Садовые растения        21.10.2019   

Принципы воспитания детей дошкольного возраста. Цели, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста Принципы условия и методы воспитания дошкольников

Для того чтобы добиться высокого уровня сформированности когнитивных процессов дошкольников и эффективно развивать их, необходимо учитывать принципы обучения, развития и воспитания дошкольников, в наибольшей степени характерные этому периоду.

Рассуждая о познавательной деятельности ребенка-дошкольника необходимо отметить главную черту воспитания этого периода.

Принципы воспитания должны базироваться на любви к ребенку

Из объекта познания ребенок постепенно переходит в состояние субъекта, способного к активной преобразовательской деятельности.

В саму структуру познавательной деятельности детей входят:

  1. Цели (приобретение знаний, умений, навыков).
  2. Способы (уже имеющиеся навыки и умения, которые способствуют достижению цели).
  3. Методы.
  4. Мотивы обучения (могут различаться в зависимости от условий).
  5. Условия (среда, определенным образом организованная для достижения ребенком целей).
  6. Результат (уже полученные ребенком знания и умения).

Для того чтобы процесс обучения детей-дошкольников строился успешно, необходимо позаботиться о том, чтобы в нем присутствовали его базовые структурные компоненты.

Ключевым моментом, помимо всего прочего, является познавательный интерес, позволяющий ребенку самостоятельно организовывать собственную деятельность и проявлять активность.


Главные принципы воспитания и обучения

Рассмотрим принципы и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Закономерности и принципы развития когнитивных процессов дошкольников

Внимание

В дошкольном возрасте внимание ребенка привлекает не только яркость и новизна предметов, но также эмоциональные переживания и чувства, так или иначе с ними связанные. Кроме того, внимание, как и большинство психических процессов в дошкольном возрасте, приобретает произвольность. Благодаря этому ребенок такого возраста может останавливать свое внимание и задерживать на необходимое время на том объекте или действии, которое им требуется. Улучшаются такие его характеристики, как устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.


Развитие внимания — принцип от простого к сложному

Принципы развития внимания дошкольников

  1. Постепенное усложнение задач обучения, поставленных перед ребенком. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок получал задания, справиться с которыми ему по силам – в противном случае его интерес надолго угаснет. Переходить к более продвинутому уровню можно только после того, как родитель убежден, что на текущем ребенок не испытывает никаких проблем.
  2. Надежное запоминание инструкций, данных к заданию. Это позволит ребенку выполнять предложенные задания самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, что является важной чертой воспитания.
  3. Развитие самоконтроля детей. По мере продвижения обучения, ребенок дошкольного возраста должен ненавязчиво приучаться к тому, что выполнение заданий – это не воля его родителей, а интересное занятие, приносящее и пользу, и удовольствие прежде всего ему. Важную роль в этом играет правильно выбранные методы.
  • Для улучшения внимания дошкольников необходимо постепенно приучать к режимным моментам воспитания. Учитывая то, что совсем скоро ребенок пойдет в школу и в его жизнь войдет еще больше ограничений и запретов, эти методы важны особенно
  • По мере выполнения того или иного видом деятельности ребенком, важно следить за тем, чтобы нагрузка оставалась стабильной. Чрезмерная нагрузка может сразу утомить ребенка и ослабить его внимание.
  • Методы и сам материал для занятий должен представлять интерес для ребенка, сохранять яркость и эмоциональную наполненность
  • Важно эпизодически чередовать виды деятельности. Это не только поспособствует всестороннему развитию ребенка, но также улучшит такие свойства внимания, как концентрация и переключаемость.

Задание на развитие внимания для 5-6 лет

Память

Так же, как и внимание, память в дошкольном возрасте уже начинает становиться произвольной.

Однако по большей части оно еще очень слабо контролируется ребенком. И поэтому, значительно легче ребенком запоминается то, что вызывает у него сильные эмоциональные реакции.

Задача родителя в это время – помочь ребенку этого возраста усвоить базовые закономерности запоминания при помощи организованного обучения, подобрать методы, благодаря которым ребенок сможет контролировать процесс запоминания, «подключая» к этому волевые качества (что также является задачей воспитания).


Виды памяти у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте запоминание детей механическое – ребенок усваивает материал после многократных повторений.

К концу этого периода ребенок начинает уже понимать смысл запоминаемого материала. Развиваются навыки смыслового запоминания. Образная память также преобладает на ранних этапах возраста, затем, по мере развития речи на смену ей приходит словесная. Активно развивается двигательная память.

Принципы развития памяти

  1. Принцип построения ассоциативных связей. Память ребенка дошкольного возраста будет развиваться быстрее и значительно эффективнее в том случае, если ребенку предложить запоминать материал, выстроенный в строгую систему, где будут прослеживаться отчетливые логические связи. А информация подаваться для детей порционно, в виде самостоятельных лексических тем.
  2. Принцип синестезии. Этот принцип предлагает задействовать в процессе запоминания максимальное количество органов чувств. Это дает возможность запоминать больше материала и сделать само запоминание более осознанным и эффективным.
  3. Принцип связи с другими психическими процессами. Чем активнее в процессе обучения будет участвовать воображение и другие процессы, тем лучше она будет развиваться.

Механизм возникновения синестезии
  • Необходимо работать над улучшением таких характеристик памяти детей, как объем, качество запоминания, длительность
  • На ранних этапах для занятий необходимо использовать большое количество яркого наглядного материала. Однако по мере взросления ребенка все большую роль должны играть знаковые системы (цифры, буквы и т.д.)
  • Очень важно, чтобы работа проводилась над различными видами памяти – кратковременной и долговременной; слуховой, зрительной и двигательной и т.д.
  • Для развития логического запоминания ребенка возраста до 6 лет необходимо, чтобы материал, предоставляемый на занятиях, был четко структурирован.

Восприятие

Восприятие объединяет в себе не только другие психические процессы, но также опыт, накопленный ребенком. Оно позволяет не только отражать, но также перерабатывать полученную информацию и делать из нее определенные выводы. Воспринимая тот или иной объект, ребенок со временем учится не только видеть целостный предмет, но и его отдельные характеристики и свойства.

Ребенок начинает накапливать информацию о тех предметах или видах деятельности, которые наиболее важны для него. У него формируется круг интересов.

Принципы развития восприятия

  1. Принцип последовательности обучения. Ребенок, начиная с самого младшего возраста, должен постепенно приучаться воспринимать все более сложные и детализированные объекты.
  2. Принцип последовательности проявляется в необходимости выстраивать преподносимый материал в строгую систему
  3. Принцип психологического комфорта. Для того, чтобы ребенок мог направлять, распределять и контролировать свое внимание, обстановка вокруг него должна быть максимально благоприятной и психологически комфортной.
Формирование слухового восприятия — принципы
  • Для того чтобы во время обучения восприятие ребенка дошкольного возраста активно развивалось, важно приобщать ребенка к различным видам деятельности, где он мог бы проявить себя. Досуг ребенка должен быть активным.
  • Особого внимания заслуживают ролевые игры детей. Их применяют для воспитания в ребенке норм поведения, актуальных для тех или иных социальных групп.
  • Нужно поощрять ребенка рассказывать о пережитых им событиях, пересказывать содержание прочитанных книг, просмотренных мультфильмов и телепередач.

Развитие восприятия через игрушки

Мышление

В качестве основы мышления чаще всего используется опыт, который ребенок уже успел накопить к тому или иному возрасту. Оперирование образами, словами, ощущениями со временем расширяет границы познания, позволяя ребенку приобретать все новые знания, умения и навыки.

Конечно же, мышление дошкольника еще далеко от идеала – оно своеобразно и строится на особых, доступных только ребенку закономерностях. В частности у него наблюдаются попытки сопоставлять несовместимые и абсолютно не относящиеся друг к другу свойства предметов, перенос свойств от частного к частному.


Занимательный материал для старших дошкольников — подготовка к школе

Тем не менее, уже к пяти годам ребенку доступны понимание связей между простыми предметами или явлениями, способность к объяснениям, поиск общих закономерностей между предметами.

Принципы развития мышления

  1. Принцип целеполагания обучения. Мозг и психика человека значительно практичнее, чем мы думаем. Именно поэтому исключительно важно, чтобы ребенок понимал не только что он делает, но и для чего все это
  2. Принцип сбора и сортировки и информации. Информация, преподносимая ребенку, должна быть правильно структурирована. Просто нагрузив ребенка фактами невозможно добиться от него работы мышления.
  3. Принцип практикоориентированности. Приобретя какие-либо новые знания ребенку необходимо применить их на практике. Это позволит вывести мыслительные процессы на качественно новый уровень
  • Поскольку уровень мышления зависит, в основном, от познавательной активности ребенка, важно чтобы к этому возрасту у ребенка такого возраста уже сложилась потребность в регулярных занятиях, привычка к ним.

Игры на развитие мышления: лото. шашки, кубик Рубика
  • Необходимо поощрять ребенка рассуждать. Для воспитания этого качества даже если первое время он будет допускать ошибки, не стоит сразу исправлять его – лучше дать время на самостоятельное исправление своих недочетов.
  • Развитие мышления строится на чувственном опыте. Именно поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок регулярно получал необходимые ему новые впечатления.

Воображение

Также как во многих других случаях воображение вначале носит непроизвольный характер, и лишь после выходит на уровень активных форм, контролируемых ребенком. Инициатором процессов воображения выступает уже не родитель или кто-либо из взрослых, а сам ребенок. Особенно ярко это проявляется в сюжетно-ролевых играх, а также творческой деятельности, которая приобретает новые черты, становясь разнообразнее и ярче.

Благодаря воображению у дошкольников происходит обогащение словарного запаса и поведенческого репертуара ребенка.

Оно также учит дошкольника планировать свою деятельность, просчитывая варианты развития событий, предполагаемый результат. Ребенок создает замысел и ищет пути, позволяющие воплотить его в жизнь.


Что такое воображение и его роль в развитии

Специфика воспитания, обучения и развития восприятия детей на разных этапах возрастного развития также различна. В раннем дошкольном периоде ребенок лишь незначительно преобразует реально существующие и хорошо известные ему предметы или явления. В старшем он уже пробует себя в создании принципиально новых образов, сюжетов. еще одной важной чертой, которая формируется у ребенка к концу дошкольного периода – умение четко разделять реальный мир и вымышленный, свою жизнь и фантазии.

Принципы развития воображения

  1. Принцип связи воображения и речи (методы активного обучения). Ни одна мысль не может быть высказана до того момента, как она будет четко словесно сформулирована в уме.
  2. Принцип поощрения самостоятельной активности детей.
  3. Принцип поиска оптимального решения.
  4. Принцип воображения как формы построения диалога.

Игры на развитие воображения
  • Развитию воображения способствует приобщение ребенка к любым видам творческой деятельности (начиная с раннего возраста). Именно поэтому ему всегда должны быть доступны краски, карандаши, пластилин и многие другие средства изобразительного искусства.
  • Дошкольников необходимо поощрять в сочинительстве, фантазировании. Но использовать подобные методы нужно с осторожностью — в сознании должна существовать достаточно четкая грань, разделяющая реальный мир и вымышленный.

Работа с пластилином отлично развивает воображение

Речь

В дошкольном возрасте словарный запас существенно расширяется в связи с приобретенным им новым опытом. Сеть социальных связей ребенка расширяется, а общение приобретает уже внеситуативный характер. Ребенок начинает диалог с кем-либо не только потому, что того требует совместная деятельность, но ради удовлетворения совершенно иных потребностей (обмен информацией, разговор о взаимных интересах, взаимное времяпрепровождение).

Пока еще недостаточно хорошо развитая речь детей зачастую приводит к тому, что в речи ребенка наблюдается словотворчество (придумывание ранее несуществующих, нелогичных слов и выражений), преобладание простых нераспространенных предложений в речи.


Развитие речи — принципы

Со временем в распоряжение ребенка также поступает функция планирования речи, а также внутренняя речь. Это позволяет ему сначала спланировать и тщательно обдумать и лишь затем высказать то, что ему нужно.

Принципы речевого развития детей дошкольного возраста следующие

  • Взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития. Уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько активно ребенок познает мир вокруг себя. Взаимодействие с людьми и средой в свою очередь, активизирует мышление. Таким образом, легко прийти к выводу о неразрывности функционирования и созревания таких процессов психики, как речь, мышление, ощущение. Именно поэтому для полноценного развития ребенка недостаточно уделять одним функциям внимание, упуская из вида другие.

Например, наблюдая с ребенком за происходящим вокруг, родитель должен не только делать акцент на расширении понятийного аппарата, но и позволять ему анализировать события, делать из них выводы. Это также является обязательным элементом воспитания дошкольника.


Расширение понятийного аппарата в игровой форме
  • Коммуникативно-деятельности подход напрямую указывает на практическую направленность развития когнитивных процессов, в частности – речи и воспитание в ребенке культуры общения. А также благоприятствует использованию этого психического процесса для эффективного общения ребенка и его успешной социализации.
  • Принцип развития «языкового чутья». Методы интуитивного изучения языков. Необходимо для того, чтобы ребенок усваивал, а затем и применял в повседневной жизни новые, ранее неизвестные ему речевые обороты и формы. В этом случае необходимые аналогии будут формироваться у ребенка после многократных повторений усваиваемого материала.

Метод азвития речи — через чтение

Для того, чтобы речь ребенка могла в полной мере выполнять свою коммуникативную функцию (то есть служить средством общения ребенка с окружающими) необходимо, чтобы он регулярно имел возможность взаимодействовать с представителями самых разнообразных возрастных и других социальных групп. Это позволит ему не только обогащать словарный запас и учиться пользоваться речевыми конструкциями, но также усваивать нормы поведения, правила этикета и т.д.

Обогащению активного словарного запаса для воспитания правильной речи как ни то иное способствует совместное чтение художественной литературы с ребенком.

Изучив принципы и обучения воспитания дошкольников, можно составить максимально эффективную программу развития ребенка.

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития.Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - закономерность. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в си туации успеха - закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т.п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее починить. И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отремонтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-заэтого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Когда родители подростков жалуются мне на своих отпрысков, то я понимаю, что многое уже потеряно, что проблема могла появиться не сейчас, а еще тогда, когда кроха был дошкольником. Воспитание детей дошкольного возраста - это аванс самому себе, это то, что вы пожнете лет через 10. Поэтому есть несколько основных принципов воспитания детей дошкольного возраста, которые помогут родителям вести малыша в верном направлении.

1. Любить себя

Эта проблема из-за своей важности достойна отдельного разговора. Только настоящая любовь к себе поможет любить других и добиться успеха в жизни.

Малыш должен знать, что его любят, с его мнением считаются. Когда у крохи что-то не получается, нацеливайте его на то, что это не проблема, что он все равно молодец, но надо больше потрудиться для положительного результата. Плохое поведение надо уметь корректировать, чтобы не навредить непоседе неправильной реакцией.

2. Учить любознательности

Карапузы сами показывают нам, что для них сейчас важно. Наша же задача предоставить малышу море выбора разных интересных вещей и занятий и поддерживать любое проявление любознательности. Было ли у вас такое, когда малыш вам говорил: «Давай повырезаем картинки». А вы говорили: «Мы вчера вырезали, давай теперь почитаем». Предлагать свое занятие надо лишь тогда, когда кроха скучает и не знает, чем заняться.

Золотое время для воспитания детей дошкольного возраста и развития любознательности - возраст «почемучек». Моя дочь буквально заваливала меня вопросами в три с половиной года: «Куда падает снег? А на дома падает? А на машины? А когда на машины упал снег, куда они едут? А осень старая или молодая?» И на все вопросы, даже самые странные надо дать ответ, понятный крохе.

Если мы отвечаем что-то типа: «Не знаю», «Спроси у папы», «Я занята» и т. д., то мы тормозим естественное любопытство, а потом будем удивляться, почему они не хотят учиться.

3. Общаться с помощью слов

Современные дети не умеют говорить, они кричат, нервничают и дерутся. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста обязательно должно включать воспитание культуры общения, куда входит умение сказать о своих чувствах, умение договариваться, умение понимать другого и поддерживать.

4. Воспитание детей дошкольного возраста, которые не будут бояться неудач

Никогда не ругайте за ошибки в каком-либо деле. Говорите: «Это уже хорошо, а будет со временем еще лучше». Мы иногда забываем, что сами когда-то ничего не умели. «Давай! Старайся! Вперед! Еще! Пробуй!» - должно звучать в поддержку юного ученика.

5. Поощрять проявление самостоятельности и прислушиваться к мнению крохи

Многие родители панически боятся слова «нет», звучащего из уст несмышленыша. Но на самом деле этим малыш постепенно отделяется от матери, проявляет свое «Я», заявляет о себе, как личности. Конечно, грань между собственным мнением и эгоизмом - не всегда различима, тем более она непонятна малышу. Поэтому кроха должен научиться проявлять себя и высказывать свое мнение, но, в то же время, знать, что у других тоже есть свобода и свое мнение.

Если пятилетний карапуз начинает учить папу, что нельзя не складывать свои вещи, папа должен суметь признать, что сын прав и исправиться. Но если сын сам заявляет, что не будет складывать вещи, потому что для этого есть мама, то стоит задуматься.

Воспитание детей дошкольного возраста обычно является увлекательным процессом. В то же время это очень ответственно, потому что это ваш вклад в ваше будущее.

В статье рассматриваются принципы воспитания детей дошкольного возраста. Описываются современные тенденции воспитательного процесса относительно старосветского режима. Предлагаются рекомендации по успешному воспитанию детей, ориентированные на взрослении целостной, самостоятельной личности.

Личность человека закладывается с раннего детства в процессе первичной социализации (то есть до 6 лет). Чтобы ребенок был всесторонне развит и адаптирован к условиям современной жизни, педагоги и психологи советуют родителям ознакомиться с принципами воспитания, закладывающими фундамент развития гармоничной целостной личности во взрослой и самостоятельной жизни.

Роль в педагогическом процессе

Принципы воспитания – это система требований (главные ориентиры, исходные установки) к деятельности обучения, выполнение которых обеспечивает результативность педагогического процесса.

Главная проблема педагогики – сложность в реализации воспитательного воздействия. Системы воспитания требуют единовременного исполнения. И педагогам, и родителям важно знать, что соблюдение принципов по выборочной схеме, снижают результативность воспитательного процесса.

Обучение детей дошкольного возраста должно включать в себя не только специфические направления по развитию, как духовного, так и материального мира ребенка, которые тесно взаимодействуют с основными принципами воспитания.

Сущность, классификация и характеристика

Основные принципы воспитания в педагогике представлены, как результат современных исследований о целостном развитии личности.

Ученые в качестве таких категорий выделяют следующее:

  1. Главенствующая роль родителя . Именно личный пример родителей является одним из самых эффективных форм воздействий на ребенка. В семье ребенок видит паттерны поведения родителей, которые он переносит на окружающий его мир. Например, если мать заядлая курильщица, то объяснить ребенку, что «никотин – это вред» будет практически невозможно.
  2. Законы целостности и единства . Психологи утверждают, что только многостороннее воздействие на ребенка через призму разнообразных методов и воспитательных средств способно дать результат. Например, в воспитании ребенка родитель не только должен использовать метод убеждения, но и активно использовать такие формы воспитания, как поощрение, разъяснение.
  3. Принцип организации деятельности детей младшей возрастной группы. Педагог или родитель должен поощрять активность ребенка, а не сковывать ее. Методические принципы, основывающиеся на деспотизме, не эффективны. Если в ходе игры ребенок разрисовал стену, ему необходимо в спокойной форме разъяснить, почему так делать нельзя и предложить альтернативные пути.
  4. Гуманизм в воспитании . Вопреки советскому убеждению «лучше не хвалить, а то зазнается» в ходе педагогического процесса не стоит пренебрегать хвальбой ребенка. Данный принцип предполагает опору на те положительные качества, которые есть в человеке. Современные родители должны выявить положительные качества своего ребенка и культивировать их в жизнь посредством словесного поощрения.
  5. Опора и поддержка коллектива . Сложно переоценить роль коллектива, в котором находится ребенок. Данный принцип требует от педагога умение разбираться в психологическом климате группы. Ребенок, в свою очередь, учиться общаться с людьми с позиции равного себе.
  6. Самовоспитание как критерий гармоничного развития . Самовоспитание представляет собой полностью самостоятельную деятельность. В основе данного принципа лежат основы саморегулиции, самоанализа и самоконтроля. От того, насколько ребенок способен к данным навыкам, зависит его самооценка и самовосприятия себя во взрослой жизни.
  7. Принцип культуросообразности . Воспитание должно, в первую очередь, подготовить ребенка к реалиям жизни. Для достижения этой цели воспитательный процесс должен быть основан на общечеловеческих ценностях того общества, в котором ребенок живет. Тем не менее, ребенок должен терпимо относиться и чужой, инородной ему культуре, проявляя толерантность.

Принципы воспитания

Дошкольное воспитание детей обязательно должно включать в себя различные направления:

  1. Общечеловеческие закономерности и ценности , необходимые для того воспитания толерантности, коммуникабельности и открытости человека.
  2. Закономерности современного воспитания . Если раньше данный процесс строился по принципу «кнут без пряника», то в наше время ситуация кардинально изменилась. Современная педагогическая школа придерживается принципа взаимоуважения между маленьким ребенком и взрослым. Уважительное отношение не допускает различных видов унижения или насилия.

Основная задача родителя или педагогу – предоставить ребенку свободу, необходимую для того, чтобы раскрыть все его способности и задатки. При этом речь идет не о бесконтрольной или хаотичной свободе. Контроль родителя должен заключаться, в первую очередь, в помощи ребенку в принятии правильных решений.

Существует несколько видов воспитания дошкольников, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • физические;
  • семейные;
  • социальные;
  • гигиенические;
  • духовно-нравственные;
  • трудовые;
  • экологические;
  • гуманистические;
  • музыкальные принципы.

Физического

Данные принципы представляют собой неотъемлемую и наиболее важную часть воспитательной системы. Физическое воспитание формирует у дошкольников качества, которые необходимы для успешной трудовой и умственной жизни в дальнейшем.

Главная задача данного принципа – укрепление здоровья ребенка и предупреждение различных недугов и болезней.

Семейного

Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, наиболее значимую для маленького ребенка. Задача семьи – создание условий для гармоничного развития дошкольника.

Для данной цели должны быть реализованы следующие критерии:

  • участие ребенка в жизнедеятельности семьи в роли полноценного и равноправного участника;
  • открытые и доверительные отношения как между ребенком и взрослым;
  • отсутствие конкуренции между родителями за внимание ребенка;
  • оказание поддержки ребенку со стороны взрослых.

Социального

Главный критерий – подготовка ребенка к жизни в коллективе. Развитие навыков эффективного взаимодействия окружающих, коллективизма и социальной сплоченности.

Главной задачей родителей является формирование у ребенка навыка коммуникации не только с членами семьи, но и с окружающим его миром.


Гигиенического

Одной из главных задач педагога является информирование индивида о правилах гигиены. Ее актуальность определена как потребностью поддержания здоровья, так и отражением возможных проблем, связанных с недостатком информирования детей о возможных последствиях (например, что будет, если не мыть руки перед едой или недостаточно хорошо чистить зубы).

Гуманистического и экологического

Принцип гуманизма предполагает отношение педагога и родителей к ребенку как самостоятельной личности. Задачи педагога – сформировать у ребенка чувство ответственности за свои поступки и действия.

Данный принцип ответственен за усвоение позитивных правил, норм и ценностей, принятых в обществе.

Цель воспитания детей дошкольного возраста – формирование ответственности не только за себя, но и за окружающую его природу. В задачи педагога входит культивация этического отношения к живому миру (бережное отношение к природе, ее ресурсам).

Духовно-нравственного

Главная цель духовно-нравственного воспитания – содействие в развитии ребенка уважительного отношения не только к своим потребностям, но и нуждам окружающих.

Задачи педагога должны заключать в следующих действиях:

  • в приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям и самоуправлению своим поведением;
  • в формировании у дошкольника знаний об окружающем его мире и месте ребенка в этом мире.

Музыкального

Процесс музыкального воспитания успешно формирует нравственный облик ребенка. Педагогу рекомендуется проводить коллективное занятие музыкой (танцы под музыку, хоровое пение и пр.), что успешно воздействует не только на формирование эстетических идеалов ребенка, на и ведет к сплочению коллектива детей.

Трудового

Задача, как родителей, так и педагога – формирование у ребенка положительного отношения к трудовой деятельности.

Существуют два правила, соблюдение которых способствует формированию данного навыка:

  1. «Не делайте за ребенка то, что он способен самостоятельно выполнить» . Собрать разбросанные игрушки, одеться на прогулку, выкинуть обертку от конфет в мусорное ведро – все вышеперечисленные действия по силу ребенку дошкольного возраста.
  2. «Поощряйте трудовую деятельность» . Например, если ребенок проявил желание помочь по хозяйству (помыть чашки, протереть пыль), необходимо дать ему реализовать свою потребность.

Тема воспитания детей младшего возраста глубже, чем может показаться на первый взгляд. Великий педагог М.Монтессори придерживалась принципа бережного отношения к душевному миру каждого ребенка.

Воспитание детей должно основываться с учетом целого комплекса характеристик – темперамента ребенка, характера, наклонностей и даже стилем жизни.

Видео: Мнение эксперта

Тема: «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ»

1. Понятие о цели воспитания

2. Идеальная цель воспитания

3. Реальные цели воспитания

4. Объективный и субъективный характер цели воспитания

5. Концепции воспитания дошкольников

6. Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

1. Понятие о цели воспитания

Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него - конечного результата - и разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.

Таким образом, цель воспитания - это ожидаемый ре­зультат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой дея­тельности.

2. Идеальнаяцель воспитания

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И действительно, оказывалось, что человек способен к таким высшим достижениям, только одному удаётся одно, а другому - другое.

Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песен­ки - с целью определить, каков же был идеал у народа, и перед нами возникнет образ человека разностороннего - умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного.

Философы древности представляли себе человека сре­доточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии» (от греч. kalos – прекрасный, agathos - добрый, т. е. гармоничное сочетание внешних фи­зических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания). Таким образом, здесь мы видим образ человека с развитым умом, добрым сердцем и восторжен­ной душой, т. е. личность всесторонне развитую.

В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом мани­фесте» как цель, которая может стать реальностью в ком­мунистическом обществе по отношению к каждому его чле­ну, если только это общество сможет создать необходимые условия для развития.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич­ность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани­ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту­пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-пер­вых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к вос­приятию окружающего мира и т. д.), а во-вторых, социаль­но-политические условия каждого общества, хотя и влия­ют на создание благоприятных или неблагоприятных ус­ловий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степе­ни, всесторонне воспитаться не может.

История знает личности, феноменально развитые в ка­кой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репин - в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях - Леонардо да Винчи - художник, мате­матик, механик, М.Ломоносов - физик, литератор, химик, А. Грибоедов - писатель, композитор, дипломат. И тем не менее даже такие яркие личности не были развиты всесто­ронне в одинаковой степени.

Значит, цель - «воспитание всесторонне развитой лич­ности» - является по сути своей идеальной, нереальной це­лью воспитания. Так какую же тогда она выполняет функ­цию, нужна ли она?

Нужна. Она является ориентиром на возможности че­ловека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней за­ложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.

В воспитании детей дошкольного возраста ориентиро­ваться на идеальную цель особенно необходимо. Наука се­годня ещё не даёт ответа на вопрос, с каким «даром» при­шел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен и удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдер­живая одно и развивая другое (выбранное взрослым), не­обходимо создавать условия, в которых бы ребёнок мог пробовать себя в разных направлениях. Задача взрослого - внимательно наблюдая за развитием ребёнка, не пропус­тить ростки того, что характерно и ценно именно для это­го малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

3. Реальные цели воспитания

Если существует идеальная цель воспитания, то, вероят­но, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель, которая может быть осуществлена, реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Иначе воп­рос о воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в за­висимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический харак­тер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так, цель воспитания в фео­дальном обществе отличалась от цели воспитания в рабов­ладельческом обществе, цель воспитания в Афинах отли­чалась от цели воспитания в Спарте и т. д.

Цели воспитания направлены на удовлетворение потреб­ности общества в тех или иных качествах человека, в каче­ствах, которые могут служить укреплению ценностных ори­ентации общества.

4. Объективный и субъективный характер цели воспитания

Сформулированная обществом реальная цель воспита­ния носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности раз­вития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические усло­вия страны.

Цели воспитания могут носить и субъективный харак­тер. Как правило, это происходит в том случае, когда конк­ретная семья формулирует для себя, каким они хотят выра­стить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реаль­ной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разреши­мые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают осо­бенности индивидуального развития своего ребенка, созда­ют условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ре­бенок не проявляет особой склонности к музыке, а родите­ли решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обла­дают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в проти­воречие с государственными целями, иначе дети, воспиты­вающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальней­шем попадут в «тупиковую» ситуацию.

И все же, несмотря на видимость жесткой детерминиро­ванности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личнос­ти был бы невозможен, если бы на цель воспитания не ока­зывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне-исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доб­рота, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение сочувствовать, содействовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему об­ществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яр­кой индивидуальностью, независимые. А все перечислен­ные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Со­гласно логике социальной детерминированности цели вос­питания, все силы сегодня должны быть направлены на вос­питание деловых людей. И действительно, появилось мно­го таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотно­шениях между людьми... И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее фор­мулировки и характеристики.

Таким образом, цель воспитания является основополага­ющей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содер­жание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспи­тания конкретизируется применительно к объекту воспита­ния: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, кото­рое реально выполнимо (может ли быть единой цель воспи­тания дошкольников, школьников, взрослых людей?).

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разно­сторонне развитого счастливого ребенка.

5. Концепции воспитания дошкольников

Каждая цель подкрепляется и аргументируется опре­деленной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждойконцепции - множество конкретных про­грамм.

Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917-1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспита­ния и происходили социальные, общественно-политичес­кие изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания - обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного раз­вития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.

В 20-е - начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, - идейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы - «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Радина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели - воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринима­лись в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я.А.Коменского- XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребен­ка Н.К.Вентцеля - 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.

Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нуж­ны не только новые концепции и программные документы - требуется изменить педагогическое мировоззрение всего на­селения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предла­гающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т.Н.Доронова. - М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурвич. - СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьячен­ко, Н. С. Баренцевой. - М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи от­ражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержа­ния и методики педагогической работы с детьми по каждо­му аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, не­смотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно вза­имосвязаны и оказывают существенное влияние друг на дру­га. Нравственное воспитание нельзя осуществить без реше­ния задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.

Одной из качественных характеристик любой науки яв­ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле­дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь­ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Закономерности воспитания - это связи между компонен­тами системы, которые обеспечивают определенный резуль­тат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы – в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обеща­ет быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объек­тивная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулиру­ет принцип воспитания - поддерживать и направ­лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив­ность в деятельности. Это значит, что педагогический про­цесс представляет собой логическое сочетание разных ви­дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репро­дуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться со­ответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - зако­номерность. Малыш благополучно развивается и воспиты­вается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того что­бы ребенок реализовывал свои возможности как развива­ющаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на ос­нове данной закономерности, с учетом ее, являются терпи­мость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое зна­чение придается педагогической оценке и личностному об­щению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха - закономерность. Маленькому че­ловеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощу­щать, что он на правильном пути. Такое ощущение закреп­ляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - ува­жение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощ­ности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. По­добными оценками и характеристиками мы приучаем ре­бенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, пред­восхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отка­зываясь от попытки действовать. В результате у него выра­батывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и прин­ципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее по­чинить. И в соответствии с первой закономерностью про­цесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал спо­соб ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это по­хоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выра­зить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отре­монтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы вос­питаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склон­ного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и роди­телями именно из-за незнания и непонимания закономерно­стей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту тре­бования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимо­связей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Задания

1. Объясните и докажите на конкретных примерах положение о не­обходимости целостного подхода к формированию личности ребенка.

2. Определите противоречия, которые могут возникать между иде­альной и реальной, субъективной и объективной целями воспитания. Предложите выход из противоречия.

3. Найдите в программах воспитания и обучения детей в детском саду подтверждения их принадлежности к определенной концепции.

4. Подберите русские народные пословицы, поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

5. На примере одной из закономерностей воспитания разработай­те соответствующую стратегию воспитания ребенка.