Садовые растения        22.09.2019   

Почему на рождество наряжают елку православие. Ёлка - рождественская или новогодняя. Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное


Дорогие читатели! Для себя лично вопрос с ёлкой я решал так: для начала почитал историю - что было до меня, с чего началось. Итак:

История новогодней елки
Собственно говоря, а почему нужно встречать Новый год с елкой? Почему именно ее мы наряжаем гирляндами, шарами и свечами? Посмотрим, что рассказывает история новогодней елки. Обычай встречать Новый год с лесной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далекие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи - как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку в повседневной жизни. Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуется особым расположением Солнца - главного бога в языческих верованиях. Солнце разрешает ели оставаться всегда зеленой, в отличие от лиственных деревьев, именно поэтому в ее ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Поэтому древние германцы, встречая «перелом зимы», украшали свои жилища еловыми ветвями, символизирующими вечную жизнь и пробуждающуюся природу. Зеленая лесная красавица издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый дух лесов - защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. Еще это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые лапы подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

А в Древней Греции ель считали священным деревом, деревом надежды, символом вечной жизни, она символизировала начало нового годового цикла в жизни всего живого. Именно ее ветви использовались прорицателями. По преданиям, из ели был построен троянский конь.
Для древних славян священным деревом был дуб, а наступление нового жизненного цикла символизировала береза, так как приход Нового года они праздновали весной. Славяне считали, что новый год начинается со дня весеннего равноденствия. После принятия христианства для празднования Рождества они выбрали ель. На Рождество ель украшали огнями и плодами фруктов, орехами. Возле елки надлежало веселиться, играть на музыкальных инструментах, петь и плясать. Делали это с определенной целью - разбудить весеннюю богиню Живу, для того чтобы она отправила на землю своего сына по имени Свет. Именно Свет должен был пробудить всех в сонном царстве Деда Мороза и освободить землю от ледяных оков.

Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, дерзость, долголетие, бессмертие, величие духа. Считалось, что она несет в себе огонь жизни и помогает восстановить здоровье. Христианская церковь долгое время отказывалась от народного обычая украшать дома и храмы хвойными ветвями на Новый год. Прошли сотни лет, прежде чем возродилась традиция украшать деревья во время праздника. В XIII веке ель стала обязательным атрибутом праздника Рождества. А с 1500 года в Германии рождественские ели стали освящать в церквях. С тех пор в немецких городах и селах сохранилась традиция в конце декабря приносить ель в дом. Следует отметить, что этот народный обычай получил распространение не только среди простых людей, но и среди знати. Устанавливая в своих домах ель, люди верили, что с ее помощью одержат победу над любыми стужами. Они украшали дерево и зажигали на нем свечи, которые символизировали Христа, несущего миру свет, показывая тем самым свою готовность сделать жизнь лучше и чище. И если поначалу в качестве украшений использовали фрукты (яблоки, груши) или орехи, то со временем убранство становилось все разнообразнее и богаче. Так, с развитием ремесла стеклодувы придумали очень легкие и красивые стеклянные украшения. Верхушку ели украшали изображением солнца, вырезанного из бумаги, сделанного из соломы или стекла. Нарядная лесная красавица пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Расставаться с ней было жалко всем, и ее стали оставлять до Нового года. Потом уже стало традицией эти два праздника проводить с одной елкой.

Затем почитал, что написано в церковных трудах (Христианский дом 17:157):
"Можно ли нам иметь рождественскую елку"? - Богу было бы угодно, если бы на Рождество каждая церковь имела рождественскую елку, на который были бы развешаны приношения, большие и маленькие, для домов поклонения (Ссылка в этой статье относится к современным строительным проектам. Поскольку представленные принципы применимы и сегодня, то подобные характерные ссылки оставлены в тексте.). К нам приходят письма, в которых люди спрашивают, можно ли им иметь рождественскую елку? Не будет ли это напоминать обычаи мира? Мы отвечаем: вы можете устраивать ее, как это делает мир, если у вас есть намерение, а можете поступать вопреки обычаям мира. Нет особого греха в том, чтобы поставить благоуханные вечнозеленые ели в наших церквах, но грех кроется в мотивах, побуждающих к действию, и в использовании даров, развешанных на дереве. Елка может быть настолько высокой и ее ветви настолько широкими, насколько это будет уместным при данных обстоятельствах: но пусть она будет нагружена золотыми и серебряными плодами ваших благодеяний, и представьте это Ему как ваш рождественский дар. Пусть ваши пожертвования будут освящены молитвой.

Рождественские и новогодние торжества могут и должны отмечаться ради тех, кто нуждается в помощи. Бог прославляется тогда, когда мы оказываем помощь тем, кто имеет большие семьи и должен содержать их.

Елка, украшенная приношениями - это не грех. Пусть родители не думают, что вечнозеленая ель, поставленная в церкви, чтобы дарить веселье ученикам субботней школы, - это грех, ведь она может принести великое благословение. Старайтесь внушить им добрые намерения. Ни в коем случае не допускайте, чтобы развлечение было единственной целью их собрания. Конечно, найдутся такие, кто воспользуется этим, чтобы беззаботно провести время, чьи умы не примут Божественной печати, но будут и другие, для кого это время окажется весьма полезным. Я вполне удовлетворена тем, что эти невинные затеи могут заменить многие сборища, которые оказывают деморализующее влияние.

Позаботьтесь о невинных удовольствиях в этот день. - Не должны ли вы пробудиться, мои христианские братья и сестры, и препоясать себя долгом в страхе Божьем, так организовав это дело, чтобы оно не было скучным и неинтересным, но полным невинной радости, отмеченной печатью неба? Я знаю, что неимущие люди откликнутся на эти предложения. Наиболее состоятельные тоже должны проявить заинтересованность и принести свои дары и приношения соразмерно средствам, которые Бог доверил им. Пусть в небесных книгах будет записано такое Рождество, которого прежде никогда не видели благодаря дарам, сделанным для поддержания дела Божьего и для созидания Его Царства.

Елена Г. Уайт и приятное дружеское собрание. - В заключение своей длительной поездки на восток я прибыла домой в Гельдебург к новогоднему празднику. Зал колледжа был подготовлен для собрания субботней школы. Он был со вкусом оформлен венками из кипариса, осенними листьями, вечнозелеными растениями, цветами, большой колокол из вечнозеленых растений висел над сводчатым дверным проемом при входе. Рождественская елка была украшена подарками, которые предназначались для бедных и для того, чтобы помочь устроителям приобрести колокол... Не было сказано и сделано ничего такого, что могло бы обременить чью-то совесть. Некоторые спрашивали меня: "Сестра Уайт, что вы думаете об этом? Согласуется ли это с вашей верой?" Я отвечала им: "Это находится в согласии с моей верой".

Исходя из прочитанного, я сделал для себя вывод, что ёлка обычно выполняет функции "священного дерева"(что Господь не приветствует), но может быть использована и для служения бедным. Вы же вольны для себя делать те выводы, которые вам подсказывает ваша совесть и Дух Святой...

Ника Кравчук

А вы знаете, что символизирует рождественская елка?

В советское время рождественская елка почти незаметно стала называться новогодней. Ее украсили пятиконечной красной звездой и почти полностью лишили глубинного религиозного смысла. Но разве украшенная ель, запах хвои, огоньки гирлянд и разнообразные шары на колючих ветках — это такое себе дополнение к торжеству и ничего более? Оказывается, все не так просто. Рождественское дерево имеет христианский подтекст и символизирует… Впрочем, об этом и о многих интересных фактах читайте далее.

Рождественская елка — дерево с религиозным подтекстом

Считается, что традиция украшать ель к Рождеству возникла еще в средневековой Германии. Когда впервые произошло это событие — знает один Бог. Часто говорят, что первым в истории было деревце, которое Мартин Лютер установил в своем доме. Опять же — точная дата неизвестна.

Что же символизировало собой украшенное хвойное дерево? С одной стороны, рождественская елка напоминала о райском Древе жизни , Эдемском саде и грехопадении Адама и Евы. Как раз накануне Рождества, 24 декабря, западные христиане отмечали день памяти прародителей Адама и Евы.

Но рождественская ель — это не дерево грустных воспоминаний. Потому что, с другой стороны, оно — символ родившегося Христа . Бог стал Человеком, чтобы прийти в мир и искупить всех людей, примирить их с Творцом. Иными словами — восстановить ту связь, которую в свое время разорвали Адам и Ева.

Что символизируют елочные украшения?

После того, как вы узнали о глубокой христианской символике рождественского дерева, вы понимаете, почему его именно так наряжают.

Рождественская елка обязательно украшается фонариками, гирляндами и восьмиконечной звездой на макушке. Почему обязательно звезда? А вспомните историю о волхвах, пришедших с Востока для поклонения Христу. Путь им указывала рождественская звезда.

По одной германской легенде, Лютер, отправляясь в лес, также увидел, как ангел украсил верхушку ели звездой.

Почему на рождественское дерево цепляли различные плоды, тоже понятно: ведь оно напоминало о райском Древе жизни.

На что же указывают всевозможные другие украшения — елочные игрушки? Если елка — это Христос, то цветные шары и огоньки — все верующие, пребывающие во Христе, то есть истинная Церковь.

Вот какую глубокую христианскую символику имеет наряженная рождественская елка. Понятно, почему большевики сразу отменили этот благочестивый обычай, а потом по просьбам «советских граждан» разрешили, превратив символ Христа в обычное новогоднее дерево. Но об этом немного позже, а сначала мы расскажем, как же возникла традиция украшать рождественскую ель.

Кто впервые нарядил хвойное дерево к Рождеству?

В исторических источниках первое упоминание о рождественской елке сводится к 1510 году и уже не к Германии, а к латвийской столице — Риге. Правда, с этим категорически не согласны жители Таллинна. Эстонцы якобы доказали, что у них украшенное к Рождеству деревце появилось на четыре века раньше, чем у латвийцев.

Дошло до того, что перед Новым 2011 годом между Ригой и Таллинном разразился дипломатический скандал: в какой стране рождественская елка появилась впервые? Кому отмечать день рождения рождественского дерева?

Но как бы там ни было, мы точно знаем, когда елка впервые появилась в будущей Российской империи, — после указа Петра І от 20 декабря 1699 года.

Как елка в Российской империи прижилась

Перед выдачей указа Петр І посетил Европу, и во время поездки ему очень понравились украшенные к Рождеству деревца. После возвращения домой он провел календарную реформу: летоисчисление теперь велось от Рождества Христова, а Новый год начинался 1 января. Чтобы передать атмосферу праздника Петр І велел украшать рождественские елки и зажигать огни.

Но этот обычай прижился не сразу: сначала рождественские деревья устанавливали и украшали разве что немецкие семьи, проживавшие в Российской империи.

Зато к середине ХІХ века ситуация изменилась: в 1852 году появилась первая публичная рождественская елка в Петербурге, за ней последовал целый парад елей, устанавливаемых в местах собраний дворян, купцов, в клубах и театрах. Затем сначала в зажиточных семьях, чтобы показать свой статус, а затем и в обычных — на радость детям — взялись украшать елки.

Во всем мире появился и соответствующий рождественский бизнес: изготовляли украшения и сладости. Таковая коммерция приносила хорошие доходы и радость как взрослым, так и детям.

Новогодняя или рождественская?

С приходом советской власти все постепенно поменялось. Рождество и рождественская елка, как «поповский обычай» , были отменены, чтобы дети не впитывали религиозность с раннего возраста.

Правда, гонения на хвойную красавицу долго не продлились. Уже в 1935 году партийный деятель Постышев добился от Сталина реабилитации елки. Она вернулась, но уже не как символ Христа, а как новогоднее дерево. И украшала ее уже не восьмиконечная вифлеемская звезда, а пятиконечная красная.

Но время все возвращает на круги своя: и празднование Рождества, и колядки, и торжественные богослужения, и, конечно, украшенное деревце с гирляндами и восьмиконечной (или шестиконечной) звездой на макушке.

Предлагаем вам вместе с детьми посмотреть «Легенду о Елке»:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Как провести рождественский сочельник? Можно ли вкушать пищу до появления на небе первой звезды? Что символизирует традиция готовить 12 постных блюд и оправдывает ли она себя? Почему так важно расставлять приоритеты: сначала богослужения, а уже затем уборка-готовка? Обо всем этом читайте статье.