Садовые растения        26.09.2019   

Поделки из бумаги история возникновения. Из истории оригами. Самые древние поделки оригами


29.08.2013 г.

25434 0

Краткая история оригами. В статье приведены сведения о древнейших фигурах оригами и их использовании в религиозных культах.

А началось все, как ни странно, вовсе не в Японии, а в Китае…

История возникновения оригами

Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в в начале нашей эры и секрет ее изготовления хранился в строжайшей тайне. Виной ли тому промышленный шпионаж, или японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, превышающую по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях – для записи священных текстов и другой информации, – но и для создания нового искусства. Впрочем, бумага поначалу была чрезвычайно редким и дорогим материалом, поэтому все изделия из нее, в том числе и оригами, использовались исключительно в религиозных обрядах буддистов. Кстати (не беремся сказать, как так получилось), но по-японски слова «бумага» и «Бог» имеют схожее звучание: «kami», что, очевидно, весьма способствовало приданию фигуркам из бумаги религиозного смысла. Использование первых фигур оригами для богослужений наложило отпечаток и на технику: классическое оригами изготавливается из квадрата, а эта фигура уже сама по себе является сакральной в японской культуре.

Некоторые отголоски той, давней сакральности чувствует каждый, кто любит работать с бумагой. Складывание оригами требует от человека настоящей медитации, он отвлекается от посторонних мыслей, сосредотачивается, объектом его размышлений становится красота геометрических форм, чистота и точность линий, строгая последовательность действий. Это ли не лучшее лекарство от нервотрепки нашего бешено несущегося мира?

Но вернемся к древним фигурам оригами . Что же они из себя представляли?

Самый ранний из известных примеров использования оригами - катасиро . Катасиро - это что-то вроде кукол, символические изображения божеств-«козлов отпущения», которых вырезали из специальной бумаги - дзингу ёси («храмовая бумага»). Именно на катасиро древние японцы мистически переводили все пагубные влияния, «порчу» и «сглазы». После религиозной церемонии фигурки сжигались или спускались священнослужителями в реку, которая уносила все плохое в небытие. (Забавно, но некоторые современные психологи для избавления от навязчивых негативных мыслей советуют почти такой же метод: смотреть на дорогу, «записывать» плохие мысли на воображаемых стикерах и «клеить» их на уносящиеся вдаль машины).

Также в древней Японии большое распространение имели, да, впрочем, имеют и до сих пор, коробочки из бумаги. В небольших бумажных коробочках кусочки еды приносились в жертву японским божествам. В обмен на эту жертву люди ожидали благополучия в доме, богатства на столе, мира и спокойствия.

Важную роль оригами играло и в области формального этикета. Подарки, вручаемые во время различных церемоний и праздников, могли быть завернуты десятком различных способов, каждый из которых нес определенное значение. А на свадебных и похоронных обрядах использовались искусно сложенные бумажные орнаменты, например, бабочки, которыми украшали бутылки с сакэ.


Позднее, когда бумага стала более общедоступной, традиционные коробочки из бумаги стали частью украшения японских домов и играли важную практическую роль в быту. Многие из древних форм коробочек дошли до наших дней.

Одной из древнейших является фигурка журавля оригами (Цуру). Она описывается в двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни, символом бога долголетия Фуцурокудзю. Фуцурокудзю обычно сопровождали журавль, олень и черепаха. Отсюда, возможно, и пошел обычай дарить бумажного журавлика с пожеланием счастья и долгой жизни.

Сложно сказать, когда оригами из религиозного искусства превратилось в развлечение. По всей вероятности, это произошло в эпоху Хэйан (794 - 1185) (слово «хэйан» означает «мир, спокойствие»). С тех пор оригами стало активно развиваться. Сначала оно стало занятием для придворных. Умение создавать из листа бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер.


Позже, в эпоху Эдо и Адзути-Момояна, оригами покинуло пределы придворного искусства и вошло в «широкие массы», стало общедоступным времяпрепровождением. Именно в это время были придуманы новейшие фигурки, которые позже стали классическими. Искусство оригами передавалось из поколения в поколение по женской линии.

Фигурками оригами декорировали свадебный пир, самураи развлекали своих дам, даже письма складывали определенным образом и декорировали оригами, бумажные фигурки использовали в народной медицине и верили в их магическую силу, в которую верят и ныне. Даже сейчас в некоторых областях Японии изготавливают амулеты, символизирующие семейную гармонию (нагаси-бина и гофу).

Следующий период в развитии этого искусства наступил после 2-й мировой войны, когда оригами вышло далеко за пределы Востока, попав в Америку и Европу.


Но искусство складывания бумаги, аналогичное оригами, возникало самостоятельно и в других странах. Например, известна испанская школа оригами , которая связана с именем Мигеля Уманумо , которая распространилась и в страны Южной Америки. Испанцы придумали свои методы складывания классических фигурок, а также изобрели совершенно новые. Например, метод складывания птичек из бумаги – «пахарит » (в Мексике такую птичку называют «паярит »).

Поклонниками этого увлекательного вида творчества были Леонардо да Винчи, иллюзионист Гуддини, а также писатель и математик Льюис Кэрролл.

В России же большим любителем оригами был не кто иной, как Лев Толстой. Незатейливое искусство складывания бумажных журавликов великий писатель, впрочем, известный и другими своими парадоксами, ставил едва ли не выше, чем творения профессиональных поэтов и музыкантов. Вот как он писал об этом:

«Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями.

Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков (cocottes), которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло от того, что петушки не важны, а поэмы и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго не было ничего в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать поэму, картину, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».

История оригами

Основная статья: История оригами

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии . Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае , Корее , Германии и Испании .

Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан . Самураи обменивались подарками, украшенными носи , своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами , а затем и многочисленные течения, включая киригами . В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

Виды и техники оригами

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама , объёмное тело шарообразной формы.

Простое оригами

Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной . Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Складывание по развёртке

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники.

Математика в оригами

Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики . Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.

Примечательно, что бумага показывает нулевую гауссову кривизну во всех точках поверхности, и только сгибы представляют собой линии нулевой кривизны. Но кривизна вдоль поверхности неизогнутой складки на влажной бумаге или складки ногтем не удовлетворяют этому условию.

То, что составление плоской модели из образца складки является NP-полным было доказано Маршаллом Берном и Барри Хайесом.

Проблема твёрдого оригами имеет некоторое практическое значение. Она формулируется так: если мы заменим бумагу листом металла и будем использовать стержни вместо линий складок, то сможем ли мы получить соответствующую модель? Примером решения этой проблемы являются твёрдые сгибы Миуры , используемые для развёртывания массивов солнечных батарей для космических спутников.

Оригами в литературе и искусстве

  • Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2nd GIG

См. также

  • Квиллинг
  • Форматное конструирование
  • Бумагопластика

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оригами" в других словарях:

    Искусство Словарь русских синонимов. оригами сущ., кол во синонимов: 2 искусство (45) фигурка … Словарь синонимов

    - [яп.] старинное японское искусство конструирования из бумаги разного рода изображений декоративного характера (путем ее перегибания, разрезания и комбинирования). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Неизм.; ср. [от япон. ori сгиб, складка и kami бумага]. Искусство изготовления декоративных изделий из бумаги путём сгибания её в различных направлениях (возникло в Японии). Ребёнок занимается в кружке оригами. // Изделие, изготовленное таким… … Энциклопедический словарь

    Искусство складывания фигурок из бумаги. Для оригами продается специальная бумага разных цветов, определенного формата, с приложением схем, показывающих, как сделать ту или иную фигурку. Последние отличаются большой выразительностью и сложностью … Вся Япония

    оригами - неизм.; ср. (от япон. ori сгиб, складка и kami бумага) а) Искусство изготовления декоративных изделий из бумаги путём сгибания её в различных направлениях (возникло в Японии) Ребёнок занимается в кружке оригами. б) отт. Изделие, изготовленное… … Словарь многих выражений

    Нескл. мн. Японское декоративное искусство изготовления разнообразных поделок корабликов, журавликов, цветов и т.п. путём складывания различными способами листа бумаги (широко распространённое с XVIII в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    оригами - ориг ами, нескл., ср … Русский орфографический словарь

Япония – это удивительная страна, мне всегда хотелось, как можно больше узнать об этой стране, о её истории, архитектуре, музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Например, японцы выработали умение создавать икебана – это букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. Искусство бонсай – это искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. Основа японского искусства – краткость и лаконизм, такова же и японская поэзия:

В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И на полях трава (Ёсано Акико)

В Японии, в Европе и в США, взрослые и дети увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами. И это искусство больше всего увлекло меня и стало объектом моего исследования. Меня всегда удивляло то, что из квадратного листа бумаги можно сотворить чудо, будь это цветок или насекомое, животное или геометрическая форма, или целая композиция. Как будто ты режиссер сказочного представления, и все в твоих руках: и декорации, и персонажи, и сценарий – и все зависит только от тебя одной, как это здорово!

Цель исследования – на основе принятых в оригами условных международных знаков разработать несколько композиций из оригами.

Задачи исследования:

Осветить историю возникновения оригами;

Проанализировать связь оригами с математикой и показать способы сложения геометрических фигур с помощью оригами;

Обосновать использование новых способов сборки в модульном оригами;

Создать собственные композиции.

Методы исследования:

Анализ статей из книг, журналов и Интернет сайтов;

Выполнение чертежей и схем;

Зарисовка и описание последовательности складывания моделей с использованием принятых в оригами условных международных знаков;

Фотофиксация.

В основном при написании работы я опиралась на книгу Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома». Рассмотрела несколько сайтов, в частности, сайт Московского центра оригами (www. origami. ru) и сайт «Эхо российского журнала «Оригами» , где приводятся данные из истории оригами, подробно описываются базовые формы, принятые в оригами условные международные знаки и т. д.

Апробация работы на уроках математики, я показала одноклассникам, как с помощью оригами очень просто можно сложить геометрические фигуры. На уроках изобразительного искусства я продемонстрировала целый театр оригами. На занятиях студии «Оригамилка» ребята попробовали повторить мои собственные модели. В приложении представлен фотоматериал с занятий, а также чертежи некоторых работ.

Глава 1. Ученичество как приобщение к знанию

Увлечение оригами, предполагает владение разными знаниями по математике, биологии, географии, истории. Для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Хорошие результаты можно получить только тогда, когда будут правильно и последовательно соблюдаться и выполняться все правила и приемы в оригами, когда по собственному сценарию из листа бумаги последовательно выполняются персонажи и необходимые предметы.

1. 1. История возникновения оригами

Оригами (яп. яз. «ори» означает складывание «ками» - бумага) – это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Своими корнями оно уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Афонкины С. Ю и У. Ю. отметили что, несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии искусство складывать из бумаги удивительные по своей красоте фигурки получило широкое распространение. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи. Как гласит легенда, в VII веке один странствующий буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, «пробирается» в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай. Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Их использовали в религиозных церемониях, ими украшали стены храмов, и помещали на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Если рассматривать историю Японии подробно, то можно обнаружить такие факты, например, в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок. Со временем оригами (этот термин возник только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок (например, в Северной Африке или Латинской Америке).

Но именно Япония подарила миру искусство оригами. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.

Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. Во второй половине xx века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей.

Анализируя историю оригами в России, мы узнали любопытные факты, оказалось, что складывать фигурки из бумаги умел писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

В 1978 году СССР посетил Акиро Йошидзава, он демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке, но в это время страна была еще не готова в ответ на одиночный визит мастера начать развивать это направление творчества самостоятельно - не хватало опыта и книг на русском языке.

Развитию отечественного оригами способствует создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций - Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание «Уроки оригами в школе и дома» учебник для начальной школы. С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником.

В истории отечественного оригами имело большое значение творчество Михаила Максимовича Литвинова. В судьбе Михаила Максимовича Литвинова, подобно векторам прослеживаются три составляющих: авиация, математика и искусство. Нельзя сказать, что в каждом из этих направлений он стремился к абсолюту. Но, глубоко связав себя с этими профессиями, он, суммировав накопленные за годы знания, привнес их в совершенно новую область, которая на первый взгляд кому-то даже могла казаться несерьезной. И здесь оказала добрую услугу его природная ироничность. Он связал свою судьбу с оригами, привнеся в это искусство новое содержание Не будучи инженером, математиком и художником, одновременно, нельзя понять всей гениальной простоты метода, благодаря которому плоская поверхность в руках мастера оригами может превратиться в сложнейшую пространственную конструкцию. Исходя из этого, Михаил Максимович предложил ввести понятие "оригамика", произведя тем самым идеологическое и стилистическое соединение оригами с выдающимися достижениями неэвклидовой геометрии.

1. 2. Математика и оригами

Очень многое в оригами связано с математикой. Идея оригами проста: преобразовывая складыванием квадратный листок бумаги, необходимо получить какую-то определенную фигуру. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а требуется лишь лист однотонной бумаги.

Свойства квадрата и его частей используются при складывании любой модели. Но для начала нужно знать, что такое квадрат, что означает равенство сторон (углов), и как его можно проверить, что такое диагональ квадрата, на какие части она его делит, какие элементы квадрата совмещаются при сгибе по диагонали, взаимное расположение двух диагоналей, что такое средняя линия квадрата, на какие части она его делит и. наконец, какие элементы квадрата совмещаются при сгибе по средней линии.

Построение простейших моделей классического или модульного оригами начинается с построения либо диагонали, либо средней линии квадрата. И складывание многих фигурок продолжается созданием хорошо известных несложных конструкций, которые называются базовыми формами. Базовые формы играют роль своеобразных “дебютов”, исполнив которые можно начать свою собственную “партию”. В связи с этим необходимо обращать внимание на базовые формы изделий, анализировать свойства геометрических фигур, встречающихся и используемых при их построении. Это и определяет, дальнейший порядок знакомства с геометрическими объектами. В связи с этим я обратила внимание на то, что:

Во-первых, мастера оригами выделяют разное количество основных базовых форм. Так, например, Афонькины С. Ю. и Е. Ю. рассматривают всего девять форм, у Сержантовой Т. Б. их двенадцать, Выгонов В. В. выделяет семнадцать базовых форм.

Во-вторых, проанализировала паттерны базовых форм. Паттерн получается при разворачивании собранной модели до исходного квадрата. Из сетки линий, которая возникает в процессе работы над моделью, выбираются только те, по которым физически согнута бумага в готовой модели. Паттерн является наиболее компактной формой записи готовой сложенной модели на плоскости.

Это позволило сделать вывод о том, что основными линиями на них являются:

Одна или две диагонали квадрата;

Одна или две его средних линии;

Одна, две или три биссектрисы треугольников, получившихся при складывании.

Также можно выделить паттерны, имеющие общие линии.

В-третьих, в процессе построения базовой формы каждая линия делит его на определенные геометрические фигуры (треугольники и четырехугольники). При построении моделей оригами важно иметь представление для следующих вопросах, связанные с математикой:

Какие характерные признаки выделить в четырехугольнике;

Что такое диагональ, на какие части она делит изучаемую фигуру;

Какие элементы четырехугольника совмещаются при сгибе по диагонали;

Взаимное расположение двух диагоналей;

Что такое средняя линия, на какие части она делит изучаемую фигуру, какие элементы совмещаются при сгибе по средней линии;

Взаимное расположение двух средних линий.

В процессе работы исследователи-практики так формулируют определения диагонали и средней линии произвольного четырехугольника:

Диагональ – отрезок прямой, соединяющий две вершины многоугольника, не лежащие на одной стороне.

Средняя линия четырехугольника – отрезок, соединяющий середины двух его противоположных сторон.

При выполнении работ я столкнулась с некоторыми сложностями построения сгибов, совмещающих, например: противоположные стороны ромба;

Смежные стороны прямоугольника;

Вершину и центр прямоугольника и т. д.

Изучая такую геометрическую фигуру как квадрат самый симметричный из всех видов четырехугольников, и складывая ромб по средней линии, пыталась при этом совместить не только стороны, но и вершины ромба. В связи с этим при каждом построении я старалась изучить вид четырехугольника, свойства линии сгиба.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что оригами учит таким понятиям как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения, определение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий и т. д. При помощи этих знаний легче усваиваются и закрепляются геометрические понятия.

Глава 2. Оригинальное оригами бывшего ученика

Японцы считают, что “великий квадрат” не имеет предела. Квадрат в оригами выступает как оригинальный конструктор – его можно трансформировать бесконечно, бывают поделки из 240-250 пунктов сборки. Свои первые работы я начала складывать, начиная с простых моделей. Складывала по инструкциям, которые даются в книгах. Приобретя, какой-то опыт, овладев этой техникой, я начала собирать модели. На первом этапе были собраны модели на основе простых базовых форм.

Чайник и стаканчик (собственная разработка)

При изготовлении чайника была использована белая тонкая бумага в форме квадратов, основной модуль «Цветок на конфетке».

1 этап – основание чайника выполнено из трех модулей «Цветок на конфетке».

2 этап – носик чайника выполнен из одного «универсального» модуля.

3 этап – крышка из модуля «воздушный змей».

4 этап – крышка из модуля «воздушный змей».

Стаканчик выполнен из белой тонкой бумаги, основание повторяет сборку основания чайника, но добавляется еще одно основание.

Некоторые полученные изделия я оформила в композиции (объемная бумагопластика + оригами)

«Веселые старты» (собственная разработка композиции)

1 этап – изготовление лилий (сборка по книге В. Соколовой. «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

2 этап – листья для цветов выполнены с помощью модуля «воздушный змей»

3 этап – камыш выполнен в технике «закручивания»

4 этап – лягушка (сборка по книги С. Нестерова «Оригами для всей семьи»)

«Деревня»(собственная разработка композиции)

1 этап – изготовление людей (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

2 этап – изготовление животных птиц (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

3 этап – изготовление елок (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

4 этап – изготовление домика (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

5 этап – составление композиции.

Также я создала серию работ собранных из модульного оригами. Модульное оригами даёт много возможностей для творчества. Фигуры или композиции создаются из маленьких модулей – свёрнутых кусочков цветной бумаги. Для этого годятся даже старые журналы с картинками. Из модулей можно сделать любые мотивы – малые и большие формы. Модули вкладываются друг в друга без клея. В зависимости от того, как их соединять между собой, и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию.

2. 2. Зоопарк модульного оригами.

Тигр (собственная разработка)

Голова тигра.

1 ряд. Ставим модули первого ряда на короткую сторону, второго – на длинную.

В третьем ряду количество модулей удваиваем - на каждый лучик предыдущего ряда надеваем по модулю. Всего 12 модулей, первые два ряда - по 6 модулей.

4 ряд - прибавляем равномерно еще 6 модулей. Всего- 18 модулей. Модули прибавляем через один - один надеваем, как всегда -на два лучика соседних, два следующих модуля- на лучики одного.

5 ряд - прибавить еще 3 модуля, всего 21 модуль.

6 ряд- всего 23 модуля, т. е надо прибавить 2 модуля: надеваем 8 оранжевых модулей, дальше 15 желтых(в двух местах на 1 модуль надеваем два, по модулю на каждый лучик.

7 ряд - 8 оранжевых модулей, 16 желтых модулей(всего 23).

8 ряд - 8 оранжевых модулей, 17 желтых модулей (всего 25).

9 ряд - 8 оранжевых модулей, 18 желтых модулей (всего 26).

10 ряд - 8 оранжевых модулей, 19 желтых модулей (всего 27).

Теперь над оранжевыми модулями будем надевать желтые модули и, наоборот - над желтыми - оранжевые.

11 ряд - 9 желтых модулей короткой стороной наружу, 18 оранжевых модулей, так же короткой стороной наружу.

12 ряд: добавляем 7 модулей. В этом ряду 10 желтых, 24 оранжевых.

Всего 34 модуля. Прибавление делается таким образом: сразу после желтых надеваем два модуля на лучики одного модуля предыдущего ряда, дальше, как обычно, два модуля, потом опять два модуля на лучики одного модуля предыдущего ряда, два модуля обычным способом.

13 ряд: 11 желтых модулей, 5 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 11 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 5 оранжевых модулей.

14 ряд: 10 желтых модулей, 5 оранжевых модулей, 1 черный модулей, 12 оранжевых модулей.

15 ряд: 11 желтых модулей, 4 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 13 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 4 оранжевых модулей.

16 ряд: 10 желтых, 1 оранжевый, 1 черный, 20 оранжевых, 1 черный, 1 оранжевый

17-19 ряды - 32 модуля оранжевого цвета, 2 модуля черного цвета, все модули надеты длиной стороной наружу. При этом черные модули предыдущих рядов смещаются от лба тигренка.

20 ряд- все модули оранжевого цвета.

21 ряд: сзади (или снизу - кому как угодно)- 9 модулей черного цвета, остальные оранжевые.

24 ряд: убавляем количество модулей до 23 модулей.

25 ряд: 23 оранжевых модуля.

Все модули как можно ближе свести вместе, чтобы отверстие сзади головы было как можно меньше.

1 ряд - 7модулей, 2 ряд - 6 модулей.

3 ряд - 5 модулей, посередине черный, 4 ряд- 4 модуля, 5 ряд – 3 модуля, по краям черные, 6 ряд- 2 модуля.

Туловище.

Собираем два ряда по 30 модулей оранжевого цвета. Сразу собираем третий ряд- 5 черных модулей, 25 оранжевых.

В четвертом ряду надеваем 4 желтых модуля так, чтобы черные модули предыдущего ряда остались с правой стороны, 26 оранжевых.

5 ряд- 5 желтых, 5 оранжевых, 5 черных, 15 оранжевых.

6 ряд - 6 желтых, 24 оранжевых.

7 ряд - 7 желтых, 23 оранжевых

8 ряд - 8 желтых, 14 оранжевых, 5 черных, 3 оранжевых.

9 ряд - 7 желтых, 7 оранжевых5 черных, 11 оранжевых.

10 ряд - 8 желтых, 22 оранжевых.

11 ряд -7 желтых, 23 оранжевых.

12 ряд - 6 желтых, 22 оранжевых.

Лапы верхние.

Все модули (и первого и второго ряда оранжевого цвета) ставятся на короткую строну. Всего 9 модулей в ряду.

Сразу собираем третий ряд - 1 черный, 8 оранжевых.

4 ряд - 1 черный, смещаем его на один лучи влево, 8 оранжевых.

5 ряд - 1 черный, снова смещаем его на один лучик влево, 3 оранжевых, черный (начинаем еще одну полоску), 4 оранжевых.

6 ряд - 1 черный(смещаем его вправо на один лучик), 8 оранжевых.

7 ряд - В этом ряду всего 5 модулей: 1 черный, смещенный на один лучик вправо, и по бокам от него – по 2 оранжевых.

8 ряд - 4 оранжевых.

Вторую лапу делаем аналогично, только первую черную полоску смещаем наоборот вправо, а вторую - влево.

Лапы нижние.

Начинаем собирать первые два ряда по 11 модулей так же, как верхние. В первом ряду все модули оранжевые, во втором- 1 черный, 10 оранжевых. Сразу начинаем собирать третий ряд- 1 черный, смещаем его так же как в верхних лапах (на одной лапе - влево, на другой вправо).

4 ряд -1 черный, смещаем его, 10 оранжевых.

5 и 6 ряды – по 11оранжевых.

Модель готова.

Зайка (собственная разработка).

Туловище.

Собираем три ряда треугольных модулей по 24 модуля в каждом. Можно собирать все три ряда в одну линию, а потом замкнуть их в кольцо и вывернуть. Надеваем ещё два ряда белых модулей. Теперь возьмём цветные модули для платья того же размера и вставляй их между уголками каждого модуля.

Понадобятся 200 модулей. Складываем треугольные модули оригами. Для первого ряда ставим модули на короткую сторону, для второго - на длинную. Собираем три ряда по 19 модулей в каждом и замкни их в кольцо, выворачиваем кольцо, поднимаем вверх все наружные лучи одновременно. Получаем фигуру.

Продолжаем надевать по 19 модулей в каждом ряду длиной стороной наружу.

Вся фигура состоит из десяти рядов, включая первый. Примерно с пятого ряда уделять внимание формированию шара. Пальцами изнутри раздвигай бока в стороны. Последние ряды должны всё ближе сходиться уголками к центру. Можно нажимать на шарик сверху, чтобы приплюснуть его. Далее всю модель собираем в единую форму.

Заключение

Занятия в студии оригами оказывают положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. За всеми этими процессами я наблюдала, когда помогала учащимся начальной школы осваивать этот вид искусства на занятиях в студии оригами. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой. Сейчас я освоила не только азбуку оригами как прилежная ученица, но и смогла собрать по инструкциям японского мастера Акиры Йошизавы более сложные модели, и это привело меня к самостоятельному творческому подходу в сборке новых моделей и композиций. Изготовление бумажных моделей приносит мне огромную радость и желание творить и развиваться в этой области искусства.

Сегодня оригами можно смело назвать одним из самых популярных видов творчества. Приемам сложения бумажных поделок научиться достаточно просто, и сможет это каждый.

В статье мы расскажем историю оригами кратко, остановимся на происхождении искусства, а также рассмотрим некоторые другие его техники.

В японском языке слово это буквально означает "сложенная бумага". Но само название "оригами" появилось лишь в конце XIX века с изданием первых книг по оригамистике. А до того приемы изготовления бумажных поделок передавались друг другу наглядно и назывались "ориката" ("занятие складыванием").

История возникновения

Конечно, оригами - это в первую очередь бумажные поделки. А первая бумага, как известно, появилась в Древнем Китае в самом начале второго века нашей эры. Следовательно, историю оригами из бумаги надо связывать с этой страной.

Но не все так просто. Есть мнение, что оригами появилось в Японии. Якобы первые фигурки зародились из искусства драпировки тканей, что было необходимо при изготовлении традиционной японской одежды.

Кроме того, пока бумага была дорогой и доступной лишь храмам, и в Китае, и в Японии оригами использовались лишь священнослужителями для проведения религиозных культов.

Со временем поделки оригами появились и в японских дворянских семьях. Истинный дворянин даже считался теперь таковым, если мог развлечь скучающую даму складыванием этих угловатых, но вызывающих живой интерес фигурок. А самураи использовали поделки для сворачивания записок. Прочесть это послание, развернув фигурку, мог только "свой" человек. Еще позже оригами стали украшать помещения при проведении всякого рода праздничных торжеств.

Существенный вклад в историю оригами для детей внес немецкий теоретик дошкольного воспитания, основатель системы детских садов Фридрих Фребель. Он еще в XIX веке работал над развитием логического мышления ребенка, складывая простейшие фигурки. Основы геометрии, воплощенные в хитрости складывания квадрата из бумаги, были заимствованы немецким педагогом, вероятно, из учений древних арабов.

XX век стал в истории искусства оригами настоящими открытыми воротами для слияния всех его традиций и объединил любителей-оригамистов всего мира. По сей день на многих языках мира издаются учебники, открываются центры, в которых преподают мастера оригами, происходит развитие и усложнение его форм и методик. Впрочем, и базовые модели, которые искушенным мастерам кажутся простейшими, способны вызвать у новичков, делающих первые шаги в мире оригами-поделок, живой интерес и даже восхищение.

Базовые модели классического оригами

Очень возможно, что именно благодаря Фребелю сегодня так просто рассказать историю возникновения оригами для детей на примере таких простых моделей, как пилотка, кораблик, стаканчик. Ну, уж самолетики и прыгающих лягушек хотя бы раз в детстве, скорее всего, делали все.

А вот еще одна модель, которая в обучении начинающих занимает начальную позицию. Сегодня в учебниках ее называют "коробочка Санбо". В ритуальную Санбо когда-то помещали различные приношения богам в храмах. В дальнейшем же она, перешагнув храмовый порог, стала использоваться при сервировке стола. Это вполне себе универсальная емкость для хранения, например, орехов, конфет или скрепок.

А одной из самых популярных моделей оригами стала миниатюрная птичка с расправленными крыльями. Вероятно, она появилась в Японии, ведь инструкция по сборке этой фигурки появилась в Европе только ближе к концу XIX века. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1878 году, на которую японцы привезли эту фигурку и раскрыли секрет ее складывания, стала стимулом к объединению традиций Запада и Востока и к развитию нового мирового оригами.

Модульное оригами

Эта техника выглядит как естественное продолжение классического оригами. В отличие от него, для создания модели используется не один, а несколько листов бумаги, причем ограничение на их количество все-таки было снято, что позволило значительно расширить возможности и фантазию их создателей.

С помощью модульного оригами собирают объемные фигуры: шары, короба, звезды, цветы. Затем они собираются в соответствии с замыслом в еще более сложные и замысловатые модели.

История модульного оригами называет имя Мицунобу Сонобе, который стал основоположником этой техники и пользуется в Японии заслуженным признанием до сих пор. Различные вариации базовых моделей, собственно, даже и называются "сонобе" (или "соноб").

А вот американский математик Роберт Лэнг взглянул на эту технику с особой, инженерной точки зрения и разработал алгоритмы построения фигурок, которые до сих пор поражают точностью своих форм и филигранностью исполнения.

Его гению принадлежат и изделия технического оригами: подушка безопасности, сложенная с помощью приемов этого искусства, и разработка космического телескопа с огромной линзой, выполненной в виде тонкой мембраны. В сложенном виде с ней ракеты транспортировали в космос, где она могла быть развернута и использована без каких-либо повреждений и складок.

Кусудама

В основу техники модульного оригами положено изготовление кубиков-сонобе. Чаще всего они имеют два "кармана", в которые вставляются края других моделей. Так складывается классический шарик-кусудама. Иногда составляющие его модели склеиваются или даже сшиваются друг с дружкой.

Из листов бумаги разных цветов (некоторые в качестве основы для изготовления используют конфетные фантики или даже денежные купюры) можно сложить двухцветные или многоцветные кусудамы, похожие на кристаллические шары или соцветия шаровидной формы. Их еще сравнивают с правильными кристаллами и молекулами.

Множество повторяющихся цветочных сегментов с восемью объемными лепестками - одна из самых модных цветочных моделей в этом виде техники.

В Стране восходящего солнца всегда любили фигурки, которые можно было использовать на практике, в повседневной жизни. Так, в кармашки кусудамы японские целители вкладывали ароматические травы и подвешивали над кроватью больного. А из цветочных кусудам составляли букеты для невесты на свадебные церемонии.

Другие виды техник оригами

Истории оригами известно большое количество методик складывания бумажных поделок. Самая простая из них - обычное оригами - предназначена для делающих самые первые шаги. Она помогает освоить наиболее простые модели, такие как коробка, цветок, заяц, кошка и др.

А вот "мокрое" оригами. Его изобрел неутомимый оригамист Акиро Йошизава. Для работы в этой технике требуется бумага повышенной пластичности, для чего листы смачивали водой из пульверизатора. Либо на них наносили тонким слоем клеевой раствор. Фигурки, выполненные по этой технике, немного похожи на поделки из папье-маше.

Техника киригами, появившаяся благодаря Масахиро Чатани, японскому архитектору, позволяла использовать при изготовлении поделок ножницы. Плотные листы бумаги надрезают и складывают особым образом, что помогает в изготовлении не только открыток, но и архитектурных моделей, и объемных орнаментов.

Существует еще складывание по развертке или паттерну - то есть по чертежу, где отмечены все складки, которые должны присутствовать в готовом изделии. Чертеж содержит множество линий, и работа с ним предполагает навыки опытного оригамиста.

О пользе оригами

О том, что оригами - совершенно бесценное занятие для малышей, многие педагоги говорили и еще будут говорить. Во-первых, оно развивает мелкую пальцевую моторику и воображение, воспитывает такие важные навыки, как усидчивость и терпение. Во-вторых, маленький оригамист на практике изучает начальные геометрические понятия, такие как квадрат, треугольник, диагональ, вершина, угол, медиана. Техника складывания фигурок ставит перед ним конкретные логические задачи, которые, будучи решены, непременно вознаградят ребенка очередной изящной моделью. Наконец, оригами малозатратно. Все, что нужно - подходящая по размеру бумага и немного терпения, чтобы следовать инструкциям.

Впрочем, почти все из сказанного можно отнести и ко взрослым. Тем более что поле оригами, похоже, никогда не оскудеет и постоянно будет преподносить своим последователям все новые и новые техники и варианты для воплощения их фантазий и смелых проектов.

Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

“Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Значение оригами для развития ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Дети овладевают различными приёмами и способами дёйствий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развивает память, так как чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, вершина, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это ещё не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Материалы и инструменты для занятия и правила пользования ими.

Бумага: для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА. При склеивании пользоваться салфеткой. Намазывать детали на клеёночке.

Кисточки: следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки. А если поделку необходимо приклеить на основу, то в этом случае более удобной для работы окажется крупная кисть. Необходима подставка для кисточки. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши и фломастеры: некоторые поделки необходимо украсить – нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д.Особенно пригодятся карандаши и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета. Карандаши должны быть всегда подточены.

Все инструменты и материалы после окончания работы убираются на место, убирается так же своё рабочее место.

Условные знаки, принятые в оригами

Базовые формы оригами

В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма (См. Приложение № 2).

Каждая форма имеет своё название. Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Используемая литература

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [текст, образцы]- М.: “Просвещение”, 1999 143 с.
  2. Долженко Г.И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М.: Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.
  3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.
  4. Соколова С. Школа оригами [схемы] – М.: Изд-во Эксмо – 175 с.
  5. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребёнка [текст]- Ярославль, ООО “Академия развития”, 1996 –с.34-48
  6. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам [текст, образцы, схемы]- М.: “АРИС – ПРЕСС”, 2004 190 с.