Необычные растения        11.10.2019   

Родительское собрание на тему: «Детская дружба. Родительское собрание в старшей группе на тему" О детской дружбе" методическая разработка (старшая группа) на тему Родительское собрание в подготовительной группе о дружбе

107.63kb.

  • , 205.06kb.
  • Трудности адаптации пятиклассников к школе. Штурмуйте , 53.88kb.
  • В. А. Сухомлинский писал: Отец и мать величайшие авторитеты для ребенка. Существует , 94.86kb.
  • Название мастер-класса , 53.18kb.
  • Рассказывает , 157.39kb.
  • Родительское собрание, 3б класс , 99.15kb.
  • Родительское собрание-праздник «За чашкой чая» , 154.5kb.
  • Родительское собрание

    на тему:

    «Детская дружба»

    Провела:

    Воспитатель гр.№7

    Ежова И.Н.

    Ноябрь

    Предварительная работа:

    • Подготовить выставку детских рисунков на тему « Мой самый лучший друг»
    • Подготовить памятку «Если у вас застенчивый ребенок».
    • Запись на видео высказывания детей о дружбе
    • Провести анкетирование родителей на тему «Нужны ли ребенку друзья»

    Ход собрания

    Родители приглашаются в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг».Воспитатель объявляет тему собрания,читает стихотворение о дружбе.

    Накрылись две подружки

    Резиновым плащом.

    Две пары быстрых ножек

    Мелькают под дождем.

    Под мокрым капюшоном

    Видны из далека.

    Четыре синих глаза.

    Четыре василька,

    Две пестрые косынки

    На русых волосах

    Лукавые смешинки

    В прищуренных глазах.

    Уже вода стекает

    За ворот в три ручья.

    Девченкам не хватает

    Короткого плаща.

    А им и горя мало:

    Промокнут – ну и что ж!

    У них такая дружба –

    Водой не разольешь.

    Н.Саконская.

    1. Беседа: «Воспитание дружеских отношений в игре» см. Приложение №1)

    2.Радиостанция «Малышок»

    Воспитатель предлагает родителям прослушать высказывния детей о дружбе.

    Вопросы детям:

    1.Что такое дружба?

    2.У тебя много друзей?

    3.С кем ты дружишь?

    4.Зачем человеку друзья?

    5.Как подружиться с человеком?

    6.Что такое настоящий друг?

    3.Выступление воспитателя «Юмор в общении детей»

    «Юмор – оборотная сторона мышления, а его проявление – радостное удивлеие,которое стимулирует творчество,необычное видение окружающего мира Через добрую улыбку,незлобивый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.»

    В.А. Сухомлинский.

    По тому как смеется человек,можно судить о его характере, достоинствах и недостатках.

    Юмор способствует не только углублению представлений об окружающем мире, развитию интеллекта, критического мышления, наблюдательности, но и формирует такие качества личности, как открытость, раскрепощенность. помогает установить дружеские взаимоотношения.

    Дошкольник с развитым чувством юмора может:

    • Понимает шутки взрослого и сверстников.
    • Замечать комичность чужих и собственных действий,высказываний.
    • Относиться с юмором к своим неудачам.
    • Понимать комическое в художественном слове (потешках, небылицах, сказках)
    • Отражать смешное в изодеятельности
    • Сочинять забавные истории.

    При чтении литературных произведеий следует обратить внимание на средства выразительности, использованные автором, и предложить ребенку придумать продолжение или сочинить свой вариант стихотворения, рассказа или небылицы, а так же нарисовать к тексту иллюстрацию.

    Поменяйте стиль общения с ребенком, уйдите от заорганизованности, серьезности, постоянной ответственности за вас.чаще шутите с детьми, создавайте при общении с ними атмосферу веселья.включитесь в эту радостную игру, и ваши дети станут добрее, умнее,талантливее.

    Чувство юмора –замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из неудобного положения: метко сказанное слово или шута в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку. Люди любого возраста тянуться к веселым. добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.

    4.Тест-шутка для родителей

    «Есть ли у Вас чувство юмора?»

    1. Любите ли вы смеяться?
    2. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
    3. Согласны ли вы с мнением, что брак самая смешная вещь в мире?
    4. Смеётесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
    5. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?
    6. Рассказывают ли ваши родные, друзья анекдоты весёлые истории?
    7. Если вы находитесь в компании, то хотите ли вы выглядеть самым остроумным, быть центром внимания?
    8. Когда вы в плохом настроении, Вас не раздражает смех окружающих.
    9. Из всех жанров вы предпочитаете комедию.
    10. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?

    Если вы утвердительно ответили на 6 и более вопросов, то у вас с чувством юмора все в порядке.

    Если же у вас 5 и менее ответов - у вас проблемы.

    А ведь улыбка, смех - это показатели здоровья, стабильности и успеха в жизни.

    С ним легче преодолевать неприятности.

    « Это было очень смешно….»

    6.Знакомство с содержанием памятки «Если у вас застенчивый ребенок».

    (Приложение№2)

    7. Вопросы по анкетированию

    8. « В родительскую копилку»

    Воспитатель предлагает родителям литературу о дружбе для чтения детяА. Линдгрен.»Малыш и карлсон».

    • А.Милн. «Вини-Пух и Все -Все –Все».
    • П.Ершов. «Конек –Горбунок».
    • Г.-Х.Андерсен. «Снежная королева».
    • А.Волков. «Волшебник изумрудного города».
    • Д.Родари. «Приключение Чипполино».
    • А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключение Буратино».
    • Л.Толстой «Лев и собачка».
    • Русские народные сказки.

    9.Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

    Приложение №1

    Беседа «Воспитание дружеских отношений в игре»

    Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

    Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

    Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

    Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.

    У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

    Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

    Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

    В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

    Родительское собрание

    ТЕМА

    «О детской дружбе»

    Составлено:

    Учителем начальных классов

    М.В. Капраловой

    Санкт-Петербург

    2014 г.

    Цели:

      выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

      способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

    Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель.

    Подготовка.

      За две - три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержимое материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.

      Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (журнал «Семья и школа») и познакомить с её содержанием на родительском собрании всех родителей.

      С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

    - «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;

    - «Пёрышко» В. Осеевой;

    - «Высшая мера наказания» Б. Никольского;

    - «Терёшка» В. Косова;

    - «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;

    - «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;

    - «Требуется друг» А. Барто.

    IV . За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.

    Оформление, оборудование, инвентарь:

      В классной комнате оборудуются рабочие места для четырёх микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.

      Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:

      Без беды друга не узнаешь.

      Друг познаётся в несчастии.

      С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

      Недруг поддакивает, а друг спорит.

      Дружба дружбе рознь, а иную брось.

    Третья часть доски остаётся свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

    Ход проведения.

    П е р в а я ч а с т ь

      Родители и их дети занимают отведённые места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.

      Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.

      Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

    На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

      Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.

    Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

    Первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;

    Вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;

    Третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;

    Четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.

    V . Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

    Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.

    Затем учитель зачитывает подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.

    Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.

    В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

    Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обощение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:

      Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

      Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.

      Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

      Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

    В т о р а я ч а с т ь

      Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.

      Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.

    Список использованной литературы

      Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой.

      Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.

      Семья и школа.

    Приложене №1.

    Анкета для родителей

      Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

      Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?

      Как вы встречаете друзей своего ребёнка?

    всегда доброжелательно, приветливо;

    в зависимости от настроения;

    Сухо, с недовольным видом.

    4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

    5. Кого бы вы хотели видеть другом своего реб ёнка?

    Только отличника;

    Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

    Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

    6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?

    7. Дружите ли вы семьями?

    8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

    9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?

    10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

    Приложение №2

    Анкета для детей

    (можно использовать не все вопросы, а выборочно)

      Есть ли у тебя в классе друг?

      Что ты больше всего ценишь в своём друге?

      Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

      Что значит дружить хорошо?

      Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?

      Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

      Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

      Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

    Отличника;

    Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;

    Тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

    9. Приходит ли друг к тебе домой?

    10. Как его встречают твои родители?

    Приветливо;

    По настроению;

    С недовольным видом.

    11. Бываешь ли ты в гостях у друга?

    12. Как тебя там встречают?

    Приветливо;

    По настроению;

    С недовольным видом.

    13. Ты считаешь себя хорошим другом?

    14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

    15. Что можешь сделать для этого ты?

    Приложение № 3

    Тексты для работы микрогрупп

    В. Сухомлинский

    КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

    У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

    А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

    Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

    Наш папа выздоровел!

    Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.

    Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

    Наш папа выздоровел, - сказала она.

    Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.

    Ну и что же?

    Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

    Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?

    Е.Пермяк

    НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

    Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.

    Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.

    Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

    С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
    - Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.

    - Что ж, верю тебе, - сказала Анна Сергеевна, - Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

    Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом - на Асино.

    - Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку - Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

    - А кем? - нетерпеливо спросил Андрюша.

    - Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

    Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

    Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.

    - Доброе утро, - сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. - Если хочешь, пойдём в школу вместе.

    Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

    - С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

    - Да, - тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

    И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

    Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.

    Вопросы :

      Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?

      О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?

      Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?

      Почему рассказ называется «Надёжный человек»?

    И.Туричин

    ДРУЖБА

    Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа:
    - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

    Давай! – согласился Вася.

    Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

    Пожар! Пожар! – кричит.

    Подбежали другие ребята:

    Мы тоже пожарные!

    Серёжа заслонил машину от ребят.

    Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

    Обиделись ребята и ушли.

    На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

    Подбежал к нему Серёжа.

    Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

    Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.

    И меня примите.

    Не примем, – сказал Серёжа.

    Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

    То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

    Вопросы :

      Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

      Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?

    Н.Чабаевский

    ОДИНАКОВЫЕ

    Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.

    Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

    Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

    Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.

    Мы стали уже не одинаковые…

    Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

    Да, ты хуже стала…

    Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.

    Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…

    Вопросы:

      За что мама осудила Соню?

      Что бы вы сказали Соне?

      Какие качества характера проявились в поступке девочки?

      Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

    Наталья Удовиченко
    Родительское собрание для родителей в старшей группе «Детская дружба»

    Цели : Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

    Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений. Провести тест на выявление уровня общения ребёнка.

    План :

    1. Консультация воспитателя на тему : «Первые уроки дружбы »

    2. Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)

    3. Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»

    4. Обсуждение истории «Как выбрать друга» .

    Ход собрания:

    Здравствуйте, уважаемые родители !

    Сегодня мы собрались , чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе , об общение дошкольников со сверстниками». Поиграем в игры, способствующие дружескому , благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит нам выявить уровень общительности вашего ребёнка. Но для начала я прочитаю вам стихотворение о дружбе .

    Стихотворение «Подружки » чтение стихотворения на фоне спокойной музыки)

    Накрылись две подружки

    Резиновым плащом.

    Две пары быстрых ножек

    Мелькают под дождём.

    Под мокрым капюшоном

    Видны издалека

    Четыре синих глаза, четыре василька,

    Две пёстрые косынки на русых волосах.

    Лукавые смешинки

    В прищуренных глазах.

    Уже вода стекает

    За ворот в три ручья.

    Девчонкам не хватает

    Короткого плаща.

    А им и горя мало :

    Промокнут – ну и что ж!

    У них такая дружба –

    Водой не разольёшь.

    Н. П. Саконская

    Воспитатель : Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании ? Потому что дети вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становится для ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми : он раскрепощён, более самостоятелен. Общение развивает ребёнка как личность : учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников : в нашей группе все это делают по – разному : кто-то принесёт что – нибудь, чтобы похвалиться, кто – то поделится, кто – то старается на занятиях отличиться хорошим ответом; кто-то силой берёт, задирается, но чаще с такими детьми потом не играют.

    Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т. е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам , в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же, самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Например, если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, то и ребёнок тоже говорит спокойно. Если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив .

    В группе преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Также появляется и парная дружба , которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми , кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов . (Арина и Арсений, Полина и Дима, Рома и Вика) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.

    Проведя опрос детей, с кем они хотят дружить , в лидеры вышли в нашей группе – Арсений , Арина, Полина, Семен. На вопрос, почему они хотят с ними дружить , они отметили такие качества : как доброта, умение делиться, не дерутся, не кричат. Лидеры постоянно могут меняться в 5 лет отношения у детей не устойчивые, если провести опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы .

    Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, и в том числе подготовки его к школе.

    1. ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

    (проводится с родителями )

    Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» .

    Цель : снять мышечное напряжение, т. к. игре сопутствует разнообразие тактильных ощущений. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчуждённости.

    Описание : Родители по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

    Здороваться надо определенным образом :

    1 хлопок – здороваются за руку;

    2 хлопка – здороваются спинами.

    Игра «Я люблю.»

    Цель

    Описание : Играющие, сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например : «Меня зовут Тамара. Я люблю путешествовать» и т. д.

    Игра «Подарим друг другу комплимент» .

    Цель : Развивать внимание к другому человеку, умение выражать свои чувства.

    Родители обводят свою руку на листе бумаги и подписывают листочек. Затем воспитатель предлагает передавать по кругу листочки с обведёнными ладошками и написать на одном пальце ладошки комплимент обладателю данной руки. В конце зачитывает каждый родитель все комплименты , которые написаны на его ладошке, что думает о нём каждый родитель .

    4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей

    1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

    А) Всегда

    Б) Никогда

    В) В зависимости от настроения

    2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?

    А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

    Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

    В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт

    3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?

    А) Может внимательно выслушать собеседника

    Б) Старается быстрее закончить разговор

    В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника

    4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

    А) Старается помочь , успокоить, развеселить

    Б) Не обращает на него внимание

    В) Раздражается, когда кто-то расстроен

    5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

    А) Искренне радуется вместе с ним

    Б) Ему безразлична радость другого ребёнка

    В) Вызывает зависть, раздражается

    6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

    А) Да, всегда

    Б) Иногда

    В) Никогда

    7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно» , «Мне весело» и т. д.

    Б) Не всегда

    8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?

    А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков

    Б) Начинает плакать, обижается, капризничает

    В) Резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав

    9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?

    А) Заступится за обиженного

    Б) Не обратит никакого внимания

    В) Сам начнёт дразниться

    10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

    А) Достойно ответит

    Б) Промолчит и пойдёт жаловаться взрослым

    В) Оскорбляет в ответ

    11. Как ребёнок реагирует на наказания?

    А) Соглашается с тем, что заслужил его

    Б) Начинает плакать

    В) Спорит, не соглашается с наказанием

    Большинство ответов «А»

    У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

    Большинство ответов «Б»

    У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется

    Большинство ответов «В»

    На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

    В заключении предлагаю вам историю, которая поможет вашему ребенку разобраться, например, в том, кого можно считать верным другом, а кого нет, как выбрать себе хорошего товарища. На основе этой истории вы сможете сочинять рассказы для своего ребенка.

    «Давным-давно жила женщина, и было у нее три сына. Когда дети выросли, отправила она их в дальний путь - мир посмотреть, делу научиться. Каждому сыну дала мать совет, как правильно друга выбрать. Первому сказала : «Нарочно отстань в пути, а спутнику крикни : «Седло съехало набок, надо поправить, а ты поезжай, я тебя догоню» . Если уедет попутчик, не предложит помощи - не товарищ он тебе». Второму сказала : «Проголодаешься, достанешь из дорожного мешка хлеба краюху, протяни ее спутнику, чтобы разделил. Если возьмет он себе большую часть хлеба, а меньшую отдаст тебе - жаден он, не иди с ним дальше*. Третьему сказала : «Если придется в пути туго , нападут на вас разбойники, предложи своему попутчику скакать вперед, спасать свою жизнь. Если бросит тебя, умчится прочь - трус он, не годится для верной дружбы ».

    Вывод : хочется сказать, что от того, как ребёнок общается в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если мы научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

    Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад пос. Придорожный»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    Подготовила: воспитатель Исакова Т.А.

    пос. Придорожный

    2013 г.

    Воспитание дружеских отношений в игре

    Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

    Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

    Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

    Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.

    У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

    Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

    Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

    В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.


    Форма проведения: обмен мнениями.

    Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

    • показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;
    • способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;
    • проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

    Ход собрания

    Подготовительный этап

    • Анкетирование детей
    • Подготовка “Анкеты для родителей”
    • Подбор пословиц и афоризмов о дружбе
    • Сочинение детей на тему “Мой друг”

    Организационный этап

    Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

    Проведение педагогического всеобуча

    Классный руководитель или психолог. Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

    Назовите пословицы, которые учат этому.

    Старый друг - лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

    Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и т.д.

    Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

    У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.

    С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.

    Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.

    Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

    Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

    На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.

    Ознакомление родителей с результатами диагностики

    Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

    По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

      Лидеры – 5 человек

      Принятые – 12 человек

      Непринятые – 3 человека

      Изолированные – 2 человека

      Отверженные – нет

    (фамилии детей не называются)

    Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

    По мнению детей, настоящая дружба основывается на:

      взаимопонимании, единстве интересов – 8 человек

      взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -6 человек

      верности и доброжелательности – 5 человек

      доверии и откровенности –3 человека

      умении говорить правду в глаза, на принципиальности - 2 человека

    Дружбе между детьми мешает:

      то, что каждый думает в первую очередь о себе – 6 человек

      обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

      зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

    Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 5 человек

    Социологический опрос родителей

    Уважаемые родители, знаете ли вы друзей своего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

    Дети писали сочинение “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях детей.

    Подведение итогов родительского собрания

    На одном из классных часов ученики класса составили свод законов дружбы.

    • Помогай другу в беде.
    • Умей разделить радость с другом.
    • Не смейся над недостатками друга.
    • Тактично делай замечания.
    • Не обманывай друзей.
    • Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.
    • Не предавай друзей.

    Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

    Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

    Приложение 1.

    Каждому ребенку предлагается перечислить тех товарищей по классу, с которыми он хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

    Приложение 2.

    Анкета для детей.

    1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

    • На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
    • На взаимопонимании, единстве интересов;
    • На доверии и откровенности;
    • На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;
    • На верности и доброжелательности.

    2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

    • То, что каждый думает в первую очередь о себе;
    • Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
    • Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
    • Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
    • Ребята плохо знают друг друга;
    • Нет общих интересов

    Приложение 3

    Анкета для родителей.

    Продолжите предложения:

    1. Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…
    2. Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …
    3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …
    4. Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…
    5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…