Флористика        27.06.2020   

Рисование зимние забавы вторая младшая группа. Конспект занятия по развитию речи "зимние забавы". Физкультминутка «Не боимся мы мороза»

Сценарий зимнего досуга для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий зимнего развлечения «Зимние забавы»

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородская область
Описание материала: материал будет полезен педагогам, родителям с целью организации зимнего развлечения с детьми младшего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется провести на свежем воздухе во время зимней прогулки. Накануне можно слепить вместе с детьми снеговика. Предложить выучить стихи про зиму. Стихи можно учить в группе, а можно раздать домой, чтобы родители вместе с детьми выучили.
Цель: создание благоприятного эмоционального состояния посредством игр и игровых упражнений на свежем воздухе
Задачи:
-совершенствовать двигательные умения и навыки;
- развивать ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя, внимание, смекалку;
- прививать интерес к играм-забавам в зимний период.
Средства:
снежки или набивные мячики белого цвета (по количеству детей),
рукавица большого размера,
конфеты (по количеству детей),
магнитофон с записями музыки на зимнюю тему.
Способы: подвижные игры, конкурс, использование загадок и стихов про зиму, сюрпризный момент.
Участники: ведущий, Снеговик, дети.
Ход развлечения:
/дети вместе с воспитателем выходят на прогулку, собираются вокруг воспитателя/
Ведущий
Вот мороз так мороз,
Даже стал красным нос.
Побелил снег дома,
Наступила…
(зима)

Ведущий
Ребята, а вам нравится время года зима? (да)
Ведущий
Поделитесь, чем? (можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься с ледяной горы)
Ведущий
Озорная зима,
Эх, проказница,
Нас морозит она,
Ещё и дразнится.
Озорная зима,
Шуба снежная,
Хоть на вид холодна,
В душе нежная.

Е. Шаламонова

И взрослые, и дети любят зиму. Русская зима славится морозами да холодами. Во время прогулки зимой нужно обязательно двигаться, чтобы не замёрзнуть. Предлагаю вам поиграть.
/в это время на площадку под песню из кинофильма «Тайна Снежной королевы» «Песня Снеговика» слова В. Коростылёва, музыка М. Минкова входит Снеговик /
Снеговик
Подождите, подождите. Какие игры могут быть без меня? Вы меня слепили, да про меня и забыли.
Ведущий
Ребята, а мы и, правда, забыли про Снеговика. Извини нас, Снеговик. Мы с удовольствием поиграем с тобой.

Подвижная игра «Заморожу»

/дети выстраиваются в 2-е шеренги напротив друг друга, Снеговик стоит между ними посередине. По сигналу ведущего: «Не стойте, ребята, а то замёрзнете» дети начинают перебегать с одной стороны на другую. В это время Снеговик со словами «Заморожу!» ловит перебегающих детей. Всех пойманных детей ведущий собирает около себя. Затем ведущий и Снеговик помогает детям «разморозиться». Дети читают стихи про зиму, Снеговик при этом гладит их по голове. Дети считаются «размороженными» и возвращаются к остальным участникам /

Стихи про зиму

1
Пришла зима весёлая.
С коньками и салазками,
С лыжнёю припорошенной,
С волшебной старой сказкою.

И. Чернецкая
2
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам зима,
Только дунет - и пушинок
Разлетятся семена.

Т. Шорыгина
3
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

3. Александрова
4
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И. Суриков

Снеговик
Молодцы! Много стихов про зиму знаете. А вот я сейчас проверю, сможете ли загадки отгадать.
1
Если снег лежит кругом,
Если речка подо льдом,
Значит, в гости к нам сама
Кто пришла, скажи?

(зима)
2
Если дым столбом стоит,
Под ногами снег скрипит,
Если мерзнут щёки, нос,
Что на улице?

(мороз)
3
Если ёлочки в домах
В ярких бусах и огнях,
Если водим хоровод,
Что встречаем?

(Новый год)
Т. Гусарова

Снеговик
Молодцы! И загадки зимние отгадали. Во что бы с вами ещё поиграть?
Ведущий
Снеговик, давай в снежки играть.

Игра-забава «Игра в снежки»

/дети встают в круг, у каждого в руках по снежку. По сигналу ведущего: «Раз-два! Не зевай! И снежки скорей бросай!» дети начинают бросать снежки друг в друга. Можно использовать ритмичную музыку/
Снеговик
Весело поиграли! Даже жарко стало мне.
Ведущий
Не растаешь, Снеговик?
Снеговик
Да, нет. На улице мороз.
Ведущий
Нас ждёт следующее задание./ведущий вызывает по 2 ребёнка. По сигналу: «Раз-два-три! Как можно больше снежков собери!» дети начинают собирать снежки в охапку. Затем подводят итоги: считают снежки вместе. У кого больше, тот победитель. Конкурс можно повторить 2-3 раза /
Снеговик
Молодцы, ребята! Ловкие вы!
Ведущий
А теперь давайте все вместе прокатимся на снежной карусели.

Подвижная игра «Карусели»

/все вместе встают в круг, берутся за руки, произносят слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише
Не спешите.
Карусель остановите.

Выполняют движения в соответствии с текстом: сначала идут медленно, затем всё быстрее и быстрее, потом останавливаются. Игру можно повторить. При этом двигаться можно в другом направлении/

/во время проведения игры Снеговик прячет одну из рукавичек за пазуху/
Снеговик
Весело прокатились на снежной карусели! Мне очень понравилось.
Ведущий
Снеговик, а где ты свою рукавичку потерял? Неужели, пока катался на карусели?
Снеговик
И, правда, потерял. Сам не знаю, где.
Ведущий
Не расстраивайся. Мы с ребятами поможем тебе найти рукавичку.
/бегут по участку, находят рукавичку большого размера /
Снеговик
Спасибо, что нашли рукавичку. А рукавичка-то не простая. С сюрпризом.
/заглядывают в рукавичку, находят конфеты, прощаются со Снеговиком и уходят в группу/

МАДОУ ДСКН №9

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Вторая младшая группа

Тема: «Зимние забавы»

Воспитатель: Титова Н.Е.

Сосновоборск - 2017

Тема: «Зимние забавы»

Образовательная область: познавательное развитие.

Возраст: 2 младшая группа.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: групповая.

Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.

Задачи:

Образовательные :

- закреплять знания детей о зимних природных явлениях, о зимних забавах;

Активизировать диалогическую речь;

Ввести в активный словарь детей имена существительные (санки, лыжи, коньки, снежки, ледянки, каток и др.); активизировать глагольный словарь (кататься, лепить, скользить и др.).

Развивающие :

Развивать творческое мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение, произвольную память;

Закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

Совершенствовать общую и мелкую моторику;

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные :

Воспитывать умение слушать друг друга и взрослого не перебивая;

Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

Предварительная работа: беседы «Зимушка – красавица», «Что мы любим делать зимой»; рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение за деятельностью детей и взрослых на прогулке, чтение художественной литературы по теме.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, дидактические игры, проблемная ситуация, использование художественной литературы, показ образца, практическая деятельность детей.

Материалы: кукла Маша, серия картинок «Зимушка» , мольберт, магнитная доска.

Ход занятия:

    Организационный этап.

Здравствуйте, дети! У меня для вас есть загадка, попробуйте отгадать!

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла . (зима )

Молодцы, конечно зима (воспитатель показывает картинку по теме « зима » ). Правильно, ребята. Мы попрощались с осенью, а после осени наступает зима , и вот она наступила.

Давайте вспомним, что было осенью? (листья желтые, листопад, холод, дожди и т. д.)

Посмотрите, что изображено на картинке? А какая зима бывает ? (признаки зимы: холодная, белая, морозная , снежная)

2. Сюрпризный момент. Кукла Маша.

Стук в дверь. В гости приходит кукла Маша. Здоровается с детьми.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это же кукла Маша. Посмотрите, как она одета? А почему она так оделась? (ответы детей) Правильно сейчас зима, холодно, идет снег нужно одеваться тепло. А давайте перечислим все, что Маша надела… (дети называют предметы одежды)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья почему-то грустная! Машенька, что же у тебя случилось.

Кукла Маша: Я грущу, так как мне скучно. Когда было лето, я могла купаться в речке, собирать ягоды и цветы, осенью я ходила за грибами, собирала урожай, а теперь наступила зима и я не знаю чем мне заняться.

3.Беседа о зимних развлечениях.

Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем Маше, что зима – чудесное время года. Мы не хотим уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. А чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей : можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками). Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: « Зимние развлечения » .

Воспитатель :

1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты ?

2. Чем ребята кормят птиц?

3. Какие птицы прилетели к кормушке (снегирь, синица, воробей)

4. А чем заняты другие ребята ?

5. Кто катается на санках? Где они катаются?

6. Кто катается на лыжах? Где они катаются?

7. Чем заняты остальные ребята ?

8. Какое настроение у детей во время прогулки?

9. Как вы думаете, чем завершится прогулка у ребят?

10. А снег, какой? (мягкий, мокрый, холодный, хрустящий.)

4. Д/и «Чего не стало?».

На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка, крепость. Всего шесть картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?

5. Физкультминутка.

А теперь Маша, мы хотели бы с тобой поиграть.

Физ. минутка «Зимние забавы» ….

Импровизация движений

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

6. Снеговики для Машеньки.

Воспитатель : Ребята, а давайте для Машеньки на память сделаем снеговиков, но не из снега, а из кружков.

(дети делают аппликацию снеговика).

7. Зрительная гимнастика «Снежки»

Цель: Снять зрительное утомление.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

8. Итог. Снова наша Машенька веселая.

Воспитатель : Кукла Машенька была очень грустная, а теперь, когда ребята рассказали ей, как много существует зимних забав и развлечений она снова стала весёлой.

Маша : - Спасибо вам ребята, теперь мне совсем не грустно. Теперь я знаю, что зима – это замечательное время года. Зимних развлечений очень много, и все они очень интересные.

9. Рефлексия.

Воспитатель : - Ребята давайте напомним Маше, о чем мы с вами сегодня говорили? (Сегодня мы с вами говорили о зимних забавах, о зиме). Мне и Маше понравилось, как вы отвечали. Все ребята молодцы.

Конспект

НОД с детьми второй младшей группы №10

«Зимние забавы»

ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Составил:

воспитатель Тараскина О.Ю.

Цель: Уточнение представлений детей о зиме, ее особенностях.

  1. Учить:

Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Передавать словами содержание произведения.

  1. Закреплять:
  • умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов;
  • знания об отдельных предметах одежды одеваемых зимой;
  • умение отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов;
  • умение раскатывать пластилин между ладонями, делать шарики круговыми движениями.
  1. Развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику, воображение, фантазию.
  2. Воспитывать любовь к окружающему.

Словарная работа: одежда, обувь, кружится,

Материал: картинка с изображением детей играющих в зимние игры, зимний пейзаж, игрушечный снеговик, картинки предметов одежды и обуви, корзина, белые листки бумаги, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки.

Предварительная работа:

Наблюдения за погодными изменениями зимой, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о зиме.

Индивидуальная работа: Маша С., Арсений А. - привлекать к ответам, Дима, Вова - закрепить умение раскатывать комок пластилина между ладонями.

Организационный момент

Дети проходят в группу, садятся на стульчики. На мольберте прикреплена картинка с изображением зимнего пейзажа.

Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года? (Зима)

Как вы догадались? (На улице снег, холодно)

Я знаю стихотворение про зиму. Послушайте внимательно.

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая показом иллюстрации .

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело».

Про что говорится в стихотворении? (Про снег)

Какой снег? (Белый, пушистый).

Что снег делает (кружится, падает, ложится.)

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с зимними забавами.

А в какие игры мы играем зимой? (ответы детей)

Стук в дверь.

Воспитатель: кто это к нам пришел? Я пойду, посмотрю.

Воспитатель подходит к двери и достает оттуда снеговика.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел?

Дети: снеговик.

Снеговик: Здравствуйте! Ой, а где это я?

Дети: в детском саду

Снеговик: Кажется, я потерялся! Что же мне делать? Как попасть обратно домой?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, где снеговик живет? Куда мы пойдем?

Дети: в лесу, на улице…

Воспитатель: Не переживай, мы тебе поможем. Поможем снеговику?

Дети: да, поможем!

Снеговик: Правда? Тогда побежали скорее!

Воспитатель: Не торопись, ты разве забыл, какое время года на улице? Ребята, подскажите.

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, зимой на улице холодно или тепло? (Холодно)

Воспитатель: А мы можем раздетыми отправиться в путь?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что мы можем замерзнуть.

Воспитатель: А что люди одевают, чтобы не замерзнуть?

Дети: Теплую одежду.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат картинки с одеждой и обувью.

Посмотрите, на столе лежат картинки с одеждой и обувью. Давайте, девочки возьмут картинки с одеждой, а мальчики с обувью.

Сейчас девочки расскажут, что нарисовано на их картинках.

А теперь мальчики.

Положите на стол те картинки с одеждой и обувью, которые можно носить зимой.

Маша назовет зимнюю одежду, а Арсений зимнюю обувь.

Воспитатель: Ну, вот Снеговик, такую одежду и обувь надевают зимой на улицу.

Снеговик: здорово, а я и не знал! Теперь мы можем идти?

Воспитатель: да.

Дети с воспитателем и снеговиком встают со стульев и как будто идут на улицу в лес. Перед детьми на полу разбросанные листки белой бумаги.

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, как вы думаете, что это такое? (Предположения детей)

Воспитатель: Это - снег. Посмотрите, как много его выпало. Что же мы будем делать? Как нам пройти дальше?

Дети: почистим лопаткой, обойдем, слепим снежки…

Воспитатель: давайте, слепим с вами снежки и побросаем их в корзину.

Дети вместе с воспитателем мнут бумагу и бросают в корзину.

Воспитатель с детьми остаются на том же месте, где бросали бумагу.

Воспитатель: ой, снеговик, мы совсем замерзли и нам надо согреться. А давайте попрыгаем?

Физкультминутка «Не боимся мы мороза».

Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы мороз был не страшен.

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

- А теперь согреем части лица.

Чтоб согреться - посмотри, (Потереть ладони одна о другую).

Все, как следует, потри:

Щеки, (Потереть ладонями щеки), носик (крылья носа), уши , губы .

Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).

- А если у нас руки замерзли, как мы согреем их? (Дети выдыхают на руки, произнося звук «х»).

После физкультминутки дети встают возле снеговика.

Снеговик: ну вот мы с вами и дошли до моего дома. Но мне совсем невесело.

Воспитатель: почему?

Снеговик: у меня здесь совсем нет друзей, а с вами мне было так весело!

Воспитатель: не расстраивайся, мы тебе поможем, мы сделаем для тебя друзей! А как вы думаете из чего можно сделать для снеговика друзей?

Дети: из снега, из пластилина.

Воспитатель: давайте попробуем сделать из пластилина. Пройдемте к столам и сядем за них. Вот посмотрите, я уже сделала снеговика. А как вы думаете, из каких частей он состоит? (голова, туловище).

Какой формы голова и туловище? (круглой).

Какой формы нос? (треугольный).

А какого он цвета? (красного).

Скажите, а какого цвета у него глазки и пуговки? (черного).

А какого он сам цвета? (белого).

А что у него надето на голове? (ведро).

Давайте сами попробуем слепить снеговика!

Возьмем стеку в руку, отрежем пластилин.

Теперь скатаем из него шарик - это будет голова. Шарик катаем между ладонями, у кого не получается, можно покатать на дощечке.

Откладываем шарик в сторону. Берем вторую часть пластилина и катаем туловище.

Теперь стекой отрезаем кусочек красного пластилина и катаем из него колбаску, кончик колбаски вытягиваем и у нас получается нос. Мы его прикрепляем голову.

Теперь берем черный пластилин и стекой отрезаем два маленьких кусочка и катам из него шарик. Затем приплющиваем пластилин и у нас получаются глазки, крепим их к голове.

Какие вы молодцы, столько друзей налепили снеговику. Теперь ему точно не будет скучно!

Снеговик: спасибо вам ребятки. Я очень рад новым друзьям. Мне пора бежать.

До свидания.

Дети: до свидания.

Воспитатель уносит снеговика за дверь.

Татьяна Козловская

Конспект занятия по рисованию

в старшей группе "Наши зимние забавы "

Программное содержание :

учить рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде (комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, учить передавать простые движения рук и ног, подводить детей к передаче образа нетрадиционным способом (при помощи руки) ;

продолжать учить использовать в рисунке разные материалы : графитный карандаш, цветные восковые мелки, акварель.

закреплять технические навыки рисования материалами .

развивать умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм ;

прививать любовь к здоровому образу жизни и занятиям спортом .

Материал : репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка» , иллюстрации с изображением зимних видов спорта ; бумага формата A4; простой карандаш, масляная пастель, акварельные краски.

Предварительная работа :

Рассматривание репродукций В. Сурикова «Взятие снежного городка» , иллюстраций зимних пейзажей ;

Дидактическая игра лото «Одежда в любую погоду» ;

Наблюдения на участке за играми детей;

рисование различными художественными материалами.

Ход занятия:

В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины, иллюстрации с изображением зимних игр , послушать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро » .

«Что происходит с природой зимой? Какие краски преобладают? А вы любите зиму? За что? В какие игры можно играть зимой на свежем морозном воздухе? А вы любите совершать пешие прогулки зимой? Как лучше одеваться зимой на улицу, что бы не замерзнуть? Какое настроение у вас возникает во время игр зимой?

После ответов детей на вопросы, предложить сравнить два рисунка. Кто на них изображен? Во что одеты дети? Чем они отличаются друг от друга? Узнать, смогли бы они сами нарисовать таких же веселых детей на зимней прогулке ?

Физкультминутка "Мы построим снежный дом"

Вышли мы на улицу,

(маршируют)

Снегу намело!

(руки вверх, в стороны)

Вот лопаты мы возьмем,

(работают лопатами)

Да и снег весь разгребем.

Протопаем дорожку

К самому порожку.

(топают ногами)

Слепим круглые снежки

(лепят снежки)

И огромные комки.

(показывают большой ком)

Мы построим снежный дом,

(маршируют)

Дружно жить мы будем в нем.

(хлопают)

Предложить внимательно посмотреть и послушать рассказ, о двух ладошках, которые помогают детям рисовать !

1. Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой пальчик отвести в сторону. Прижать безымянный и мизинец пальцы друг к другу, указательный и средний сомкнуть плотнее и отвести немного в сторону.


2. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка. Сильно прижать ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.

3. Правой рукой обвести простым карандашом ладошку, сильно не прижимать карандаш к пальцам.


4. Убрать левую ладошку с листа, замкнуть две линии.


5. Перевернуть лист на 1800. Спросить у детей «На что это похоже?» .


6. Сверху дорисовываем две дуги (капюшон) .

7. С правой стороны нужно нарисовать вторую руку . Дети сами решают куда будет она направлена : вверх, вниз, в сторону или в лево на комбинезон.

8. Прорисовываем делали : овалы – ботинки; овальчик плюс пальчик – рукавички; шарф; глаза; нос; рот.

9. Обвести готовый рисунок нужно восковыми мелками, они не бояться акварельных красок. Использовать нужно разные цвета, чтобы комбинезон получился яркий, заметный, со множеством мелких деталей (молния, карманы, воротник, манжеты, отражатели и т. д.


10. Затем дополнить сюжет : снежинками, лопатой, снеговиком и т. д. по желанию детей.

11. Заключительная часть работы – раскрашивание акварельными красками.

Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой . Рисунок должен передавать настроение.

Затем рисунки объединяются в мозаичное панно то содержанию : катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки и т. д.




Советы воспитателю

На предыдущем занятии предложить детям нарисовать зимний пейзаж .

Выставить репродукции картин о зиме.

Источник : Коллективное творчество дошкольников : Конспекты занятий/ под ред . А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Тема: «Зимние забавы» .

Цели: закреплять представление о признаках зимы и забавах детей зимой. Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме и снежинках. Активизировать и обогащать словарный запас существительными (зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик), глаголами (мерзнуть, греться, чистить, разгребать, лепить), прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселый, радостный, улыбчивый). Развивать грамматику и связную речь: согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать умение детей рассказывать по картине и схеме. Отрабатывать четкое произношение звуков у, х в звукоподражаниях. Развивать силу голоса, речевой слух (различение близких по звучанию слов – «Ух!», «Бух!»), внимание, мышление, мелкую и общую моторику, воображение, фантазию. Воспитывать любовь к зимнему времени года.

Оборудование: сюжетная картина «Зимой на прогулке»; схема для рассказывания; треугольники, квадраты, круги разного размера, модели рук, носа, глаз, ушей, волос для снеговика.

Ход занятия.

  • Ребята, отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

— Какое это время года? (Зима). Какими словами можно рассказать о зиме? Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима … (холодная). Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима … (снежная). Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима … (морозная).

— А о чем идет речь в этой загадке?

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке!

— О каких же звездочках идет речь в этих стихотворениях? На что похожи снежинки? Почему они тают в руке? Как называется такое явление, когда много-много снежинок падает на землю? (Снегопад). А если идет снег и дует сильный ветер, как это можно назвать? (Вьюга). Давайте изобразим, как воет вьюга. Сначала она воет тихо: у-у-у, затем усиливается, воет громче. (Дети произносят звукоподражание хором и индивидуально).

— Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Что можно делать, когда снег идет? (Рассматривать на шубе снежинки, ловить снежинки, лопаткой разгребать снег, чистить дорожки и т.д.) Что можно делать, когда снег мокрый? (Играть в снежки, строить крепость, заборчики, лепить снеговика и т.д.) Что можно делать, когда холодно и надо согреться? (Побегать по дорожкам, покатать друг друга на санках, походить на лыжах и т.д.) А какие игры можно придумать со снегом? (Печь пироги, строить домики, покрасить снег и украсить сугробы, пересыпать снег из одного ведерочка в другое и т.д.)

Игра «На санках».

— Кто из вас катался на санках с горки? Я однажды тоже ехала на санках с крутой горки: быстро-быстро – ух! (Выпрямить спину, положить руки на колени). А потом санки опрокинулись, и я упала в снег – бух! (Всплеснуть руками и пригнуть голову к коленям, прикрыв ее руками). Слушайте внимательно и в соответствии с репликами изображайте быструю езду на санках или падение в снег.

Педагог, не показывая движения, произносит следующие реплики: Ух! Бух! Ух! Ух! Бух! Ух! Бух!

— Хотите посмотреть, как развлекаются зимой дети?

Педагог демонстрирует картину «Зимой на прогулке».

— Расскажем по картине о развлечениях детей зимой. (Дети катаются с горки на санках. Старший мальчик везет на санках малыша. Девочка катается на коньках по льду. Несколько детей лепят Снеговика).

— Как вы думаете, каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (Белым, чистым, липким). Почему вы думаете, что липким? (Потому, что лепят Снеговика) . А мороз был сильным? (Нет). Какие лица у детей? (Веселые, радостные, улыбчивые). Дети замерзли? (Нет, у всех щеки красные, дети много двигаются). Какое у детей настроение? (Хорошее, веселое, приятное, радостное). Как они смеются? (Ха-ха-ха).

Физкультминутка «Не боимся мы мороза».

— А вам бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

— А теперь согреем части лица.

Чтоб согреться – посмотри, (Потереть ладони одна о другую).

Все, как следует, потри:

Щеки, (Потереть ладонями щеки,

Носик, крылья носа,

Уши уши,

Губы… губы сверху вниз).

Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).

— А если у нас руки замерзли, как мы согреем их? (Дети выдыхают на руки, произнося звук «х»).

А кто хочет рассказать по картине про детей? (Рассказы детей по схеме: время года, какая была погода, кто вышел на прогулку, какие забавы придумали, какое настроение было у детей).

— Молодцы, ребята, вы составили очень интересный рассказ о зимних забавах детей.

— Ребята, а вы любите зиму? Давайте все зимние слова, которые вы услышите, вы переделаете в ласковые: санки-саночки, гора-горочка, зима-зимушка, шуба-шубка, шапка-шапочка, снег-снежок, лед-ледок.

— Когда мы с вами пойдем гулять, мы вылепим из снега снеговика. Но сейчас снега нет, давайте смоделируем снеговика на доске. Я что-то забыла, какой из себя Снеговик? На какие формы он похож? (Предложить детям различного размера треугольники, квадраты, круги. Дети выкладывают на доске круги – большой, средний, маленький). Вот здорово, уже немного похож, но чего-то не хватает. Какие же еще детали можно добавить? (Руки, нос, глаза, уши, волосы и т.д.)

Педагог предлагает различные варианты рук, носа, глаз.

— Какой замечательный Снеговик у нас получился! А почему его назвали Снеговик? (Потому что его лепят из снега).

— Вот как весело ребятам на прогулке зимой. Всегда найдется веселая игра или развлечение. Никакой мороз, ветер ребятам не страшен, так как от веселой игры у детей радостное настроение и хорошее, крепкое здоровье.