Дарим цветы        28.07.2019   

Понятие социальный статус семьи виды и значение

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания. Асоциальные семьи Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях. Какой брак можно назвать асоциальным? В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения.

Социальный статус семьи — что это? социальный статус семьи: примеры

Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Социальное положение это статус человека, определяемый его происхождением, должностью, экономическим уровнем, полом. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.

Поэтому если по воле судьбы вы имели раннюю судимость, данная методика проводится в два этапа. То или иное положение на социальной лестнице накладывает свой отпечаток на внешний вид человека, его манеры, вид деятельности, которой он занимается, широту потребностей.

Удивительно, но факт! Поверьте все не так страшно и сложно как кажется, самое главное правильно оформить все документы и тогда сдадите с первого раза. Не знаю, что она вам в этой ситуации скажет. Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно.

С. 23–27. 4. работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной.
– 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С. 90–97. Среди объективных факторов виктимизации особое место принадлежит семье. Социальный статус Определение статуса семьи - полной, когда оба родителя состоят в браке, - неполной, когда брак не заключали (одинокая мама, установление отцовства) и расторжение брака, - многодетной в случае, когда в семье три и более несовершеннолетних ребенка до 18 лет, - малообеспеченной в случае, когда прожиточный минимум семьи не превышает установленный прожиточный минимум в Челябинской области утвержденный Постановлением Губернатора Челябинской области.

Инфо

Социальное положение — fb ru естественно, не всегда воспитание малыша в таких критериях совершенно не имеет результатов, в неких случаях оно может осуществляться, но недостаточно активно. Каково, любопытно, дамам, которые не занимались сексом фактически до заслуги среднего возраста.

Комментарии Социальный статус семьи — fb ru Просто не стоит забывать, что при проведении опросов лучше не выбирать соц положение семьи в анкете. Как определить социальное положение какие В строке соц происхождение нужно писать информацию о том, к какому соц слою вы относитесь.

У занятого человека весь денек расписан фактически по минуткам, потому он всегда смотрит за временем. Сторона соц положение в анкете пример укажите свое соц положение — рабочий.

Удивительно, но факт! Социальный статус семьи — fb ru Просто не стоит забывать, что при проведении опросов лучше не выбирать соц положение семьи в анкете.

Понятие социальный статус семьи виды и значение

Внимание

Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам. Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами.

Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти.
Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями. Социальный статус семьи — анкета Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк.
В нем зачастую есть графа «социальный статус семьи». Анкета может и не давать разъяснений.

Анкета «социальный статус семьи»

Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.

  • Культурный социальный статус семьи — что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  • Ситуационно-ролевой социальный статус семьи — что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным — на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.
  • Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности.
    Зависит от цели анализа. Как определяется социальный статус Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить.

Социальный статус семьи

Медицинская справка при приеме на работу Если в анкете используются сложные вопросы, то пояснения по ответам на их в дополнение к аннотации. Рассматриваемый статус может быть как полученным, так и прирожденным. К примеру, в доме живут не только предки малыша, но и бабушки с дедушками. Ваше социальное происхождение (по родителям)? От взора любящего вас напарника не укроется ни единая мелочь.

Общество можно условно поделить на уровни, каждый из которых занимают люди с определенным статусом. Удивительно, но факт! Безработный, служащий, пенсионер, учащийся и т.

Эта ситуация происходит и тогда, когда статусные права 1-го индивидума мешают выполнению обязательств другого. В зависимости от собственного статуса, человеку приписываются определенные роли, которым он должен соответствовать.

  • Социальное положение в анкете что писать
  • Определение статуса семьи
  • Определение статуса семьи
  • Категория семьи в анкете что писать
  • категория семьи в анкете что писать
  • Социальный статус семьи - что это? Социальный статус семьи: примеры
  • Что такое социальный статус в анкете
  • Социальный статус ребенка в анкете что писать
  • Социальный статус семьи в анкете
  • Социальный статус семьи в анкете
  • Социальное положение в анкете что писать
  • Горохова Елена Владимировна —
  • Социальное положение в анкете что писать
  • Как написать о своём материальном положении, заработках, доходе, обеспеченности
  • Социальный статус семьи и ее функции

Социальное положение в анкете что писать Рутковская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе её адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе её адаптации в обществе.

Учёными показано, что у семьи может быть по крайней мере 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный, ситуационно-ролевой.

Социально-экономический статус определяется материальным положением семьи, которое складывается из нескольких показателей: уровень доходов, жилищные условия, предметное окружение. Если уровень доходов семьи, а также жилищные условия ниже установленных норм, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё, то такая семья считается бедной, а её социально-экономический статус - низкий. Если материально благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т.е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, её социально-экономический статус - средний. Высокий уровень доходов и качества жилищных условий, позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.

Социально-психологический статус определяется психологическим климатом семьи, под которым понимается более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, событиям. Высокий уровень психологического климата: отношения построены на принципах равноправия и сотрудничества, уважении прав личности, эмоциональной близостью, удовлетворённостью каждого из членов семьи качеством этих отношений. Низкий уровень: в семье существуют хронические трудности и конфликты, члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт, в отношениях господствует отчуждённость. Средний уровень - промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции выражены слабо, не имеют хронического характера и расцениваются как удовлетворительные.

Социокультурный статус определяется уровнем общей культуры челнов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций, обладает широким кругом интересов, духовными потребностями. В семье организован быт, разнообразен досуг, преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности. Семья ориентирована на всестороннее воспитание детей. Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт неорганизован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слабая моральная регуляция поведения членов семьи, то её уровень культуры низкий. В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующий о высоком уровне культуры, но осознаёт пробелы в своём культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышении, то её уровень культуры средний.

Четвёртый показатель - ситуативно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребёнку в семье. В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребёнка, её ситуативно-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах, то ситуативно-ролевой статус средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и тем более негативного отношения к нему, которые как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуативно-ролевой статус - низкий.

Семья - это "дом", объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности.

Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

✓ социально-экономический;

✓ социально-психологический;

✓ социокультурный;

✓ ситуационно-ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:

✓ первый - материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;

✓ второй - психологический климат семьи - представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с миром;

✓ третий - образовательная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;

✓ четвертый - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.


Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):

благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

семьи "группы риска" - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

неблагополучные семьи - имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

асоциальные семьи - нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Воспитательный процесс в семье - это целенаправленное взаимодействие родителей и детей, ведущее к взаимному обогащению, развитию культуры отношений, в целом к формированию личности растущего человека.

Членом семьи, этого разновозрастного коллектива, ребенок становится с момента рождения и испытывает его влияние многие годы. Именно поэтому семья - это важнейший институт социализации ребенка. В семье формируется восприятие окружающей действительности и отношение к ней, приобретаются знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. От семейного климата зависит развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственной и эмоциональной культуры. Именно родители не только учат детей, как преодолевать трудности, адаптироваться в современных условиях, но демонстрируют это на собственном примере. Определенным образом сказывается на ребенке совместное ведение хозяйства, досуг, увлечения членов семьи. Под влиянием семьи осуществляется выбор профессии. Суммируя сказанное, функции семьи можно сформулировать следующим образом: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная (организация досуга и отдыха).

Специфика воспитательной функции заключается в особом отношении к детям в семье, создании условий для их развития, постоянном воздействии семейного коллектива на всех членов семьи и влиянии детей на родителей, стимулирующем их совершенствование.

Воспитательный потенциал семьи создается нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферой жизни, опирается на образовательный уровень и профессиональные качества родителей. Определенным образом он зависит от развитости семейного коллектива, характера отношений между членами семьи.

Семейное воспитание невозможно без родительской любви к детям и ответного чувства со стороны детей. Именно это чувство лежит в основе семейного счастья и стимулирует расцвет личности благодаря переживанию ребенком такого состояния, как эмоциональная удовлетворенность, нужность окружающим, защищенность и др.

Воспитание в семье предполагает включение взрослых и детей в различные виды деятельности: бытовой труд, игру, спорт, художественное творчество и др.

Качество семейного воспитания определяется социально-культурными, экономическими, технико-гигиеническими, демографическими показателями. Но в немалой степени развитие личности зависит от стиля воспитания в семье. Наиболее типичны:

Семья с высокой ответственностью за ребенка . В такой семье есть любовь и доброжелательность, дисциплина и стремление понять другого человека.

Семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке . Такая семья - пример безразличия к ребенку, выражение желания держать его на расстоянии.

Семья с попустительским отношением к ребенку . Принцип вседозволенности - основа жизни такой семьи.

Семья с повышенным вниманием к ребенку . Для такой семьи характерна гиперопека, растворение родителей в ребенке, не позволяющее развиваться в нем самостоятельности.

Перечисленные выше стили воспитания в семье свидетельствуют о том, что так или иначе родители пытаются заниматься воспитанием. Но, делая это не всегда разумно и деликатно, они порождают психологические барьеры, нейтрализующие эффективность общения с ребенком.


К числу психологических барьеров следует отнести следующие.

Барьер «занятости» . Сущность его определяется невозможностью из-за загруженности работой, домашними делами, а то и просто нежеланием общаться со своим ребенком. Это тормозит эмоционально развитие ребенка, вызывает у него навязчивые мысли о ненужности в семье, вследствие чего ребенок, особенно в подростковом возрасте, полностью отчуждается от родителей и пытается найти взаимопонимание в далеко не идеальной среде.

Барьер «стереотипа» , который возникает при отсутствии у родителей способности «каждый день смотреть на ребенка новыми глазами», то есть способности учитывать динамику развития личности. Поэтому если слащаво-заискивающий характер общения, который нередко «обслуживает» взаимоотношения родителей с дошкольниками, перенести на отношение к подростку, то это вызовет у ребенка взрыв, категорическое неприятие и станет одной из причин семейной конфронтации.

Барьер «дидактизма» , связанный с установкой родителей к постоянному поучению и опеке своего ребенка. Дидактизм чаще всего является следствием самореализации авторитета личности, претендующей на роль благодетеля. Однако, проявляясь в довольно жестких назиданиях, дидактизм не оставляет ребенку права на самоопределение, ограничивает его свободу и, в конце концов, вызывает у него резкий протест.

Наконец, барьер «семейных традиций» . Он приводит одновременно к положительным и отрицательным последствиям, поскольку родители используют подходы и средства воздействия на ребенка, которые дублируют отношения их детства. Поэтому, с одной стороны, таким образом сохраняется традиционная система народной педагогики, но, с другой стороны, применяясь без достаточной гибкости (вне учета социокультурных изменений среды) эта система может вступить в противоречие с потребностями современного ребенка.

Учет особенностей семейных отношений между родителями и детьми поможет устранить из семейного воспитания такие недостатки и трудности, как:

· дефицит общения родителей с детьми;

· наличие отрицательных примеров из жизни родителей;

· система запретов как основа семейного воспитания;

· опоздание в принятии решений;

· неумение организовать труд и отдых детей;

· бессистемность воспитательных воздействий родителей;

· несогласованность действия со школой и т.д.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся.

отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;

слепая любовь к ребенку;

чрезмерная строгость;

перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;

ссоры родителей;

отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;

применение физических наказаний и др.

Семья и школа - это два воспитательных института общества, без активного взаимодействия которых невозможен полноценный процесс воспитания юного человека. Поэтому профессиональной обязанностью педагога является установление непосредственного контакта с родителями своих учеников. Правда, отношения между семьей и школой могут складываться на разных уровнях: формально-административном, культурно- просветительском, терпимо-дружеском, товарно-денежном, партнерско-деятельностном, конфликтном и т.д. Но какими бы ни были эти отношения, воспитатель должен помнить, что педагогический такт - основное условие успешного взаимодействия с родителями.

Особое значение во взаимодействии школы и семьи имеет процесс повышения педагогической культуры семьи, оказание ей педагогической помощи.

Формы проведения педагогического всеобуча разнообразны:

Оценивая современное состояние работы с родителями, необходим подчеркнуть ведущую роль в ней индивидуальных контактов, позволяющих учитывать специфику и избегать стереотипов, формализма в общении.

Существуют еще одна линия связи между семьей и школой: включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы. Работа родителей в родительских комитетах, общественных советах, помощь в ведении факультативов, кружков, клубной работы, содействие в хозяйственных делах, в организации коллективной деятельности сближает родителей, воспитателей и воспитанников. Сплочению семей помогают практикуемые в последнее время встречи, семейные праздники, торжества, спортивные состязания, творческие выставки, проводимые в школе.

Семья и школа могут конструктивно сотрудничать, делать общее дело, создавая условия для развития личности ребенка. Организуя это сотрудничество, воспитатель должен соблюдать следующие условия:

· не жалеть времени на диагностику воспитания в семье;

· опираться на положительный опыт семейного воспитания;

· целенаправленно повышать педагогическую культуру родителей;

· искренне интересоваться взаимоотношениями родителей и детей и предлагать квалифицированные советы, педагогически оправданную помощь;

· относиться с уважением к детям и их родителям вне зависимости от конкретных обстоятельств;

· рассматривать родителей как соучастников специально организованного воспитательного процесса;

· стимулировать нравственные качества школьников, проявление заботы о родителях.

В нашей стране школе отводится ведущая роль в развитии личности детей и подростков. Такое положение представляется спорным, поскольку только семья со своими сложившимися ценностными ориентирами является детерминирующей средой индивидуального развития ребенка и становления его как личности. К тому же современная школа переживает не лучшие свои времена и, следовательно, вряд ли способна фундаментально определять ценностные установки учащихся.

Между тем образовательные учреждения достаточно успешно используют воспитательные функции семьи, выражающиеся, прежде всего, в подготовке школьников к семейной жизни. Эта работа основывается на формировании качеств личности будущего семьянина (мужественность, женственность, ответственность, чувство долга, хозяйственность). Многие выдающиеся педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) считали центральной линией в этом процессе - развитие чувства уважения и любви к родителям, особенно к матери. В последнее время школа становится инициатором изучения истории своей семьи, фамилии, семейных традиций. Определенное место в этом процессе занимает изучение художественной литературы, примеров из жизни различных семей (Л. и С. Толстых, Л. и Б. Никитиных, Н. Гарина-Михайловского, К. Паустовского и др.). Большое значение в процессе подготовки к семейной жизни имеет половое и гигиеническое просвещение, встречи с врачами, социологами, психологами. Довольно широко воспитатели используют в этом процессе диспуты, конкурсы, семейные праздники, тестирование, просмотр фильмов, игры-имитации, ролевые игры, тренинг.

Но подготовка к семейной жизни - процесс сложный и многоаспектный. Без участия семьи он протекает ущербно. Поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать беседу отца с сыном, матери с дочерью. Практические советы школьник может получить в литературе по вопросам семейной жизни. Правильно подобранные книги, специфика семейных отношений, профессиональная помощь учителей, врачей, психологов помогут современному школьнику осмыслить роль и назначение семьянина и родителя.

В «Конвенции о правах ребенка » признается, что растущему человеку для полного и гармоничного развития его личности необходимо воспитываться в атмосфере счастья, любви и понимания. При этом семья определяется как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов. Отмечается и еще одна деталь - общество должно предоставить семье необходимые защиту и содействие прежде всего для полноценного воспитания детей. Но это, так сказать, в идеале.

В действительности и существование семьи, и ее взаимосвязь с обществом отягощены множеством проблем. Современная экономическая, социальная, культурная нестабильность жизненного уклада России провоцирует кризис семьи как таковой.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Социальный статус семьи и ее типология.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:

1. социально-экономический

2. социально-психологический

3. социально-культурный

4. ситуационно-ролевой.

Первый момент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Если уровень доходов семьи, а также количество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворить самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус - низкий.

Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус - средний.

Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствуют о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.

Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус , целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов этой семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус оценивается как высокий.

Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, эмоционального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры - низкий.

В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация , которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Типологии: из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко, и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Классификация семей. Основные функции семьи.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой ее и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании. У некоторых кочевых народов молодую женщину брали в жены только после того, как в материнской семье у нее появлялся ребенок, т. е. она доказала, что может быть матерью, может принести наследника собственности, рода.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет тенденцию к сокращению. Типичная современная семья - муж, жена, один-два ребенка. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами.

1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

молодая семья – следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

3. По составу семьи.

неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а, то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

отдельная, простая семья (нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

Функции.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:

1. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

2. Социализация . Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

3. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д.

Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

регенеративная («возобновление») – передача статуса, имущества, социального положения;

хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;

социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

рекреативная («восстановление») – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.

Права детей и обязанности родителей.

Декларация о правах ребёнка. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права.

Принцип 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребёнка или его семьи.

Принцип 2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и редоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Принцип 3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип 6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и в органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не

имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на родителях.

Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, ни в какой форме.

Принцип 9. Ребёнка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в каком случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Обязанности родителей. В обязанности родителей входит воспитание своих детей. Они несут за них ответственность и отвечают за их здоровье, физическое, психическое, нравственное, духовное развитие. Родители обязаны обеспечить ребенку основное общее образование. Каждый ребенок должен посещать школу.

В обязанности родителей входит защита интересов своих детей. Они являются законными представителями ребенка и могут отстаивать их права и интересы в отношении с физическими и юридическими лицами. Это право родители не имеют, только в случае если органы опеки считают действия родителей противоречащими интересам ребенка.

Родители не имеют права причинять вред здоровью своих детей в т. ч. психическому здоровью и нравственному развитию. Они несут ответственность в установленном законом порядке. Родители не должны проявлять жестокость, относиться к ребенку пренебрежительно, оскорблять и унижать ребенка.

Если родители имеют разногласие в вопросах воспитания и образования ребенка и не могут решить их самостоятельно, они имеют право обратиться в органы опеки и попечительства или даже в суд.

В обязанности родителей входит содержание своих детей. Если родители избегают таких обязанностей, то алиментные средства могут быть взысканы в судебном порядке. При необходимости родители могут заключить соглашение об уплате алиментов, а при отсутствии соглашения суд взыскивает эти средства.

1. Перечислите действующих в этой ситуации лиц::

a) непосредственных участников;

К непосредственным участникам можно отнести: мужа, жена, а также продавца-консультанта из данного магазина.

б) тех, кто мог повлиять на принятие решения

К таким людям следует отнести всех непосредственных участников, а также какие-либо друзья или родственники с которым мог вестись диалог по телефону.

2. Какие социальные факторы могли повлиять на процесс выбора и принятие решения отказаться от покупки?

Факторы, которые могли оказать влияние на решение:

  • -Экономический. В него входит, как и экономический фактор самой семьи (наличие требуемых денежных средств и т.д.), так и экономическая ситуация в стране (к примеру на данный момент, из-за санкций и, как следствия рост доллара и евро, цена на большое количество товаров возросли, даже если они были произведены на территории России). Также здесь как следствие можно еще выделить желание купить подешевле, при слишком высокой стоимости.
  • -Рыночный. Наличие схожего товара, по возможно, более низкой цене или лучшем соотношении цена - качество.
  • - Качество самого товара, в данном случае дивана.
  • -Качество работы сотрудника магазина, а точнее его профессионализм и подход к покупателем.
  • -Личные. Различные эмоционально - психологические факторы, начиная от дурного самочувствия и настроения, вплоть до простой незаинтересованности или предвзятости к данному товару.
  • 3. По каким признакам Вы бы определили социальный статус этой семейной пары?

Примерный социальный статус данной пары можно определить по следующим признакам:

  • -Одежда и аксессуары. Её качество, стиль, ухоженность, качество аксессуаров, наличие драгоценных камней в них.
  • -Возраст. А также возможная разница в возрастах между ними.
  • -Манера общения. Использование сленга, ругательств, построение фраз.
  • -Отношения между друг дружкой. Как они держаться вместе.
  • -Возможно, можно определить есть ли машина, и если да, то какая.
  • -Внешность. Лицо, ухоженность. Излишний вес.

В совокупности по всем этим признакам можно попытаться определить социальный статус пары.

4. По каким признакам Вы бы определили распределение социальных ролей между супругами?

Распределение социальных ролей между супругами можно определить по ряду признаком:

  • -Общение между собой. Обычно по разговору видно, кто является, к примеру, более главным.
  • -По общению с продавцом.
  • -Возраст, а точнее возможная разница в возрасте.
  • -Кто платит. Часто эти тоже видно.
  • -Кто вынес окончательное решение.
  • 5. Какие из этих признаков могли явно присутствовать (быть очевидными) в описанной ситуации?

В данной ситуации, конечно же, одни из первейших визуальных признаков - это одежда и аксессуары. По тому, как одеты супруги можно сделать предположения о их денежной достаточности, аккуратность в одежде также сильно характеризует людей. К примеру, кардинальные различия в одежде между супругами тоже могут многое сказать о разделении ролей. Возраст супругов, если супруги имеют славянскую внешность, то определить примерный возраст особо труда не составит. Их манера общения с продавцом, а также между собой - это тоже является достаточно очевидным признаком. Кто вынес решение, конечно же тоже видно. Наличие машины или же определение того супруга, который платит - признаки, которые могут быть, но их распознать немного проблематично. Первое зависит от ряда факторов, таких как нахождение магазина и стоянки, до привычки человека держать ключи в определённом месте. Второе же, из-за того, что покупка совершенна не была, по этой причине точно узнать кто бы платил может быть проблематичным.

6. Каким образом социальный статус супругов мог повлиять на выбор дивана и на отказ от его покупки?

социальный статус супруги

Имеется множество вариантов:

  • -Цена дивана. Он мог быть слишком дешевом или же дорогим для данной пары.
  • -Уровень магазина, а точнее соответствие статусу пары.
  • -Наличие необходимого транспорта для перевозки, либо же денег для оплаты данного транспорта.

Все данные варианты исходят из социального статуса супругов.

7. Каким образом ролевые отношения между супругами могли повлиять на выбор дивана и решение отказаться от его покупки?

Это зависит от того, кто в паре главный. И если он. Если есть авторитарный лидер, то решение в любом случае примет он. Если же отношения построены на демократичных и совместных решениях, то тут значит итоговое отрицательное отношение к данному дивану с двух сторон.

  • 8. В социологии, как Вам известно, семья рассматривается, с одной стороны, как социальный институт и, с другой стороны, как малая группа.
  • 1. Укажите признаки, в которых семья проявляется:
    • а) как институт;Со стороны институтов, семья относится к формальным институтам. Все основные существенные признаки институтов (коих 4) могут в большей или меньшей степени являться признаками семьи, как института.
    • б) как малая группа.

Со стороны групп семья относится к малой группе и три основных отличительных черты (членство, идентичность, способ взаимодействия) ей также присущи.

2. Приведите примеры (возможно, из наблюдений в Вашей семье) распределения семейных ролей.

В семье присутствуют, как социально-демографические роли, обобщенные с рядом стереотипов - муж, жена, дочь и т.д. Так и межличностные. Как раз межличностные роли в семье и являются определяющими. К примеру в моей семье, главой являлась бабушка, сейчас роли сменились и теперь у неё другая роль. Но ранее, все основные решения, контроль финансов, все это было в её ведомстве. Хотя обычно считает, что отец является главой семьи, согласно стереотипам. По факту же, все бывает гораздо разнообразней.

3. Попытайтесь показать обусловленность ролевого поведения в семье институциональными нормами. Ответ обоснуйте.

Институциональные нормы бывают, как формальными, так и неформальными. В отличие от обычных норм - эти нормы часто являются следствием многолетний работы. В таком институте, как семья, они будут очень сильно базироваться на традициях и обычаях конкретной семьи, а также учитывать опыт предыдущих поколений. Конечно же записаны они нигде не будет. И в общих чертах эти норма будут схожи с другими институтами - семьями, но при этом каждая будет обладать своими индивидуальным институциональными нормами. Но часть ролей являются базисными, и они скорее всего будут присутствовать в любой семье, такие роли, как: глава семьи, человек решающий почти все вопросы, главные кормилец, часто по совместительству глава семьи, хранительница очага, та кто следит за домом и детьми, чаще всего данная роль присваивается матери. Схожие роль но с другими названиями можно найти в любом институте.