Садовые растения        18.07.2019   

Разрушение семьи. Разрушение традиционной семьи. Разрушение института семьи. Причины разрушения семьи

Выставка-форум «Православная Русь» стала площадкой для обсуждения самых разных областей служения Церкви, однако дискуссия «Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?» собрала наибольшее количество слушателей, выступающих и мнений.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, который вел круглый стол, назвал главной насущной проблемой «разрушение семьи»: именно этот процесс, по мнению большинства выступавших, заставляет усомниться в том, что у Церкви есть еще 20 лет, чтобы кардинально решить социальные вопросы.

Интерес к проблеме как специалистов, так и обычных посетителей выставки, участвовавших в обсуждении, закономерен: ведь, по словам советника президента РФ Евгения Юрьева, который представлял на круглом столе государственную власть, «хотя мы и говорим про демографический кризис - наш русский крест - уже лет двадцать, но если раньше у нас были некоторые поводы для оптимизма, то особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что, начиная со следующего года и в ближайшие 25 лет, начнется демографическая яма». «Ситуация беспрецедентна в истории нашей страны. Такого уменьшения числа молодых людей не было никогда, даже после Второй мировой войны. Этот процесс повлечет серьезные последствия для экономики страны», - заявил советник президента.

Владыка Пантелеимон предложил собравшимся определить основные причины, которые лежат в основе разрушения семьи. В ответ на это прозвучали мнения достаточно очевидные, но оттого не менее злободневные. Священник Димитрий Субботин, приехавший из Ульяновской области, выразил разделяемое многими специалистами по демографии сожаление о патриархальной старине: «Произошла подмена приоритетов. Теперь одинокая личность, не желающая иметь детей, приравнивается к нормальной семье, а семья, которая раньше считалась нормальной - полная и многодетная, ныне считается чуть ли не чудом и уж точно не обыденной нормой. Но в регионах ситуация несколько иная, и это внушает надежду, что пока еще есть время что-то исправить. Кстати, тут многое зависит от того, насколько тесные отношения у областных властей с епархией: если таковые имеются, социальные проекты внедряются и работают».

Городские семьи, по мнению части собравшихся, разрушает тоже далеко не новая проблема «маленького человека». Так, протоиерей Александр Ильяшенко считает, что «народ сейчас лишен цели жизни. Это такая тихая форма протеста - он тихо вырождается, потому что простой человек не видит, чем ему можно заняться и как себя полноценно проявить».

Традиционная крепкая семья - то, что было у наших предков, которые жили в традиционном обществе. Как выясняется, современный человек оказывается в условиях, когда эта модель не жизнеспособна. Интересное мнение, основанное на опыте благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», высказала его руководитель Елена Альшанская:«За несколько лет работы в семьях мы попытались выявить ту самую формулу семейного неблагополучия. Оказывается, все достаточно просто: женщина остается одна с детьми. Нет никаких других причин, по которым она попадает в категорию неблагополучных. Состояние, когда женщина отвечает одна за ребенка, и особенно за нескольких детей, настолько шаткое и тяжелое, что выжить, а уж тем более стать благополучной в этой ситуации непросто».

Тему незащищенности женщины в современном обществе продолжил протоиерей Артемий Владимиров: «Сегодня у большинства молодых мужчин в уме только одна модель: плотских кратковременных отношений, нечистота вместо созидающего и созидательного идеала семьи, который бы был вознесен на пьедестал. Чрезвычайно корыстное, прагматичное, хищное и агрессивное отношение к женщине».

Протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении назвал вещи своими именами, призвав преодолевать главную причину разрушения семейных ценностей - «утрату христианской веры». «Если человек становится христианином, тогда он относится к устройству семьи как к строительству домашней Церкви», - заявил священник. По его мнению, сегодня «понятие о строительстве семьи как пути к спасению полностью утрачено». «Господь задумал людей как человеческий род. А современная "религия" массового сознания внушает человеку мысль о том, что он - индивидуум», - сказал он. Цель и следствие такого подхода - «атомизировать, разорвать человеческий род на индивидуумов, у которых есть права по отношению друг к другу», - считает протоиерей Димитрий Смирнов. Он обратил внимание на то, что в нашей стране 40% детей не имеют отца. Причем, по его мнению, именно то, что ценность отцовства, мужского воспитания в обществе не признается, ведет к утрате понимания, как можно построить свою семью. Такое понимание воспитывается через личный опыт. «Пока Церковь в обществе выполняет роль эдакого пластыря: человек приходит израненный, и его можно только пожалеть, немного облегчить его теперешнее ужасное состояние», - констатировал отец Димитрий, отмечая большое количество неполных семей, невенчанных браков, разводов и абортов даже в среде воцерковленных людей.

Переводя разговор из плоскости богословской в практическую, епископ Пантелеимон заметил, что главная причина разрушения семьи - «то, что семья, особенно многодетная, не является для государства приоритетом». Советник президента Евгений Юрьев согласился с этим, вспомнив цитату из духовного завещания императора Александра III своему наследнику Николаю II: «Разваливается семья - разваливается и государство». Вместе с тем чиновник отметил, что государство ждет от Церкви «больше компетентных предложений».

В ходе конференции прозвучали рассказы о конкретных инициативах, которые получили в Церкви особое развитие и были успешны. Среди них и епархиальные центры по поддержке беременных женщин и малоимущих молодых матерей, и просветительская работа, направленная на уменьшение числа абортов, которая, впрочем, в последние годы уже не просто собрание частных проектов отдельных энтузиастов, а достаточно выстроенная система, вышедшая на общецерковный уровень. Евгений Юрьев, подводя итог всему услышанному, в беседе с корреспондентом «Православие.ru» подчеркнул, что «для того, чтобы решить проблему демографическую, семья с большим количеством детей должна стать приоритетом национальной жизни». «Единственный институт, который способен продвинуть эту идею на государственный уровень и скоординировать не только духовенство, но и представителей культуры, СМИ и науки, - это Церковь», - заявил он. Однако, по мнению советника президента, общественно-государственное партнерство пока не так развито, как, например, в странах Европы, когда Церковь способна системно предлагать идеи, оформленные в конкретные проекты, под которые реально выделить деньги, где решены проблемы сертификации, аккредитации, наличия необходимого персонала, соответствия санитарным нормам. «Сейчас принят закон о социально-ориентированных некоммерческих организациях, первые миллиарды уже выделяются по этой схеме. Такие проекты, как Православный Свято-Тихоновский университет или целый ряд инициатив Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, созданы профессионально и понятно, они соответствуют государственным механизмам и позволяют расходовать средства эффективно», - заключил Евгений Юрьев.

Заинтересованное обсуждение вызвала тема защиты от пагубного влияния современных информационных технологий и масс-медиа. Среди участников круглого стола были известные борцы с агрессией информационных сетей - представители «Лиги безопасного Интернета» и фонда святителя Василия Великого.

Зураб Чавчавадзе, директор фонда святителя Василия Великого, подчеркнул, что, «воспитывая детей, главное - обезопасить их от влияния соблазнов сегодняшней эпохи. Например, оценивая опыт нашей православной гимназии имени святителя Василия Великого, я вижу, что, если дети отстранены от влияния Интернета, они ничего не теряют - они такие же, как все, так же шалят, но в их душе нет того глубокого надрыва, который лежит в основе любого девиантного поведения».

Денис Давыдов, представитель «Лиги безопасного Интернета», поделился последней удачей: достигнуто соглашение с социальной сетью «ВКонтакте». Этот ресурс не только один из самых популярных среди подростков, но и, как известно, крупнейший распространитель порнографии, в том числе детской. С 1 января 2012 года вступят в силу ограничения, благодаря которым подобные вещи будут контролироваться. «У нас теперь есть модераторские права, и мы будем удалять весь опасный контент», - сказал Денис Давыдов. «Интернет может быть средством развращения и разрушения семьи. Пока родители на работе, дети бесконтрольно "сидят" в Интернете. 97% родителей не имеют ни малейшего представления о том, что они там делают», - добавил он. Денис Давыдов также рассказал, что «Лига безопасного Интернета» совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению будет бесплатно распространять на приходах специальное программное обеспечение, которое поможет контролировать нежелательный контент в Интернете.

В ходе обсуждения почти каждый выступавший так или иначе упомянул тему цензуры и поиска способов защиты от растлевающей информации. Насколько возможны ограничения внешние, если даже внутренние «фильтры» работают далеко не у всех? И если в случае с маленькими детьми все более менее ясно, то как можно повлиять на взрослых в реалиях современного социума? Жесткие меры наказания за развод или измену, которые назывались желательными и даже возможными некоторыми священниками в ходе встречи, относятся скорее к разряду некоего «крика отчаяния, когда уже неясно, что конкретно можно сделать», - сказал епископ Пантелеимон. В свою очередь советник президента Евгений Юрьев, который хоть и высказался за борьбу с преступным контентом в Интернете, признал невозможным введение какой-либо цензуры на телевидении.

Особая точка зрения прозвучала в выступлении сопредседателя общественного движения «Народный собор» Владимира Хомякова: «Церкви сложно объяснять простые истины, когда мы все, в том числе и дети, подвергаемся постоянной массированной согласованной атаке Интернета, телевидения и других мощных факторов. Но как только мы говорим, что эти факторы следует ограничить с помощью общественного контроля, например «фильтровать» содержание некоторых передач на телевидении, нас сразу начинают обвинять в нарушении прав человека». Владимир Хомяков вспомнил о самых нашумевших общественных инициативах недавнего времени: «С начала 1990-х в школе пытаются внедрить сексуальное просвещение, и только сопротивление родителей не дает этому совершиться. Или, например, такое предложение Общественной палаты, как форсайт-проект "Детство-2030", который удалось "тормознуть" только когда он дошел до президента». «Даже подобные дикие инициативы удается заблокировать только с помощью общественных сил и на последних этапах реализации, когда они попадают на стол к президенту или премьеру», - заявил общественный деятель.

Отмечая различные инициативы, призванные возродить институт семьи в России, которые были в Церкви за последние годы, епископ Пантелеимон отметил, что «главными точками роста являются приходы». «Причем не просто приходы, а те из них, что стали общинами», - пояснил он. В беседе с корреспондентом «Православие.ru» владыка отметил, что одной из важных новых инициатив, которыми сейчас занимается Синодальный отдел по церковной благотворительности, является исследование ситуации на тех приходах, где «вместо демографической ямы - демографический взрыв». Опыт тех общин, где духовенство с радостью и пониманием принимает семьи с маленькими детьми и внимательно относится к ним, создавая условия для духовного возрастания, епископ Пантелеимон назвал особенно важным и необходимым для распространения по всей России.

Современная форма семьи не может сегодня воспитывать нормальных людей и не в состоянии обеспечить нормальное бесстрессовое существование. Например, моногамия привела к появлению проституции, отсутствовавшей в мусульманских странах, пока их не коснулась европейская христианская культура, утверждающая парную семью. Широкое распространение сегодня в мире неполной семьи, т.е. состоящей из одной женщины и детей, приводит к асоциальности, так как неполная семья - главный источник производства неполноценных людей. Статистические исследования Ломброзо показывают, что основная масса преступников и гомосексуалистов - это выходцы из неблагополучных и неполных семей. Источником преступлений является не только неполная семья, но и двучленная современная семья - идеальная форма для накопления отрицательной энергии, которая является причиной многих социальных напряжений. При достижении критического значения этой энергии, в обществе возникает "пробой", выражающийся войнами, переворотами, революциями и т.д. Происходит это из-за неудовлетворённости человека в своей семейной жизни. Разочаровавшись в своём партнёре, люди пытаются искать любовные утехи вне семьи, но это кончается, как правило, разводом. И вновь созданная семья тоже не может похвастаться отсутствием проблем в отношениях, что, к сожалению, порождает неврастеников среди родителей и детей, и от поколения к поколению эта неврастения усиливается и закрепляется. Выделяющийся в результате стресса адреналин, если человек лишён физических нагрузок, вызывает массу болезней, и, прежде всего - нервных. А мы знаем, что среди интеллигентных людей конфликтов всегда больше, чем среди людей, занимающихся физическим трудом. Человечество с его постоянными международными разборками, войнами, революциями, переворотами, диктатурами можно сравнить с психиатрической больницей (единственное отличие от последней - что нет ни врачей, ни санитаров, следящих за порядком, чтобы больные не поубивали друг друга). Большая победа сил Сатаны была в том, что им удалось связать любовь с сексом, в то время как любовь у наших предков была безадресной и характеризовалась высоким полётом мыслей и чувств. Современная форма любви была придумана в средние века провинциальными рыцарями и воспета писателями-романтиками. Хотя в действительности воспевается не любовь, а вожделение. Насаждаемая сказка о "вечной любви до гроба" постоянно опровергается теми же писателями, которые её воспевают. Многие люди посвятили свою жизнь её безуспешному поиску. Спросите: хоть кто-то из них нашёл её? И большинство ответит, что нет, так как это блеф. Другие скажут, что они находили, но она ушла, а третьи, хоть и не нашли, но надеются найти. Однако правы первые - это действительно мираж. Наши предки были намного мудрее, и их Любовь резко отличалась от того, что открыли средневековые рыцари и чему мы продолжаем поклоняться. Эта та Любовь, которая старика превращала в юношу, а юношу в мудреца. Кто её достигает, становится способным на многое, что могли совершать такие люди, как святой Савва или Сергий Радонежский. Вы встречали такую Любовь? Скорее всего, нет! О ней можно прочитать лишь в сказках да в древних легендах, когда люди действительно знали, как достигать этого состояния. Сейчас некоторые учения пытаются её воссоздать через молитву, аскезу, специальные психотехники, но утрачено главное - культура поведения, которая приводила к такому состоянию. Современный человек при ослабевании своего чувства начинает предъявлять претензии к объекту своей любви, думая, что состояние влюблённости прошло из-за того, что произошли изменения в любимом человеке. Но в действительности изменился не объект любви, а сам человек, который выбрал неверный ориентир. По признанию тех же писателей, современная семья есть могила любви. Однако в нормальной семье, где нет накопления стрессов и нервных болезней, она является необходимым условием для возникновения божественной любви. Под нормальной семьёй имеется в виду не полигамия (многожёнство), существующее у мусульман и ещё не так давно существовавшее у славян, и не полиандрия (многомужество), сохранившееся на Тибете, а нечто среднее между двумя этими полюсами. Например, астрологическая семья американских индейцев, существовавшая с древнейших времён и описанная К.Кастанедой, включала в себя четырёх женщин и четырёх мужчин, принадлежащих разным стихиям. Согласно этой концепции, человек может наиболее продуктивно общаться с человеком другой стихии только в определённое время года, и эффективность общения по продолжительности не превышает трёх месяцев. Именно в этот период происходит взаимоподпитка и взаимораскрытие. Астрологическая семья не имеет ничего общего с коллективными оргиями, устраиваемыми так называемыми "тантриками", поскольку в ней строго соблюдается двучленность внутренних семей. Противники астрологической семьи часто приводят в пример животный мир и те виды животных, которые имеют моногамную семью. Последняя широко распространена среди птиц. Но птицы эволюционно ниже млекопитающих (к последним относится и человеческий вид), а среди коллективных млекопитающих (слоны, антилопы, олени, приматы и т.д.) моногамия практически отсутствует, а полигамия одновременно сосуществует с полиандрией. Исключение представляют разве что волки. И то у них парная семья образуется только на период выведения потомства, после чего в воспитании нового поколения принимает участие вся стая. Поэтому в решении семейного вопроса коллективные животные давно опередили современное человеческое общество. Само же Человечество, некогда испробовав на своём опыте полигамию, полиандрию и одновременное их сосуществование, решило, тем не менее, вернуться к уровню птиц (двучленной семье) или, ещё хуже, рыб, у большинства видов которых за потомством ухаживает лишь один супруг. (Пожилые люди наверняка помнят кампанию, когда превозносилась эта форма семьи). Но это, похоже, не предел "полёта человеческой мысли" ненавязчиво навязываемой Человечеству. Умело дирижируя из-за кулис хором не очень далёких философов "заботливая рука", "пекущаяся" о благе человека, в прошлом веке подарила нам ещё одну "гениальную" мысль: "выкинуть на свалку истории ещё и семью, как отработанную социальную конструкцию" - и, таким образом, очутиться на уровне микробов, у которых вообще нет никакой семьи. И этот маразм нам был преподнесён как вершина человеческого "гения"! Если охотники или геологи остаются на зимовку, то, как показывает практика, их должно быть не меньше трёх. Потому что двое через месяц будут смертельно ненавидеть друг друга, а через два - один просто убьет другого. (В современной же форме семьи два человека сосуществуют подчас не один десяток лет). Известный русский педагог А. Макаренко, из своей практике выявил, что спаянный дружный коллектив существует только тогда, когда число его участников больше двух, но меньше семи. Оптимально семь, так как после семи членов начинается распад на две группы, которые могут также начать враждовать друг с другом. И древние наши предки очень хорошо понимали это. Даже придумали слово "семья", которое означает цифру "7" и "Я", т.е. семь человек. Три мужчины и четыре женщины или, наоборот, четыре мужчины и три женщины. Такое различие в семьях видимо было нужно для построения более сложных социальных конструкций. Число семь интересно тем, что смена партнёров внутри семьи, чередуется с периодическим воздержанием, которое стимулирует творческие процессы. Выражение "У семи нянек дитя без глаза" пришло именно с тех времён (ведь не у трёх, четырёх, а именно у семи). Период существования расширенных семей Человечество запомнило как матриархат, который некоторые исследователи, в том числе и Ф. Энгельс, воспринимают слишком упрощенно: как простое многомужество. Но это была именно расширенная семья с очень сложным комплексом поведения каждого её члена, который резко отличается от сегодняшнего поведенческого примитивизма. Разрушение семьи, начавшееся на юге Евро-Азиатского континента после введения авестизма, который насаждал многожёнство и запрещал многомужество, вызвало невиданное доселе явление: амазонок. Возмущённые женщины восстали против системы "мужского разврата", узаконенного новой религией, и были уничтожены "новыми моралистами", а затем оболганы, как оклеветано всё, что связано с древней асурской культурой. Сегодня про амазонок рассказывают разные сказки, сочинённые силами Сатаны и поддержанные древними греками: о похищении ими мужчин для спаривания, которых после этого убивали. В действительности всё было не так. Они просто пытались сохранить ту форму семьи, которая существовала не один миллион лет у наших предков. Но что они могли сделать против сил Сатаны, которые тогда были поддержаны большей частью мужской половины Человечества? Современная форма семьи является чуть ли ни основной причиной войн в Человечестве, и она породила условия вырождения человека как вида. Если раньше право выбора партнёра имели не только мужчины, но и женщины, то теперь естественный отбор среди мужчин отсутствует полностью. У женщины, которую выбирают, нет права выбора, и она часто руководствуется не своим идеалом мужчины-рыцаря, а страхом остаться одной, что делает её неразборчивой в выборе супруга. Поэтому подонки тоже получают возможность размножаться. Другая причина вырождения, порождаемая двучленной семьёй: накопление отрицательных эмоций страдания и агрессии, которые через условные рефлексы связываются с сексом и порождают садистов и мазохистов как среди детей, так и среди родителей. Государство не должно препятствовать созданию расширенных семей, и в законах необходимо предусмотреть возможность эволюции семьи от двух до семи человек. Если такие законы будут приняты, можно представить, какой поднимется вой среди участников чёрных месс, чьи содомические оргии стали притчей во языцах, но которые особо "блюдут нравственность" Человечества. Ту "нравственность", которая всегда вела и ведёт к войнам, к вырождению человека, разрушению общества и исчезновению культуры вообще.

В это не хочется верить, но проблема от этого не исчезает. Об этом не хочется знать, но ситуация только ухудшается! Что же происходит с нами? Откуда вдруг появились все эти напасти? Почему эта дикость вообще существует среди людей? Точные ответы на эти вопросы уже есть. К сожалению, это не мираж, не сон и не розыгрыш. На Земле действительно существуют могущественные силы, стремящиеся поработить население планеты. Эти силы создали религии и используют их для своих целей. Им подчинены почти все и почти все правительства. Они хотят сделать из нас послушное стадо. А в стаде не может и не должно быть семьи. Только самцы и самки.

Именно поэтому столетиями продолжается этот чёрный шабаш, именно поэтому всем нам прививается тупость и уродство, так любимое «мировыми правителями». И теперь они взялись за наших детей. Они решили, что гораздо выгоднее не перевоспитывать взрослых, а сразу из детей выращивать тупеньких, трусливых, подлых и развращённых зверьков, которыми можно было бы легко управлять, и у которых не было бы даже мысли о неповиновении или, не дай бог, сопротивлении. Эти нездоровые «правители» и являются авторами безпредела, творящегося на нашей планете. Мы называем их «финансовой мафией», а множество подробностей о них лучше всего изложены в книге академика Николая Левашова ».

Фонд ООН: Разрушение семьи – не кризис, а триумф

Один из руководителей Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) заявил, что разрушение традиционной семьи – не кризис, а победа прав человека.

Выступая в Мехико, Ари Хокман, представитель ЮНФПА, заявил, что высокий уровень разводов и рост числа внебрачных детей – не показатель кризиса общества, а «торжество прав человека над патриархальностью», – сообщает REGIONS.RU

«С точки зрения консерваторов, эти процессы свидетельствуют, что семьи переживает кризис. Какой кризис? – Это ослабление патриархального устройства в результате исчезновения его экономической базы и подъёма новых ценностей, основанных на признании фундаментальных прав человека. С каждым днём Мексика становится всё более разнообразной, и некоторым это кажется кризисом, поскольку они признают только один тип семьи», – сказал он.

Это заявление последовало почти сразу после окончания Всемирной встречи семей, которая прошла в январе в . Её участники подчеркнули ценность нормальной семьи и её роль в передаче общественных ценностей новым поколениям. Встречу открывал президент Мексики Фелипе Кальдерон, который отметил, что рост числа разводов и внебрачных детей отчасти ответствен за всплеск преступности и насилия в стране.

Член Папского совета по делам семьи Леонардо Каско отметил, что не удивлён высказываниями представителя ЮНФПА. «Конечно, эти бюрократы на службе смерти отрицают кризис – они же сами его и создали», – сказал он. – «Сорок пять лет они насаждали контроль над рождаемостью, контрацептивы, неуважение к браку и к рождению детей. Отсюда насилие, преступность, неуважение к женщинам и детям. Каждый скажет, что они разрушали семью и семейные ценности, это очевидно, – потому-то им и приходится всё отрицать».

Что делать с «ювенальщиками», извращенцами и «секспросветом»?

Что это такое?

Это система законодательных актов, регулирующих на государственном и международном уровне якобы охрану прав и предупреждение детской преступности. А по сути своей – это продуманная технология отбирания у Вас Ваших детей с целью… А какая может быть цель?.. Давайте подумаем вместе…

Существует ряд нормативных документов, содержащих подробное описание правовых основ функционирования системы ювенальной юстиции. Один из основных документов – Европейская социальная хартия, на данный момент уже принятая Россией (задумайтесь – она уже является частью нашего российского права)!

О чём же говорит данный документ и практика его применения в европейских странах?

1. Введение обязательного сексуального просвещения в школе, включение в учебный план соответствующих тематических курсов с первого (!) класса. Во , например, в своём просвещении уже дошли до обсуждения порнографии на школьных уроках.

2. Введение обязательной системы медицинских осмотров. Включает в себя профилактические осмотры и обязательные прививки.

3. Введение системы органов по защите прав детей. С правом отбирать любого ребёнка из любой семьи, в случае нарушения его прав.

При этом указанная система органов ювенальной юстиции фактически и юридически никому не подконтрольна, фактически и юридически она представлена независимыми особыми судами и органами с настолько обширными полномочиями, что даже сотрудники МВД могут позавидовать.

На данный момент в России пока ещё соответствующие законы не приняты, но уже вовсю идёт пропаганда системы ювенальной юстиции (Об этом безпределе у нас есть статьи «Жертвы ювенальных фашистов» , «Ювенальный вампир должен быть убит!» и другие. – Д.Б.). И на деньги западных некоммерческих организаций с весьма громкими названиями о защите прав детей проводятся пилотные проекты. Например, в Ростовской области, где обкатывается данная система, уже можно изъять ребёнка из семьи за следующее:

1) непосещение детской молочной кухни;

2) своевременно не сделаны все прививки, необходимые с точки зрения государства (читай, с точки зрения гигантов фармацевтического бизнеса);

Будоражит? И не зря, потому что на западе именно так всё и работает!

Прочитайте, пожалуйста, больше об этом в Интернете по нижеуказанным ссылкам:

Что делать?

Есть информация, что на Украине аналогичный законопроект не приняли именно в третьем чтении, потому что поднялась большая волна народного протеста с массой письменных обращений в официальные государственные органы.

И многие другие, о которых я не знаю, но знаете Вы… Пишите на мой адрес: [email protected] Вместе мы – сила, порознь нас просто нет.

Брак можно уподобить нежному цветку. Для того, чтобы этот цветок вырастить, о нем нужно заботиться. Необходимо, чтобы он был посажен в добрую (подходящую) почву, надо удобрять землю, в которой он растет, своевременно поливать его. Если же за ним не ухаживать, то возможно, что сначала он будет прекрасен и будет испускать благоухание, однако вскоре засохнет и погибнет.

Так и в браке от человека требуется большое умение, чтобы поддерживать первоначальную любовь, утвердив ее на прочном основании так, чтобы она смогла выстоять. Вполне естественно, что в какой-то момент можно пресытиться плотскими отношениями и внешней красотой, и тогда вперед выступают твои основные, твои главные отношения с другим человеком. С этого момента тот человек, с которым ты заключил брак, будет являться твоей супругой или супругом, это будет тот человек, с которым вы вместе держите путь от этой временной жизни к жизни вечной в Царствии Божием. Следовательно, брак является очень серьезным предприятием. Также необходимо знать, что деторождение не является основной целью брака, а только лишь второстепенной. Главная же цель брака состоит в том, чтобы люди, заключающие его, после ухода из этой земной жизни заключили великий брак с Владыкой Христом. И через взращивание взаимных отношений, основанных на любви к Богу, совместно преодолевая трудности, встречающиеся в семейной жизни, сумели сочетаться в вечности со Христом.

Однако бывают случаи, когда отношения в браке выходят за пределы любви и изменяются. Зачастую люди, состоящие в браке, сталкиваются с серьезными проблемами, многие браки распадаются. Оказавшись в подобной ситуации, супруги обязательно должны, как говорится, «посидеть, подумать» о сложностях, возникших во взаимоотношениях со своей второй половиной, и о том, правильно ли каждый из них ведет себя по отношению к другому. Делать это надо обязательно, даже если человеку кажется, что он поступает правильно. Потому что вот это «правильно» до лжно рассматривать с той позиции, удовлетворяют ли твои действия другого человека, сохраняют ли они мир в семье, а не думать, что раз это кажется правильным, значит так оно и есть. Когда у супругов есть желание изменить ситуацию к лучшему, начиная с самого себя, тогда Сам Бог помогает им, внутрисемейные проблемы постепенно решаются, человек опытно приобретает снисходительность и уже не судит другого так строго. Его мышление перестраивается: он приучается терпеть другого человека, размышляя над тем, что Господь терпит всех нас. Если человек начинает работать над самим собой, то он старается избегать причин, приводящих к ссорам.

Когда в семье супруги сталкиваются с трудными обстоятельствами, необходимо действовать с большой любовью и смирением, один член семьи должен поддерживать другого, более немощного, он должен в такие моменты, образно говоря, носить его на руках. Предположим, что человек, устраивающий сцены и создающий проблемы в семье, – не супруг или супруга, а кто-либо из детей. Что делали бы родители в этом случае? Выгнали бы его из дома, чтобы он им больше на глаза не попадался? Конечно, нет. Но если мы своих родных детей терпим и многое им прощаем, почему же мы не можем выносить своего мужа или жену? Если мы на все будем смотреть с добрым помыслом, это поможет нам быть более терпимыми до тех пор, пока мы, уже по доброму навыку, не научимся избегать легких путей, приводящих к разводу. Потому что к разводу ведет легкий путь. А трудным путем мы идем тогда, когда пытаемся во что бы то ни стало удержать другого человека, когда мы его терпим, когда стараемся ему помочь. Подлинная любовь, которая «не ищет своего», которая жертвует собой ради ближнего, не ищет легких решений. Поскольку брак является таинством любви между двумя людьми противоположного пола, значит любовь – это, прежде всего, жертвенность. Именно этой жертвенной любви, которая терпит и переносит все ради другого, нас учит Церковь.

К сожалению, в некоторых семьях случаются чудовищные происшествия, инциденты, о которых мы не так редко слышим. Я говорю о случаях ужасного насилия по отношению к детям. Это настоящая трагедия! Как надо поступать в таком случае? Если существует опасность со стороны такого «отца» или такой «матери», то этот человек непременно должен быть удален из дома, где живут дети, потому что он создает угрозу для них. Другого решения здесь быть не может.

Я уверен, что такие люди психически больны. Не может быть, чтобы нормальный человек сделал нечто подобное. Даже если в доме, где находятся дети, у таких людей хранится имущество, сосуществование с таким родителем невозможно. Должна быть исключена любая возможность продолжения этой трагедии. Ведь психика детей, подвергшихся насилию в семье, остается травмированной практически на всю жизнь.

Однако здесь мы должны быть очень внимательны. Прежде чем утверждать, что что-то произошло, нужно сперва удостовериться, что это действительно так, надо убедиться, что это не ошибка, не недоразумение. Я постараюсь объяснить, что имею в виду: есть категория людей, внутри которых столько одиночества, горя и развращенности, что они на самом деле совершают преступления и аморальные поступки. Но есть больные другого рода, которые безосновательно подозревают своего супруга или супругу в подобных действиях. К примеру, к нам в митрополию не однажды обращались некоторые женщины и сообщали, что их муж, их брат или кто-то еще занимается подобными вещами. Потом выяснялось, что в действительности ничего подобного не было, что это просто плод больного воображения матери, которая уверена, что к ее детям пристают. Если человек, которому сообщили об этом, будь он духовником, врачом, полицейским или кем-нибудь другим, по неопытности не в состоянии разобраться в ситуации, то с легкостью может поверить такой матери, которая предпринимает целые операции по спасению своего чада, рассказывая в подробностях о якобы происходящих случаях насилия в семье, в действительности же оказывающихся ее фантазиями, в которые она верит с такой живостью. И такое случалось не один раз. Я повторюсь, что мы должны быть очень внимательными, прежде чем обвинить человека в насильственных действиях по отношению к детям.

Если говорить о тех психических травмах, которые переживает конкретный человек (или все мы), когда испытывает различные жизненные потрясения в какие-то моменты своей жизни – возможно, что собственными человеческим усилием такому человеку и удастся справиться с этой душевной раной. Однако из многовекового опыта нашей Матери-Церкви мы знаем, что когда человек обращается к Богу и предоставляет свободу действовать благодати Святого Духа через участие в Таинствах, с этим человеком происходит нечто преславное: он не только исцеляется от своих душевных травм, но со временем, при содействии благодати, сам становится причиной множества исцелений. Об этом мы читаем в одной молитве, в которой говорится, что Бог соделал источник горьких, непригодных для питья вод источником исцеления множества недугов. И наш старец Паисий Святогорец говорил, что Благой Господь и смертельные яды претворяет в целебные снадобья. Опытно переживая различные действия благодати, посредством молитвы и личных отношений с Богом, человек исцеляется от чрезмерной чувствительности, которая присутствует в его душевном мире по причине перенесённых психических травм. Постепенно эта его чувствительность преобразуется из травмирующей в позитивную, и впоследствии он становится способен помогать другим людям. Мы это часто можем наблюдать на личном примере или на примере людей, окружающих нас. Когда какой-то человек страдает или очень остро воспринимает разные события, случающиеся в его жизни, то он очень легко находит подход к другому человеку, переживающему подобное. Видите, как премудро Господь устроил Церковь? В ней не существует безвыходных ситуаций, которые с помощью благодати Божией не смог бы преодолеть человек, чтобы ему не пришлось потом оправдываться: «Господи, если бы в моей жизни не случилась эта трагедия, я был бы совершенно другим человеком, несравненно лучшим». Нет, я абсолютно с этим не согласен. Если только человек захочет, он может с помощью Божией достигнуть совершенства. Благодать действует превыше уставов естества. Потому и Господь воспринял человеческую плоть и терпел искушения, «чтобы и искушаемым помочь». А именно: быв безгрешным Богочеловеком, Он смирился до того, что пришел в этот мир в подобии странника, был отвержен родом Иудейским, испил чашу Крестных страданий и вкусил смерть, которая не имела над Ним власти, показав этим пример нам, следующим вслед за Ним. Разве не мог бы Господь помогать Своему созданию, не пройдя через Крестные страдания? Конечно, мог бы. Но Спаситель добровольно, ради человека прошел этот Крестный путь, чтобы показать нам, по какому пути следовать, чтобы быть Его учениками. Так же и человек, лично пройдя через страдания, глубже понимает своего ближнего и сострадает ему.

Можно сказать, что насколько стеснен человек жизненными обстоятельствами, настолько предпочтительнее его место перед Богом. Благой Господь милует несчастного, о котором говорит в 50-м псалме пророк Давид: «Сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит». Вот это-то сокрушенное и смиренное сердце Господь преобразует и утончает, и оно становится очень восприимчивым. Боль, несправедливость или какого-либо рода страдание приносят человеку пользу. Боль перерождает человека, делает его прекрасным, она «сокрушает» его сердце. Человек, испытывающий страдания, становится мудрым, он познает немощь человеческого естества, он узнает, что в мире кроме него страдают многие, и таким образом сообщается с другими людьми, понимая, что и они испытывают подобное.

С другой стороны, что происходит с родителем, который творит насилие в семье? Какой-нибудь святой, услышав об убийстве, не сокрушался бы столько о жертве, сколько об убийце. Жертва всегда заслуживает сожаления и помощи Божией. И поскольку она зачастую несправедливо обижена, то Господь воздает ей по своей Божественной справедливости, утешая ее своей благодатию. А вот этого зверя, убийцу, кто его пожалеет? Кто воззрит на него? И сам он к кому прибегнет? Если даже и придет ему мысль обратиться к Богу, что он Ему может сказать? Ведь руки его обагрены кровью. Подобен зверю этот человек и заслуживает бо льшего сожаления, чем его жертва, поскольку и люди его отвращаются, и ко Господу он не имеет дерзновения обратиться. Какое утешение может иметь такой человек?

Но все же, даже и для самого отчаянного грешника есть прибежище – Господь.

Да, даже от убийцы, даже от родителя-насильника, даже от таких людей, уподобившихся скотам, Всемилостивый Господь ждет покаяния. Не существует ничего, что могло бы превзойти любовь Божию. Господь безграничной своей любовью обнимает все человечество, и так как все мы являемся Его чадами, то нет такого греха, который бы превзошел Его благость. Поэтому и мы никогда не должны осуждать человека, мы должны осуждать его грех, действие, поступок. Знание о безграничной любви Божией является для грешника великим утешением. Ведь даже если и весь мир гнушается им, существует Некто, Кто принимает его покаяние, Кто не испытывает к нему ненависти, Кто не осуждает его, и это есть Сам Господь. Давайте ни в коем случае не терять надежду на изменение человека, даже если он утратил образ Божий, даже если он стал скотоподобным. Даже в этом случае существует надежда, и для него еще открыта дверь к Богу. Господу возможно спасти каждого человека, только бы он сам предоставил Ему свободу действовать.

И наконец, хочу добавить нечто очень важное, что должны иметь в виду родители: в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях. Нужно приложить все старания, чтобы наши дети видели добрые примеры в своей семье, чтобы они хранили их в своих душах. В будущем, когда они создадут свои семьи, эти добрые примеры будут помогать им в устройстве их личной взрослой жизни и, подобно здоровому иммунитету, будут сохранять их от всего дурного.

Брак можно уподобить нежному цветку. Для того, чтобы этот цветок вырастить, о нем нужно заботиться. Необходимо, чтобы он был посажен в добрую (подходящую) почву, надо удобрять землю, в которой он растет, своевременно поливать его. Если же за ним не ухаживать, то возможно, что сначала он будет прекрасен и будет испускать благоухание, однако вскоре засохнет и погибнет.

Так и в браке от человека требуется большое умение, чтобы поддерживать первоначальную любовь, утвердив ее на прочном основании так, чтобы она смогла выстоять. Вполне естественно, что в какой-то момент можно пресытиться плотскими отношениями и внешней красотой, и тогда вперед выступают твои основные, твои главные отношения с другим человеком. С этого момента тот человек, с которым ты заключил брак, будет являться твоей супругой или супругом, это будет тот человек, с которым вы вместе держите путь от этой временной жизни к жизни вечной в Царствии Божием. Следовательно, брак является очень серьезным предприятием. Также необходимо знать, что деторождение не является основной целью брака, а только лишь второстепенной. Главная же цель брака состоит в том, чтобы люди, заключающие его, после ухода из этой земной жизни заключили великий брак с Владыкой Христом. И через взращивание взаимных отношений, основанных на любви к Богу, совместно преодолевая трудности, встречающиеся в семейной жизни, сумели сочетаться в вечности со Христом.

Однако бывают случаи, когда отношения в браке выходят за пределы любви и изменяются. Зачастую люди, состоящие в браке, сталкиваются с серьезными проблемами, многие браки распадаются. Оказавшись в подобной ситуации, супруги обязательно должны, как говорится, «посидеть, подумать» о сложностях, возникших во взаимоотношениях со своей второй половиной, и о том, правильно ли каждый из них ведет себя по отношению к другому. Делать это надо обязательно, даже если человеку кажется, что он поступает правильно. Потому что вот это «правильно» должно рассматривать с той позиции, удовлетворяют ли твои действия другого человека, сохраняют ли они мир в семье, а не думать, что раз это кажется правильным, значит так оно и есть. Когда у супругов есть желание изменить ситуацию к лучшему, начиная с самого себя, тогда Сам Бог помогает им, внутрисемейные проблемы постепенно решаются, человек опытно приобретает снисходительность и уже не судит другого так строго. Его мышление перестраивается: он приучается терпеть другого человека, размышляя над тем, что Господь терпит всех нас. Если человек начинает работать над самим собой, то он старается избегать причин, приводящих к ссорам.

Когда в семье супруги сталкиваются с трудными обстоятельствами, необходимо действовать с большой любовью и смирением, один член семьи должен поддерживать другого, более немощного, он должен в такие моменты, образно говоря, носить его на руках. Предположим, что человек, устраивающий сцены и создающий проблемы в семье, – не супруг или супруга, а кто-либо из детей. Что делали бы родители в этом случае? Выгнали бы его из дома, чтобы он им больше на глаза не попадался? Конечно, нет. Но если мы своих родных детей терпим и многое им прощаем, почему же мы не можем выносить своего мужа или жену? Если мы на все будем смотреть с добрым помыслом, это поможет нам быть более терпимыми до тех пор, пока мы, уже по доброму навыку, не научимся избегать легких путей, приводящих к разводу. Потому что к разводу ведет легкий путь. А трудным путем мы идем тогда, когда пытаемся во что бы то ни стало удержать другого человека, когда мы его терпим, когда стараемся ему помочь. Подлинная любовь, которая «не ищет своего», которая жертвует собой ради ближнего, не ищет легких решений. Поскольку брак является таинством любви между двумя людьми противоположного пола, значит любовь – это, прежде всего, жертвенность. Именно этой жертвенной любви, которая терпит и переносит все ради другого, нас учит Церковь.

К сожалению, в некоторых семьях случаются чудовищные происшествия, инциденты, о которых мы не так редко слышим. Я говорю о случаях ужасного насилия по отношению к детям. Это настоящая трагедия! Как надо поступать в таком случае? Если существует опасность со стороны такого «отца» или такой «матери», то этот человек непременно должен быть удален из дома, где живут дети, потому что он создает угрозу для них. Другого решения здесь быть не может.

Я уверен, что такие люди психически больны. Не может быть, чтобы нормальный человек сделал нечто подобное. Даже если в доме, где находятся дети, у таких людей хранится имущество, сосуществование с таким родителем невозможно. Должна быть исключена любая возможность продолжения этой трагедии. Ведь психика детей, подвергшихся насилию в семье, остается травмированной практически на всю жизнь.

Однако здесь мы должны быть очень внимательны. Прежде чем утверждать, что что-то произошло, нужно сперва удостовериться, что это действительно так, надо убедиться, что это не ошибка, не недоразумение. Я постараюсь объяснить, что имею в виду: есть категория людей, внутри которых столько одиночества, горя и развращенности, что они на самом деле совершают преступления и аморальные поступки. Но есть больные другого рода, которые безосновательно подозревают своего супруга или супругу в подобных действиях. К примеру, к нам в митрополию не однажды обращались некоторые женщины и сообщали, что их муж, их брат или кто-то еще занимается подобными вещами. Потом выяснялось, что в действительности ничего подобного не было, что это просто плод больного воображения матери, которая уверена, что к ее детям пристают. Если человек, которому сообщили об этом, будь он духовником, врачом, полицейским или кем-нибудь другим, по неопытности не в состоянии разобраться в ситуации, то с легкостью может поверить такой матери, которая предпринимает целые операции по спасению своего чада, рассказывая в подробностях о якобы происходящих случаях насилия в семье, в действительности же оказывающихся ее фантазиями, в которые она верит с такой живостью. И такое случалось не один раз. Я повторюсь, что мы должны быть очень внимательными, прежде чем обвинить человека в насильственных действиях по отношению к детям.

Если говорить о тех психических травмах, которые переживает конкретный человек (или все мы), когда испытывает различные жизненные потрясения в какие-то моменты своей жизни – возможно, что собственными человеческим усилием такому человеку и удастся справиться с этой душевной раной. Однако из многовекового опыта нашей Матери-Церкви мы знаем, что когда человек обращается к Богу и предоставляет свободу действовать благодати Святого Духа через участие в Таинствах, с этим человеком происходит нечто преславное: он не только исцеляется от своих душевных травм, но со временем, при содействии благодати, сам становится причиной множества исцелений. Об этом мы читаем в одной молитве, в которой говорится, что Бог соделал источник горьких, непригодных для питья вод источником исцеления множества недугов. И наш старец Паисий Святогорец говорил, что Благой Господь и смертельные яды претворяет в целебные снадобья. Опытно переживая различные действия благодати, посредством молитвы и личных отношений с Богом, человек исцеляется от чрезмерной чувствительности, которая присутствует в его душевном мире по причине перенесённых психических травм.

Постепенно эта его чувствительность преобразуется из травмирующей в позитивную, и впоследствии он становится способен помогать другим людям. Мы это часто можем наблюдать на личном примере или на примере людей, окружающих нас. Когда какой-то человек страдает или очень остро воспринимает разные события, случающиеся в его жизни, то он очень легко находит подход к другому человеку, переживающему подобное. Видите, как премудро Господь устроил Церковь? В ней не существует безвыходных ситуаций, которые с помощью благодати Божией не смог бы преодолеть человек, чтобы ему не пришлось потом оправдываться: «Господи, если бы в моей жизни не случилась эта трагедия, я был бы совершенно другим человеком, несравненно лучшим».

Нет, я абсолютно с этим не согласен. Если только человек захочет, он может с помощью Божией достигнуть совершенства. Благодать действует превыше уставов естества. Потому и Господь воспринял человеческую плоть и терпел искушения, «чтобы и искушаемым помочь». А именно: быв безгрешным Богочеловеком, Он смирился до того, что пришел в этот мир в подобии странника, был отвержен родом Иудейским, испил чашу Крестных страданий и вкусил смерть, которая не имела над Ним власти, показав этим пример нам, следующим вслед за Ним. Разве не мог бы Господь помогать Своему созданию, не пройдя через Крестные страдания? Конечно, мог бы. Но Спаситель добровольно, ради человека прошел этот Крестный путь, чтобы показать нам, по какому пути следовать, чтобы быть Его учениками. Так же и человек, лично пройдя через страдания, глубже понимает своего ближнего и сострадает ему.

Можно сказать, что насколько стеснен человек жизненными обстоятельствами, настолько предпочтительнее его место перед Богом. Благой Господь милует несчастного, о котором говорит в 50-м псалме пророк Давид: «Сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит». Вот это-то сокрушенное и смиренное сердце Господь преобразует и утончает, и оно становится очень восприимчивым. Боль, несправедливость или какого-либо рода страдание приносят человеку пользу. Боль перерождает человека, делает его прекрасным, она «сокрушает» его сердце. Человек, испытывающий страдания, становится мудрым, он познает немощь человеческого естества, он узнает, что в мире кроме него страдают многие, и таким образом сообщается с другими людьми, понимая, что и они испытывают подобное.

С другой стороны, что происходит с родителем, который творит насилие в семье? Какой-нибудь святой, услышав об убийстве, не сокрушался бы столько о жертве, сколько об убийце. Жертва всегда заслуживает сожаления и помощи Божией. И поскольку она зачастую несправедливо обижена, то Господь воздает ей по своей Божественной справедливости, утешая ее своей благодатию. А вот этого зверя, убийцу, кто его пожалеет? Кто воззрит на него? И сам он к кому прибегнет? Если даже и придет ему мысль обратиться к Богу, что он Ему может сказать? Ведь руки его обагрены кровью. Подобен зверю этот человек и заслуживает большего сожаления, чем его жертва, поскольку и люди его отвращаются, и ко Господу он не имеет дерзновения обратиться. Какое утешение может иметь такой человек?

Но все же, даже и для самого отчаянного грешника есть прибежище – Господь.

Да, даже от убийцы, даже от родителя-насильника, даже от таких людей, уподобившихся скотам, Всемилостивый Господь ждет покаяния. Не существует ничего, что могло бы превзойти любовь Божию. Господь безграничной своей любовью обнимает все человечество, и так как все мы являемся Его чадами, то нет такого греха, который бы превзошел Его благость. Поэтому и мы никогда не должны осуждать человека, мы должны осуждать его грех, действие, поступок. Знание о безграничной любви Божией является для грешника великим утешением. Ведь даже если и весь мир гнушается им, существует Некто, Кто принимает его покаяние, Кто не испытывает к нему ненависти, Кто не осуждает его, и это есть Сам Господь. Давайте ни в коем случае не терять надежду на изменение человека, даже если он утратил образ Божий, даже если он стал скотоподобным. Даже в этом случае существует надежда, и для него еще открыта дверь к Богу. Господу возможно спасти каждого человека, только бы он сам предоставил Ему свободу действовать.

И наконец, хочу добавить нечто очень важное, что должны иметь в виду родители: в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях. Нужно приложить все старания, чтобы наши дети видели добрые примеры в своей семье, чтобы они хранили их в своих душах. В будущем, когда они создадут свои семьи, эти добрые примеры будут помогать им в устройстве их личной взрослой жизни и, подобно здоровому иммунитету, будут сохранять их от всего дурного.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист