Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.
Виды проектов в ДОУ:
1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.
2. Игровые - использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.
3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)
4.Творческие - оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по-могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно-правными партнерами.
Однако для успешной проектной дея-тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют-ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова-ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновацион-ных средств, методов и приемов.
Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.
Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги (С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом - природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье; Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).
И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич. Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.
«Детские экологические проекты» - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
1. Определение проблемы , актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально - техническим возможностям ДОУ.
2. Мотивация деятельности и разработка плана действий . Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.
3. Практическая деятельность по реализации проекта . На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно - поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.
Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.
О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:
1. «Живая книга леса".
2. «Откуда берутся бабочки?»
3. "Я садовником родился".
4. "Этажи леса".
5. "Кто дружит с елью?" и т.д.
Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ
Экологические экскурсии;
КВНы, аукционы, марафоны, викторины,
Экологические акции;
Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
Клуб исследователей природы;
Лаборатория юного эколога;
- «Панорама добрых дел»;
Экологические игры (дидактические, имитационные,
Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 34» городского округа
город Стерлитамак Республики Башкортостан
Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является
метод проектов .
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Что такое «экологический проект»?
Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.
ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
- Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
- Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
- Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
- С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .
Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.
Методическое сопровождение проекта
- Обращение к родителям
- Беседа «Волшебные семена»
- Загадки, стихи, пиктограммы
- Исследуем вместе с детьми
- Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
- Экологические игры
- Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
- Художественное творчество детей.
В старшем дошкольном возрасте - это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.
Проект «Живая книга леса»
Вид проекта: информационный
Методическое сопровождение проекта:
1.Страница лесных знаний.
2.Экспериментальная страница.
3.Страница «лесных радостей».
4. Книжная страница.
5.Жалобная страница.
6.Тайная страница леса.
7.Страница игр.
8.Творческая страница
Проекты:
- «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
- «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
- «Загадочный мир водоема» – информационный;
- «Я садовником родился»;
- «Этажи леса»;
- «Воздух должен быть чистым»;
- «Кто дружит с елью».
Методы и формы экологического
воспитания в ДОУ
Экологическая образовательная деятельность;
Экологические экскурсии;
Уроки доброты; уроки мышления;
Экологические кружки и конкурсы;
КВН, аукционы, марафоны, викторины,
«Поле чудес» с экологической тематикой;
Экологические акции;
Трудовой десант; «зеленый патруль»;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- «Панорама добрых дел»;
Ведение фенологических календарей природы;
Коллекционирование природных объектов;
Экологические выставки и экспозиции; музеи;
Дни (недели) экологического творчества;
Экологические праздники и фестивали;
Экологические игры;
моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
Экологические сказки; тренинги;
Инсценировки, театрализации на экологические темы.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Желаем творческих успехов!
«Проектная деятельность в ДОУ»
Проектно - исследовательская деятельность «Помогите природе».
“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А. Плешаков
Тип проекта : исследовательский, среднесрочный.
Возраст: старшая группа детского сада (5-6 лет).
Проблема: загрязненность окружающей среды, влияние погодных условий на оставленный мусор природного и искусственного происхождения.
Цели проекта : продолжать формировать представление детей об окружающей среде, потребность в поддержании чистоты окружающей среды, заложить основы навыка поддержания чистоты в природе, в детском саду, дома.
Задачи проекта: способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, расширить и углубить знания дошкольников об окружающей среде, о ее загрязнении, воспитывать бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети, педагоги группы, родители.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Планируемый результат: повышение экологической культуры, осознание детьми необходимости поддержания чистоты в различных местах: природа, детский сад, дом.
Актуальность работы :
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Актуальность: - сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка - экологическое воспитание детей и родителей.
Ожидаемые результаты: - посильное участие родителей в экологическом образовании детей - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.
3.Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, безопасность, художественное творчество, здоровье.
1. Подготовительный этап |
1. Беседа «Бережное отношение к природе». 2. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками. 3. Чтение - обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». 4. Проблема: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать? Как оставленный мусор вредит природе? Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения? |
2.Исследовательский этап |
1.Закапывание разного вида мусора: бумага, стеклянная посуда, пластиковая посуда, кленовый лист, полиэтилен. 2.Беседа «Что произойдет с мусором?». Ответы детей: «Останется лежать», «Разделиться на кусочки», «Сгниет». 3.Наблюдение: искусственное создание природных условий разных времен года в рамках группы (лето-полив, повышение температуры; осень-полив, прохладное помещение; зима-снег; весна-появление талой воды, полив). |
3.Заключительный этап |
1.Раскапывние мусора - наблюдение за результатом исследования.
2. Беседа: в результате исследовательской деятельности и наблюдений, пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения загрязнет природу, его недостаточно закапывать в землю, необходимо выбрасывать его в специально отведенные места. А мусор природного происхождения перерабатывается естественным путем. 3. Домашнее задание детям и родителям: узнать сроки разложения мусора природного и искусственного происхождения. 4. Выступление детей с домашним заданием 1.Дидактическая игра «Можно - нельзя». 2.Чтение- обсуждение стихотворений «Наша планета», «Мусорная гора». |
Приложение 1
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки еды и хлебные крошки и положила в сумку.
Зачем ты берешь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)
Виды мусора |
Сроки разложения |
Пищевые отходы |
От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага |
От 1 месяца до 1 года |
Картонные коробки |
|
Доски деревянные |
|
Железная арматура |
|
Железные банки |
|
Старая обувь |
|
Обломки кирпича, бетона |
|
Аккумуляторы |
|
Жестяная банка |
|
Электрические батарейки |
|
Резиновые покрышки |
Более 100 лет |
Пластиковые бутылки |
Более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка |
|
Алюминиевые банки |
|
Более 1000 лет |
Дидактическая игра «Можно - нельзя»
Ломать деревья и ветки? (нельзя)
Сажать больше деревьев? (можно)
Ходить и топтать на лугу цветы? (нельзя)
Ходить только по тропинкам? (можно)
Рвать большие букеты цветов? (нельзя)
Любоваться ими? (можно)
Оставлять мусор в лесу? (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать? (мусор природного происхождения- можно, остальное нельзя)
Разжигать костры в лесу? (нельзя)
Беречь лес от пожара? (можно)
Шуметь в лесу? (нельзя)
Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки - Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете - Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты. Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок - На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)
Литература:
1. Социально - личностное развитие дошкольников: программа планирования. Занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт.-сост. Л.А.Загуменная. - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Современные технологии обучения дошкольников / авт.сост. Е.В. Михеева. - Волгоград: Учитель, 2012.
4. Сборник «Интеграция деятельности по освоению детьми образовательных областей в ДОУ»./ Сергеева И.А., Павлова А.Ю.- г.Набережные Челны: МБУ «ИМЦ», 2013.
5. http://www.eco-lab.ru/srok.html
Отзыв на проектно-исследовательскую работу «Помогите природе»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Экспериментальная проектная деятельность дошкольников выступает как, самоценная форма работы в развитии экологической культуры человека. Способствует формированию основ личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Данный проект позволяет каждому ребёнку выделить себя из окружающей среды, развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему. В ходе деятельности, в рамках данного проекта, ярко прослеживается формирование основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря таким практико-ориентированным формам работы возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой; воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Педагоги использовали такие методы, как анализ, сравнение, синтез, наблюдение. Материалы работы дают понять, что педагоги совместно с детьми предварительно изучили теорию по теме данного проекта, и проведя исследования, сделали собственные выводы.
Благодаря проектным исследованиям, дети повышают результаты по образовательной области «Познание», что можно проследить при анализе диагностических данных:
2011-2012 уч.год (конец года) |
2012-2013 уч.год (конец года) |
||
Выс. ур-нь |
Выс.ур-нь |
||
Сред.ур-нь |
Сред.ур-нь |
||
Низ.ур-нь |
Низ.ур-нь |
Учитывая актуальную проблему экологического воспитания дошкольников данный проект вызывает интерес дальнейшего исследования.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Экологический проект в ДОУ «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!»
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача. Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Задачи: развивать познавательную активность, - расширять знания детей о живой и неживой природе края, - воспитывать бережное отношение к окружающей природе - воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе; - воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
3 слайд
Описание слайда:
Предварительная работа: 1.Анализ методической и художественной литературы 2.Планирование деятельности по данной теме 3.Работа с родителями – изготовление плакатов «Любить природу – значить беречь и охранять ее» 4.Подготовка дидактического и демонстрационного материала по теме. Определение приемов и методов: - наглядные (наблюдение), - словесные (рассказ, беседа), - исследовательский, - продуктивный. Тип проекта: -познавательно – игровой, краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: - воспитатели ДОУ, воспитанники групп, родители.
4 слайд
Описание слайда:
Ожидаемые результаты: 1.Расширились знания детей о разнообразии животного и растительного мира родного края, о вреде, который наносит природе человек, правила поведения в лесу, на реке, в поле, о существовании Красной книги. 2. Дети учатся практическим действиям по охране природы. 3.Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. 4.У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. 5.Дети познакомились и научились использовать в повседневной жизни подвижные и дидактические игры о природе. 6.Повышение экологической культуры родителей. Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта: 1.Беседы: «Жизнь диких животных», «Птицы наши друзья», «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека», «Правила поведения в природе». 2.Наблюдения за жизнью растений во время прогулок. 3.Игры-эксперименты с водой, песком, воздухом. 4.Продуктивная деятельность: рисование и лепка животных и птиц, аппликация из осенних листьев. 5.Настольные, дидактические, подвижные, игры-драматизации о животных. 6.Чтение рассказов о природе В.Бианки, Е.Чарушина, К.Ушинского и др. 7.Экологический десант «Чистоту любимому детскому саду».
5 слайд
Описание слайда:
Драматизация сказки «Теремок» и настольный театр «Колобок» 2-я младшая группа № 8
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Актуальность
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы «чудо-растение», поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой огород — это «чудо – огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Тип проекта
По продолжительности – краткосрочный.
По составу участников проекта – групповой.
По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи:
— Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
— Расширять представление детей о жизни растений.
— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
— Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
— Участвовать в посильной практической деятельности.
— Воспитывать бережное отношение к растениям.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно — подготовительный.
Мероприятия:
— Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
— подбор необходимого материала для создания огорода;
— выявление знаний детей о жизни растений;
— составление перспективного плана.
2 Этап. Рефлексивно — диагностический.
Мероприятия:
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический.
Мероприятия:
—Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
— Конструирование: оформление огорода; изготовление плетеной изгороди.
—Социализация: дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
— Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
— Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде»(заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
—Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
—Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».
Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
— Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».
4 этап. Заключительный.
— Сбор урожая.
Оформление материалов проекта:
— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
— Макет «Строение растения», «Растение и его семя».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Получение знаний детей о жизни растений.
2. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
3. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
4. Привить любовь к растительному миру, развить желание его беречь, охранять.
5. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
— старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
Дети старшей группы;
Родители воспитанников (совместная деятельность);
— воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
Видео презентации;
— мультфильмы, фильмы;
Наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
Оборудование для ухода за растениями;
— семена, рассада;
Фотоаппарат;
Компьютер;
Магнитофон.
Риски
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родительской общественности.
3. Недостаточность оборудования для работы на огороде.
Экологическое воспитание
Определение 1
Экологическое воспитание – направление в дошкольной педагогике, заключающееся в ознакомлении детей с природой.
У детей в дошкольном возрасте посредством целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать задатки экологической культуры, осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам природы. Такое отношение вырабатывается только при условии тесного контакта и взаимодействия ребенка с растительным и животным миром.
Определение 2
Осознанно-правильное отношение к природе - это совокупность знаний ребенка и активных проявлений, в частности: интереса к различным явлениям природы, желания сохранить природу и создать нужные условия для жизни растений и животных, эмоционального отклика на любые проявления природного мира, его красоту.
Правильное отношение к окружающему миру может быть сформировано у детей, если их систематически знакомить с природным разнообразием, демонстрировать связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом и развитием.
В дошкольный период с помощью экологического воспитания в ребенке закладывается первоначальное понимание взаимодействия человека с природой.
Эффективным способом реализации экологического образования является проектная деятельность. Экологические проекты, реализуемые в детском саду, дают начало формированию экологической культуры у детей. Такие проекты строятся на организации взаимодействия ребят с природой их непосредственного окружения, познании того, что растет и живет рядом.
Экологический проект «Птицы родного края»
Цель проекта: закрепление представлений воспитанников о птицах, их образе жизни и связи с окружающей средой, а также роли человека в жизни птичьего сообщества, привлечение внимания воспитанников к охране окружающей среды, научить ребят быть милосердными.
Задачи проекта:
- расширение знаний воспитанников о птицах родного края;
- наблюдение за повадками птиц;
- знакомство с кормушками и их назначением, способах их изготовления из различных материалов;
- заинтересовать родителей деятельностью, связанной с охраной природы и рассказать о необходимости воспитания у детей сознательного отношения к миру;
- научить детей и родителей организовывать природоохранную деятельность;
- научить воспитанников правильно подкармливать птиц;
- воспитание заботливого отношения к птицам и желания помогать им в зимних условиях.
Проект состоит из трех основных этапов:
- подготовительный, который заключается в создании необходимых условий для реализации проекта, в частности: обсуждение с родителями целей и задач проекта, подбор литературы, подготовка презентаций; изготовление дидактических игр; организация выставки рисунков, посвященных птицам, изготовление кормушек.
- основной этап проекта, включающий выставку кормушек, выбор места для развешивания кормушек, наблюдение за птицами, кормление птиц, оформление агитплакатов с призывом подкармливать птиц зимой, создание и заполнение дневника наблюдений.
- заключительный этап, на котором подводятся итоги проекта, награждение участников и победителей конкурсов.
Экологический проект «Секреты воды»
Цель проекта: уточнение и расширение представлений детей о воде в различных состояниях, ее признаках, свойствах.
Задачи проекта:
- создать условия для формирования познавательного интереса у детей;
- расширение представлений детей о свойствах воды, её переходах в разные состояния;
- формирование представлений о значении воды в жизнедеятельности человека.
Реализация проекта заключается в создании альбома «Секреты воды», совместные работы детей и родителей в виде рисунков, аппликаций, поделок, заучивание стихотворений о воде, чтение рассказов и сказок о ней, подготовка и просмотр презентации на тему «Вода».