Садовые растения        11.10.2019   

Проект в старшей группе ДОУ «Осень разноцветная. Проект в старшей группе "Осень" проект (старшая группа) на тему Отчет по проекту осень в доу

Проект "Осень как время года"
Вид проекта: творческо­информационный, исследовательский
Продолжительность проекта: 19.09.2016 – 29.09.2016г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Образовательная область: активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное
стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать.
Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых
реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение,
восприятие художественно­литературных произведений, наблюдение, экспериментирование,
поиск интересующей информации, стремление что­то узнать у взрослых и т. д.
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей
природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя
представители животного мира, какие причинно­следственные связи существуют в природных
явлениях.
Участие детей в проекте «Осень как время года» позволит максимально обогатить знания и
представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую
деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
­ познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
­ формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение
видеть прекрасное в разное время года
План реализации:
Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И.
1.
Левитана «Золотая осень». (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими
выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
2.
месте. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
Экскурсия в парк (продолжать знакомить с правилами поведения в общественном
3.
Ведение календаря природы.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание
4.
стихов. (продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведения
художественной литературы.)
5.
Дидактические игры. (формировать у детей смекалку, сообразительность.)
6.
изобразительными материалами.)
Занятия по изобразительной деятельности. (закреплять умение работать разными

7.
(смородина, вяз, ясень, сирень, ирис, шиповник)
Исследовательская работа по сравниванию семян, плодов, листьев растений
8.
Выставка детских работ, конкурс «Осеняя фантазия» среди родителей.
10. Экологический КВН «Дары осени» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих
в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение
к миру прекрасного, формировать бережное отношение к природе)
Продукт проектной деятельности: работа с календарем природы и определение количества
пасмурных, ясных дней за декаду; выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки,
аппликация, поделки из природного материала)., экологический КВН «Дары осени», конкурс
поделок из даров осени «Осенняя фантазия» среди родителей.

Этапы проекта
Этапы
дети
Деятельность
родители
педагоги

Организационный
Введение в тему: ­
Что дети знают об осени и
осенних деревьях?
­ что хотят узнать об этом?
­ где можно найти материал по
теме?
Информирование родителей о
проекте: обсуждение темы
проекта, выявление вариантов
представления проекта.
­Подбор методической
литературы по данной
теме; разработка
конспектов занятий,
наблюдений; подбор
детской художественной
литературы; подбор
настольно – печатных и
дидактических игр.
­ Подбор
художественной
литературы (рассказы и
стихотворения об
осенней природе)
­ Подбор дидактических
пособий, иллюстраций,
репродукций на осеннюю
тему, гербарии с
осенними листьями.
­ Приготовление
материалов для
художественного
творчества (акварель,
гуашь, цветные
карандаши, восковые
мелки, цветная бумага,
клей, картон, пластилин
и т. д.).
Планирование
деятельности
Самостоятельная и совместная
творческая деятельность.
Работа над проектом по плану Проведение совместной
деятельности по плану.
Заключительный
Проведение КВН, конкурса
«Осенняя фантазия»,выставка
рисунков
Творческие работы с детьми
Проведение КВН об
осени.
План реализации проекта
Сроки/дат Совместная деятельность
Самостоятельна/
Совместная

а
Весь
период
Непосредственно

образовательная
деятельность
НОД «Улетает
наше лето.
Аппликация
«Грибы».
Рисование
«Осенний лес».
НОД «Осенние
заботы животных
и птиц».
Рисование с
натуры «Осенние
листья».
НОД «Осень
золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой
«Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая
осень разная»

Свободная творческая
деятельность
Дидактическая игра « С
какого дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по
нашему участку»
Цель: Закрепить название
деревьев и кустарников,
расширение словаря детей
и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры:
"Поймай листок", "
Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной
деятельности детей:
трафареты листьев,
альбомы для
раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки
листьев.
Экскурсии: по участку
детского сада
Раскрашивание деревьев,
листьев.
Рисование осенних
букетов.
Пластилинография «Ёжик
делает запасы», «Осенние
листья».
работа
родителей с
детьми
Сбор
природного
материала ­
листьев,
цветов, ягод.
изготовление
осенних
букетов,
изготовление
поделок из
листьев,
овощей и
фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые
возникают во
время
прогулки в
осеннем
парке».
Подбирать
яркие эпитеты
для описания
деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений
и песен об
осени на двух
языках
Участие в
конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Образовательная
деятельность в
режимные
моменты
Ежедневные
наблюдения во время
прогулок за сезонными
изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в
природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Рассматривание:
иллюстрации об осени.
Рассматривание и
сравнение листьев (по
форме, размеру, длине
черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого
дерева лист», игры с
листочками «Дорожка
из листьев», «Образы из
листьев».
Д/и "Загадай, мы
отгадаем", "С какой
ветки детки? ", "Найди
дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно
срезать и ломать ветки?
», «Как помочь
раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и
сказок по данной теме:

Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад»,
Е. Трутнева «Осень»,
Н. Сладков «Осень на
пороге».
Беседа с детьми:
«Почему могут быть
опасны старые
засохшие деревья? »
«Почему опасно бегать
с палками? »
Беседа «О пользе
деревьев для
человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоги проекта:



3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно­эстетическое
воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики,
различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать
эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы,
чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;


Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.


Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в
общение с деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с
удовольствием приняли участие в конкурсе «Осенняя фантазия»

Рисование «Осень золотая»

Загадки
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
* * *
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
­ Кто ты? – И услышим: «…»
* * *
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
* * *
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

СТИХИ ОБ ОСЕНИ
В платье пёстро­золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите ­ осень в золото одета!
КРАСКИ ОСЕНИ
Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забрела –
И его не узнать.

Пожелтел березняк.
Яркий клён заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.
У рябин на весу
Гроздья ягод в огне.
Красит осень в лесу
Всё подряд в октябре.
*
Пожелтел зелёный сад,
Листья кружатся, летят,
Дождик часто моросит,
Нам гулять он не велит.
*
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы

Осень в гости к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт.
*
Здравствуй, осень золотая!
Встрече этой каждый рад.
Вот тебе в подарок песня
От ребяток­дошколят.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Кружит последний жёлтый лист
И землю укрывает,
А город скоро станет чист –
Всё ветер подметает.
Ведь в гости осень к нам идёт,
За ней ­ зима седая.

Дожди и холод нам несёт,
Но так всегда бывает!
Пусть дождь идёт и ветра свист –
Закутался прохожий!
Кружит последний жёлтый лист,
На золото похожий...
Автор: В. Семернин
ОСЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Автор: С. Ю. Подшибякина
ПРОМЕЛЬКНУЛО ЛЕТО
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами ходит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы
В край, где жарко круглый год.
Осень в двери к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт!

Отчет о реализации проекта «Осень как время года»
С 19.09.2016г по 30.09.2016г. в старшей группе «Байр» был реализован проект «Осень как время
года». Целью проекта было расширение и систематизация знаний детей об осени, формирование
бережного отношения к природе. Проект был выполнен по следующему плану:
Самостоятельна/ Свободная
творческая деятельность
Совместная
работа родителей
с детьми
Дидактическая игра « С какого
дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по нашему
участку»
Цель: Закрепить название деревьев
и кустарников, расширение словаря
детей и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры: "Поймай
листок", " Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной деятельности
детей: трафареты листьев, альбомы
для раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки листьев.
Экскурсии: по участку детского
сада
Раскрашивание деревьев, листьев.
Рисование осенних букетов.
Пластилинография «Ёжик делает
запасы», «Осенние листья».
Сбор природного
материала ­
листьев, цветов,
ягод.
изготовление
осенних букетов,
изготовление
поделок из листьев,
овощей и фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые возникают
во время прогулки
в осеннем парке».
Подбирать яркие
эпитеты для
описания деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений и
песен об осени на
двух языках
Участие в конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Сроки/дата
.
Совместная деятельность
Весь период
19.09.­
30.09.2016г.
Образовательная
деятельность в режимные
моменты
Ежедневные наблюдения во
время прогулок за
сезонными изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Непосредственно –
образовательная
деятельность
НОД «Улетает наше
лето.
Аппликация «Грибы».
Рисование «Осенний
лес».
НОД «Осенние заботы
животных и птиц».
Рисование с натуры
«Осенние листья».
НОД «Осень золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой «Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая осень
разная»
Рассматривание:
иллюстрации об осени.

Рассматривание и сравнение
листьев (по форме, размеру,
длине черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого дерева
лист», игры с листочками
«Дорожка из листьев»,
«Образы из листьев».
Д/и "Загадай, мы отгадаем",
"С какой ветки детки? ",
"Найди дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно срезать и
ломать ветки? », «Как
помочь раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и сказок по

данной теме: Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад», Е.
Трутнева «Осень», Н.
Сладков «Осень на пороге».
Беседа с детьми:«Почему
могут быть опасны старые
засохшие деревья? »«Почему
опасно бегать с палками?
»Беседа «О пользе деревьев
для человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоговым мероприятием проекта был КВН «Дары осени» среди детей, конкурс поделок «Осенняя
фантазия» среди родителей. Сценарий КВН прилагается.
Подведены итоги проекта:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить
свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками
осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно
изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось
желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи
об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру.
3.Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных
видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое
удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны,
эмоциональны.
Дети стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;
в музыкально­ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей:
­ С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем
виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Дети научились вести календарь погоды и делать заключение по полученным данным.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с
деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с удовольствием приняли
участие в конкурсе «Осенняя фантазия».
Воспитатель: Харцхаева Т.И.

(Художественно-эстетическое направление)

Тип проекта: творческий (художественно-эстетическое направление).

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Осень - одно из самых красивых времен года. Осенние явления в природе дают почву для наблюдений, расширения кругозора и развития эмоциональной сферы детей. Знакомство с художественной литературой, целевые прогулки и экскурсии в это время года позволяют любоваться прекрасными пейзажами, отражать свои чувства и эмоции в творческих работах. Задача воспитателей, «ввести» детей в волшебный мир красок и форм, заинтересовать и привлечь к творческой деятельности детей и родителей.

Цель проекта: Формирование творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности, совместно с родителями и педагогами, используя нетрадиционные техники.

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования («пальчиками», «раздувание краски», «набрызг», «печать листьями»); пластилинографии; аппликации («обрывание», из фантиков и салфеток), конструирования из природного материала (листья, шишки, ракушки, овощи…). Упражнять детей в изготовлении различных поделок.

Развивать воображение, фантазию, эмоциональное отношение к окружающему миру, разнообразию палитры красок и форм.

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в любое время года; потребность взаимодействовать с взрослыми.

Продукт проектной деятельности:

Методические материалы (сценарии мероприятий, конспекты НОД и экскурсий, фоторепортаж).

Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Краски осени».

Развлечение «Осенины».

Этапы проекта:

Подготовительный:

Подбор методического и практического материала по теме (картины, произведения художественной литературы, загадки, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, музыкальные произведения).

Сбор природного материала совместно с родителями (листья, шишки, веточки, ракушки…).

Пополнение ПРС настольно-печатными играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, разнообразными средствами для самостоятельной творческой деятельности детей.

Выставка детской литературы в книжном центре «Книжкин дом».

Консультация для родителей «Все делаем ВМЕСТЕ».

Размещение в центре для родителей папки передвижки «Осенняя пора, очей очарованье!».

Основной этап:

Мотивация детей во время экскурсии «Осенние краски».

Художественно-эстетическое направление НОД «Осенние мотивы», «Художница осень».

Индивидуальная работа с детьми по изготовлению творческих работ.

Работа кружка «Бумажные фантазии».

Конкурс стихов «Вот и осень к нам пришла!».

Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, разной степени подвижности на прогулке и в группе по теме.

Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Работа по созданию коллекции листьев.

Заключительный этап:

Выставка детских творческих работ и совместно с родителями «Краски осени».

Развлечение в музыкальном зале «Осенины».

Фоторепортаж о ходе проекта.

Материалы, используемые в ходе проекта.

Художественная литература:

Я. Тайц «По грибы, по ягоды», А. Лопатина «Осенний листок», А. М Скребцова «Краски осени», М. Пришвин «Листопад», А. Плещеев «Осень наступила», Н. Калинина «В лесу», «Осеннее»

И. Токмакова, К. Бальмонт «Осень».

Подвижные игры:

«Листопад», «Птички и дождик», «Беги к своему дереву».

Игры малой подвижности : «Дерево, кустик, травка», «Краски», «Раз, два, три - покажи!» «Елочки-березки»

Пальчиковые игры:

Дидактические игры: «Найди такой же листик»,«Подбери пару листику», «Какое время года?», «Что лежит в мешочке?»

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Одень куклу на прогулку», «Поездка в осенний лес».

Пальчиковые игры: «Дождик, дождик», «Листопад», «Ветер».

Музыкальные произведения: П. И. Чайковский «Времена года», «Осень»; Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня»; К. Румянова «Листопад»; Е. Железнова «Осенние листочки».

Творческо-исследовательский проект

«Золотая осень»

Введение:

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов - помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Продолжительность: 1 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Цель проекта:

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

заинтересовать проблемой;

провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Форма реализации:

дидактические, коммуникативные;

пальчиковые, малоподвижные игры;

непосредственно образовательная деятельность;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование DVD для просмотра презентации об осени;

работа с родителями.

Оборудование: музыка на тему «Осень», стихи на осеннюю тематику, фрукты и овощи, салфетки, краски, иллюстрации осени, детские поделки на тему «Осень», шары, листья, осенняя полянка.

Конечный продукт: развлечение «Осенний сундучок», выставка поделок из овощей «Забавные поделки из овощей», выставка поделок из листьев «Волшебный листочек», выставка «Дары осени», фотогазета «Закружила осень золотая»

Ожидаемые результаты:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- социально-коммуникативное развитие : формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему осени, литературы.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы, презентаций, беседы, непосредственная образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка,

дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.

Чтение художественной литературы:

«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина

«Осень» Т. Скребицкий

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»

О. Иваненко «Спокойной ночи»

И. Соколов - Микитов «Листопадничек»

К. Бальмонт «Осень»

И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

Дидактические игры:

«Грибная полянка», «Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет», «Овощи».

Аппликация: «Осенний ковер», «Листопад»

Лепка: « Грибная полянка»

Рисование: «Осенний лес»

Наблюдения за осенней природой

Взаимодействие с родителями

Сбор природного материала,

экскурсии со своими детьми в лес,

участие в выставке «Дары осени», «Волшебный листочек», Забавные поделки из овощей»

совместное рисование с детьми на тему проекта.

Оформление выставки детских работ;

Оформление выставки - конкурса «Волшебный листочек;

Оформление фотогазеты «Закружила осень золотая»;

Оформление выставки «Дары осени»;

Развлечение «Осенний сундучок».

Оценка результатов проекта.

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

У детей создано радостное, настроение;

Сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

Установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признака;

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,

Паспорт проекта

Актуальность: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Тип проекта : групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский.

Участники проекта : воспитатели, дети группы (4-5 лет), родители.

Время проведения: сентябрь - ноябрь 2015г.

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Задачи проекта :

Углубить представления об изменениях в природе осенью;

Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

Привлечь внимания к окружающим природным объектам;

Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира;

Творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;

Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Осень в жизни зверей», «Огород»; «Экосистема-лес»

Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Познакомить детей и родителей с коллекционированием из природного материала;

Этапы проекта:

- I этап (предварительный): постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;

- II этап (основной): цикл НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала;

-III этап(заключительный) : выставка «Поделки из природного материала» развлечение «Золотая осень», участие во всероссийском конкурсе «Педагогический коллаж» в номинации: «Знакомим с осенними явлениями».

I ЭТАП

  • Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
  • Подбор художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактических игр по теме проекта;
  • Оформление уголка «Мир природы» в группе.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей;

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»; «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);

Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок из природного материала «Золотая осень» .

Сбор коллекций из природного материала;

Работа с детьми :

Беседы с детьми по темам: «Осень в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»;

Наблюдения в природе во время прогулок, целевые прогулки;

Разучивание игр различного содержания, стихотворений на тему «Осень».

Работа с музыкальным руководителем:

Подготовка к развлечению «Осень в гости к нам пришла».

II этап

Комплексно-тематическое планирование по теме

«Осень в гости к нам пришла».

Образовательная область

Сроки проведения

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание и беседы по картинам «Осень в городе»; «Осень в лесу», «Почему опасны старые, засохшие деревья»; чтение сказки: «Война грибов с ягодами» обр.В.Даля; трудовая деятельность на участке детского сада, дежурство в уголке природы; прослушивание муз. композиции «Ах ты, береза» муз. Л.Шульгина; сюжетно-ролевая игра: «Семена».

Беседы: «Какие краски осени», «Красивые деревья», «Почему нельзя бегать с ветками и палками»; чтение сказки: «Заяц и ёж» из сказок братьев Гримм; знакомство с профессией дворник, продавец, повар; прослушивание муз. композиции «Осенняя песенка» рус. нар. пес.; сюжетно-ролевая игра: «Магазин одежды».

Беседы: «Приметы осени», «Чем полезны кустарники и деревья», «Витамины чтобы не болеть», «Как вести себя в лесу»; просмотр презентации «Осень золотая»; чтение сказки: «Воробьишко» М.Горький; рассматривание иллюстраций о труде людей осенью на даче, в парке; прослушивание муз. композиции «Осень» муз. И.Клишко; сюжетно-ролевая игра: «Магазин - овощи, фрукты»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Познавательное развитие

Дидактические игры: «Один - много», «Назови признаки осени», «Выложи узор из листьев»; загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь).

НОД «Вот она какая - осень золотая»

Дидактические игры: «Подбирай и называй», «Скажи наоборот», «Посчитай, сколько грибочков»; загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь).

НОД «Осенние деревья»

Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

Дидактические игры: «Оденем куклу Олю на прогулку», «Где спрятались листочки»; загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь).

НОД «Грибы для ежика»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Речевое развитие

Разучивание песен Е.Железновой «Осенние листочки», разучивание стихотворения «Листопад».

Разучивание песен «Катится колючий ёжик», разучивание стихотворения «Золотой дождь».

Разучивание песен к развлечению «Золотая Осень», разучивание стихотворения «Наступила осень»; составление рассказа по картине «Какая погода»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:

Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит реже, греет меньше)

Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);

Наблюдения в цветнике (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);

Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) - тяжелыми, низкими; а в солнечные дни - облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах).

Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные»);

Наблюдения за листьями на деревьях.

Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);

Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.

На площадке детского сада есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

В уголке природы были помещены:

Альбомы «Осень», «Осень в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»

Дидактические игры

Художественная литература

Коллекции из природного материала;

Образцы круп;

Набор для экспериментирования;

Гербарии;

Поделки из природного материала;

Календарь природы;

Во время экологического проекта организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной, тепло; дуют теплые ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные весной выходят из спячки, нуждаются в тепле, пище

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.

III ЭТАП

Итоги проекта «Осень в гости к нам пришла»:

Выставка поделок «Золотая осень»,

Развлечение «Золотая осень»,

Участие во всероссийском конкурсе «Педагогический коллаж» в номинации: «Знакомим с осенними явлениями».

Работа с родителями.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Результаты реализации проекта:

  1. Познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы;
  2. Познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  3. Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;
  4. Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.
  5. Воспитание культуры поведения в природе.
  6. Расширение кругозора детей.
    7. Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Осень».
    8. Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Литература:

  1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва - Синтез, 2006.

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:

Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария - это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид проекта :

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

Средней продолжительности сентябрь-октябрь 2013г.

Участники проекта:

дети, воспитатели, старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Мотив:

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:

Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария - это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность проекта :

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить. представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополняет словарный запас;
  • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
  • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
  • разнообразит способы сотрудничества;
  • развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

  • НОД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изобразительная;
  • Труд;
  • Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности.

  • Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
  • Праздник осени.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры : «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры : «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Познание

Сенсорное развитие : рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой :

Беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

Экскурсия в осенний парк.

Цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».

Аппликация: « Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Музыкальная сказка «Репка»

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».

3-й этап – заключительный.

  • Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени. .
  • Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
  • Подведение итогов проекта.

Приложение№1.

  1. Беседа об осени

ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

  1. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать

  1. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин

  1. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

  1. Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

  1. Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе

  1. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

  1. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

  1. Составление рассказов по стихотворениям об осени

ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову

  1. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству

  1. Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей

  1. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;


Приложение №3

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.


Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад


И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи .


М. Ивенсен «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом


«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?..


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

В. Сутеев «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!.. - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба -Муравей задумался и говорит:

Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Приложение №4

Сценарий осеннего праздника

«Здравствуй, осень золотая!»

Ход.

Воспитатель: Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку, ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы и поэтому мы пригласили Вас вместе с нами взглянуть на мир совершенно другими глазами, увидеть, что осень может принести много чудесного и необычного.

Видеофильм об осени (На фоне музыки читает стих)

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник и зардели клены

В пурпуре осины, только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите, роща золотом одета!

Песня «Желтые листики» муз и слова О. Девочкиной

Стихи

«За окошком так красиво - Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет - Это осени подарок, От неё вам всем привет».

Воспитатель: А теперь хочется проверить кто из вас наблюдательный?

– Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь - запевала осени, октябрь - листопад, ноябрь – ворота зимы).

По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).

Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).

Какое время года наступает следом за осенью? (зима).

Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.

Ребёнок читает стихотворение.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетает

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.

Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».

Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.

Я знаю, что вы знаете много песен про осень

Песня «Осень под зонтиком»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку . Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).

Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).

«Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой

А в шубе рыжей летом». (Белка).

А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.

«Далеко ещё зима,

Но не для потехи.

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи.

Знает маленький зверёк

Запасы надо делать впрок».

Игра «Какие запасы»

Воспитатель: Загадки.

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи? (птицы).

Воспитатель: А сейчас предлагаем посмотреть танец с платками яркими красивыми как осенние листья.

Хоровод с платками (мелодия на мотив Красный сарафан)

Воспитатель:

Всем известно: без труда

Не вынешь рыбку из пруда.

В огороде и в саду, на болоте и в лесу,

Ждут мои подарки вас,

Собирайте про запас!

Не ленитесь, а зимой

Пригодится дар вам мой.

Посмотрите, сколько всего принесла нам осень.

Воспитатель:

Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьёзный спор.

Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?

Песня «Урожайная»

Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.А мы послушаем рассказы о некоторых из них

Рассказы об овощах (Дети)

Воспитатель: Молодцы! -Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Давайте исполним песню «Эх картошка».

Песня «Эх картошка»

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку

«Круглая да гладкая

Желтая да сладкая

Сижу на грядке крепко

Я называюсь… (Репка)

И сейчас мы посмотрим Сказку, которая так и называется «Репка»

Музыкальная сказка «Репка» Н. Голещанов

(звучит фонограмма)

Воспитатель : Возле двух дорог, у перекрестка,

стояла белая березка.

Раскинула зеленые ветки

Березка над маленькой хаткой,

А в хатке - жил дедка

Со своею старенькой бабкой.

Была у них Маша-внучка,

Была и собачка Жучка,

И кот Васька-мурлышка,

А за печкой

Серая мышка!

Сказала раз дедке

Старая бабка:

Бабка :- Нужна нам дед, репка, а для репки грядка!

Воспитатель : Взял дед лопатку,

Стал ладить грядку.

Бабка рядышком копает,

По душе обоим труд!

Дедка песню запевает,

Бабка деду помогает-

Ладят грядку и поют:

Песня деда и Бабки

Ты звени, моя лопатка,

Землю рыхлую копай.

Вырастай скорее, грядка,

Вше грядка, вырастай.

Я лопатой раз.

Я лопатой два.

Убирайся, убирайся

Злая сорная трава.

(уходят за дом)

(звучит фонограмма «Утро» Григ)

Воспитатель : Дождик грядку поливает,

Поливает крепко,
Солнце грядку согревает,-

Подрастает репка!

Листья влажные.

Зеленые,

Украшают огород.

Репка,

Влагою напоенная,

Песенку поет:

Песня Репки

Меня солнышко пригрело,

Приласкала мать земля.

Я ботвою зашумела,

Поднялась над грядкой я.

Поскорей полейте грядку

Свежей чистою водой

Стану я большой и сладкой,

Стану сладкой и большой.

Воспитатель : Дождик больше не идет,-

Вот беда! Вот беда!

Без дождя и огород
Сохнет, как всегда.

Нужно грядку поливать,

Нужно репке пить давать!

Дедка грядку поливает,

Бабка деду помогает,

Носит воду внучка

И собачка Жучка,

А за ней ведро несет

Васька кот- мурлышка,

От кота не отстает

И норушка-мышка!

(Стоят вокруг репки с ведерками, Ставят ведра идут хороводом и поют все вместе)

Песня хоровод

А ну разок, а ну другой,

Была бы лишь охота.

Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.

А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться,

Как хорошо на сете жить, как весело трудиться.

(Уходят в дом )

(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» выходит крот с палочкой с кротихой жаба выбегает)

Воспитатель : В огороде жил-был крот

И жила кротиха,

Жаба тоже там живет-

Страшная жабиха!

Крот: Надо репку погубить…

Мы с кротихой будем рыть

Под землею ход.

К самой репке подползем,

Корни ей перегрызем,

Репка и завянет

И расти не станет!

Воспитатель : Жаба квакает кроту:

Жаба - Ква! И мне невмоготу!

Нужно, нужно погубить

Репку молодую,

Буду воду я мутить,

Воду ключевую!

Пусть водица будет грязной,

Не пригодной для питья,

Станет репка безобразной, Как и я, мои друзья!

Вместе с кротихой

Крот Если только я бы мог,

Я бы вдоль и поперек

Землю рыхлую изрыл, все живое погубил

Вместе Сохнешь, Сохни, сохни…

Срок пройдет и под землею среди вечной темной темноты, погубивши все живой будут жить одни кроты!

(Уходят)

Воспитатель : А ботва над репкой сохнет

И тоскует по воде,

Репка бедная- то охнет

То заплачет на гряде.

Песня Репки «Плач Репки»

Ой, ты горе, злое горе,

кто подсек меня под корень,

Как я воду буду пить,

Пить хочу я, увядаю, вяну, сохну, умираю…

(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» входит крот кротиха и жаба)

Крот: Как дела?

Жаба: Идут прекрасно!

Крот: Идут дела!

Кротиха: Мы старались не напрасно

Видишь, репка умерла!

(уходят)

Воспитатель : Прибежала к грядке Жучка,

Шмыг - туда, и шмыг- сюда

Жучка: Где же дедка?

Бабка?

Внучка?

Гав-гав-гав! У нас беда!

Воспитатель : В огород приходит дед,

Сколько бед
А внучки нет!

Дед: Где же внучка? Где же внучка?

Отвечай скорее Жучка!

Воспитатель : Жучка хвостиком юлит,

Ничего не говорит.

Дед увидел: по тропинке, Из леска на огород,

(звучит лирическая мелодия )

Внучка в розовой косынке

Ведра полные несет.

Дед кричит:

Дед: Ты где была?

Где водицу ты нашла?

Воспитатель : Отвечает звонко Маша

Внучка: За селом

Я прошла горынь -гору,

И нашла я поутру

Ручеек!

Я пошла по ручейку,

И нашла в густом леску

Родничок!

Все, что жаркою порой

Сохнет-увядает,-

От воды его живой

Снова расцветает!

Воспитатель: Рады рады дед и бабка

Новости такой!

Поливают с внучкой грядку

Чистою водой!

Зеленеет вновь ботва,

Соком наливается

Только жаба: ква –ква ква

Горько убивается

А кротиха

Стонет тихо,

В злобе крот

Слезы льет!

А над репкой дед стоит

И с улыбкой говорит:

Ай да репка на гряде!

Золотая, наливная

И большая – пребольшая,

Не найти такой нигде!

Тянет, тянет репку дедка,-

Не дается дедке репка!

Бабка дедушка зовет.-

Репка снова не идет!

Бабка кличет Машу-внучку,

Подзывает внучка Жучку,

Жучка-Васеньку-мурлышку,

Васька- серенькую мышку!

Тянут, тянут понемногу,-

Силы не хватает!

Дед кряхтит и на подмогу песню вызывает:

(поют все вместе)

Песня тянут потянут

Хоть упрямая гряда

Держит репку крепко

Но мы в грядке никогда не оставим репку

Хоть с упрямою грядой

Дружит репка крепко

Но мы дружною семьей вытянули репку!

(звучит фонограмма Барыня)

Воспитатель: Пляшут дедка, бабка, внучка

Вместе с ними пляшет Жучка

Пляшет Васенька -мурлышка,

В бубен бьет норушка-мышка!

Репка сварится к обеду,

Всем ее поесть дадут.

Труд- всегда несет победу

Тем, кто любит дружный труд!

У дорог на перекрестке,

Песня льется широко…

Слушать песенку березке

И приятно и легко!

(поют все вместе)

Песня хоровод

Все: Ай да репка, хороша и бела!

Хороша и бела и кругла

Бабка: Я ботвою козу накормлю

Два ведра молока надою

Дед: Сварит бабка мне каши горшок

Внучка: Испечет она вкусный пирог

Жучка и кот Молоко будем вместе лакать

Пирогом молоко заедать

Мышка Даст мне Маша кусочек пирожка

Поднесет мне наперсток молока

Все будем вместе мы жить поживать

Будем репку добром вспоминать!

Воспитатель: Зеленеет огород,

Веселеет хоровод,-

Под березкой песня льется,

Вторит песенке скворец,

В небе солнышко смеется..

Тут и сказочке конец!

Воспитатель. Ну, что же Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!

Танец «Листик, листик, листопад»