Садовые растения        02.07.2020   

«Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста Развивающие игры для младшего возраста

Дата публикации: 20.01.18

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель Елпашева Татьяна Николаевна

Тема «Животные»

Зайки

Задачи: развивать быстроту

Ход игры: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка". "Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от него.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! -

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

(Русская песенка)

Зайки

Задачи: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру.

Ход игры : Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются", "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

Игра с мишкой

Задачи: развивать умение быстро бегать, ловкость.

Ход игры: Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

Мишка по лесу гулял,

Нашу Машеньку искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

"Мишка" садится на стул и "засыпает". Ребенок бегает вокруг. Далее говорит:

Стала Машенька плясать,

Стала ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

Нашу Машу догоняй!

(А. Ануфриева)

"Мишка" просыпается, "рычит" и догоняет ребенка.

Мишка-медведь

Задачи: учить ритмично хлопать и двигаться.

Ход игры : Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

(А. Ануфриева)

"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

Тема «Домашние животные»

Игра с собачкой

Задачи : способствовать формированию чуткого отношения к животным, расширять словарный запас ребенка.

Материал: Игрушечная собачка, мисочка.

Ход игры: Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:

Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

(А. Ануфриева)

Затем идет с собачкой к кому-нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка "ест суп" и "лает": "Гав-гав!"

Взрослый говорит ребенку: "Это собачка говорит тебе "спасибо!"

Уточки и собачка

Задачи: Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками. Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

Ход игры : Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути-деточки,

Плавно в ряд.

(А. Барто)

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит детокуточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, крякря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

(И. Токмакова)

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. Дети угощают собачку.

Я люблю свою лошадку

Задачи: Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Ход игры : Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик...»

Гладят, причесывают своих лошадок. На слова

«И верхом поеду в гости...»

Скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.

Наседка и цыплята

Задачи: - развивать внимание ловкость, быстроту.

Материал: Веревка или скамейка.

Ход игры: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой. Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".

Кот и мыши

Задачи: развивать координацию движений.

Материал: Часы или будильник.

Ход игры: Взрослый-"кот" сидит на стуле и "спит". Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Ребенок-"мышка" бегает на носочках вокруг "кота". Взрослый говорит:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон!

(С. Маршак)

Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-"мышка" убегает в "норку", а "кот" гонится за ним.

Бабушка и кот.

Задачи: развивать ловкость.

Материал: Корзиночка с клубочками.

Ход игры : Ребенок изображает "котенка", который бегает, "умывается", затем садится на стульчик - " заборчик ". Входит "бабушка" в платочке, с очками на носу, с корзиной в руках, наполненной клубочками (клубочки можно сделать из яркой тесьмы или лоскутков). Взрослый говорит и вместе с ребенком выполняет соответствующие движения:

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Посидела, повязала

И тихонько задремала.

"Бабушка" вяжет чулок. "Она роняет корзинку, и клубочки рассыпаются по полу.

Вдруг котенок прибежал

И клубочки подобрал.

"Котенок" выбегает из-за "заборчика", собирает клубочки и прячется обратно.

Как же мне вязать чулочки?

Где же, где мои клубочки?

(А. Ануфриева)

"Бабушка" просыпается и ищет клубочки.

"Бабушка" заглядывает за "заборчик", находит "котенка" и просит отдать ей клубочки. Собрав клубочки в корзину, "бабушка" садится и "вяжет чулочки". Затем опять "засыпает", и игра повторяется. В конце игры "бабушка" предлагает "котенку" поплясать с клубочками. Они держат клубочки и вместе танцуют.

Кот и мышь

Задачи: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Ход игры: Взрослый изображает кота, ребенок - мышку. Ребенок сидит "в норке" (за стульчиком), "кот" ходит по комнате, говоря при этом:

Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит,

На кота глядит.

(Е. Тихеева)

Взрослый садится на стул и закрывает глаза - "спит". Ребенок-"мышка" подходит на близкое расстояние, видит, что "кот спит", бегает и играет вокруг "кота". "Кот" потягивается, открывает глаза, "мяукает" и бросается ловить "мышку". Ребенок-"мышка" убегает в "норку".

Пес Барбос

Задачи: развивать внимание, ловкость, быстроту.

Материал: Игрушечная собачка.

Ход игры: Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая "спит". Взрослый говорит:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!

(Е. Тихеева)

Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: "Гав-гав!" Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.

Гуси

Ход игры:

Взрослый ("птичница") стоит на одном конце площадки, а ребенок- "гусь" - на противоположном.

Птичница говорит: - Гуси, гуси!

Гуси: - Га-га-га.

Птичница: - Есть хотите?

Гуси: - Да-да-да!

Птичница: - Идите ко мне!

"Гусь" (или несколько "гусей") бежит к ней, раскинув руки-"крылья" в стороны, "клюет" воображаемые зернышки. Затем "птичница" говорит: "Кыш! А ну-ка, бегите в поле!"

Ребенок бежит, помахивая ручками-"крыльями", на прежнее место.

Игра повторяется снова.

Курочка-хохлатка

Задачи: развивать ловкость.

Ход игры: Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает "курицу", дети - "цыплят". В стороне сидит старший ребенок - это "кошка". Взрослый говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка "Ко-ко" -

Не ходите далеко.

Взрослый приближается к "кошке". Говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!

(А. Ануфриева)

"Кошка" открывает глаза, "мяукает" и бежит за "цыплятами", которые убегают в определенный угол комнаты - "курятник", к "курочке-маме".

"Курица" защищает "цыплят", разводя руки в стороны и говоря при этом: "Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!"

Кошкин дом

Задачи: развивать чувство ритма, умение разыгрывать простой знакомый сюжет.

Материал : Домик кошки (сделан из кубиков или стульев), ведерко, лейка, фонарик, лопатка, кусок красной материи ("огонь"), колокольчик.

Ход игры: Ребенок идет по кругу, хлопает в ладоши, чтобы лучше воспринять ритм и согласовать с ним ходьбу. Взрослый поет песенку:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курочка с ведром,

А лошадка с помелом,

А собачка с фонарем,

Серый заюшка с листом.

Взрослый громко звонит в колокольчик, дети бегут туда, где лежат ведерко, лейка и т.д., берут игрушки и "гасят пожар" (огонь изображается с помощью красной материи, наброшенной на кошкин домик).

Вместе с взрослым они произносят:

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Кот Васька

Задачи: развивать быстроту, расширять словарный запас.

Ход игры: Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед "мышками" (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает). Взрослый и дети поют:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Он бежит домой,

Он бежит стрелой!

"Кот" бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, "засыпает. Взрослый поет:

Глазки закрываются.

Спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла!

Одна "мышка" идет посмотреть, спит ли "котик". Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других "мышек". "Мышки" подбегают и скребут по стулу, где "спит котик". Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот -

Разогнал весь хоровод!

(Русская народная песенка)

"Кот" догоняет "мышек", а они убегают от него.

Огород

Задачи : развивать координацию движений, умение действовать по команде.

Ход игры: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород".

В огороде у ребят

Есть морковка и салат,

Все для ребят,

Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

"Дедушка" с палкой ходит в "огороде".

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит,

Дедушка спит.

(Садится, дремлет.)

Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать,

Морковку щипать.

Дети-"курочки" выбегают на носочках.

Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(А. Ануфриева)

Щиплют "овощи", поглядывая на "дедушку". "Дедушка" просыпается и прогоняет "курочек".) "Куры с цыплятами" убегают. Игра повторяется снова. "Дедушку" может изображать ребенок, а "курочку" - взрослый.

Тема «Птицы»

Птичка

Задачи : развивать внимание, умение быстро бегать.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела - ай!

(А. Барто)

После слов "Улетела - ай!" ребенок-"птичка" улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти "птичку". Все бегут, находят "птичку" и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.

Чижик

Задачи: развивать навыки общения, умение подражать движениям, чувство

Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит "чижик" (один из малышей). Дети вместе с взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

Дети поднимают сцепленные руки - "окошки"

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

"Чижик" прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые "чижик" "клюет", а дети постукивают пальчиками по полу

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

"Чижик" пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

(А. Ануфриева)

Вороны

Задачи: развивать способность к подражанию, умение ритмично двигаться.

Ход игры: Дети изображают ворон, они стоят "стайкой" и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

"Кар-кар-кар!"

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

"Кар-кар-кар!"

(Дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями)

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Тихо. "Кар-кар-кар!"

(А. Ануфриева)

(Садятся на корточки, ручки под щечку - "засыпают")

Воробушки

Задачи: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры: Дети сидят в одном из углов комнаты и "спят". Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

Так весело поют.

("Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают")

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

" Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" -

И крылышки согреть.

("Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают")

Вот возле домика есть сад, летите крошечки искать,

"Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" - И крошечки искать.

("Летят" на другой конец комнаты, садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

"Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" - появляется «кошка» - взрослый гонится за воробышками, они вскакивают и прячутся в «гнезде»

Все в гнездышко скорей!

(А. Ануфриева)

Воронята.

Задачи : Развивать способность к подражанию, внимание.

Материал: Игрушечная собачка, мисочка.

Ход игры: Дети-"воронята" сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети "спят" (закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками) под стихотворение:

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят.

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

"Воронята" просыпаются, машут крыльями, кричат "кар-кар-кар". Затем, "летают" (бегают) по комнате, Во время "полета воронят", взрослый поет дальше.)

Полетели, полетели,

Воронята полетели, "Кар!" (2 раза)

Вышла тетя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Выходит, на середину и сыплет из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а взрослый продолжает петь.)

Воронята прилетали,

Все до крошки поклевали. (2 раза)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук -

Клювами стучали. (2 раза)

Дети подбегают к тому месту, где "насыпаны крошки", садятся на корточки и "клюют", стучат пальчиками о пол. Взрослый говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

(А. Ануфриева)

Взрослый берет игрушечную собачку, "лает" и догоняет убегающих детей.

В дальнейшем "сыплют крошки" и изображают собачку сами дети

Тема «Транспорт»

Игра в поезд

Задачи : развитие разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.

Материал: Две длинных рейки (или веревки).

Ход игры : Взрослый или один из детей - "паровоз", все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки - рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. "Паровоз гудит", и "поезд трогается".

Дети могут двигать руками и произносить:

"Чу-чу-чу!"

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

"Чу-чу-чу, чу-чу-чу" -

Пыхтит паровоз.

Далеко, далеко

Ребят он повез.

(А. Ануфриева)

Дети идут друг за другом между рейками, "по рельсам". По сигналу "Быстрей!" - бегут, по команде "Стой!" "поезд" подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. "Паровоз" уезжает за водой. По сигналу: "Поезд отправляется!" - все встают на свои места и продолжают коллективное движение.

На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке, подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой станции, "поезд" останавливается, дети снова могут погулять, "собрать цветы", затем "поезд" едет дальше.

Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на месте - "стучат колеса", шагают все медленнее и медленнее - "поезд останавливается".

В этой игре можно использовать другой текст песни:

Деток поезд к нам везет

В лес и на полянку,

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

"Так-так-так, так-так-так" -

Все колесики стучат!

"Чу-чучу" - белку встретим и лису.

Едем, едем мы быстрей,

Не боимся мы зверей!

Паровоз идет потише -

Значит, остановка ближе -

"Ду-ду-ду", стоп!

Птицы и автомобиль

Задачи: развивать внимания, умение быстро бегать.

Материал: Игрушечный автомобиль.

Ход игры: Дети-"птички" "летают" по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:

Прилетели птички,

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали.

(Дети-"птички" "летают".)

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

(А. Ануфриева)

("Птички" прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол - "клюют".)

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-"птички" быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.

Карусель

Задача: учить детей бегать по кругу и по окончанию слов останавливаться.

Ход игры: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(Е. Тихеева)

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

Тема «Игрушки»

Игра с куклой

Задачи: обучать игре с куклой.

Материал: Кукла.

Ход игры: Ребенок сидит на ступеньке, напротив взрослый, в руках у него кукла. Взрослый поет и делает с куклой движения, соответствующие словам песни:

Вот красивая игрушка -

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Ну, довольно веселиться,

Надо Кате спать ложиться.

Катя, глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай!

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай,

Сухо ручки вытирай.

Причесалась и умылась.

Мой веселый, звонкий мяч

Задачи: Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Ход игры: Взрослый читает стихи:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

Прячем мишку

Задачи: развивать внимание, вызвать положительные эмоции.

Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку!", взрослый ищет его вместе с ребенком.

Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича "Ку-ку". Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Спрячу куклу Машу

Задачи: обучать игре с куклой, развивать внимание.

Материал: Большая кукла.

Ход игры: Ребенок сидит на стульчике. Взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

Оля к куколке пойдет,

Оля куколку найдет.

Ребенок находит куклу, взрослый хлопает в ладоши. Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.

Шишки

Задачи : развивать внимание, координацию движений.

Материал: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).

Ход игры : Ребенок сидит на стуле или на ковре. Взрослый приносит корзиночку и предлагает ребенку пойти с ней "в лес" за шишками. По полу рассыпают шишки, ребенок бежит "в лес" и "собирает шишки" в корзиночку под песенку.

Оля по лесу гуляла,

Оля шишки собирала.

Ай, люли, ай, люли!

Оля шишки собирала,

И в корзиночку их клала.

Ай, люли, ай, люли!

После этого взрослый спрашивает сколько шишек собрано и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыш ставит на пол корзиночку и отдыхает.

Села Оля отдыхать,

Захотелось ей поспать.

Баю-бай, баю-бай.

(А. Ануфриева)

Появляется "мишка" (взрослый берет игрушечного мишку). "Мишка" рычит (не очень громко, чтобы ребенок не испугался) и спрашивает: "Где мои шишки?" Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: "Мишка за шишками идет. Скорее высыпай шишки и беги домой!"

Ребенок высыпает шишки из корзиночки и убегает на свое место.

"Мишка" сначала идет медленно, чтобы дать возможность ребенку высыпать шишки, а затем догоняет ребенка, приговаривая: "Где мои шишки?" Ребенок показывает пустую корзинку и отвечает: "У нас нет шишек, уходи, мишка!" "Мишка" уходит, игра повторяется по желанию ребенка.

Ау, ау!

Задачи:

Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;

Различать левую и правую стороны.

Ход игры: Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: "Ау, ау!", а другой ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:

Я скажу тебе: "Ау!",

Угадай, где я стою?

Ты найди меня, найди,

Здесь я; где-то на пути?

Где я, где - реши скорей:

Иль левее, иль правей!

Повнимательнее будь,

Все облазить не забудь!

(А. Ануфриева)

Тема «Части тела»

«Мы топаем!»

Задача: обучить простым движениям, чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой

«На одной ножке вдоль дорожки»

Задача - Учить при прыжках, сгибать ноги в коленках, приземляться на полусогнутые ноги, согласовать движения ног, и рук. Развивать координацию движений.

Кто умеет чисто мыться?

Задачи : расширять словарный запас.

Ход игры: Игра сопровождается движениями, описанными в тексте песни:

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем,

Мы мочалкой моем шею.

И вот так! И вот так!

А чтоб чисты были ножки,

Мы помыли их немножко.

И вот так! И вот так!

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку.

И вот так! И вот так!

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Посмотри! Посмотри!

(А. Ануфриева)

Кто поймает?

Задачи: развивать ловкость.

Материал: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка.

Ход игры: Взрослый водит удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а взрослый поет:

Саша наш - молодец!

Саша наш - удалец!

Саша рыбку поймал,

А потом поплясал!

(А. Ануфриева)

Тема «Насекомые»

Мотылек

Задачи : развивать умение красиво и плавно двигаться.

Материал: Яркий сачок.

Ход игры: Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(А. Ануфриева)

Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком.

Пчелки

Задачи: развивать ловкость.

Ход игры: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:

Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

(А. Ануфриева)

"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по

комнате. "Медведь" ловит их.

Бабочки

Задачи: развивать умение двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

Материал: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

Ход игры: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например, "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":

Ласточка - "Тивит, тивит" -

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

Сорви яблоко

Задачи: обучать прыжкам.

Материал : Яблоки или шарики.

Ход игры: Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику. Руки вытянуты на уровне головы ребенка - это "ветки", которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но "яблоня" сразу не поддается: "ветки" качаются из стороны в сторону, вверх и вниз.

Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и, в конце концов, это ему удается.

"Сорванные" яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает "сорвать" их.

Ниточка

Задачи: развивать умение действовать согласованно.

Материал: Катушка с нитками.

Ход игры: Детям показывают катушку и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет исполнять роль "катушки". Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот - третьего и т. д. Получилась "ниточка".

Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся "нитка" не намотается на "катушку". Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: "Ниточка, ниточка, накручивается!"

Потом "ниточка" разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:

Ниточка, иголочка,

Ти-ти, улети.

Обратно ко мне прилети!

Тема «Погодные явления»

« Солнце и дождик»

Задача : учить действовать по сигналу воспитателя.

Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры : Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с вами на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги домой.

Солнечные зайчики

Задачи: развивать ловкость.

Материалы: Маленькое зеркальце.

Ход игры: Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

(А. Ануфриева)

Затем по команде: "Лови зайчика!" - ребенок бежит и пытается поймать "зайчика". Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза.

Анастасия Колесникова
Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр для детей младшего возраста

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Кот и мыши

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание : Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены) . В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Правила :

1. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.

2. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.

Варианты : Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.

Художественное слово : Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,

Только котик засыпает, все мышата выбегают!

Птички и кошка

Задачи : Развивать у детей решительность , упражнять в беге с увертыванием.

Описание : На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.

Правила :

1. Кошка ловит птичек только в кругу.

2. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.

Варианты : Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.

Наседка и цыплята

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

Описание : Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола) . Сбоку, в стороне, помещается «большая птица» . Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко» . По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вмест е с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица» , все цыплята бегут домой.

Правила :

1. По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.

2. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой

Варианты : Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.

Поймай комара

Задачи : Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте) .

Описание : Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром . Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара» , немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!» . Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Правила :

1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

2. Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты : Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.

Принеси мяч

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя, наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять) . Упражнять детей в беге по определенному направлению.

Описание : Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим . Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей . «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.

Правила :

1. Бежать за мячом можно только после слова «беги» .

2. Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.

Варианты : Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.

Мыши в кладовой

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Описание : Дети – мыши сидят в норках, на скамее чках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.

Правила :

1. Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.

2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Варианты : Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

Воробышки и автомобиль

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Описание : Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

Правила :

1. Нельзя убегать за границы площадки

2. Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.

3. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты : Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

Мой веселый, звонкий мяч

Задачи : Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Описание : Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря : «Мой веселый, звонкий мяч…» . Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит : «Догоню!» . Дети убегают.

Дидактические игры для детей младшего возраста

Отгадайте что в руке

Задачи : учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал : овощи и фрукты.

Описание : Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

Кто в лесу живет

Задачи : закреплять знания детей о диких животных ; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал : наборы игрушек : «Дикие животные» и «Домашние животные» .

Описание : Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

Волшебный мешочек

Задачи : закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал : «волшебный мешочек» , овощи.

Описание : Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Узнайте животное

Задачи : закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Описание :

Вариант 1

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

Кто лишний

Задачи : учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал : картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Описание : Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки , найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например : «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное» .

Собери снеговика

Задачи : развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Описание :

В игре используются шары разной величины. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров : внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика. Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом. Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т. д.

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Воробушки и автомобиль

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве. Ход игры: Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя: «Автомобиль!», дети убегают на свои стульчики. После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем - не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры: Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Где звенит колокольчик?

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый, спрятавшись, звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Цветные автомобили

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Ход игры: Дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д. Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Самолеты

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Разделы: Работа с дошкольниками

У наших малышей – деятельное, активное, интересное будущее, а чтобы оно было именно таким, от человека потребуются умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать информацию, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Эти качества закладываются в детстве. Поэтому содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, на отработку умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов и обобщать их по определенному признаку, и, наверное, самое главное – получать удовлетворение от верного решения трудной задачи. А кроме этого у взрослых есть простые обязанности – научить ребенка удивляться, созерцать, сочувствовать, созидать. И, конечно же, научить учиться. Лучшее побуждение к учебе – интерес ребенка.

Все мы знаем, что для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность, открывает радость познания и творчества. Игра имеет, кроме познавательного, и воспитательный аспект: учит детей сотрудничеству, правилам общения в коллективе, отношению к партнерам по игре.

Занятия и игры, о которых хочу рассказать, проводятся в младших группах детского сада школы “Приоритет”. Задача, стоящая предо мной – научить детей точно и полно воспринимать предметы и их свойства – цвет, форму, расположение в пространстве. Без такого обучения восприятие ребенка долго остается поверхностным, малышу труднее овладевать другими видами деятельности – конструированием, рисованием. У ребенка не будет необходимой основы для общего умственного развития, таким детям сложно усваивать знания и навыки в начальных классах школы. Усвоение сенсорных эталонов – процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия.

Как известно, умения, в том числе и мыслительные, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Чтобы сохранить интерес детей к занятиям (игре!), необходимо постоянно менять игровые ситуации и практические задания. Основной методический принцип дидактических игр – их многократное повторение, это - необходимое условие развивающего эффекта. Но тут возникает самый насущный вопрос: во что играть? Проблема интеллектуальных игр для детей самого младшего возраста решается, но медленно, а наши дети растут быстро. Значит, решение берем в свои руки. Накопленный мною в этом направлении опыт отражен в книжках-играх “Для самых-самых маленьких”, выходящих в Издательстве “Карапуз” с 1996 года. А с некоторыми играми, в которые с удовольствием играют не только трехлетки, а даже младшие школьники, я хочу познакомить вас на этих страницах.

Конечно, раннее развивающее обучение не преследует цели искусственного умственного взросления малыша. “Развивалки” в правильных пропорциях смешивают игру и учебно-познавательную деятельность ребенка, повышают его интеллектуальную активность, а значит, подготавливают к успешному преодолению трудностей дальнейшего обучения в школе. Это очень важное состояние для человека, ведь успехи в одном деле дают уверенность и в других делах, способствуют “реализации себя” не только в период обучения, но и вообще в жизни.

Цветные коробочки

Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10. Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называю признаки заветной коробки. Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”. Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе.

Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам.

Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”…

Малыши и Мышата с удовольствием играют в прятки!

Цель игры: научить называть цвета предметов, сравнивать их по величине, определять пространственное расположение и количество, решать логические задачи, учиться считать, знакомиться с порядковыми числительными.

“Графика на гвоздиках”

Изготовление следующей игры потребует определенных “хозяйственных” навыков. Нам нужны:

– квадратная дощечка из фанеры толщиной 10-15 мм и длиной стороны 15 см. Края дощечки нужно обработать наждачной бумагой, чтобы они стали гладкими;
– гвоздики 16-18 мм, на каждую дощечку необходимо 33 гвоздика;
– цветная (лучше бархатная) бумага насыщенных тонов по размеру дощечки, т.е. квадратной формы 15х15 см;
– клей ПВА;
– “банковские” цветные резинки или разрезанные колечками новые резиновые шарики разных цветов.

Цветную бумагу надо наклеить на дощечку, положить под пресс, дать высохнуть несколько часов, а затем, положив сверху листок 15х15см из тетрадки в клеточку, вбить гвоздики наполовину (высота торчащего гвоздика будет 5-8 мм). Листок в клетку нужен, чтобы не размечать нашу красивую цветную поверхность на дощечке, а листок уже прекрасно разлинован сам. Гвоздики вбиваем по схеме, которая представлена на рис 1.

Когда все гвоздики вбиты, срываем листок в клеточку – он уже сделал свою работу и нам больше не нужен.

ВНИМАНИЕ! Играть с нашими гвоздиками, как и работать с ножницами, иголками и т.п. можно только под присмотром взрослых. Дощечку с гвоздиками после занятий убираем в недоступное для детей место.

Сначала, как всегда, знакомимся с предметом игры. Рассматриваем дощечки, трогаем гвоздики пальчиками и ладошкой – “колючие!”. Показываю, как положить дощечку перед собой… И начинается самое интересное!

Если на гвоздики натягивать разноцветные резиновые колечки, можно “рисовать” картинки и узоры. Первые шаги: дети просто учатся “технике” рисования столь необычным способом. Колечки растягиваются нелегко (что очень полезно для пальчиков), гвоздики вбиты еще “просто так”, дети не сразу видят, что они расположены в определенном порядке. И картинки получаются пока очень простые, обычно это “заборчик”, “лучики”, “каляки-маляки”. Но скоро малыши научаться изображать целые картины, фантазировать, строить геометрические фигуры, “писать” резинками буквы и цифры, знакомиться с симметрией. Образцы некоторых картинок представлены на рис 2.

Обязательно после завершения работы прошу рассказать о своей картинке. Надо быть готовой к самым неожиданным ответам. В моей практике пятилетним художником была нарисована фантастическая картина: “Женщина, переодевающаяся в кошку”. Вот что открылось моим глазам, когда я спросила о сюжете, спрятанном в разноцветных линиях.

Мультикарты

Для изготовления этой игры необходимо подобрать 60-80 небольших картинок, которые наклеиваются и “ламинируются” скотчем на картонные карточки примерно 3 х 4 см. “Рубашки” карточек – красного, синего, желтого, зеленого и черного цветов. Картинки можно подобрать “тематические” - транспорт, игрушки, фрукты, посуда и т.д. Количество карточек каждого цвета одинаково.

Для игры потребуется кубик, оклеенный с 5-ти сторон кружочками или “кляксами” таких же цветов, что и карточки. Шестая же сторона – с веселым солнышком (или другим символом “везения”).

Количество игроков – от 2-х до 6-ти.

Перед началом игры рассказываем, как она называется, рассматриваем картинки и кубик, называем цвета “клякс” на каждой стороне. Учимся бросать кубик в коробочку, чтобы он не прыгал на пол.

Раскладываем на столе все карточки картинками вниз. По очереди каждый игрок бросает кубик, определяет цвет выпавшей “кляксы”. Ребенок сам выбирает карточку такого же цвета. Называет нарисованную на ней картинку. Каждый играющий выкладывает выбранные карточки перед собой. Если на кубике выпадает “солнышко”, игрок выбирает карточку любого цвета. Правда, иногда малыши бывают против такой неопределенности и просто перебрасывают кубик еще раз. Только со временем, с опытом приходит понимание, что свобода выбора – это замечательно!

Карточки выкладываются перед каждым играющим по заранее оговоренному принципу: для самых маленьких – карточки одного цвета располагаются “этажами” или “вагончиками”, детям постарше можно предложить классифицировать по группам “посуда”, “транспорт” и т.д. В любом случае в этой игре нет проигравших . Победитель – цвет (или картинки “по интересам”). Каждый участник сравнивает (пересчитывает) карточки в каждой группе: “Красных – три, синих – две, желтых – пять. Желтые победили!”. “Опытные” игроки могут ответить на вопросы “на сколько желтых больше, чем красных”.

Цель этой на первый взгляд простой, но очень интересной и полезной игры для самых маленьких – узнавать и называть цвета, выбирать нужные карточки среди множества других, правильно сказать, что нарисовано на выбранных карточках, классифицировать их по цвету (или по другим признакам), сравнивать количество карточек, чтобы найти победителя. Для ребят постарше – учиться считать и сравнивать, выполняя эти действия на практике, отрабатывая навыки сложения и вычитания.

“Рыбалка”

Еще одна игра для тех, кто только начинает знакомиться с цветом, сравнивать количества предметов, играть по определенным правилам, чему тоже надо учиться.

В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный). На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак. Учимся бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или (если повезет, конечно) вынимаем старый башмак.

После трех-четырех ходов можно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока: сколько желтых и красных рыбок, каких больше. В игре не должно быть проигравших, ее цель – развить внимание малыша, научиться считать в пределах десятка, сравнивать количества предметов

Заключение

Предлагаемые игры и задания предполагают совместную деятельность детей со взрослыми. Взрослый вызывает интерес к игре, является руководителем и организатором игрового пространства. Он знакомит с игрой, объясняет правила и следит за их выполнением. В простой, интересной и доступной для малышей форме без назидательности и навязывания воли взрослого, игры приучают детей к организованности и ответственности, вниманию к окружающим. Игра отвечает этим требованиям, если она принимается детьми, становится их игрой. Только если игра интересна и увлекательна, она реализует свой развивающий потенциал.

В заключение я хочу привести слова З.М.Богуславской: “Нужно уместь вовремя удивиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, показать свою заинтересованность интонацией, движением, восхищение игрой и успехами ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика - это искусство! Только радость от успеха, уверенность, заинтересованность ведут к формированию личности человека”.

Список литературы

  1. Барчан Т.А. Вот какие шарики! – М., ИД “Карапуз”, 1996 г.
  2. Барчан Т.А. Мои игрушки. – М., ИД “Карапуз”, 1997 г.
  3. Барчан Т.А. Раз листочек, два листочек. – М., ИД “Карапуз”, 1997 г.
  4. Барчан Т.А. А где окошки? – М., ИД “Карапуз”, 1998 г.
  5. Барчан Т.А. Геометрическое лото. Классификация. Комбинаторика. – М., ИД “Карапуз”, 1998 г.
  6. Барчан Т.А. Спортивный счет. Сложение, вычитание. Четные и нечетные числа. - М., ИД “Карапуз”, 1999 г.
  7. Барчан Т.А. Всему свое место. Классификация. – М., ИД “Карапуз”, 1999 г.
  8. Барчан Т.А. Птички. Сравнение. Комбинаторика. – М., ИД “Карапуз”, 2000 г.
  9. Барчан Т.А. Воздушные шарики. Цвет, величина, количество. – М., ИД “Карапуз”, 2001 г.
  10. Барчан Т.А. Листочки. Сравнение. Комбинаторика. – М., ИД “Карапуз”, 2001 г.
  11. Барчан Т.А. Игрушечная история. Сенсорное развитие. – М., ИД “Карапуз”, 2002 г.
  12. Барчан Т.А. Дидактика. Дома и гаражи. – М.,ИД “Карапуз”, 2002 г.
  13. Барчан Т.А. Дидактика. Логический поезд. – М., ИД “Карапуз”, 2002г.
  14. Барчан Т.А. Мои мишки и котята. – М., ИД “Карапуз”, 2003 г.

Щербатенко Елена Николаевна,
инструктор физической культуры
ГБДОУдетский сад №23
комбинированного вида
Московского района Санкт-Петербурга

Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Подвижная игра прививает детям многие важные навыки и знания в игровой форме

Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий. Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения.

Для детей младшего дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Дети любого возраста очень любят игры, игровая деятельность является для них основной. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Подвижные игры в основном -это коллективные игры. У детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общей активной деятельности.

Благотворное влияние подвижные игры оказывают на психическое и эмоциональное состояние детей, они позволяют ребенку раскрепоститься. В коллективных подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию педагога, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета…

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Большое значение подвижные игры имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Особенно полезны подвижные игры для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям, ОРВИ или простудным заболеваниям. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Существует великое множество подвижных игр по содержанию и организации детей, что позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными педагогом задачами.

Классификация подвижных игр

Выделяют элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей,футбол и др. Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.

По образному содержанию подвижные игры делятся на

· сюжетные

· бессюжетные .

Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Курочки и цыплята», «Воробышки и кот», «Зайцы и волк») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).В бессюжетных играх («Береги предмет», «Найди свой цвет», «Огуречик») все дети выполняют одинаковые движения.Эти игры делятся на игры типа:перебежек,ловишек.

Особую группу составляют хороводные игры . Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения , например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

Как правильно подобрать игру.

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи,психо-физического самочувствия воспитанников. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).

При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на участке), имеющееся оборудование,а также то, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Варьирование и усложнение подвижных игр.

Можно сказать, что подвижные игры - это школа движений. Поэтому, по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Трудно переоценить роль подвижных игр для детей младшего возраста. С помощью подвижных игр ребенок развивается всесторонне и гармонично.

Приведу несколько примеров подвижных игр , которые я использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста:

"Пузырь"

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с педагогом они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда педагог скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

Педагог предлагает надуть новый пузырь. Дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется. Вариант игры

После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а педагог говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), а педагог говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»

В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.

"Воробушки и кот"

Дети стоят вдоль стен на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это — «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели»,— говорит педагог. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».

"Наседка и цыплята"

Дети изображают «цыплят», а педагог — «наседку».
На одной стороне площадки огорожено веревкой место— «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40—50 см).

Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

Когда педагог говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.

Педагог говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке.

"Шире шагай"

На площадке в 2—3 ряда раскладываются обручи, в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, нельзя выходить за его края, не задевать за обручи.

«Найди свой домик »

Дети сидят вдоль стороны площадки или комнаты. По сигналу педагога «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке, кто куда хочет. По слову педагога «домой», все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

«Мыши и кот»

Дети- «мышки» сидят в «норках»- на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль стен комнатыили сторонам площадки. В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет педагог. Кошка засыпает и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того, как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает, и игра повторяется.

«Береги предмет»

Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубики руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает.

«Огуречик»

В одном конце площадки - педагог - «ловишка», в другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

«Найди свой цвет»

Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу педагог ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый).

По сигналу педагога «идем гулять» дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу педагога «найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

«Такси»

Дети становятся внутрь большого обруча(диаметром1м.), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода. другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь- то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, педагог может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

«Где звенит колокольчик»

Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Дети отворачиваются к стене. В это время педагог с колокольчиком прячется от них, например, за шкаф. Детям предлагается найти колокольчик. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его. Звонить в колокольчик сначала надо тихо, потом громче.

«У ребят порядок строгий»

По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну, трубите веселее:

Тра-та та, тра-та- та.

По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.

«Мой веселый звонкий мяч»

Дети становятся вкруг.Педагог с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой
По окончанию слов педагогподбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.

Список использованной литературы:

1. Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 года жизни - М., 2005.

2. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет - М., 2005

3. Погодаев Г. И. Физкульт-Ура! - М., 2003.

4. Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.

5. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста - М., 2007.

6. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 2013.