Садовые растения        04.03.2020   

Родительская любовь, её проявления и недостаток. Семь причин, по которым дети сомневаются в родительской любви — Страх за ребенка – это нормально

1. Слова. Покажите свою любовь ребенку с помощью слов:

  • Я люблю тебя, ты мне дорог.
  • Я принимаю тебя любым.
  • Я принимаю разные твои чувства – и радость, и грусть, и гнев, и обиду.
  • Мне нравиться, как ты это делаешь.
  • Я восхищаюсь твоими способностями.
  • Надо же, как хорошо у тебя это получается!
  • Даже когда я сержусь на тебя, я тебя люблю.
  • Мне могут не нравиться какие-то твои действия, но нравишься ты сам.
  • Я уважаю твой выбор, даже, если не согласна с ним.
  • Ты всегда в моем сердце, а я всегда в твоем, даже, если мы далеко друг от друга.
  • Я рада, что я твоя мама. Я рад, что я твой папа.
  • Я горжусь тобой, твоими успехами и достижениями.
  • Спасибо, что ты есть.

Такие , особенно если они сказаны искренне, с любовью в глазах и сердце, навсегда останутся в памяти ребенка и будут согревать его в холодные дни.

2. Забота и помощь. Покажите свою любовь ребенку, помогая и заботясь о нем.

Мама часто заботится о том, чтобы ребенок был сыт, одет и обут. Не менее важна забота и его психологических потребностях – в любви, внимании, ласке, успехе, понимании, уважении, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии, самореализации. Важно давать ребенку выбор, спрашивать и учитывать его мнение.

Что касается помощи, важно помогать ребенку тогда, когда он просит. Делая что-то с Вами, со временем, он сможет делать это сам, и тогда уже помогать будет не надо.

При этом, если ребенок не просит помощи, не стоит вмешиваться и предлагать ее. Таким не вмешательством Вы даете ему посыл: «Я верю, что у тебя все получится. Ты справишься». А ребенок, который смог сделать что-то сам, чувствует потом гордость и верит в свои силы. Взглядом и улыбкой мы тоже можем показывать ребенку, что поддерживаем его.

3. Время. Покажите свою любовь ребенку, уделяя ему время.

Дети часто просят поиграть с ними. Есть ли у Вас среди дня время, когда вы играете в те игры, которые предлагает ребенок, не предлагая своего, а следуя за ним? Именно такая игра дает ребенку ощущение, что его принимают. И родитель может лучше понять ребенка — что ему интересно, что беспокоит. Бывает, что один день ребенок хочет играть в какую-то игру, и она ему очень нравится, а на следующий — уже не интересна. И тогда не стоит настаивать.
Кроме игр можно по-разному проводить время – говорить о чем-то, интересном обоим, рисовать, читать, заниматься творчеством, смотреть мультики или фильмы и их обсуждать, вместе куда-то ездить или гулять.
И имеет значение не количество уделенного ребенку времени, а качество. Пусть это будут полчаса каждый день после сада или школы, но это будет время только для ребенка. Чтобы ребенок знал, что даже, если днем мама была занята, то вечером будут его полчаса, когда он сможет получить такое важное родительское внимание. Когда он будет заниматься с мамой тем, что важно ему. Причем хорошо, чтобы оба родителя находили время для ребенка – с каждым из них можно общаться по-разному, и это помогает правильно развиваться.

4. Прикосновения. Покажите свою любовь ребенку, прикасаясь.

Не меньше 8 объятий нужны нам, и взрослым, и детям, чтобы чувствовать себя любимыми.

Знаете ли Вы какие прикосновения нравятся Вашему ребенку?

Это могут быть: массажики, поглаживания, ласка, объятия, поцелуи, легкая щекотка, прикосновения разной интенсивности.

Массаж и поглаживания перед сном помогают ребенку лучше расслабить тело, сбросить напряжение, быстрее и крепче заснуть.

5. Подарки. Покажите свою любовь ребенку, даря подарки.

Подарки не случайно на последнем месте, ими не заменить все остальное. Но и их важно время от времени дарить, как знак внимания, знак любви. И важна не цена подарка, а его ценность для самого ребенка. Можно подарить не только что-то купленное в магазине, но и ваш рисунок, сорванный цветок, осенний листик, что-то сделанное своими руками.

Вашему ребенку может быть особенно важен какой-то определенный язык любви, но лучше проявлять их все время от времени. Чтобы, когда Ваш ребенок вырастет, он тоже умел любить и мог проявлять свою любовь по-разному.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос образованным и порядочным, человеком. Мы прививаем малышу понятия «хорошо» и «плохо», воспитываем уважение к близким, заботу о младших, сострадание, затем помогаем приспособиться к работе в команде, научиться выстраивать общение со сверстниками. Однако зачастую, найти общий язык с ребенком гораздо сложнее, чем научиться говорить ему строгое «нет». И все же многие психологи утверждают, что главное в воспитании ребенка — любовь, ласка, забота, внимание и поддержка. Зачастую, найти общий язык с ребенком гораздо сложнее, чем научиться говорить ему строгое «нет». Как лучше всего демонстрировать ребенку свою любовь?

12 объятий в день

Задают себе вопросы: «Можно ли обнимать мальчика или от этого он вырастит слабохарактерным?», «Чаще ли нужно целовать дочек, чем сыновей?».

Всем известна знаменитая фраза американского психолога Верджинии Сатир: «Ребенку для выживания нужно четыре объятия в день; для того, чтобы он чувствовал себя хорошо - восемь; а для того, чтобы он рос и развивался как личность – 12». Конечно, это не означает, что нужно завести календарь и отмечать на нем ежедневное количество объятий с ребенком. Но стоит помнить, что каждый малыш нуждается в ласке, даже если он с самого раннего детства стремится к самостоятельности: по десять минут сам завязывает шнурки на кроссовках и демонстративно убегает, когда мама пытается обнять его на людях. Главная потребность ребенка на подсознательном уровне – чувствовать себя любимым.

Прикосновения родителей так же важны для ребенка, как и поддержка словом. Вспомните себя в детстве: когда вы пугались – прятались за спины родителей, когда расстраивались – нуждались в объятии, когда радовались – широко раскрывали руки, и сами обнимали маму, задорно заглядывая ей в глаза снизу вверх. А что для мальчиков значило отцовское подбадривающее похлопывание по плечу? Ребенок после этого готов свернуть горы!

Целовать или не целовать: вот в чем вопрос

Ребенка можно и нужно обнимать, целовать и хвалить! Любовь, внимание, ласка и забота, которую вы дали ему в детстве, – своеобразная опора во взрослой жизни. Вера в себя и свои силы, достойное отношение к окружающим и реалистичное, позитивное восприятие мира – далеко не полный список качеств, которые вы можете воспитать в своем малыше, обнимая его и поддерживая.

Многие родители мальчиков сталкиваются с холодным проявлением любви со стороны ребенка. На людях сын отталкивает тянущуюся к нему маму и бабушку, отходит, недовольно отводит голову, если его пытаются поцеловать. Ваш ребенок стесняется, но это вовсе не означает, что ему не требуется забота, внимание и ласка. Не демонстрируйте свою любовь на людях: вы воспитываете рыцаря, а не принцессу! Осторожно обнимите ребенка за плечо дома, нежно погладьте по волосам и поцелуйте в щечку на ночь. Ребенок поймет, что его любят. А позже осознает, что даже в детстве родители прислушивались к его мнению, учитывали его желания.

Как не избаловать ребенка?

Любовь к ребенку должна быть мудрой: слишком много ласки и умиления разовьет эгоизм и убьет самостоятельность ребенка, недолюбленный ребенок вырастет обиженным на весь мир, рассчитывающим только на себя и не считающимся с другими.

Как еще проявить свою любовь к ребенку, чтобы не избаловать его вниманием? Дотрагивайтесь до рук, шутливо взъерошивайте волосы малыша, обнимайте за плечи, ласково поглаживайте по голове, подбадривающе похлопывайте по плечу. Ваша забота и ласка нужна малышу каждый день, но особенно обратите внимание на поддержку ребенка, если он сильно волнуется, устал, получил физическую травму, заболел, пережил стресс и печальное событие, испугался. Важно уделять внимание ребенку утром и вечером перед сном.

Неэффективные виды родительской любви

Психологи выделают несколько видов «уродства» родительской любви: любовь умиления, деспотическую и откупную любовь.

Все мы любим своих детей, считая, что они уникальны во всем: в первых улыбках, кидании сосок, робких шагах. Это действительно так, ведь каждый человек с рождения индивидуален. Но, поверьте, соседские дети тоже улыбаются, когда папа смешит их, и забавно падают, когда учатся ходить. Инстинктивная любовь родителей к детям, искренняя радость за каждое движение малыша, неразумное возведение маленькой копии родителей в ранг святых – то, чего следует опасаться молодым родителям.

Ребенок, воспитанный в духе умиления не знает слова «нет», он растет во вседозволенности и верит в то, что он – безоговорочно лучший во всем. Капризы, болезненное восприятие неудач и безответственность станут основными чертами характера такого ребенка. Постоянное умиление не воспитает ответственности за семью, делового подхода к работе и заботы о родителях.

Другая крайность – деспотичность родителей: ребенок хорошо учится, убирает в своей комнате, ходит в магазин, помогает в воспитании младшего брата, не капризничает и не просит лишнего, но все равно грозный папа найдет, за что поругать. Несомненно, родители обладают властью над своим ребенком, и иногда стоит сказать твердое «нет». Но не стоит злоупотреблять этим, иначе существует риск лишить ребенка желания быть хорошим и любимым. Похвалите, приласкайте и расскажите друзьям о его успехах в школе! И тогда ваш добрый и ласковый мальчик не станет грубияном в подростковом возрасте, будет ценить и уважать родителей.

Третья разновидность неразумной любви чаще присуща отцам – любовь откупа. Папа на выходной или папа, обеспечивающий семью, скупой на эмоции и проявления любви к своему малышу – частое явление в современных семейных отношениях. Отцам стоит помнить, что для полноценного воспитания человека с большой буквы, недостаточно обеспечить его красивой одеждой, компьютером и парой репетиторов. Материальное благополучие никогда не заменит ласки, любви и отцовского совета! Если при таком поведении папы мама не будет уделять ребенку втрое больше ласки, внимания и заботы, дети будут чувствовать душевную пустоту. Не удивляйтесь, если к 18 годам вашему сыну не будут свойственны жалость, сострадание, романтика и милосердие. Он может быть замкнутым и скупым на эмоции, сам страдая от этого.

Родительская любовь должна вдохновлять к новым победам. Верьте в своих детей так, как не верите больше ни в кого: он почувствует вашу любовь на стадионе, на экзамене, при первой влюбленности и после неудачи. Поощряйте самостоятельность и принятие решений вашим ребенком, а если он ошибется разберите вместе его ошибку, научите отвечать за свои поступки. Советуйтесь с ребенком с раннего возраста, уважайте его выбор, помогайте развивать замеченные таланты. Разумная родительская любовь – это крылья, которые помогают ребенку взлететь к высотам!

Ольга Кудишина

Мама жалуется, что ребенок не уверен, во всем сомневается, не делиться новостями, не рассказывает о школьных буднях. Оценки в последние время «съехали», несмотря на то, что они с мужем контролируют учебный процесс.

Отпускаю маму, перехожу к беседе с ребенком. Он сидит передо мной, съежившись. Неохотно разговаривает, сквозь зубы отвечает на вопросы, как будто опасаясь чего-то. Спрашиваю про школу, про друзей, про родителей. В конце концов, мальчик говорит важную фразу — мне кажется, меня никто не любит. Выясняю причину сомнений в родительской любви. Ответы предсказуемы: родители ругают за плохие оценки, хорошие не замечают, за помощь по дому не хвалят, да и вообще редко одобряют.

Проблема семьи понятна. Ребенок не чувствует себя любимым. Родители, конечно, любят ребенка. Однако не показывают своих чувств ребенку. Любить свое чадо естественно. Зачем говорить о любви или показывать ее, разве и так не понятно? Но откуда ребенку об этом знать?

Проявлять свою родительскую любовь очень важно. Ребенку необходимы подтверждения вашей любви. Это делает его счастливым, уверенным, стрессоустойчивым, свободным, умеющим любить.

Многие родители считают, что хвалить ребенка, уделять ему время – вредно. Вот типичные причины: слишком много о себе будет думать, вырастет эгоистом, станет маменькиным или папенькиным сынком и т.д. Но это всего лишь иррациональные убеждения, вредящие вашим отношениям с ребенком.

Так как же проявлять любовь к ребенку? Как показать маленькому человечку, что он для вас важен и дорог?

Проявления любви могут быть следующими:

  1. Через обмен взглядами
  2. Через физический контакт – объятия, прикосновения
  3. В моменты безраздельного внимания
  4. Вербальные выражения любви – похвала, одобрение, акцент на успехах ребенка

Обмен взглядами. Не осознавая, мы используем взгляд как первейший способ общения. Но многие родители смотрят ребенку в глаза, когда хотят произвести на него сильное впечатление или донести важную мысль: «Смотри на меня, я с тобой разговариваю!» Некоторые родители вообще избегают обмена взглядами. Но наполненный любви взгляд, важен в установлении контакта с ребенком, для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Когда ребенок плачет, расстроен, устал, бывает достаточно посмотреть ему глаза, чтобы выразить сочувствие и понимание. Обмен взглядами очень важная составляющая общения между ребенком и родителем. Особенно важна, когда ребенок еще не понимает речь. Взглядом можно выразить любовь, поддержку, понимание, сочувствие, одобрение. Используйте этот прием в общении со своими детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми.

Физический контакт. Первые месяцы своей жизни, ребенок практически проводит на руках у родителей. Тесный физический контакт с матерью естественен в это время (кормление грудью, совместный сон). Но по мере взросления малыша, физического контакта между родителем и ребенком становится все меньше и меньше. И к школьному возрасту многие дети вообще его лишены, хотя остро в нем нуждаются. Обнимайте своего ребенка, когда он подавлен и когда радостен. Обнимайте перед сном. Прикасайтесь к нему, когда он опечален или хотите сказать что-то важное. Обнимайте просто так. У психологов есть поговорка: «Если ребенка не гладить каждый день по голове, у него засыхает мозг». Через прикосновения, объятия, поглаживания головы, вы передадите свою любовь ребенку, и у него будет меньше поводов считать себя ненужным и нелюбимым.

Моменты безраздельно внимания – время, полностью посвященное общению с ребенком. Если в семье несколько детей, такие моменты должны быть для каждого отдельно. Как бы вы не были заняты, какой бы круговорот дел вас не затянул, находите мгновенья для личного общения с ребенком. Можно перед сном почитать сказку или побеседовать о прошедшем дне. Можно обзавестись ритуалом — воскресные прогулки вдвоем с ребенком. Не так важно количество минут проведенных наедине с ребенком, когда ваше внимание направлено только на него. Иногда достаточно просто посидеть в тишине несколько минут, иногда полезно погулять 30 минут в парке после школы, ну а сможете провести целый день с ребенком на природе – замечательно. Такими моментами безраздельно внимания вы показываете ребенку, что он значим для вас, вы его не забыли в суете дел, он любим вами. Личные встречи очень важны для эмоционального здоровья ребенка и обычно надолго запоминаются. Так зачем же упускать такую замечательную возможность проявить любовь.

Словесные выражения любви – похвала, одобрение, выражение вашего удовольствия от поведения или достижений ребенка. Это вроде так естественно. Но многие скупятся на добрые слова. Воспринимая хорошее поведение, хорошие оценки, высокие достижения в спорте разумеющимися. Но это огромная ошибка. Говорить ребенку, что вы его любите без повода – обязательно. Хвалить за все хорошее – обязательно. Отмечать успехи – обязательно. Только так ваш ребенок сможет узнать, что вы гордитесь им, довольны, любите. В противном случае, ребенку начинает казаться, что как бы он не старался никто все равно не заметит. Он впадает в уныние, становится неуверенным в себе, перестает делиться успехами. Бывает и такое, ребенок считает, что он недостаточно хорош, не достаточно трудится, чтобы его хвалили. Еще немного и папа с мамой заметят его успехи. Своими показателями он пытается заслужить любовь родителей. Не скупитесь на словесные проявления любви, чтобы ваш малыш был счастлив.

Чтобы ребенок был уверен в себе, полон энергии, счастлив, не чувствовал себя ненужным и нелюбимым, вам не только нужно любить своего ребенка, но и проявлять эту любовь. Проявлять любовь нужно взглядом, прикосновением, словом, безраздельным вниманием каждый день. Ребенок, получающий ежедневно порцию родительской любви, благополучно развивается, доверяет родителям, видит в них друзей, учится и сам проявлять любовь .

Детский психолог, Нина Ливенцова

Воспитание из всех святых дел – самое святое.

Мне не раз приходилось исповедовать людей перед смертью. В своих исповедях они никогда не сокрушаются о том, что не заработали лишний миллион, не построили роскошный дом, не добились успеха в делах. Но люди в последние часы сокрушаются в первую очередь о том, что не смогли сделать какое-то добро, помочь, поддержать родных, близких, даже случайных знакомых. А второе, что мучает перед смертью почти всех, – это то, что уделяли мало внимания детям.

Во всяком деле важны талант, одаренность, так же как труд и усердие. Мне кажется, в деле воспитания есть тоже моцарты и сальери. Есть родители, которые воспитывают детей по интуиции, не прибегая ни к каким теориям, методикам, приемам. Они любят детей, дети платят им взаимностью, их связывает настоящая дружба. Помню, одна моя старшая знакомая всё рассказывала с нежностью о своем сыне, уже давно женатом. И вот однажды я увидела их встречу: пожилая мать и взрослый сын бежали навстречу друг другу, как старые друзья, которые давно не виделись. Рая (мать) не то что о методиках воспитания ничего не слышала, вряд ли даже задавалась вопросом, как надо воспитывать. Просто любила своего сына. Это одаренные родители, моцарты в воспитании. Другие, которых, конечно, большинство, постоянно ставятся поведением своих детей в тупик, и интуиция их чаще всего молчит. Нет, они тоже любят детей, но любят как-то неграмотно, что ли. Мы, родители, за своих детей жизнь отдать готовы, не спать, не есть, но к ужасу своему нередко видим, что любовь наша несовершенна, что мы часто раним своих детей, раздражаемся и ссоримся с ними, не находим общего языка, отдаляемся.

Что делать маме или папе, которые и от природы не обладают педагогическим талантом, и от своих родителей восприняли неверную модель воспитания, тем, у кого больше вопросов, чем интуитивных прозрений? Книжки читать, конечно. Так сказать, «алгеброй гармонию поверять». Книжки очень вдохновляют. Кажется, сейчас вот пойду и всё сделаю правильно. Но на деле всё не так просто: знания, почерпнутые из книг, встречают часто серьезные, а иногда непреодолимые препятствия в нашей натуре, привычках, глубоко укоренившейся педагогической модели, воспринятой от родителей, усталости, сосредоточенности на себе, на жизненных проблемах.

Кроме того, мне кажется, нам часто не хватает не какого-то специфического педагогического дара, а простых общечеловеческих качеств: остроумия, доброты, любви, собственно. Дети, даже с самым сложным характером, очень любят веселых, добрых, «легких» взрослых.

Так что же делать тем, кто родители, но не гении, уже мамы и папы, но еще даже не умелые ремесленники? Тем, кто понимает, что трудность воспитания не столько в детях, сколько в них самих? Ведь, скажем, остроумие – это дар, доброта и любовь приобретаются многолетним подвигом, а неправильных и, может быть, губительных шагов за это время можно сделать немало.

Эти и другие вопросы о делах родительской любви мы адресуем православному семейному психологу Ольге Лысовой-Бродиной .

– Да, истинная евангельская доброта и жертвенная мудрая любовь – редкие дары, но если встать на позицию, что успешно воспитывать своих детей может только человек с тонко развитой интуицией, остроумный, веселый, добрый и умеющий жертвенно любить, – то большинство из нас очень быстро зайдет в тупик, да еще приобретет комплекс родительско-педагогической неполноценности. Вышеперечисленные «простые общечеловеческие качества» довольно редко сочетаются в одном человеке. А если к этому списку добавить интеллигентность и деликатность, то руки могут совсем опуститься. Многие родители на консультациях с болью говорят о том, что любят своих детей не такой мудрой любовью, как им бы хотелось, что часто остро ощущают дефицит терпения и сердечной теплоты в общении с ребенком, из-за чего заходят в тупик и начинают унывать. И психологу требуется приложить немало усилий, чтобы помочь родителю понять, что это не повод для уныния и самобичевания, а повод для творческой работы над возникающими трудностями в отношениях с ребенком, для получения новых знаний, для работы над собой. Важно понимать, что если Господь даровал человеку ребенка, значит, он верит в него, значит, родительский талант у него есть , быть может, в самом зачаточном латентном состоянии, но ЕСТЬ! И что это ответственность большая перед Богом и своими детьми! Что этот талант нужно и можно развивать!

Любви и доброте можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно

Чтобы не загонять себя в тупик, надо не забывать, что любви, доброте, деликатности можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно. И что никогда не поздно заняться педагогическим самообразованием. Психологам часто приходится сталкиваться и с серьезными запущенными ситуациями, когда оскудение любви между детьми и родителями доходит до взаимной неприязни, до открытого противостояния, а порой и до вражды. И даже в таких ситуациях нельзя опускать руки. При оскудении любви между родителем и ребенком (часто это происходит, когда ребенок становится подростком) может помочь совет преподобного Амвросия Оптинского: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь» . И не только в родительское сердце, но и щедро ребенку дарует любовь к родителям, уважение и благодарность!

– Так ведь на том этапе духовного становления, когда любовь исходит из не преображенного страстного сердца, понять, чтО в каждой конкретной ситуации будет «делом любви», а чтО может навредить, часто бывает весьма непросто, особенно если речь идет о детях.

Одно из самых главных дел родительской любви – это очищение своего сердца от страстей

Педагогическая интуиция напрямую связана с сердцем человека . По-настоящему мудрая любовь рождается в очищенном смиренномудром сердце. Она не уживается с эгоизмом, гневом, нетерпением и гордыней. Поэтому одно из самых главных дел родительской любви – это очищение сердца от страстей. И самой надежной ее основой может стать завет : «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи». Но очищение ума и сердца – процесс длительный, а грубых ошибок важно не совершать с первых родительских шагов. И помочь в этом могут психологические и педагогические знания. Понять, что именно будет делом любви и что принесет пользу в каждой конкретной ситуации, а что может навредить, непросто в том случае, если родитель не владеет никакими педагогическими методами, кроме метода «кнута и пряника». Именно этот метод чаще всего заводит родителей в тупик, и особенно часто в такие тупики попадают родители подростков. Без творческого подхода к процессу воспитания трудно сохранить теплые дружеские доверительные отношения с детьми.

Очень важно получить пусть даже самые минимальные педагогические и психологические знания

А чтобы творчески, гибко и мудро подходить к вопросам воспитания, необходимо иметь богатую педагогическую палитру. Поэтому очень важным делом родительской любви является получение пусть даже самых минимальных педагогических и психологических знаний. Сегодня есть много возможностей получить базовые знания: это и книги, и интернет, и посещение психолога или педагогического семинара. Всё это поможет избежать многих грубых ошибок и перейти от примитивной и поверхностной (так называемой кустарной ) педагогики к творческой и созидательной.

– Как вы считаете, с каких тем лучше начать свое самообразование родителям, на какие из них обратить внимание в первую очередь?

– Есть несколько базовых тем. Как основные я бы выделила следующие: безусловная любовь, принятие, уважение . Без этого сложно двигаться вперед. Еще важно знать основные педагогические модели, их влияние на формирование характера. В каждой модели есть свои плюсы и минусы, и знания о них очень помогают. Также важно знать основное о темпераментах, о первых проявлениях зарождающегося невроза или психопатии. Самый минимальный набор этих знаний помогает не навредить ребенку (требуя от него того, что ему не по силам) и вовремя заметить, что ему нужна помощь, что он не справляется со своими эмоциями, с нагрузками, что ему тяжело и плохо от той педагогической модели, которую вы неосознанно или осознанно выбрали. Если быть внимательным, то можно благодаря этим знаниям заметить первые симптомы развивающегося невроза или психопатии и, обратившись за помощью к профессионалу – детскому или семейному психологу, невропатологу, – не допустить развития болезни. И это очень важное дело любви. Но не центральное!

Нужно не забывать говорить детям теплые и ласковые слова, не дожидаясь прилива тепла и нежности

Знания очень важны, но нельзя переоценивать их силу. Они могут помочь избежать грубых ошибок, но не могут дать главного ребенку – тепла и ласки. Не побоюсь показаться банальной и скажу о том, о чем все знают, но часто забывают применять в повседневной жизни: я называю это витаминами группы Л (любви и ласки). Психологи не устают говорить о том, что потребность в безусловной любви и ласке является основной и базовой. Часто, когда ребенок взрослеет, становится колючим подростком и перестает вызывать естественное инстинктивное умиление, тема любви уходит на второй план . А для того, чтобы преодолевать кризисы, ему необходимо постоянно чувствовать, что его любят. Ребенку очень важно понимать, что в него верят и видят светлое в нем . Поэтому нужно не забывать говорить детям теплые и ласковые слова, не дожидаясь прилива тепла и нежности. Ведь даже если мы внешне всё делаем правильно – развиваем ребенка духовно, физически, интеллектуально, но не стремимся дать ему простого душевного тепла, безусловного принятия и уважения, то мы подталкиваем его к поиску эмоциональных ощущений и радостей за стенами своего дома. А последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми.

– Думаю, многие любящие родители просто не умеют выразить свою любовь, а лишний раз сказать ласковое слово боятся из опасения разбаловать своего ребенка, думая, что строгий тон удержит его от капризов. А многие просто от природы неласковы и считают, что ежедневная забота о детях и есть выражение родительской любви. Но некоторую дисгармонию в отношениях должны чувствовать и такие родители.

– Конечно, ведь теряется возможность построить теплые доверительные отношения. А без этого процесс воспитания становится похожим на дрессировку.

Несколько лет назад меня очень порадовала одна мама. Мы ехали в метро, и она рассказывала мне о серьезном кризисе своей подросшей дочери, о ее резкости, прогулах, сложных отношениях с молодыми людьми, желании бросить учебу в медицинском колледже. Я стала ей говорить о том, что будем помогать дочке пережить этот трудный период, что надо с ней пообщаться психологу, а окружающим запастись терпением… Вдруг мама достала телефон и стала писать смс. Через минуту пришел ответ. Она заулыбалась. У нас очень близкие отношения, и она показала мне переписку. Там было всего по одной фразе в каждой: «Я тебя люблю!» – и ответ: «И я тебя». Сейчас они лучшие подруги, дочка стала медсестрой, готовится поступать в медицинский институт, вышла замуж и стала мамой.

В завершении первой беседы мне хочется привести слова выдающегося исследователя темы любви – философа и психолога Эриха Фромма:

«Установка, что нет ничего проще, чем любить , представляет собой наиболее широко распространенную концепцию любви, несмотря на сокрушительную очевидность обратного… Если бы речь шла о любой другой деятельности, люди стремились бы во что бы то ни стало выяснить причины неудачи… Первый шаг в этом направлении – уяснить себе, что любовь – это искусство… Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством… Кроме изучения теории и практики есть еще и третий фактор: овладение искусством должно быть делом совершенно исключительной важности; не должно быть на свете ничего важнее этого искусства».

Безусловная любовь

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102089/208950.p.jpg?0.9669424570165575" alt="">

Основная проблема, возникающая у многих родителей, которые узнают о безусловной любви, заключается в том, что может показаться, будто бы безусловно любить – это принимать ребенка таким, какой он есть, включая и все его недостатки. Это ошибочное умозаключение становится камнем преткновения на пути к безусловной любви, смущает и запутывает, особенно когда дело доходит до практики. Дело в том, что любить ребенка безусловно – это любить не за ЧТО-ТО, а просто за то, что он есть. Любить с благодарностью Богу за чудесный дар родительства. Любить просто так.

Надежный кирпичик, который мы можем положить в основание безусловной любви, – это понимание, что наша родительская задача любить не за то, что он хороший, послушный, трудолюбивый, а потому что он родная, нуждающаяся в нашем тепле, защите и помощи душа! И любить вопреки всем негативным проявлениям, с терпением и молитвой помогая ему становиться лучше, добрее, но при этом не игнорировать проявления страстей. Поэтому одна из очень важных составляющих безусловной любви – это мудрая дозированная строгость, защищающая бережно, но решительно светлую часть души ребенка от проявлений страстей и внешнего зла. Приходится часто сталкиваться с заблуждением, когда родители считают, что раз они говорят строго ребенку о том, что нельзя грубить, нельзя обижать ближних, младших, нельзя игнорировать просьбы и целыми днями проводить в праздности, если наказывают за это, то они не безусловно любят ребенка. Это не так. Периодически возникающие конфликты с детьми не говорят о том, что между нами и детьми автоматически разрушается безусловная любовь. Нет!

Видеть негативные стороны ребенка и помогать ему с ними справляться – неотъемлемые составляющие безусловной любви!

Более того, что касается негативных сторон, которые есть у каждого, то видеть их и помогать ребенку с ними справляться – неотъемлемые составляющие безусловной любви! Разрушает безусловную любовь не строгость, а родительские злоба, нетерпение и энергия осуждения.

Если мы обратимся к Божественной педагогике, примеры которой даны нам Богом в Евангелии, то увидим, как именно мы призваны бороться со страстями и грехом у детей. Первое – дать знания о природе человека, рассказать, с чем именно необходимо бороться (о страстях и греховных помыслах) и почему, просвещать ум и сердце святоотеческими знаниями о нашей вечной душе. Важно не только рассказывать о страстях, но и вдохновлять на духовную внутреннюю работу, ставить перед собой и ребенком прекрасные светлые цели, раскрывать тему Любви Бога к нам и нашей любви к Нему и ближним. Господь давал все эти знания в притчах и заповедях блаженства, и мы должны передать их детям.

Важно не только рассказывать ребенку о страстях, но и вдохновлять его на духовную внутреннюю работу

Но тут есть один секрет: если мы посмотрим, сколько раз Господь проявлял праведный гнев, видя всю человеческую неправду, за три года Своей проповеди, то увидим – всего три раза: в храме с торговцами, еще вразумил опосредованно на примере с бесплодной смоковницей и когда в сердцах сказал: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами и буду терпеть вас?» (Лк. 9: 41). Всё остальное время Он исцелял, кормил, утешал, учил, прощал, радовал и вдохновлял чудесами. Многие скажут: Он же Бог! Это недостижимо высоко! Да, это так. Но мы же можем хотя бы одну сотую взять для себя как норму. Просто меньше раздражаться и сердиться, больше вдохновлять, утешать, радовать. Почаще проявлять гибкость и мудрость, акцентировать свое внимание на светлом, на образе Божием и подобии в душе ребенка, радоваться хорошим проявлениям. Почаще при конфликте переключать себя и ребенка на что-то светлое, мудрое, а не концентрироваться упорно на негативных сторонах, на том, с чем ребенок еще не может по каким-то причинам справиться. Можно переключить уставшего или не справляющегося с эмоциями ребенка на игру, дать отдохнуть, почитать, сходить погулять, если проблема серьезная, пойти вместе в храм, помолиться. И очень часто после переключения ребенок становится спокойнее, послушнее.

Очень важно впускать кислород любви, молитвы и радости в отношения! У недавно прославленного есть такой пример:

«Родители, насколько могут, должны объяснять детям доброе по-доброму: с любовью и с болью. Помню одну мать, которая, видя, что сын вел себя плохо, со слезами в глазах и с болью говорила: “Не надо делать этого, мой золотой ребенок”. И видя такой пример, ее дети учились подвизаться с радостью, чтобы избегать жизненных искушений, не пасовать перед трудностями, но преодолевать их молитвой и доверием к Богу».

Чтобы оставаться в поле безусловной любви, необходимо четко выстроить для ребенка границы дозволенного и наказывать его без злобы и оскорблений

Но бывает, что этого недостаточно, ребенок после долгих увещеваний продолжает упорно игнорировать просьбу или запрет. И тогда необходима мудрая строгость и даже ощутимое наказание. Но чтобы оставаться при этом в поле безусловной любви, необходимо четко выстроить границы дозволенного и наказывать без злобы и оскорблений. Есть известное святоотеческое изречение, которое очень емко объясняет, почему всё сказанное в гневе, со злобой чаще всего не усваивается, не принимается душой: «Правда без любви – клевета».

И тут мы подошли к следующему камню преткновения – родительскому гневу, который детское подсознание и душа воспринимают как нелюбовь. Именно страсть гнева чаще всего, объединяясь с гордостью и нетерпением, не дает родителю создавать в семье пространство безусловной любви. Преподобный Паисий Афонский очень образно говорит об этом:

«Принуждения родителей не помогают детям, но душат их. Бесконечные “не трогай этого, не ходи туда, сделай это так…” Но ведь уздечку надо тянуть так, чтобы ее не порвать. Надо обличать детей тактично, для того чтобы помочь им осознать свою ошибку, но при этом не допускать, чтобы между вами образовывался разрыв. Родители должны делать то же самое, что делает хороший садовник, сажая маленькое деревце. Садовник нежно, мягкой веревочкой привязывает деревце к колышку, чтобы оно не искривилось и не повредилось, когда ветер будет клонить его вправо или влево. Потом садовник делает для деревца ограду, поливает его, заботится о нем, бережет его от коз – покуда у дерева не подрастут ветви. Ведь если маленькое деревце объедят козы, то всё – его можно считать погибшим. Объеденное козами дерево не сможет ни принести плода, ни дать тени. А вот когда его ветви подрастут, садовник убирает ограду, а дерево начинает приносить плод, и под его тенью могут отдыхать и козы, и овцы, и люди. Однако часто родители, будучи побуждаемы чрезмерной заботой о своих детях, хотят привязать их не мягкой веревочкой, а стальной проволокой, тогда как привязывать детей нужно нежно – так, чтобы их не поранить. Родители должны стараться помогать детям благородно. Это возделает в детских душах любочестие, и потом они смогут сами почувствовать необходимость делать добро».

Энергия гнева и гордости, дух фарисейства в общении вызывают противостояние у детей (особенно чутко реагируют и резко защищаются от них подростки), а энергия безусловной смиренномудрой любви, молитва, добрый юмор и творческий подход вызывают любовь, уважение и изменения к лучшему.

Что же может помочь нам создать пространство безусловной любви? Прежде всего, это желание укутать теплом душу ребенка, стремление к мирному решению возникающих проблем, сердечность, снисхождение к немощам, великодушие, молитвенное терпение, строгое отношение к себе и милостивое к ребенку. Также желание помочь, войти в его боль и разделить ее, тепло поддержать. А в случаях, когда необходимо ребенка вразумить и остановить, на помощь может прийти мудрая строгость, в основании которой лежат глубокое уважение к личности ребенка и деликатность. При создании в семье пространства безусловной любви особое место занимает просвещение ума и сердца ребенка мудрыми святоотеческими знаниями о душе и в ее глубине, о спасительной тайне смирения и жертвенной Любви.

Наши дети… Сколько радости, счастья, любви и сколько тревог, забот, переживаний приносят они нам. Чистый листочек, на котором мы хотим написать его светлое, ничем не омраченное будущее. Увы, жизнь иногда довольно жестко корректирует наши планы. Однако есть вещи, которые зависят только от нас, родителей. И от нашей реакции на поступки нашего ребенка, на его эмоции и чувства.

Сыну моей знакомой не было еще и трех лет. Она каждый день приводила его в детский сад и наблюдала такую картину: едва одна из девочек в его группе переступала порог раздевалки, к ней немедленно кидался сын, целовал ее в щечку и начинал помогать снимать ей шубку и валенки (дело было зимой). Правда ее реакция тоже была неизменной. Она отпихивала его и раздевалась сама с необычайно гордым видом. Мою знакомую это забавляло, хотя она и старалась не показывать это сыну. И в тот момент она задумалась, а может ли в таком возрасте ребенок испытывать чувство любви к кому-то кроме родителей? И как на это реагировать, ведь он только о ней и говорил.

Давайте попробуем разобраться, как реагировать на первую любовь ребенка. «Любви все возрасты покорны» - это не только о поздней любви. Вспомним себя, неужели не влюблялись? В детском саду, потом в первых классах, ну и, конечно, настоящая первая любовь?

Дошкольная любовь

Ваш ребенок пошел в детский сад. Ему четыре или пять лет. И вдруг вы замечаете в его поведении нечто необычное. Он начинает рассказывать вам о какой-то девочке, о том, чем они вместе занимались сегодня на прогулке, в какие игры играли, какая она красивая. Утром (что для него не совсем обычно) рвется в садик (ведь ее мама приводит немного раньше).

Что это? Ну, конечно, любовь. Она проявляется еще очень по-детски, ваш сын откровенно может признаться вам, что любит ее, только ее и никогда не будет больше никого любить, что вырастет и обязательно женится. А может быть захочет жениться прямо сейчас. Он в первый раз эмоционально отрывается от мамы, у него рождается новое чувство. В таком нежном возрасте ребенок не знает страданий неразделенной любви, его любовь чиста, потому что в его жизни еще не было предательства, комплексов, неудачного опыта…

Отнеситесь к таким заявлениям со всей серьезностью, не надо над ним шутить. Просто расспросите ребенка о предмете его влюбленности, посоветуйте, как можно ухаживать за девочкой, как оказывать знаки внимания. Можно защищать ее, когда кто-то пытается обидеть, помогать ей в каких-то делах, открыть перед ней дверь, подать пальтишко, когда они идут на прогулку.

Таким образом, вы сможете дать понять своему ребенку, что он может вам доверять. По мере его взросления доверие должно стать критерием в ваших с ним отношениях. И пусть через две недели у вашего сына появиться новый объект его внимания (а скорее всего так и будет, дети непостоянны в своих привязанностях), зато у него останется этот первый опыт взаимного доверия.

Школьная любовь

По мере взросления ребенка в нем развиваются и другие чувства. Это соперничество, способность постоять за себя, независимость. Ребенок идет в школу, попадает в совершенно иную среду, где ему приходится строить отношения заново. Именно это обстоятельство формирует в нашем ребенке новые качества. Он должен выжить в новом обществе и по возможности благополучно в нем адаптироваться. Поэтому и проявления любви в возрасте 8 - 10 лет уже совсем другие.

Ребенок в этом возрасте выражает свои чувства довольно неадекватно. Мальчишки дергают девочек за косички, дразнят; девчонки лупят предмет своего внимания учебником по голове, шушукаются с подружками о нем, прячутся после неожиданных признаний, задирают друг друга. При этом причина интереса друг к другу может быть совершенно неожиданной. «Мне нравится этот мальчик, потому, что самый тихий в классе».

Ребенок в растерянности, он не до конца понимает, что происходит с ним и почему ему оказывают знаки внимания именно таким образом. Хотя уже идентифицирует это чувство как любовь. Мама, проявляющая искренний интерес к внутреннему миру своего ребенка, заметит изменения в его поведении. В такой момент стоит осторожно и спокойно расспросить его, что происходит. Осторожно, чтобы не он не замкнулся от ее вопросов. Выяснив причину, не стоит говорить ребенку, что в его возрасте никаких серьезных чувств не бывает, что у него вся жизнь впереди, и таких Лен, Тань, Сереж и прочих будет еще много. Это чревато формированием у ребенка легкомысленного отношения к любви со всеми вытекающими последствиями. Научите его уважать чужое чувство, не оскорблять его, а отнестись с пониманием. И не надо менторского тона в разговоре с ребенком. Дайте знать ему в этот момент, что вы его друг. И еще очень важно, зная, что ребенок доверил вам свою тайну, сохранить ее. Только так вы сохраните и его доверие к вам. И помните, ваш ребенок учится жить, учится чувствовать, учится переживать.

Подростковый возраст

И вот наступает самый трудный период в жизни родителей. Ребенок входит в подростковый возраст. Боже, когда же они успевают вырасти! Вот и уже и первая любовь на пороге! Как трудно нам иногда бывает смириться с этим. Смириться с тем, что в жизни нашего ребенка появляется человек, который отрывает от нас наше дитя. Впервые ваш ребенок испытывает потребность любить кого-то кроме родителей. Это нормально! Без этого не сформируется его душа, его эмоциональная сфера, его понятие об отношениях полов и понятие о семейной жизни. Первая любовь - это состояние, через которое должен пройти каждый человек, это этап формирования личности.

Представим ситуацию: Двенадцатилетняя девочка влюбилась. Первая любовь! Но у мамы не хватало времени и сил на то, чтобы замечать какие-то признаки этого в ее поведении и настроении. Поэтому девочка с ней особо и не делилась своими переживаниями. Но, поскольку ее первая любовь затянулась не на один год, мама все же знала, как зовут мальчика, в которого была влюблена ее дочь, но относилась к этому по формуле «все проходит, пройдет и это», а иногда и откровенно посмеивалась над столь продолжительным чувством. Любовь эта была безответной, соответственно несчастной, сформировавшей в девочке кучу комплексов. К сожалению, мама не придавала значения чувствам, терзавшим ее дочь довольно долго - три года, не пыталась ей помочь, что в итоге привело к тому, что девочка надолго осталась очень неуверенной в себе женщиной.

Так что же делать, как вести себя, чтобы не нанести душевную травму своему ребенку, помочь ему в такой тонкий для него момент.

Ваш ребенок влюблен? Не оставайтесь равнодушными, а главное - не паникуйте! Не следует немедленно падать в обморок в предчувствии ранних сексуальных отношений, устраивать ему ликбез об их вреде и последствиях. Современные родители, пожалуй, больше всего переживают именно по этому поводу. Не надо тотального контроля их отношений. Доверяйте своему ребенку. Не надо иронии по отношению к его чувству и его предмету. Лучше постарайтесь научить его культуре отношений, выражению чувств.

Вам не нравится объект обожания вашего ребенка? Не стоит говорить ему об этом, а уж тем более призывать его отказаться от своих чувств, потому, что этот объект его недостоин. Добьетесь только одного: привязанность вашего ребенка только усилится, просто в знак протеста, что свойственно подросткам. Сдержитесь, ваш ребенок должен понять это сам.