Необычные растения        09.10.2019   

Половое воспитание дошкольников в доу. Половое воспитание детей в условиях доу и семьи. «Социально-половое воспитание в детском саду»

Материалы по половому воспитанию детей (3-5 лет)

Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы сопереживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы, став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?

Процесс формирования полового самосознания у ребенка проходит через разные периоды. Уже в первые годы жизни ребенок учится не только различать и называть людей, но и противопоставлять их по полу. Годовалый малыш определяет почти безошибочно, кто к нему подошел — дядя или тетя.

Ну, а затем идет становление понятия «Я», и оно совпадает у ребенка со становлением полового самосознания. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я — мальчик» или «Я — девочка». Родители чисто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике — мужские, а в девочке — женские черты характера. Например, мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» или: «Покажи, как ты качаешь свою лялю». И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. К сожалению, иногда (это чаще наблюдается в неполной семье, когда мать одна воспитывает сына) в ребенке неосознанна начинают поощрять черты характера, свойственные противоположному полу. Мальчика одевают как девочку, развивают в нем чрезмерную нежность, впечатлительность, мягкость. Все это в дальнейшем может привести к серьезной психологической перестройке, связанной с недовольством своим полом, и появлению упорного стремления изменить свой пол (транссексуализм). Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее глубокое воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием.

Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем, этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?», и так же невинен. Обычно это происходит в 3-4 года. Часто ребенка интересует не тайна деторождения и даже не пол, а просто жизнь во всем ее разнообразии. Так он нащупывает пути поисков причин. В ответ на вопрос: «Почему ты об этом спрашиваешь?» можно услышать иногда совершенно неожиданную интерпретацию самого вопроса. Например: «Коля известно откуда появился — он из Березников приехал, а Лариса родилась в Перми, а я откуда?». Вот и все. И на этот-то вопрос он и ждет ответа. Однако так бывает не всегда. Нередко ребенок интересуется тайнами деторождения именно в том смысле, в каком мы этот вопрос понимаем.

И это часто вызывает растерянность родителей, их нерешительность. Мама посылает ребенка к папе, папа — к бабушке. Дело часто кончается тем, что ребенок, так и не получив надлежащего ответа, настолько заинтригован молчанием или отговорками родителей, что ищет ответа на стороне и без труда находит его у «просвещенных» мальчиков или девочек — «знатоков». Как же отвечать на подобные вопросы?

Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего, соответствующего его опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что он в ближайшем будущем должен узнать.

Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не оттого, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддержать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне. Можно просто сказать, что ребенок растет в животике у мамы. Вполне возможно, что ему для начала будет достаточно такой информации. Если затем он поинтересуется, как он туда попал, можно сказать, что он вырос из маленького семечка, которое было в маме. Пусть ваши ответы не предвосхищают вопросов. Через некоторое время ребенок, возможно, задаст вам вопросы посложнее. Он спросит: «А при чем тут папа?» или поинтересуется, как дети выбираются из маминого живота. Первый из этих двух вопросов особенно важен: от того, как вы ответите на него, во многом будет зависеть самосознание мальчика или отношение девочки к отцу. Можно привести в таком случае пример с рыбками. Вот рыбка-мама, из ее икринок разовьются и вырастут детки, но случится это лишь после того, как рыбка-папа польет икру специальным соком — молокой. Если у вас есть аквариум, то это объяснение легко сделать наглядным, если нет — при случае можно продемонстрировать малышу икру и молоку рыб и тут же перейти к аналогии с человеком.

Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Вы установите таким образом нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же вы поймете, что именно малыш уже знает, сможете выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.

В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными, у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства.

Нагота сама по себе нравственна, ибо естественна, и поэтому порицать ее красоту, ее естественность как нечто низкое и греховное — это все равно, что считать человеческое тело и самого человека носителями греха. Необходимо ценить естественность природы в нас самих, ценить красоту природы в красоте человеческого тела и воспитывать в ребенке уважение к этой красоте и восхищение ею.

Порицая с раннего детства наготу («Томочка, как тебе не стыдно, нельзя же папе показываться в таком виде!»), мы призываем это чувство постыдности, как нечто совершенно естественное. И ребенок часто спрашивает, если в состоянии возразить взрослому: «А почему мне должно быть стыдно?». Воспитание с малых лет чувства стыдливости может пробудить в ребенке интерес к запретному голому телу, а, следовательно, и особый интерес к противоположному полу, непонятно почему запретный и порицаемый. Поэтому в воспитании стыдливости могут быть использованы, главным образом, косвенные, мягко действующие ограничения. Можно сказать девочке или мальчику, бегающим неодетыми, скажем, в присутствии посторонних людей, что это нехорошо, некрасиво, поскольку на людях нужно (принято) быть одетым, опрятным, подтянутым, и не выказывать того, что только для тебя одного и должно существовать и никого больше не касается. Избыточный, ненужный упор на воспитание стыдливости может в дальнейшем привести к несчастьям. Стыдливость приходит сама, в том числе и к детям, у которых стыдливость вообще не пытались специально воспитывать.

На все повесить фиговые листки нельзя. Все равно жизнь переполнена тем, в чем можно, при желании, усмотреть неприличное и безнравственное. Поэтому существует только одна программа для воспитания неприятия грязи — воспитание с раннего детства в духе уважения к человеческому достоинству, в чем бы оно ни выражалось: в духовном или телесном. Поэтому очень важно, чтобы еще в детском возрасте ребенок научился относиться к обнаженному телу как к чему-то совершенно естественному.

Пока ребенок изучает свой нос, руки, ноги, родители спокойны, но как только его внимание переключается на половые органы, взрослые начинают тревожиться, подозревая в своем малыше задатки, испорченности. И приходят просто в ужас, когда дочь, вернувшись из детского сада, серьезно рассказывает родителям о строении половых органов мальчиков или когда застают сына в компании сверстников за рассматриванием или демонстрацией этих частей тела. Сразу же следует подчеркнуть — в этом интересе нет ничего нездорового. В возрасте 3-5 лет подобным образом ведет себя детвора всего мира. Это так называемая «фаза половой игры», в процессе которой малыши утверждаются в понятии половых различий. В большинстве случаев дети не осознают сексуального характера содержания этих игр. Оно ограничивается, в общем, осмотром и ощупыванием внешних половых органов других детей своего и другого пола, а также показом своих половых органов. Эти наблюдения и манипуляции встречаются, например, в так называемых играх «в доктора», «папы и мамы». Подобные игры служат для детей, преимущественно, способом ознакомления или удовлетворения любопытства. Опытные педагоги и психологи знают, что чем больше шума поднимают родители из-за дурных наклонностей и привычек маленького ребенка, тем сильнее те укореняются. Это касается не только сексуальных игр, но и многих других осуждаемых взрослыми действий. Ребенок не может понимать и оценивать свои поступки как взрослый, потому и не следует фиксировать его внимание, преувеличивать их значение.

Ну, а как все-таки быть, если вы застали сына или дочь «на месте преступления», если ребенок дошкольного возраста занимается онанизмом? Под онанизмом (мастурбацией) понимают искусственное раздражение половых органов (вне полового акта) с целью вызвать сладострастное ощущение. Сексуальное самоудовлетворение — так еще иногда называют эту вредную привычку. Онанизмом могут заниматься как мальчики, так и девочки.

Прежде всего, необходимо избрать правильную линию поведения. Ругать и наказывать ребенка в этом случае совершенно бессмысленно и даже вредно. Необходимо проанализировать ситуацию. Причин, способствующих развитию попыток к онанизму, в детском возрасте может быть несколько. Во-первых, наличие глистов (остриц) или воспалительных кожных заболеваний, вызывающих кожный зуд. Желание освободиться от него путем расчесывания, приводит к вредной привычке постоянно притрагиваться к половым органам. В дальнейшем, пока еще неосознанно, у детей при расчесывании кожи наружных половых органов появляется сладострастное ощущение. В этих случаях лучше обратиться к врачу.

Особого внимания требуют гигиеническое содержание ребенка и режим его жизни. Не надо одевать ребенка в слишком тесную, сдавливающую или трущую промежность одежду; плохо, если кожа ребенка грязная, если грязным и неопрятным оказывается нижнее и постельное белье. Грязь раздражает кожу, ребенок почесывается, и это может перерасти в привычку. Ночная одежда должна быть свободной и легкой. Это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, одевают тесные трусики, добиваясь при этом прямо противоположного эффекта. Ребенок должен спать отдельно, в своей постели. Нахождение его в одной постели с братьями или сестрами, особенно со взрослыми, может способствовать раннему появлению полового чувства. Привычка залеживаться в слишком мягкой и теплой постели по утрам и вечерам плохо сказывается на формировании ребенка. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может, в попытках заснуть, искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.).

Раздражение может возникнуть и из-за того, что ребенка кормят на ночь слишком обильно, дают острую или соленую пищу, которая вызывает жажду, а потом обильно поят. К утру или ночью, в связи с переполнением мочевого пузыря и кишечника, может произойти раздражение половых органов. Поэтому нужно приучить ребенка ложиться спать в определенное время, добиваясь, чтобы он быстро засыпал. Хорошо, если малыш спит на боку, а не на животе, так как это может создавать условия для раздражения половых органов. Нужно стремиться к тому, чтобы руки ребенка находились поверх одеяла, чтобы он не накрывался одеялом с головой. Постель ребенка должна быть чистой и в меру жесткой.

Таким образом, о предупреждении онанизма у ребенка родителям надо беспокоиться не тогда, когда он стал уже подростком, а гораздо раньше, когда он, как говорят, «от горшка два вершка».

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки.

Половое воспитание дошкольников – это направленное, систематическое медико - педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Половое воспитание надо начинать с раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне и др.

Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания:

I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;

2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;

3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни.


Данные научных исследований показывают, что мальчики и де­вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические отличия, а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Основные моменты полового воспитания

1. Половое воспитание – это не отдельная сторона, а один из компонентов общего воспитания ребенка. Не стоит на этом заострять внимание, все должно проходить гармонично, планомерно, в соответствии с возрастом ребенка.

2. Половое воспитание начинается с самого рождения ребенка, а не в период полового созревания. В раннем детстве закладывается фундамент личности ребенка, который в дальнейшем что-то исправить уже практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка уже в дошкольном детстве были сформированы правильные представления об окружающем мире.

3. Между ребенком и родителями должны быть доверительные отношения, чтобы он мог спокойно, не боясь и не стесняясь, задавать интересующие вопросы. Ребенок должен быть уверен, что взрослые его выслушают и не накажут за это.

4. Если родители краснеют и стыдятся неловких вопросов своего ребенка, - это личные комплексы и психологические проблемы родителей, поэтому необходимо провести работу родителям, над своими стереотипами и не передать ребенку свои комплексы.

5.Поколение родителей и поколение детей отличается. Современные дети быстро взрослеют, поэтому и интерес к интимным вопросам возникает раньше, чем это было у родителей. Взрослым с этим остается только смириться и сделать все зависящее от них, чтобы их ребенок получил нормальное половое воспитание. И нельзя говорить ребенку, что в этом возрасте вы еще интересовались куклами (машинками), а не мальчиками (девочками).

Как правильно донести ребенку информацию по деликатным вопросам

Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко.

Ребенку нужно дать понять, что зачатие, то есть секс, - это не то, чего нужно стыдиться, это не что-то грязное и постыдное. Очень важно, чтобы ребенок понял, что интимная близость, зачатие происходит по любви между мужчиной и женщиной. Каким образом донести все это до ребенка-дошкольника?

Во-первых , реакция взрослых на интерес ребенка к интимной сфере человеческой жизни должна быть естественной, как будто вам ребенок задает вопрос, почему летают птицы, зачем кошке хвост и т. д. Ответ нужно дать тут же, не откладывая его на потом. Причем надо помнить, что ответы на такие вопросы не должны превращаться в лекции. Ясный вопрос – короткий и четкий ответ. И конечно, ответ должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, не надо вдаваться в детали. Ребенку в дошкольном возрасте достаточно узнать об этом лишь поверхностно.

Во-вторых , можно и не дожидаться того момента, когда ребенок сам захочет узнать информацию по интимным вопросам. Но при этом не стоит ни с того, ни с сего заводить разговор, иначе ребенок обязательно спросит, почему об этом заговорили, что еще больше обескуражит родителей. Если чувствуете, что наступил подходящий момент, если это будет уместно, то начните разговор сами.

В-третьих , ребенок должен почувствовать, что вы доброжелательно относитесь к его вопросам. Поэтому ни в коем случае нельзя кричать, стыдить, смеяться. Если у самих родителей такое неправильное представление и отношение к интимной стороне жизни человека, то не надо свои комплексы передавать своим детям.

В-четвертых , если ребенок задал вопрос, то не надо уходить от ответа, иначе он будет искать информацию у недостоверных источников – своих сверстников, которые могут наговорить такое, о чем взрослые даже не подозревают.

Значение семьи в половом воспитании ребёнка

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать желания получать в отношениях с другими людьми то, что ему недостает дома (понимания, сочувствия).

Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Из чего же складывается половой опыт у маленьких детей

Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.

Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.

Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.

У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт.

Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.

Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.

Половое воспитание дошкольников - непростой вопрос. Родители всегда затягивают с «этим» разговором.

Многие ждут подросткового возраста, чтобы поговорить с детьми о сексе и сопутствующих ему вещах.

Однако уже в дошкольный период малыши имеют право знать некоторые подробности, иначе они рискуют оказаться в глупом положении среди сверстников.

Современная история идет семимильными шагами, и дети взрослеют раньше. Уже в первом классе у половины есть смартфон с неограниченным доступом в интернет. Некоторые энтузиасты умудряются накачать картинок эротического содержания и шокировать ими одноклассниц.

Шепотом в уголках девочки рассказывают тайны о зачатии и родительской спальне, а по ночам пытаются потрогать себя в интимных местах.

Особо наивные думают, что их младших братиков принес аист или подкинул кочан капусты, пока им не открывает глаза учитель биологии.

Мальчишки смеются над девочками, у которых раньше всех начинается менструация, как будто в этом есть нечто постыдное. Все это – огрехи родительского воспитания. Ведь ребенок дошкольного возраста имеет право знать, как он появился на свет .

В три года особо интересующийся малыш может услышать от вас сказку о маминой и папиной любви, неожиданно случившейся в волшебном королевстве. И после этого в животе у мамы появился крохотный ребенок. Он кушал все, что кушала мама, и рос, рос… Пока вдруг ему не стало ужасно тесно.

Тогда он постучал, и мама срочно побежала в родильный замок. Там врачи открыли специальную дверцу в мамином теле и малыш смог выйти. И все очень обрадовались. Совместите биологическую правду и сказочный вымысел, но никаких аистов, магазинов и капусты!

Половое воспитание детей 4-6 лет начинается с книг . Есть много красочных томов с названиями «Как я появился» и «Откуда берутся дети». Они – отличное подспорье для родителей в этой нелегкой беседе.

Главное дождаться нужного вопроса и вовремя подсунуть чаду этот фолиант.

Анатомические подробности и порнографические картинки здесь, само собой, не нужны. Все, что вам понадобится – честность, живое воображение и детское любопытство. Позвольте малышу самостоятельно полистать книгу и подождите, пока возникнут вопросы.

Вполне нормально, если ребенок дошкольного возраста услышит слово секс. Ведь на дворе давно не 50-е годы, и естественно, что мама и папа любят друг друга и у них периодически бывает секс, от которого и берутся дети.

Занятие это – исключительно для взрослых, потому что за него приходится нести ответственность. Получившихся детей надо кормить и воспитывать, а для этого нужно много работать и вообще быть большим.

Некоторые книги упоминают названия половых органов, другие же выдумывают им удобоваримые «клички». Например, у папы есть «краник», в котором живет много семян. А внутри мамы живет яйцеклетка («волшебная горошина»). Когда они сталкиваются, появляется малыш. Он растет в мамином животике, а потом выходит наружу.

Если вам делали кесарево сечение, вы можете продемонстрировать малышу место разреза и объяснить, что выходить ребенку помогали добрые врачи.

Как именно называть причинные места, решать вам. Разумеется, ребенок должен понимать, что, хоть это и не ругательства, но кричать их на улице и обзывать ими девочек не нужно.

К семи – восьми годам важно также осветить вопрос менструаций и поллюций . Коснитесь его вскользь, мол, к 12-14 годам девочка становится девушкой, а мальчик – юношей.

Все процессы и изменения – лишь признаки взросления, и ничего постыдного в них нет. В 9-10 лет поговорите об этом подробно, а к 12 купите энциклопедию.

В консервативных вас, конечно, не поддержат. Они предпочитают держать коллектив в неведении и не замечать, что, когда воспитательница отворачивается, ребятня скидывает друг перед другом трусики и пытается понять, чем мальчики отличаются от девочек.

Ваша задача – лишить ребенка неоправданного стыда, объяснить половые различия , принципы зачатия, суть гендерной психологии. В конце концов, почему мальчикам нравятся девочки, а не мальчики? Ведь так задумано природой, только в паре они могут продолжать свой род.

Вовремя не получив нужного ответа, малыш может начать собственные эксперименты и ступить на хрупкий лед гомосексуальных исследований.

Кроме прочего, ребенок дошкольного возраста должен понимать, что такое презерватив – он часто сталкивается с ним на улице и может случайно поднять. Объясните, что это не игрушка, и трогать его не следует.

Границы дозволенного в беседе с дошкольником о сексе определяете вы сами. Обычно взрослые гораздо болезненнее реагируют на смелые ответы, чем дети. Все объясняется нашим сексуальным воспитанием.

Еще 20 лет назад никто и не подумал бы сказать шестилетней дочке: «Не заходи к нам в спальню, мы с папой занимаемся сексом». Все шли на хитрости, на выдумки, а то и вовсе отказывались от плотских удовольствий.

Как бы ни было смешно или страшно, сохраняйте серьезный вид . Ваше лицо должно говорить: «над этим не нужно хихикать, это нормально, но об этом не разговаривают в садике и не кричат на улице, только и всего». Именно вы знаете своего ребенка лучше, и понимаете, когда тот готов к разговору о половых различиях.

Чувствуя, что вы общаетесь с ним, как с равным , он со своими вопросами всегда будет бежать к вам, а не к интернету или продвинутому однокласснику.

В дальнейшем, если возникнет какая-то проблема, вы первым узнаете о ней – ведь вы дали правильное половое воспитание ребенку дошкольного возраста.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План семинара:

  1. Мальчики и девочки.
  2. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.
  3. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).

Ход семинара:

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол – гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Варианты ответов

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

Варианты ответов

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В 20 в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санк-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать – главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца – служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины – защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер. В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е. феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Интересно, кто ввел нормы на технику чтения, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям неизвестно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков. Мальчики начинают ходить позже на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев. Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память – надо выследить дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или пере собой, если знает ответ (генетически –взгляд в упор – вызов). А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского – рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола – это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они – будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителя поможет книга В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики – два разных мира».

Игрушки для девочек

Какие черты характера вы бы хотели видеть у женщин?

(варианты ответов)

Чтобы девочка стала хорошей мамой и хозяйкой, какие игрушки ей нужны?

(варианты ответов)

А если вы хотите воспитать бизнес-леди, то какие игрушки ей будут нужны?

(варианты ответов)

Все черты характера начинают формироваться в раннем детстве в процессе игровой деятельности.

Воспитывая девочку, необходимо запомнить, что сначала в ней надо воспитать хорошую хозяйку и маму. Если этому ее не научить, то семейная жизнь будущей женщины будет неудачной или вовсе не сложится. А для того, чтобы девочка была в семейной жизни, ей помогут такие игрушки, как куклы. Существует несколько видов кукол, отличающихся по размеру. Они могут быть сделаны и из разного материала.

  1. Мягкая тряпичная. Самые маленькие дети любят мягкие и теплые предметы, напоминающие тепло человеческого тела. Для этого подойдут мягкие тряпичные куклы. У этой куклы черты лица должны быть смазаны, так как она рекомендуется для самых маленьких детей, чтобы знакомить их с частями тела. Ребёнку задают вопрос: «Где у куклы ручки? А где глазки?» и т.д., добиваясь того, чтобы ребенок показывал пальчиком то, что вы называете.
  2. Маленькие куклы. Размеры у них должны быть такие, чтобы ребенок мог свою куклу положить в карман или сумочку. С этой куклой разговаривают, познавая окружающий мир на прогулках. У детей развивается диалогическая речь, так как они ведут диалог от имени куклы.
  3. Куклы среднего размера. Нужны для того, чтобы им шить наряды. Такая работа развивает навыки моделирования. Те из девочек, кто любит шить куклам наряды, выбирают профессию модельера. Навыки шитья готовят девочку к жизни в семье. Один знакомый сказал, что у него возникают неприятные чувства, когда он видит женщину с дыркой в одежде.
  4. Пупсы. Девочки, играя с такими куклами, приобретают навыки ухода за ребенком. Кукольная индустрия снабжает этих кукол всем необходимым для ухода за ними: бутылочки для кормления, пеленки, одежда для новорожденных, памперсы. Игра с такими куклами, девочка приобретает навыки ухода за детьми, которые ей пригодятся в будущей жизни.
  5. Куклы ручной работы. Эти куклы всегда привлекают внимание, так как мастер делает небольшое количество игрушек.

Другие игрушки

  1. игрушечные бытовые предметы. Это те игрушки, которые нужны для того, чтобы благоустроить быт кукол: дом, где они живут, обстановка для дома, машина и прочее.
  2. игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Почта», «Кафе», «Офис», и др.
  3. предметы для рукодельниц. Это все необходимое для вязания, вышивания, аппликации, бисероплетения.
  4. конструктор. Нужен для того, чтобы можно было построить кукле дом и его благоустроить. Для этой цели подойдет конструктор «Лего» или набор строительного материала. Если этого нет, можно использовать для строительства дома коробки. Если в них вырезать окна и двери, стены дома оклеить обоями, то получится уютный домик.
  5. игрушки для подвижных игр. Мячи, скакалки, резиночки, роликовые коньки. Эти игрушки способствуют развитию физических качеств: гибкости, ловкости, вырабатывают быстроту реакции.
  6. мягкие игрушки. В современных магазинах имеется большой выбор. В грустные минуты мягкую игрушку можно прижать к себе, с ней хорошо укладываться в постель.
  7. мелкие вещицы. Это те вещи, которые девочке будут необходимы в ее будущей жизни и станут символом женственности: заколки, сумочки, духи, коробочки, шкатулки, вазочки.
  8. канцелярские товары или материал для продуктивной деятельности: карандаши, фломастеры, бумага, клей, скотч, краски, гуашь, бумага разных видов и цвета, пластилин.
  9. игрушки для игр с водой. Вода всегда действует успокаивающе. Не забывайте, что с пяти лет девочка и мальчик могут себе постирать трусики и носки. И в 4 года они тоже это делают с удовольствием. Научите их делать это правильно и через игру. Тогда во взрослой семейной жизни у них исчезнет причина конфликта из-за того, кто кому должен стирать нижнее белье.
  10. яркий бросовый материал. Это красивые коробочки и флакончики из-под духов, коробки от конфет, баночки от кремов, обертки от конфет, кусочки ткани и прочее, что может быть использовано в сюжетно-ролевой игре или для рукоделия.

Игрушки для мальчиков.

Какими бы вы хотели видеть своих мальчиков?

(варианты ответов)

Умные, сильные, храбрые, смелые, целеустремленные, уравновешенные. Да, вы назвали мужские качества. А эти качества начинают воспитывать с детства в процессе игровой деятельности. Если внимательно наблюдать, с какими игрушками больше всего любит играть ваш ребенок, можно узнать, кем он будет в недалеком будущем.

К игрушкам мальчиков относят:

1. транспорт. Это виды транспорта, которые существуют в продаже. Пусть дети разбирают машины, самолеты, вертолеты и космическую технику, как знать, может кто-то из них будет великим изобретателем.

2. солдатики. Раньше каждый мальчик имел такую игрушку. Сначала солдатики были деревянными, потом оловянными, а теперь их делают из пластмассы. Солдатиков одевали в военную форму своего времени. С этими игрушками хорошо разыгрывать исторические сражения. Солдатиками любил играть А.В. Суворов.

3. герои мультфильмов. Бэтмен, Челокек-паук, спецназ и другие герои. Если ребенок сильно увлекся этими игрушками, то надо переключить его внимание на другие. Спецназ с наручниками и пистолетом может вызвать агрессию у детей.

4. оружие. У народов Севера было принято давать ребенку в руки нож с трех лет, чтобы из него вырос отличный охотник. Нож воспитывает дисциплину. Только научите ребенка пользоваться этим холодным оружием.

Меч – орудие древнего воина. Он тоже привлекает внимание мальчиков. Предупредите ребенка, что нельзя замахиваться на живого человека и целиться в глаза.

Пистолеты, ружья, винтовки, автоматы – одни из любимых игрушек мальчиков, так как мужской пол по своей природе более активен и агрессивен. С этим оружием ребенок играет в военные игры, стреляет в воображаемых преступников.

Лук – его легко сделать и родителям. Это оружие развивает у детей меткость, внимание. Будьте осторожны, стрелы должны быть с мягким наконечником. Научите ребенка главному правилу – стрелять из лука можно только в мишень.

Дартс – современный прототип лука. С этой игрушкой надо помнить о технике безопасности.

  1. Мяч. Мячи бывают разных размеров, каждый из них выполняет свою функцию. Развивает и укрепляет физически, воспитывает целеустремленность. Хорошо играть в коллективные игр с мячом: футбол, волейбол и др. Кроме физических качеств эти игры развивают у мальчиков волю, умение договориться, стремление к победе.
  2. Игры в путешествия. Что можно взять с собой в путешествие? Это: компас, фонарик, бинокль, лупа, карта, фляжка, оружие, подручный материал, из которого можно построить транспорт для путешествия.
  3. Строительство. Строить можно из разнообразных строительных материалов, благо есть из чего выбирать. А можно и из подручных материалов. Дети любят строить из диванных подушек, стульев.
  4. барабаны, бубны, шумелки, свистульки и другие музыкальные инструменты пригодятся для экспериментальной деятельности со звуком.
  5. летающие предметы: бумеранги, летающие тарелки, воздушные змеи, летающие модели самолетов развивают силу рук, ловкость, меткость.
  6. игрушки-животные. Девочки любят играть в куклы, а мальчики играют с животными. Животных можно брать с собой в путешествия, с ними можно и разговаривать.
  7. танграм. Это набор различных геометрических фигур, из которых можно выкладывать различных животных или узоры.
  8. Оригами. Изготовление поделок из бумаги путем сгибания и складывания. Во время работы у детей развивается мелкая моторика руки, что влечет за собой развитие мозга.
  9. детские столярные инструменты. Это то, чем должен уметь владеть настоящий мужчина, чтобы исправить недоделки в своем доме. И еще настоящий мужчина должен был раньше построить дом своими руками.
  10. спортивный инвентарь и атрибуты для занятия спортом. Физическую силу, так необходимую мальчикам, помогут развить занятия спортом. Для этого требуются гантели, гири, тренажеры. Покупайте мальчикам коньки, лыжи.

Литература:

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам» М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Практикум по гендерной психологии/ под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2003

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгер «Развитие» М., 2000

Руйе М. Сексуальность/ Пер. с фр. О.Басанцевой. М: ФАИР-ПРЕСС, 2006

Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. М.: Оникс, 2006


В число природных особенностей человека, обусловленных со­циальными факторами, входят те, что определяются полом. Со­временная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психо­сексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентифи­кация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в про­шлом, настоящем и будущем) является составной исторически сло­жившейся структурой самосознания. Причем половая принадлеж­ность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая катего­рия, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).

Итак, в свете современной науки становится очевидной необхо­димость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педа­гоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характери­стик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А ре­зультаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, силь­ными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мяг­кости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих не­гативных для общества явлений, можно назвать преобладание жен­ского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-эконо­мической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социаль­ных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит до­статочно остро. Поток информации по вопросам половых взаимо­отношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вы­зывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информа­ция не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходи­мой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравствен­ного становления личности. Оно направлено на формирование це­лостной личности мальчика, девочки, способных элементарно по­нимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представи­тель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребен­ка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека опреде­ляется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ре­бенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в пер­вые годы жизни не познакомился с устройством человеческого те­ла, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испыты­вают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию лично­сти. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю сво­его пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). По­этому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в ли­це папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Маль­чик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овла­деть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Имен­но отец должен дать мальчику первые уроки физических упражне­ний, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведе­ние, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведе­ния «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокой­но взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем дево­чек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боят­ся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрес­сивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покор­ность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец про­являет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы заня­тия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери вклю­читься в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференциро­вание относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем от­ца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родст­венники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится про­цесс половой социализации.

У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ни­ми. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как дет­скую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастур­бации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с разде­ванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подоб­ные игры и занятия - результат естественного любопытства, лю­бознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией ро­дителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонст­рацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугива­ния («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болез­ненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о гре­ховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.

Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, до­верительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям че­ловеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет труд­но найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.

С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, по­скольку в качестве образов для подражания дети выбирают книж­ных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, ба­рышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золуш­ку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют.Все это гово­рит об одухотворенности половой идентификации, повышении эс­тетической культуры девочек. У современных мальчиков носите­лями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дер­зость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда ново­рожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребе­нок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в даль­нейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.

Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирова­ния его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола по­мешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные пережива­ния ребенка, омрачить и последующую его жизнь.

Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребен­ка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принад­лежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаи­моотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому призна­ку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе со­временного мужчину, который не может приготовить завтрак, по­гладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Круп­ская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить за­бор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.

Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребе­нок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии по­ловой идентичности детей