Комнатные растения        17.07.2019   

Показательное занятие в старшей группе по экологии. Конспект экологического занятия в старшей группе «Почему пропал чистый воздух

План-конспект занятия по основам экологии в старшей группе ДОУ

Образовательная область: Социум

Раздел: Основы экологии

Тема: Путешествие в страну Дендрарию

Цели: Дать детям элементарные экологические знания о деревьях, о лесе. Учить разрешать проблемные ситуации, различать и называть деревья. Дать представление о разнообразии деревьев, их назначении и пользе. Развивать внимание, наблюдательность, память. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Оборудование: перчаточные куклы зайца, лисы, медведя; иллюстрации «Хвойные», «Лиственные деревья»; алгоритмы по исследованию объектов природы; плакат и картины с изображением деревьев; сборная картина «Дерево»; рисунки с изображением птицы, капельки воды, солнца, дождевого червяка; карточки «Найди хвойное дерево»; плоды (каштан), шишки, желуди; раскраски, медали.

Предварительная работа: наблюдение и ознакомление с деревьями, растущими на территории детского сада, заучивание стихотворений.

Билингвальный компонент: су, к үн, торғай, шылаушын.

Мотивационно-побудительный этап деятельности

Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание детей на гостей группы. Здравствуйте, ребята. Посмотрите по сторонам, что-то нас так много? Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, мой родимый край!

Здравствуй, вольный ветерок!

Всех мы вас приветствуем!

Организационно-поисковый этап деятельности

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну, страну деревьев Дендрарию. Вы хотите стать жителями этой сказочной страны? Для этого нам нужно выполнить задания. Готовы ли вы к испытаниям?

Игровой момент.

Ребята, что за странный звук? Давайте посмотрим, кто же это? Правильно, заяц. Заяц тоже спешит с нами в сказочную страну. А следом кто идет за зайцем? И лисичка присоединяется к нам! А кто же еще хочет попасть в страну деревьев? Правильно, ребята, медведь. (Дети изображают зайца, лису и медведя посредством перчаточных кукол. Другие дети их узнают и называют)

Испытание 1. «Вспоминалки».

Ребята, посмотрите на деревья, изображенные на плакате. Какие деревья нам знакомы? Вспомните, какие деревья растут на территории детского сада? Правильно ребята. (Клен, карагач, береза, ель, каштан)

На доске рисунок дерева.

Что вы видите?

Назовите части дерева.

Для чего дереву корень?

Для чего необходим ствол?

Для чего необходимы листья?

Чем деревья отличаются друг от друга?

Сегодня ребята я познакомлю вас с новым словом «крона». Ветки с листьями на дереве образуют крону дерева.

Молодцы, ребята, первое испытание позади.

Испытание 2. «Различалки».

Ребята, деревья у нас бывают двух больших видов лиственные и хвойные деревья. Давайте с вами подумаем, чем же различаются лиственные и хвойные деревья?

Работа по иллюстрациям «Лиственные деревья» и «Хвойные деревья». Назовите и покажите лиственные и хвойные деревья.

Испытание 3. «Отгадалки»

Загадывает загадки, показывает изображение отгадки на рисунке.

1. «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит».

2. «Лист в зубцах, кора черна, что за дерево, друзья?»

3. «Что за чудо-дерево зимой и летом зеленеет?»

4. Свесила ветки с обрыва, старая, грустная …

5. Стоит у плотины, на коре морщины, хорош на сруб, красавец …

6. Что же это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

6. У меня иголки длиннее, чем у елки. Очень прямо я расту. Если я не на опушке, ветки только на макушке.

Ребята, как вы думаете, интересно быть деревьями? Сейчас я превращу вас в деревья. Ваша кожа превращается в кору, а руки в ветки.

Психогимнастика – релаксация «Деревья»

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.

Вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами -корнями в пол. Сожмите кулаки. Сильный ветер еле-еле раскачивает дубы, они стонут низким голосом «ы-ы-ы».

Вокруг себя повернитесь, и в березки превратитесь. Березки раскачивает даже самый слабый ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».

Вдруг поднялось солнышко. Все деревья потянули к нему ветки. Чтобы каждый листочек согрелся. Ветер принес дождевые тучи и пошел дождь. Деревья стряхнули лишнюю влагу. Почувствовали бодрость, радость. 1,2,3,4,5 – превратитесь в ребят.

Испытание 4. Окажи помощь дереву.

Какие подарки мы можем подарить сухому дереву? Давайте подарим ему подарки.

«Солнышко»

«Капелька воды»

«Дождевой червяк»

«Птица»

Дети дарят дереву подарки-картинки и говорят ему пожелания.

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит тебе и делает твои листики зелеными. Солнце – на казахском « күн » .

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит тебя и умоет. Вода на казахском – су.

Я дарю тебе дождевого червяка, он будет рыхлить твою почву. Дождевой червяк на казахском – шылаушын.

Я дарю тебе птичку воробья , она будет беречь тебя от жуков и гусениц. Воробей на казахском – торғай.

Давайте посмотрим, каким же станет наше дерево после наших подарков.

Оно выздоровело, позеленело. А вот, смотрите, и новые листочки появились. Какие мы молодцы!!

Испытание 5. Командное состязание «Кто быстрее?»

А сейчас, поиграем в игру «Кто быстрее?». Для этого нам нужно разделиться на три группы.

Воспитатель делит детей на три группы. Первая группа должна собрать в правильной последовательности картину-дерево. Второй группе детей раздаются карточки с заданием найти хвойное дерево. Третья группа детей должна найти детку с ветки дерева (каштан, желуди, шишки).

А теперь, давайте с вами вспомним, в какой местности встречается очень много деревьев? Правильно, в лесу. Вспомните и скажите, какие бывают леса?

А почему мы должны беречь лес?

Да, ребята, лес прекрасен. Здесь много интересного и удивительного.

Работа по алгоритмам.

На доске схемы-алгоритмы (нос, рот, ухо, рука, глаза).

Что можно увидеть в лесу?

Что услышать?

Что понюхать?

Что потрогать?

Что можно попробовать?

Вот как интересно в лесу.

Но всегда ли мы правильно ведем себя в гостях леса?

Игра «Кто чем будет?»

- Чем будет дерево?

Чем будет ветка?

Чем будет лист?

Цветок?

(Столом, стулом, посудой, музыкальным инструментом, бумагой, книгой, дровами, домом. Веником, кнутом, хворостом. Лекарством, удобрением, гербарием. Ягодкой, фруктом.)

Рефлексивно-коррегирующий этап деятельности

Обобщение сказанного.

Какие части дерева мы знаем?

Как помочь больному дереву?

Зачем в городе сажают деревья?

Для чего нам нужен лес?

Правила поведения в лесу?

Польза дерева для человека.

(Корень, ствол, ветви, листья. Для очищения воздуха. Для прохлады. Лес - для зверей и птиц. Лес дарит нам ягоды, грибы и лекарственные травы. Лес нужно беречь. Пробовать ничего нельзя. Трогать диких зверей нельзя. Дерево может быть домом, дровами, инструментом, посудой, книгой)

Молодцы, ребята! Вы сегодня преодолели все испытания, выполнили задания. Вот теперь вы стали жителями сказочной страны Дендрарии. Научились понимать язык деревьев. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного о деревьях. Все вы получаете в память о нашем путешествии медали и раскраски с изображением деревьев.

Ожидаемый результат:

Знать: элементарные экологические знания о деревьях, о лесе; об их назначении и пользе;

Иметь: представление о разнообразии деревьев, леса; чувства бережного отношения к природе;

Уметь: разрешать проблемные ситуации; называть и различать деревья.

Открытое занятие в старшей группе по экологии.

Тема: «Планета в опасности!»

Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.

Задачи :

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Предварительная работа :

Наблюдения в природе.

Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

Заучивание стихотворений.

Подбор игр, загадок.

Выполнение физкультурных разминок;

Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Тип занятия : комбинированный

Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.

Ход ООД:

Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Со стула не встану,

Его крутану.

В любой точке мира,

На нем окажусь! (Глобус)

А что такое глобус (Модель нашей планеты )

Как называется планета, на которой мы живем?

А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.

(Отрывок из мультфильма «Я - Земля»)

Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?

Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.

Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.

Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.

От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.

А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.

Поиграем в игру . Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.

Если разведу костер, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убирать не буду?

Если мусор уберу, банки закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю?

Если я приду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок, выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.

Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)

А хотите побывать в роли экологов-исследователей?

Тогда лаборатория №1 ждет вас.

Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?

Проходим в лабораторию №2.

Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?

Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.

А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?

Приглашаю вас в лабораторию №3

Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.

Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.

Наше занятие подошло к концу , вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.

И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения

К. Паустовский

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:


Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ

Тема занятия Вводная часть
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие.
«Прогулка в лес» Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
  • Чтение рассказов о лесе.
  • Беседы о безопасном поведении в лесу.
  • Отгадывание загадок о диких зверях.
  • Рассматривание иллюстраций диких животных.
«Как вести себя в лесу» Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
  • Обламывать сучья, уничтожать побеги.
  • Защищать от вредителей деревья в лесу.
  • Ходить по лесным дорожкам.
  • Баловаться с огнём в лесу.
  • Собирать ландыши в лесу.
  • Кормить птиц, белок.
  • Искать грибы, ягоды.
  • Бросать в лесу бумагу, фантики, бутылки из-под воды.
  • Брать на руки ёжиков, птенцов.
  • Рубить деревья в лесу.
  • Пользоваться фоторужьём.
  • Собирать гербарий.

Виды занятий по экологическому воспитанию

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.

Таблица: картотека подходящих тем по экологии

Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе

Автор Головнёва М.А., педагог
Название «Берегите воду»
Цель Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе.
Задачи
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
  • Актуализировать в сознании детей вопрос бережного использования воды.
  • Формировать умение работать в команде.
  • Развивать логическое мышление, воображение, память.
  • Учить основам систематизации и анализа информации.
Методические приёмы
  • Беседа,
  • показ,
  • объяснение,
  • опыт,
  • разгадывание загадок.
Материалы
  • Глобус,
  • схемы-плакаты (или слайды, если есть проектор),
  • карточки,
  • оборудование для опытов,
  • музыкальный проигрыватель.
Ход занятия Организационный момент.
В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках?
Воспитатель ставит на стол глобус.
В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края).
В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета?
Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему).
На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему).
Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают).
Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды.
В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды.
А сейчас у нас загадки.
  • Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать? (Без воды)
  • Я несу в себе водицу,
    Нам водица пригодится.
    Нам купаться без хлопот,
    Если есть? (Водопровод)
  • Бегу я, как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня. (Ручеёк)
  • Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Водопроводный кран)
  • По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик своё потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
  • Если речка по трубе,
    Прибегает в дом к тебе
    И хозяйничает в нём -
    Как мы это назовём? (Водопровод)

Физкультминутка.

  • Как приятно в речке плавать!
    Как приятно в речке плавать! (Движения, как при плавании брассом).
    Берег справа, берег слева. (Повороты вправо, влево).
    Речка лентой впереди. (Руки тянем вперёд).
    Сверху мостик - погляди. (Руки вверху соединяем в замок).
    Чтобы плыть ещё скорей,
    Надо нам грести быстрей. (Наклоны влево, вправо).
    Мы работаем руками.
    Кто угонится за нами? (Махи руками).
    А теперь пора нам, братцы,
    На песочке поваляться.
    Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
    И на травке отдыхаем.

Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Давайте поможем рыбкам и очистим воду для аквариума. Проводится опыт с очисткой воды через простой фильтр с обычной ватой. Очищенную воду дети сливают в аквариум, и воспитатель запускает туда рыбок. Рыбки благодарят детей за помощь.
В.: Внимание! Телеграмма от лесовика. Недобросовестные туристы после себя засорили лесное озеро. Его нужно срочно спасти!
Воспитатель выносит большую ёмкость с водой и плавающим мусором. Дети собирают все в мусорный мешок.
В.: Озеро спасено! Молодцы!
Ребята, мы сегодня много узнали о воде, очистили воду для аквариума, помогли лесовику. Но чтобы природа всегда оставалась красивой, нужно заботиться о ней постоянно. Мы сейчас вместе прочитаем клятву юных защитников природы и всегда будем выполнять эти правила:

  • Я хороший и добрый человек.
  • Я люблю природу и обязуюсь её защищать.
  • Я хочу дышать чистым воздухом, поэтому помню, что нельзя рвать цветы, ломать ветки у кустарников и деревьев.
  • Я хочу пить чистую воду, плавать в чистых озёрах и реках, поэтому я буду беречь водоёмы от загрязнений.
  • Я буду экономно расходовать водопроводную воду, не оставлять открытым водопроводный кран.
  • Я хочу гулять по чистым полям и лесам, поэтому никогда не буду оставлять мусор.

Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу?

Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»

Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

  • краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
  • краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
  • долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Название «Цветы для мамы»
Участники проекта
  • воспитанники старшей группы детского сада;
  • воспитатели;
  • родители.
Вид проекта Долгосрочный: с августа по март.
Подготовка
  • Дети совместно с воспитателем выращивают тюльпаны к празднику «8 Марта».
  • Дети делают поздравительные открытки и на защите проекта поздравляют мам с праздником.
Задачи
  • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение выражать свои чувства к близким людям.
  • Развивать практические навыки ухода за растениями, умение создавать предметы декоративного искусства.
  • Учить основам наблюдения и анализа.
Ход проекта Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре.
В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост.
С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику.
Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
  • беседы «Зачем нужны цветы растениям», «Из чего состоит цветок»;
  • творческое рассказывание детей по теме «Почему люди дарят цветы»;
  • чтение сказок «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек»;
  • развивающая игра: распределить цветы на три группы полевые, садовые, комнатные;
  • просмотр видео «Бал цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»;
  • занятие по составлению букетов с использованием сухих веток и поделок из цветной бумаги;
  • выполнение аппликаций для поздравительных открыток.

Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи.

Всем известен тот факт, что ребенок получает все задатки развития в раннем детстве. И насколько он будет успешен в будущем, зависит от того, как занимались с ним в дошкольном возрасте.

Поэтому не стоит удивляться, увидев в расписании занятие по экологии в старшей группе, ведь новые стандарты для детского сада предусматривают развитие детей с разных сторон образовательного процесса.

Целеполагание занятий по экологии

Безусловно, каждая деятельность, проводимая в ДОУ, должна иметь свою основную цель, не исключение и экология. по данному направлению должны способствовать развитию у дошкольников любви к родине и бережливого отношения к природе.

Чтобы был получен результат на выпуске, воспитателю необходимо выстроить цепочку более мелких целей (задач) и на каждом стремиться к их достижению. Они могут быть следующего плана:

  • помогать дошкольникам увидеть сезонные изменения природы;
  • объяснить детям, что в природе все взаимосвязано (через построение экологических цепочек);
  • закрепить имеющиеся знания у детей о птицах (животных, рыбах);
  • развивать у детей любовь к природе, способствовать умению видеть прекрасное (через оформление цветников на участке группы).

Это, конечно, далеко не все задачи. Занятие по экологии в старшей группе может носить различный тематический характер, поэтому и цели будут более конкретные.

Типы занятий по экологии

Первичные навыки общения ребенка с природой дает экология. Старшая группа занятие может построить по одному из нескольких типов. К ним относят:

  • первично-ознакомительное;
  • углубленно-познавательное;
  • обобщающее;
  • комплексное.

Самое главное при построении занятий - это соблюдение следующих требований:

  • эмоциональность;
  • яркость;
  • возможность принятия участия;
  • познавательность;
  • доступность;
  • заинтересованность.

Кто должен вести занятия по экологии?

Любые занятия в детском саду - это часть образовательного процесса, ответственные за него воспитатели групп. Кроме того, воспитанники чаще всего очень доверяют им и стараются подражать во всем.

Поэтому занятие по экологии в старшей группе должен проводить именно воспитатель. Он доступно объяснит значимость природы в жизни каждого человека и то, как нужно бережно к ней относиться.

Занятие по экологии средняя группа расценивает как один из способов познания окружающего мира. Дети знакомятся с его многообразием и учатся общению с ним.

Каким может быть занятие?

Множество форм образовательного процесса позволяет воспитателям сделать его интересным, необычным, эмоциональным. В данном случае это могут быть:

  • занятие-сказка;
  • занятие-путешествие;
  • по экологии;
  • открытое занятие.

Самое главное - педагогу необходимо осуществить творческий подход и построить процесс так, чтобы у воспитанников появилось желание принимать участие в данном мероприятии.

Например, есть такая тема занятия по экологии - «Деревья», его можно проводить в виде экскурсий с ребятами старшей группы в парке. Особенно оно может запомниться в осенний период, когда дети совместно с воспитателем смогут собрать яркие листья, опавшие шишки и сделать из них в последующем поделки.

Что такое открытое занятие?

Открытое занятие по экологии предусматривает присутствие на нем посторонних лиц - это могут быть другие воспитатели, дети из параллельных групп, родители, участники образовательного процесса из соседних детских садов.

Данное занятие является чаще всего показательным, и ребята совместно с педагогом-воспитателем к нему заранее готовятся. Самая грубая ошибка организатора в данном случае - это то, что он всецело репетирует процесс проведения несколько раз, и у детей пропадает интерес.

Безусловно, репетировать надо, но только наиболее сложные элементы хода мероприятия, а само оно для ребят тоже в период проведения должно быть новым. Именно такой подход позволяет получить наилучший результат.

Считается большим плюсом, если в ходе открытого занятия будет выделено время для того, чтобы дети смогли высказать свое мнение по теме или задать интересующие их вопросы. Нужно помнить о том, что ребенок-дошкольник не умеет долгое время заниматься одним и тем же делом, поэтому мероприятие не должно быть затянутым и в процессе его должна быть продумана смена деятельности.

Экологический проект

Если рассматривать занятие по экологии, средняя группа может избрать Ребята обычно очень любят участвовать в различного рода исследованиях, данный метод является и познавательным, и воспитательным.

Экологический проект может быть краткосрочным (длиться от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочным (месяц и более). Временной промежуток в данном случае зависит от выбранной темы исследования.

Работа с экологическим проектом строится на интегрированном подходе - данный вид предусматривает участие детей в различных видах деятельности:

  • наблюдение;
  • чтение тематических произведений;
  • рисование;
  • постановка тематического танца;
  • лепка;
  • сочинение сказок и рассказов по теме.

Данная форма работы может как быть самостоятельной, так и являться дополнением к образовательному процессу.

Родители как участники экологического воспитания детей

Не стоит забывать о том, что воспитанием детей занимается не только дошкольное образовательное учреждение, но и социум, в котором живет ребенок, а именно его семья.

Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Для этого воспитатель проводит родительские собрания, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте. И чаще всего просит о помощи родителей, например, папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы - оформить цветник, создать огород на окне.

Занятие по экологии в старшей группе можно провести в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать через личный пример.

Кроме того, занятие по экологии в старшей группе может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.

«Домашние животные»

Домашний питомец есть практически у каждого ребенка. Поэтому занятие по экологии «Домашние животные» можно провести в виде фотовыставки.

Для этого необходимо заранее попросить ребят принести фотографии своих животных, а на занятии - рассказать о них. Кроме того, воспитатель должен обязательно дополнить знания детей новыми сведениями. Например, что кошек и собак можно дрессировать и они способны выступать даже в цирке, а мыши и крысы - это грызуны, и живут они в норах.

Дошколятам очень нравится рассказывать о своих питомцах, таким образом, кроме знаний по экологии, они приобретают навыки распространенной речи.

Экологическое воспитание - это основной способ развития чувства ответственности у детей. Кроме того, такого всегда вызывают повышенный интерес у малышей.

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...