Необычные растения        28.09.2019   

Ребенок капризничает во время. Почему ребёнок капризничает и что делать? Чаще всего мамы и папы в этих случаях

Капризный, упрямый, непослушный... Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.

Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими.

Первый возрастной кризис у детей происходит примерно в 3 года, второй - в 6-7 лет, третий - около 13 лет.

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топагь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.

Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим “Я” и без этого себя не представляем. Но малыш под влиянием возрастающей практической самостоятельности только начинает осознавать свое “Я”. Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды и т. п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице (он, она), начинает осознавать себя лицом первым: “Дай мне машинку!”.

Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую кассету, включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте - это может привести к неврозам. Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу.

Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: “Не смей мыть руки!”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма - стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Что делать в таких ситуациях? Ответ на это вы найдете в разделе “Агрессивность”.

Кризис может протекать тяжело и сопровождаться беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием. Но об этом позже.

Самое главное, что стоит запомнить, - это то, что агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребенок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец-то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат - крик, отчаянный гневный протест.

Агрессивность - это реакция борьбы, поэтому, конечно, предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления - отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности - это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и...заново проявляет агрессивность - порочный круг, не так ли?

Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами.

Если он бьет товарища по играм, уведите партнера из комнаты, предварительно пожалев его. Ваш малыш останется в одиночестве и сообразит, что так делать нельзя. Внимательно, но как бы не специально, замечайте, кто из детей начинает словесную агрессию, ибо часто она является причиной насилия. Ребенок может начать вести себя агрессивно и по отношению к взрослому, который оскорбляет, поэтому избегайте и таких взрослых.

Установите правила и не меняйте их ни в коем случае.

Станьте для малыша вторым “Я”. Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: “Лучше ты мне, Саша, скажи, что тебе хочется ударить мишку и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!” Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку.

Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. И хвалите не односложно: “Молодец!”, - а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.

Ребенка, который ведет себя агрессивно, необходимо посадить на стул на 2-5 минут. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а тайм-аут. Он для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда ребенок успокоился, спросите, понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно. Узнайте у ребенка, что он считает необходимым условием для того, чтобы у него было много друзей. Скажите ему, что он останется совершенно один, если будет дальше себя так вести. Но не пугайте тем, что вы откажетесь от него - это может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из-за него, огорчены.

Объясните ребенку, насколько смешны его фантазии. Можете сказать, что если все ему будут прислуживать, то это будет неинтересно, глупо и скучно, потому что все будут избегать его, так как он будет доставлять неудобства и неприятности.

Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Не отправляйтесь в магазин, когда там большая очередь и малышу придется долго ждать. Также автобус в “час-пик” - не место для проголодавшегося малыша.

Крайний случай, когда ребенку грозит опасность для жизни или когда она угрожает кому-нибудь. Обнимите ребенка, стараясь его удержать. Это его успокоит. Но не проявляйте насилия, чтобы малыш не чувствовал, что на него нападают.

Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо если нервничает, он вас не услышит.

Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите или требуете, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Вместо того чтобы потребовать прекратить крик, попросите его подойти к вам. Ребенок сделает это без особого труда.

Вы, скорее всего, тоже раздражены. Поэтому скажите об этом малышу, чтобы он вам дал возможность прийти в себя и успокоиться. А потом уже можно поговорить.

И последнее. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.

Прежде всего, стоит заметить, что страхи нормальны, они защищают ребенка от многих опасностей (прыжок с высокого дерева, горячая вода и т. д.). Но существуют и другие страхи, они либо придуманы им самим (чудища под кроватью, призраки), либо получены в течение жизни (страх перед собакой, отъезд, уход родителя и т. д.). У детей бывают различные страхи на разных стадиях развития. Существуют основные виды страхов:

1. Страх отъезда матери, отца, может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего такому страху подвержены дети, которые зависимы от матери или отца, то есть практически не расстаются с ними. Если ребенок с раннего возраста общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней, пусть она проведет при вас 5-6 дней с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с получаса и продолжайте увеличивать время разлуки. Малыш постепенно привыкнет к мысли, что вы всегда к нему вернетесь. Известный американский педиатр Б. Спок считает, что излишняя заботливость только усиливает страх. Также его усиливают колебания матери, которая начинает вести себя неуверенно, когда слышит крик ребенка при расставании. Не надо чувствовать себя виноватыми в том, что вы иногда покидаете своего малыша. Главное - делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить малышу, что расставание необходимо и оно не будет длительным.

2. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время воображение развивается настолько, что он способен представить себя на месте других людей и осознать все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами надо.

Если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его ночью. Никогда не пугайте ребенка чужими тетями, докторами и т. д. Не стыдите ребенка за мелкие проступки, постарайтесь строго и последовательно избегать возможных мелких неприятностей. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем дне и забудет свой страх. Не пугайте никогда ребенка тем, что вы разлюбите его.

Если ваши сын или дочь боятся темноты, оставьте дверь в детской открытой или включите ночник. Это вряд ли помешает малышу спать.

Также в возрасте 4-5 лет возникают вопросы о смерти. Не напугайте ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы этого не боитесь и считаете обыденным явлением. Не забудьте при этом обнять ребенка и сказать, что вы его не покинете еще много-много лет.

В этом возрасте дети часто боятся животных, даже если они с ними раньше сталкивались. Не настаивайте, ребенок сам справится с этим страхом через несколько месяцев или дней. То же относится и к воде. Никогда не толкайте ребенка в воду, а покажите на своем примере, что вода - большое удовольствие. Любой страх побеждается действием. Человек, сидящий сложа руки, не сможет заглушить страх. Поэтому иногда помогают бег и другие подвижные игры.

Еще несколько советов о том, как победить страх.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

Позовите на помощь плюшевую игрушку. Заяц, который сможет защитить от воображаемых чудовищ, - хороший помощник в борьбе со страхами.

Расскажите убедительно-победную историю перед сном. Например, о том, “как маленькая мышка сумела...”.

Контролируйте то, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с насилием и запугиванием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

Составьте план. То есть если ваш ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что малыш четко следует намеченному плану.

Почему ребенок постоянно капризничает и плачет? Этот вопрос актуален для родителей младенцев и детей дошкольного возраста. Поэтому мы хотим рассмотреть данную проблему более подробно.

Почему ребенок капризничает

Большинство мам и пап каждый день сталкиваются с нежеланием ребенка есть, спать, одеваться, идти в детский сад или на прогулку. Малыш плачет, отказывается выполнять предложенные требования, а иногда просто кричит или ноет. Можно выделить несколько основных причин такого поведения:

  • Физические - к этой группе относятся различные болезни, усталость, голод, желание пить или спать. Ребенок чувствует себя плохо, но не может понять, отчего это произошло. Поэтому родителям так важно соблюдать распорядок дня, вовремя кормить, поить и укладывать малыша спать.
  • Ребенок требует внимания - большинство детских истерик можно предупредить, если увеличить время общения. Любовь мамы важна для маленького человека, как воздух. Если он не получит нужное количество внимания, то будет «тянуть» его всеми доступными способами. Поэтому не нужно ждать, когда у малыша начнется истерика. Просто оставьте свои дела, отключите телефон, интернет и обнимите ребенка. Поиграйте с ним, поинтересуйтесь новостями и проведите время вместе.
  • Ребенок хочет получить желаемое - маленький человечек отлично понимает, где находятся болевые точки родителей, и знает, как на них можно надавить. Поэтому, если мама или папа откупаются от капризов материально, то ребенок быстро научится пользоваться новой схемой. Очень важно научить ребенка договариваться, искать новые решения его проблем.

Природа устроила так, что детский плач вызывает у взрослых сильную эмоциональную реакцию. Это очень хорошо, так как порой рефлексия спасает жизнь и здоровье маленького человека. Если ребенок все время плачет, то необходимо понять, почему он это делает.

Грудные дети

Возраст от рождения и до трех-четырех месяцев многие родители вспоминают с ужасом. Почему в этот период ребенок постоянно капризничает и плачет? Можно выделить следующие причины:

  • Малыш голоден - иногда у мамы недостаточно молока или ему не подходит искусственная смесь. Если ребенок плохо прибавляет в весе, то врачи рекомендуют начать дополнительный прикорм.
  • Колики - считается, что их вызывают газы в кишечнике. Поэтому кормящая мама должна следить за своей диетой и исключить ряд продуктов, содержащих клетчатку. Кроме того, обычно педиатр выписывает капли, которые помогают наладить работу желудочно-кишечного тракта.
  • Простуда или воспаление уха - эту проблему поможет устранить врач. А мама должна вовремя сообщить о возникших проблемах и изменении поведения малыша.
  • Мокрые пеленки - многие дети остро реагируют на несвоевременную смену белья. Поэтому следует пользоваться подгузниками или вовремя переодевать ребенка.
  • Чувство одиночества - дети скучают по взрослым и успокаиваются сразу после того, как их берут на руки.

К сожалению, неопытным родителям очень трудно определить, почему ребенок постоянно капризничает и плачет. Поэтому им следует внимательно прислушиваться к младенцу и незамедлительно отвечать на его потребности.

Капризы в один год

Когда малыш подрастает, он сталкивается с первыми запретами. Часто дети реагируют очень бурно: они кричат, бросают вещи, топают ногами. Если родители знают о возрастных особенностях, то по мере возможности смогут предотвращать Что делать, когда кричит и плачет ребенок (1 год)? Капризничает малыш по разным причинам. Поэтому для начала нужно определить их:

  • Капризничает ребенок от болезни или внутреннего конфликта - он не понимает, почему ему плохо, и выражает протест доступным ему способом.
  • Протестует против чрезмерной опеки - хочет больше свободы, отказывается от предложенной одежды или возвращения домой с прогулки.
  • Стремится копировать родителей - позвольте ему участвовать в своих делах. Благодаря этому вы сможете постоянно находиться рядом, а заодно научите малыша пользоваться новыми предметами.
  • Реагирует на эмоциональное напряжение - излишняя строгость и контроль вызывают у ребенка приступы плача. Поэтому постарайтесь относиться к нему как человеку, а не предмету, который должен беспрекословно выполнять вашу волю.

Не забывайте, что существуют и невидимые причины детских слез. Иногда ребенок постоянно капризничает и плачет только потому, что его темперамент относится к слабому типу. Это означает, что малыш быстро перевозбуждается, остро реагирует на раздражители и моментально утомляется. С возрастом он научится управлять своим поведением, а пока важно следить за режимом дня и своевременным отдыхом.

Два года

В этом сложном возрасте даже самые покладистые дети превращаются в маленьких тиранов. Родители жалуются, что не могут справиться с капризами и требованиями малыша. У многих детей появляются проблемы со сном, наблюдается повышенная возбудимость, а иногда и первые истерики. Итак, какие причины капризов можно выделить, когда ребенку 2 года:

  • Социализация - в этом возрасте ребенок должен освоить новые для него правила общения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому он резко реагирует на ограничения, которые касаются его самостоятельности и свободы действий.
  • Освоение речи - пока ребенок не может сформулировать словами то, что он чувствует или хочет сделать. Поэтому он снимает нервное напряжение криком и плачем.
  • Нерастраченная энергия - очень важно, чтобы в течение дня малыш мог активно двигаться и играть. Скованность приводит к тому, что вечером он не может успокоиться и заснуть.
  • Эмоциональное напряжение - малыш чувствует эмоции взрослых, тяжело переживает семейные конфликты и ссоры взрослых.

Когда ребенку 2 года, он вступает в фазу кризиса. Поэтому так важно отнестись с пониманием к его личным проблемам и правильно на них реагировать.

Кризис трех лет

Новая ступень развития малыша сопровождается бурной реакцией с его стороны. В этом возрасте он осознает себя личностью, в его речи появляется местоимение «я». Ребенок старается делать все сам, но не всегда в этом преуспевает. Поэтому он «мстит» родителям слезами и криками. Что следует предпринять? Психологи советуют смириться с ситуацией и просто ее пережить.

Что делать, если ребенок постоянно капризничает и плачет

Каждый родитель находит свое решение проблемы. Не всегда выбранный путь приведет к положительному результату, а иногда и еще больше усугубляет ситуацию. Что же делать, если малыш плачет:


Когда следует обращаться к врачу

Специалисты считают нормой, если малыш проявляет свое недовольство два или три раза в неделю. Если же ребенок постоянно капризничает и плачет, а тем более устраивает настоящие истерики, то это повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Возможно, всего несколько визитов к детскому психологу помогут восстановить мир и спокойствие в семье.

Заключение

Каждый родитель должен понимать, что капризы в раннем возрасте - это абсолютно нормальное явление. Поэтому так важно научиться распознавать причины и вовремя их устранять.

13 февраля 2014 в 13:18

Мой ребенок практически сразу после того, как ему исполнилось 3 года, стал нереально капризным. Отказывается что-либо делать, если ему это не интересно. Стал много пакостить. Меня это очень сильно доводит, порой даже в истерики впадаю. Спасайте!
Планируем через неделю съездить в Таиланд отдохнуть, может отдых настроит меня и моего малыша на более позитивные отношения.

Ответы пользователей

Насколько мне известно, начиная примерно с 3 лет у детей начинается осознание того, что мир огромен. Ребенок начинает искать объяснение большему количеству событий в его жизни, становясь более требовательным. Обратите больше внимания на то, как ребенок взаимодействует с окружающим миром. Он не только пакостит:) Скорее всего, он хочет попробовать много нового. :)

Мне кажется, что тут на лицо тот самый пресловутый кризис трех лет ("Я сам"). примерно годам к трем, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он начинает ощущать себя самостоятельной частью огромного мира, тем самым несколько отделяясь от близких взрослых в психологическом плане. Ребенок всеми правдами и не правдами пытается отстоять свою независимость и право на самостоятельный выбор "буду - не буду, Хочу - не хочу". И уж сразу если сказал, что не будет, то не будет не при каких условиях, даже если его первоначальное решение не нравиться самому. Так ребенок самоутверждается, доказывая себе и окружающим свою пусть небольшую но свободу от других, громко заявляя о своем "Я". это неизбежный и нужный этап психического развития любого ребенка, сопровождающийся капризами, упрямством и своеволием. Для родителей это не простое время, но это то время, когда у малыша уже начинает формироваться тот стержень, который со временем делает из человека самостоятельную, зрелую и успешную личность. Тут главное не "сломать" ребенка, позволяя ему иногда настоять на своем, идя ему на уступки. Если конечно, это навредит самому ребенку и не принесет вреда окружающим. Понятно, что если малыш хочет пойти на улицу зимой босиком, то взрослый этого допустить не может. Но вот позволить малышу одеть красную футболку, вместо синей, если они принципиально не отличаются между собой вполне возможно. Вообщем, терпение, любовь, гибкость родителей и умение искать компромиссы.

Я думаю, через истерики проходят все мамы. Моему тоже три и он иногда меня сильно доводит. Сказали, что скоро это пройдет. У детей в таком возрасте первый "переходной возраст", если можно так сказать. Держитесь!!!

А я считаю, что истерики сами мамы и провоцируют, в какой-то мере. Я наблюдала сцену на улице сегодня. Мама с сыном - тому года три - шли впереди меня. Она его за что-то ругала. Ребёнок упал на землю, стал верещать, отказывался встать. Она его вроде-бы бросила, пошла вперёд. Сынуля - кричит, стучит ногами по асфальту. Словом, сцена - безобразная. У меня ни один сын, ни второй себя никогда так не вели. Они чётко знали, чего делать нельзя, а что можно.

Многие родители, когда видят расплакавшегося ребенка, стараются немедленно его утешить. Это происходит потому, что они не знают: плач помогает людям всех возрастов снимать стресс. Плач представляет собой состояние физиологического возбуждения, вслед за которым наступает глубокая релаксация. Он является очень эффективным средством снятия напряжения, снижения кровяного давления и уменьшения частоты сердцебиения. Вместе со слезами из организма выводятся гормоны стресса, и таким образом восстанавливается его физиологический баланс.

Почему ребёнок капризничает. Эффект накопления стресса.

Младенцы используют плач не только в качестве стрессопонижающего механизма, но и для выражения своих потребностей. С появлением речи коммуникативная роль плача снижается, он перестает служить средством передачи сообщений.

Когда же у ребенка случается какая-нибудь неприятность, слезы снижают его психоэмоциональное напряжение. Поэтому в любой проблемной ситуации нужно сделать все возможное, чтобы устранить причину дискомфорта. Если какая-либо стрессовая ситуация повторяется неоднократно, также важно по возможности устранять источник стресса.

Предположим, вы сделали все возможное для устранения причины стресса. Следующий шаг состоит в том, чтобы выслушать ребенка и сочувственно отнестись к его плачу. Я рекомендую всегда брать плачущих младенцев на руки. С детьми более старшего возраста это делать необязательно, но они всегда будут чувствовать себя лучше, если вы проявите к ним внимание. Дети испытывают потребность в том, чтобы кто-то был рядом, выслушивал их и с пониманием относился к их чувствам. Плачущие дети нуждаются в нашем сочувствии и внимании; они должны знать, что их любят независимо от того, как они себя чувствуют. Им необходимо выражать свои негативные эмоции, поэтому не игнорируйте и не отвлекайте их, а просто покажите, что понимаете и любите.

Мы стремимся сделать своих детей счастливыми и забываем при этом, насколько важно предоставлять им возможность испытывать весь спектр эмоций. Не спешите давать свою интерпретацию тому, почему ребенок плачет, лучше скажите ему: «Тебе очень грустно. Видимо, тебе нужно поплакать». А бывает и так, что ребенок просто нуждается в том, чтобы с ним рядом был молчаливый и любящий свидетель его внутренних переживаний, которые, возможно, слишком сложно описать словами. И чем младше ребенок, тем это сделать ему сложнее.

Всем нам известен так называемый эффект накопления. Потребность в плаче накапливается до тех пор, пока необходимость высвободиться от нее не становится настолько сильной, что ребенок больше не может сдерживаться. В такой момент вызвать слезы может все что угодно, и их причина будет непонятна. Может показаться, что плач абсолютно не связан с происходящим. Предположим, ваш ребенок проголодался и просит чего-нибудь перекусить. Вы даете ему последний сухарик из коробки. Но он треснул, и ребенок начинает капризничать. Вы объясняете ему, что это последний сухарик. И тут он начинает плакать и кричать, возмущаясь по поводу того, что сухарь оказался сломанным. Все это не было обидным событием. Причина, по которой дети начинают плакать в таких ситуациях, в накоплении стресса. Для снятия напряжения они используют малейшие предлоги. Если вы будете позволять ребенку плакать и негодовать из-за таких мелочей, то после этих вспышек гнева он успокоится. Может быть, в дальнейшем он вообще не будет обращать внимания на поломанный сухарик.

Что делать, если ребёнок капризничает. Высвобождение чувств

Многим родителям кажется, что дети манипулируют ими с помощью плача, капризов и истерик. Таким взрослым кажется, будто их вынуждают что-то сделать, и они полагают, что у них есть два выхода из ситуации:

  1. «уступить» ребенку и дать ему то, чего он желает;
  2. заставить малыша прекратить использовать плач, капризы и истерики для достижения своих целей.

Когда взгляды взрослых меняются, у них появляется еще один выход. Плач сам по себе является естественной потребностью, такое поведение детей не является манипуляцией и капризом. Взрослые должны воспринимать слезы ребенка как нормальное высвобождение накопившихся чувств. Жизнь становится намного проще, когда родители плачущих детей осознают, что настоящей проблемы здесь не существует, и им не надо делать ничего, кроме как оставаться рядом со своими детьми.

Некоторые взрослые, озабоченные поведением своих детей, уступают капризам, ошибочно принимая их за действительные потребности. В примере со сломанным сухариком мама может пойти с ребенком в магазин, чтобы купить ему новую пачку. В результате такого воспитания дети обычно становятся все более требовательными и трудными. Это происходит не из-за того, что они слишком много получают, а из-за того, что у них так и не возникает возможности освободиться от накопившихся чувств с помощью плача.

Если родители «уступают» в результате длительного плача и требований ребенка, ему не удается достаточно выплакаться и избавиться от своего стресса. Потом малыш найдет другую причину для хныканья и выпрашивания, и так будет продолжаться до тех пор, пока ему не предоставят возможность выплакаться полностью.

Вместе с тем неправильно устанавливать для ребенка произвольные ограничения и игнорировать удовлетворение его нормальных потребностей, в каждом случае считая, что ему просто нужно поплакать. Это будет уже авторитарное воспитание. Взрослые всегда должны стараться удовлетворять потребности детей. Только когда запросы малышей становятся необоснованными, можно предположить возникновение потребности в высвобождении накопившихся эмоций.

Капризы ребёнка – проверка на прочность?

Некоторые родители утверждают, что дети требуют невозможного. Иногда это действительно так. Дети чувствуют себя более уверенно и защищенно, когда четко знают, что им разрешается делать и чего от них ожидают. Однако если ребенок постоянно «проверяет родителей на прочность», значит, ему требуется предлог для плача и возмущения. Если малыш упорно непозволительным образом ведет себя или постоянно просит те вещи, которые ему нельзя трогать, задайте себе вопрос: «Не ищет ли он предлог для плача, чтобы снять свое напряжение?» Если вы считаете, что именно это и происходит, тогда лучше всего реагировать на его требования уважительным, но твердым «нет» либо физическим ограничением (например, удерживая малыша на руках – но только ). Это позволит ему высвободить накопленные чувства. В таком положении возмущение ребенка может быть направлено и на вас. Будьте готовы к этому.

Татьяна Чернева, психолог.

Все родители сталкиваются с проблемой детского плача, который может превращаться в истерику. Нужно выяснить, почему грудничок капризничает, устранить причины или по возможности облегчить состояние малыша. Узнать возможных вариантах лучше до родов, чтобы потом быстрее помочь крохе.

Виды плача

Со временем родители могут определить потребности ребенка в зависимости от характера капризов. Распространенные варианты плача и их причины:

  • Затяжной, сопровождается покраснением, протягиванием ручек – часто вызван голодом. Успокоить помогает кормление;
  • Постоянное хныканье, иногда с иканием, может попеременно усиливаться и ослабевать. Нужно проверить пеленки, сменить при необходимости. Сделать это лучше и при многоразовом подгузнике: если плач не прекращается, значит малышу мокро, кожа раздражается мочой;
  • Слабое хныканье превращается в сильный плач, малыш активно двигает ножками и ручками – возможное требование устранить неудобства. Это тугое пеленание, неправильно застегнутый подгузник, складки на одежде или пеленке, которые давят на кожу. Может означать усталость, если малыш долго лежит в кроватке или занимает неудобную позу;
  • Плачет несильно, пытается освободиться от пеленок – грудничку жарко, он может покраснеть, вспотеть. Нужно сменить влажную одежду и не укутывать малыша слишком сильно;
  • Пронзительный крик с икотой, дрожанием – младенцу холодно, необходимо одеть или укрыть его теплее.

Новорожденный ребенок может сообщать о дискомфорте только плачем, поэтому нужно относиться к этому с пониманием. При частом продолжительном крике, который не получается успокоить обычными способами, потребуется консультация у педиатра для выяснения причин.

Плач при кормлении

Кроме того, в 4 месяца дети начинают проявлять больший интерес к окружающим предметам, цветам, звукам. Мышечная и костная система становится крепче, чаще возникают попытки переворачиваться. Ребенок начинает изучать поведение взрослых, игрушки, яркие вещи. Он проявляет эмоции, радуется вниманию и недоволен, если общение прекращается, капризничает перед сном из-за желания заниматься чем-то новым и интересным.

Плач у 4-хмесячного малыша учащается из-за потребности в разговорах, знакомстве с предметами. В таких случаях хнычущий ребенок быстро успокаивается на руках, становится активным.

Без внимания оставлять его нельзя – оно важно для общего развития, но и сутками держать нет возможности. Нужно действовать по ситуации: оставить ребенка в кроватке и не брать сразу к себе, если начинает капризничать. Часто он быстро перестает хныкать из-за переключения внимания на какой-нибудь предмет. В случае усиления плача нужно обязательно успокоить ребенка – любое приучение должно быть мягким, чтобы избежать нервных расстройств, мышечных перенапряжений.

Перемена погоды

Многие мамы отмечают, что грудничок капризничает целый день перед сменой погодных условий. В младенческом возрасте защитные функции ослаблены, системы нервов, сосудов терморегуляции тела еще только налаживают работу. Чувствительная реакция на погоду проявляется у всех детей до 4-6 месяцев, но в разной степени.

Потом здоровый ребенок способен подстраиваться к переменам окружающей среды: температурному режиму, уровню влажности, скорости ветра. При изменении атмосферного давления могут проявляться признаки:

  • Смена настроения из-за ухудшения общего самочувствия;
  • Ребенок плохо спит, что вызвано повышением, понижением внутричерепного давления, головными болями;
  • Нарушения в пищеварительной системе, чаще появляются колики из-за расширения газов в кишечнике. Это происходит из-за разницы внешнего давления на организм с внутриполостным в органах малого таза;
  • Вялость, быстрое утомление.

По статистике чувствительность к погодным условиям сильнее выражена у близнецов, светловолосых малышей и рожденных раньше срока. Она может проявляться при слабом иммунитете, стрессах, заболеваниях, после прививки.

Часто проявления метеочувствительности наблюдаются в осенне-зимний период при частых скачках температурных показателей: от минуса к плюсу и наоборот. Нужно обратить внимание, поменялась ли погода после необъяснимых капризов малыша, и какие признаки присутствовали. О подозрениях сообщить врачу, который может назначить препараты для уменьшения вздутия, курс массажа, прием витаминных комплексов или гомеопатических средств для укрепления организма. В редких случаях метеочувствительность является симптомом , что потребует дополнительных обследований и лечения.

Зависимые от атмосферных изменений малыши испытывают особенно острую потребность во внимании. Для предупреждения ухудшения самочувствия нужно одевать ребенка по погоде, использовать закаливающие процедуры: прогулки, воздушные ванны, плавание, делать гимнастику.

Зная возможные причины капризов малыша можно успокоить его устранением провоцирующих факторов. Часто помогает поглаживание, мамино тепло, ее спокойный голос, мелодичное напевание. Если не помогают привычные способы, отчаянный крик ребенка может быть признаком болезненных ощущений. Нужно осмотреть кожные покровы, складочки на теле ребенка. Дополнительно , запомнить условия, при которых начинается плач. Информация понадобится при обращении к педиатру для выяснения причин плача.