Комнатные растения        01.10.2019   

Познавательно исследовательская деятельность 2 младшая группа темы. По познавательно-исследовательской деятельности. Формы осуществления исследовательской деятельности

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.

Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
3. Автор проекта: воспитатель Тюрина Т.В.
4. Участники проекта: дети второй младшей группы
5. Актуальность темы:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук
Художественное творчество
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
2-й день «Воздушные чудеса»
Беседа
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
Опыт
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Игра
«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
Наблюдение и беседа
«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Экспериментирование
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
3-й день «Фокусы с песком»
Рисование на мокром песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком
«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
Беседа
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей
Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений
4-й день «Вода – чудо природы»
Игры-опыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
Беседа
«Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Аппликация
«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности
Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
Эксперимент
«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом
Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности

Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее

Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение

Эксперименты, исследования и опыты

1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.

2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Развивающие:

Развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя / детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского« Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход НОД.

Дети становятсяв круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?

«Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?»

«Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без (воды).

О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. (Закрепляет с детьми).

Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная. (Закрепляет с детьми).

Ребята подойдите к столу сюда. Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.

А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Физминутка.

«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (показывается раскрывание кисте рук, как бутона)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой-ёй-ёй (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте).

Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные емкости.

Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Д/И «Кому нужна вода?»

Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки).

Ребята, так кому нужна вода? Правильно, всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).

Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром из чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем…,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться.

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

И в сыром лесном болоте,

Нам сопутствует всегда

Наша спутница - вода!»

Ну вот, нашей капельке пора в путь. А на память она нам оставила маленькие капельки. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду.

Воспитатель второй младшей группы Тохтарова Э.И.

Вторая младшая группа

Опыты по теме «Воздух»

  1. «Пускание мыльных пузырей»

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал: баночка с мыльным раствором, соломинка.

Опыт. Внести мыльный раствор, набрать его воронкой и выдуть. При этом образуется мыльный пузырь.

Вывод: мыльный пузырь образуется от попадания в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя); пузыри маленькие, если мы выдохнул! мало воздуха, и большие - если выдохнули много.

  1. «Пускание кораблика в тазике с водой»

Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.

Материал: таз с водой, бумажный кораблик.

Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны - он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.)

Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по воде.

  1. «Игры с воздушными шарами и мячами»

Цель: показать детям, что воздух можно надувать в разные предметы (шары, мешочки); он, заполняя форму, делает предметы упругими (например, бесформенные пакеты приобретают форму).

Материал: бумажный и целлофановый мешочки, шарик, резиновые мячи.

Опыт. Надуть бесформенный бумажный пакет, показать форму, предложить потрогать, почувствовать его упругость. Предупредить, что, если по нему хлопнуть, он порвется. Таким же образом надуть целлофановый пакет, шар. Рассмотреть мяч. Почему он такой прыгучий? Что у него внутри?

Вывод: мяч и шарик наполнены воздухом, поэтому они упругие; чем плотнее надут мяч, тем он более прыгучий.

4. «Воздух нужен для жизни»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; без воздуха ничто живое не может жить, все погибнет; для жизни нужен чистый воздух, в нем приятно находиться.

Опыт. Уточнить, зачем проветривается спальня, группа, для чего дети ходят на прогулку. Предложить положить ладонь на грудь и послушать, как она опускается и поднимается, закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Было ли приятно? Что почувствовали?

Вывод: для жизни человеку нужен воздух, в помещении он теплый.

Опыты по теме «Вода»

  1. «Превращение льда в воду»

Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Материал: цветные льдинки, сосульки.

Опыт. С улицы внести цветные льдинки, сосульки, предложить показать их куклам, разложить на тарелочки. Вечером посмотреть на воду в тарелочках: она прозрачная и цветная. Откуда она взялась?

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

  1. «Превращение снега в воду»

Цель: дать представление о том, что снег в тепле тает, становится водой; снег белый, но в нем есть грязь - она хорошо видна в талой воде.

Материал: тарелка со снегом.

Опыт. Набрать снег в тарелку, рассмотреть его. Какой он? Предложить высказать свое мнение о том, что произойдет со снегом в помещении. Вечером с детьми рассмотреть тарелку с талой водой, обсудить, что и почему произошло. Откуда взялась в талой воде грязь?

Вывод: снег тает в тепле, превращаясь в воду; в снеге присутствует грязь.

  1. «Свойства воды»

Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас - грязная и употребляется только после очистки).

Материал: колба с водой, розетка с песком, вата, стакан, сито, чайник с питьевой водой, гуашевые краски, соль, сахар, микроскоп.

Опыты.

1. Фильтрация воды через песок и вату. На первый взгляд чистая вода на ватке оставила много мусора, грязи.

2. Закрашивание воды красками.

3. Насыщение воды солью, сахаром.

4. Рассматривание капли воды под микроскопом.

Вывод: вода грязная, в ней присутствует мелкий мусор, поэтому ее нужно обязательно очищать.

Опыты по теме «Песок»

  1. «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Опыт. Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

  1. «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Опыт. Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.

  1. «Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Опыт. Одну часть песочницы полить водой, другую - оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.

Опыты по теме «Человек»

  1. «Движение»

Цель: расширять представление о том, что под гору подниматься тяжелее, чем спускаться с горы; через ручей по узкой дощечке лучше проходить по одному, чем вдвоем.

Материал: горка, «ручеек».

Опыты.

1. Бег под гору по одному и вдвоем, взявшись за руки.

2. Бег с горы вдвоем и по одному.

3. Ходьба через «ручей» по одному и вдвоем.

  1. Ходьба по глубокому снегу

Цель: показать, что по снегу легче идти друг за другом.

Материал: заснеженная площадка.

Опыт. Ходьба по глубокому снегу, взявшись за руки. Ходьба по глубокому снегу друг за другом. Когда было легче идти?

Вывод: по глубокому снегу легче идти след в след, друг за другом.

  1. «Переберись на другой берег ручейка»

Цель: учить самостоятельно выбирать способ передвижения.

Материал: ручеек или сконструированная модель ручейка.

Опыт. Предложить детям перебраться на другой берег ручейка. Как это можно сделать? Выслушать предположения детей: можно перешагнуть, перепрыгнуть, обойти. Выбрать для себя любой вариант и перебраться на другую сторону.

Вывод: дети выбирают для себя тот вариант, в результативности которого наиболее уверены.

  1. «С горки шагом или под горку бегом»

Цель: учить детей сравнивать силу, затраченную на то или иное движение.

Материал: горка.

Опыт. Предложить детям спуститься с невысокой горки шагом. Тем же детям предложить взбежать на горку бегом. Когда было легче?

Вывод: взбежать на горку было легче.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Рыбки живые и игрушечные»

Программное содержание: формировать у детей начальные представления о различии живых и неживых существ, о разных условиях существования и способах взаимодействия с ними; воспитывать любознательность.

Материал: аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, таз с водой, корм для рыб.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме, уточняет, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в группе есть и другие рыбки, предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где они живут. (Игрушечные, живут на полке в шкафу в игровом уголке.)

Воспитатель обращает внимание на рыбок в аквариуме, просит рассказать, что они делают. Подчеркивает, что рыбы плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так умеют плавать только живые рыбки. Обращает внимание на тазик с водой и просит посмотреть, как плавают игрушечные рыбки. Пускает в таз игрушечных рыбок, вместе наблюдают. Затем воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде, они не могут плавать самостоятельно, потому что не живые, а игрушечные.

Воспитатель. Ребята, давайте покормим рыбок в аквариуме. Как они едят? (Подплывают к корму, открывают ротики и хватают корм.)

А теперь давайте покормим рыбок в тазике. (Все вместе сыплют корм в таз и наблюдают за рыбками. Воспитатель уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они не живые; но с ними можно поиграть, покормить их понарошку.)

Давайте сварим рыбкам кашу. (Дети в уголке готовят кашу, воспитатель предлагает подержать рыбок в руках, уложить их спать.) Так играть с ними можно потому, что это игрушки. А с рыбками из аквариума так можно играть? Их можно брать в руки? (На рыбок в аквариуме можно смотреть, им нужно сыпать корм, но не вынимать из воды, без воды они могут умереть.)


Конспект игрового занятия «Маленькие Почемучки» с детьми 2-ой младшей группы


Автор: Шатова Марина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52» г. Новомосковск, Тульская обл.
Описание материала: данный конспект может быть полезен, и использован педагогами дошкольных учреждений с целью обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Формировать у детей младшего возраста поисково-исследовательскую активность.
Цель:
Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.
Задачи:
Образовательная: Упражнять детей в название противоположностей (высокий – низкий; толстый – тонкий; пустой – полный и т.д.) и определение веса предметов: лёгкий – тяжёлый)
Развивающая: Развивать восприятие детей способом обследования предметов, активно включая движение рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контору предмета)
Воспитательная: Воспитывать любознательность детей в поисково – исследовательской деятельности.
Материал:
Демонстрационный : большой медведь, воздушный шарик, два тазика с водой.
Раздаточный: дидактическая игра «Противоположности», кораблики, камешки, кубики, мячики, книги, открытки, бумажные и определить какая она? (бумажная, мягкая)салфетки, стаканчик с водой, карандаши (с гранями), ленточки.

Ход игрового занятия:
1.Приход Мишки с воздушным шариком.


Воспитатель: - Назовите противоположности предметов на картинках, которые принёс Мишка.


Ответы детей: Книга толстая, а тетрадка тонкая; дом высокий, а другой - низкий, корзина пустая, а другая – полная, медведь большой, а другой – маленький и т.д./
Вопросы: Медведь, какой тяжёлый или лёгкий? А воздушный шарик?
Задание: Взять в одну руку кораблик, а в другую камень и определить, что легче, а что тяжелее? Опустить в один тазик кораблик, а в другой камешек.
Вопросы: Что делают кораблики? (плавают) А что случилось с камешками? (лежат на дне тазика)
Вывод: Кораблики лёгкие – плавают, а камешки тяжёлые – утонули!!!
Физкультминутка «Улыбнись»
Мы сначала будем хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,
А затем, а затем
Мы будем топать – топ-топ-топ,
А сейчас мы повернёмся и все вместе улыбнёмся.

2.Задание: Определить качество и свойства предметов.


Рассказы детей: о деревянном кубике (Кубик жёлтого цвета. Квадратной формы, потому что есть углы. Сделан из дерева.) О пластмассовом (Мячик круглый, потому что может катиться. Зелёного цвета, сделан из пластмассы.); массажном мяче, открытки, книге.
Задание: Взять в руки салфетку и определить какая она? (бумажная, мягкая)
Вопросы: Что с салфеткой можно сделать? (помять, смять – мятая; порвать, разорвать; опустить в воду – мокрая)


Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик – быть послушным научу.


3. Логоритмика с ленточками под музыкальное сопровождение (Сириус (исп. Ксюша Курчавая – «Почемучки»)

Лариса Тупикова
План познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе в соответствии с ФГОС. I квартал

Сентябрь

1 неделя: «Знакомимся с песком»

Наблюдение «Песок на участке». Цель: В ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.

Тематическая беседа «Свойства песка» Цель: Знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость (липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» - сухой, мягкий, липкий.

Исследование «Свойства песка» Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы).

Эксперимент «Почему не получился куличик?» Цель: Ознакомление со свойствами песка. Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый, из него можно изготовить куличики.

Опыт «Почему песок хорошо сыплется?»

Цель: Выделить свойства песка. Развивать любознательность, мышление.

Опыт «Сухой и мокрый песок» Цель:Закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства, развивать тактильные ощущения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

2 неделя: «Что такое воздух?»

Наблюдение за воздухом на прогулке.

Цель: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий).

Беседа «Что такое воздух?»

Цель: Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

Опыт «Что в пакете?»

Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Игры с соломинкой и воздушным шариком.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игры по обнаружению воздуха.

Цель: Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Опыт «Надувание мыльных пузырей».

Цель:Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Опыт «Реактивный шарик»

Цель: Помочь выявить свойство воздуха – упругость. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

3 неделя: «Солнечные лучи».

Наблюдение за солнцем на прогулке.

Цель: Познакомить детей с солнцем – источником тепла и света. Развивать любознательность, познавательные способности.

Беседа «В гости к солнышку»

Цель: Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

Опыт «Солнечные лучи».

Цель: Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. (Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.)

Экспериментирование «Поиграем с солнышком» Цель:Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Опыт «Солнечный «зайчик». Цель:Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.

4 неделя: «Водичка, водичка…»

Тематическая беседа «Водичка, водичка.»

Цель: Вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная.

Эксперимент «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяются некоторые вещества.

Опыт «Горячий и холодный»

Цель:Дать детям представление о том, что вода имеет свойство нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, воспитывать желание экспериментировать.

Исследование «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: при соприкосновении с твёрдой поверхностью она разбрызгивается.

Опыт «Прозрачная вода может стать мутной»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяется краска и окрашивает воду в разные цвета.

Опыт «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени» Цель:Познакомить с процессом испарения воды.

Октябрь

1 неделя: «Ветер, ветер, ты могуч…»

Наблюдение за ветром на прогулке.

Цель: Обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый; дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра.

Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо…»

Цель:Познакомить с природным явлением – ветер. Закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный.

«Игры с веерами и султанчиками»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха -движением; движение воздуха-это ветер.

Экспериментирование «Поиграем с ветерком»

Цель:Познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).

Опыт «Ветер»

Цель: Помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.

2 неделя: «Чудеса из бумаги»

Наблюдение за работой воспитателя с бумагой (оригами).

Цель: Закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах,продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.

Беседа «Что мы знаем о бумаге?»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Игры – забавы «Волшебный квадрат»

Цель: Познакомить детей с искусством оригами.

Опыт «Свойство бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

Исследование «Бумага, ее качества и свойства». Цель: Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

3 неделя: «Волшебница вода».

Беседа «Для чего нужна вода». Цель: Расширить и закрепить знания детей о воде, ее свойствах, значении, для чего она нужна и как ее беречь. Содействовать радостной атмосфере в детском саду.

Исследование «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Эксперимент «Пар - это тоже вода»

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

Опыт «Водичка, водичка.»

Цель: Закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льётся).

Д/игра «Постираем кукле платье»

Цель: Формировать у детей умение называть температуру воды.

Опыт «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда» Цель:Выявить свойства воды (текучая).

4 неделя: «Дождь, дождь, барабанит в стёкла»

Наблюдение за лужами после дождя

Цель: Обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.

Беседа «Зачем нужен дождь?» Цель:Закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Иисследование «Какая лужа высохнет быстрее?»

Цель:Определить, как размер лужи влияет на быстроту высыхания.

Дидактическая игра «Капелька».

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов и картинок в жизни, которым необходима вода. Обогащать словарный запас. Учить детей устанавливать связь между живой и неживой природой.

Опыт «Откуда берётся вода?»

Цель: Познакомить детей с процессом конденсации.

1 неделя: «Едет машина, гудит машина»

Наблюдение за машинами па прогулке.

Цель: Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное отношение к дороге.

Тематическая беседа «Транспорт на дороге»

Цель: Закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить определять и называть основные характеристики движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам города.

Опыт «Заводные машины»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед, назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Д/игра «Соберём машину»

Цель: Закреплять знания детей о частях машины. Предложить из геометрических фигур выложить машину. Развивать любознательность, умение экспериментировать с формами.

Опыт «Почему у машины круглые колёса?»

Цель: Дать детям знания о том, что круглые формы не имеют углов и могут катиться.

2 неделя: «Предметы вокруг нас»

Беседа «Волшебный сундучок»

Цель: Познакомить детей с различными предметами, которые находятся в группе. Дать знания о том, что они сделаны из разных материалов.

Исследование «Деревянный брусочек».

Цель: Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).

Опыт «Лёгкий – тяжёлый»

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Эксперимент «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

Цель: Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Опыт «Тонет, не тонет, плавает»

Цель: Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Опыт: «Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие – тонут

3 неделя: «Человек. Давайте познакомимся»

Беседа «Весёлые человечки играют».

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, руки, ноги, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот, волосами.

Исследование «Наши помощники»

Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Опыт» Чем пахнет?»

Цель: Учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей.

Эксперимент «Нарисуем свой портрет»

Цель: Познакомить со строением человека и пространственным расположением его частей.

Д/игра «Починим игрушку»

Цель: Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (причёской, именем, одеждой и др., с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

4 неделя: «Поздняя осень».

Наблюдение в природе «Унылая пора, очей очарование».

Цель: Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

Тематическая беседа: «Как звери готовятся к зиме».

Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей.

Исследование «Что нам осень подарила».

Цель: Учить детей обследовать овощи и фрукты на ощупь, по цвету, по запаху.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Исследование «Разноцветные кораблики - листочки»

Цель: Учить детей обследовать засушенные листья разных деревьев, выявив их свойства: разноцветные, лёгкие, не тонут в воде.