Дарим цветы        11.10.2019   

Проект «Знакомство с городом Пермь через инновационные технологии. Краевой проект "3D узей в детском саду" Проект история пермского края в доу

Проект «Чудеса Пермского края» для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель: Некрасова Е.С.

Цель: Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Формировать интерес к Пермскому краю;

Познакомить детей с некоторыми достопримечательностями Пермского края;

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;

Расширять кругозор, познавательную активность;

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Актуальность.

В настоящее время очень часто говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Родители мало уделяют внимания данному вопросу, современные дети недостаточно знают о своем родном крае. А ведь Родина начинается с места, где человек родился. Поэтому знакомство с родным краем надо начинать с детского сада, чтобы ребенок почувствовал себя частицей своей родины, мог гордиться и восхищаться ею.

Участники проекта: дети группы «Звездочки», воспитатели, родители.

Проект краткосрочный, познавательный – 2 месяца.

Реализация проекта.

1 неделя. Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проектной деятельности.

Ознакомление родителей воспитанников с целью и задачами проекта.

Посещение воспитателями библиотеки им. Лермонтова с целью подбора материала по теме.

Создание электронных презентаций, подборка видеороликов по теме проекта.

Основной этап.

2-3 недели. Город Кунгур и «Кунгурская ледяная пещера».

НОД «Кунгур – город заповедный».

Задачи: Рассказать детям о городе Кунгуре, познакомить с некоторыми фактами из его истории; дать представление о достопримечательностях Кунгура; познакомить детей с народными промыслами жителей Кунгура.

Познавательное занятие «Что такое пещера?».

Задачи: Дать представление о пещере как природном объекте; рассказать о том, какие бывают пещеры; познакомить с профессией спелеолог.

НОД «Кунгурская ледяная пещера».

Задачи: Дать представление о Кунгурской ледяной пещере как природной достопримечательности всесоюзного значения.

Просмотр видеофильма о Кунгурской ледяной пещере.

Задачи: Познакомить с особенностями ледяной пещеры; вызвать живой интерес к пещере и желание побывать в ней.

Опытно-экспериментальная деятельность детей и родителей: «Сталагмиты и сталактиты», «Соленые бусы». Фотоотчет о проделанной работе.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в проекте; развивать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Изо-деятельность «Грот Кунгурской ледяной пещеры». Выставка рисунков.

Задачи: учить выражать в рисунке свое представление о Кунгурской ледяной пещере; развивать воображение и творческие способности детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №369» г. Перми

Проект

«Природные чудеса Пермского края».

Воспитатель

Редькина С.Л.

Пермь

2017 год

Информационная карта

Редькина Светлана Леонидовна

Руководитель проекта

Зобачева Ирина Александровна: руководитель структурного подразделения

Кадры, реализующие проект

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Город, район

Г. Пермь, Свердловский район

Адрес организации

Г. Пермь, 614083, ул. Балхашская,203

Телефон

Тел. 241-91-84

Электронная почта

Сайт учреждения

http :// detsad369.caduk.ru/

Вид, тип проекта

Познавательно – исследовательский, краткосрочный, творческий.

Цель, направления деятельности проекта

(реки,горы,заповедники,пещеры) Пермского края.

Краткое содержание проекта

Подбор методического материала. Изготовление дидактических игр. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ.

Место проведения

МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми, ул. Балхашская, 203

Сроки проведения

Сентябрь, октябрь, ноябрь -2017

Количество участников

Детей-32, родители, педагоги - 3

Возраст детей

От 3 до 4 лет

Форма проведения

Познавательные беседы, просмотр видеоматериалов, творческая деятельность детей, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов с иллюстрациями природного ландшафта Пермского края.

Продукт проекта

Проект, картотека стихов о Пермском крае; конспекты познавательных бесед, практических занятий с детьми, видео файлы, фотоматериалы. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Лото», альбом «Мой Пермский край».

Актуальность проекта:

Изучение родного края, воспитание патриотических чувств остается всегда актуальным. Знакомясь с природными богатствами Пермского края, у детей формируется представление о горах, реках, лесах, озерах, пещерах, закладываются основные географические понятия. Проект направлен на развитие познавательно – исследовательской сферы у детей.

Проблема: Зачастую дошкольники не знают о достопримечательностях, особенностях своего родного края. Без изучения ландшафта, истории, природы Пермского края невозможно говорить о патриотическом воспитании в целом. Его основы закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому так необходимо развить интерес ребенка к исследовательской деятельности, которая способствует становлению целостной картины мира и закладывает основы познания им окружающего мира, формированию представлений о родном крае.

Цель проекта:

Знакомство детей с природными ландшафтами

(реки, горы, заповедники, пещеры) Пермского края.

Задачи проекта:

    Формировать элементарные представления о ландшафте Пермского края;

    Наполнить развивающую предметно - пространственную среду группы фотоматериалами, альбомами для рассматривания, дидактическими играми, художественной литературой;

    Организовать совместную деятельность детей и родителей по реализации темы проекта;

    Воспитывать у детей уважение и интерес к своей родине.

Нормативно-правовая база:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",

    Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.,

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

    Указ Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии (с изменениями на 3 сентября 2016 года)

    Указ Президента РФ от 01.08.2015 № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий »

Возможные риски и пути их преодоления:

1.Недостаток наглядного материала.

Пути решения: приобретение необходимого материала в специализированных магазинах, на сайтах интернет;

2.Карантинные мероприятия.

Пути решения: повышенный уровень санобработки, профилактика, кварцевание, проветривание.

3Пассивность родителей.

Пути решения: использование активных форм работы с родителями – беседы, консультации.

Планирование работы по реализации проекта.

I этап – подготовительный

Задачи:

    выявить проблемы, формирования цели, задач;

    разработать проект;

    создать условия для реализации проекта, оформления группы;

    пополнить развивающую предметно-пространственную среду (альбомы, дидактические игры, художественная литература, конспекты мероприятий).

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Выявление проблемы, формирование цели, задач.

Сен-тябрь

Проблема, цели, задачи проекта

Воспитатели

Разработка проекта

Сен-тябрь

Проект

Воспитатели

Поиск идей для оформления группы

Сен-тябрь

Идеи для оформления

Воспитатели

Оформление группы

Сен-тябрь

Оформление в группе

Воспитатели

Наполнение РППС

Сен-тябрь

Альбомы для рассматривания, видеоматериалы, фотоматериалы, художественная литература, дидактические игры

Воспитатели.

II этап – основной этап реализации проекта

Задачи:
  • Сформировать представление у детей о природе Пермского края;

    Развить интерес к познавательно-исследовательской деятельности у детей;

    Организовать совместную деятельность детей и родителей

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Беседа о природе Пермского края с показом иллюстраций

Ок-тябрь

Конспект

беседы

Воспитатели

Беседа «Самые большие реки и озера Пермского края»

Ок-тябрь

Знание детьми названий рек Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ: Владимир Тяптин

«О, Пермский край!»,

«Кама-камушка», Струнова Дарья « О реке Чусовой».

Ок-тябрь

Усвоение содержания сказов детьми

Воспитатели

Рисование: «Река»

Ок-тябрь

Рисунки детей

Воспитатели

Беседа «Высоко в горах»

Ок-тябрь

Знание детьми названий гор Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ: «Страна малахита»

Ок-тябрь

Усвоение содержания

Воспитатели

аппликация «Гора»

Ок-тябрь

выставка

Воспитатели

Беседа «Заповедник Басеги»

Но-ябрь

Знание детьми заповедника Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ:

«Кунгурская ледяная пещера»

Но-ябрь

Усвоение

детьми содержания произведения

Воспитатели

Лепка: «Волшебный камушек из пещеры»

Но-ябрь

выставка

Воспитатели

Просмотр видеофильма «Природные чудеса Пермского края». Обсуждение просмотренного фильма.

Но-ябрь

Обобщен-ное представ-ление у детей о природ-ных ландшаф-тах Пермско-го края.

Воспитатели

III этап – Контрольно-оценочный

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Оформление альбома «Пермский край»

Но-ябрь

Альбом

Воспитатели

Фотовыставка: «Мой любимый Пермский край»

Но-ябрь

Стенд

Воспитатели,родители

Итоговое мероприятие

Кунгурская Пещера Ледяная -
Одна на свете ты красавица такая!
Ты - украшение города! Ты - гордость наша!
Ты вечно молода. С годами только краше!

В Кунгурской Ледяной Пещере
Чудеса живут...
Там можно в зиму окунуться
В самую жару...

Можно каменную крысу
Увидать...
И в кромешной тьме
Желание загадать...

Сталактиты... Сталагмиты...
Столбики из льда.
И подземные озера -
Зеркало вода...

У Синюшкина колодца
Словно сказ Бажова...
Ох! Не зря зовут Пещеру
Сказкой ледяною!

Закружило голову
Волшебством...
Мы с экскурсией идем
Под землей...

Мой восторг душевный
Сложно описать...
Чтоб понять, КАК ЗДЕСЬ КРАСИВО!
Надо побывать...

Заповедник Басеги

Живописнее места, наверное, нет!
Среди горной тайги, полной тайны и неги,
Протянулся на полдень красивый хребет –
Потому-то и назван когда-то Басеги*!

Склоны гор каменисты и очень круты,
С них ручьи и речушки в низины стекают,
Серебристые воды хрустальны, чисты
И реку Чусовую собою питают.

Здесь пихтово-еловая дремлет тайга,
Заполняет ложбины, растёт у подножий;
Субальпийские, ближе к вершинам, луга,
А на склонах лес карликовый расположен.

Каменистые россыпи сказочных гор
Сплошь покрыты лишайниками или мхами.
Здесь встречаются волк, горностай, тёмный хорь,
А леса полны рябчиками, глухарями.

Росомаха, косуля, медведь и олень,
Норка, лось, колонок и лесная куница.
В речках ловится хариус или таймень,
А в горах белохвост** или беркут гнездится.

Красотой привлекает нас Средний Урал –
Вековая тайга, рек прозрачные воды!
Сотворив твердь земную, Господь Бог создал
Для людей это дивное чудо природы!

Актуальность проекта:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.

С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.

В организации работы по данному направлению нам помог проект «Мой любимый город».

Проблемы, на решение которых был направлен проект:

Познакомить детей с городом – как культурной столицей Прикамья;

Дать представление о достопримечательностях родного города;

Привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных семейных ценностей и традиций.

Использовать при реализации проекта новые формы взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 11 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 415», воспитатель Острякова Марина Владимировна, родители воспитанников.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь 2013г. - январь 2014г.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.
  • Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.Перми, его основателем, основными культурными и историческим достопримечательностями.
  • Закрепить знания о символике г. Перми.
  • Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое: педагог имеющий специальное педагогическое образование, музыкальный руководитель ДОУ.

Методическое: программа Л.В. Коломийченко «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», Горбацевич Н.П. , Шатрова Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Твое Прикамье – береги свой дом» составитель Е.А. Черных.

Информационное: видеофильм «Мой город», фотопрезентация «Пермь», буклеты, открытки о городе, энциклопедии, словари, справочники, экскурсионные программы.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

№ п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Организация развивающей среды

Выставка рисунков «Любимый город с днем рождения»

Выставка рисунков в холле детского сада.

Презентация мини-проектов «Мое любимое место в городе»

Помощь в составлении презентации, фотоотчеты, информационный поиск

Подбор материалов о городе, фотоальбомы любимые места в Перми

Рассматривание буклетов и фотографий «Мой город»

Помощь в подборе материалов

Выставка буклетов и фотографий

Цикл «виртуальных» экскурсий по городу.

Центральные улицы города;

Парки и скверы Перми;

Ворота нашего города (Ж/д вокзал, речной, автовокзал, аэропорт);

Пермь театральная

Памятники и музеи города.

Исторические здания города.

Помощь в подборе материалов для экскурсий.

Фотоотчеты

Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель)

Помощь в подборе информации.

Видео и фото презентация.

Проведение дидактических игр по краеведению «Мой город Пермь», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Ассоциации -город»

Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.

Экскурсии по городу

- «Мой город – Пермь» (прошлое, настоящее, будущее)

Посещение краеведческого музея

Разучивание песен, стихов о Перми

Подбор материалов

Оформление макетов «Любимое здание моего города»

Помощь в изготовлении, описании и оформлении.

Оформление выставки «Наш любимый город»

В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом», Н.Куртог «Сказки».

Оформление выставки книг о городе, родине, стране в книжном уголке.

Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»

Оформление странички книги.

Оформление книги рассказов о городе.

Посещение кукольного театра.

Историческая викторина «Знатоки родного города»

III. Презентационно - завершающий

Открытое итоговое мероприятие “Моя Родина – город Пермь!”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. 1.интерес детей и родителей;
  2. 2.методические разработки,
  3. 3.интеграция со специалистами детского сада.

Возможные риски:

  1. 1.нежелание участвовать в проекте родителей;
  2. 2.низкое ресурсное обеспечение;
  3. 3.низкая познавательная активность участников.

Предполагаемый результат:

  1. 1.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания о родном городе, его истории, культуре. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. 2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Мониторинг, направленный на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе.

  1. 1.Как называется наш город?
  2. 2.Кто является основателем нашего города?
  3. 3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?
  4. 4.Чем славится земля Пермская?
  5. 5.Назови свой домашний адрес?
  6. 6.Какие улицы ты еще знаешь?
  7. 7.Назови и расскажи о достопримечательностях города Перми.
  8. 8.Какие вокзалы есть в городе Перми?
  9. 9.Назови театры нашего города?

Данный мониторинг проводится в начале и конце проекта.


Смета расходов

№ п/п

Ресурсное обеспечение

Кол-во за единицу/сумма

Количество штук, сумма

Ноутбук «Packard-bell»

1/15.000

15.000

Фотоаппарат «Canon»

1/7000

7000

Экран настенный «Pro-mega office»

1/1990

1990

МФУ «Canon pizma mg2240/mg3240»

1/2890

2890

Расходные материалы (черный картридж, цветной картридж)

1/744

1/905

1649

Карта памяти к фотоаппарату

1/1700

1700

USB устройство

1/500

Магнитные держатели

1уп - 567

1134

Беспроводная мышь

Набор постеров на тему «Город Пермь» на разную тематику

1/500

4/2000

Набор видеофильмов на тему «Город Пермь»

1/200

4/800

Настенная система «durableSherpa style 5844»

1/3811

3811

Обложки пластиковые

1уп - 950

Итого: 40.014 рублей.


Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание», «Социализация».

В гостях у Деда-краеведа

Цель: способствовать формированию у детей чувства патриотизма к родному городу.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения г. Перми, основными достопримечательностями.

2. Закрепить знания о символике г. Перми.

3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.

4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.

Предварительная работа:

Рассматривание буклетов, символик г. Перми (герб), поездка в цирк, экскурсия по улице г. Перми, игры «Собери картинки», составление рассказов о местах г. Перми.

Ход занятия:

Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед-краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае. Услышал я, что вы изучаете историю родного края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала я проверю ваши знания. Ребята, Дед-краевед нам прислал открытки (на экране показ открыток).

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?

Как называется наш край?

Еще Дед-краевед прислал игру «Собери картинку». Разделимся на три группы и быстро их соберем. Чья команда вперед? (собираем герб России, герб Перми, герб Москвы). Что за символы получились? На экране символ Перми - герб.

Что обозначают элементы этого символа?

Медведь – это сила и богатство края, крест и книга – христианство.

А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Пермского края? А зачем? Дед-краевед очень хочет, чтобы вы были умными и все знали, поэтому он еще прислал историческую книгу о г. Перми. Прочитав ее, я предлагаю вам узнать об возникновения г. Перми.

Желаете, послушать мой рассказ? Давным-давно, когда еще не было города Перми, на этом месте шумела тайга. Чем богат лес? По тайге протекала маленькая речка Егошиха, которая спешила встретиться с большой речкой Камой! Чем богата речка? И людям понравилось это место и стали строить они дома. Какие дома раньше были? А потом в земле люди нашли полезное ископаемое «медную руду» и построили завод. На заводе выплавляли медь – она нужна была России. Вокруг завода вырос поселок, его называли Егошиха, как и речку. Поселок разрастался. Прошло много-много лет и он превратился в город. И царица России Екатерина II издала указ назвать этот город Пермь.

Какие дома в Перми построены?

Какие улицы в Перми?

Что еще вы видели в Перми?

Посмотрите на экран (слайды г. Перми)

Каким город стал в наше время?

Какие дома построены?

Какие улицы? (широкие, длинные)

Пермь - большой и красивый город. В нем много храмов, театров, музеев, библиотек.

Ребята, а вы ездили с родителями в г. Пермь? Где вы бывали? Что повидали? Может расскажите нам?

Спасибо вам за интересные рассказы.

Ребята, а что нового узнали на занятии?

Нам надо рассказать Деду-краеведу.

Дед дед-краевед

Ты посылочку прислал

Много ты нам показал

1-2-3

Что узнал, ты расскажи!

Рефлексия:

Ребята, я предлагаю создать флаг настроения - символ нашего занятия. Посмотрите какой он у нас. Флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от занятия у вас веселое, радостное.

Гилина Ирина
Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136 ОАО «РЖД»

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Мой город Пермь »

для старшего дошкольного возраста

Воспитатель Гилина И. А.

Учитель-логопед Малых Н. Ю.

Адрес : г. Пермь

614046 ул. Барамзиной 68А

Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Сроки реализации проекта : 2015 – 2016 учебный год.

Актуальность проекта

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма . Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте . Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности . Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания . Чтобы воспитать патриотов своего города , надо его знать.

Цель : Воспитание гражданина и патриота своей страны , формирование нравственных и культурных ценностей.

Задачи проекта :

Дать знания детям о родном городе : истории, символике, достопримечательностях.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город .

Познакомить с творчеством Пермских писателей .

Расширить знания детей о флоре и фауне города Пермь .

Познакомить детей с рекой Кама, её расположением на карте, уникальностью.

Активизировать и расширять словарный запас по теме.

Воспитывать любовь к родному городу , краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам патриотического воспитания детей .

Ресурсное обеспечение :

Гербарии и коллекции полезных ископаемых Пермского края ;

Открытки;

Художественные произведения и материалы;

Дидактические игры.

Участники проекта :

Воспитатели;

Учитель-логопед;

Дети подготовительной группы;

Родители воспитанников.

Гипотеза :

Проживая в городе Перми , на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города , символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город , начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .

Ожидаемые результаты :

Дети должны знать и называть свой город , символику города , достопримечательности, флору и фауну;

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;

Уметь составлять связный рассказ о своём городе , его достопримечательностях.

План действий :

1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что

хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы

на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми,

определение средств и способов реализации проекта .

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми .

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования .

Формы и методы реализации проекта :

Раздел программы Виды детской деятельности

Речь и речевое развитие

1. Познавательные занятия :

«Мой город на Каме »

«По улицам города »

«Район детского сада как часть города »

«Растительный мир родного края»

«Животный мир Прикамья»

«Наша Кама велика, широка и глубока»

«Писатели Пермского края

2. Составление описательных и творческих рассказов на тему :

«Город , в котором я живу»

«Я и моя семья»

«Профессии родителей»

«Моя улица»

3. Словотворчество детей с родителями : сочини стихи, сказку о г. Пермь .

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях :

«Что это?» .

5. Чтение художественной литературы.

6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час» .

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

9. Литературный праздник, посвящённый творчеству

Е. Пермяка и Е . Трутневой.

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр :

«С какого дерева лист?»

«Кто лишний?»

«Найди животных нашего края»

«Заселим реку Каму»

Лото «Где это сделано?»

Домино «Люби и знай свой Пермский край »

«Между двух вокзалов»

2. Сюжетно – ролевые игры :

Пожарные

Магазин «Сувениры Прикамья» , «Пермские конфеты »

Экскурсия по городу

3. Игры народов Прикамья.

Трудовая деятельность

«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке, тематическое оформление зимних и летних участков)

Конкурс на лучшую кормушку для птиц;

Конкурс семейных работ «Осенняя пора- очей очарование» ;

Задание на лето : собрать гербарий растений Прикамья и природный материал.

Привлечение детей родителями для труда на даче.

Ручной труд :

Поделки из природного материала

Изготовление макетов зданий города

Изобразительная деятельность Рисование :

«Животные, птицы, растения Перми »

«Улицы родного города »

«Любимое место в моём городе »

Лепка животных (лось, медведь, бобр, птиц (цапля, снегирь, клёст) .

Конструирование (бросовый материал) : «Национальная кукла из ниток» , макет перекрёстка ДКЖ.

Строительный материал : здания города .

Здоровье и физическое развитие Беседы :

«Полезные привычки»

«Точечный массаж» ,

«Лечебный чай»

Спортивные праздники, развлечения

Экологическое воспитание

Беседа о климатических условиях города , области.

Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

Составление экосказки о городе Перми , реке Каме.

Мероприятия по охране окружающей среды.

Викторина «Что я сделал для родного города » (Чистота, уют) .

Социальное развитие

Экскурсии в лес;

Экскурсии по родному городу ;

Посещение выставок художников города , края с родителями;

Экскурсия в библиотеку ДКЖ;

Экскурсия в краеведческий музей;

Организация уголка краеведения в группе.

Встреча с пермским художником-кукольником Анохиной

Музыкальная деятельность

Разучивание стихов и песен о Перми и Каме

Оформление музыкального уголка в русских традициях

Прослушивание песен об Урале и городе Перми

Развлечения

Концерты фолк-шоу группы «Пермские скоморохи »

Оформление стенда «Песни и стихи о г. Пермь »

Взаимодействие с родителями

Досуг с родителями «Бабушка –загадушка в гостях у детей» (загадки о животных Урала)

Досуг «Встреча с бабушкой» (к месячнику пожилого человека)

Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»

Фотоальбом «Моя семья»

Фотоальбом «Профессии родителей» ;

Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»

Консультации :

Помощь в организации экскурсий

Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

Проект

«Мое родное Прикамье»

Разработчик:

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 47»

г. Пермь

2009 год

РАЗДЕЛ II – СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

1. Проблема, на решение которой направлен проект

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности.


В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по оказанию воспитанию любви к родному краю нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного края со всей страной.

Мы живем и работаем в Пермском крае. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, который носит такое гордое имя.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, Пермском крае, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

Наш детский сад реализует программу «Детский сад - дом радости» .

Одним из направлений программы является приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности.

И задачей является - расширить представление детей о России, приобщить к истории своей страны, к духовным ценностям своего народа.

Но решаю эту задачу мы не можем не сделать акцент на обогащении знаний детей о нашем родном Пермском крае, о людях, живущих в нем, о традициях и т. д.

Понимаю то, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной , могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.


Проживая в Пермском крае, городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

С этой целью мы и решили создать свой проект. Идти надо от близкого к далекому

Цель проекта:

*Знакомство детей с историей и культурой Пермского края, природным, социальным и рукотворным миром.

*Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

*Систематизация знаний о городе, крае

Задачи проекта :

*Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

*Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, краю; к культурному наследию своего народа; к природе родного края.

*Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Развивать коммуникативные навыки.

*Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, уважения к другим народностям.

*Воспитывать уважение к культуре других народов. Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Россия многонациональная страна, и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников имеет актуальное значение.

Идея проекта заключается в следующем: мы живем в Пермском крае, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю, культуру. Но наш край многонационален, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, обычаи, свою историю и наша задача помочь детям узнать, чем знаменит наш край, познакомить с его историей, культурой, природой, его богатством. Вызвать у детей чувство восхищения и гордости за свою Родину.

Вопросы краеведения красной нитью проходят через все разделы программы «Дом радости, по которой работает наш детский сад.

Мы наметили основные направления работы:

* Формировать у детей представления о том, чем славен родной город, край, чувство гордости за свою Родину.

* Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, города, края.

* Воспитывать у воспитанников интерес к прошлому своего края.

* Приобщать к культуре народов населяющих Пермский край. Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям.

*Формировать национальное самосознание в процессе знакомства с культурой, бытом, традициями.

*Формировать интерес к народам Прикамья и России.

* Учить видеть общее и специфическое в жизни народов Пермского края.

* Осуществлять познавательное развитие ребенка в процессе знакомства с прошлым и настоящим края.


* Сформировать представление о родном городе, крае, как частицы большой страны России.

* Учить активно проявлять свои гражданские чувства.

Реализуя проект, у детей:

    появится интерес к истории родного края, города, к его богатству; разовьется познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, речь.; дети научаться правильно вести себя в окружающем мире, расширят свой кругозор; появится чувство ответственности за живой мир и окружающую природу.

Знакомство с родным краем будет проходить через беседы, сказание (одна из форм занятия), рассматривания альбомов, репродукций, слушание народной музыки, чтение художественной литературы , экскурсии.

Критериями оценки нашей работы будет заинтересованность детей, родителей, педагогов историей нашего родного края.

Дети будут знать историю края, его культуру, природу. И на вопрос - «Откуда ты приехал, где живешь?», ребенок с гордость может сказать: «Я пермяк!».

Наш детский сад реализует программу «Дом радости», и к программе прописана технологи, которая охватывает весь дошкольный возраст. Результатом нашего проекта является дополнений в написанную автором технологию. Использование региональных программ: «Люби и знай свой край». «Патриотическое воспитание дошкольников». «Пермский край» позволило, не нарушая технологию дать детям представления о родном крае, познакомить со знаменитыми людьми Прикамья.

Материал технологии планирую дополнить краеведческим материалом, создать развивающую среду в группе, с учетом регионального компонента.

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения

поставленных целей

Работа по проекту рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме

Составление плана работ над проектом

Подбор наглядного и дидактического материала

Диагностика детей «Знаешь ли ты свой край»

Технологический

Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения

Основной

Развитие речи:

Составление творческих рассказов «Моя улица» «Мой город родной», «Мой край»

Беседы: «Мой город – город труженик», «Пермь – театральная», «Богатство Уральских гор», «Пермь – музыкальная», «Они прославили наш край»

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение сказок народов Прикамья; знакомство с творчеством писателей Прикамья– Е. Трутневой, Л. Кузьмин; народный фольклор

Познавательное:

–занятие «Сказание о Перми»; «Сказание об Урале»; «Сказание о Каме»

Экскурсия по микрорайону, по городу

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Прикамья

Экскурсия в краеведческий музей

Игровая деятельность:

– сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Дидактические игры «Путешествие по краю», «Узнай о себе», «Посев»

Разучивание народных игр Прикамья.

Театрализованная деятельность:

– театрализация сказок, потешек народов Прикамья

Конструирование:

– «Улица Декабристов», «Набережная Камы», «Театры города» «Мой Пермский край»

Продуктивная деятельность:

–рисование: «Моя любимая улица», «Уральский зимний лес», обвинская роспись, птицы Урала

Музыкальная деятельность:

Народные праздники; народные песни; знакомство с творчеством детских композиторов –Е. Крылатов, Л. Вахрушева

Работа с родителями :

– беседы и консультации по темам проекта,

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край»; задания на дом;

Привлечение родителей к участию в проведении тематических праздников и развлечений

оценочный

Подведение итогов

Трансляция работы по проекту на стендах

Проведение анкетирование детей

Определение задач для нового проекта

План-график работ

Мероприятия

результат

ответственные

подготовительный

Приобретение литературы о Пермском крае, городе

Буклеты «Природа Урала», «Декоративно-прикладное искусство»

Приобретение игр дидактических игр по краеведению

Составление плана

Подбор наглядного материала

Анкетирование детей

В течение года

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

технологический

Разработка конспектов

Создание предметно-развивающей среды

Оформление выставок

В течение года

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

основной

Беседы, сказания, занятия по плану

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов, открыток

Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры

Театрализация по сказкам народов Прикамья

Конструирование, рисование, аппликация

Подвижные игры народов Прикамья

Экскурсии по городу, в музей

Проведение тематических праздников, развлечений

В течении года (по плану)

Воспитатель

оценочный

Подведение итогов работы по проекту

Итоговое анкетирование детей

Декабрь 2009

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

Распространение результатов:

Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, на методическом объединении

педагогов реализующих программу «Детский сад – дом радости»

Трансляция работы по проекту в СМИ