Проект «Чудеса Пермского края» для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель: Некрасова Е.С.
Цель: Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать интерес к Пермскому краю;
Познакомить детей с некоторыми достопримечательностями Пермского края;
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;
Расширять кругозор, познавательную активность;
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Актуальность.
В настоящее время очень часто говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Родители мало уделяют внимания данному вопросу, современные дети недостаточно знают о своем родном крае. А ведь Родина начинается с места, где человек родился. Поэтому знакомство с родным краем надо начинать с детского сада, чтобы ребенок почувствовал себя частицей своей родины, мог гордиться и восхищаться ею.
Участники проекта: дети группы «Звездочки», воспитатели, родители.
Проект краткосрочный, познавательный – 2 месяца.
Реализация проекта.
1 неделя. Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач проектной деятельности.
Ознакомление родителей воспитанников с целью и задачами проекта.
Посещение воспитателями библиотеки им. Лермонтова с целью подбора материала по теме.
Создание электронных презентаций, подборка видеороликов по теме проекта.
Основной этап.
2-3 недели. Город Кунгур и «Кунгурская ледяная пещера».
НОД «Кунгур – город заповедный».
Задачи: Рассказать детям о городе Кунгуре, познакомить с некоторыми фактами из его истории; дать представление о достопримечательностях Кунгура; познакомить детей с народными промыслами жителей Кунгура.
Познавательное занятие «Что такое пещера?».
Задачи: Дать представление о пещере как природном объекте; рассказать о том, какие бывают пещеры; познакомить с профессией спелеолог.
НОД «Кунгурская ледяная пещера».
Задачи: Дать представление о Кунгурской ледяной пещере как природной достопримечательности всесоюзного значения.
Просмотр видеофильма о Кунгурской ледяной пещере.
Задачи: Познакомить с особенностями ледяной пещеры; вызвать живой интерес к пещере и желание побывать в ней.
Опытно-экспериментальная деятельность детей и родителей: «Сталагмиты и сталактиты», «Соленые бусы». Фотоотчет о проделанной работе.
Задачи: привлечь родителей к активному участию в проекте; развивать интерес детей к экспериментальной деятельности.
Изо-деятельность «Грот Кунгурской ледяной пещеры». Выставка рисунков.
Задачи: учить выражать в рисунке свое представление о Кунгурской ледяной пещере; развивать воображение и творческие способности детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №369» г. Перми
Проект
«Природные чудеса Пермского края».
Воспитатель
Редькина С.Л.
Пермь
2017 год
Информационная карта
Редькина Светлана ЛеонидовнаРуководитель проекта
Зобачева Ирина Александровна: руководитель структурного подразделения
Кадры, реализующие проект
Воспитатели, музыкальный руководитель.
Город, район
Г. Пермь, Свердловский район
Адрес организации
Г. Пермь, 614083, ул. Балхашская,203
Телефон
Тел. 241-91-84
Электронная почта
Сайт учреждения
http :// detsad369.caduk.ru/
Вид, тип проекта
Познавательно – исследовательский, краткосрочный, творческий.
Цель, направления деятельности проекта
(реки,горы,заповедники,пещеры) Пермского края.
Краткое содержание проекта
Подбор методического материала. Изготовление дидактических игр. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ.
Место проведения
МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми, ул. Балхашская, 203
Сроки проведения
Сентябрь, октябрь, ноябрь -2017
Количество участников
Детей-32, родители, педагоги - 3
Возраст детей
От 3 до 4 лет
Форма проведения
Познавательные беседы, просмотр видеоматериалов, творческая деятельность детей, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов с иллюстрациями природного ландшафта Пермского края.
Продукт проекта
Проект, картотека стихов о Пермском крае; конспекты познавательных бесед, практических занятий с детьми, видео файлы, фотоматериалы. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Лото», альбом «Мой Пермский край».
Актуальность проекта:
Изучение родного края, воспитание патриотических чувств остается всегда актуальным. Знакомясь с природными богатствами Пермского края, у детей формируется представление о горах, реках, лесах, озерах, пещерах, закладываются основные географические понятия. Проект направлен на развитие познавательно – исследовательской сферы у детей.
Проблема: Зачастую дошкольники не знают о достопримечательностях, особенностях своего родного края. Без изучения ландшафта, истории, природы Пермского края невозможно говорить о патриотическом воспитании в целом. Его основы закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому так необходимо развить интерес ребенка к исследовательской деятельности, которая способствует становлению целостной картины мира и закладывает основы познания им окружающего мира, формированию представлений о родном крае.
Цель проекта:
Знакомство детей с природными ландшафтами
(реки, горы, заповедники, пещеры) Пермского края.
Задачи проекта:
Формировать элементарные представления о ландшафте Пермского края;
Наполнить развивающую предметно - пространственную среду группы фотоматериалами, альбомами для рассматривания, дидактическими играми, художественной литературой;
Организовать совместную деятельность детей и родителей по реализации темы проекта;
Воспитывать у детей уважение и интерес к своей родине.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",
Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.,
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Указ Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии (с изменениями на 3 сентября 2016 года)
Указ Президента РФ от 01.08.2015 № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий »
Возможные риски и пути их преодоления:
1.Недостаток наглядного материала.
Пути решения: приобретение необходимого материала в специализированных магазинах, на сайтах интернет;
2.Карантинные мероприятия.
Пути решения: повышенный уровень санобработки, профилактика, кварцевание, проветривание.
3Пассивность родителей.
Пути решения: использование активных форм работы с родителями – беседы, консультации.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап – подготовительный
Задачи:выявить проблемы, формирования цели, задач;
разработать проект;
создать условия для реализации проекта, оформления группы;
пополнить развивающую предметно-пространственную среду (альбомы, дидактические игры, художественная литература, конспекты мероприятий).
№/П
Формы работы
Дата
Результат
Ответственные
Выявление проблемы, формирование цели, задач.
Сен-тябрь
Проблема, цели, задачи проекта
Воспитатели
Разработка проекта
Сен-тябрь
Проект
Воспитатели
Поиск идей для оформления группы
Сен-тябрь
Идеи для оформления
Воспитатели
Оформление группы
Сен-тябрь
Оформление в группе
Воспитатели
Наполнение РППС
Сен-тябрь
Альбомы для рассматривания, видеоматериалы, фотоматериалы, художественная литература, дидактические игры
Воспитатели.
II этап – основной этап реализации проекта
Задачи:Сформировать представление у детей о природе Пермского края;
Развить интерес к познавательно-исследовательской деятельности у детей;
Организовать совместную деятельность детей и родителей
№/П
Формы работы
Дата
Результат
Ответственные
Беседа о природе Пермского края с показом иллюстраций
Ок-тябрь
Конспект
беседы
Воспитатели
Беседа «Самые большие реки и озера Пермского края»
Ок-тябрь
Знание детьми названий рек Пермско-го края.
Воспитатели
ЧХЛ: Владимир Тяптин
«О, Пермский край!»,
«Кама-камушка»,
Струнова Дарья
«
О реке Чусовой».
Ок-тябрь
Усвоение содержания сказов детьми
Воспитатели
Рисование: «Река»
Ок-тябрь
Рисунки детей
Воспитатели
Беседа «Высоко в горах»
Ок-тябрь
Знание детьми названий гор Пермско-го края.
Воспитатели
ЧХЛ: «Страна малахита»
Ок-тябрь
Усвоение содержания
Воспитатели
аппликация «Гора»
Ок-тябрь
выставка
Воспитатели
Беседа «Заповедник Басеги»
Но-ябрь
Знание детьми заповедника Пермско-го края.
Воспитатели
ЧХЛ:
«Кунгурская ледяная пещера»
Но-ябрь
Усвоение
детьми содержания произведения
Воспитатели
Лепка: «Волшебный камушек из пещеры»
Но-ябрь
выставка
Воспитатели
Просмотр видеофильма «Природные чудеса Пермского края». Обсуждение просмотренного фильма.
Но-ябрь
Обобщен-ное представ-ление у детей о природ-ных ландшаф-тах Пермско-го края.
Воспитатели
III этап – Контрольно-оценочный
/ПФормы работы
Дата
Результат
Ответственные
Оформление альбома «Пермский край»
Но-ябрь
Альбом
Воспитатели
Фотовыставка: «Мой любимый Пермский край»
Но-ябрь
Стенд
Воспитатели,родители
Итоговое мероприятие
Кунгурская Пещера Ледяная -
Одна на свете ты красавица такая!
Ты - украшение города! Ты - гордость наша!
Ты вечно молода. С годами только краше!
В Кунгурской Ледяной Пещере
Чудеса живут...
Там можно в зиму окунуться
В самую жару...
Можно каменную крысу
Увидать...
И в кромешной тьме
Желание загадать...
Сталактиты... Сталагмиты...
Столбики из льда.
И подземные озера -
Зеркало вода...
У Синюшкина колодца
Словно сказ Бажова...
Ох! Не зря зовут Пещеру
Сказкой ледяною!
Закружило голову
Волшебством...
Мы с экскурсией идем
Под землей...
Мой восторг душевный
Сложно описать...
Чтоб понять, КАК ЗДЕСЬ КРАСИВО!
Надо побывать...
Заповедник Басеги
Живописнее места, наверное, нет!
Среди горной тайги, полной тайны и неги,
Протянулся на полдень красивый хребет –
Потому-то и назван когда-то Басеги*!
Склоны гор каменисты и очень круты,
С них ручьи и речушки в низины стекают,
Серебристые воды хрустальны, чисты
И реку Чусовую собою питают.
Здесь пихтово-еловая дремлет тайга,
Заполняет ложбины, растёт у подножий;
Субальпийские, ближе к вершинам, луга,
А на склонах лес карликовый расположен.
Каменистые россыпи сказочных гор
Сплошь покрыты лишайниками или мхами.
Здесь встречаются волк, горностай, тёмный хорь,
А леса полны рябчиками, глухарями.
Росомаха, косуля, медведь и олень,
Норка, лось, колонок и лесная куница.
В речках ловится хариус или таймень,
А в горах белохвост** или беркут гнездится.
Красотой привлекает нас Средний Урал –
Вековая тайга, рек прозрачные воды!
Сотворив твердь земную, Господь Бог создал
Для людей это дивное чудо природы!
Актуальность проекта:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.
С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.
В организации работы по данному направлению нам помог проект «Мой любимый город».
Проблемы, на решение которых был направлен проект:
Познакомить детей с городом – как культурной столицей Прикамья;
Дать представление о достопримечательностях родного города;
Привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных семейных ценностей и традиций.
Использовать при реализации проекта новые формы взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Участники проекта: дети подготовительной группы № 11 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 415», воспитатель Острякова Марина Владимировна, родители воспитанников.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2013г. - январь 2014г.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.Перми, его основателем, основными культурными и историческим достопримечательностями.
- Закрепить знания о символике г. Перми.
- Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое: педагог имеющий специальное педагогическое образование, музыкальный руководитель ДОУ.
Методическое: программа Л.В. Коломийченко «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», Горбацевич Н.П. , Шатрова Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Твое Прикамье – береги свой дом» составитель Е.А. Черных.
Информационное: видеофильм «Мой город», фотопрезентация «Пермь», буклеты, открытки о городе, энциклопедии, словари, справочники, экскурсионные программы.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
№ п/п |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Работа с родителями |
Организация развивающей среды |
Выставка рисунков «Любимый город с днем рождения» |
Выставка рисунков в холле детского сада. |
||
Презентация мини-проектов «Мое любимое место в городе» |
Помощь в составлении презентации, фотоотчеты, информационный поиск |
Подбор материалов о городе, фотоальбомы любимые места в Перми |
|
Рассматривание буклетов и фотографий «Мой город» |
Помощь в подборе материалов |
Выставка буклетов и фотографий |
|
Цикл «виртуальных» экскурсий по городу. Центральные улицы города; Парки и скверы Перми; Ворота нашего города (Ж/д вокзал, речной, автовокзал, аэропорт); Пермь театральная Памятники и музеи города. Исторические здания города. |
Помощь в подборе материалов для экскурсий. |
Фотоотчеты |
|
Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель) |
Помощь в подборе информации. |
Видео и фото презентация. |
|
Проведение дидактических игр по краеведению «Мой город Пермь», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Ассоциации -город» |
Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке. |
||
Экскурсии по городу - «Мой город – Пермь» (прошлое, настоящее, будущее) |
|||
Посещение краеведческого музея |
|||
Разучивание песен, стихов о Перми |
Подбор материалов |
||
Оформление макетов «Любимое здание моего города» |
Помощь в изготовлении, описании и оформлении. |
Оформление выставки «Наш любимый город» |
|
В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом», Н.Куртог «Сказки». |
Оформление выставки книг о городе, родине, стране в книжном уголке. |
||
Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города» |
Оформление странички книги. |
Оформление книги рассказов о городе. |
|
Посещение кукольного театра. |
|||
Историческая викторина «Знатоки родного города» |
III. Презентационно - завершающий
Открытое итоговое мероприятие “Моя Родина – город Пермь!”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- 1.интерес детей и родителей;
- 2.методические разработки,
- 3.интеграция со специалистами детского сада.
Возможные риски:
- 1.нежелание участвовать в проекте родителей;
- 2.низкое ресурсное обеспечение;
- 3.низкая познавательная активность участников.
Предполагаемый результат:
- 1.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания о родном городе, его истории, культуре. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- 2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Мониторинг, направленный на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе.
- 1.Как называется наш город?
- 2.Кто является основателем нашего города?
- 3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?
- 4.Чем славится земля Пермская?
- 5.Назови свой домашний адрес?
- 6.Какие улицы ты еще знаешь?
- 7.Назови и расскажи о достопримечательностях города Перми.
- 8.Какие вокзалы есть в городе Перми?
- 9.Назови театры нашего города?
Данный мониторинг проводится в начале и конце проекта.
Смета расходов
№ п/п |
Ресурсное обеспечение |
Кол-во за единицу/сумма |
Количество штук, сумма |
Ноутбук «Packard-bell» |
1/15.000 |
15.000 |
|
Фотоаппарат «Canon» |
1/7000 |
7000 |
|
Экран настенный «Pro-mega office» |
1/1990 |
1990 |
|
МФУ «Canon pizma mg2240/mg3240» |
1/2890 |
2890 |
|
Расходные материалы (черный картридж, цветной картридж) |
1/744 1/905 |
1649 |
|
Карта памяти к фотоаппарату |
1/1700 |
1700 |
|
USB устройство |
1/500 |
||
Магнитные держатели |
1уп - 567 |
1134 |
|
Беспроводная мышь |
|||
Набор постеров на тему «Город Пермь» на разную тематику |
1/500 |
4/2000 |
|
Набор видеофильмов на тему «Город Пермь» |
1/200 |
4/800 |
|
Настенная система «durableSherpa style 5844» |
1/3811 |
3811 |
|
Обложки пластиковые |
1уп - 950 |
||
Итого: 40.014 рублей. |
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание», «Социализация».
В гостях у Деда-краеведа
Цель: способствовать формированию у детей чувства патриотизма к родному городу.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения г. Перми, основными достопримечательностями.
2. Закрепить знания о символике г. Перми.
3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.
4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Предварительная работа:
Рассматривание буклетов, символик г. Перми (герб), поездка в цирк, экскурсия по улице г. Перми, игры «Собери картинки», составление рассказов о местах г. Перми.
Ход занятия:
Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед-краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае. Услышал я, что вы изучаете историю родного края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала я проверю ваши знания. Ребята, Дед-краевед нам прислал открытки (на экране показ открыток).
Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?
Как называется наш край?
Еще Дед-краевед прислал игру «Собери картинку». Разделимся на три группы и быстро их соберем. Чья команда вперед? (собираем герб России, герб Перми, герб Москвы). Что за символы получились? На экране символ Перми - герб.
Что обозначают элементы этого символа?
Медведь – это сила и богатство края, крест и книга – христианство.
А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Пермского края? А зачем? Дед-краевед очень хочет, чтобы вы были умными и все знали, поэтому он еще прислал историческую книгу о г. Перми. Прочитав ее, я предлагаю вам узнать об возникновения г. Перми.
Желаете, послушать мой рассказ? Давным-давно, когда еще не было города Перми, на этом месте шумела тайга. Чем богат лес? По тайге протекала маленькая речка Егошиха, которая спешила встретиться с большой речкой Камой! Чем богата речка? И людям понравилось это место и стали строить они дома. Какие дома раньше были? А потом в земле люди нашли полезное ископаемое «медную руду» и построили завод. На заводе выплавляли медь – она нужна была России. Вокруг завода вырос поселок, его называли Егошиха, как и речку. Поселок разрастался. Прошло много-много лет и он превратился в город. И царица России Екатерина II издала указ назвать этот город Пермь.
Какие дома в Перми построены?
Какие улицы в Перми?
Что еще вы видели в Перми?
Посмотрите на экран (слайды г. Перми)
Каким город стал в наше время?
Какие дома построены?
Какие улицы? (широкие, длинные)
Пермь - большой и красивый город. В нем много храмов, театров, музеев, библиотек.
Ребята, а вы ездили с родителями в г. Пермь? Где вы бывали? Что повидали? Может расскажите нам?
Спасибо вам за интересные рассказы.
Ребята, а что нового узнали на занятии?
Нам надо рассказать Деду-краеведу.
Дед дед-краевед
Ты посылочку прислал
Много ты нам показал
1-2-3
Что узнал, ты расскажи!
Рефлексия:
Ребята, я предлагаю создать флаг настроения - символ нашего занятия. Посмотрите какой он у нас. Флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от занятия у вас веселое, радостное.
Гилина Ирина
Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 136 ОАО «РЖД»
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мой город Пермь »
для старшего дошкольного возраста
Воспитатель Гилина И. А.
Учитель-логопед Малых Н. Ю.
Адрес : г. Пермь
614046 ул. Барамзиной 68А
Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта : 2015 – 2016 учебный год.
Актуальность проекта
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма . Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте . Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности . Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания . Чтобы воспитать патриотов своего города , надо его знать.
Цель : Воспитание гражданина и патриота своей страны , формирование нравственных и культурных ценностей.
Задачи проекта :
Дать знания детям о родном городе : истории, символике, достопримечательностях.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город .
Познакомить с творчеством Пермских писателей .
Расширить знания детей о флоре и фауне города Пермь .
Познакомить детей с рекой Кама, её расположением на карте, уникальностью.
Активизировать и расширять словарный запас по теме.
Воспитывать любовь к родному городу , краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам патриотического воспитания детей .
Ресурсное обеспечение :
Гербарии и коллекции полезных ископаемых Пермского края ;
Открытки;
Художественные произведения и материалы;
Дидактические игры.
Участники проекта :
Воспитатели;
Учитель-логопед;
Дети подготовительной группы;
Родители воспитанников.
Гипотеза :
Проживая в городе Перми , на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города , символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город , начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .
Ожидаемые результаты :
Дети должны знать и называть свой город , символику города , достопримечательности, флору и фауну;
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;
Уметь составлять связный рассказ о своём городе , его достопримечательностях.
План действий :
1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что
хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы
на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми,
определение средств и способов реализации проекта .
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми .
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования .
Формы и методы реализации проекта :
Раздел программы Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие
1. Познавательные занятия :
«Мой город на Каме »
«По улицам города »
«Район детского сада как часть города »
«Растительный мир родного края»
«Животный мир Прикамья»
«Наша Кама велика, широка и глубока»
«Писатели Пермского края
2. Составление описательных и творческих рассказов на тему :
«Город , в котором я живу»
«Я и моя семья»
«Профессии родителей»
«Моя улица»
3. Словотворчество детей с родителями : сочини стихи, сказку о г. Пермь .
4. Составление кроссвордов о птицах, растениях :
«Что это?» .
5. Чтение художественной литературы.
6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час» .
7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
8. Заучивание стихов.
9. Литературный праздник, посвящённый творчеству
Е. Пермяка и Е . Трутневой.
Игровая деятельность
1. Оформление игротеки дидактических игр :
«С какого дерева лист?»
«Кто лишний?»
«Найди животных нашего края»
«Заселим реку Каму»
Лото «Где это сделано?»
Домино «Люби и знай свой Пермский край »
«Между двух вокзалов»
2. Сюжетно – ролевые игры :
Пожарные
Магазин «Сувениры Прикамья» , «Пермские конфеты » …
Экскурсия по городу
3. Игры народов Прикамья.
Трудовая деятельность
«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке, тематическое оформление зимних и летних участков)
Конкурс на лучшую кормушку для птиц;
Конкурс семейных работ «Осенняя пора- очей очарование» ;
Задание на лето : собрать гербарий растений Прикамья и природный материал.
Привлечение детей родителями для труда на даче.
Ручной труд :
Поделки из природного материала
Изготовление макетов зданий города
Изобразительная деятельность Рисование :
«Животные, птицы, растения Перми »
«Улицы родного города »
«Любимое место в моём городе »
Лепка животных (лось, медведь, бобр, птиц (цапля, снегирь, клёст) .
Конструирование (бросовый материал) : «Национальная кукла из ниток» , макет перекрёстка ДКЖ.
Строительный материал : здания города .
Здоровье и физическое развитие Беседы :
«Полезные привычки»
«Точечный массаж» ,
«Лечебный чай»
Спортивные праздники, развлечения
Экологическое воспитание
Беседа о климатических условиях города , области.
Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
Составление экосказки о городе Перми , реке Каме.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Викторина «Что я сделал для родного города » (Чистота, уют) .
Социальное развитие
Экскурсии в лес;
Экскурсии по родному городу ;
Посещение выставок художников города , края с родителями;
Экскурсия в библиотеку ДКЖ;
Экскурсия в краеведческий музей;
Организация уголка краеведения в группе.
Встреча с пермским художником-кукольником Анохиной
Музыкальная деятельность
Разучивание стихов и песен о Перми и Каме
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Прослушивание песен об Урале и городе Перми
Развлечения
Концерты фолк-шоу группы «Пермские скоморохи »
Оформление стенда «Песни и стихи о г. Пермь »
Взаимодействие с родителями
Досуг с родителями «Бабушка –загадушка в гостях у детей» (загадки о животных Урала)
Досуг «Встреча с бабушкой» (к месячнику пожилого человека)
Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»
Фотоальбом «Моя семья»
Фотоальбом «Профессии родителей» ;
Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
Консультации :
Помощь в организации экскурсий
Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.
Проект
«Мое родное Прикамье»
Разработчик:
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 47»
г. Пермь
2009 год
РАЗДЕЛ II – СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1. Проблема, на решение которой направлен проект
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности.
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своему Отечеству.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по оказанию воспитанию любви к родному краю нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного края со всей страной.
Мы живем и работаем в Пермском крае. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, который носит такое гордое имя.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, Пермском крае, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.
2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
Наш детский сад реализует программу «Детский сад - дом радости» .
Одним из направлений программы является приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности.
И задачей является - расширить представление детей о России, приобщить к истории своей страны, к духовным ценностям своего народа.
Но решаю эту задачу мы не можем не сделать акцент на обогащении знаний детей о нашем родном Пермском крае, о людях, живущих в нем, о традициях и т. д.
Понимаю то, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной , могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Проживая в Пермском крае, городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
С этой целью мы и решили создать свой проект. Идти надо от близкого к далекому
Цель проекта:
*Знакомство детей с историей и культурой Пермского края, природным, социальным и рукотворным миром.
*Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
*Систематизация знаний о городе, крае
Задачи проекта :
*Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
*Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, краю; к культурному наследию своего народа; к природе родного края.
*Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Развивать коммуникативные навыки.
*Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, уважения к другим народностям.
*Воспитывать уважение к культуре других народов. Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Россия многонациональная страна, и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников имеет актуальное значение.
Идея проекта заключается в следующем: мы живем в Пермском крае, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю, культуру. Но наш край многонационален, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, обычаи, свою историю и наша задача помочь детям узнать, чем знаменит наш край, познакомить с его историей, культурой, природой, его богатством. Вызвать у детей чувство восхищения и гордости за свою Родину.
Вопросы краеведения красной нитью проходят через все разделы программы «Дом радости, по которой работает наш детский сад.
Мы наметили основные направления работы:
* Формировать у детей представления о том, чем славен родной город, край, чувство гордости за свою Родину.
* Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, города, края.
* Воспитывать у воспитанников интерес к прошлому своего края.
* Приобщать к культуре народов населяющих Пермский край. Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям.
*Формировать национальное самосознание в процессе знакомства с культурой, бытом, традициями.
*Формировать интерес к народам Прикамья и России.
* Учить видеть общее и специфическое в жизни народов Пермского края.
* Осуществлять познавательное развитие ребенка в процессе знакомства с прошлым и настоящим края.
* Сформировать представление о родном городе, крае, как частицы большой страны России.
* Учить активно проявлять свои гражданские чувства.
Реализуя проект, у детей:
- появится интерес к истории родного края, города, к его богатству; разовьется познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, речь.; дети научаться правильно вести себя в окружающем мире, расширят свой кругозор; появится чувство ответственности за живой мир и окружающую природу.
Знакомство с родным краем будет проходить через беседы, сказание (одна из форм занятия), рассматривания альбомов, репродукций, слушание народной музыки, чтение художественной литературы , экскурсии.
Критериями оценки нашей работы будет заинтересованность детей, родителей, педагогов историей нашего родного края.
Дети будут знать историю края, его культуру, природу. И на вопрос - «Откуда ты приехал, где живешь?», ребенок с гордость может сказать: «Я пермяк!».
Наш детский сад реализует программу «Дом радости», и к программе прописана технологи, которая охватывает весь дошкольный возраст. Результатом нашего проекта является дополнений в написанную автором технологию. Использование региональных программ: «Люби и знай свой край». «Патриотическое воспитание дошкольников». «Пермский край» позволило, не нарушая технологию дать детям представления о родном крае, познакомить со знаменитыми людьми Прикамья.
Материал технологии планирую дополнить краеведческим материалом, создать развивающую среду в группе, с учетом регионального компонента.
3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения
поставленных целей
Работа по проекту рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога |
Подготовительный | Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме Составление плана работ над проектом Подбор наглядного и дидактического материала Диагностика детей «Знаешь ли ты свой край» |
Технологический | Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения |
Основной | Развитие речи: Составление творческих рассказов «Моя улица» «Мой город родной», «Мой край» Беседы: «Мой город – город труженик», «Пермь – театральная», «Богатство Уральских гор», «Пермь – музыкальная», «Они прославили наш край» Ознакомление с художественной литературой: Чтение сказок народов Прикамья; знакомство с творчеством писателей Прикамья– Е. Трутневой, Л. Кузьмин; народный фольклор Познавательное: –занятие «Сказание о Перми»; «Сказание об Урале»; «Сказание о Каме» Экскурсия по микрорайону, по городу Знакомство с декоративно-прикладным искусством Прикамья Экскурсия в краеведческий музей Игровая деятельность: – сюжетно-ролевая игра «Моя семья» Дидактические игры «Путешествие по краю», «Узнай о себе», «Посев» Разучивание народных игр Прикамья. Театрализованная деятельность: – театрализация сказок, потешек народов Прикамья Конструирование: – «Улица Декабристов», «Набережная Камы», «Театры города» «Мой Пермский край» Продуктивная деятельность: –рисование: «Моя любимая улица», «Уральский зимний лес», обвинская роспись, птицы Урала Музыкальная деятельность: Народные праздники; народные песни; знакомство с творчеством детских композиторов –Е. Крылатов, Л. Вахрушева Работа с родителями : – беседы и консультации по темам проекта, Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край»; задания на дом; Привлечение родителей к участию в проведении тематических праздников и развлечений |
оценочный | Подведение итогов Трансляция работы по проекту на стендах Проведение анкетирование детей Определение задач для нового проекта |
План-график работ
Мероприятия | результат | ответственные |
||
подготовительный | Приобретение литературы о Пермском крае, городе Буклеты «Природа Урала», «Декоративно-прикладное искусство» Приобретение игр дидактических игр по краеведению Составление плана Подбор наглядного материала Анкетирование детей | В течение года | Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
|
технологический | Разработка конспектов Создание предметно-развивающей среды Оформление выставок | В течение года | Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
|
основной | Беседы, сказания, занятия по плану Чтение художественной литературы Рассматривание альбомов, открыток Сюжетно-ролевая игра Дидактические игры Театрализация по сказкам народов Прикамья Конструирование, рисование, аппликация Подвижные игры народов Прикамья Экскурсии по городу, в музей Проведение тематических праздников, развлечений | В течении года (по плану) | Воспитатель |
|
оценочный | Подведение итогов работы по проекту Итоговое анкетирование детей | Декабрь 2009 | Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
Распространение результатов:
Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, на методическом объединении
педагогов реализующих программу «Детский сад – дом радости»
Трансляция работы по проекту в СМИ