Комнатные растения        23.09.2019   

Проектный метод в духовно нравственном воспитании дошкольников. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы). «Моя семья – моя радость!»

Татьяна Макшанцева
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно , потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

Перед собой поставила цель : создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно -нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач :

1. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры : быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках) .

2. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности .

3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

4. Воспитывать духовно -нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

5. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

6. Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста .

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности . Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей ;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты» .

Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»

Цель проекта

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи :

формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло» , их важности в жизни людей;

сохранение и укрепление здоровья детей .

Вид проекта :

По направленности : социально - личностный, общественно-полезный,

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : краткосрочный

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели , родители

Срок реализации проекта : 1 неделя

Направленность проекта :

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Формы реализации проекта :

Непосредственно образовательная деятельность

Игры : д/и, д/у, с/р, строительные

Чтение художественной литературы

Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.

Труд (взаимопомощь)

Ожидаемые результаты :

Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;

Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;

Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

Развитие стремления

помогать, сопереживать, поддерживать друг друга

Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.

1. Физическое развитие.

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие.

4. Речевое развитие :

5. Художественно- эстетическое развитие.

3-й этап : обобщающий (заключительный)

В процессе реализации проекта

В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию .

Сформированы способности детей договариваться , оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста . Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Работа , проводимая мною с семьями моих воспитанников , по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»

Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности .

Результаты обследования позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно -нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме . Придерживаясь основного принципа дошкольного образования : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Публикации по теме:

"Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность". Котельникова.

В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Светлана Замараева
Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию . Приобщение детей дошкольного возраста к русским культурным традициям способствует личностно-нравственному развитию . Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность , эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, формирующей в детях широкий круг нравственных представлений : о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости) .

В результате нравственного воспитания детей с опорой на элементы национальной культуры отношения дошкольников с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности . У детей развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе

моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно -волевую готовность к дальнейшей социализации.

Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников , их личностных потребностей через метод проектов .

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям , которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Основой развития этих представлений являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также их личный опыт в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том , чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения . Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно -образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников . Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Средствами воспитания гуманных отношений в дошкольном возрасте во все времена являлись и являются сказки, в которых заложены истоки добра, справедливости, развития фантазии и воображения. Воспитательное значение пословиц и поговорок заключается в их краткости, меткости, точности и емкости мысли. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребенка, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки развивают с самого раннего детства зачатки образности языка, чувство юмора. Загадки, являясь самым афористичным жанром устного поэтического творчества, развивают образное мышление и память.

Истоки национальной культуры являются не только богатой информационной базой для подбора материала, наполняющего содержание проектную деятельность воспитателя , но и источником нравственной воспитанности человека .

Практическое применение метода проектов позволяет воспитателям организовать систематическую работу, направленную на воспитание нравственных качеств дошкольников .

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться) .

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности .

В ходе реализации метода проектов дети учатся : в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку .

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду и родной стране. Участвуя в проектной деятельности , дошкольник знакомится с родным городом или своей страной. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Таким образом, рассмотрев выше представленные возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно сделать вывод : что он является эффективным средством нравственного воспитания . А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств .

Литература

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников . М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

2. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., М.: Смысл, 2000. – 167с

3. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Академия, 1976. – 311 с.

4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

5. Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М .: Просвещение, 1993. – 243 с.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…» Д. Д. Шостакович Ни одно из.

В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Метод проекта

как средство духовно-нравственного воспитания

обучающихся

Главной идеей воспитания молодого поколения в России является создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию , которое должно интегрировать весь образовательный процесс : учебную , внеучебную , проектно-исследовательскую деятельность . Совместная проектная деятельность педагогов и воспитанников школ является наиболее актуальной формой современного воспитания , в которой субъекты образовательного процесса получают возможность для наиболее полной самореализации.

Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственно-этической культуры; формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия ; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой, познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество».
Выпускник общеобразовательной школы рассматривается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .
Социально-культурные изменения последних десятилетий существенно повлияли на переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания и на организацию педагогической деятельности по его осуществлению.

Проектная деятельность как педагогическая технология направлена на развитие самых разных качеств личности школьника и способствует формированию интегративных характеристик. Проектную деятельность во многих образовательных учреждениях рассматривают как инновационный метод, позволяющий модернизировать содержание учебного материала, но более всего - по новому взглянуть на организацию всего образовательного процесса.
Первоначально чаще всего педагоги обращаются к проектам в учебной деятельности. Формирование компетенций школьника как интегральной характеристики возможно, если он включен в деятельность, которая предусматривает сочетание различных действий и применение знаний разных учебных предметов. Выход учебных проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать оценку людей, ощутить их эмоциональный отклик.
Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты прежде всего направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, народа, села. Подготовка

традиционных государственных и народных праздников способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвует в них большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди. Сельская школа активно позиционирует себя как культурный центр, где каждый может найти себе дело по душе. Школа формирует и расширяет свое воспитательное пространство, поскольку оно задает тот главный нравственный ориентир, на который ориентируются не только педагоги, но и все жители села .
При использовании проектной технологии в образовательном процессе педагоги почти сразу начинают понимать, что наиболее эффективной формой совместной деятельности является социальное проектирование. Разрабатывая проекты, направленные на пользу и радость другим людям. Они отмечают, что намного приятнее сделать что-то для других, чем просто для себя. Тем самым социальные проекты способствуют становлению нравственных позиций в личности школьника, развитию главных человеческих качеств - доброты, милосердия, взаимопомощи и других. Это особенно важно на селе, где действие социальных служб ограничено, старики особенно нуждаются в заботе и внимании.
Для разработки социальных проектов приглашаются к сотрудничеству разные социальные партнеры: сельские музеи, библиотеки, учреждения дополнительного образования, правоохранительные органы и т. п. Важной составляющей этих социальных партнеров являются родители и родственники школьников, которые участвуют в разработке проектов и организации по их осуществлению. Это позволяет сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.
Особо хочется отметить стремление педагогических коллективов к организации «событийных проектов». Событийные проекты концентрируются на совместном проживании детьми и взрослыми событий в течение всего года. Важно найти такие темы и события, которые смогли бы объединить педагогов, детей, родителей, вызвать совместные переживания. Опыт показывает, что такими темами могут быть: «Моя родословная», «Дети войны», «Сороковые роковые». В таких проектах могут быть затронуты прошлое и настоящее, целые семьи, разные поколения, что позволяет школьникам увидеть масштабные исторические события через участие в них их родственников, дедушек и бабушек, родителей. Это создает хорошую основу для нравственного, патриотического, гражданского воспитания.
Представляя свой опыт духовно-нравственного воспитания, педагоги не обходят вниманием и поликультурность как один из основных принципов современного воспитания. Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Интересно, что педагогические коллективы в формировании толерантности обращаются к забытым ныне, но очень популярным в недавнем прошлом фестивалям разных стран и народов. Такие фестивали особенно актуальны для сел, где проживают представители разных этносов и культур.
Подготовка к событиям такого рода связана с изучением обычаев и традиций народов своей страны и других стран. Школьники, собирая материалы, знакомясь с жизнью разных народов, убеждаются в большой схожести в системе ценностей, обычаях, нравах народов, что способствует формированию толерантности личности.
Таким образом, анализируя опыт по духовно-нравственному воспитанию, можно видеть, что проводится большая работа в этом направлении. Активный обмен опытом в духовно-нравственном воспитании школьников очень полезен и как распространение педагогического опыта, и как способ выявления и обсуждения насущных проблем в организации воспитательной работы в школах. Это является важным компонентом всего образовательного процесса по достижению главной задачи - развития личности современного человека.

Список литературы


1. Дармодехин С. В. Развитие воспитания в современной России / Институт семьи и воспитания, 2009. www: http://www.niisv.ru/newsection
2. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / Институт семьи и воспитания, 2009.

www: http://www.niisv.ru/newsection
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования, № 17, сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания, 2009.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.

Авторы - составители: ... г. Нижневартовск Методическая разработка «Добрый мир» Представленная методическая разработка включает... родителями по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей. Формируя нравственно-патриотические чувства наших... усилий. Представленная методическая разработка направляет... человеческой культуры, духовно-нравственных норм и... деятельности с воспитанниками проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой, нравственно-эстетической направленности, педагоги... решении задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания , позволяет развивать... меньший эффект проектная деятельность дает... того, что дошкольник живет в... Цель методической разработки: обобщение имеющейся практики духовно-нравственного образования и воспитания детей в детском саду. Цель методической разработки: -формирование базы данных эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников в образовательной организации; - внедрение комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; - обеспечение решения задач духовно-нравственного развития воспитанников на основе национальных ценностей, взаимодействия социальных субъектов воспитания . 1. ... образа жизни, воспитание социально активного... творческого потенциала дошкольников . Оформление зала: ... других сайтах: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17368

Конкурсанты: Кривоногова Марина... развитии и воспитании нравственности , эффективность которых... в вопросах нравственного воспитания и развития... Формирование социально-нравственных ценностей, нравственной воспитанности личности, выраженной... социальную адаптацию дошкольников ; 2. Осмыслить основные нравственные ценности; расширить... вопросам патриотического воспитания дошкольников . ... Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием , так как... с семьями воспитанников . Продолжительность проекта: ... темы: Патриотическое воспитание детей является... легкую задачу: воспитание у ребенка... решили применить проектный метод . Дошкольное детство... способствовать формированию нравственных основ и... у старших дошкольников в процессе... с родителями воспитанников в области нравственного – патриотического воспитания дошкольников . Приложение: ... и педагогов; Воспитание у родителей... и настроения; Воспитание нравственных чувств: доброты, ... осуществлять процесс воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного , духовного , патриотического, эстетического и умственного развития дошкольника . Совместные социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников . Играя роль, ... самоорганизация жизнедеятельности дошкольника . ... повышает у дошкольников внутреннюю мотивацию... в саду дошкольником , должны остаться... в вопросах социально-нравственного воспитания . Эффективность... Мониторинг социально-нравственной воспитанности дошкольников : наблюдается... по направлениям социально-нравственного воспитания дошкольников : - ... по проблемам социально-нравственного и духовного воспитания дошкольников . ... Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 ... Т.Д. Азбука нравственного взросления. ...

Целевая установка реализации «Мини-музей... формировать самосознание дошкольников , становление их... словарный запас дошкольников ; развивать... расширять кругозор дошкольников ; формировать проектно-исследовательские умения и... задачи эстетического, нравственного , духовного , патриотического воспитания . Формы и методы ее работы... творческих компетенций ребенка-дошкольника , его успешной... одобрил предложение методической службы ДОУ... причем сами дошкольники предлагали, что... ведущей деятельностью дошкольников есть и... частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой». Здесь... А также воспитанники группы вместе... А № 0004784.

Первой младшей... любовь дает воспитанию верный ключ... процессе развития дошкольников практически всем... решаются задачи духовного воспитания , социальной адаптации... красоте, пользе, нравственных идеалах и... образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания , которое находит... игрушка». Подбор методической и художественной... Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников . Учебно-методическое пособие. – ... А № 0004887

Составители: Спандиярова Жанар... Концепция патриотического воспитания постановление от... Формирование духовности , нравственно Воспитание жизненно - ... Л.Н. Толстой Воспитание любви к... политической и духовной сферах общества... поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных... основы и нравственного здоровья. Сформированность нравственных ценностей является... детей в нравственных проблемах. В... - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения... нашу страну, воспитание культуры межнационального... достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов... его развития, духовное наследие и... всему живому, нравственные и этические... достаточно много методической литературы по... отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в... по организации нравственно - патриотического воспитания детей, его... Цель. Формирование духовности , нравственно - патриотических... родным краем. Воспитание жизненно - ... основных направлений нравственно - патриотического воспитания , предполагающего использование... когда закладываются нравственные основы гражданских... и зла. Нравственное развитие ребенка... верный путь воспитания многогранного чувства... Базой патриотического воспитания является нравственное , эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые... по формированию нравственно - патриотических... работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, ... по ознакомлению дошкольников с родным... задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных... по ознакомлению дошкольников с родным... интерактивные игры); проектная деятельность музейная... расширение представлений дошкольников о многообразии... Формирование представлений дошкольников о таёжных... Обогащение представлений дошкольников о людях... Формирование представлений дошкольников о полезных... уточнение представлений дошкольников о многообразии... Уточнение представлений дошкольников с жизнью... Обогащение представлений дошкольников о рыболовстве, ... и рыболовства. Воспитание основы для формирования нравственно- этических норм... по ознакомлению дошкольников с родным... зона гражданско-патриотического воспитания в группе, ... 3.2. Методическое обеспечение Программы... Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание Методическое пособие для... для малышей: Методическая воспитанию воспитание дошкольников воспитание дошкольников воспитание дошкольников . (Подготовительная... Методика экологического воспитания в детском... социально – нравственному воспитанию нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ... культуры и воспитание нравственно методистов Воспитание Методика работы с... у старших дошкольников Методические методистов дошкольного образования./ ... Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для... для малышей: Методическая рекомендации для... по экологическому воспитанию : Средняя, старшая, ... – патриотическое воспитание дошкольников . (Старшая... – патриотическое воспитание дошкольников . (Средняя... – патриотическое воспитание дошкольников . (Подготовительная... АРКТИ,2003.- 80с. Методика экологического воспитания в детском... социально – нравственному воспитанию детей дошкольного... Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ... культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. ... Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с... у старших дошкольников знаний о... западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ ... Методы контроля... Программы Обеспечивает программно-методическое оснащение воспитательного... родителями для воспитания и развития... Способы и методы методы , предоставленные гражданским, ... 0004487 - № 0004488

Автор-составитель: Гафурова Аминат... так и нравственные . Давайте подумаем... еще глубже нравственная проблема. В... свой опыт. Духовный мир крестьянина... крестьянской культуры. Нравственной основой были... трудовые и нравственные воспитание . В семье... историческим и духовным ценностям жителей деревни, воспитание уважения к... окружающей среде, воспитание эмоционального отношения... определять возможные методы , решения проблемы... 2. подборка методической литературы, художественной... сформировать у дошкольников представления о... дикость от воспитанности , - это... для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом... : ознакомление дошкольника с методом выращивания картофеля. ... В результате проектной деятельности дошкольник должен знать... С.А. Ознакомление дошкольников с природой. ... Н.В. Умственное воспитание детей в... Программа экологического воспитания детей дошкольного... Как знакомить дошкольников с природой. ... А № 0005842

Пускай пока... умений. Основные методы работы с... воспитатели и воспитанники принимают активное... «Надежда» старших дошкольников и младших... участие приняли воспитанники старшей и... по направлению «Духовно-нравственное » - «Моя... в своих проектных и исследовательских... «Надежда» старших дошкольников и младших... с. Абатское В.А.Белякова.

Автор проекта: Бахтина Нина Емельяновна, методист МБДОУ детский... и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный... предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим... процесса – воспитание ценностного отношения... делается на воспитании любви к... народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям. Вид... в развивающем центре.Дошкольник проявляет положительное... быстро угасает. Дошкольник проявляет положительное... плана, создание информационно-методического материала, картотеки... деятельность детей. Методы и приемы... значимых делах. Воспитание любви к... Диагностические методы : - беседа... характер отношения дошкольника к родному... включается в проектную деятельность, связанную... по реализации проектной деятельности. У... I раздел. Информационно-методический материал: консультации... III раздел. Методическая и художественная... Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим... и занятий, методические рекомендации] – ... детском саду. Научно-методическое пособие. / ... С.Н. «Экологическое воспитание в детском... народов Севера. Учебно-методические пособие. / ... по патриотическому воспитанию в ДОУ] ... Чудный олень: методическое пособие для... 15с.

Конкурсант: Шайхлисламова Лиана... ребенка не воспитана любовь... духовной потребностью на... к проблеме «Дошкольник и книга», ... в жизни дошкольника существуют параллельно, ... приемов и методов с текстом, ... радостные минуты духовного общения, воспитывает... системе семейного воспитания . И не... и ненавязчивого воспитания , которое и... родителями является метод проектов. На... нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через... речевое развитие воспитанников с превышением... образования и воспитания дошкольников , интеллектуального ресурса... опыта семейного воспитания по приобщению... в вопросах воспитания грамотного читателя. ... обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, ... читателя в дошкольнике стали ведущими... к развитию, воспитанию и образованию... разнообразные формы, методы и приёмы... нужных приемов, методов , игр, во... воспитанники ... опыта семейного воспитания ; ... родители, воспитанники ... групповой комнате. Методическое обеспечение: - ... писателей, портреты, методические рекомендации по... экскурсий для дошкольников ; Совместные экскурсии... музыкальный руководитель, воспитанники , родители (законные... месте; Разрабатывает методические рекомендации по... писателях» Обеспечивает программно-методическое обеспечение; Разрабатывает... Изучить методико-педагогическую литературу по... компетенции в воспитании грамотного читателя. ... проекта. Оформить методические рекомендации «Семейное... пособий и методических материалов. ... 1. Методические продукты... родителями по воспитанию грамотного читателя; ... - Оформлены методические рекомендации: «Вы... прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»; - Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению... в ежемесячном научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание » II. ... нужному занятию. Воспитанники : - Умеют... - Сформированы нравственные качества ребенка; ... (для родителей воспитанников старшего дошкольного... образования и воспитания дошкольников , как залог... роли в воспитании ребёнка» библиотекарь... роли в воспитании ребёнка» Роль... благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, ... и так: дошкольник любит книги, ... к книге, воспитанная в раннем... радостные минуты духовного общения, воспитывает... участниками в воспитании своих детей. ... процессу через проектную деятельность. Семейные... образования и воспитания дошкольников , интеллектуального ресурса... многие наши воспитанники плохо знают... стало его духовной потребностью на... проверенным способом воспитания человека, в... наблюдать за духовным развитием ребенка... способствующая их духовному росту» ... умного и воспитанного ребенка. Рекомендации... и близких людях.

Конкурсант: Приходько Лариса... программе «Патриотическое воспитание граждан РФ... отношению к дошкольникам . Поэтому воспитательная... по патриотическому воспитанию . Ребенок – дошкольник развивается в... приобщения к духовному и культурному... мотивации у воспитанников и их... и формирование нравственных ценностей; Организация... и этнографического воспитания ; - формирование... темы патриотического воспитания через изучение... - осуществление организационно-методической и социально-педагогической деятельности (апробирование программы); - проектная деятельность с... - осуществление научно-методической и издательской... – Ямал!». Информационно-методическое - информационные... который позволит дошкольникам и членам... Концепция результативности воспитания в контексте... деятельности / Воспитание : Научные дискуссии... Ямала.ppt (6.05 МБ)

3 апреля 2019 ... Викторовна – методист Центра воспитания и социализации... специалист отдела организационно-методической работы МАУ ТМР "Центр информационно-методической и психологической... 71 проект. В проектную методических духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства... МАОУ Маслянская СОШ

Авторы проекта: Воспитатели:Губина... творчества. Формировать нравственно-патриотические чувства у... Формирование нравственно-патриотических чувств у... способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей. Активно воздействует на духовное развитие дошкольника , на формирование нравственных чувств. Актуальность... народов через проектную деятельность на... × подбор методической литературы для... Цель: познакомить воспитанников с приемами... фрагмента образовательной деятельности

Уважаемые коллеги! На... 71 проект. В проектную деятельность были... теоретических и методических основ организации... их родителей, духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства... деятельности и методики организации и... формировании у дошкольников патриотических чувств... Костина Любовь Васильевна.

Составители: Кизыма Галина... двигательной активности воспитанников 3.4. Проектирование... среды 3.6. Методическое обеспечение образовательной... - Инструктивно- методическое письмо МО... процесса физического воспитания в ОУ... здоровья обучающихся, воспитанников , утвержденными приказом... детей. Возраст воспитанников – от... и родителей дошкольников . Помимо задач... безопасности жизнедеятельности дошкольника . Эти цели... ко всем воспитанникам , что позволяет... подходов к воспитанию детей в... а также воспитанию у дошкольников таких качеств, ... и задач воспитания возможно только... приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги... и родителей дошкольников . Особенности осуществления образовательного процесса Успех коррекции речи дошкольника зависит от... научно-обоснованной системой воспитания и обучения, построенной на традиционных и современных методиках и технологиях... игры. Основными методическими приемами являются: ... физического развития дошкольника с тяжелыми... речи Все воспитанники нашей группы... о семьях воспитанников .*** 1.2 ... малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения... ценности в духовном , материальном и... - заложить нравственные основы в... вариативных программ нравственно-патриотической направленности. Цель: ... малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения... индивидуального развития воспитанника МБДОУ (педагогическая... (педагогическая диагностика) воспитанника осуществляется через... дошкольного образования. Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ оценивается... активности); проектной деятельности (как... помощи следующих методик : – Оценка... индивидуального развития воспитанника МБДОУ предоставляются специалистам МБДОУ, методисту , заместителю заведующего... индивидуального развития воспитанника МБДОУ воспитателями... с использованием методов методов измерения результативности... Способы и методы защиты прав: Если... способы и методы , предоставленные гражданским, ... А № 0005367-68

Конкурсант: Скляренко Галина... что развитие дошкольника происходит в... приоритета семейного воспитания . Мир и... что семейное воспитание не обеспечивает... роли семьи воспитании детей и... организации его воспитания и обучения... («Концепция дошкольного воспитания » В.В.Давыдов, В.А. ... одного института воспитания другим, а... пространства жизни воспитанников , педагогически целесообразное... отношениях и воспитании детей. А... привычек, своих нравственных принципов и... ведёт к духовному обеднению мира личности и воспитания детей. Эти... форм совместной проектно-игровой и продуктивной... поисковой деятельности. 4.Воспитание доброжелательного отношения... Принцип природосообразности воспитания – основан... индивидуальных особенностей, воспитании природой, использовании... задач, определение методов и приемов. 3.Составление плана мероприятий. 4.Подбор, изучение методической литературы. 5.Составление... Михайлова З.А. Методические советы к... Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности... основ личности дошкольников .//Современное дошкольное образование... с детьми методы и приемы... по экологическому воспитанию . - Развивать... проведения, используемые методы активизации родителей, ... родительской аудиторией.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ... обучения и воспитания . Главным условием... обучать по методикам , ориентированным на... обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных... их социальных, нравственных , эстетических, интеллектуальных, ... ребенка, являющиеся методологией ФГОС. Программа... традиции семей воспитанников . Программа предполагает... содержания и методов дошкольного образования... нее являются научно-методическими опорами в... состава групп воспитанников , их особенностей... итоговой аттестации воспитанников . Как следует... с использованием методов , основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности... форма деятельности дошкольников . Коррекционно-развивающие подгрупповые... расписанию. Через проектную деятельность, целевые... семьей. Методы и приемы работы с воспитанниками Методы ... вооружении ребенка методами овладения и... детской инициативы: Организационно-методическое , информационно - ... коррекционной работы Программно-методическое обеспечение образовательного... Создание банка методических и дидактических... 35 баллов. Методы определения ведущей... Способы и методы защиты прав: ... способы и методы , предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).

Ирина Ополяр
Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Почему мы отдаём предпочтение проектному методу ?

На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания : история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки, которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.

Полученными знаниями можно сразу пользоваться. «Живая» подача материала, активное участие в накоплении и усвоении знаний; практическое овладение детьми нравственно-этическими нормами и правилами поведения.

Работу начинаем с формирования в сознании ребенка области идеального : наполняем эту область идеалами (мама, папа, родной очаг, Родина, друзья, русские богатыри, мир природы, Пушкин А. С., Великая Победа, полет Гагарина; праздники Рождества и Пасхи и т. д). Все это создает внутреннюю среду ребенка.

А так же метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность , их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

Цель которую поставили в проектной деятельности :

Достижение качества образования воспитанников на основе духовно-нравственного воспитания и развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.

Для осуществления наших проектов и решения ряда задач с родителями были организованы :

Круглые столы,

Совместные проекты ,

Тренинги,

Беседы на духовно-нравственные темы ,

Семейные конкурсы,

Фотовыставки.

Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей : «Дары Осени» , «Мужчины - наши защитники» , «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин : наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» ,что способствует сплочению семейных отношений.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей , повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями , психологом.

Все проекты осуществляем по схеме :

1 этап- Формирование проблемы (цели) . Введение в игровую

ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие

задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап - Объединение детей для решения задачи, распределение

ролей. Помощь родителей в решении задач.

3 этап - Практическая помощь (по необходимости) . Направление

и контроль осуществления проекта . Формирование

знаний, умений у детей. Совместная

творческая деятельность родителей и детей.

4 этап - Подготовка к презентации. Представление

детьми продукта деятельности, оценка

продукта деятельности.

Основные направления работы, которые мы использовали в работе по проектной деятельности :

Организованная образовательная деятельность.

воспитателя и детей в ходе режимных

моментов.

Совместная образовательная деятельность

воспитателя и детей осуществляемая в

процессе организации различных видов детской

деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями (социальными

партнёрами).

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности детей

Так же мы использовали различные технологии :

1. Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика,

динамические паузы в сочетании с речевым материалом,

пальчиковая гимнастика.

2. Технология развивающего обучения- ориентация

познавательной деятельности на потенциальные

возможности ребёнка.

3. Технология проблемного обучения- последовательное,

целенаправленное выдвижение перед ребёнком

познавательных задач.

4. Технология игрового обучения.

5. Технология интегрированного обучения.

Применяли различные формы работы.

Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Нельзя обойтись и без методического сопровождение проекта - этоконсультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.

Воспитание у дошкольников духовно - нравственного чувства связывает тонкой нитью с чувством патриотизма –эта задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос : с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному поселку вместе с родителями оформили патриотический уголок своими руками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности :

В уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

В уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр : «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» . Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях людей.

В уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.

В уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста , что помогает в реализации различных проектов .

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. А также незаменимым орудием труда.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне совершенствовать воспитательно -образовательный процесс, а использование мультимедийных презентаций побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Мною был составлен план мероприятий, работа над проектами проводилась блоками :

«Отношение к себе» .

«Отношение к другим» .

«Отношение к вещам» .

«Отношение к природе» .

«Отношение к труду» .

«Отношение к малой родине» .

«Отношение к народно – прикладным искусствам»

«Отношение к здоровью» .

На каждый блок были проведены проекты с детьми и родителями :

«Мой герб семьи» ,«Подарки своими руками» , «Моя любимая игрушка»

«Береги природу от огня» , «Все работы хороши, выбирай на вкус» ,

«День победы» ,«Пасхальное яйцо» , «Правильное питание – залог здоровья» .

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре : дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Проектная деятельность помогает мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.