Необычные растения        14.07.2019   

Рецепты праздничных блюд Рождественского стола. Как приготовить кутью рождественскую

У христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет теплый, трогательный характер, и является красивым семейным праздником, пронизанным атмосферой всеобщего согласия и любви.

По правилам Православной Церкви в Рождественский (6 января) и Крещенский (18 января) сочельники трапеза предписана всего один раз - после Божественной литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать сочиво. А если сочельник припадает на субботу или воскресенье, то разрешается вкушать пищу “с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и взвар.

Согласно старинному обычаю, стол посыпался сеном в память о вертепе и яслях, а затем уже покрывался белоснежной скатертью. В центре стола ставилось блюдо с сочивом и взвар.

Сочиво - это главное традиционное блюдо сочельника. О нем впервые упоминается в начале XII века в летописи “Повесть временных лет”.

Традиционно сочиво приготовлялось из 1 стакана зерен пшеницы, 100 грамм мака, 100 грамм ядер грецких орехов и 2 столовых ложек меда с добавлением сахара по вкусу. Обычно очищенные зерна варили на воде и делали рассыпчатую постную жидкую кашу, к которой добавляли ядра грецкого ореха, сушеные фрукты и мед. Сочиво также делали с изюмом и медом.

В старину сочиво готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. В более позднее время сочиво стали делать из риса. Первоначально сочиво готовили с медом или сытой (разведенным медом). В еще более поздние времена в сочиво стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.

Необходимо отличать сочиво и кутью. Кутья (в память об усопших) готовится исключительно из пшеницы и меда, а в сочиво (которое готовится в честь великих праздников и в память святых) кроме этого добавляются другие ингредиенты: орехи, изюм, сушеные фрукты и тому подобное.

Взвар приготовляли из сушеных ягод и фруктов, сваренных в воде и подслащенных медом или сахаром.

Продукты, из которых готовится сочиво, имеют символическое значение. Зерно является символом воскресшей жизни. Мед - символ радости вкушения райских благ. Остальные составляющие сочива - мак, изюм, сушеные фрукты и др. - символы нашей жертвы Богу, нашей десятины.

Придает сил так называемое “постное молоко”. Для его приготовления потребуется 200 грамм любых орехов и 3 стакана кипяченой воды, сахар по вкусу. Надо истолочь орехи в ступке, постепенно добавляя воду, затем процедить через марлю и досуха отжать размельченные орехи. В завершение добавить сахар по вкусу.

Почему на Рождество украшают елки?

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: “И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его” (Ис. 11, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: “Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы еси”.

Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см.: Гал. 5, 22–23).

Празднуем Рождество Христово

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественному свидетельству Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. “Я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” (Лк. 2, 10–14).

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе”.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых Царских вратах, посреди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, важнейший и торжественнейший, в богослужебных книгах Православной Церкви называется “Пасхою”, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, “всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки”.

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: “С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог”. Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1, 8–25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. “От нощи утренююще славословим Тя, Человеколюбче”, - говорит св. Косма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную литургию в праздник постановлено совершать “порану труда ради бденного”.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме: “Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” и прочее”.

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

Как провести святки?

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского богослужения, в некоторых восточных Церквях праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и святого Богоявления является сходство в совершении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 до 19 января (по н. ст.), и эти дни как бы составили один праздник. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в Церковном Уставе преподобного Саввы Освященного († 532 г.), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок “никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии”, и возбранено совершать священнодействие Таинства Брака.

Вторым Туринским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Во время святок мясо, по правилам Православной Церкви, можно есть каждый день (кроме 18 января).

Начиная с 19 января - праздника Крещения Господня - мясо дозволяется есть в любой день недели, кроме среды и пятницы, ибо Спаситель претерпел особые мучения в среду (был предан на мучения) и в пятницу (распят на Кресте).

В “Домострое” есть следующие указания касательно еды в праздничные дни: “В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину... кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур”...

Cвятость этих дней и вечеров в настоящее время нарушается призывами возвратиться к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания.

О традициях и суевериях

Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: “Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (см.: 2 Кор. 6, 14–16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца), Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного”.

В Священном Писании говорится: “На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие” (Втор. 22, 5).

Раньше православные правительства в своих законах запрещали “в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни”.

Совсем иной, благочестивый обычай, когда в Святой вечер молодежь собирается в группы и ходит по домам колядовать. Колядующие носят с собой изображение Вифлеемской звезды и макетик вертепа (пещеры), где родается Иисус Христос, и поют колядки. Колядки представляют собой праздничные песни, славники с пожеланием счастья и благополучия семьям, а также молитвенные песнопения, в которых прославлялся Иисус Христос. Колядующих принято одаривать не только деньгами, но чаще всего вкусной снедью - коржами со сладкой начинкой, конфетами, печеньем, пирожными и пряниками.

Подготовил Сергей Шишковский

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Рождество Христово – это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи. Название этого праздника говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

Когда и как празднуется Рождество

Празднование Рождества Христова начинается в предрождественский вечер 6 января, называемый Сочельником. Праздничное застолье или как правильно оно называется – вечерняя трапеза в канун Рождества на Руси всегда сопровождалась особыми обрядами и традициями. 6 января принимать в пищу можно только особую еду – вареную пшеницу или рис с фруктами, орехами и медом, такая еда называется сочивом, отчего и происходит название праздника – Сочельник. Принимать пищу можно только после литургии, переходящей в вечерню. В этот праздничный день многие верующие христиане, возвратившиеся после утренней службы из храма, вообще не принимают пищу, пока на небе не появится первая звезда, которая и считается символом той звезды, которая появилась над Вифлеемом при рождении Божественного Младенца и возвестила миру о приходе на землю спасителя. Первыми звезду, согласно Евангелию, увидели восточные мудрецы, которые пришли к Христу с богатыми дарами и низким поклоном.

Как проходит церковная служба в Рождественский Сочельник?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами «с Рождеством Христовым» или «с праздником». Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Праздничное застолье

И на сегодняшний день первая звезда появившаяся на небе в Сочельник является сигналом к тому, что праздник начался. Именно ужин в Сочельник считается основным кулинарным событием в Рождество, к которому всегда готовились заранее и по традиции на столе обязательно должен быть пучок свежего сена, который символизировал бы то место, где был рожден младенец Иисус. Стол должна накрывать белоснежная скатерть. А блюд на столе должно быть 12, по количеству апостолов, и все эти блюда должны быть постными. Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить блюда из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение - пещера, потаённое место) - это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» - народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров. Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа - ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи - праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

Рождественские традиции

Традиционно с наступлением первого дня Рождественских праздников, то есть 7 января, было не принято ходить в гости. Исключение составляли женатые дети, которым полагалось во второй половине дня приходить в гости к родителям, говоря при этом, что они привезли «деду ужин».

Остальные дни Святок (с вечера Рождества Христова 6 января до Крещенского Сочельника в ночь с 18 на 19 января) было принято заботиться обо всех нуждающихся людях (больных, бедных, голодных и т.д.). Поэтому традиционным было посещение больниц, приютов, детских домов, тюрем и др. В старые времена даже цари на Святки переодевались в простых людей и шли по тюрьмам, подавая заключенным милостыню.

В каждой семье хозяйками готовились лучшие блюда и угощения, которыми угощали всех гостей пришедших в дом. Но не только забота о ближних была традицией в Святки. Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Как украсить дом на Рождество

Желательно, чтобы в квартирах присутствовала рождественская символика: Вифлеемская звезда, ангел и вертеп. В виде звезды можно сделать елочные украшения, а ангелов проще простого вырезать из бумаги и обклеить блестками и украсить лентами. С вертепом сложнее. В былые времена в семьях из разных материалов делали пещеры, в которых располагали фигурки Святого семейства и животных, а у входа – пастухов и волхвов. Сегодня можно использовать упрощенный вариант. Корзина покрывается еловыми ветками, а внутрь ее ставится икона Рождества.

Проведите Рождество с близкими

Ровно в полночь с 6 на 7 января во всех православных храмах начнутся торжественные богослужения. А весь день 7 января принято проводить с близкими, преподносить им подарки. Рождественской традицией считается - милосердие. Можно посетить больного человека, угостить соседку почтенного возраста или ребятишек из многодетной семьи.

Дарите подарки на Рождество со смыслом

Задумываетесь, что подарить на Рождество... Помните, Рождество Христово – праздник, напоминающий о самом главном в жизни человека: о Боге, вере, любви. Подарки, которые преподносятся близким, принято подбирать с духовным смыслом. Это может быть, например, книга, которая поможет человеку найти ответы на важные жизненные вопросы. Впрочем, любой подарок можно дополнить, вложив в него доброе поучение из духовной книги. Кроме того, хорошим подарком на Рождество будут нарядно оформленные сладости. А детям – игрушки.

Колядование

На Руси колядование (по-другому – славление) было особой традицией в Святки. Дети и молодые люди наряжались, брали в руки большую самодельную звезду и ходили от дома к дому по дворам с церковными песнями, а также духовными песнями-колядками, посвященными Рождеству.

Колядование проходило повсеместно, но в разных областях на Руси оно имело свои особенности. Некоторые районы вместо самодельной звезды представляли своеобразный кукольный театр, называемый «вертепом», в котором проигрывались сцены из Рождества Христова. Общеприняты были и так называемые святочные истории, то есть рассказы о чудесных, добрых событиях, которые происходили с людьми именно в Рождество. Рождественские дни для людей были днями примирения, добра и милосердия.

Помимо застолья, в этот праздник обычно занимаются гаданием. Это очень интересное занятие, в котором могут принять участие даже дети.

Две недели зимних каникул совпадают со Cвятками, которые начинаются 6 января и заканчиваются 19 января, когда православный мир отмечает Крещение. Предки были уверены, что Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается наиболее верным, пророческим.

Приведем примеры наиболее интересных гаданий для детей, которые разнообразят святочные вечера. Кроме того, многие гадания еще и полезны для детей – они развивают фантазию, а также умение считать и читать.

Рождественское гадание с рисовыми зернами

Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.

Рождественское гадание с мандаринами

Для этого гадания понадобится столько мандаринов, сколько человек хотят узнать будущее. Каждый ребенок загадывает желание или задает вопрос, ответить на который можно только словами «да» или «нет». После этого все очищают свой фрукт и считают количество долек. Если их окажется четное число, значит, желание исполнится, нечетное число говорит о том, что пожелание исполнится спустя какое-то время.

Рождественское гадание по Священной книге

Для этого гадания нужно взять книгу и, не раскрывая ее, загадать вслух номер страницы и строчку сверху или снизу. Затем следует открыть страницу и прочитать текст на загаданной строчке – он и является рождественским пророчеством. Если строчка будет мало напоминать мистическое предсказание, родителям придется придумать, что бы оно значило на самом деле. Ведь малыш не должен остаться расстроенным.

Рождественское гадание со скорлупой грецкого ореха

Приготовьте широкую чашу и налейте в нее воды. По краям чаши прикрепите написанные на бумажках слова: «удача», «счастье», «богатство», «неожиданное знакомство», «путешествие», «перемены в жизни», «приятная неожиданность», «выигрыш». Скорлупки от грецкого ореха по числу участников запускают в плавание. Чтобы различать скорлупки, в них можно поставить разноцветные свечки для торта. После того, как все скорлупки окажутся на воде, участники осторожно начинают дуть на них, стараясь не опрокинуть. Перевернувшиеся скорлупки выбывают из гадания. К какой надписи пристанет кораблик – то и произойдет у ребенка в наступившем году.

Рождественское гадание на будущее по льду

В миску или блюдце нужно налить воду и выставить ее на мороз в рождественскую ночь. Когда настанет утро, внимательно изучите с ребенком лед: если он вздыбился – предстоящий год будет добрым, если застыл ровно – год будет спокойным, если волнами пошел – предстоит и счастье, и небольшие неприятности.

Гадание с воском на домового

Это гадание подойдет для самых маленьких. Сначала нужно показать детям картинки, на которых изображен домовой, рассказать про его характер. Расскажите о традициях: домового задабривали, выставляя ему на ночь пищу, а при переезде в другое жилище заманивали его в старый башмак, чтобы забрать с собой, ведь это существо издавна считалось защитником дома.

Для гадания нужно взять небольшое блюдце, налить туда молока или воды и поставить около порога. Затем в металлической посуде следует растопить свечу, приговаривая при этом: «Домовой, хозяин дорогой, приходи поскорей, молока попить, о судьбе поговорить». Растопленный воск нужно залить в холодное молоко, а затем определить, какая фигура получилась. Каждой фигурке можно приписать какой-либо скрытый смысл: звезды – к интересным событиям и праздникам, крест – к печали, цветок – к радости, животное – к появлению нового друга, линии – к путешествиям. Виноград из воска означает удачу и счастье в наступившем году, гриб пророчит здоровье и долголетие, дракон – исполнение желаний и достижение всех целей. Силуэт месяца предсказывает получение прибыли, колокольчика – хороших новостей, лист предупреждает о завистниках и недоброжелателях.

Когда прародители человеческого рода подверглись изгнанию из рая за преступление заповеди Божией, тогда же Господь, по неизреченному милосердию Своему, дал им первое обетование об Искупителе падшего человечества; в этом обетовании заключалось пророчество о Пресвятой Деве: "Семя жены сотрет главу змия" . Эта первая радостная весть о Пречистой Матери нашего Спасителя много раз повторялась, чтобы приготовить людей к принятию Грядущего Мессии.

Пред рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все преобразования и пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились.

Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.

И вот действительно настало это время, когда скипетр был отнят от потомства Иуды и перешел к Ироду Идумеянину; явилось железное царство Рима, все разбивающее, и седмины Данииловы приходили уже к концу. В мире водворился всеобщий мир, предсказанный пророками пред пришествием Иисуса Христа, имевшего примирить небо и землю. Немногие избранники ожидали в обетованном Мессии Спасителя от греха и смерти; большинство же иудеев ждали в Мессии великого царя-завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами.

Рим простирал свой железный скипетр почти на все известные тогда народы и соединял их в одну империю; Палестина сделалась римскою областью. Делами веры заведовал великий синедрион, в котором заседали первосвященники, священники и старейшины. Ожидания рода человеческого исполнились, когда Римскою империею правил Август, а Иудеею Ирод.

В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать народную перепись по всей его земле и в том числе во всей Иудее. В силу этого указа каждый израильтянин спешил в свой родной город, чтобы записаться в государственные списки. Чудны дела Божественного Промысла для исполнения Его таинственного обетования! Гордый своим земным величием и могуществом кесарь является пред нами слепым орудием воли Божией и служит средством к осуществлению предопределений Божиих. Воля царя земного призывала Иосифа и Пресвятую Марию в Вифлеем, чтобы исполнить волю Царя Небесного! Иосиф и Мария должны были идти в Вифлеем, родину царя Давида, где хранились родословные списки их царственного племени и имя Иисуса, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, было вписано в число подданных языческого властелина! Слава, Господи, смирению Твоему! Да исчезнет всякая гордыня из сердец наших!

В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. Для совершения этого пути требовалось и при больших удобствах более трех суток странствования. Вифлеем, небольшой городок, в древности называвшийся Евфрафа, лежит к югу от Иерусалима, на пути к Хеврону, и отстоит от Назарета на три дня пути. В Вифлееме родился Давид и там же помазан на царство; в Вифлееме был весь род Давида, и потому он по справедливости называется фамильным городом царя Давида.

Наконец достигли они Вифлеема, но здесь не нашлось для них места успокоения: небольшой город был переполнен пришельцами. Напрасно святые странники ищут приюта - никто не принимает их, потому что в обители не бе им места - нигде не было свободного уголка во всем городе. Без ропота отошли они от жилищ человеческих и искали пристанища в окрестностях города.

Неподалеку от ворот, к южной стороне Вифлеема, в двухстах шагах от источника царя Давида, среди каменистых скал находится пещера, в которой во время бури и непогод пастухи со своими стадами находили себе убежище. Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило вместо яслей для животных. В этой убогой пещере поместились святые странники, и были они среди полной тишины и безмолвия, далеко от суеты и треволнений человеческой толпы; одни в невидимом присутствии Творца своего: завеса таинственности прикрыла колыбель Сына Божия. И так исполнилось пророчество Исайи: "Сей вселится в высоце пещере камене крепкаго; убежище Его неприступный скалы" .

В этой твердыне скал в полночь Дева Мария родила прежде век от Отца рожденного Сына нетленного: Роди и повит Его, и положи Его в яслех . Чудесно, выше человеческого естества, зачатие Его; так же чудесно, так же выше естественного, явление Его пред очами юной Матери: так лучезарное светило мгновенно разрывает облака, чтобы оживотворить мир силою света и теплоты.

Болезни не сопровождали рождение Спасителя: Дева совершила рождение, будучи преисполнена радости и крепости. Родила Дева Сына Своего и Бога нашего и немедленно приступила к служению Ему. Не нуждалась Она в посторонней помощи, не ощущала Она ни болезней, ни изнеможения, которым подвергаются все обыкновенные женщины.

Матерь Бога нашего Сама спеленала Его пречистыми Своими руками, положила Его в ясли и первая принесла Ему поклонение. Она питала Его сосцами Своими; на руках Ее провел Он и младенчество Свое; неразлучно с Нею проходила Его юность до 30-летнего возраста, когда Он явил Себя миру, чтобы взять на Себя казнь за грехи мира, чтобы Своею крестного смертию даровать человечеству искупление.

С трепетом и в благоговейном безмолвии преклонился Иосиф пред Пречистою Матерью и Сыном Ее, Богом нашим. В радостном изумлении созерцал он чудо преестественное и познавал непреложно, что Ее Сын есть воистину от Духа Святого, а до того времени, пока Она не родила Сына Своего Первенца, Первенца новой жизни, Первенца Нового Завета благодати , Иосиф не знал Ее, не знал, что Она была и чем сподобилась быть, не знал Ее Матерью Бога, потому что сокрыто было от него, какое Божественное таинство устроялось в Ней. Тут только, при вышеестественном рождении Ее Сына, он вполне уразумел, что о Ней было сказано: "Се Дева во чреве зачнет" .


Великое и новое чудо явил Господь миру при рождении Царя и Спасителя человечества: вместо дворца - пустынный вертеп, вместо постели - горсть соломы! Господь, не оставляющий без попечения и птиц небесных, не приготовил, по Своему мудрому Домостроительству, собственности на земле для Сына Своего Единородного. Сын Божий, сущий на небесах, почивает в яслях! На земле, покрытой грехами и беззакониями, не было места для Владыки и Творца мира, когда Он принял на Себя образ человеческий, чтобы спасти человека! Он Сам засвидетельствовал это, сказав: "Лисицы имеют норы и птицы гнезда, Сын же Человеческий не имеет, где голову преклонить" . В бесславном городе Назарете совершилось зачатие Христа, а в славном Иерусалиме Его распяли! В малом Вифлееме Он рождается, а в великом Иерусалиме Он на смерть предается! Дивны дела Твои, Господи!

В минуту рождения Сына Божия отверзается небо; слава Господня осиявает землю, покрытую глубоким мраком. Сонмы ангелов нисходят с неба и в радости поют, что настал на земле мир, возвратилось благоволение Божие к человекам.

Что же в это время делала земля, осиянная славою Божиею? Все было погружено в глубокий сон: иудеи почили на законе, в ожидании пришествия Мессии в блеске земного величия; язычники утопали в пороках у ног идолов своих.

В Вифлееме тоже спали, но не все. В долине Вифлеемской, окруженной горами, и в получасе ходьбы от пещеры, стоял столб, известный под именем Едер, близ которого некогда пас стада отца своего преславный царь Давид. Здесь-то, в это время, пастухи держали ночную стражу у стад своих: внезапный свет осиял их, и ангел Господень явился пред ними и сказал: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" .

Окончил небесный вестник благовестие, и внезапно, как бы в дополнение его благовестия, явилось многочисленное воинство ангелов, которые славили Бога и взывали к Нему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение" .


Не мудрецам, не вельможам, не сильным и богатым мира открыл Господь тайну Свою, а самым бедным, самым последним труженикам на пиру жизни; утаил от премудрых и разумных - и открыл младенцам. О, блаженство нищеты, дающей смирение и безропотную покорность, отнимающей гордыню и самоуверенность! Сам Бог приходит к нищим и. изливает на них потоки любви и милосердия.

Ангелы отошли на небо; окончилось величественное видение. Пришли в себя пастухи и все как один человек решили идти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось. Хорошо было им известно то место с яслями, где бедные путники находили себе пристанище по дороге в Вифлеем, и пошли они и нашли Пречистую Деву и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. После лучезарного видения ангелов и ангельского благовестия Божественный Младенец, окруженный простотою и убожеством, показался им еще святее, еще Божественнее. В своем поклонении Ему они принесли все, что имели: чистоту любви, крепкую веру и сердечную хвалу Спасителю и Владыке своему. И спешили они засвидетельствовать свои благоговейные чувства, рассказав Пресвятой Матери Его все, что видели и слышали от ангелов. Дева Мария внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого Его рождения, и, вслушиваясь в рассказы пастухов, запечатлевала их в памяти Своей и радовалась, что события подтверждают Божественное обетование и утверждают веру в Спасителя мира. Святой обрученник Иосиф дивился и благоговел пред светом истины. Счастливые пастухи еще поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери и удалились к своему смиренному подвигу, славя и хваля Бога и по всем окрестностям распространяя благую весть о чудесах священной ночи.



ДАРЫ ВОЛХВОВ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ


Ночью, две тысячи лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутемном холодном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках. Мать, спеленав Младенца, положила Его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.

Неожиданно двери хлева отворились, и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках.

Волхвы были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила, и когда заметили на востоке чудную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу.

Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Ладан - это дорогая ароматическая смола особого дерева, которую в древности подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.

И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник... На каждой - тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла - их привезла туда сербская царевна Мария. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, теперь водружен крест, который так и называется - Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.

Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.



ПОЧЕМУ ХРИСТОС РОДИЛСЯ В ПЕЩЕРЕ?


Есть одна важная причина, почему Христос родился в пещере. На Святой Земле и доныне сохранились четыре великие горы; они стоят со времени пришествия Христова. Одна в Вифлееме, где родился Христос; другая - Гора искушений, где Он был искушаем сатаной; третья - Голгофская, на которой распят был, похоронен и воскрес; и четвертая - гора Елеон, с которой вознесся на небеса. Четыре важнейших события в жизни Спасителя связаны с четырьмя непоколебимыми горами. Не сохранились ни дом в Назарете, в котором Он жил, ни дом в Капернауме, в котором Он нашел приют. Не сохранился ни один из домов, где Он останавливался, ни дворец Ирода, ни палаты Пилата, ни даже храм Соломона. Все, что человеческой рукой построено, разрушено временем. Но эти четыре горы, Господом созданные, стоят и поныне.

Чтобы никто не мог усомниться в том, что Он воистину родился, что искушаем был, как человек, что распят был за грехи человеческие и воскрес и что во славе вознесся на небеса в вечное Отечество Свое, где ожидает Своих праведников. Знал Всеведущий каменное сердце человеческое и колеблющийся разум людской, поэтому Он мудро соединил эти четыре великих события четырьмя несокрушимыми горами. А если бы Христос родился в каком-то городском или деревенском доме, разве сохранился бы он и свидетельствовал нам Его рождество? Не существует уже и города, в котором родился Александр Великий. Не существует многих городов и государств, где родились великие люди, а Христова святая пещера в Вифлееме стоит, стоит и свидетельствует. Знай и это: так же как Тело Его - дом души Его - не от человека, но от Бога Духа Святаго, так и дом Тела Его - пещера Вифлеемская - не от человека и не от рук человеческих, но от Бога Творца и Промыслителя. Он создал ее прежде человека и, сотворив, приготовил ее для временного Своего обитания, чтобы прийти и посетить потомство Адама и Евы. И еще: для вечного свидетельства о пребывании Его на земле.

Пусть не удивляет тебя, что Господь избрал такое скромное место для Своего рождения. То, что для людей высоко, мерзость пред Господом. Мерзостью пред Господом был дворец кесаря в Риме, ибо воистину был разбойничьим вертепом преступлений и разврата. То же, что презираемо и ничтожно перед людьми, Господь часто избирает и прославляет. Это - образ действий Всемудрого. Так Он избрал рыбарей в апостолы и пещеру колыбелью Своей.


Святитель Николай Сербский

Ясли

Ясли, - так мечтал один ребенок, -

Можно склеить из цветных картонок,

Сделать из бумаги золотой

Пастухов с рождественской звездой.

Ослик, вол - какая красота! -

Встанут рядом с яслями Христа.

Вот они - в одеждах позолоченных

Три царя из дивных стран восточных.

По пустыне в ожиданье чуда

Их везут послушные верблюды.

А Христос-младенец? В этот час

Он в сердцах у каждого у нас!

Карем Морис, перевод В. Берестова



РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Евангелисты свидетельствуют, что на небе предвестницей рождения на земле Сына Божия была загоревшаяся необычайно ярким светом звезда, что хотя рождение Спасителя совершилось в необычайной бедности здесь, на земле, но оно было прославлено хвалебною песнею вверху, в небесах; что и люди, как самые простые - пастухи, так и самые знатные - цари Востока, принесли дань поклонения Тому, Кто Владыка неба и земли, Тому, Кто Спаситель всех, без различия состояний, званий и положений.

Люди, не верующие в рождение на земле Бога, иногда возражали против возможности этого рождения таким рассуждением: "Как может бесконечный Бог стать конечным человеком? Это так же невозможно, как кругу стать четырехугольным". Так рассуждающие забывают, что воплотился, родился на земле не Бог весь, в Троице поклоняемый, а один Сын Божий.

Сын же Божий имеет более близкое отношение к миру, а особенно к человеку, чем Бог вообще и Бог Отец в частности. Им сотворен мир. Он - то Слово Божие, которым сотворен мир. Как и мир, Он произошел от Бога, хотя не через творение, но через рождение, и потому Он более ощутим, более познаваем для мира, чем

Бог Отец, как "перворожден всея твари", то есть как первый из всего происшедшего от Бога.



КОГДА НАЧАЛИ ПРАЗДНОВАТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.



КАК ПРАЗДНУЕТСЯ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел Вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе".

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче", - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "порану труда ради бденного".

После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость Вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее".

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.


"ПИЩА ДЛЯ ДУШИ"



Рецепты праздничных блюд Рождественского стола


Рождественский миндальный кекс

Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.

Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и йостепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.

Салат "Оливье"

Для него используется мясо домашней птицы или дичи. Для "Оливье" лучше использовать не соленые, а маринованные огурцы, яблоки же должны быть сладкие или в крайнем случае кисло-сладкие. И огурцы, и яблоки нужно обязательно очистить от кожицы. В "Оливье", как и в любом другом салате, очень важно соблюсти верную пропорцию: на шесть картофелин берутся три моркови, две луковицы, один-два небольших маринованных огурчика, одно яблоко, 200 г отварной курицы, стакан консервированного зеленого горошка, три яйца, две банки майонеза, соль и молотый перец - по вкусу. В рецепте овощи средней величины. Другое обязательное условие - очень тонко и ровно нарезать все продукты. Выложенный высокой горкой салат украсить веточками петрушки, дольками яблок, кружочками маринованных огурцов, кусочками курицы. Чтобы салата хватило всем гостям, возьмите за основу картофель - сколько едоков будет, столько и берите картофелин. Остальное подберите в той пропорции, что дана.

Мясо заливное

Куски говядины отварить до готовности, охладить, нарезать на порции. Чтобы стол выглядел богаче, мясо заливают крупными кусками. Мясо кладут в форму или на противень, украшают вареными яйцами, морковью, зеленью, заливают мясным желе, охлаждают, подают с хреном.

Говядина - 100 г, желе мясное -100 г, яйцо -Юг, морковь -10 г, несколько веточек зелени.

Студень

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение

3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Печеный окорок

Куски окорока вымыть, положить в холодную воду на один час. Обсушить, приготовить довольно крутое ржаное тесто, обмазать окорок, смачивая руки холодной водой. Положить осторожно на противень и поставить в духовой шкаф. Когда корка зарумянится, понемногу поливать теплой водой. Печь нужно 1-2 часа, в зависимости от величины окорока. Вынуть из духовки, снять тесто, пока окорок горяч, дать остыть. Подавать с гарниром, с хреном.

Буженина

Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.

Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.

Лопатка телячья

1 лопатка, соль, майоран, 2 крупные головки репчатого лука (вместо лука можно использовать чеснок), 2 яблока.

Лопатку помыть, тщательно натереть солью, майораном. Положить в жаровню или на глубокий противень, обложить кружками репчатого лука и порезанными на четвертинки яблоками (семенное гнездо удалить), подлить 2 стакана воды, прикрыть и поставить в прогретую духовку. Жарить два часа, затем открыть и еще жарить, пока хорошо не зарумянится. Подавать на стол целым куском, соус подать отдельно. В качестве гарнира использовать вареный картофель или овощные салаты, например, салат из квашеной капусты.

Гусь (утка) с яблоками

1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.

Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духовку. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Свинина, запеченная с картофелем и луком

750 г свиного мяса, 4 крупные картофелины, 1 стакан натертого на терке твердого сыра, 1 стакан белого сухого вина, 3 головки репчатого лука, 3 столовые ложки муки и свиного жира, 5 столовых ложек панировочных сухарей, соль, черный молотый перец.

Свинину обвалять в муке, обжарить со всех сторон, переложить в жаровню. Картофель нарезать ломтиками, лук кубиками, переложить в жаровню с мясом и влить сухое вино, посыпать солью, перцем, прикрыть крышкой и поставить в умеренно горячую духовку примерно на 1 час. Затем посыпать свинину смесью из панировочных сухарей и тертого сыра и, не закрывая крышкой, запекать еще 20-30 минут.

Мясо запеченное

500 г мяса без костей, 25 г свиного сала, 10 г муки, соль, молотый черный перец, майоран.

Мясо зачистить от пленок, обмыть, натереть солью, обвалять в муке и обжарить в сильно разогретом жиру. Лук нарезать полукружочками, сало тонкими пластинками. Обжаренное мясо положить на противень, обложить луком и пластинками сала. Запекать в духовке при средней температуре, периодически поливая образующимся соусом. Соус нужно восполнять небольшими порциями горячей воды, чтобы не высохло мясо и не пригорел лук. Нарезать ломтиками, полить соусом и подавать к столу с отварным картофелем, макаронами, овощными салатами.


Нет поста в среду и пятницу.

Как проводить святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 января до 19 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".

В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).

Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".



Как проводим мы Святки

Проходят праздничные дни, жизнь входит в свою колею. Конечно, в эти дни мы всей душой отдались великим воспоминаниям. Нас охватила сила Рождественской ночи, мы чувствовали эту таинственность темноты, блистание звезды на востоке, торжественное приближение далеких волхвов и Ангелов, принесших новую песнь.

А потом мы входили туда, к святилищу яслей. В простом хлеву, на груде соломы был престол воплотившегося Бога. И вид этого земного убожества пронзал наше сердце. Слезы застилали глаза, когда мы смотрели на уничижившего Себя Владыку вселенной, пришедшего на землю в образе раба. И мы поняли тогда и осудили наше безумие - стараться захватить себе как можно больше от жизни. Мы поняли пред этими яслями, что источник счастья - в самоограничении и самоотречении.

И, так как день Рождества Христова есть прежде всего праздник детей, мы решились отыскать несчастных ребят и помочь им... Случаев была бездна... Только что мы оглянулись кругом, как увидели и сирот безприютных, и детей, почти покинутых родителями, и других, чутких, жаждущих ласки и сочувствия, но остающихся без внимания. И иных мы одели и накормили, с третьими поговорили тихо и ласково, рассказали им о правдивых хороших людях, о том, как надо готовиться к жизни.

Как хорошо, как чисто было на душе! Неужели же все это пока одни мечты?

И этот праздник, как и все прочие праздничные и будничные дни нашей жизни, был блестящим доказательством нашей черствости, обособленности, нашей закоренелости в своих противохристианских взглядах и привычках. Праздник застал нас в величайшей суете.

Вслед за другими пошли в церковь... не потому, что уж очень туда влекло, а потому, что люди пошли, и мы за ними. И то, что мы принесли в храм свое тело (а душа блуждала вне храма), было единственным ознаменованием праздника.

А потом пошло все по-старому. Слонялись из дома в дом, занимаясь болтовней, пересудами, пересмешничеством, тешили себя по горло - и едой, и питьем, и обновками, и разными зрелищами. Коромыслом повсюду стояло веселье. А там где-то, точно ненужный нам, лежал в яслях забытый Младенец, пришедший, чтоб спасти нас. Безлюдно было кругом. Одна Божественная Мать вглядывалась в Его очи. Неясным предчувствием в душе Ее стояли тоска и муки распятия, а человечество, отвернувшись от этой святыни, бесилось в безумном веселии. И как мало добрых дел совершено во имя этого Младенца, как мало светлых чувств и мыслей родило в нас сошествие Бога на землю.

Страшно сказать: мы просто проглядели Рождество Христово.

Хотя бы теперь опомниться нам. Как евангельский сын, которого отец звал работать в виноградник, который сначала отказался, но потом раскаялся и пошел: подойдем и мы, смущенно и робко, к яслям Младенца-Христа, и, стоя у них, мы поймем, что они от нас требуют.


Христианский праздник Рождества с благоговением отмечают как в семьях православной, так и католической веры. Истоки уходят более чем на два тысячелетия назад, в далекие века, когда Пречистая дева Мария подарила миру сына своего, Иисуса Христа. Католики отмечают событие в декабре, православные же делают это в ночь с 6 на 7 января. Но Россия (в большинстве) - православная страна, поэтому русских людей интересует вопрос, что делают на Рождество в православных семьях? Крещеная Русь всегда весело отмечала этот праздник. Даже наряжала рождественскую елку, вплоть до революционных событий, которые на время лишили страну святых праздников. К великой радости русских людей, чуть позже, ее стали наряжать вновь.

Значение праздника Что делают на Рождество? С 6 на 7 января во всех все церквях России проводят ночную службу, посвященную рождению Иисуса Христа. В былые времена люди не садились за столы с яствами до появления на небосводе первой звезды. В настоящее время эту традицию мы видим лишь в том, что за стол многие русские семьи садятся именно 7 числа, после большой службы. В ночь перед Рождеством можно загадывать желание, которое непременно должно сбыться. Христианский праздник рождения Спасителя совпал с языческими Святками, именно поэтому он всегда связан с колядками и девичьими гаданиями. Рождество – это начало 12 святочных дней, из которых каждый день проживался задорно и красиво. Заканчивались Святки Крещением (18 января).

Древние традиции и обычаи Рождества

Информация о том, что именно делали на Рождество жители России, а чего нельзя было делать, дошла и до настоящего времени. Первые святочные дни люди накрывали столы, угощали, каждый должен был быть окружен заботой и любовью.


Ночью, во время службы надо было благодарить за то, что имеешь, молиться о том, чего тебе не хватало и обязательно вспоминать ушедших людей. На Руси считалось, что они молятся рядом в эту ночь, а службу для них ведет покойный священник. В первые дни Святок следовало обязательно отдать дань уважения тем, кто нуждался и заслуживал этого:
Первый день отводился на посещение родителей, а также близких и дальних родственников в пределах досягаемости. Молодые обязательно оставались у родителей на праздник после службы.
Во второй день люди навещали немощных, старых и больных, приносили им угощения, кутью.
Третий день посвящался сиротам, их угощали, дарили подарки, играли.

Не забывали даже и о тех, кто выпал из приличного общества, но это уже были более поздние дни.
После соблюдения традиций, позволялось приступать к гуляньям и веселью. На Руси было поверье: «Как проведешь святочные дни, так и год твой пройдет».
Именно поэтому люди старались как можно радостнее провести время: катались на санях, на тройках. На главной площади устраивались веселые игрища, пели песни, водили хороводы и придумывали себе различные игры и потехи. Люди более старшего поколения ходили друг к другу в гости, поздравляли, дарили небольшие подарки, чаще съедобные.

Чего нельзя делать на Рождество? Традиционно 7 января запрещались некоторые вещи. Нельзя было:
сквернословить, ругаться, желать зла кому-либо (даже в шутку);
охотиться, забивать домашних животных;
убирать дом, мыть полы, чинить и заниматься домашними хлопотами (дом к этому времени уже должен быть чистым);
купаться (это нужно успеть заранее);
расчесывать волосы, плести косы;
гадать и ворожить (об этом ниже);
заниматься любовными утехами.


Гадания и заговоры как часть истории

Что еще делали на Рождество и святочные дни? Ответ прост – гадали. В эти дни церковь категорически запрещала гадать, считая это «действо» великим грехом. Но святость и божественное начало, не искоренили из русского народа языческий дух, обычаи и обряды. Молодые девушки собирались и гадали на женихов, замужним гадания были строго запрещены. Девушки пытались узнать имена суженых, количество детей, наличие любви и богатства в браке. Рождественские гадания проходили в доме или в бане, девушки должны были быть босыми, простоволосыми, в ночных сорочках, поэтому мужчинам традиции такого рода были запрещены. Обязательно следовало снять с себя нательный крест, ведь гадания приравнивались к великому греху. Во многих семьях и вовсе строго запрещались. Другая традиция - заговоры. Многие старшие женщины в Сочельник читали заговоры и просили дать их семьям здоровья, достатка и благополучия.


Веселые Колядки

Не менее занимательными были и остаются рождественские колядки. Конечно, в наше время осуществить такой обряд сложнее, так как появилось большое количество городов. В сельской местности, особенно, если речь идет о дореволюционном времени, колядки были красочным и любимым обрядом как детей, так и взрослых. Колядующие, с мешками проса, пшена и другого зерна, ходили со двора на двор. С веселыми закличками осыпая хозяев и их дома, желали им счастья, богатства, здоровья и плодородной земли. Например:

«Сеем-сеем, посеваем, благочестия желаем».

Люди желали друг другу урожая, детей, богатства, мира и всех благ. В ответ хозяева угощали их праздничной едой – пышным хлебом, калачами, пирогами. Не угостить колядующего было нельзя, хозяева двора, прогнавшие колядующих людей, считались жадными, а поступок не предвещал им ничего хорошего. Сегодня всю Рождественскую неделю дети ходят по домам и квартирам, рассказывают стихи, заклички и получают за свои труды конфеты и другие сладости.


В настоящее время в каждой российской семье любят и празднуют это событие. Вечерами молодые девушки продолжают гадать на своего суженого, и считать количество будущих детей. В ночь перед рождеством вся Россия загадывает желания. Молодежь встречается на центральной площади, а заведения культуры организовывают различные мероприятия и конкурсы для людей всех возрастов. Городская администрация наряжает елку, делает горки и лабиринты, чтобы праздник носил массовый характер.

Сократились лишь праздничные дни, так как в настоящее время выходные начинаются с Новогоднего застолья. Через два дня после встречи такого светлого дня, как Рождество Христово, люди выходят на работу. Но после первой рабочей недели, они с удовольствием празднуют Крещение Руси, которым раньше завершались святочные гулянья.

Большое внимание в наше время уделяется подаркам. Приобретение и дарение подарков в Рождество стало современной традицией. Идею быстро подхватили коммерческие структуры и сегодня на прилавках мы видим не только новогодние, но и рождественские подарки.