Необычные растения        29.07.2019   

Ребенок после 4 месяцев. Отклонение от норм. Общение с малышом

С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает маму и папу, активно общается с ними, дарит им улыбки. Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, поворачивает головку на звуки собственного голоса. В этот период в его жизнь входят активные игры с родителями и игрушками, появляются новые эмоции и переживания, которые малыш активно демонстрирует.

Главной жизненной задачей на этот период становится общение с близкими людьми. Малышу необходимо освоить большое количество звуков и слогов, в чем ему могут помочь мама и папа, предлагая различные подражательны игры.

Таблица развития

Как спят дети на 4 месяце жизни?

Общее количество сна в сутки уменьшается до пятнадцати часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, в которых есть два – три перерыва на кормление. А остальное время разделяется на три дневных сна.

Пришла пора установить четкие периоды сна – бодрствования. Теперь малышу проще организовать полноценный режим дня, это нужно еще и для того, чтобы впоследствии ему было проще ориентироваться во времени.

Развитие органов чувств в этом возрасте.

Зрение

Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения. Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов.

Педиатры рекомендуют полностью заменить яркие игрушки, на более спокойные и природные цвета. Особенно это касается игрушек в виде животных или людей. Чем реалистичнее будет выглядеть картинка, тем проще ребенку будет ориентироваться в реальном мире.

Слух

Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.

Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.

Есть полезное упражнение для развития речи ребенка: сядьте рядом и, заглядывая ему в глаза, повторяйте за ним все звуки. Через небольшой промежуток времени малыш начнет повторять звуки за вами.

Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.

Тактильные ощущения

Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.

К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.

Движения и действия малыша на 4 месяце жизни

Мам, разумеется, интересует, что делают дети в этом возрасте? Малыш уже уверенно переворачивается, меняет позы во время сна и бодрствования. Попытки приподняться на ручках, опираясь только на ладошки, становятся все более успешными. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне способны самостоятельно встать на четвереньки, правда, совсем на короткое время.

Крайняя заинтересованность в изучении собственного тела выражается в постоянном разглядывании своих ручек и ножек, и попытками управлять ими по собственной инициативе. Также малыш охотно трогает ручками лицо мамы или папы, хватает маму за волосы.

Активно формируются причинно-следственные связи, так, увидев мамину грудь или бутылочку, крошка перестает плакать и ждет, когда его покормят.

Если потянуть ребенка, лежащего на спинке, за ручки, то он спокойно садится. Только не стоит пока слишком нагружать его этим навыком, потому что его позвоночник еще очень слабенький и слишком частые и усердные присаживания могут вызвать различные неприятные заболевания.

Большой плюс этого периода – это тот факт, что малыш на короткое время может занять себя сам. Если предложить ему новую веселую и пищащую игрушку, он будет достаточно долго вертеть ее в ручках, а это даст маме небольшой пятнадцати – двадцати минутный перерыв.

Как играть с ребенком этого возраста?

Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.

Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел : ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.

    Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.

    Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.

    Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.

    «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т.д.».

    Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.

В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.

Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка в 4 месяца происходило максимально естественно.

Младенцы такие крошечные и беззащитные и пока не в состоянии сказать, что именно их тревожит или в чем они нуждаются. Родителям приходиться догадываться самим, опираясь на опыт поколений.

И все равно их продолжают преследовать страхи, нормально ли происходит развитие ребенка.

4 месяца он живет с вами, но сомнения не дают в полной мере наслаждаться своим отцовством и материнством.

Сегодня мы поговорим о том, какие физические и психологические параметры отличают четырехмесячного малыша, чему он уже научился в своем возрасте и как обеспечить ему максимально гармоничное развитие.

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Четырехмесячные малыши отличаются от трехмесячных.

Естественно, они изменились физически, но наибольшие изменения происходят с их психологией.

Именно в этом возрасте многие начинают понимать: из несмышленого пупсика с неосознанными реакциями младенец превращается в маленького человечка, который прекрасно знает, чего хочет и всеми возможными силами пытается это получить.

К 4-ем месяцам у большинства детей появляются следующие знания, умения и навыки, которые они охотно демонстрируют окружающим:

  • С легкостью переворачиваются со спины на живот и наоборот.
  • Пытаются ползать, усиленно помогая себе коленями и локотками.
  • Сидят, правда, пока опираясь на подушки.
  • Если вы положите его на живот, то он самостоятельно поднимет туловище и будет держать его, опираясь на ладони.
  • Цвет, форма, размеры, звуки – все это малыш уже вполне различает.
  • Легко ориентируется, кто свой, а кто – чужой.

    Причем людей, которые проводят с ним много времени, он различает не только по внешнему виду, но и по голосу, запаху и даже – тактильным ощущениям.

    Периоды бодрствования стали намного длиннее – 2 часа и больше.

    Часть этого времени ребенок способен развлечь себя сам, если вы обеспечите его интересными игрушками.

    Безусловный хватательный рефлекс сменяется осмысленным хватанием.

    Малыш понимает, что хочет получить именно этот предмет и знает, что с ним делать.

    Например, понимает, что нужно потрясти погремушку, чтобы извлечь звук.

  • Все, что оказывается в пределах его досягаемости, он пытается затащить в рот, поэтому следите, чтобы все игрушки были чистыми и не имели мелких деталей.
  • Отталкивается от твердой поверхности, если вы будете поддерживать его подмышки.

Физиологическое развитие ребенка в 4 месяца


За месяц малыш набрал вес (700–1 000 грамм) и подрос на 2–4 см.

Таблица физиологических параметров четырехмесячного малыша выглядит так:

На вид четырехмесячный малыш просто прелестен – такой себе сказочный упитанный карапуз с беззубой улыбкой.

Психологическое развитие ребенка 4 месяца

Период, когда первоочередными потребностями ребенка были еда и сон, остался позади.

Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.

Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.

Не отказывайте ребенку во внимании.

Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.

Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.

Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.

Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.

Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.

Спектр , которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.

Каким должен быть уход родителей, чтобы развитие ребенка 4-ех месяцев происходило нормально?

    Суточная норма сна – 17–18 часов, то есть периоды бодрствования сокращаются.

    Малыш реже просыпается ночью и у мамы наконец-то появляется возможность выспаться.

    Многие дети в возрасте 4-ех месяцев переходят на трехразовый сон.

    Суточная норма материнского молока или сухой смеси – до 1 кг.

    Периоды между приемами пищи стали более длительными, четырехмесячный малыш ест не более 8 раз в день.

    Младенец уже вполне осмысленно пытается облегчить себе процесс питания, поддерживая ладошкой материнскую груди или – бутылочку.

    Прогулки.

    Четырехмесячный карапуз уже так усиленно интересуется окружающим миром, что коляску иногда (если планируется недлительная прогулка, во время которой малыш будет бодрствовать) можно заменять на кенгурушку или слинг.

    Так он рассмотрит все, что ему интересно.

    Отправляясь на улицу, не стоит слишком укутывать малыша, чтобы он не вспотел, особенно, если вы собираетесь носить его на своей груди, а не возить в коляске.

    Температура воды должны быть не горячая: не более 37 градусов.

    Своевременно меняйте ему разовый подгузник, следите за чистотой ягодиц и интимной зоны, чтобы не спровоцировать появление раздражений и воспалительный процессов.

Еще пара слов о физическом развитии четырехмесячного малыша

и уходе за ним в видеоролике:

Развитие ребенка в 4 месяца: игры и учеба

Малыш уже вовсю лопочет на своем языке, играя с интонациями и силой звука.

Именно в 4 месяца многие дети произносят свои первые двухсложные слова: «ма», «па», «ба», «да». Поддерживайте разговор с ним, пытаясь научить его новым словам и звукам.

В 4 месяца у ребенка уже могут появиться любимые игрушки, с которыми он будет засыпать или которыми будет играть охотнее всего.

Четырехмесячные младенцы поддаются обучению. Им можно:

  • показывать различные предметы и цвета, называя их;
  • читать стишки и короткие сказки;
  • демонстрировать, какие звуки издает то или иное животное: как рычит лев, как лает собака, как мяукает кошка;
  • называть во время прогулки предметы и людей, на которых ребенок фокусирует свое внимание.

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка 4 месяца происходило максимально естественно, чтобы малыш не переутомлялся, не раздражался по пустякам, не испытывал других негативных эмоций, например, страха или тревоги.

Он должен постоянно чувствовать себя в безопасности и купаться в любви.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Вашему ребенку четыре месяца и среди его умений теперь, так называемый, «комплекс оживления». В ответ на ласковое обращение ребенок 4 месяцев активно двигает ручками и ножками, широко улыбается, а перед кормлением, возможно, даже произносит «речь», которую можно сравнить с птичьей трелью.

Рост и вес ребенка 4 месяцев

За четвертый месяц ребенок набирает в среднем 700 граммов и вырастает на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 4 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Садиться, когда его тянут за руки, и уверенно держать голову;

Различать членов семьи и по-разному реагировать на каждого из них;

Произносить звуки, похожие на "ф" и "с";

Выражать всевозможные эмоции: радость, огорчение, удовольствие, страх;

Не просто рассматривать предмет, а тянуться к нему руками и пробовать на вкус.

Развитие ребенка 4 месяцев

Зрение ребенка в четыре месяца

В этом месяце у младенцев меняется цвет глаз. Большинство детей рождается с голубыми или серо-голубыми глазами, но в ближайшие месяцы цвет может измениться на карий, зеленый, желтый.

Зрение ребенка в 4 месяца приближается к зрению взрослого человека. Малыш синхронно переводит взгляд, глаза больше не расходятся в разные стороны. Оптимальное расстояние для рассматривания предмета - 20-30 см. Ребенок следит за движением игрушки, переводит взгляд с одного предмета на другой и обратно, начинает различать цвета. Возможно, у малыша появится любимый цвет, вызывающий неизменное ликование.

Ребенок не может полноценно развиваться без помощи родителей. Огромное значение имеет общение, а также различные процедуры: массаж, гимнастика, игры и прогулки.

Не оставляйте бодрствующего ребенка одного ни на минуту. Ведь он стал еще более подвижным. Осторожно хлопайте ладошкой малыша по разным поверхностям (по воде, по своей руке). Это помогает ему выпрямлять пальчики.

Предлагайте ребенку игрушки из разных материалов. Если кроха довольно долго занимается с ней, держит ее в руках, рассматривает - это показатель его нормального развития.

Игрушки для ребенка 4 месяцев

Сейчас ребенка особенно привлекают те игрушки, которые легко удерживаются в кулачке. Ему нравится погремушка с ручкой-кольцом. Когда ребенок держит ее, его большой пальчик противопоставляется остальным. Вам это кажется незначительной особенностью? Но на самом деле кроха осваивает очень полезный навык, который повлияет на развитие мелкой моторики. Благодаря этому в будущем он научится правильно держать карандаш.

Питание ребенка в 4 месяца: хранение грудного молока

Грудное молоко можно хранить в холодильнике. Правда, от этого оно теряет некоторую часть полезных веществ, но все равно подходит для пищеварительной системы ребенка лучше любых смесей. Грудное молоко можно собирать в специальные пакеты для замораживания. В морозилке его можно хранить до 3 месяцев, а на полке в холодильнике - 1 месяц.

Упражнения для детей 4 месяцев

1. Полет на спине

Держите ребенка так, чтобы ваши руки были на уровне нижней части его грудной клетки. Приподнимите малыша в горизонтальном положении. Если вы замечаете, что он во время упражнения запрокидывает голову назад, первое время поднимайте его под углом 30 градусов.

2. Ноги вверх

Положите ребенка на спину. Держите его прямые ноги в области голени так, чтобы ваши большие пальцы были снизу, а все остальные - сверху. Поднимите ноги к животу и опустите, вернув их в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз.

3. Ловкий поворот

Ребенок лежит на спине. Пальцами правой руки обхватите его щиколотки. Дайте ребенку ухватиться левой рукой за ваш большой палец на левой руке. Одновременно поворачивайте ноги малыша и тяните вперед его руку. Он перевернется. Повторите упражнение 2 раза в обе стороны.

Такая подготовка очень важна, ведь совсем скоро ребенок научится сидеть. Пока врачи не рекомендуют усаживать ребенка даже в окружении подушек - это может привести к искривлению позвоночника.

Что делать, если:

- ребенок сосет пальцы

Педиатры выяснил, что само по себе сосание пальцев не является показателем какого-либо отклонения в развитии ребенка. Многие дети расстаются с этой привычкой к 5 годам, и это не влияет на формирование прикуса и коренных зубов.

Возможно, малыш сосет пальцы, компенсируя недостаток пребывания у груди. Тогда увеличьте время кормления, может, ребенку хочется просто побыть с вами.

Если сосание пальцев - основное занятие ребенка во время бодрствования, отвлекайте его на игры, вынимайте палец изо рта и вкладывайте в ручку игрушку.

- у ребенка шумы в сердце

Если доктор во время осмотра обнаружил у вашего ребенка шумы в сердце, то скорее всего, функциональные шумы. Они не опасны сами по себе и свидетельствуют о неравномерном развитии этого органа. С возрастом все придет в норму. Однако, стоит показываться кардиологу каждые 5-7 месяцев.

Функциональные шумы в сердце не накладывают ограничения на образ жизни ребенка. Если малыш чувствует себя хорошо, не запрещайте ему бегать и прыгать.

- ребенок пытается встать на ноги

Не помогайте ребенку четырех месяцев вставать на ножки. Стоять в 4 месяца ребенку рано. Скорее всего, он просто придумал новую забаву. Прыгать на коленках у мамы, когда та держит его подмышками.

Присаживать ребенка 4 месяцев тоже еще нельзя. Это может привести к серьезным нарушениям осанки.

Это симптомы ложного крупа - болезни, которая сопровождает многие ОРЗ. Вызывайте скорую, если заметили, что кожные покровы покрылись сетью мелких сосудов, а до приезда врачей не оставляйте ребенка ни на минуту. Ослабьте ворот одежды, закутайте ребенка в одеяло и откройте форточку.

Современные мама и папа внимательно следят за развитием своего малыша, поэтому каждому из них нужно знать, что должен уметь . Конечно, нельзя утверждать, что все дети развиваются одинаково. Но в целом большинство из них осваивают определённые навыки к этому возрасту.

Конечно, некоторые из них могут несколько опаздывать в развитии. Но это никак не повод паниковать. Наоборот, родители должны помочь своему малышу развиваться правильно.

В 4 месяца ребёнок начинает стремительно развиваться. И мальчик, и девочка учатся новому и приобретают много полезных навыков.

Физиологическое развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца не должно слишком беспокоить его родителей. Достаточно следить за его весом и ростом. Мальчики в этом возрасте прибавляют около 2,5 сантиметров в росте и достигают 61,5–66 сантиметров. Девочки вырастают на 2 сантиметра, их рост составляет 59–64 сантиметра.

В весе дети должны набрать примерно одинаковое количество граммов – около 700. Особо педантичным родителям пригодится таблица, в которую они будут записывать вес и рост своего крохи в каждый период его жизни.

В этом возрасте малыш становится всё более активным и подвижным. Количество его навыков стремительно растёт. Спинка у крохи ещё недостаточно крепкая для сидения, но это не мешает ему постоянно пытаться принять вертикальное положение. Для этого ребёнок всё время подтягивается на ручках. Малышу нравится чувствовать движение. Он постоянно двигает ножками и ручками и очень любит, когда его поднимают вверх.

К 4 месяцам у ребёнка сокращается длительность сна. Днём он теперь спит не более трёх раз. Промежуток бодрствования продлевается до двух часов, иногда – дольше. Карапуз уже не засыпает сразу же после кормления, он готов играть и познавать мир.

В 4 месяца что только не интересует вашего малыша! Он быстро растёт, поэтому весь окружающий мир очень интересует его. Карапуз пытается дотянуться до любимой игрушки или до ближайшего яркого предмета. Родители должны быть очень внимательны к его движениям, следить, чтобы не приключилось беды.

Зрительные функции

  • Кроха уже начинает различать формы предметов и цвета; ему нравятся определённые игрушки, которые он с удовольствием рассматривает.
  • В это время развивается зрительная память. Малыш может внимательно рассматривать какой-то один предмет, а потом переводить взгляд на другой.
  • Перед началом 5 месяца он уже понимает разницу между объёмными и плоскими фигурами.

Изменения в области слуха

  • Слух завершает своё формирование: услышав резкий звук, малыш оборачивается в его сторону.

Ребёнок слушает речь взрослых, прислушивается к интонациям.

  • Малыш начинает отличать спокойные мелодии от быстрых ритмов.
  • При резком звуке кроха пугается и широко открывает глаза.

Развитие речи

  • Родители могут радоваться первым звукам, ведь именно в четыре месяца кроха начинает агукать.
  • Простые звуки ребёнок складывает в более сложные, но это ещё не значит, что он начинает разговаривать.
  • Довольный 4-месячный ребёнок может заливисто смеяться.

Кроме того, появляется ещё одна немаловажная особенность, которая очень обрадует уставших родителей: малыш начинает хорошо спать ночью. Он может не просыпаться всю ночь.

Ключевые навыки четырёхмесячного ребёнка

Что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца? Нужно отметить тот факт, что дети в этом возрасте начинают активнее взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно из-за улучшения работы опорно-двигательного аппарата, развития нервной системы. Итак, что умеет ребёнок в 4 года (или что он должен уметь):

  • Когда исполняется ребёнку 4 месяца, его хватательный рефлекс немного слабеет и хватание происходит осознанно. До этого малыш сжимал свой кулачок рефлекторно, для этого нужно было лишь поднести какой-либо предмет к его ладошке. Но в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен делать это сознательно, то есть только тогда, когда ему это на самом деле нужно. Этот навык – огромный прогресс в развитии малыша, так как именно в это время кроха начинает управлять собой, своим телом, вырабатывает координацию движений. Сознательное хватание предмета – это совсем новый процесс для ребёнка. Когда его интересует игрушка, то он самостоятельно берёт её. А для этого необходимо запустить в действие множество новых нервных импульсов.
  • Ребёнку становятся интересны разнообразные предметы. Теперь малыш может проделывать различные манипуляции, рассматривать игрушку, тянуть её в рот. Кроме того, дети должны пытаться постучать этим предметом, выдать из него некий звук. Родителям не стоит постоянно запрещать малышу отправлять все предметы в рот. Такое поведение – естественный этап в его развитии, таким образом он познает этот мир.
  • Четвёртый месяц жизни ребёнка подразумевает овладение новыми навыками. Теперь малыш может поворачиваться не только на живот, но и обратно на спинку. В этом возрасте родители опасаются падений, а поэтому часто перемещают малыша с кровати на пол. Но это совсем не мешает ребёнку изучать мир вокруг. Наоборот, теперь перед ним открывается новый огромный мир, где можно найти большое количество интересных предметов. И важно, чтобы никакой из них не мог нанести вреда маленькому исследователю.

  • Во время лежания на спине малыш может пробовать приподнимать плечи и головку. Некоторым родителям это может показаться попыткой сесть. Но это не так. Это умение вырабатывается по-другому. В большинстве случаев малышу проще научиться садиться с бока.
  • Ещё совсем недавно считали, что приобретённые навыки у ребёнка в 4 месяца уже позволяют ему сидеть. Но современные педиатры и ортопеды не рекомендуют сажать ребёнка насильно. Стоит ждать до тех пор, пока кроха сделает это самостоятельно. Категорически не рекомендуется насильно сажать ребёнка и обкладывать подушками.
  • Новое умение получает малыш в положении лёжа. Речь идёт об умении ползать. 4–5 месяц в развитии детей не может обойтись без этого навыка. Четырёхмесячный малыш может отталкиваться ножками, приподнимать попку. Некоторые дети уже вовсю ползают по-пластунски. Очень интересно, что многие дети с большим удовольствием ползут назад, а не вперёд. Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его ползать, можно показать ему интересную игрушку, и тем самым мотивировать его к ней добраться. Такую забаву можно осуществить, поставив игрушки на небольшом расстоянии (так, чтобы малыш имел возможность к ним дотянуться). Если же предметы поставлены слишком далеко, то малыш просто не сможет их заполучить, расстроиться и потеряет к ним интерес.
  • Зрение у малыша также существенно улучшается. Сейчас он может чётко видеть предметы, которые расположены на расстоянии до 3,5 метров. Это позволяет ему рассматривать комнату, наблюдать за действиями взрослых. Кроме того, изменения происходят и со слухом. Дети различают разные типы звуков, могут слушать музыку. В это время они с наслаждением вслушиваются в мамин голос.
  • В это время развивается речь малыша. Наблюдая за артикуляцией взрослых, ребёнок пробует своими губами повторить. Это позволяет ему выговаривать некоторые слоги. Родители могут даже принять эти слоги за полноценные слова. Особенно много таких «слов» можно услышать от ребёнка, когда ему весело. Родители, зная значение эмоциональной беседы с ребёнком, должны всячески поддерживать стремление своего малыша к общению, поощрять его.
  • Социальное общение также очень важно в этом возрасте. Самыми близкими людьми для крохи остаются его родители. Но в этот период своей жизни дети уже должны хорошо различать «своих» и «чужих». И это разграничение совсем не зависит от того, близкие это родственники или же просто друзья их родителей. «Чужими» могут стать даже бабушка с дедушкой, если они редко проведывают внука.

В присутствии незнакомых людей малыш может не только вести себя беспокойно, но и плакать, напрягаться всем телом. Самыми близкими малыш считает только тех людей, которых видит каждый день. Это связано с тем, что ребёнок ещё не может надолго запоминать лица и события, его долговременная память пока ещё развита очень слабо.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие малыша не менее важно. Какие изменения происходят с малышом в психологическом плане? Давайте разбираться.

  1. Малыш чувствует себя намного более оживлённым, чем до сих пор. Услышав мамин голос, он радостно улыбается, агукает, двигает ножками и ручками. Ребёнок может улыбаться не только родителям или другим знакомым людям, но и красивой игрушке, животному.
  2. В это время дети начинают запоминать и реагировать на своё имя.
  3. У крохи развивается мышление. Теперь он понимает не только то, что происходит в настоящий момент, но и может предугадать последствия некоторых действий.
  4. К четвёртому месяцу кроха уже должен испытывать разные чувства, например, радость, страх или обиду.
  5. Дети в этом возрасте любят рассматривать себя, щупать и даже засовывать в рот ножки. Некоторые просто обожают смотреть на себя в зеркало.
  6. Ребёнок остро нуждается в мамином присутствии. Он может чувствовать её настроение. Ему необходим постоянный тактильный и эмоциональный контакт.

Вот основные навыки и умения грудничка в 4 месяца. Впереди – пятый месяц жизни. А это значит, что грядут новые достижения, умения, свершения и поводы для радости!