Комнатные растения        02.11.2019   

Православные праздники после пасхи в году. Когда праздновать католическую и православную пасху. Традиционные блюда на Пасху

Светлая Пасха - это христианский праздник, который приурочен к Воскресению Христову. Этот праздник считается одним из самых древних и важных для церкви. Празднование Пасхи - величайшее и радостное событие для всех православных людей. Он знаменует собой любовь к жизни, победу над смертью и надежду на вечное существование. В этот праздничный день церковь торжествует, широко растворяет свои двери, впуская всех желающих посвятить пасхальные куличи, яйца и прочие яства, принесенные в корзинке.

Христианская Пасха празднуется в воскресенье. Точная дата формируется согласно солнечно-лунному календарю.

Этот праздник имеет свои традиции, которые устанавливались постепенно на протяжении многих веков. Так как Пасха ярчайший признак всего живого и обновленного, то главными символами этого дня считаются Жизнь (куличи и раскрашенные яйца), Вода (пасхальные ручьи) и Благодатный Огонь. Во всех городах и селах в пасхальную ночь люди шли в церковь, слушали богослужение, святили воду и пасхальную корзинку с продуктами. После службы в церкви принято прийти домой, накрыть стол и начать празднование. Особенно ждут этого дня люди, которые держали строгий 48-дневный пост. В первую очередь нужно отведать яйцо, после него пасхальный кулич. Как только такой ритуал будет выполнен, можно приступать к другим угощениям.

Самая любимая пасхальная забава - битва яиц. Для нее нужно взять украшенное или разрисованное яйцо и ударить любым боком яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо останется целым. Также на праздник Пасхи принято христосоваться. Молодые и старые, дети и взрослые, мужчины и женщины при встрече должны трижды поцеловать знакомого и сказать “Христос Воскресе!”, а в ответ услышат “Воистину Воскресе!”.

Чтобы уберечь счастье в доме, на Пасху нельзя заниматься никакими домашними делами. Чтобы почувствовать волшебство и значимость православной Пасхи, не обязательно быть глубоко верующим человеком. Ведь этот праздник, в первую очередь, обо всем дорогом и главном, что есть у людей: о добре, о любви, о детях, о прощении. А еще это замечательная традиция, проведать всех своих родных, собраться всем вместе за большим столом и просто наслаждаться жизнью.

Великий пост каждый год начинается в разное время, поскольку приурочен к Пасхе. В 2019 году он начнется 11 марта и продлится до 27 апреля.

На всех языках прозвучит в этот день ликующее: «Христос Воскресе!». Такое единодушие бывает - увы! - нечасто. Даты Главного праздника у православных и католиков редко совпадают, к тому же она является непостоянной.

Дата Пасхи: почему она меняется каждый год?

Ответ на этот вопрос скрыт в глубине веков, и он обнаруживает истинный смысл пасхальной радости.

Песах – означает «миновать»

Слово Пасха произошло от слова Песах, что в переводе с иврита означает «проходить мимо, миновать». Три тысячи лет назад, когда евреи готовились к исходу из Египта, Бог послал египтянам последнюю казнь: гибель первенца в каждом доме. Жилища евреев, помеченные кровью жертвенного ягненка, Ангел смерти не тронул, пролетел мимо. - Смерть миновала! Это было в ночь на 14 Авива.

Авив – «месяц зеленых колосьев» - начало весны по иудейскому календарю. Первое число месяца – новолуние, а 14 число – день полнолуния. В этот день народ ушел из египетского плена в Землю Обетованную и получил от Господа заповедь: «Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему…». (Исх. 12,2)

Праздник Песах – это память евреев о том, как смерть миновала их семьи, как они, сплотившись, обрели свободу. Совершается он каждый год в пасхальное полнолуние – 14 Авива (позже месяц стали называть Нисан). Дата была подвижной, связанной с лунным циклом и не зависела от дня недели.

Воскресение Христово и еврейский Песах.

События, связанные с Распятием и Воскресением Иисуса Христа разворачивались во время этого иудейского праздника.

Накануне Песаха все иудеи собираются на праздничную трапезу - седер: горькие травы, зажаренный однолетний агнец, пресный хлеб напоминает великий исход из Египта, ставший рождением еврейской нации. Иисус Христос в свой последний седер – на Тайной Вечери - установил Таинство Причастия. «Примите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мк. 14, 22-24). Причастие рождает новое, духовное родство – христианство. В нем нет наций, а есть братья и сестры во Христе. Вместо еврейского Песаха на Тайной Вечери готовилась христианская Пасха – искупление кровью Спасителя.

В ночь пасхального полнолуния 14 нисана и последующий день Христос был схвачен и распят на Голгофе. Вечером этого страшного для христиан дня иудеи праздновали свою Пасху, а через день – утром 16-го нисана Он, воскресший, явился женам-мироносицам. Сорок дней появлялся Христос среди своих учеников, чтобы укрепить в них веру в свое Воскресение.

Христос Воскресе! – а значит, и мы не умрем, но будем жить вечно. Спаситель Крестной смертью искупил людские грехи, а Восстанием из гроба показал путь в вечную жизнь. Вот источник пасхальной радости: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13.14).

Правила вычисления даты христианской Пасхи.

Триста лет спорили христиане о том, когда отмечать Воскресение Христово. Нужно было сохранить последовательность важнейших событий: Распятие, смерть, иудейская Пасха, Воскресение. Они произошли в пасхальное полнолуние, которое и взяли за основу расчетов. На Никейском соборе 325 года было решено праздновать главный праздник:

  • После весеннего равноденствия (21 марта)
  • После пасхального полнолуния (1-го весеннего)
  • В первое воскресение после пасхального полнолуния
  • После иудейской пасхи.

Чтобы не отступать от евангельских событий, дату Пасхи связали с иудейским праздником. А через него - с подвижными лунными циклами – поэтому каждый год она разная: в интервале от 7 апреля (н.ст.) до 8 мая (н.ст.).

Почему христиане не отмечают Пасху в один день?

Больше тысячи лет Светлое Воскресение было одним для всех христиан. На основе Юлианского календаря ученые создали Александрийскую пасхалию – систему определения дат Пасхи. Она позволила вычислить Великий индиктион – период в 532 года, через который повторяются все даты – своего рода вечный календарь.

Однако в 16 веке Католическая Церковь перешла на новый стиль. Этот календарь оказался непригодным для православного мира. Воскресение Христово в григорианской пасхалии выпадает на дни или раньше еврейской Пасхи, или в один день с ней. А это значит, праздновать Воскресение прежде Распятия – т.е. искажать сокровенный смысл главного праздника.

Несмотря на это, более 2 млрд. людей на планете (католики и протестанты) отмечают Христово Воскресение по новому стилю. Верность решениям Никейского собора (старому стилю) сохранили в России, Сербии, Грузии, в Иерусалиме и на Афоне. Всего 310 млн. человек. Но только перед Православной Пасхой зажигается Благодатный Огонь в пещере Гроба Господня и принимает его Православный патриарх А, значит - «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).

Пасха 2019: традиции и приметы.

Пасха 2019: традиции и приметы

  1. Пасхальное Богослужение.

Крестный ход . В ночь с субботы на воскресение начинается пасхальная служба. В половине двенадцатого люди выходят из храма со свечами и совершают крестный ход (так жены-мироносицы подходили к гробу Господню). Процессия со свечами останавливается перед закрытыми дверями храма и священник в первый раз провозглашает: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» - отвечает многоголосый хор из темноты. Двери распахиваются настежь. Всех охватывает необъяснимая радость – праздник начался!

Артос. (в переводе с греческого – хлеб). На службе в эту ночь освящается артос – круглый хлеб с изображением Креста или Воскресения. Этот обычай связан с первыми трапезами учеников после Вознесения Христа. Апостолы чувствовали Его присутствие за столом. На место, где Он восседал раньше, они ставили Ему хлеб. Выходя из-за стола, они поднимали этот хлеб со словами «Христос Воскресе!». В знак присутствия Христа, артос стоит в церкви до субботы, а потом раздается верующим «во исцеление недугов». Эта святыня хранится в доме и хранит дом от болезней и бед. Вкушается натощак.

Освящение куличей и яиц. В корзинке каждого верующего на этой службе – одни и те же продукты – сдобные куличи и крашеные яйца. Их освящение – символ перехода от постной пищи к скоромной, а также единения всех христиан, ведь в праздничные дни все вкушают эту пищу.

  1. Приветствие.

В течение сорока дней, до праздника Вознесения, звучит приветствие: «Христос Воскресе!» и ответ: «Воистину Воскресе!». Восклицания утверждают веру в то, что Христос - Бог, способный изменить законы естества и дать нам вечную жизнь. Эти приветствия как нельзя лучше выражают пасхальную радость.

Принято также христосоваться – три раза целовать друг друга в щеку. В этом обычае выражается родство людей во Христе: мы не чужие друг другу, а братья и сестры по духу, имеющие одного Отца Небесного.

Примета (они являются скорее суеверием, чем символом духовного явления). Муж и жена не христосуются на глазах у всех людей, чтобы от недобрых глаз спастись и разлуки избежать.

  1. Разговение.

Сорок восемь дней продолжался пост, когда не благословлялась скоромная пища. Вот настал момент, когда можно ее употреблять! Сначала освященное яичко. Крашеные яйца – символ праздника: ими разговляются, их дарят, ими играют в битки.

После яиц едят кулич: срезают верх и режут его на ломти поперек. Макушку возвращают на место – и так каждый день в течение Светлой седмицы. Верх кулича, покрытый глазурью, съедает глава семьи перед началом важной работы (например, сева). На ломти можно намазывать творожную пасху.

Есть поверье, что в Светлую седмицу Христос испытывает сердца людей. В нищенском одеянии Он может прийти в гости. Надо быть готовым угостить каждого посетителя.

Примета. Чтобы избавиться от ссор, всем членам семьи надо собраться вокруг праздничного стола и вместе отведать пасхальные блюда.

  1. Колокола.

На протяжении Светлой Седмицы звонят во все колокола; любой человек может подняться на колокольню и возвестить о Воскресении Христовом. Этот звон обладает силой исполнить желания, произнесенные от сердца: «Хритсос Воскрес, а моей семье здоровья, дому достатка, земле – урожая. Аминь». Кто-то просит здоровья, кто-то успеха в работе, а кто-то жениха или невесту.

  1. Пасхальные сувениры

На Пасху принято посещать всех далеких родственников дарить открытки и приносить символические подарки.

  • «Писанки» - искусно раскрашенные яйца: сваренные вкрутую, деревянные, сделанные из драгоценных металлов.
  • Пасхальные корзинки, украшенные кружевами, с праздничной салфеткой на дне и с яйцами, сладостями, фигурками птичек внутри.
  • Подставки для яиц: из картона, из проволоки, связанные крючком и красиво разукрашенные.
  • Свечи в виде яйца, кулича, с восковым кружевами и надписью «ХВ»
  1. Игры с «крашенками»

Самым популярным развлечением были и остаются игры с крашеными яйцами.

  • «Битки». Противники бьются носиками яиц, у кого оно раскололось, тот должен расстаться со своим яйцом. Победитель собирает наибольшее количество трофеев.
  • «Катанки». На горизонтальной поверхности устанавливается наклонный желоб, по которому пускают яйцо. Если оно, скатившись на одеяло, сталкивается с другими яйцами, то его владелец становится победителем. Надо умело направлять движение яиц. Больное число участников увеличивает азарт и веселье.
  • «Кучки». Возле каждого игрока имеются по две кучки песка. Кто-нибудь прячет в одну их них крашеное яйцо. Побеждает тот, кто угадает, где оно спрятано.

Из других пасхальных развлечений на Руси любимыми были качели, вокруг которых собирались все соседи. Катание на качелях – обряд овевания – ветром сдуваются грехи.

  1. Солнце играет

Утром после пасхального богослужения природа дарит людям свое чудо: ликование солнца при появлении его на небосводе. Если встречать восход солнца на возвышении: на крыше, горе, холме, можно увидеть, как «солнце пляшет». Диск меняет свою форму: то круглый, то треугольный, то в виде яйца; движется влево - вправо; вверх – вниз, переливается всеми цветами, как огненный шар выплескиваются лучи. Тот, кто увидит на Пасху восход, не будет знать беды весь год. Это явление обещает также обильный урожай.

Как нельзя праздновать Пасху 2019?

  • Праздник продолжается семь дней – Светлая Седмица. Абсолютно нельзя в это время ругаться, злиться, злословить, обижаться и портить другим радостное настроение. Без помощи Божьей это сделать трудно. Поэтому накануне праздника (лучше всего, в Чистый Четверг) надо исповедаться и причаститься всем верующим людям.
  • Все праздничные дни, а Светлое Христово Воскресение в первую очередь, служат для того, чтобы человек отвлекся от земной суеты, порадовался земной жизни и поблагодарил Бога за этот дар. Поэтому большим грехом считается работать в церковные праздники по хозяйству и по дому. Помощь больным, уход за маленькими детьми, обязанности по службе грехом не считаются.
  • Во дни Пятидесятницы (от Пасхи до Троицы) отменяются коленопреклоненные молитвы. Это постановление Церковного собора подчеркивает исключительный характер этого времени.
  • Во всю пасхальную седмицу в церкви не служат панихид и не поминают мертвых: все живы у Господа. На кладбище ходить в это время тоже не стоит, а тем более крошить на могилках освященную пасхальную еду. Усопших начинают поминать на Радоницу – на девятый день после Воскресения Христова.
  • На Святой Неделе нельзя венчаться. Это праздник духовный, поэтому Церковь не благословляет устраивать во время него свою личную жизнь. И пренебрегать этим запретом не стоит.
  • Нельзя выбрасывать в помойное ведро и на землю остатки освященной еды – их надо сжигать или закапывать в землю.

Что можно приготовить на Пасху 2019?

Пасхальное застолье – самое торжественное из всех праздников. Его главным украшением являются: кулич, творожная пасха, крашеные яйца.

Красное яйцо – символ возрождения жизни, поэтому без него праздник представить невозможно. Покраску яиц производят в четверг. Разноцветные яйца укладываются на зеленую травку из проросших зерен.. Красных яиц должно быть больше, т.к. именно в красный цвет впервые окрасилось яйцо, когда Мария Магдалина поднесла его императору Тиберию в подарок с вестью о Воскресении Христа. «Я поверю в это, если яйцо в твоих руках покраснеет», - ответил император – и оно заалело.

Пасхальный кулич – символ тела Христова, хлеб жизни. Тесто на него ставят вечером с четверга на пятницу. Его нужно долго (не менее часа!) вымешивать, - это требует и времени, и сил, а их в эти дни всегда не хватает. Поэтому хочется предложить проверенный рецепт «Александрийского кулича», он не требует длительного вымешивания, но дает отличный результат.

  • Яйца (5 шт. + 2 желтка) взбиваются с сахаром(0,5 кг); добавляется мягкое сливочное масло (250г) и разведенные в молоке дрожжи (сухие – 25г); молоко берется топленое – 0,5л. Опара (без муки!) перемешивается и играет 10-12 часов в теплом месте.
  • Затем в нее добавляются соль (0,5 ч.л.); изюм (100г) и цукаты (100г.), вымоченные в коньяке; ванильный сахар (15г.), мука (1,5 кг). Вымешивается мягкое тесто (10-15 мин.) руками, смоченными в постном масле. Тесто разложить по формам, смазав маслом только дно, выстоять 1-1,5 часа. Выпекать при t = 180 градусов, покрыть глазурью, украсить посыпкой.

Творожная пасха – символ Голгофы и Гроба Господня. Сегодня это блюдо не так популярно, т.к. для него требуется особая форма: четырехгранная призма с буквами «ХВ» на внутренней стороне.

Самая простая (сырая) пасха готовится последовательным растиранием всех компонентов, причем, только в одну сторону – от этого зависит её вкус. Сначала свежий сухой творог (0,5 кг) тщательно растирается, потом добавляется треть стакана сахара, затем вводится размягченное масло (100г) и в последнюю очередь сметана (150г). Всю массу помещают в форму, застланную марлей, кладут сверху гнет и оставляют на сутки в прохладном месте. После снятия формы и марли, пасху украшают изюмом и цукатами.

Традиционные мясные блюда пасхального стола – холодец (студень), индейка фаршированная (или любая другая птица), баранина (в напоминание о жертвенном агнце), ветчина. Горячие блюда на стол подавать было не принято. Диетологи советуют людям, постившимся длительное время, начинать разговение несколькими глотками хорошего вина, а из мясных блюд выбрать холодец, как наиболее щадящую пищу для желудка. После длительных говений лучше чередовать постную и скоромную пищу маленькими порциями.

Пасха 2019: красивые картинки.

Красивые картинки на Пасху 2017:

Картинки на Пасху 2019

Картинки на Пасху 2019

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Пасха в 2017 году, какого числа? У православных Светлое Христово Воскресение входит в число Великих праздников, согласно православного календаря 2017 16 апреля – дата Пасхи. В этот день все христиане православной веры отмечают самый важный церковный праздник – Пасху. Число церковного праздника меняется каждый год, дата празднования Светлого Христово Воскресения в 2017 году у православных приходится на 16 апреля, но число Пасхи является переходящим и не постоянным.

Праздник установлен церковью в честь Воскресения Иисуса Христа. Как следует из пасхального песнопения, это праздников праздник и торжество из торжеств, требующих от верующих христиан особенной подготовки, поэтому перед Пасхой христиане проходят Великий Пост.

Пасха – это самое важное торжество для верующих, празднование Воскресения Христова продолжается на протяжении сорока дней, ровно столько, сколько пребывал на земле Воскресший Иисус Христос. Протяжённостью чествования этого великого праздника Пасха отличается от остальных и превосходит по значимости другие церковные торжества.

С окончанием Пасхальной недели не заканчивается чествование Воскресения Христова. Словами приветствия «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!» следует приветствовать друг друга на протяжении сорока дней до Вознесения Христова.
Воскресение Христово связано со спасением людей, христианский праздник символизирует торжество духа над плотью, победу жизни над смертью. Пасха – это церковный праздник, но этот день куличами, крашеными яйцами отмечают верующие и аттеисты одни празднуют в церкви, а неверующие дома вкушают традиционные блюда, приготовленные к пасхальной трапезе.

Когда празднуется Пасха

Празднуется христианская Пасха весной, когда пробуждается природа, празднование всегда выпадает на воскресный день. В воскресенье, по дате, установленной в ежегодном церковном календаре, христиане начинают отмечать торжество, но каждый год дата Пасхи меняется.

Дата праздника меняется, но воскресенье считается постоянным днём, в воскресный день Воскрес Христос, приняв мученическую смерть, будучи распятым на кресте. Числа празднования Воскресения Христова в православии и католицизме различаются, отмечают важное событие православные и католики в разное время, но раз в несколько лет число в календаре совпадает.

Православная Пасха 2017 – дата и традиции

Почему Пасха празднуется в разные даты? Какого числа Пасха в 2017 году? Почему меняется число и как определить дату Пасхи? Точную дату сложно определить самостоятельно, число праздника рассчитывается согласно лунному календарю, раньше весеннего равноденствия Пасха не наступает.

В 2017 году православная Пасха отмечается 16 апреля. Праздник имеет многовековые традиции, обряды и приметы, которые для многих христианских семей являются значимыми. Великий праздник со сложившимися традициями предваряется Великим Постом, во время которого рекомендуется поститься, помогать ближним, вести праведную жизнь. Особенно строгая последняя неделя, в строгий Великий Пост, в страстную неделю запрещены многие продукты, последним днём Великого поста считается суббота.

В воскресенье наступает Пасха, православные христосуются, целуют друг друга, поздравляя при этом радостными приветствиями «Христос Воскресе!» и на ответное поздравление произносят «Воистину Воскресе!»

Пасха – праздник жизни и обновления, символы торжественного дня, являющиеся обязательными пасхальными кушаньями, – куличи и крашеные яйца. Яйцо олицетворяет Гроб Господень, красный цвет в который красят яйца, символизирует пролитую кровь распятого за людские грехи Иисуса Христа.

Верующие христиане, соблюдая церковные традиции, красят яйца и пекут куличи в Чистый Четверг, в последнюю неделю перед Великим торжеством. Накануне Пасхи, в субботу освящают куличики, творожные пасхи, крашеные яйца в церкви.

Утром, в воскресный день, после ночного пасхального богослужения в церкви, зажигают свечи в храме, дома у верующих христиан принято разговляться. По традиции семьи накрывают стол с праздничными блюдами, которые были запрещены в Пост, трапезу начинают с яйца, после чего отведывают пасхальный кулич и переходят к остальным праздничным угощениям.

Чего нельзя делать на Пасху

Что можно и чего нельзя делать на Пасху? Праздник Пасха – это светлое, чистое и великое событие, смысл празднования заключается в очищении человеческой души и тела. В это день нельзя заниматься домашними делами: мыть, стирать, убирать жилище.

Навести чистоту в доме можно накануне празднования, обычно хозяйки наводят порядок в домах и квартирах в Чистый Четверг – моют окна, стирают белье, раздают лишние вещи бедным.

На Пасху многие люди поминают усопших, ходят на кладбище, но по церковным канонам делать этого нельзя. Можно и нужно радоваться, в этот день следует проведывать живых родственников и близких, собираться вместе за семейным столом, строить планы на будущее.

Перед торжеством и во время празднования церковь не проводит панихиды по усопшим, в пасхальные дни нельзя венчаться в церкви, креститься. Каждая хозяйка в предпраздничную неделю по традиции выпекает пасхальные куличики, красит яйца, готовит традиционную пасху из творога.

Творожная пасха, рецепт классический

По классическому рецепту творожная пасха готовится без выпечки, блюдо получают путём настаивания творожной массы в формах. Пасхи делают заварные, сырые либо отварные, Царские; классическим пасхальным блюдом принято считать творожную пасху без выпечки, предлагаем классический способ приготовления обязательного пасхального блюда.

Ингредиенты: творог – 1,5 кг; яйца куриные – 8 шт.; сметана или сливки 30% – 500 г; масло сливочное – 300 г; сахар – 600 г; изюм без косточек – 300 г; орехи (любые) – 200 г; ванилин – пакетик.

Как приготовить:

  1. Растереть яйца с сахаром, ванилином и тремя ложками сметаны. Подогреть крем, не доводя до кипения, остудить.
  2. Сухой творог пропустить через мясорубку, добавить остывший крем, перемешать.
  3. Добавить в творог промытый и просушенный изюм, жареные ядра орехов, размягчённое сливочное масло, оставшуюся сметану или сливки. Размешать до однородности.
  4. Чтобы сформировать пасху, понадобится разборная форма из дерева либо пластика. Вместо формы можно купить цветочный горшок с дырочкой на дне.
  5. Внутри формы постелить влажную марлю, чтобы концы свисали наружу, выложить в неё творожную массу, утрамбовать и закрыть сверху концами марли. Под форму подставить тарелку, на которую будет стекать сыворотка.
  6. Сверху пасху нужно придавить грузом и поместить в холодильник на ночь.
  7. После этого десерт вынуть, перевернуть и украсить помадкой и посыпками, и можно класть в пасхальную корзинку и идти в церковь святить.

Как красить яйца на Пасху в луковой шелухе

Пасхальное яйцо раскрашивается различными цветами, но традиционными были и остаются пасхальные яйца, крашеные в луковой шелухе, имеющие красный цвет, как напоминание людям о пролитой крови Всевышнего.

Красят яйца натуральными красителями, хозяйки покупают целые наборы для окраски яиц, но самый стойкий, нестирающийся красный цвет получают путём окрашивания в луковой шелухе. Правила окраски шелухой просты, но как красить яйца на Пасху, чтобы один из основных символов праздника получился красивым, знают не все хозяйки.

Перед окрашиванием яйца необходимо вынуть из холодильника, проверить наличие трещин на скорлупе. Треснутые следует отложить, их можно использовать впоследствии при приготовлении теста, а целые с крепкой скорлупой промыть, чтобы краска на них легла однороднее.

Луковую шелуху промыть, залить горячей водой – количество воды и кожуры берётся произвольное, но с таким расчётом, чтобы яйца во время окрашивания находились полностью в воде, не были видны из-под шелухи. Прокипятить кожуру в кастрюле на слабом огне в течение 5 минут, отвар остудить. Поместить яйца в кастрюлю в один ряд, расположив их под листьями.

Красить яйца в луковой шелухе нужно 10 минут с момента закипания, при слабом кипении воды в кастрюле. После этого красные яйца по одному вынимают, перекладывают в холодную воду на несколько минут, остужают. Остывшие крашеные яйца вытирают насухо и смазывают растительным маслом, чтобы красная краска на яичках блестела.

16 апреля 2017 года все православные христиане будут праздновать Светлое Христово Воскресение. Поздравляем всех читателей с праздником, желаем мира и благополучия. Христос Воскресе!

Пасха (Светлое Христово Воскресение) - величайший праздник Православия .
Праздник всех праздников. Торжество всех торжеств.
Вожделенный и спасительный праздник Пасхи - день великой радости.

В этот воскресный день православные христиане торжествуют избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства.
Крестной Христовой смертью совершено искупление людское, Воскресением Иисуса дарована нам вечная жизнь.
Пасхальные обычаи все больше укореняются в жизни общества. Это не только Крестный ход под пасхальный колокольный звон, освящение пасох и куличей, Христосование (поздравление друг друга с праздником, тройное целование и «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе», обмен крашеными яйцами»).


Как рассчитать дату Пасхи

Дата Православной Пасхи определяется по церковному Юлианскому календарю с учетом расчетного лунного календаря и семидневной недели.
Время Пасхи регулируется церковными каноническими правилами: Пасха празднуется в Воскресенье, следующее за первым весенним Полнолунием, при этом запрещено сопраздновать Пасху с иудеями .
В соответствии с этими правилами и, полагая точность девятнадцатилетнего «метонова» цикла повторяемости лунных фаз в юлианском календаре, были составлены Пасхальные таблицы (Пасхалии), по которым определяют время празднования Пасхи. Даты Пасхи циклически повторяются каждые 532 года (Великий Индиктион).
В соответствии с каноническими правилами Православная Пасха всегда будет в воскресный день в период с 4 апреля по 8 мая (22 марта по 25 апреля по старому стилю) .

Если не указано иное, даты указываются по новому стилю

Страстная неделя в 2019 году

Вход Господень в Иерусалим предшествует Страстной седмице. В 2019 году Вербное Воскресенье будет 21 апреля.
Страстная неделя (Великая седмица) - последняя неделя Великого Поста перед Пасхой.
Великий Понедельник - первый день Страстной седмицы. В 2019 году - это 22 апреля.
Великий Вторник – 23 апреля.
Великая Среда – 24 апреля.
Чистый четверг (Великий Четверг) – 25 апреля.
Страстная Пятница (Великая Пятница) – 26 апреля 2019 года.
Схождение благодатного огня в Иерусалиме (Великая Суббота) – 27 апреля.
Светлое Христово Воскресение (Праздник Пасхи) – 28 апреля . Завершается Великий Пост.

Какого числа Пасха в России в 2019 году

В 2019 году Православная Пасха (Светлое Христово Воскресение) отмечается 28 апреля .
.

Православная Пасха по старому стилю в 2019 году

15 апреля - дата Православной Пасхи 2019 года по старому стилю (15 апреля от Адама 7527 лета) .

Какого числа в 2019 году Католическая Пасха

Католическая Пасха празднуется 21 апреля 2019 года .
В 2019 году Католическая Пасха будет неделю раньше Православной Пасхи.
Отметим, что Католическая Пасха всегда раньше Пасхи Православной, за исключением случаев, когда даты Пасхи обоих христианских религий совпадают.

Какого числа Красная Горка в 2019 году

В понедельник после Пасхи начинается Светлая неделя (Пасхальная неделя).
В воскресенье Пасхальной недели празднуется Красная горка (в первое воскресенье после Пасхи).
В 2019 году Красная Горка будет в воскресенье 5 мая.
В это воскресенье после недель Великого Поста и Пасхальной недели возобновляется благословение брака.
Во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи) - всецерковный день поминовения усопших (Радоница).
В 2019 году Радоница будет 7 мая .

Какого числа в 2019 году Троица

На сороковой день по Пасхе отмечается Вознесение Господне.
В 2019 году Вознесение будет четверг 6 июня .
В седьмое воскресенье после Пасхи (на пятидесятый день по Пасхе) празднуется Пятидесятница (Троица).
В 2019 году День Святой Троицы будет 16 июня
.
Троицкая суббота (Вселенская Родительская суббота) в 2019 году – 15 июня.
Далее следует Троицкая (русальная) неделя.
В понедельник 17 июня 2019 года – День Святого Духа (Духов день).
Вторник 18 июня 2019 года - День воды (Проводы весны, изгнание русалки, Кострома).
В воскресение празднуется День Всех Святых (Неделя Всех Святых). В 2019 году – это будет 23 июня. Также этот день, предшествующий Петрову Посту, называется Петровским заговеньем.