Дарим цветы        01.09.2019   

Ребенок 10 месяцев какие. Десятый месяц

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).

Самостоятельные наблюдения должны проводиться при определенных условиях, иначе результаты не будут объективными. Прочесть о том, что именно нужно учесть, вы можете в статье

Развитие ребенка в 10 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот, отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Десятимесячный ребенок из положения «опора на руки» отталкивается и встает на четвереньки, стоя на руках и коленях, он умеет раскачиваться, но может потерять равновесие. Кроме того, малыш в 10 месяцев уже начинает ползать, хотя этот процесс еще плохо скоординирован.

Развитие ребенка в 10 месяцев ярко проявляется еще и в том, что он садится из положения “лежа на животе” или из положения “на четвереньках” (спонтанно или придерживаясь за мебель).

Развитие ребенка в 10 месяцев. Реакции и навыки

Положите малыша на спину, отойдите и понаблюдайте за ним. В этом возрасте ребенок умеет без помощи взрослого садиться и из положения «лежа на спине». Чтобы сесть, он самостоятельно подтягивается, придерживаясь за подходящую мебель.

Обратите внимание, десятимесячный малыш сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ножками. В этом положении он может находиться и играть долгое время. Если же ребенку понадобится предмет вне пределов досягаемости, то, чаще всего, он становится на четвереньки и ползет к нему. На то, чтобы сесть из положений «лежа на животе» или «на четвереньках» малыш тратит гораздо меньше усилий, чем на то, чтобы подтянуться вверх из положения «лежа на спине».

Поставьте ребенка на пол рядом с диваном или креслом. Теперь он более полминуты может самостоятельно стоять, придерживаясь за мебель.

Посадите малыша и протяните ему руки. Держась за них, он должен уметь встать из положения сидя.

Посадите вашего младенца (его можно слегка придерживать) и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в так называемом «пинцетном захвате», когда малыш берет мелкий предмет вытянутым указательным и противопоставленным ему большим пальцем, словно пинцетом. Остальные пальчики при этом он не задействует. Этот навык должен выполняться обеими ручками.

В момент, когда малыш за вами наблюдает, возьмите в руки по кубику и постучите одним кубиком о другой. Затем протяните их ребенку, пусть он возьмет по одному в каждую ручку. В 10 месяцев его двусторонняя координация уже настолько развита, что он сможет повторить ваши движения – ударить кубиками друг о друга. Если что-то не получилось, покажите малышу «битву кубиков» еще раз.

Сядьте за стол, на котором разложены кубики, и посадите ребенка к себе на колени (кубики должны располагаться так, чтобы он мог дотянуться до них ручками). Сразу или после нескольких минут игры десятимесячный малыш с заметным удовольствием начинает бросать игрушки на пол. Если этого не произойдет, возьмите один кубик и сами бросьте его.

Посадите ребенка и покажите ему куклу или колокольчик. Игрушку можно дать подержать в ручки. Если вы выбрали второй вариант, то обратите внимание малыша на язычок колокольчика. В 10 месяцев детки уже не только схватывают образ предмета в целом, но и замечают отдельные его детали и пробуют их обследовать. Ваш ребенок, например, может дотрагиваться указательным пальцем до лица куклы, ее глазок, ротика, носика. Если вы предложили ему колокольчик, он засунет пальчик вовнутрь и ощупывает его язычок.

Развитие ребенка в 10 месяцев. Взаимодействие с внешним миром

Для следующего эксперимента нужно выбрать момент, когда ваш малыш спокоен, не утомлен и относительно сосредоточен. Посадите его к себе на колени и попробуйте с ним «поговорить»: медленно и выразительно произносите те слоги, которые он уже умеет говорить. Между отдельными слогами делайте паузу минимум 10 секунд. Десятимесячный ребенок правильно повторяет проговариваемые мамой слоги. Такая игра со стороны напоминает «диалог».

Кроме того, в этом возрасте дети уже демонстрируют явное понимание речи. Выберите момент, когда ребенок еще бодр и весел, а в комнате с вами находится кто-то из близких родственников, и спросите малыша: «Где (например) бабушка?». Можно задать вопрос об его любимой игрушке, например: «Где твой мячик?». Вопрос можно повторить несколько раз, чтобы привлечь внимание ребенка. В ответ малыш поворачивает голову в поисках лица или предмета, о котором его спросили, а когда находит, то на мгновение останавливает на нем взгляд или улыбается.

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Читайте в этой статье:

Количество достижений и умений ребенка в этом возрасте увеличивается, а вот прибавка в росте и весе слегка замедляется. Малыш как никогда открыт для новых знакомств.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Физическое развитие все более прогрессирует. Так как день 10-месячного ребенка становится активнее, то вес он набирает не так стремительно, как раньше. Нормой считается прибавка в весе 400-500 г за месяц. Нормальная прибавка роста за месяц — 1,5-2 см, окружность головы у мальчиков и девочек — около 46,5 см.

Большинство деток уже хорошо ползают и активно пытаются овладеть ходьбой. В это время главное — развивать равновесие и ориентирование в пространстве. Есть детки, которые к этому времени не могут самостоятельно подтянуться и стать на ножки. Пришло время побуждать и всячески способствовать этому. Это возможно сделать, положив на невысокий диван или стульчик любую игрушку или новый, заинтересовавший малыша предмет и помогая ребенка подняться. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию. Кроха к этому периоду хорошо владеет движениями плеча, предплечья рук, запястья и пальцев, без затруднений берет пальчиками маленькие предметы и рассматривает их.

Но стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален. Физическое развитие ребенка происходит у каждого по-разному. Кто-то не ползает, а сразу начинает ходить. У кого-то рост соответствует норме, у кого-то — нет. А кто-то все делает поочередно: ползает, затем учится ходить возле опоры и без нее.

В 10 месяцев ребенок может самостоятельно встать на ножки в кроватке, а с положения стоя — сесть. Уже пришло время обустроить новое игральное место, так как раньше для игры достаточно было манежа или маленького коврика. Лучшего всего подойдет невысокий диван. Ведь любой ребенок легко осваивает диван: то слезает, то залазит на него — такой домашний аттракцион позволяет ему развиваться. Задача родителей — обеспечить страховку малыша во избежание неприятных падений, положив, например, мягкий плед или много плюшевых игрушек.

К десяти месяцам сформируется любимый вид деятельности. Кто-то с радостью движется, услышав музыку, кто-то выстраивает башенки из фигур, а кто-то рассматривает картинки в книжках и журналах.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

В этом месяце малыш удивит неожиданными и долгожданными действиями. Прикусит кончик язычка, попытается повторить кривляние папы. Большее количество времени он посвятит разгребанию содержания нижних шкафчиков, полочек, до которых сможет дотянуться. Будет настойчиво прикасаться к ноутбуку, планшету, телефону и другим запрещенным достижениям современной науки. Так как обычно в это время ребенок не ходит самостоятельно, то ему важно больше двигаться, укрепляя мышцы, готовить тело к прямохождению. Хотя уже на десятом месяце ребенок стоит, держась за опору, и даже немного топает, лучше пока ему еще ползать.

В 10 месяцев малыш не боится идти на руки к чужим. В этот период просыпается интерес к сверстникам, но играть они вместе пока не будут. Ребенок уже может знать названия некоторых предметов и имена людей, повторять за взрослыми звуки и слоги. К этому времени карапуз уже уверенно держит по две игрушки в руках.

С этого времени начинает формироваться личность маленького человека, действия родителей оказывают на это большое влияние. Ребенок все повторяет за взрослыми. Подражая, он учится кормить плюшевого зайчика морковкой. Кроха помнит слово «нельзя» и «нет», более того, порой может проговаривать и показывать эти слова. Память малыша становится объемнее. Он может воспроизвести действие, которое видел около недели назад, помнит, где находятся его игрушки.

Ребенок имитирует звуки, что произносят взрослые, меняет интонацию и громкость своего голоса. Балуется с языком и слюной, производя смешной шум, и хохочет над своими проказами. На своем языке он может называть какие-либо вещи или действия, они часто непонятны. Родители должны продолжать разговаривать с ребенком как с взрослым, ему полезно читать сказки.

С этого маленького юбилея очень стремительно повышается «шкодливость». И не стоит это относить к чертам характера, это простая любопытность и познание еще неизведанного мира для крохи. И не стоит огорчаться, если вы обнаружите в кастрюле кубики, а в унитазе — часть от пирамидки. Ведь недовольство родителей либо очень расстраивает малыша, либо раззадоривает. Наказывать тоже не надо, можно добиться того, что он начнет хитрить и делать дальше по-своему, но у мамы и папы за спиной. Главное в таком случае — переключить внимание и предоставить ребенку безопасные и не менее интересные участки квартиры для «исследования».

Игры для малыша

Игры 10-месячного чада приобретают сосредоточенность. Он крепко удерживает игрушку, выполняет различные задания: берет и дает кубик, открывает и закрывает коробочки, сидя на полу, катает и бросает мяч. Поэтому следует выбирать игры, которые соответствуют указанным умениям. Разбирать и собирать — самое увлекательное для малыша сейчас занятие. Это может быть разгрузка и загрузка паровозика, заполнение емкости геометрическим формами и т.п. Современный рынок подобных игр захватывает широтой выбора.

Одной из самых полезных игрушек на данном этапе является пирамидка. С маминой помощью ребенок собирает ее и, радуясь полученному результату, ждет поощрения. Поставьте на пол емкость и предложите покидать в нее разные предметы, особенно те, которые издают какой-то звук при попадании. Давайте бросать маленькие игрушки разными руками, а большие — двумя, меняйте расстояние коробки, ставьте то ближе, то дальше. Таким образом развивается умение малыша манипулировать предметами.

Пришла пора предложить пальчиковые краски. Восторг будет неописуемый! При выборе крохой цвета называйте его. Так он быстро выучит основные цвета, будет разбираться в них и произносить их названия.

С 10 месяцев ребенок впитывает информацию как губка. Уместны и очень желательны игры с познаванием. Посадите ребенка в комфортное для него положение, на диван, стульчик для кормления или на руки. Если он расположен к общению, ознакомьте его с животными. Наверняка есть в доме игрушки и картинки в виде зверюшек, фруктов. Нужно расположить их перед ребенком и показывать поочередно, произнося тот звук, который соответствует тому или иному животному. Пусть малыш его повторит.

Никакие игры, современные, красочные и суперразвивающие, не заменят игр на улице. Ведь они оказывают благотворное влияние на развитие малыша и очень полезны для его здоровья.

Не теряют актуальности потешки и несложные стихи, сопутствующие пробуждению, одеванию. Давайте ребенку рассматривать книжки. Сейчас подходят книжечки с толстыми картонными страницами, на которых изображены фрукты, овощи, животные. Это очень интересно деткам. Переворачивая страницы, он развивает моторику, рассматривая картинки, познает мир.

Уход за 10-месячным ребенком

У 10-месячного ребенка появились изменения в уходе. Но неизменным остается гигиена. Выполнять утренние процедуры: умывать личико, чистить нос и уши — нужно в игривой форме.

Ночной сон длится 10-12 часов. Дневной сон может быть от 2 до 3 часов, иногда в два захода, хотя часто бывает, что ребенок спит один раз. Необходимо следить за тем, чтобы малыш во время обеденного периода отдыхал в спокойной обстановке, чтобы не перевозбуждался и не становился из-за этого капризным.

Полезно больше времени проводить на свежем воздухе, одевая малыша по погоде, чтобы ему не было слишком жарко, но и переохлаждения допускать нельзя.

Детки уже в этом возрасте сидят и без страха могут осуществлять движения, быстро усваивают информацию. Все способствует приучению к горшку.

Подавайте собственный пример. Убирая игрушки, попросите ребенка помочь вам, складывая какие-то вещи, выбирая книгу — тоже просите помочь. Он будет выполнять поручения, принимая их за игру, и активно принимать участие в тех, которые больше нравятся. Таким образом, приучая ребенка к совместному выполнению дел, учим его к соблюдению режима дня и осуществлению подготовки к обеду и прогулке, например.

Питание и развитие ребенка по Комаровскому

Ребенок в 10 месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари. В детское питание в это время вводятся нежирные сорта рыбы.

В 10 месяцев ребенок пытается самостоятельно есть, неумело водит ложкой в тарелке, но уже может пить сам из чашки. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках. В этом возрасте ребенок продолжает пятиразово питаться. Первое и последнее кормление — важная составляющая в питании. Продолжаем давать грудное молоко или смесь, если кроха на искусственном вскармливании. Есть детки, которые еще могут просыпаться ночью, чтобы перекусить. Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь, если грудное вскармливание невозможно.

Комаровский советует, что рацион 10- месячного ребенка должен содержать кефир (100 г), творожок (не более 50 г), печеное яблоко (50 г), овощное пюре и молочную кашу (120 г), сок (20-30 мл), целый желток, мясное пюре (40-50 г), рыбное пюре (5-20 г), печенье (10 г), растительное масло (3 г). Творожок при этом должен быть собственного приготовления из коровьего молока, овощное пюре — содержать картошку, морковь, свеклу, а молочная каша предпочтительнее гречневая и рисовая.

Помните, что если мама еще кормит ребенка грудью, то те продукты, которые родители кушают, отображаются на здоровье малыша и его развитии. Поэтому не следует употреблять строго запрещенные продукты. Возьмите во внимание, что не все нововведенные продукты на 10-м месяце могут сразу и хорошо усвоиться организмом ребенка.

Комаровский отмечает особою важность чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты и в идеале лучше их вытереть одноразовым бумажным полотенцем. Хорошо промывайте проточной водой овощи, соблюдайте чистоту посуды, разделочной доски и рабочей поверхности. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Десять месяцев — это интересный период в развитии ребенка. Важными моментами, за которыми нужно тщательно следить, являются вес, рост и питание малыша. Если нет сильных отклонений от нормы, то рост и вес ребенка может измениться и в следующие месяцы жизни новорожденного.