ГОРОД МИРА
Камень – противоположность песку и пыли, символ прочности и надежности бытия. В нем – примирение с самим собою и основа созидания.
Человечество сложило немало легенд о камне: во всем мире где-нибудь кто-нибудь и когда-нибудь непременно «окаменел». Но сейчас это ровным счетом ничего не значит, потому что независимо от легендарной ауры камней, есть наш «Бейт-Эль» – Иерусалим. И камнинашего города – говорящие камни времени… Рука архитектора подарила им динамику художественного движения – музыку формы.
Город мира засыпает,
Эха улочек слышны...
И столетия пронзает
Архитектор старины.
Минареты и соборы
Древней музыкой манят –
«Каменеющей» для взоров –
Примиряющей в камнях.
Эта музыка застывшая,
Как божественный концерт
С базиликами охрипшими
От седых пророчеств лет.
Сон навязчиво-простой –
Город мира золотой.
КОРАЛЛОВЫЙ ЗВЕРИНЕЦ
Человечество всегда тяготело к идолопоклонничеству. При этом предметом культа нередко становились камни – греческий омфалос, Черный камень в Пессине, метеорит Кааба в Мекке.
Видно, есть в камнях нечто притягательное, какая-то тайна. Ею не владеешь (она – тайна), но без нее уже не можешь жить, ибо за ней – прикосновение к неведомому миру, который ты сам для себя выбрал или придумал…
Бог знает, на каком «блошином рынке» я купила фигурки зверей из белого камня, привезенные, по утверждению продававшего их индуса, с острова в Индийском океане. Они никак не вписывались в интерьер советской квартиры, поэтому всегда лежали в моей сумке с прочим ненужным хламом. Но выбросить их – не поднималась рука. Так я и привезла их в Израиль и почему-то даже нашла им видное место в своем новом жилище. Теперь мой «коралловый зверинец», мирно расположился на комоде. И вот однажды я вдруг почувствовала, что «каменные зверята», словно сами собою, стали «младшими братьями» белого камня Иерусалима – города, с которым я связала свою судьбу.
Есть в океане Индийском остров –
Белых кораллов и черных камней.
Здесь изумрудные волны у плеса
Рвутся, смеются и катят ко мне.
Здесь под водой расцветают кораллы:
Белые розы пучины морской
Можешь сорвать, но до огненно-алой
Ты не дотянешься алчной рукой.
Сколки кораллов, как нежность-небрежность,
Выплеснет прочь индианка-волна.
И ты увидишь зверят белоснежных,
Что станут греться на смуглых камнях.
Вот медвежонок с пористой спинкой,
Белый слоненок, и белый щенок,
Белый жирафик, белая свинка
И... белогривый единорог.
Что ж, «городские» открою вам дали:
Призрачно-белый Иерусалим –
Радости город и город печали –
Тот, что надеждой и верой храним.
Здесь поселю вас на Бен-Иегуда,
«Чудо-зверинец» индийских кровей,
Младшие братья белого чуда –
Иерушалаима – «камня камней».
Камень его белолоб, белоснежен,
Как танахический древний герой,
Он и возвышен, он и мятежен,
И за меньших своих братьев – горой.
Здесь ничего вам бояться не надо,
Даже беспечных еврейских ребят.
Кумушки-звери, белые чада,
Вас защитит бело-облачный град.
ПРАДЕТСТВО
Иерусалим – гармония противоположностей, соединение несоединимого, когда, казалось бы, точек соприкосновения в принципе нет. В благородстве его камня совместились сознательное и бессознательное, словно мужское и женское начала.
А за окошком – снова муадзин,
И почему-то разорвать боятся
Мираж, в котором только ты один –
Иерусалим! Не будь ничьей виною!
Не ты ль эпохи в здания слагал
И из руин неверья поднимал,
Безмолвьем камня – Западной Стеною?
И в тех моленьях я была с тобой,
И крылья голубиные растила,
Чтоб улететь в Небесный город твой,
Чей отсвет в твоем камне полюбила,
Иерусалим, мой каменный Давид,
Молчит, молчит, молчит…
Но – вопреки каменному молчанию – «Бейт-Эль» остается прадетством иудаизма, в котором продолжают жить наши предки, освободившиеся от страстей и желаний.
Они глядят на нас с портретов
Сквозь серо-бурый сердолик,
Сквозь халцедоновые лета
Семитский сохранив язык,
Премудрости священных книг
И мир, что ломок, как тростник...
Прадеды и прабабки наши –
Весь мир в сардониксовой чаше.
Так в Иудее называли сердоликовую чашу, привезенную евреями из Греции. Они верили, что в солнечных прожилках сардоникса – то, что умиротворяет душу…
В том камне – тайна Иерусалима –
Непогрешима…
Однако гармоническая неторопливость вечности не помешала человечеству однажды усомниться в мудрости камня. Может ли молчаливое красноречие соперничать с бренным языком? И вот иудеи начали делать каллиграфические надписи, словно пытаясь обрести примирение с собою.
Открыта каллиграфии страница…
Сияет огнедышащий гранат –
Пылает –
И Закон еврейский длится,
И обрезанья праведный обряд,
И строй высокий «Музыки Этерна»,
Что очищает от неверной скверны.
Мы живы –
Коль Закон еврейский длится...
Живей живых мы стали во сто крат…
Пылает каллиграфии страница
И на талите – огненный гранат.
ИСЦЕЛЕНИЕ
Иерусалимский камень – краеугольный в судьбе человечества.
Камень – вечность и сновидение,
Камень – прочность и изменение,
Камень твой, Иерусалим.
Камень – тело, прикосновение,
Камень – дух, и камень – моление,
Камень твой, он не опалим.
Камень – смерть, отдохновение.
Камень – жизнь, смятенье, сомнение,
Очищение от проказ.
Камень – музыка, ритм, движение,
Вулканическое извержение,
Камень – стоп: исцеление нас…
Э П И Л О Г
Неожиданнокакая-то пылинка попала мне в глаз. По привычке я начала «шарить» в сумке в поисках носового платка. И вдруг мои пальцы наткнулись на кораллового единорожка, видимо, отчаянно желавшего остаться моим камушком-талисманом даже в столице Иерусалимского камня. Я ощутила гладкое «каменное тельце» и инстинктивно улыбнулась, словно приветствуя своего маленького друга. Пылинка выпала.
– Что бы я делала без тебя, малыш? Ты и впрямь мой целитель!
Спят серебряные улицы.
Словно отпрыски весны,
Не волнуются, не хмурятся.
Окна глаз ясны, как сны.
Дышит мой Иерусалим,
Палевый – от света лунного, –
И бессмертен и раним,
В ритме камня вечно юного.
И единорожек тоже спит...
И секрет синагог.
Ты всегда – в облаках,
Где единственный Бог…
Каббалистика зрит
В глубине твоих глаз.
И, как солнце, горит
Камня фас и анфас…
Невесомый на вес!
Ты паришь до небес!
Цфат - город Воздуха…
Камень Миропомазания, который находится прямо перед центральным входом в , является одной из главных христианских святынь. Он был установлен в 1830 году на месте 13-ой остановки крестного пути . Именно сюда положили тело Иисуса Христа после того, как сняли с распятия.
Камень Миропомазания – описание
Как говорится в Священном Писании, на этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению, совершили помазание миром и алоэ, после, завернув в саван, отнесли и положили в гроб. Камень Миропомазания в Храме Гроба Господня считается чудодейственным и мироточивым.
Дабы сохранить подлинный камень его скрыли плитой из бледно-розового мрамора, длиной в 2,77 м. Ширина камня составляет 1,5 м, а толщина – 30 см. Несмотря на то, что он скрыт под плитой, если прикоснуться к святыне, можно почувствовать приятный запах и ощутить успокаивающий эффект.
История Камня Миропомазания такова, что ранее он принадлежал только одной конфессии – католической францисканской. В настоящий момент святыня принадлежит четырем конфессиям. Над камнем постоянно горят восемь лампад:
- четыре – от греческой церкви;
- две – от армянской;
- одна – от коптской;
- одна – от католической.
Достоверно известно, что лампады были сделаны по заказу русских купцов и подарены Храму Гроба Господня в знак уважения. За камнем находится мозаичное панно, а рядом на мраморной доске написан евангельский текст по-гречески.
Если туристы впервые посещают , Камень Миропомазания и не знают, какие действия следует совершать, то можно просто постоять в этом священном месте.
В чем состоит ценность Камня?
Люди приходят к Камню Миропомазания с благими намерениями, замолить грехи перед спасителем, в нем заложена сильная положительная энергия. Любая вещь, которая прикоснулась к камню, считается освященной. Если туристы намереваются приложить к Камню маленькие иконы или кресты, другие предметы, купленные в сувенирных лавках, то лучше снять упаковку, чтобы освятить именно эти вещи, а не упаковку.
Оказавшись в этом месте, нужно соблюдать определенные правила поведения, например, категорически запрещается садиться на камень. Женщины протирают платком или шарфом плиту, тем самым освящая вещь, после чего она становится праздничной, и ее одевают только на торжественные службы. Если платок остался лежать в номере отеля или даже дома, отчаиваться не стоит. Рядом с храмом всегда можно купить белый платок примерно за 15 шеккелей.
Как добраться?Камень Миропомазания находится в Храме Гроба Господня. Добраться до него можно через эфиопскую церковь либо подойти с «Шук Афитимиос», а затем через калитку «Рынка Красильщиков». К Храму ведет и улица «Христианская», после которой следует спуститься к улице св. Елены.
На общественном транспорте можно доехать до на автобусах № 3, 19, 13, 41, 30, 99, далее нужно идти пешком до Храма.
Если говорить строго с позиций петрологии, иерусалимский камень - это плотный кристаллический мраморизованный известняк, тысячелетиями «томившимся» под спудом в глубинах земли, да еще и «обжариваемый» со всех сторон. Как от всего этого не превратится в мрамор? Я бы превратился.
Но шутки - в сторону: в состав иерусалимского камня могут входить примеси разных горных пород, не только создающие уникальную цветовую палитру камня, но добавляя ему полезные свойства, благодаря которым камень , будучи весьма прочным, хорошо поддается обработке.
Говоря о технико-строител ьном применении, отметим, что иерусалимский этот камень обогащает интерьер и фасады зданий, улучшает дизайн помещения, прекрасно сочетаясь с деревом, керамикой, металлом, стеклом, дополняя эти материалы.
Более того, иерусалимский камень отлично сохраняет температуру, поэтому в облицованных им помещениях тепло зимой и приятно прохладно в жаркие дни. И, наконец - и это тоже проверено веками, - от времени камень не тускнеет, а дожди, ветра, палящее солнце только облагораживают его вид.
Строители и дизайнеры интерьера говорят в один голос, что дом (а еще лучше, согласимся, усадьба), отделанная иерусалимским камнем , похожа на нарядную невесту, ибо камень придает дому торжественность и величие.
«Такая отделка будет радовать глаз вечно!» - скажет вам любой мастер - и окажется совершенно прав: вечером, в зареве заходящего солнца, дом играет всеми оттенками, словно радуга, спустившись с небес, застыла по велению Творца, обратившись в камень.
Натуральный и благородный, этот камень , словно хамелеон, «меняет цвет», струясь бело-розовыми, желтовато-золоти стыми оттенками, доходя до почти коричневых тонов; есть даже серый и темно-серый камень. Все они просто «просятся» в руки мастера - и превращаются в великолепные стены и столешницы, камины и лестницы, перила и балясины, раковины и душевые, ванны и бары, журнальные столики и обеденные столы, садовые дорожки и балюстрады.
Не стоит думать, будто иерусалимский камень - простой (хоть и красивый, изящный, прочный) трудяга. Он отнюдь не чужд мелкой пластике, скульптуре и самого разного рода украшениям. Мастера высоко оценили его природные свойства и цветовую гамму, в полной мере используя их, когда под их руками камень превращается в вазы и поделочные украшения , «нэцкэ» и разного рода амулеты .
Итак, о применении этого материала в строительно-обли цовочных и отделочных работах мы поговорили, но это - хотя и основное, но отнюдь не единственное его применение. Нельзя не отметить особые, если угодно, трансцендентальн ые свойства иерусалимского камня , о которых говорят видные раввины и даже .
Так, он приносит с собой в ваш дом теплоту и изящество, ощущение связи с природой и вековечными традициями - не зря он «иерусалимский » (!), правда? Более того, этот камень в моде чуть меньше трех тысяч лет: его долговечность и прочность проверена на практике самим Иерусалимом , чьи найденные археологами древние стены и строения по-прежнему благородны и достойны украшать вечный священный город .
К сожалению, отнюдь не у всех из нас есть собственный дом, который можно облицевать иерусалимским камнем изнутри и снаружи. Но стоит ли расстраиваться из-за этого, если и интернет-магазин е «Красная нить» можно легко, по прейскуранту и в соответствии с условиями продажи, приобрести кулоны из этого уникального материала, наделенные не только красотой и долговечностью, но и всем спектром защитных свойств.
Не упустите возможность порадовать родных и близких (а хоть бы и самого себя) ценным, кошерным (что значит высококачественн ым) и очень хорошим подарком - !
В нашем Geo частенько читаешь статьи о вреде сосисок, красной рыбы и т.п. Предлагаю очередное творение на эту же тему. О том, как курение доведет мир до светопредставления.С души упал камень. Иерусалимский. Наконец то мы мы в первопрестольном граде. А то всё горы, да моря, да пещеры... Обычно в старый Иерусалим мы поднимаемся через Яфские ворота: вот - башня Давида - лицо города (перед ним, лицом, правда маячит обожаемый мною зад моей жены)
Перед стенами старого Иерусалима широко раскинула свои ноги молодежь: парочка влюбленных самозабвенно резалась в карты, переплетясь ногами и руками... А переплелись они на склоне Геены Огненой, где в конце времен будут гореть грешники. Сия преисподня сейчас представляет из себя небольшую долину, даже долинку, цветущую и ухоженую, но - внимание! Не зря же ее назвали огненой?
В начале спуска этой Геены расположена автозаправочная станция и - вот моя гипотеза: в смутное время конца света, когда силы добра и зла схлеснуться на улицах святого города Иерусалима, резервуары с топливом окажутся взорваными и тогда огненые потоки понесутся вниз по склонам... Ну, а там, понятно, в этот момент будут дислоцированы самый отъявленые головорезы сил мирового Зла - вот им-то и достанется все пророчество Апокалипсиса - как они будут шкворчать на огне!
А пока Геена выглядит вот так...(Кстати, наверху, под мельницей - концертный зал, куда моя жена время от времени наезжает играть со своими учениками)
Уже перед Яфскими воротами старого города начинают встречаться личности, которых хочется запечатлеть на свои 7 пикселей...
Зимой и летом - в одном сюртуке - кто это?
Религиозных ребят здесь по несколько штук на квадратный метр.
Вот еще один еврейский парень с наброшеным на плечи талесом - видно, что он пользуется успехом у худосочных кривоногих девушек... А араб переходит ему дорогу с подносом на голове.
А как хорош этот пупс с развевающимися пейсами - как матроские ленточки они у него!
Это не просто рог у меня в руках. Это - шофар. Если бы я сейчас протрубил в этот бараний рог, то народ пал бы предо мной ниц, а потом пошел бы за мной. Но я не буду этого делать...чё я вам, Спаситель что ли?
Я просто хожу по базарной улице, ведущей к Храму. Вот, жену свою снял - пусть будет на фотокарточке.
Через восточные лавки - к Храму.
Вот он, вход в Храм Гроба Господня. Первая церковь построенная на этом месте приняла своих посетителей 1700 лет тому назад! А 999 лет назад (т.е. в 1009 году) злой араб Хаким сравнял это место с землей. Но через 50 лет мусульмане покаялись и разрешили построить новый храм. Затем были землетресения, пожары - после каждого бедствия к Храму добавлялись все новые и новые пристройки, по которым мы полазали в свой следующий приезд.
Слева от входа - а точнее, почти под Голгофой, я узрел беспризорные кресты. Видимо они приготовлены для тех, кто будет себя отожествлять с Христом и пройдет с ними последний путь сына Божьего по Виа Долороза - улице, которой Его вели на Голгофу.
А сбоку чернеет вход в черный притвор эфиопской церкви, но об этом - на следующей неделе.
Камень помазанья - тысячи людских рук гладят его в день и он отвечает тем-же - камень мироточит... Я сам наблюдал, как на сухом месте появлялись капли мира с душистым цветочным запахом - чудо!
Я перед входом в святая святых христианства... за моей спиной вход в базилику, прикрывающую пещеру с каменным саркофагом, в котором лежал сам Он.
А вознёс я свои очи вверх под купола - меня просто завораживает этот купол, из которого льется необыкновеный иерусалимский серый свет, самый приятный свет в мире. Через это отверстие через несколько дней, на Пасху, снизойдет Благодатный огонь на гроб Господень.
Вот так он будет гореть и не обжигать! Это я освятил огнем от гроба Господня два пучка свеч - повезу их в Астрахань, маме...
На минуту служители культа прекратили доступ публики к Гробу и мне удалось снять вход в гробницу.
Я там был... внутри... и каюсь, ничего не ощутил у себя внутри...
В двух минутах от Храма - русская церковь Александра Невского. Она воздвигнута на том месте, где Иисус сделал свою последнюю остановку перед Голгофой. Говорят, что до этой остановки кто-то еще мог спасти этого парня, заступиться за него и повернуть Историю. Но... из-за чьей то трусости мы живем в этом мире, а не в другом.
Карго - самая известная подземная улица Иерусалима. По случаю субботы она была закрыта и нам пришлось лишь снять эти колоны времен римского владычества, за которыми назойливым туристам показывали языки дети. Надо же - такие маленькие, а уже евреи!
До сих пор не могу понять: как можно жить в этих святых иерусалимских переулках...
И двориках.
А это католическое аббатство Дормацион. Которое на горе Сион. Рядом с церковью высится башня с флюгегом в виде петуха (его видно на моем снимке). Его водрузили туда, т. к. любимый ученик Христа - Петр предал учителя когда петух трижды прокричал.
В крипте церкви возлежит статуя Марии на смертном ложе. Над нею мозаичные Ева, Ревека, Юдифь и другие великие тетеньки Ветхого Завета. (Великих - Жану Д" Арк, Пашу Ангелину и Кондолизу Райс я не расмотрел - по моему их там нет....)
А это - витраж - то что мне, как мастеру по стеклу, близко. Сделано просто, но со вкусом. Я бы сделал лучше!
И в конце нашего короткого путешествия, перед обратным спуском в Геену огненую, я споткнулся о толстый окурок настоящей гаванской сигары. Точно! Две тысячи лет назад ОН не докурил, ОН обещал вернуться: откинув длинные волосы назад, что бы не опалить и прикрыв огонёк от спички ладонями с характерными шрамами ОН, на секунду замешкавшись, бросит недогоревшую спичку вниз. В долину. В Геену.
И она станет ОГНЕНОЙ.