наверное, уже догадались - «Новогодние игрушки».
Педагог: Ребята, сегодня я вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки, а какие вы сейчас угадаете сами.
(Педагог загадывает детям загадки)
Покрутилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
(Педагог показывает снежинку из коробки)
Кормит в лесу она птичек.
В праздник оденется яркой фольгой,
Будет чешуйками ярко блистать,
Ёлочку нашу собой украшать.
(Шишка)
(Педагог показывает шишку из коробки)
Серебристая морковка
Прицепилась к крыше ловко,
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз.
(Сосулька)
(Педагог показывает сосульку из коробки)
2. Основная часть.
Педагог: Дети, я вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки: снежинку, шишку или сосульку. Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоёмкости, поэтому каждый из вас сможет выбрать себе посильную работу.
Педагог: Ребята, вы определились с выбором игрушки?
Дети: Да.
Педагог:
Чтоб работа закипела,
Приготовим всё для дела,
Будем мы кроить и шить,
Всё должно в порядке быть.
Педагог: Дети, назовите инструменты, которые необходимы нам при шитье мягких игрушек? А поможет нам волшебная шкатулка.
Педагог: Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?
(Обучающиеся по очереди в стихотворной форме называют инструменты)
Педагог:
Как в нашей шкатулочке
Есть и дома, и улочки.
Постучимся в дверцу.
Кто за ней? Проверь-ка!
- Напёрсток
Я напёрсток стальной,
Молодец удалой.
Злые без меня иголки
Жалят пальцы у девчонки.
А с напёрстком, никогда
Не уколется она!
- Иголки
Что он болтает и нас задевает?
Разве без дела иголки сидят?
Шьют они куклам красивый наряд.
Кто чинит им платья, чулки зашивает?
Это иголки. И всякий нас знает.
Педагог: Ребят, что надо знать и не забыть при использовании иголочки?
- Катушки
Что там иглы раскричались,
Расшумелись, распищались?
Мы, катушки, всех важнее,
Наши нитки всех нужнее!
Ты с иголкой не шути,
С ней по классу не броди,
Где попало не бросай,
Всегда в игольницу втыкай.
Ведь без нитки нипочём
Ничего мы не сошьём.
Нитка кончилась – тогда
Это вовсе не беда.
Пустая катушка –
Для ребят игрушка.
- Игольница
И иголки, и булавки
Здесь сидят, словно на травке
В швейной сказочной стране
Им удобно быть во мне.
Коль мне в спинку их втыкать,
Будет их удобно брать.
Я игольница, как ёж, -
Без напёрсточка не трожь.
Вы в гостях у многих были,
Только про меня забыли.
Я мелок. Рисую ловко,
Будет куколка с обновкой.
Расчерчу любую ткань
Всем на диво, только глянь!
- Ножницы
Мы острые ножницы!
Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк.
Не строим мы рожицы –
Мы любим толк.
Да, мы работяги,
Чик, чик, чик, чик
Тот полон отваги,
К труду кто привык.
Педагог: Дети, как правильно надо пользоваться ножницами?
Дети:
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота
Не забудь их закрыть
И на место положить.
Педагог: Ребята, перед вами образцы новогодних игрушек: сосулька, снежинка и шишка. Посмотрите на эти игрушки и скажите, что у них общего?
Дети: Эти игрушки сшиты из ткани. Эти игрушки предназначены для украшения ёлки.
Педагог: Хорошо. А чем эти игрушки отличаются друг от друга.
Дети: Цветом, формой, украшением.
Педагог: Правильно! А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Дети: Ткань, иголки, ножницы, нитки, мел, вата, синтепон, карандаши.
Педагог: Молодцы! Перечислите основные виды швов, используемых при шитье.
Дети: «Вперёд иголку», «Назад иголку».
Педагог: В чём отличие перечисленных швов?
Дети: … отвечают.
Педагог: Ребята, вспомните последовательность раскроя деталей?
Дети: … отвечают.
Педагог: Вспомните поговорки – что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе.
Дети:
- «Дело делай, а переделок не оставляй»
- «Где аккуратность, там и опрятность»
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
- «Делано наспех, а сделано на смех»
Педагог: Ребята, изготовить новогодние игрушки вам помогут вот такие технологические карты. Технологическая карта помогает понять, в какой последовательности нужно делать то или иное изделие.
Педагог: Дети, каждому из вас я приготовила технологические карты, которые помогут вам изготовить игрушки.
Практическая работа:
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. Во время практической работы я вам предлагаю прослушать информацию об истории новогодних игрушек.
(Ребята изучают технологическую карту, начинают мастерить игрушки)
(Педагог рассказывает детям об истории новогодних игрушек)
Педагог:
Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим.
На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое!
А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.
Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги.
Педагог: Ребята, я думаю, что настало время провести физкультминутку. Ребята, встаньте, пожалуйста. Проведем пальчиковую гимнастику, соответствующую теме нашего занятия - «Новый год».
Физкультминутка
Наступает Новый год! Хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на ёлке шарики, П оочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. Фонарики
Вот сверкают льдинки, Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. Легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идёт, Пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несёт. Трём друг об друга ладони
Будем пальцы загибать: Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. По очереди массажируем каждый палец
Педагог: Продолжаем практическую работу.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставьте, пожалуйста, свои игрушки на стол.
(По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол)
Педагог: Дети, посмотрите, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.
(Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом)
Педагог: Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши игрушки?
Дети: … отвечают.
Педагог: Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные игрушки. Я думаю, что вашим близким тоже понравятся.
Педагог: Ребята! Пусть ваша новогодняя игрушка для ёлки будет вас радовать. И каждый год, под Новый год, мы с волнением будем доставать старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу ёлку.
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберём инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.
МЬБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района г. Кемерово
План – конспект
«Елочные игрушки»
Разработал:
педагог дополнительного образования
Карпицкая Ольга Степановна
2017
План конспект
открытого занятия по изобразительному искусству
педагога дополнительного образования
Карпицкой Ольги Степановны
Тема: «Ёлочные игрушки»
Форма занятия: беседа, объяснение, практическая работа.
Деятельная цель: Формирование у обучающихся учебно – коммуникативных
умений.
Содержательная цель: Расширить знания детей о разнообразии елочных
игрушек и их происхождении.
Совершенствовать технические и
изобразительные навыки, умения. Приобщать детей к удивительному миру
искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес
к творчеству, к изобразительному искусству.
2. Развивать творческие способности и воображение, чувство формы, цвета и
композиции.
3. Формировать умение самостоятельно компоновать рисунок. Закреплять
знания и умения ранее изученного.
Методы: фронтальный и индивидуальный.
Материалы и оборудование:
Для педагога: Наглядный материал, раздаточный материал.
Для обучающихся:
Рабочий лист в виде елочного шара.
Цветные восковые мелки.
\
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент – 2 минуты:
приветствие;
проверка готовности обучающихся к занятию, их эмоционального настроя
на работу;
знакомство с планом занятия.
2. Изложение нового материала – 8 минут:
рассказбеседа о празднике «новый год», о елочных игрушках;
интересные факты.
3. Повторение пройденного материала – 3 минуты:
орнамент, виды орнамента;
работа с материалом изображения.
6. Практическая работа – 15минут:
Педагог предлагает детям изобразить узоры на рабочем листе в виде
елочного шара. Обращает внимание на основные этапы в рисунке.
Через 15 минут занятия проводится физминутка.
Педагогом проговаривается техника безопасности.
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет
обучающимся полную творческую свободу, оказывая индивидуальную
помощь. Звучит негромкая музыка.
5. Подведение итогов занятия – 2 минуты:
Дети с педагогом обсуждают работы. В конце занятия устраивается
выставка. Педагог не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить то,
что лучше всего удалось. Рефлексия настроения.
6. Уборка рабочих мест.
Конспект открытого занятия
«Ёлочные игрушки»
1. Педагог (П): Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, к
нам пришли гости, ваши родители и администрация дворца творчества.
Ребята, как ваше настроение?
Предполагаемый ответ (ПО): Хорошее.
(П): Давайте посмотрим друг на друга, и подарим улыбки, и ваше
настроение станет еще лучше!
(П): Ребята все вы знаете, какое сейчас время года!?
(ПО): Зима.
(П): Верно, наступила зима. Отгадайте загадку:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?...
(ПО): Новый год.
(П): Совершенно верно, молодцы! Новый год самый яркий и
радостный праздник, его любят и взрослые и дети. Он считается особым и
самым волшебным, потому что в новогоднюю ночь загадывают желания и
дарят друг другу подарки. И совсем скоро наступит этот долгожданный
праздник. Ребята, а вы ждете это праздник?
(ПО): Да.
(П): Готовятся к этому празднику заранее. И один из моментов
подготовки – это украшение нашего дома. А главным украшением дома к
этому празднику является?
(ПО): Ёлка.
2. (П): Ребята, послушайте внимательно загадку:
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках ёлки?
(ПО): Ёлочные игрушки.
(П): Молодцы. Отгадав загадку, вы назвали тему нашего занятия,
«Ёлочные игрушки».
(П): Ребята скажите, чем вы украшаете новогоднюю ёлку?
(ПО): Игрушками, гирляндами, мишурой и т.д.
(П): Замечательно, здорово. А вы знаете, что раньше ёлку украшали не
игрушками?
(ПО): А чем?
(П): Раньше на Руси, ёлку украшали яблоками, орехами, пряниками и
конфетами. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать с
ёлки, чтонибудь вкусненькое! Со временем ёлку стали украшать
игрушками из соломы, ткани в форме различных животных, людей и др.
И лишь в 19 веке, в Германии, появились первые стеклянные ёлочные
игрушки. Если верить одной легенде, произошло это совершенно
случайно. Жил да был там мастерстеклодув. И вот когда пришло время
наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на
орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал
мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули,
взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные
игрушки: яблоки, конфеты, пряники, и все это искрилось,
переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так
понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея
мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом
стала традицией.
И сегодня вы будете настоящими мастерами елочных игрушек, а именно
шаров. Каждому из вас я приготовила вот такие шары из бумаги. Ваша
задача их украсить. Чем вы их будете украшать?
(ПО): Узорами.
(П): Верно, давайте вспомним, каким другим словом можно назвать
узоры, которыми украшают различные предметы?
(ПО): Орнамент.
(П): Молодцы, помните. А какие виды орнамента бывают?
(ПО): Геометрический и растительный.
(П): Замечательно. А какие линии используются в орнаментах?
(ПО): Прямая, волнистая и зигзаг.
(П): Отлично, все помните. Сегодня на занятии, вы самостоятельно
выбираете, каким будет ваш орнамент, из каких узоров, фигур, линий
он будет состоять. У каждого будет, свой неповторимый орнамент.
Для того чтобы приступить к работе, давайте подготовим ваши ручки.
Осторожно и тихо встаем со своих мест.
Физминутка
(П): Наступает новый год,
Дети водят хоровод,
Висят на елке шарики,
Светятся фонарики,
Засверкали льдинки,
Кружатся снежинки.
(П): Итак, ваши ручки готовы к работе. Стульчики пододвиньте
поближе, спинки у всех прямые, следим за осанкой. Перед вами лежат
острозаточенные карандаши, чего нельзя ими делать?
(ПО): Махать, тыкать, стучать и т.д.
(П): А чего еще нельзя делать, с любыми материалами?
(ПО): Грызть.
(П): Верно, потому что, заболит животик.
Ребята, еще вы сегодня будете рисовать восковыми мелками, все вы
знаете, что они очень ломкие, поэтому держать их нужно за кончик
мелка.
Итак, приступаем к работе, сначала рисуем простым карандашом. Для
тех, кому будет сложно придумать свои узоры, есть помощники. У всех
лежат вот такие подсказки, можно взять за основу какую либо идею и
дополнить своими узорами.
(П): У кого орнамент готов, раскрашивайте восковыми мелками.
Ребята, покажите мне, пожалуйста, ваши елочные игрушки, какие они
красивые получились. Вы все славно потрудились, все справились с
заданием, и за ваше старание хочу вручить каждому вот такие
блестящие звездочки, которые отлично дополнят орнамент вашего
шара.
Ребята, теперь у каждого из вас, появилась, новая ёлочная игрушка,
которой вы сможете украсить вашу елку. Теперь своими улыбками и
настроением покажите, понравилось ли вам наше занятие?
Замечательно! Все остались довольны своей работой!!!
Наше занятие подошло к концу, наводим порядок на рабочих местах.
До новых встреч!