Необычные растения        16.10.2019   

Развитие речи дошкольников при ознакомлении с природой. «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность. Наблюдательность, интерес к природе

В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по этой теме. В процессе ознакомления детей с природой я формировала первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учила различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Побуждала детей к звукоподражанию, повторению отдельных слов, названий. Обучала малышей первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы.

Ознакомление с природой проходило в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Коллективные формы работы чередовала с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяло мне вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.

Во время проведения прогулок обращала внимание детей на окружающую природу - на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Не спеша, давая малышам возможность внимательно рассмотреть то, о чем я говорю, рассказывала о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью мы рассматривали деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети слушали, как листья шуршат под их маленькими ножками, собирали красивые букеты, тут же разбрасывали их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Помогая детям активно познавать окружающую действительность (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) ненавязчиво предлагала разнообразные виды деятельности. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.

Обращала внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняла ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Собираясь на прогулку, мы брали с собой зерно или хлебные крошки. Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Объясняла, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушали и пытались подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т.д.

Зимой на прогулку ребята брали с собой лопатки и играли ими, копая снег. Они учились лепить снеговика, насыпать горку, знакомились со свойствами снега. На прогулке ребята пытались поймать в ладони снежинки, которые моментально таяли, что вызывало особый интерес. Малыши чувствуют холодное прикосновение зимы к их рукам.

Знания закрепляла на занятиях. Занятия проводила с использованием игровых методов, побуждая детей к действиям и движениям. Этим самым развивала речь детей, пополняла словарный запас. Для этой цели я подобрала и изготовила дидактические игры - пособия, такие как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «С какого дерева лист?», «Чьи плоды?», «Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др. Например, когда дети знакомились с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, проводила игры «Теплый - холодный», «Спрячь зайку от лисы» (где дети закрепляли белый цвет). Во время проведения игр постоянно побуждала детей к повторению слов, договариванию.

Чтобы у детей шло накопление знаний об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах - проводила игры с песком и водой « Найди игрушку», «Тонет - не тонет», о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Знакомила детей с животными через игры «Кто где живет», «Кто что ест», «Помогите найти маму». Давала первые знания об отличительных признаках сезонов, предлагая детям игры: «Подбери по цвету», «Кукла собирается на прогулку», «Собери букет» и др.

Чтобы дать детям представления о связи между явлениями природы: дует ветер -- качаются деревья, светит солнце - становится теплее, мы наблюдали за деревьями в ветреную и безветренную погоду, сравнивали на ощупь предметы, которые лежали на солнце и в тени, наблюдали за таянием снега и делали вывод, где снег тает быстрее .

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдения, экскурсии намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении. Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному их повторению.

Наталья Юрасова
Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

«Каждый шаг ребёнка должен быть

путешествием к истокам мышления

и речи – к чудесной красоте природы »

В. Сухомлинский

Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи . Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании , является развитие речи . К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно , как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Над проблемой речевого развития я работаю с 2000 года . За этот период изучила и проанализировала работы : С. Н Николаевой, А. К. Бондаренко, О. Соломенниковой, В. В. Гербовой и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу воспитания маленького человека - великого учителя – Природу . Сегодня свою работу выстраиваю в соответствии с программой «От рождения до школы» и парциальной программой «Юный эколог» .

Целью своей работы я обозначила : Овладение детьми речью, как средством общения и культуры при ознакомлении с природой в разных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи :

1. Обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

2. Подбор методов и способов развития речи .

3. Использование разнообразных форм организации.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой , поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка , стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи , пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы , рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название , действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, преимущество отдаю трём блокам :

1)Наглядно – выставочному материалу : игрушки, картины, натуральные предметы, коллекции, гербарии, макеты природных зон и объектов . А так же специально – организованным ситуациям в центре природы и мини-лаборатории : опыты , эксперименты, проектная и исследовательская деятельность, ведение календарей и моделирование взаимосвязей в природе . Дети получают представление о многообразии природного мира , о том, как растут и развиваются растения , какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей . К сожалению, нормативы СанПиНа не допускают содержания живых объектов в центре природы , в связи с чем, дети лишены возможности наблюдать, а главное – ухаживать за братьями нашими меньшими. В качестве альтернативы живых животных дошкольникам предложены животные - игрушки и иллюстративный материал в виде картинок, рисунков и фотографий.

Отличительной чертой речевого центра является созданный своими руками дидактический материал по теме «Моя малая Родина» . Сюда входят дидактические пособия «Экологическая пирамида» , «Лес чудес» , альбом «Улица родная» , серия фотографий «Случайный снимок» . Библиотека уголка содержит много красочно оформленных книг и энциклопедий по живой природе , среди которых особое место занимают «Красная книга России» , «Красная книга Ульяновской области» . Совместно с родителями и воспитанниками группы планируем начать оформление «Красной книги Барышского района» . С родителями мы проводим конкурсы знатоков родного края. Предлагаю вам ответить на некоторые задания из наших викторин :

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2)Дидактические игры :

Для обогащения и активизации словарного запаса словами существительными- «Назови одним словом» , «Кому нужны эти предметы» ; прилагательными- «Из чего сделан» , «Угадай на вкус» .

Игры с песком, водой заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы, а значит учат выстраивать связную доказательную речь. Например, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Мои наблюдения показывают, что развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи , поэтому большое внимание уделяю упражнениям и играм с природным материалом (природные лабиринты , выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). По инициативе родителей для уголка природы планируется приобрести «домашнюю песочницу» . Она представляет собой небольшой прямоугольной формы лоток с бортиками, натуральный очищенный цветной кварцевый песок, формочки и лопатки.

3) Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов . Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Ежегодно в апреле мы с детьми ставим экологические спектакли, приуроченные к празднованию Дня Земли. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь, развивается память , внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного. В этом году у нас пройдет фестиваль экологических мини - спектаклей, в котором примут участие и дети, и родители.

Ребята знакомы со многими народными приметами различных сезонов. Проверьте и Вы свою эрудицию :

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду» .

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) .

Уж на дороге греется – (перед дождем) .

Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) .

Из березы течет много сока – (к дождливому лету) .

Эффективность реализуемой системы отражается в динамике развития экологической культуры и речевого развития воспитанников группы «Дельфинёнок» .

Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы , развивает эмоциональную сферу , нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи .

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении. В перспективе данного направления вижу :

Организацию клуба «Почемучек» с детьми 3-4 лет;

Организацию экскурсий и целевых прогулок в природу совместно с родителями.

Публикации по теме:

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Совершенствование содержания и методов всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста обеспечивается путем формирования элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений об окружающей действительности. Непосредственное воспитывающее обучающее воздействие на дошкольника многократно усиливается при целенаправленной организации педагогических ситуаций, развивающих взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Основными задачами работы педагога по ознакомлению дошкольников с животным миром являются:

формирование у детей конкретных знаний о различных его представителях (уточнение их внешних признаков, повадок, особенностей питания, изучение среды обита­ния, способов приспособления к окружающему);

Воспитание интереса к фауне;

Формирование трудовых навыков по уходу за домашни­ми животными и желания это делать, обучение прави­лам содержания живых существ и обращения с ними;

Развитие эмоций.

В процессе ознакомления с животным миром дети должны научиться:

Различать объекты живой и неживой природы;

Элементарно обследовать эти объекты;

Вести наблюдения за ними и осуществлять их плано­мерный анализ;

Словесно определять основные признаки представите­лей животного мира и уметь выразительно их описы­вать;

Эмоционально выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербаль­ных и невербальных средств общения;

Проводить сравнения объектов живой природы в разные времена года по определенному плану;

Устанавливать с помощью взрослого простейшие причин­но-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

Формулировать свое личное отношение к наблюдаемым объектам живой природы и уметь объяснять, чем вы­званы те или иные чувства.

Решению этих задач в немалой степени способствует знакомство с художественной литературой - важнейшее направление педагогической работы в детском саду, которое в умственное и эстетическое развитие ребенка, выразительность и образность его речи. На важность раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание известные педагоги и психологи, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А.Леонть ев, О.С. Ушакова и др. Чтение ребенку произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, ма лые фольклорные формы - пословицы, поговорки, потешки) развивает у него чувство родного языка, грамотность речи, внимание к художественному слову, умение воспроизводить выразительные средства в своих высказываниях.

Особое место в воспитании и развитии дошкольников

занимают литературные произведения, посвященные природе. Уже в раннем возрасте малыши с интересом слушают первые сказки и стихотворения А. Барто, С. Михалкова, в которых животные выступают в разных ролях. Это и «ожившие» игрушки, с которыми происходят такие же события, которые могли бы произойти в реальности и с самим ребёнком (цикл «Игрушки» А. Барто), и яркие персонажи лесной ни, говорящие человеческим языком («Три медведя»Л.Толстого, «Телефон» К. Чуковского), и участники различных драматических событий («Тараканище» К. Чуковского).

Знакомство с литературными произведениями предполагает изучение животного мира не только родного края того чтобы дети могли лучше представить себе особенности представителей фауны других регионов, необходимо о понять им сходство и различия среды обитания родстве: видов животных в разных климатических зонах, выявлять знания детей об условиях жизни животных на Крайнем Севере, в Африке, в труднодоступных горных районах.

При выборе произведений о животных и птицах в пе очередь необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада.

Развитие связной речи дошкольников через наблюдения в природе

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Так как ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его среды, то и всякое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых ребенком из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.
Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский, который считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы.
Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит беседа. Она может проводиться во время любых режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Беседа может проводиться на специально организованном наблюдении, какого либо объекта или явления природы. С помощью таких бесед у детей развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес к речевой деятельности.
Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе: беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе).
Развитию связной речи детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствуют вопросы, помогающие детям раскрыть причины явлений и установить связи и закономерности сезонных изменений в природе, поскольку отвечая, ребенку придется охарактеризовать явление и назвать словом установленную связь (Почему зимой река покрыта льдом? – Зимой река покрыта льдом, потому что холодно). Для того чтобы беседа проходила интересно, активно и доставляла радость детям, воспитателю необходимо использовать различные организационные методы: сюрпризные моменты, веселые стихи, сказки, речевые логические задачи, загадки, наглядные дидактические материалы, разнообразные коллекции и гербарии, собранные детьми.
Развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы, могут способствовать сказки, стихи и литературно-художественные тексты для чтения. В этой связи, можно использовать для драматизаций или театральной постановки рассказы и сказки К.Д. Ушинского, созданные для детей (книги «Родное слово», «Детский мир»). В рассказах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Проказы старухи зимы», «Спор деревьев», «Спор животных», «Четыре желания» и др., доступно рассказано о явлениях природы и о смене времен года, о том, что окружает детей в повседневной жизни: о мире животных и птиц.
При наблюдении природных явлений можно использовать пословицы, поговорки и загадки, которые учат детей красивому, образному видению природы, но также и логически точному и краткому описанию природного объекта или явления. Загадка учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях, помогает выделить в речи ту или иную особенность предмета, явления, заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении.
Эффективным методом для повышения активности детей во время беседы Н.В. Виноградова считала использование речевых логических задач. Речевые логические задачи – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую дети могут сформулировать, если они осознали определенные связи и закономерности природы, они могут быть частью беседы или самостоятельной деятельностью. В зависимости от дидактических целей и учитывая опыт детей, воспитатель составляет речевые логические задачи. Материал для составления задач, можно взять в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» Д. Кайгородова, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова и др..
Следующим этапом развития связной речи, является обучение детей связному повествовательному рассказыванию о сезонных явлениях природы. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания и анализировать его структуру: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение.
В образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы можно использовать экологические игры для развития связной речи, уточнения и обобщения представлений детей дошкольного возраста о мире природы. Такие игры разработаны Н.А. Рыжовой, автором программы «Наш дом природа» («Экологический светофор», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию» и др.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Мы считаем, что развитию связной речи у дошкольников будет способствовать образовательная деятельность по ознакомлению с сезонными изменениями в природе. Основной акцент, по нашему мнению, стоит сделать на включение в образовательный процесс по развитию связной речи у дошкольников бесед о природе, наблюдений, вопросов проблемного характера, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр и других формы работы.