Необычные растения        06.06.2019   

Православный календарь распечатать

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2017 году он длится 30 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Православный календарь на 2017 год станет лучшим ориентиром среди важных религиозных дат и событий. Ведь первоочередной моральной обязанностью каждого человека, отличающегося глубиной веры, считается соблюдение каждого обряда, таинства и обычая церкви.

Церковный календарь – 2017: многообразие религиозных праздников

Среди церковных праздников, отображенных на страницах православного календаря – 2017, традиционно можно выделить две группы торжеств: Господних и Богородичных. Первая категория связана с личностью Иисуса Христа, его жизнью и деятельностью. Вторая имеет прямое отношение к образу Девы Марии.

К наиболее знаменательным религиозным событиям, отмечаемым с наибольшей радостью и возвышенностью, православное сообщество причисляет день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Именно число и месяц этого Великого торжества, из года в год меняющиеся, становятся отправной точкой для определения многих других важных церковных дат. Поскольку не все известные нам религиозные торжества припадают ежегодно на одну, несменную дату, православная церковь разделяет их на две категории – непереходящих праздников и переходящих торжеств.

Церковный календарь – 2017 на своих страницах объединяет множество знаменательных дат, каждая среди которых относится к одной из групп:

  • праздники, которые принято считать Великими;
  • праздники Двунадесятые;
  • праздники Недвунадесятые;
  • посты православные;
  • сплошные седмицы;
  • дни, предназначенные для особого поминовения усопших.

Поэтому имея под рукой бумажный вариант календаря или доступ к его электронной версии, каждый человек сможет узнать, есть ли, и если да – то какой сегодня праздник по церковному календарю 2017 года.

Православный календарь на 2017 год: Великие, Двунадесятые и Недвунадесятые торжества

Это категория торжеств, к которым у церкви и всего православного сообщества сформировалось особое отношение. Проявляется оно в виде более пышных и величественных богослужений, с помощью которых и служители, и прихожане выражают ценность и роль этих дат в жизни человека. Исторически сложилось, что издавна к самым светлым и радостным религиозным праздникам православный мир причисляет Воскресение Иисуса Христа, который искупил своей мученической смертью все человеческие грехи. В благодарность за заступничество и с искренним счастьем и радостью от вести про воскрешение православные наделяют этот день особым таинством и значимостью. Дата, в которую отмечают Пасху, не постоянна. Ее определяют с помощью лунно-солнечного календаря в промежутке между первыми числами апреля и началом мая.

Остальной же перечень Великих дат попадает в одну из двух категорий – Двунадесятых и Недвунадесятых праздников. Двунадесятые церковные торжества объединяют двенадцать событий из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, важных для православного сообщества. Среди них выделяют девять непереходящих (неподвижных) дат. Такими церковные праздники в 2017 году календарь называет дни:

  • Рождества Христова;
  • Крещения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • Преображения Господня;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Воздвижения Креста Господня;
  • Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Входа Господня в Иерусалим;
  • Вознесения Господня;
  • Святой Троицы. Пятидесятницы.

Недвунадесятые праздники посвящены:

  • Обрезанию Господню;
  • Рождеству Иоанна Предтечи;
  • Святым апостолам Петру и Павлу;
  • Усекновению главы Иоанна Предтечи;
  • Покрове Пресвятой Богородицы.

Чтобы не запутаться в многообразии дат, можно всегда воспользоваться помощью календаря и узнать, какой завтра праздник по церковному календарю 2017 года.

Православный календарь – 2017: посты, сплошные седмицы и дни поминовения усопших

Постом принято называть особенную разновидность человеческого аскетизма (в данном случае – религиозного), при помощи которого успокаивается и тело, и душа. Применяется верующими как способ заслужить спасение и прощение грехов. Каждый пост – это добровольное ограничение себя в пище, разного рода забавах, удовольствиях и развлечениях. Это глубокий процесс, который подразумевает борьбу с агрессией и злом, усмирение страстей и похоти, отказ от нарушения клятв и заповедей Божиих, контроль своих мыслей, эмоций и желаний. Это способ духовного очищения, перенесения внимания с внешних мира и материальных благ на внутренний микрокосм человека, его богатство и чистоту.

Православный календарь повествует верующим людям о четырех многодневных постах:

  • Великом – наиболее продолжительном и ключевом. Это предпасхальный пост, на протяжении которого у каждого есть шанс подготовиться к самому важному празднику в году, очиститься телесно и духовно;
  • Петровом (Апостольском) – припадающем на летнее время года. Продолжительность поста зависит от даты Пасхи;
  • Успенском – наиболее коротком двухнедельном посту, посвященном Святой Деве Марии;
  • Рождественском (Филипповском) – сорокадневном посту перед Рождеством Христовым.

Однодневные же посты по календарю – это дни:

  • Крещенского сочельника;
  • Усекновения главы Иоанна Предтечи;
  • Воздвижения Креста Господня.

Православные традиции также предусматривают необходимость придерживаться поста каждую среду и пятницу.

Сплошными же седмицами верующие называют отдельные недели, на протяжении которых можно нарушать пост по средам и пятницам. Согласно календарю, церковь выделяет пять известных сплошных седмиц: Святки, Сырную (но мясо употреблять не разрешается), Троицкую, Пасхальную, Мытаря и Фарисея.

Днями особого поминовения усопших принято в православной церкви именовать даты, которые предоставляют верующим людям возможность по традиции, ведущейся из глубины веков, посещать могилы близких, родственников, усопших знакомых, чтить их память, и непременно читать молитвы об их душах на небесах. По православному обычаю, это принято делать в субботы: Вселенскую родительскую, вторую-четвертую на протяжении Великого поста, Дмитриевскую, Троицкую, а также во время Радоницы и в день Поминовения воинов, усопших на полях битвы.

Православный календарь – верный помощник каждого верующего человека, желающего не пропустить ни одного из важных церковных событий. Благодаря ему всегда можно узнать, какие грядут церковные праздники в марте 2017 года, июне, августе или любом другом месяце, вовремя посетить церковь и окунуться в таинство торжественного богослужения.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2017 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

18.02.2017 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
11.03.2017 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
18.03.2017 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
25.03.2017 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
25.04.2017 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05.2017 - Поминовение усопших воинов
03.06.2017 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
28.10.2017 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2017 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

18.02.2017 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
11.03.2017 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
18.03.2017 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
25.03.2017 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
25.04.2017 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05.2017 - Поминовение усопших воинов
03.06.2017 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
28.10.2017 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Большая часть православного календарного года составляют постные дни, поэтому для большенства верующих, пост - неотъемлемая часть их жизни. Ниже вы можете скачать Православный календарь постов на каждый день 2017 года, и найти рекомендации и советы о том как правильно проводить постование.



Христианство исходило из того и до сих пор полагает, что произошло нарушение в человеческой природе, а именно гармония между началом духовным и телесным, так как плоть хочет и стремится возвыситься (возобладать) над духом. Поэтому церковнослужители рекомендуют соблюдать посты с целью возвышения в людях духовно-нравственных начал над чувственно-физическими стремлениями. Это важный период времени, когда не только душа, но и тело верующего человека способны подчиняться духу, а значит соответственно и Богу, так как во время любого поста происходит укрепление веры и очищение души.

Пост полезен не только для души, но и для тела, так как в обычной пище в начале весны нашему организму не хватает растительных белков, микроэлементов и витаминов. И вот, переключаясь на растительную пищу, мы тем самым восполняем этот дефицит, а также попутно выводим шлаки, токсины, ненужные жировые отложения. В результате с очищением происходит одновременно и омолаживание организма, а это в свою очередь профилактика суставов, печени, а также атеросклероза. Попутно православный освобождается от грехов и основных пороков, таких как гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, похоть, лень и алчность.

На всё постование, по церковным строгим правилам, приходится примерно более половины дней в году, когда не рекомендуется употреблять продукты мясные и молочные, яйца, а рыбу можно только по праздникам. Это не значит, что нужно отказаться от пищи и долго голодать, а можно просто сделать привычную пищу постной и вдоволь отведать даров матушки-природы. Пост – прекрасная возможность порадовать себя вкусными и очень полезными для здоровья продуктами.

Какие продукты нужно потреблять во вовремя поста

  • Есть больше овощей и фруктов, так как они богаты клетчаткой и поэтому в желудке будут быстрее перевариваться. Дневной свой рацион можно увеличить на одну порцию.
  • Супы, например, щи, должны быть наваристыми и густыми, для этого в них при варке можно добавить фасоль, которая по содержанию в ней белка практически не уступает мясу.
  • Вторые блюда готовим преимущественно из круп, сваренных на воде или фруктовых сиропах. Рис хорошо сочетается с овощной подливкой, гречка – с томатным соусом, пшено и манка – с фруктами и сладкими овощами, в виде гарнира.
  • Можно использовать макароны, которые не были бы замешены на яйцах.
  • Готовим разнообразные соусы, например, можно обжарить овощи в соевом соусе или кетчупе, а белый соус приготовим из картофельного пюре с добавлением лимонного сока.
  • На десерт готовьте как можно больше фруктовых муссов, желе, различных напитков в виде морсов, целебных настоев, компотов, сбитней и всевозможных квасов, которые способны надолго зарядить вас энергией, придать бодрости и защитить от авитаминоза.

Какие же бывают посты

Однодневные посты

  1. Каждую среду и пятницу (еженедельно) запрещается вкушать рыбу, но разрешается использовать постное масло.
  2. Крещенский сочельник - 18 января
  3. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
  4. Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

Многодневные посты

  1. Рождественский - холодный (отмечают с 28 ноября и, включительно, по 6 января) , который предшествует радостную встречу с Христом, а также великому празднику Рождества, и более лоялен по строгости постования. По нечётным дням недели разрешается использовать пищу растительную, но без масла, по чётным – уже с маслом растительным, а вот по субботам и воскресеньям, вплоть до 2 января, и по большим праздникам, которые случаются в этот период, добавляется и рыба. Самым строгим днём является Рождественский сочельник, так как в этот день воздерживаются от питья и еды до первой звезды (Вифлеемской), которая вспыхнула в час появления Христа Спасителя на нашей Земле. Считается, что когда придёт Рождество, то душа ваша воссияет во всей своей чистоте.
  2. Великий – основной и наиболее строгий (переходящий – он начинается за 49 дней до православной величайшей Пасхи). В 2017 году - с 27 февраля по 15 апреля . Самой строгой неделей является последняя (Страстная седмица), когда вспоминают неимоверные страдания Иисуса Христа, его смерть на кресте и погребение. Это время для сухоядения (хлеб, овощи, сырые фрукты, вода) и молитв, ведь пост без покаяния и молитвы просто превращается в диету. Поэтому чаще бывайте в церкви, простите обидевших вас, помогите ближнему своему, окажите людям, попавшим в беду, посильную помощь, постарайтесь сделать что-нибудь доброе.
    По православному уставу в эти дни запрещены: мясо, молоко, яйца и рыба, а с понедельника по пятницу нельзя использовать масло постное. Рыбу полагается вкушать только седьмого числа в апреле (Благовещение Пресвятой Богородицы), шестого воскресенья постования (празднования Вербного воскресения), а в субботу этой же седмицы (день воскрешения праведного святого Лазаря) – икра рыбная. В Чистый Понедельник (начало, первый день, постования) и Великий Пяток (предпоследний) советуется полнейшее воздержание от еды.
  3. Петров (Апостольский) – голодный (переходящий, начинается на 58 день после Пасхи). В 2017 году Апостольский пост - с 12 июня по 11 июля . Соблюдают его в честь первоверховного апостола Петра, казнённого по приказу Нерона (римского императора) за проповедь христианства.
    Самыми используемыми продуктами в это время является любая зелень. Ведь как приятно отведать в такие дни постные щи, холодную окрошку, ботвинью или зелёные приправы. Этот пост помимо всего прочего целесообразен и с точки зрения медицины, так как по времени совпадает с наиболее жарким периодом года. Исключив из своего рациона такие продукты, которые наиболее плохо усваиваются вашим организмом, вы приносите ему только пользу.
  4. Успенский – лакомка (с 14 по 27 августа) . Он предваряет праздник Божией Матери (Успения Пресвятой Богородицы), отмечающий окончание её земной жизни и представление к небесной. По строгости воздержания он соответствует Великому посту. В пищу можно использовать только продукты растительного происхождения, но без добавления постного масла, которое разрешено лишь по субботам и воскресеньям. В то же время Успенский является самым лёгким и приятным, так как в пищу можно добавлять новый урожай овощей и фруктов.

Если вы всё же впервые решились поститься, то поговорите предварительно со священником и врачом, их советы для вас будут не лишними и, конечно, полезными. Помните, что пост приносит пользу только в том случае, если он не приводит к сильному истощению и ослаблению организма, поэтому к соблюдению поста надо приходить постепенно с реальным расчётом своих сил и возможностей.

И ещё один совет: в еде соблюдайте умеренность и дайте организму постепенно привыкать к жирной, тяжёлой и мясной пище. И тогда у вас не возникнут проблемы со здоровьем после длительного поста.