Дарим цветы        28.06.2019   

Посвящение в казачата. Сценарий. Казачья младенческая инициация (посвящение)

У многих сложилось мнение, что запорожским казаком стать было довольно просто. Достаточно было только добраться до Сечи, а там показать себя православным христианином и присягнуть на верность товариществу. На самом же деле, чтобы стать казаком нужно было сдать экзамен, который выдерживал не каждый. Многие из тех, кто прибывали на Сечь , настоящими казаками так и не становились, а поселялись где-нибудь на землях Войска Запорожского по заимкам и хуторам, пополняя ряды обычных поселенцев — «гнездюков», «гречкосеев» и «бабиев», как их называли сечевые воины.

Ч тобы стать казаком–запорожцем , рыцарем, вновь прибывший долго обучался военному делу и традициям сечевого товарищества. В завершение получал ритуальное испытание, инициирующее посвящение в запорожцы. Это что-то наподобие средневековых ритуалов посвящения в рыцари.

Р итуалы отделения будущего запорожца от группы, в которой он до тех пор находился, как и у древнерусских дружинников, начинались обрядом подготовки его для «отправки на тот свет». Об этом сообщает нам народная поэзия, в частности казацкие песни и думы. Отъезд из дома казака оплакивался, как проводы покойника. Но смерть его была символической, «парень должен умереть, чтобы стать мужчиной». На вопросы родных, когда ждать его назад домой, казак отвечал уклончиво: «Я приеду к вам, когда птичье перо утонет, а мельничный камень всплывет!».

В Сечи новичка принимали в «юнцы» (молодыки). В сечевой церкви он присягал верно, неизменно и до конца своей жизни служить товариществу. Новичка приписывали к одному из сечевых куреней. И начинался поочередный процесс посвящения. Отводя место в курени, юнцу говорили: «Ну, сынку, вот тебе и весь гроб. А как умрешь, то еще меньше будет». Новички жили в отдельных куренях.


Ю нцы исполняли роль слуг при казацкой старшине и старших казаках, были оруженосцами, как это было принято среди европейских рыцарей и древнерусских дружинников. При каждом старом казаке был юнец, который выслуживал свои годы, а после этого поступал в курень, то есть настоящее товарищество. Некоторые казаки имели по 2—3 юнца. В 1736 году Клаудиус Рондо, английский резидент в Петербурге Клаудиус, в своем донесении лорду Харрингтону называет их «холопами» подчеркивая этим словом унизительное положение юнцов. Но казаки называли их «сынками», а те в ответ должны были звать запорожцев «батьками». При этом иногда бывало, что «сынок» по возрасту годился в родители «старейшине».

Н овичков, согласно, ритуалам, требовалось высмеивать. Казаки «сейчас же давали человеку прозвище, которое уже навсегда оставалось при нем. Так, кто по неосторожности сожжет курень, того называли Поджигателем, а кто готовит еду или разжигает огонь над водой, тому давали имя Паливода. Кто ходит, согнувшись от природы или от привычки, бледный и слабый - тот Гнида. Если кто-то против обычая запорожского не любит мамалыгу или тетерю (самые главные блюда казачества), и варит себе кашу, того называли Кашкой (Роскошником) или Кашеваром. Казака очень маленького роста для смеха называли Махиной (огромный, великан), а большого роста — Малютой. Если кто, несмотря на проворность, свойственную бравому казаку, поскальзывался и падал, тот назывался Скользкий... Неловких звали Черепахой, дебоширов — Святыми, лентяев — Доброволя». На протяжении всего периода пребывания в юнцах, парня проверяли на изобретательность, смекалку и способность, не терять выдержку в сложной ситуации.


К ак вспоминали старые запорожцы, юнцов учили «Богу хорошо молиться, на коне сидеть, саблей рубить и копьем хорошо владеть, а практики было достаточно...» Только успешно пройдя многолетний период учебы военному делу, юнец допускался к экзамену на звание казака–запорожца. Клаудиус Рондо отмечал, что в казацком товариществе «к званию рыцаря допускались только очень сильные и хорошо сложенные». Испытание для юнцов по окончании учебы готовились самые разнообразные. В частности, испытуемый должен был съесть ужасно жгучий от перца борщ и выпить кварту «водки». После этого, по преданию, должен был пройти по переброшенному через скалы на берегу Днепра бревну и не сорваться в воду.

П о другим свидетельствам, будущий казак должен был переплыть на лодке все пороги на Днепре против течения. Конечно, можно сомневаться в этом, ведь пройти пороги при большой воде, да еще и против течения, невероятно трудно и опасно для жизни. Но французский мемуарист долгое время жил среди запорожцев и хорошо знал их обычаи и быт. И говорит, что рисковать своей жизнью для запорожцев было привычным делом, война была их профессией. А готовясь к походам и сражениям, товариществу нужно было знать, можно ли в трудную минуту положиться на нового воина.

К андидат в запорожцы должен был, сев на необъезженного коня («дикого лошака») лицом к хвосту (поза всадника свидетельствовала о приобщении его к потустороннему миру), без седла и уздечки промчаться через все поле и вернуться назад, конечно, не свалившись на землю. Здесь лошадь выступала также символическим перевозчиком с «этого» света на «тот» и назад. Она как ритуальный перевозчик использовалась в ритуалах многих народов. Испытуемые, ритуально словно «умирают», уходят в потусторонний мир, где проходят разные испытания, а затем символично «заново рождаются» в мире людей.

Е сли новобранец с честью проходил все испытания, его допускали к участию в морском походе на турков. Всякое испытание предусматривало выведение воина за пределы упорядоченного социального мира. Для перехода из одной возрастной или социальной группы в другую, более высокую, «необходимо покинуть пространство, в котором царит упорядоченность, и перейти в сферу неблагоустроенного. Таким неблагоустроенным пространством считалась «чужая земля», куда отправлялся в военный поход юнец в составе казацкого войска.

С редневековые взгляды на природу географического пространства существенно отличались от нынешних. Пространство тогда представлялось качественно неоднородным, разделенным на участки, имеющие позитивное и негативное значения. Положительно воспринималась своя земля, негативно — чужая. Своя земля имела значение упорядоченности, где господствуют человеческие законы и порядки, чужая же земля считалась «чертовской». Ареной испытания было поле боя, которое являлось раздельной зоной между двумя мирами, между территорией своей и враждебной. В походе юнцы, как правило, были оруженосцами и охраняли казацкие лодки – чайки на берегу, когда казаки шли в бой.

П освященному давалось новое имя, его стригли и переодевали в новую одежду. Это означало его новое рождение. Похожие действия совершались во время ритуалов разных слоев феодального общества — ремесленников, княжеских дружинников, крестьян. Часто, новой фамилией казака становилось то смешное характерное прозвище, данное во время «молодыкувания» (когда он был молодыком). Новому казаку брили голову, оставляя «оселедец». Особенное значение имела шапка, поскольку каждый курень имел свой головной убор. «Какой курень, такой и цвет на шапке», — упоминается в летописях.


П осле соблюдения всех ритуалов посвящения, юнца принимали в один из сечевых куреней как полноправного казака. Казак отрекался от семейной жизни и обязывался свято придерживаться «обета» безбрачия. Новый запорожец в сопровождении товарищей появлялся к куренному атаману, крестился, кланялся к образам и просил принять его в товарищество. Атаман после церемонии приветствия просил обрядового согласия у куренного повара принять новичка (поставить на довольствие). После того новый казак зачислялся в курень, платя какую-то сумму повару. Для принятия в сечевое общество за новичка должны были поручиться несколько опытных казаков. Посвящение в казаки окончательно утверждал кошевой атаман.

Игорь Полоз
©При копировании ссылка на сайт обязательна

Младенческая инициация (посвящение) обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком - уже был казаком.

В сословной культуре младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода Астаховых». Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов.

Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. Историки и этнографы Дона почти единодушны в определении приоритетов воспитания растущего поколения: с первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни - и мирных, и немирных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном - т.е. родной землей, родным домом, родной семьей. В Области Войска Донского сложился настоящий культ коня, связанный не только с традициями древнерусских дружинников, но и с укладом жизни степных кочевников, у которых казаки переняли множество способов обращения с лошадью, которые и сами нередко становились казаками.
Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т.п. Мальчиком казак играл в айданчики на станичной улице, наметывая себе глаза, или, прыгая и бегая, гонял кубарь. Едва хватало у него силы, он уже брал пищаль и шел стрелять чутких дроф, или скакал по степи, загоняя сорвавшийся в метель табун. Он ползал на животе, подкрадываясь к зверю, он переплывал Дон, спасаясь от татар, он знал, что промах из ружья для него - часто смерть или плен. Он делал сам все то, чему теперь мы учим казака на случай войны, учителем его была жестокая, смертельная опасность, а это учитель суровый!…
Финалом подростковой инициации можно считать «потешные сражения» между группами подростков станицы или хутора. Так, в книге «Донцы» читаем: «По временам все ребячье население Черкасска выступало за город, где, разделившись на две партии, строили камышовые городки. В бумажных шапках и лядунках, с бумажными знаменами и хлопушками, верхом на палочках, противники сходились, высылали стрельцов или наездников-забияк и, нападая, сражались с таким азартом, что не жалели носов; рубились лубочными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали знамена, хватали пленных. Победители под музыку из дудок и гребней, с трещотками или тазами, возвращались торжественно в город; сзади заливаясь слезами, понурив от стыда головы, шли пленные».

Юношеские инициации предназначалась для 17-19 летних парней, именуемых малолетками, что соответствует по значению современному слову «допризывник». Два главных события определяют характер этой инициации: обучение в летних военных лагерях и публичное состязание молодых казаков. Обстановка летнего лагеря казаков-малолеток живо представлена в следующем описании: «когда была введена перепись «малолетков», то все достигшие 19-летнего возраста собирались в заранее назначенном месте, на лучших конях и в полном вооружении. На ровном месте, возле речки, разбивался большой лагерь, где в продолжении месяца обучались малолетки воинскому делу под руководством стариков, в присутствии атамана. Одних учили на всем скаку стрелять; другие мчались во весь дух, стоя на седле и отмахиваясь саблей, третьи ухищрялись поднять с разостланной бурки монету или же плетку. Там выезжают поединщики; здесь толпа конных скачет к крутому берегу, вдруг исчезает и снова появляется, но уже на другом берегу». Атмосферу публичного состязания передает автор «Картин былого Тихого Дона»: «со многих станиц в одно место собираются казаки-малолетки на смотр. Что смотреть? - когда их никто ничему не учил. И вот начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всем скаку, рубка и фланкировка. Разгоревшись отвагою, целые станицы малолеток с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятия и боролись на коне». Итоги состязания подводил атаман: «Самым метким стрелкам, самым лихим наездникам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные седла, оружие».
Малолетки во многих станицах принимали участие в кулачных боях в качестве зачинщиков на их начальной стадии. Последующий ход сражения они наблюдали со стороны. Однако это тоже являлось своеобразной школой, т.к. кулачки развивали смелость, отвагу идти в пешем строю на грудь неприятеля и быструю в казаке смекалку разбираться, кого выручить, кого смять в свалке.

Туникова Марина
Сценарий мероприятия «Посвящение в казаки»

«ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАКИ » 1

Звучит казачий напев , на его фоне звучат слова :

Казачий край ! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний

И вижу славу казаков ,

Казачек слышу плачь печальный….

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья….

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю!

Входит ведущий в казачьем костюме .

Ведущий : Здорово дневали! Здорово ночевали! Гости званые!

Рады видеть вас в полном здравии!

Да в хорошем настроении!

Сегодня снова праздник с вами

Вы ребят пришли принять в свою дружную, казачью семью .

Мы вас ждали поджидали

Ворота для вас открывали

В наш курень… приглашаем!

Звучит казачья муз ., открывается занавесь. Казачий курень оформлен празднично. В центре стоят казачата - девочки в руках поднос с хлебом и солью

1. Здорово дневали! (кланяется) .

2. Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

1. Дорогих гостей встречаем,

Хлебом, солью угощаем.

В нем тепло сердец и рук,

Кто отведает тот друг.

2. Просим, вас мы, не стесняться

Добрым хлебом угощаться.

Дети угощают хлебом, солью гостей, затем ставят на стол.

На середину зала выходят ведущий и 2 мальчика

Ведущий : Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли почетные гости атаман ___

Пришли они к нам. чтобы принять вас в казачата . Вы - будущие защитники родного края и всей нашей страны! Ответственно и почётно быть казаком .

1. Мальчик-казак :

Казаком родиться не каждому дано, 2

Безо всяких традиций,

А просто – суждено!

Раз так – наденешь форму

И встанешь в общий строй,

Для казака – как норма :

Хранить людской покой!

Ведущий : Раньше по обычаю, когда в семье казака рождался сын , родные и знакомые приносили ему стрелу, патрон, пулю, лук, ружьё. Мать поздравляли с рождением казака .

Существовал обряд посвящения в казаки . Едва дождавшись первого зуба, отец сажал сына на коня, привязывал к поясу саблю и впервые подрезал чуб. Подрезание чуба, вероятно, подчеркивало мужскую сущность мальчика, его будущий статус воина-казака .

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле С детства мальчик - казак приучался думать по-военному. О сражениях ему пела мать, рассказывала в сказках бабушка, дед - старый воин, отец, вернувшийся со службы.

2. Мальчик-казак :

Дед фамильную папаху подарить мне обещал.

Эх! Не дал бы только маху!

Нынче день такой настал

Посвящают в казачата .

С дедом я стаю в строю!

Атаману крикнем-

Все : «Любо! Не сробеем мы в строю!»

Ведущий : Большим событием для казака были проводы в армию, куда он должен был явиться на собственном коне и с собственным оружием.

Отец говорил ему следующие слова :

(Запись)

Послушай моих речей, сын, наперёд, Служил твой дед, служил твой отец. И твой теперь пришёл черёд. Даю тебе коня лихого, пику, саблю, портупей. Холи, корми коня гнедого и ничего ты не жалей. Слушай старших и начальство, и береги свово коня, он твоего отца седого возил в огонь и из огня.

Звучит строевая музыка, дети выстраиваются в центре зала.

Мальчики-казаки :

1. Группа ребят- дошколят детского сада «Сказка»

Для посвящения в казачата построена .

2. Заветы старины в семье казаков ,

Хранились испокон веков.

Эти заповеди святы-

Сейчас расскажем вам их мы.

3. ЧЕСТЬ И ИМЯ КАЗАКА 3

В ЖИЗНИ ГЛАВНЫЕ ВСЕГДА.

С ДЕТСТВА ЧЕСТЬЮ ДОРОЖИ

И ДОСТОИНСТВО ДЕРЖИ.

4. СЛОВО ДАЛ – ЕГО ДЕРЖИ,

КАЗАЧЬЕЙ СЛАВОЙ ДОРОЖИ !

ВЕРЫ ПРЕДКОВ ПРИДЕРЖИСЬ,

ЗА ОБЫЧАЙ СВОЙ ДЕРЖИСЬ.

5. БЕРЕГИ СВОЮ СЕМЬЮ,

ПОЧИТАЙ СВОЮ РОДНЮ.

СТАРШИХ В ДОМЕ УВАЖАЙ,

МЛАДШИХ ТЫ НЕ ОБИЖАЙ.

6. СТОЙКИМ БУДЬ, СЛУЖИ НАРОДУ,

ОХРАНЯЙ МИР И ПРИРОДУ. !

НАДО КАЗАКОМ РОДИТЬСЯ ,

ЧТОБЫ ВЕК СУДЬБОЙ ГОРДИТЬСЯ!

7. МЫ ДОНСКИЕ КАЗАЧАТА ,

СЛАВНЫХ ПРАДЕДОВ ВНУЧАТА,.

ВЕК ГОТОВЫ МИРНО ЖИТЬ,

ДОНУ - БАТЮШКЕ СЛУЖИТЬ!

Песня «Если хочешь быть военным»

1. Если хочешь быть военным,

Дисциплину соблюдай.

Припев : Шашку бери, бери

Да бурку бери, бери,

Российское знамя

Неси впереди! Да! Да! Да!

2. А из строя самовольно

Никуда не выходи!

Припев :

3. Трехлинейную винтовку

Никому не отдавай!

4. Если ранят тебя сильно,

Себе рану первежи.

Припев :

Ведущий : Предоставляем слово атаману___ ___

Ведущий : Сегодняшнее событие совпало с одним из любимейших праздников казаков - Святки . Святки считались самыми радостными, веселыми днями в году и начинались с празднования Рождества Христова. Казаки отмечают эти дни красочно и почти две надели до Крещения. К Святочной неделе в казачьих семьях готовились тщательно. Мы тоже с вами готовились к празднику - вон как принарядились, прибрались, наготовили угощения разные. В Святочную неделю казаки веселились от души , играли в разные игры, пели песни и частушки. А вы, ребята, готовы гостей повеселить? Ну тогда пора песни играть да казачью удаль показать . Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

1. Казак Пролетели дни без оглядки

Вот и пришли долгожданные святки!

2. Казачка :Святки мы долго ждали

Курень для колядок откупали

Молодежь у родителей отпрашивали

У отца разрешение спрашивали.

Звучит музыка, в зал заходят дети ясельной группы

Ведущий : А вот и колядовщики пожаловали

Воспитатель-Казачка : Не усидели мои детки – малолетки тоже хотят колядовать : Сеем, веем, посеваем с новым годом поздравляем!

Песня «Как у нашего соседа»

Ведущий : А вот и угощение вам. (дает детям угощение)

Звучит музыка

Ведущий : Праздник не кончается. Праздник продолжается. К нам еще колядовщики идут, да не идут, а едут на лихих своих конях, да девчат с собой везут. Как говорит пословица - «Казак с конем и ночью и днем.» Так и наши ребята-казачата не расстаются с ними.

Вбегают казачата средней группы , мальчик на лошади, а сзади бежит девочка, держит руку на плече у мальчика, в другой руке ложки.

Казачата вместе :

Куда конь хвостом,

Туда жито кустом

Куда коза рогом- там жито стогом

С Новым годом! С Новым счастьем!

1. Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы .

2. Дом казачий есть у нас ,

В нем старинные предметы :

И кувшин, кровать и таз

Сабля и папаха

3. Казаком я смелым буду , 5

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

4. Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

Все казачки , эх донские,

Все веселые у нас.

5. Дайте лошадь мне донскую,

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запою, как казаки .

6. А я, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу.

Танец с ложками (дети средней группы)

Ведущий : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Казачки тоже не отстают , ох и лихо справляется с ложками. Настоящие казаки растут в нашем детском саду. Угощу я вас настоящей казачьей едой , которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Дети проходят за стол) . Только есть мы будем по-казачьи . Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Вот такие правила.

Игра «Чугунок»

Описание игры : Звучит музыка, дети черпают по очереди ложками, кто ошибся, получает щелчок в лоб.

Ведущий : Ну что, казачата , наелись (усаживает детей на стульчики)

Посмотрите, гости наши,

Как мы весело вам спляшем!

Нам плясать и петь не лень,

Мы б плясали целый день!

Выходят дети-казачата старшей группы

1. Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету .

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

2. Выходи, честной народ! 6

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

3. Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь вы

Как пляшут казаки !

Казачий танец «Чубарики»

Ведущий : Ну и дружные вы ребята, здорово вы танцевали – любо-дорого глядеть.

Мальчики -казаки

1. Мы донские казачата ,

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить,

Дону - батюшке служить!

2. Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3. А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Ведь не зря все казаки

Дону – батюшке верны.

4. Вот такие мы ребята –

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий : Казаки съезжаются , песни - пляски начинаются, а вы знаете, что казаку и камешек подпевает .

Песня «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял но воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю.

Как споймаю, зануздаю

Шёлковой уздою.

3. Как споймал казак коня ,

Зануздал уздою.

Вдарил шпорой под бока – 7

Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,

Да не торопися,

Возле милого двора

Стань, остановися.

Ведущий : А теперь пришла пора поиграть- свою удаль показать .

Игра : «Наряди казачку » .

Описание игры : выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий : Поглядите-ка на наших казачек , приоделись они, принарядились. Какие они красивые да нарядные. Выходи, казачье племя , запевать частушку время.

Выбегает девочка-казачка :

Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Ведущий : Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть !

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать

Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался !

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет .

5. Мы девчата - казачата

Не умеем мы тужить

Без частушек - прибауток

Нам и суток не прожить

Ведущий : Молодцы казачки . Вот они у нас какие ладные, да справные. Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!

За сценой раздается стук барабана.

Ведущий : Что это? Что такое? Ай, барабан… Кто это бьет?. Верно казаки

Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки!

Коляда пришла, отворяйте ворота!

Ведущий : Ой, колядовщики идут!

Входите, входите! Пожалуйте сюда.

Казак (входит с барабаном у пояса, кланяется) . Здорово ночевали!

Ведущий : Слава Богу!

С тобой кто-то пришел, зови сюда всех.

Что же нам не показываешь, кого ты привел?

Казак : Погодите, погодите…

Вот сейчас, не торопите!

Мои спутники боятся

Сразу в люди показаться :

Надо с духом им собраться (говорит в двери) .

Эй, красавица рисованная,

Сажей с углем размалеванная!

Звучит музыка,в дверях показывается Коза.

Ведущий : (смеясь) . Ай да Коза! Какая смешная!

Казак (обращаясь к Козе) . Подойди сюда поближе

Да отвесь поклон пониже.

Коза выходит на середину и кланяется налево.

– Вот люблю послушных, право,

Поклонись же и направо.

Коза кланяется направо.

Ведущий : Здравствуй, здравствуй, Козонька!

Казак : Где коза проходит, там пшеница родит.

Ведущий : Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдёт кустом!

Казак : А где стукнет рогом, там хлеб взметнётся стогом!

Хором. Идёт коза рогатая! Идёт коза бодатая!

Звучит музыка Коза идет выплясывает. Вдруг Коза спотыкается и падает,садится на лавочку.

Ведущий : А что случилось? Почему Коза упала?

Казак : Наша коза просит угощенье.

Нашей козе немного надо : ведерко гречки на перепечки.

Решето овса, сверху – колбаса да три куска сала, чтобы коза встала!

Ведущий : Ну что, ребята накормим козу?

Дети выносят корзину с едой

Казак (ведущей) . Позову теперь приятеля,

Степных полей обитателя. (В двери.)

Ну-ка, конь мой будь смелее

И смотри повеселее!

Для чего тебе дичиться,

Когда можешь отличиться!

Вывози честной народ

В наш веселый хоровод!

Лошадь вывозит калядовщиков-казачек .

Пляска «Трава моя травушка»

Казачка 1 . Мы пришли вас прославлять да хозяев величать!

Ой, колядка, коляда, всем здоровья принесла!

Казачка2 . Ой, колядка, коляда, золотая борода!

Позолоченный усок, по рублю волосок!

Казачка 3 . Подай, тётушка, подай, матушка!

На тарелочке да на блюдечке!

Казачка 4 . Не отдашь пирожок – мы корову за рожок,

Свинку за щетинку, быка за хребтинку!

Казачка 5 Разрешите станцевать, очень постараемся.

Казак : Есть таланты на Дону

Говорю уверенно

Раз народ еще поет

Знать не все потеряно!

Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Песня : «Ой,вы морозы" (поют взрослые)

Ведущий : Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Всех нас очень радуют

Песни наших прадедов

Выходят мальчики-казаки

1. И хорошо что в наши дни

Традиции с тобой мы сберегли

В чудесном крае, где живём мы

У Дона батюшки - реки

Где жили наши предки – казаки

2. Мы – донские казачата ,

Мудрых прадедов внучата.

С острой шашкой и конём

Мы в бою не подведём!

Наших дедов и отцов –

Донских славных молодцов

Песня «Эх,казачата »

1. Приуныли казаки , пыльная дорога,

Не ведёт их в дальний путь, не звенят клинки.

Позабыты дни былые, песни боевые.

Ратный дух угас и вот,уснули казаки .

Припев :

Эх, казачата , ребята удалые

Подхватите песню дедов и отцов,

Пусть они припомнят годы боевые.

Будут новые ряды славных казаков .

2. И пускай пока немного велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь.

Подрастают казачата песня раздаётся .

Скажет атаман довольно : «Сменой я горжусь!

Припев :

3. И пускай казачья песня над рекой льётся.

Заклубился дым над люлькой, вспыхнули костры,

Вам лихие казачата песня достаётся ,

Вместе с шашкой передали Вам её отцы!

Припев :

После песни мальчик-казак читает стихотворение

Мальчик- казак : Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать .

Донской – край чудесный,

Все : Как и вся Россия-мать.

Ведущий : А сейчас я предоставляю слово нашим почетным гостям___

Ведущий : Спасибо за теплые слова.

1. Казачка : Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Все : Приходите еще раз!

2. казачка : Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.

3. казачка : А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

Ведущий : Кипит в курене самовар,

Милости просим к нам на чаепитие!

Вот так мы и живем-

Блинчики жуем, чаем запеваем-

Всех в гости приглашаем!

Сценарий

праздника посвящения в казачата

(Звучит музыка – позывные. Под торжественную музыку входят классы строевым шагом)

1 ученик.

Могучие горы, степные просторы, приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы – всё это родная Кубань!

2 ученик.

Дары свои щедро открыли нам недра, морями разлились хлеба.

Весёлые песни летят в поднебесье, открытая высь голуба…

И нету красивее края в России, чем наша родная Кубань!

Звучит песня «Это наш рай и наш край – это Россия»

Ведущий- учитель1

Добрый день, гости дорогие!

Доброго вам здоровья,!

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящения в казачата», учащихся 2 «А» и «Б» классов.

Ведущий- учитель2

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить песни да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

Ведущий- учитель1

А сегодня у нас в гостях атаман Новомышастовского казачьего войска Слюсарь П.Г., глава сельского поселения Вервыкишко А.Т.

Ведущий- учитель2

Казаки! Ваше имя служилое
Никому не испачкать в грязь!
Господь бог да Отчизна милая –
Вот кто ваша верховная власть
Кто черпает для жизни силы
В водах матушки – Кубань-реки?
Кто до смерти служит России?

– Это славные казаки!

Звучит гимн Кубани

Входит казачок

Господин Атаман, дозволь слово молвить.

Атаман

Что у тебя, малец за дело? Скажи.

Казачок читает прошение

Прошение

Господин, атаман! Просим Вас провести смотрины наших хлопцев и дивчат, тай посвятить их в казачата, бо хотят они быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!

Атаман

Ну, что сказать? Достойное «Прошение» составили!

Казачок

Господин атаман! Учащиеся 2 – х классов к посвящению в казачата готовы!

Атаман

Посмотрим, достойны ли вы стать казаками?

Ученик 3

Даль степей сквозная

Гор красот орлиный

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты красив и весел,

Щедр ты по кубанский,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский!

Дети исполняют песню «Ой да Краснодарский край»

Ученик -4

Время вспомнить,

И время земно поклониться

Твоим древним годам,

Дорогая станица.

Ученик -5

Щедрым нивам твоим,

Твоим травам и злакам,

Твоим первопроходцам – чубатым казакам.

Ученик -6

Согнулись ковыли – седые старцы,
И мудрость, и молчание храня.
Им кажется, казачьи кони мчатся,
В бою вот-вот вдруг шашки зазвенят.

Ученик -7

Хранит землица славу боевую
И помнят степи то, как орды шли.
Как шли враги на Родину Святую,
Но покорить её всё ж не смогли!

Ученик -8

Хранили, казаки, Россию,
Свой дух крепили, Родину любя.
Родные степи, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ученик -9

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

вместе )

Ученик -10

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах. (вместе )

Дети исполняют песню «Спивай казаки»

Ученик -11

Кубань!
Как это много!
И в мыслях не объять границ.
А для меня она - дорога,
петляющая между станиц.

Ученик -12

А для меня она - речонка,
пересыхающая в зной.
В нее, как в зеркальце, девчонки
глядятся каждою весной.

Ученик -13

Кубань -
вот слово-то какое!
Эх, так и просится в распев!
Она вспахала поле боя,
озлобить сердце не сумев.

Ученик -14

А сейчас споём казаки

Пусть услышит нас Кавказ,

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!

Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки»

Ученик -15

Земля отцов! Кубань родная!

Воистину волшебный уголок,

Цвети в веках от края и до края,

Как истинного счастья островок!

Ученик -16

Люблю леса, поля люблю,

Люблю я родину свою…

И сотни раз я повторю:

«Люблю Новомышастовскую!»

Ученик -17

Кубань, российская земля,

Сады бескрайние, поля…

Тебе родной, тебе одной,

Мы посвящаем танец свой!

(танец)

Атаман:

Молодцы детвора, согрели мою душу тем, что знаете и храните нашу удаль казацкую, песни да танцы! Я вижу, здесь все веселиться умеют, значит, живут с открытой душой! Достойная смена подрастает!

Ведущий.

А- ну детвора все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей шутки – прибаутки да игры – казачьей удалой!

Разыгрываются шутки и казачьи игры, шуточная песня «Як служил я в пана…»

Атаман: Люди добри! Как на ваш погляд, любо казачата поют и танцуют,да веселятся?

Гости: Любо! Молодцы!

Атаман: Вот и я так розумею, что негоже таким хлопцам и дивчатам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Братья- казаки, согласны вы с атаманом?

Гости (зал) : Согласны! Любо!

Атаман:

Казачьему роду – нет переводу!

Слава, тебе, Господи, что мы - казаки!

Казаком надо не родиться,

Казаком надо стать!

Казаком быть – значит Родину любить!

Казачок

Мальцы, слушай мою команду!

Для принятия клятвы второклассникам приготовиться.

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

ПРИСЯГАЕМ,

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем не нарушать клятву

ПРИСЯГАЕМ

«Слава Кубани!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман

Ведущий- учитель2

Для поздравления мы приглашаем ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик -17

Мы (хором) казачата!
Сердце гордо и радостно бьётся.
Как награда нам звание это,
А она только лучшим даётся.

Ученик -18

Мы (хором) казачата!
Будто крылья растут за спиною.
И в красивую форму одеты,
Мы, конечно, недаром с тобою.

Ученик -19

Мы (хором) казачата!
В этом наше единство и сила.
За тебя мы, Отчизна, в ответе,
Наша светлая гордость - Россия!

За Благословение священника дети идут в храм Архангела Гавриила к отцу Александру)

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу.

Я надеюсь, что сегодняшний праздник станет доброй ежегодной традицией посвящения юных второклассников в казачата!

До свиданья, до новых встреч!

Атаман: Слава, Кубани!

Все стоящие на сцене: Героям слава

4 мая 2015, впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. Об этом рассказывает портал "Благословенный Кавказ".

На праздник, который посвятили 70-летию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пригласили кунаков из КБР и КЧР.

Обряд был распространен еще в Древней Руси для боярских, княжеских детей и их дружинников, отметили организаторы. У казаков он сохранился без изменений почти до наших дней. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук казака, он ребенком уже был казаком. Обычай посажения на коня остается актуальным и сегодня. Ведь это - первое испытание будущего защитника Отечества. Прикосновение к истокам, слияние с родными традициями и обычаями. Возможность почувствовать себя равным старшим братьям-казакам.

Местом проведения праздника стала гора Машук. В организации участвовали Горячеводская казачья община, Пятигорская епархия и мэрия столицы Северо-Кавказского округа.

По решению оргкомитета всем гостям был предписан казачий дресс-код: мужчинам - национальные рубахи или рубахи с длинными рукавами, головные уборы в виде папах либо форменные фуражки. Женщин пропускали только в длинных юбках и блузках с длинными рукавами и убранными волосами.

Казаки, люди православные, каждое серьезное дело начинают с молитвы. Так же было и в этот день. На поляне была установлена походная часовня, в которую принесли ковчег с мощами великомученика и Победоносца Георгия.

Молебен перед cвятыней совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении казачьего духовенства Пятигорской епархии. Особо помянули вождей и воинов, и всех отдавших свои жизни на фронте и в тылу ради Победы.

"Мы помним о подвиге наших предков, защитивших народ от страшной угрозы уничтожения, и сегодняшний праздник становится очень важным свидетельством того, что от крепкого корня Великой Победы появляются новые побеги. Мы не придумываем что-то новое, а обращаемся к тысячелетнем опыту народа", — отметил архиерей.

По окончании богослужения состоялось вручение наград отличившимся казакам, а затем начался сам обряд посажения на коня. Посвящение прошли более ста казачат Горячеводской общины возрастом от одного года до десяти лет. Под казачьи песни отец, дед или крестный отец сажали казачат в седло. На них впервые одевали казачью шашка и папаху. Сделав почетный круг, казачата получали благословение стариков и атамана.

Завершением праздника стала показательная джигитовка.