Дарим цветы        03.03.2020   

Презентация психолого физиологические особенности детей старшей группы. Возрастные особенности дошкольников. Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Представьте себе, что вы пытаетесь спасти слепого человека из горящего здания, пробираясь шаг за шагом через жгучее пламя и дым. Теперь представьте, что вы тоже слепы. Джим Шерман (Jim Sherman) слепой от рождения, он услышал крики о помощи своей 85-летней соседки, когда она оказалась в ловушке в своем горящем доме. Он нашел дорогу, двигаясь вдоль забора. Как только он добрался до дома женщины, ему каким-то образом удалось пробраться внутрь и найти свою соседку Энни Смит (Annie Smith), тоже слепую. Шерман вытащил Смит из пожара и отвел в безопасное место.

Инструкторы по парашютному спорту пожертвовали всем, чтобы спасти своих студентов

Немногие люди выживут после падения с нескольких сотен метров. Но две женщины смогли благодаря самоотверженности двух мужчин. Первый отдал свою жизнь, чтобы спасти человека, которого он видел первый раз в своей жизни.

Инструктор по прыжкам с парашютом Роберт Кук (Robert Cook) и его ученица Кимберли Диэр (Kimberley Dear) должны были совершить первый прыжок, когда сломался двигатель самолета. Кук сказал девушке сесть ему на колени и связал их ремни вместе. Когда самолет рухнул на землю, тело Кука приняло на себя основной удар, в результате чего мужчина погиб, а Кимберли осталась жива.

Другой инструктор по прыжкам с парашютом Дэйв Хартсток (Dave Hartstock) также уберег свою ученицу от удара. Это был первый прыжок Ширли Дигерт (Shirley Dygert), она прыгала вместе с инструктором. Парашют Дигерт не раскрылся. Во время падения Хартсток сумел оказаться под девушкой, смягчив удар об землю. Дэйв Хартсток повредил позвоночник, травма парализовала его тело от самой шеи, но оба выжили.

Простой смертный Джо Роллино (Joe Rollino, на фото выше) в течение своей 104-летней жизни совершал невероятные, нечеловеческие поступки. Хотя он весил всего около 68 кг, в расцвете сил он мог поднять 288 кг пальцами и 1450 кг с помощью спины, за что несколько раз выигрывал различные соревнования. Тем не менее, не звание «Самый сильный человек в мире» сделало его героем .

Во время Второй мировой войны Роллино нес службу в Тихом океане и получил бронзовую и серебряную звезды за храбрость при исполнении служебных обязанностей, а также три пурпурных сердца за боевые ранения, из-за которых он провел в больнице общей сложностью 2 года. Он унес с поля боя 4 своих товарищей, по два в каждой руке , при этом еще и вернулся в пекло боя за остальными.

Отцовская любовь может вдохновить на сверхчеловеческие подвиги, и это доказали два отца на разных концах света.

Во Флориде Джоэф Уэлч (Joesph Welch) пришел на помощь к своему шестилетнему сыну, когда аллигатор схватил мальчика за руку. Забыв о собственной безопасности Уэлч ударил аллигатора, пытаясь заставить его открыть пасть. Затем подоспел прохожий и начал бить аллигатора в живот, пока зверь наконец не отпустил мальчика.

В Мутоко, Зимбабве, другой отец спас своего сына от крокодила, когда тот напал на него в реке. Отец Тафадзва Качер (Tafadzwa Kacher) начал тыкать тростником в глаза и рот животного, пока его сын не убежал. Тогда крокодил нацелился на мужчину. Тафадзве пришлось выколоть животному глаза. В результате нападения мальчик потерял ногу, но он сможет рассказать о сверхчеловеческой храбрости своего отца.

Две обычные женщины подняли автомобили, чтобы спасти близких

Не только мужчины способны на проявление сверхчеловеческих способностей в критических ситуациях. Дочь и мать показали, что женщины тоже могут быть героями, особенно, когда любимый человек находится в опасности.

В Вирджинии 22-летняя девушка спасла своего отца, когда из-под BMW, под которым он работал, соскользнул домкрат, и машина упала мужчине на грудь. Времени ждать помощи не было, молодая женщина подняла машину и передвинула ее, затем сделала своему отцу искусственное дыхание.

В штате Джорджия домкрат также соскользнул, и 1350-киллограммовый Шевроле Impala упал на молодого человека. Без посторонней помощи его мать Анджела Кавалло (Angela Cavallo) подняла машину и держала ее в течение пяти минут, пока соседи не вытащили ее сына.

Сверхчеловеческие способности - это не только сила и мужество, это также способность быстро думать и действовать в чрезвычайной ситуации.

В Нью-Мексико у водителя школьного автобуса случился припадок, в результате чего дети оказались в опасности. Девочка, ожидавшая автобус, заметила, что с водителем что-то случилось и позвала маму. Женщина Ронда Карлсен (Rhonda Carlsen) сразу приняла меры. Она бежала рядом с автобусом и с помощью жестов попросила одного из детей открыть дверь. После этого она впрыгнула внутрь , схватила руль и остановила автобус. Благодаря ее быстрой реакции никто из школьников не пострадал, не говоря уже о проходящих мимо людях.

Грузовик с прицепом ехал по краю скалы в глухую ночь. Кабина большого грузовика остановилась прямо над обрывом, в ней находился водитель. На помощь пришел молодой человек, он разбил окно и голыми руками вытащил мужчину.

Это произошло в Новой Зеландии в ущелье Вайоека 5 октября 2008 года. Героем стал 18-летний Питер Ханне (Peter Hanne), он был дома, когда услышал грохот. Не думая о собственной безопасности, он забрался на балансирующий автомобиль, прыгнул в узкую щель между кабиной и прицепом, и разбил заднее стекло. Он осторожно помог раненому водителю выбраться, в то время как грузовик шатался под его ногами.

В 2011 году за этот героический поступок Ханне был награжден медалью Новой Зеландии за храбрость.

Война полна героев, которые рискуют своей жизнью, спасая однополчан. В фильме «Форрест Гамп» мы видели, как вымышленный персонаж спас нескольких своих сослуживцев, даже после того, как его ранили. В реальной жизни можно встретить сюжет и покруче.

Вот, например, история Роберта Ингрэма (Robert Ingram), получившего медаль почета. В 1966 году во время осады со стороны противника Ингрэм продолжал сражаться и спасать своих товарищей даже после того, как его трижды ранили : в голову (в результате он частично потерял зрение и оглох на одно ухо), в руку и в левое колено. Несмотря на ранения он продолжал убивать северовьетнамских солдат, атаковавших его отряд.

Аквамен просто ничто по сравнению с Шаваршем Карапетяном (Shavarsh Karapetyan), который спас 20 человек из тонущего автобуса в 1976 году.

Чемпион Армении по скоростному плаванию совершал пробежку со своим братом, когда автобус с 92 пассажирами съехал с дороги и упал в воду в 24 м от берега. Карапетян нырнул, ногами выбил окно и начал вытаскивать людей, находившихся к тому времени в холодной воде на глубине в 10 м. Говорят, что на каждого спасенного им человека уходило секунд 30, он спасал одного за другим пока не потерял сознание в холодной и темной воде. В результате выжило 20 человек.

Но подвиги Карапетяна на этом не закончились. Восемь лет спустя он спас нескольких людей из горящего здания, получив при этом сильные ожоги. Карапетян получил орден Знак Почета СССР и еще несколько наград за спасение под водой. Но сам он утверждал, что вовсе не герой, он просто сделал то, что должен был.

Мужчина поднял вертолет, чтобы спасти своего коллегу

Площадка телешоу превратилась в место трагедии , когда вертолет из популярного сериала Magnum PI врезался в дренажную канаву в 1988 году.

Во время посадки вертолет внезапно накренился, вышел из-под контроля и упал на землю, при этом все было снято на пленку. Один из пилотов Стив Какс (Steve Kux) оказался зажатым под вертолетом на мелководье. И тут Уоррен «Крошка» Эверал (Warren “Tiny” Everal) подбежал и поднял вертолет с Какса. Это был Hughes 500D, который пустой весит, по крайней мере, 703 кг. Быстрая реакция Эверала и его сверхчеловеческая сила спасли Какса от вертолета, прижавшего его в воде. Несмотря на то, что пилот повредил себе левую руку, он избежал смерти благодаря местному гавайскому герою.

2 Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. Возраст - это специфическое сочетание психологии и поведения индивида. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется. В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень развития.


3 Ведущий вид деятельности - это такая деятельность, в которой происходит главнейшие изменения в развитии ребенка на определенном возрастном этапе. При переходе в новый возрастной период предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Например, игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, но играют и школьники, и взрослые.


4 Младший школьный возраст. 6-7 – лет Этот возрастной период называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.


5 Ведущий вид деятельности ребенка младшего школьного возраста – учебная деятельность. Кризис 7 лет – резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом организма. Кризис совпадает с поступление в школу – освоением новой социальной роли – роли ученика.


6 Интерес – движущая сила развития младшего школьника. Этот возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии ребенка. Чем больше позитивных приобретений будет у ребенка в этот период, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.




8 К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов: «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности - и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность - и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверх общительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность - и, наконец, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитывает свое время и сделает дело. «Не навреди». Это девиз для меланхоликов, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию - и, конечно, минусы: замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.






11 В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как дитя на подросте – лет. На современном этапе границы подросткового возраста примерно от лет до лет.




13 Нарушения эмоционального плана у девочек выражены сильнее, чем у мальчиков. У детей можно наблюдать: Возрастает обидчивость (внезапная плаксивость) Непрерывно меняется настроение Чаще становятся шумными Многие действия сопровождаются ненужными движениями У девочек У мальчиков








17 Наиболее существенные новообразования личности (приобретения возраста) Чувство «взрослости»; Стремление к самостоятельности; Критичность мышления; Сознательная регуляция своих поступков; Рефлексия, самосознание; Развитие самооценки, волевых качеств личности; Потребность в общении; Умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.




19 Подростки стремятся походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, приобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ! а ответственность позже! Именно по этой причине чаще всего возникают проблемы у подростков в общении со взрослыми. Помните – все мы, взрослые, когда – то были подростками


Как помочь «трудному» ребенку 4 основные причины нарушений поведения детей Чувства взрослых Что же делать? Борьба за внимание Раздражение Найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания. Борьба за самоутверждение Гнев Следует уменьшить контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Желание отомстить Обида Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить вам обиду? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить. Потеря веры в собственный успех Чувство безнадежности, а порой и отчаяние Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть. Хочешь изменить своего ребенка – ИЗМЕНИСЬ САМ!


21 Юношеский возраст лет Выбор профессии – центр ситуации развития. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Активность детей направлена на познание мира профессий и поиск себя в этом мире.


22 Новообразования возраста Готовность к личностному и профессиональному самоопределению; Формирование мировоззрения; Самостоятельность суждений; Повышение требований к моральному облику человека; Формирование идеалов; Стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.


23 Как понять ребенка любого возраста? «Шпаргалка для взрослых» Необходимо само желание понять ребенка, мотивы его поступков. Уметь идентифицировать себя с другим человеком. Уметь ставить себя на место ребенка и оценивать ситуацию с его позиции. Иметь психологические знания о чертах темперамента, характера, особенностях возраста. Уметь не только вербально (словесно) общаться, но и уметь интерпретировать невербальные сигналы ребенка (жесты, поза, мимика и т.п.). Учиться не только слушать, но и слышать. Видеть положительные качества в ребенке. Опираться в воспитании именно на достоинства ребенка.


24 «Сто слов, которые следует употреблять в общении с детьми» «Шпаргалка для взрослых» Прекрасно. Молодец. Умница. Я горжусь тобой. Ты хорошо постарался. Великолепно. Умно. Великое открытие. Огромный успех. Я восхищаюсь тобой. Ты хороший друг. Выдающаяся работа. Ты делаешь хорошие успехи. Ты быстро продвигаешься вперед. Я уважаю тебя. Ты очень ответственный человек. Ты уникален. Я верю в тебя. Ты сделал меня счастливой. Отлично. Феноменально. Огромное достижение. Сенсационно. Ты победитель. Мы на верном пути. Изумительно. Поразительно. Я знала, что ты сможешь это сделать. Я люблю тебя. Ты добился большого успеха. Выдающаяся работа. Как хорошо. Как умно. Ты - само совершенство. Какой ты внимательный. Твоя аккуратность фантастична. Ты моя радость. Я счастлива. Я не видела ничего подобного. Помните! Добрая улыбка стоит 1000 слов!


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Громко хвастается Тая:
- Я теперь совсем большая!.
И, обняв подружку Асю,
Посмотрела на ребят:
- Я заканчиваю ясли -
Поступаю в детский сад!
И. Демьянов

Структура занятия

СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
1. Теоретическая часть (раннее детство и
дошкольный возраст)
- Психическое развитие:
когнитивные процессы (память, внимание, мышление,
воображение, восприятие)
- Личностное развитие: самосознание и самооценка,
эмоционально-волевая сфера
- Игра как ведущий вид деятельности
- Компоненты психологической готовности ребенка к
школе
2. Практическая часть
- Анализ жизненных ситуаций

Психическое развитие дошкольника

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают
опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими
психическими функциями
Сенсорно - перцептивная сфера
совершенствуются ощущения, восприятия, наглядные представления
происходит овладение общественным сенсорным опытом при переходе от
раннего детства (система сенсорных эталонов)
на основании опыта детей складываются некоторые пространственные
представления
представления о предметах и явлениях окружающей действительности
становятся все более устойчивыми, осознанными
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов.
Дошкольник может различать основные цвета спектра и их оттенки как
по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому
тону (например, зеленый и бирюзовый); ребенок успешно различает как
основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так
и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от
шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.

Внимание
В старшем дошкольном возрасте проявляется
способность к произвольному сосредоточению
внимания (особенно при регулировании речью):
к 5 годам появляется действие по правилу,
к 6 годам внимание становится более устойчивым и
произвольным.
Дети могут заниматься не очень привлекательным, но
нужным делом в течение 20-25 минут вместе со
взрослым, к концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей.

Память
носит непроизвольный характер (в младшем
дошкольном возрасте дети сохраняют и воспроизводят
только ту информацию, которая остается в их памяти
без всяких внутренних усилий)
объем памяти к 6 годам изменяется не существенно,
улучшается ее устойчивость.
начинает складываться произвольное, преднамеренное
запоминание и припоминание (старший дошкольный
возраст: дети могут самостоятельно ставить перед
собой задачу что-либо запомнить, используя при этом
простейший механический способ запоминания –
повторение, они делают это либо шепотом, либо про
себя.)

Мышление
мышление 3-летнего ребенка является нагляднодейственным
мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных
образов
в 6-7 лет идет формирование наглядно-образного
мышления: решение ряда задач осуществляется посредством
оперирования образами, без выполнения практических действий.
дошкольники классифицируют изображения предметов
также по существенным, непосредственно не наблюдаемым
признакам.
первая исходная форма теоретического мышления, переход
от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам
словесно логического мышления
ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане
(эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей
позиции, со своей точки зрения)

Речь
расширение словаря и развитие грамматического строя
речи: словарь ребенка 3-4 лет состоит, в основном, из слов,
обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему
людей, у детей 4-5 лет появляются слова и выражения,
отражающие нравственные представления: слова
участия, сочувствия, сострадания. В 6-7 лет увеличивается
словарный запас: дети точно используют слова для
передачи своих мыслей, представлений, впечатлений,
эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.
дети правильно произносят и хорошо различают фонемы
(звуки) и слова.
убывание эгоцентризма детской речи (эгоцентрическая речь
– разговор вслух с самим собой без попытки передать
информацию кому-либо)
развитие функций речи, появление к 7 годам речирассуждения (монолога).

Воображение
происходит переход от репродуктивного к творческому
и преобразующему:
в возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное
воображение;
воображением детей 5-6 лет начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя её;
воображение детей 6-7 лет становится, с одной
стороны, богаче и оригинальнее, а с другой -
более логичным и последовательным.
остается в основном непроизвольным, действия
воображения - создание и воплощение замысла -
начинают складываться в игре.
аффективное воображение выполняет функцию защиты
Я

Моторика дошкольников
Более совершенной становится крупная моторика у
детей 5-6 лет.: ребенок способен к освоению сложных
движений
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в
более высокой степени самостоятельности ребенка при
самообслуживании: дети практически не нуждаются в
помощи взрослого, когда одеваются и обуваются
В силу накопленного двигательного опыта и достаточно
развитых физических качеств дошкольник часто
переоценивает свои возможности, совершает
необдуманные физические действия.

Личностное развитие

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Дошкольное детство - прежде всего период первоначального
фактического складывания личности, период развития
личностных механизмов поведения.
Мотивационно - потребностная сфера
мотивы имеют характер неосознанных, аффективно
окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией
(младший дошкольный возраст)
мотивы приобретают характер обобщенных намерений о
том, «как надо (не надо) себя вести», начинают
осознаваться (старший дошкольный возраст)
осуществляется система мотивов, выстраивается их
иерархия

2. Нравственная сфера
включает три взаимосвязанных сферы: становление нравственного
сознания, формирование нравственного поведения, нравственных
переживаний и чувств.
возникают первичные этические инстанции - происходит усвоение
этических норм.
складываются первоначальные моральные суждения и оценки,
следуют нормам морали. Дети хорошо выделяют несоответствие
нормам и правилам не только поведение другого, но и своего
собственного и эмоционально его переживают, что повышает их
возможности регулировать поведение.
в основе произвольной регуляции поведения детей 6-7 лет лежат
усвоенные (или заданные извне) правила и нормы
наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев): если
раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с
удовольствием выслушивал похвалу или получал угощение, то
теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает,
конфета становится «горькой».

3. Воля
становление этапов волевого действия,
включающего три взаимосвязанных направления:
развитие целенаправленности действия,
установление отношения цели действия к мотиву,
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий
поведение начинает подчиняться отдаленным
социальным мотивам и поступкам
ориентирующему образцу

4. Самосознание и самооценка (оценка собственных умений выполнять
практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в
подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной
группе)
к 4-5 годам у детей имеется дифференцированное представление о
собственной гендерной принадлежности, ее аргументация по ряду
признаков
появляется осознание себя во времени, личное сознание. Ребенок 6-7 лет
осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и
поведения: они могут совершать позитивный нравственный выбор не только
в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут
самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то
приятного в пользу близкого человека)
возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника
оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя: к концу
дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная
самооценка, самокритичность
дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые психические процессы
развивается способность мотивировать самооценку

5.Эмоциональное развитие дошкольника
(связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и
потребностей)
интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные
чувства
дети осваивают высшие формы экспрессии - выражение чувств с
помощью интонации, мимики, пантомимики. Если ребенок уверен в
своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то
испытывает зависть.
ребенок осваивает социальные формы выражения чувств (возникают
новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха,
сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего
выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой
работы)
изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется
эмоциональное предвосхищение
чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными,
произвольными, вне ситуативными
формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные,
эстетические (развитие интеллектуальных чувств в дошкольном
возрасте связано со становлением познавательной деятельности,
эстетических чувств - со становлением собственной художественнотворческой деятельности детей и художественного восприятия)

Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста
В игре формируются универсальные генетические
предпосылки учебной деятельности;
Игра способствует произвольному и волевому развитию
ребенка. Игра требует от ребенка самопринуждения. В игре
происходит развитие произвольных психических функций
дошкольника.
Игра способствует речевому развитию детей.
Игра помогает ребенку учиться сочувствию.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается
ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть).
Строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно
(создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли);
взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный
участник.
Только свободная игра, когда сюжет рождается в голове
ребенка, и он действует в игре исключительно по своей воле,
когда игра имеет смысл и, по сути дела, становится
самодеятельностью, только такая игра будет способствовать
психическому и личностному развитию ребенка.

Полноценная игровая деятельность в дошкольном
возрасте способствует преемственности
образования между дошкольным и младшим
школьным возрастом, если основная задача
преемственности понимается как обеспечение условий
для полноценного вхождения ребенка (будущего ученика)
в учебную деятельность.
Подготовка к школе в форме выработки простейших
школьных знаний, умений и навыков не имеет ничего
общего с психологической готовностью к школьному
обучению, которая не формируется на занятиях по
школьному типу.
Психологическая готовность к школе – это
психологические предпосылки овладения учебной
деятельностью, которые формируются
преимущественно внутри ведущей деятельности, то есть
в игре.

Предпосылки овладения учебной
деятельностью:
наличие познавательных и социальных мотивов учения;
умение ребенка фантазировать, воображать;
умение ребенка работать по образцу;
умение ребенка работать по правилу;
умение ребенка обобщать;
умение ребенка слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
владение ребенком языком, на котором ведется обучение
в школе;
умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.

Компоненты психологической готовности ребенка к
школе:
Под психологической готовностью к школе понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка
для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
группе сверстников.
Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер?
Положения, разработанные Л.С. Выготским, Л.И. Божович и
Д.Б. Элькониным:
1. Сформированность мотивационной сферы – Мотивационной
готовности
(широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с
потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и
одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе
доступных ему общественных отношений и мотивы, связанные
непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные
интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в
овладении новыми умениями, навыками и знаниями«.
2. Развитие произвольности, являющейся частью психологической
готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе -

2.Эмоционально-волевая готовность: связано со становлением
регулятивной функции психики, сознательно контролировать себя,
управлять своими внутренними и внешними действиями, своими
познавательными процессами и поведением в целом
3.Умственная готовность: достижение достаточно высокого уровня
развития
познавательных
процессов
(дифференцированное
восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание,
наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению
логическим мышлением)
4.Физическая
готовность:
общее
физическое
развитиенормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции
тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам
физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
Общее состояние здоровья: состояние зрения, слуха, моторики
(особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние
нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и
уравновешенности, силы и подвижности.
5. Готовность к общению -Коммуникативная готовность наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и
кооперативно-соревновательного со сверстниками

Закрепление знаний: -тестовое задание -Решение пед. ситуаций

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:
-ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
-РЕШЕНИЕ ПЕД. СИТУАЦИЙ