А Вы замечали, что детки часто разговаривают сами с собой? Нормально ли это или нужно что-то менять? На самом деле не нужно беспокоиться, когда ребенок говорит сам с собой. Когда малыш чем-то увлечен, то непроизвольно он начинает говорить вслух. Такое явление наблюдается практически у всех детей в возрасте от 4 до 8 лет.
Разговор, обращенный к себе, называется личной речью. Все люди разговаривают сами с собой, у каждого человека есть речь для себя. Но дети используют эту речь вслух, когда играют самостоятельно, например, на детской площадке, дома или в группе детского сада. Они могут пропевать слова, проговаривать действия, которые выполняют в данный момент времени.
Когда ребенок говорит сам с собой, он развивает свое мышление, а также учится регулировать свое поведение.
Существует 3 стадии развития речи:
- Ребенок говорит сам с собой после завершения игры: “Я построил домик из кубиков”
- Ребенок комментирует действия: “Большую железную дорогу построил, теперь паровозики запущу”
- Личная речь предшествует действию: “Сейчас нарисую полянку с цветами для зайчика”
На третьем этапе развития ребенок уже способен планировать свои действия. Речь для ребенка – это возможность лучше понять окружающий мир, она развивает мышление и самоконтроль.
Если с куклами и животными, как с живыми существами это говорит о том, что эмоциональная сфера ребенка хорошо развивается. Кроме того, когда ребенок проговаривает слова и предложения вслух, он развивает свои ораторские способности. Он слышит, как звучат слова, он может влиять на интенсивность звука и говорить громко или тихо, он может менять интонации во время произношения, а все это обязательно пригодится ему во взрослой жизни.
Дети в раннем возрасте - сама непосредственность. У них почти нет комплексов, а их поступками руководят исключительно их желания. Дети живут в мире собственных фантазий, и чем больше развито у ребенка образное мышление, тем ярче выдуманные миры и пространства. Но вот что делать, если заигравшись, ребенок говорит сам собой? А иногда ведет подобные светские беседы и вне игры. Нормально ли это?
Причина или следствие?
Есть ситуации, когда кроха разговаривает сам с собой уже в таком раннем возрасте не от хорошей жизни. Малыш не чувствует поддержки и заботы со стороны родителей или близких, поэтому он и пытается высказаться сам себе. Так же происходит и тогда, когда мама не слушает того, что ребенок ей рассказывает, не хочет поддерживать разговор или проявляет невнимательность к ребенку. А ведь ему так нужно самовыражаться, вот он и находит себе внимательного собеседника. Еще одна причина, это плохие отношения со сверстниками в детском садике. Ведь если кроха чувствует себя «изгоем», а гулять с остальными и быть частью детской «банды» ему очень хочется, всю неудовлетворенность от желания, что не сбылось, он компенсирует играми и разговорами с воображаемыми друзьями.
Чем тогда помочь?
Позволяй крохе быть многословным
Все вышеперечисленные причины свидетельствуют лишь о том, что нужно как можно скорее принимать меры и помочь малышу обрести уверенность в окружающих его людях. Говори с ребенком, рассказывай и расспрашивай его о прошедшем дне. Позволяй крохе быть многословным и даже болтливым. Проявляй внимательность к ребенку, дай ему понять, что тебе всегда интересно то, что он говорит. Конечно, это работа не одного дня, но в конце концов так можно научит кроху доверять тебе больше, чем своему воображаемому товарищу. И да, реши проблемы в садике. Учи малыша тому, как нужно общаться со сверстниками, дай ему понять, что он тоже может быть им интересным, и далеко не все детки дерутся или обзываются.
Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Эгоцентрическая речь. Почему дети разговаривают сами с собой? Упражнения и игры для развития речи у детей.
Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"
Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.
Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?
Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."
Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью .
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления . На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю . Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
|
Дети иногда разговаривают сами с собой в постели или в другое время. Для того чтобы понять, как ваш малыш познает мир, подслушивайте его маленькие игры и разговоры с самим собой перед сном. В этом возрасте для детей типично воспроизводить события разговоров, которые они подслушали, используя игрушки для антуража, или просто проговаривая свои мысли перед сном.
Эти монологи помогают ребенку разобраться в том, что происходило в течение дня. Это одна из теорий Кэтрин Нельсон, психолога Городского университета Нью-Йорка, и ее коллег. Они нашли доказательства того, что маленькие дети, которые это делают, на самом деле воспроизводят свой мир, пересказывая и интерпретируя основной опыт, например, пребывание в детском саду или с няней. Из этих монологов возникает определенный смысл для опыта ребенка и проявляется чувство самовосприятия.
Обратите внимание на то, что речь стала важным инструментом, помогающим ребенку справляться с жизненными трудностямми. Дети с задержкой речи, как правило, имеют больше проблем с поведением, так как они сталкиваются с большими преградами и фрустрациями. Если ваш ребенок не общается предложениями, срочно проконсультируйтесь у специалиста.
Родителям не следует проявлять беспокойство, если ребенок говорит сам с собой. Это как раз свидетельствует о нормальном развитии ребенка и в будущем поможет избежать ему многих психологических проблем.
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?
Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.
Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?
Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.
В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план мышления, контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя речь передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока - время гласных команд самому себе!
Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!
Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!
Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.
А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления. На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю. Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещай малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!