Комнатные растения        23.09.2019   

Родительское собрание посеешь привычку пожнешь характер. Народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнешь характер». Посеешь привычку – пожнешь характер

Консультация для родителей дошкольников «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья – режим дня.

Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких – то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает – это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном – чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5–12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть – почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон – они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!

Конспект родительского собрания

«Посеешь привычку – пожнешь характер».

Цель: формирование ответственности за психическое, физическое, эмоциональное здоровье своих детей, негативного отношения к вредным привычкам, объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек.

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема родительского собрания «Посеешь привычку – пожнешь характер». (слайд № 1). Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок рос привлекательным, воспитанным, одним словом, имел только положительные качества. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.

Как вы думаете, что такое привычка? (высказывание родителей). (слайд № 2)

В толковом словаре Ушакова сказано: «Привычка – образ, действия, состояние. Поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь». Цицерон сказал: «Привычка – вторая натура». А У. Теккерей справедливо заметил: «Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу». (слайд № 3)

Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Они могут быть как полезными, способствующими возникновению положительных черт характера, так и вредными для формирования личности ребенка.

Если ребенок научился бегло и правильно читать, он может приобрести полезную привычку регулярно читать книги, а в старшем возрасте следить за новинками художественной литературы. Научившись владеть иглой, утюгом, ребенок легче выработает в себе привычку следить за своей одеждой, быть всегда аккуратным и чистым. Так формируются полезные привычки.

Наши дети ещё маленькие, сами читать, шить и гладить они не умеют, поэтому давайте сначала вспомним и обсудим все те полезные привычки, которые уже есть или которые ещё можно развить в наших детях, а потом поговорим о плохих привычках.

У вас на столах лежат ромашки. Напишите на лепестках полезные привычки.

(Родители пишут и зачитывают то, что у них получилось).

Вывод воспитателя: к полезным привычкам мы относим:

  • личная гигиена (мытье рук перед едой, после туалета, после прогулки, пользование носовым платком, расчёсывание),
  • соблюдение режима дня,
  • утренняя зарядка,
  • закаливание,
  • прогулки на свежем воздухе и двигательная активность,
  • правильное питание,
  • засыпание в одно и то же время,
  • занятия по интересам,
  • уборка игрушек на место,
  • выбрасывание мусора в мусорное ведро. (слайд № 4)

Полезные привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они, словно, совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Редко встретишь человека, у которого только хорошие привычки.

Тревогу вызывают вредные привычки.

Что, по вашему мнению, означает термин «вредные привычки»? (Ответы родителей)(слайд № 5).

Вредные привычки - навязчивые, ставшие ритуалом действия, которые отрицательно сказываются на поведении человека, его физическом и психическом развитии. Есть ли вредные привычки у ваших детей?

У вас на столах лежат карточки с изображением сорняков. Напишите на них вредные привычки детей. (Родители пишут и зачитывают то, что у них получилось).

Воспитатель: Итак, мы выявили следующие вредные привычки присущие детям, это:

Как вы думаете, откуда у детей появляются вредные привычки? (мнение родителей)

Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребёнка, подражание взрослым.

Многие вредные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным или плохо усвоенным навыком. Например, так создается привычка неправильно держать ложку или вилку у ребенка, которого не научили ими пользоваться.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких («Весь в папу», «Вся в маму») – это ошибка! Ребенок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Иногда родители спрашивают: «Откуда у ребенка плохие привычки? Мы его этому не учили! » Действительно, не учили, но и о воспитании «хороших» вовремя не позаботились. Если вовремя не выработать у ребенка полезные привычки, то он их создаст сам в результате подражания окружающими или потому, что ему было удобно действовать так, а не иначе.

С чего в первую очередь начинается воспитание привычек?
В первую очередь, от поведения родителей напрямую зависит формирование привычек поведения у детей, т. к. многие привычки начинают формироваться в раннем детстве, благодаря подражанию. Если объекты для подражания положительны, то ребенок накапливает багаж привычек – помощников, которые организуют его поведение.
Случается, ребенок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней безкультурности постепенно огрубляет ребенка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребенка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.
Необходимо, чтобы ребенок с помощью режима приобретал полезные привычки. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешенны, спокойны и умеренно активны.
Привычки могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль над ребенком, как тут же меняется его поведение.

Ребенок не игрушка! Нельзя по мановению волшебной палочки вложить в него собственные мысли, чувства и взгляды. Вместо «доброго и вечного» можно посеять страхи, неврозы, агрессию. Под давлением ребенок «привыкнет наоборот», но на деле это будет означать, что он смирился и молча страдает, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами. Малыш «сигналит» взрослым о своем отчаянном положении как может.

Дальнейшая его судьба зависит от ответственности и последовательности действий, окружающих его взрослых.

Давайте разберем некоторые ситуации:

Педагогическая ситуация № 1(слайд № 7)

Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возражает:

  • Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

И пить вино это плохо, - добавляет Женя.

Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает - говорит убежденно мальчик. Набрав детали конструктора, он произносит:

Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Ответ:

Нельзя допускать, чтобы дети играли с отрицательным содержанием. Прежде всего, надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Например, можно сказать детям: «Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы папа был добрый, заботливый, а сын умный и послушный».

Всегда следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят грубые слова и т.д.), а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.

Педагогическая ситуация № 2(слайд № 8)

Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний карапуз вырвал из клумбы цветы. Она возмущена и «выдает» ему изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.

Ответ:

В этом случае ребенок расплачивается за запоздалое открытие ему понятий дозволенного и запретного. Матери следовало строго, но спокойно сказать сыну: « На клумбах нельзя рвать цветы» (выделив интонацией «нельзя»). На цветы могут смотреть и любоваться многие люди, когда они растут на клумбах».

Родителям надо учить детей поступать правильно, разъясняя, что можно, а что нельзя. Так как у детей этого возраста еще не развито волевое усилие, и они действуют по первому импульсу: увидел -понравилось – взял.

Педагогическая ситуация № 3(слайд № 9)

Галя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает: «Не ешь, если не хочешь, отдай лучше бабушке, пусть она доест».

А-а, ишь ты какая... я лучше сама съем! (морщится, но ест, лишь бы не дать другому).

Ну вот и умница! Хорошо, что сама съела! - хвалит мать дочь.

Ответ:

В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит ее за то, что она ест через силу, лишь бы не поделится с другим. От жадности берут начало и другие пороки - эгоизм, равнодушие, черствость, стяжательство. Поэтому не следует ставить ребенка в исключительную ситуацию, надо учить его делится всем, что у него есть поровну между всеми членами семьи, проявлять нетерпимость к поступкам детей, порождающим жадность.

(Родители принимают активное участие в обсуждении ситуаций, объясняют, как бы они поступили, если бы оказались на месте данных людей).

Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав памятку «Как избавить ребенка от вредных привычек».
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что самое эффективное средство против «вредных» привычек – их предупреждение. Если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребенку освободиться от нее. Важно при этом учитывать, что при искоренении привычки следует вникнуть, от чего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.

«Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра» - сказал Конфуций.

Давайте посадим на клумбу наши цветы, а сорняки выкинем в мусорное ведро и будем стараться вместе прививать детям только «полезные» привычки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Алла Мельникова
Консультация для родителей «Посеешь привычку - пожнешь характер»

Народная мудрость гласит : " Посеешь привычку - пожнешь характер ". От того, какими привычками обладает человек , он выглядит либо привлекательным , воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим, осужденным. Привычка - действия совершаемые автоматически в определенных условиях : утром встав с постели, мы одеваемся,чистим зубы, заправляем постель, вернувшись с улицы, вытираем ноги и т д.

Привычки бывают положительные и отрицательные. Для того, чтобы сформировались привычки - помощники нужно развить у ребенка навыки, обеспечивающие правильность действий, их последовательность и быстроту. Навыки приобретаются в многократном правильном выполнении действий. Легче формируются навыки у детей, живущих по режиму :они хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны, при целенаправленном воспитании у них легко складываются целый ряд важных привычек , которые помогают им нормально расти и развиваться.

Подрастая, он начинает диктовать свои условия родителям : " хочу - не хочу", "Буду - не буду"," Это не нравится". Так незаметно родители допускают накапливание ребенком аморальных привычек поведения . Выдающийся русский педагог А. С. Макаренко говорил :

"нужно как можно чаще стремиться к тому, чтобы у детей складывались хорошие привычки , а для этой цели наиболее важным является постоянное стремление упражняться в правильном поступке"

Ребенок вырабатывает определенные привычки благодаря неоднократным повторениям одних и тех же действий, в результате у него складываются первичные формы поведения в обществе, с друзьями, родителями . Чтобы выработать положительные привычки нужно создать условия, при которых ребенок смог бы перестраиваться в выполнении полезных действий. Так например :удобное расположение крана, мыла, полотенца, вешалки для одежды, все это дает возможность достать до крана и вымыть руки с мылом, насухо вытереть полотенцем, а так же повесить одежду, т. к это - удобно ребенку.

Или каждый день девочка убирает постель, самостоятельно одевается, складывает свои вещи, причесывается. Все это она делает не торопясь. И для этого нужно создать ребенку условия : вовремя его разбудить в д/сад, научить одеваться, не в спешке, а обстоятельно, ребенок должен иметь свой стул и личные вещи. За всеми этими действиями осуществляет контроль взрослый, накапливает, требует, убеждает в необходимости выполнения.

Родители должны объяснять детям что хорошо и что плохо : "Быть красивым - значит быть чистым и аккуратным". Если размахивать ложкой, можешь испачкать платье соседу, так воспитанные люди не ведут себя за столом. Постепенно дети должны усвоить правила обращения со столовыми приборами,

ложку держат в правой руке, чуть ниже края ручки, подносят ко рту боковой стороной, вилку держат тремя пальцами, указательный палец упирается в ту часть вилки, где рука

переходит в черенок. Мягкую пищу,сырники, котлеты, запеканки, едят вилкой, без ножа, постепенно отламывая от них по кусочку, не крошат все заранее. Нельзя брать из общего блюда своей вилкой.

Привычка к чистоте , умение замечать неопрятность в одежде. Взрослый высказывает свои требования в виде несложных, конкретных и понятных правил : "Следи за своей одежде,не пачкай её", "Снимай с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнется и будет старое" Изо дня в день выполняя эти навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку , в потребность быть аккуратным во всем - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться платком, салфеткой, вовремя мыть руки.

Если ребенка не учить хорошим привычкам , то у ребенка вырабатывается отрицательные, иногда ему легче делать так, как удобно, а не так как правильно :пролить, намочить рукава, ударить, дернуть, не поздороваться. Если не обращать на это внимание - у ребенка воспитываются вредные привычки , переходящие в такие черты характера как : дерзость, грубость,недисциплинированность.

Родители должны знать , что ребёнок не наследует привычки от близких , а приобретает их, благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное - воспитания.

Иногда, родители до 2 - 3 лет кормят своего ребенка из ложки, умывают, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребенка, он растет неорганизованным, несобранным, эгоистичным.

Поэтому родители должны помнить , что дети - зеркальное отражение своих родителей .

Воспитатель : Дегтярева Л. Н.

МБДОУ " Светлячок"

Публикации по теме:

«Посеешь привычку - пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения «Посеешь привычку – пожнешь характер». (Из опыта работы) Еще А. С. Макаренко говорил, что нашей задачей является не только воспитание правильного,.

Консультация для родителей «Характер ребенка» Буклет для родителей "Характер ребёнка" Подготовила воспитатель МБДОУ № 196 Нечаева Зоя Анатольевна Выявление природы характера Формирование.

Формируем привычку к здоровому образу жизни В дошкольном возрасте активно идет формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц,.

Консультация для родителей «Характер детей надо воспитывать» Характер ребенка начинает формироваться очень рано. В раннем детстве идет не только физическое, но и психическое развитие. Он учиться смотреть.

Организация сюжетно-ролевой игры. Консультация консультация для начинающих педагогов Сюжетно-ролевые игры дошкольников. (консультация для начинающих педагогов) Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь.

1
Консультация
«Посеешь привычку, пожнешь характер»
Когда формируется характер?
«Посеешь мысль ­ пожнешь действие,
посеешь действие ­ пожнешь привычку,
посеешь привычку ­ пожнешь характер,
посеешь характер ­ пожнешь судьбу»
­ истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что
влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И
могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
В плену идеалов
Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом.
При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми
или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию
тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.
Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином
человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На
собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или
несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в
результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим
«особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы
«идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или
наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что
происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей, и на старости лет рядом с
нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек ­ наш сын или дочь? Вовсе
нет! Во­первых, потому что идеальных людей нет, а во­вторых, потому что у родителей,
целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей,
желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько.
Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок ­ это не чистый белый лист, на
котором можно «написать» любой характер. И родитель ­ это не третейский судья, чтобы
определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие ­
нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно
вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с
индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не
нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для
психического развития стиль отношения к нему.
В основе ­ темперамент
Воспитание, а особенно формирование характера ­ невероятно сложный процесс,
требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать
свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что
это такое ­ характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать
вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные
понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные»
мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у
нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? К
сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих
терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются

2
меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить
несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.
Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики
человека: 1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть
спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д. 2. Моторная сфера. Имеются
в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные
двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни». 3. Эмоциональность, т.е.
впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая­то ситуация
может подействовать как серьезный раздражитель ­ малыш расстроится и расплачется, ­ то
другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть
сильной или слабой (слабой ­ не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или
медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок.
Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и
особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его
настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его
поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными
характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент ­
это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут
некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся
семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем
повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с
природой.
Когда порядок имеет значение
Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и
другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших ­
порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно
окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не
удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно
обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша. Итак,
рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье? Первый
ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет
трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен,
следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях
надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих
качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют
неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители
поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое­то из
перечисленных свойств становится доминирующим ­ в зависимости от конкретных
особенностей воспитания. Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым,
третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь
родителей с кем­то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания,
когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или
сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет
стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем
занимается старший. Если что­то вас в поведении одного из детей не устраивает,
попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не
забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А
конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.
Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах

3
можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и
старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он,
скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным
человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не
воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый
и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми,
импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего­то стоят и
достойны внимания.
«Почему» или «для чего»?
Психологи считают, что характер ­ это своего рода «лавирование» между
наследственными чертами и окружающей средой ­ обстановкой в семье, характерами
родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что­то в
ребенке задано природой, на что­то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в
семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто
«выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение,
убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где­то между врожденными основами
психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что
характер ­ это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и
воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря
о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о
характере, ­ то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно
воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням
сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается
пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.
Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и
устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется
в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при
формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных
форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е.
ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для
чего?».
Секретный фарватер
Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный
психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка ­ это слепок с характера родителей, он
развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в
своем ребенке. Однако как­то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего
нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не
знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо
того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное,
что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность
или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д.
Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую
сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также
нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть
обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и
неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть
связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.
До первого звонка

4
Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама
трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию
ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче
всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время
складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте
формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Игры, в которые играют дети
Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия,
они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре
формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на
его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У
каждого возраста они свои: игра 2­летнего малыша кардинально отличается от того, как
играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки,
ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей
она заканчивается раньше, у других ­ позже. Он пока не способен участвовать в совместной
игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие,
коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже
игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет
эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить
от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему
товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера.
Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать
формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко
черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5­6 лет, когда начинается новая
стадия игры ребенка ­ коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость,
выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное
отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также
простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые
несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать
ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера
взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя
делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
Характер и школа
С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время
учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится
соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые
правила и обязанности играют важную роль ­ развивают организованность, привычку к
систематическому труду,
аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с
учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он
дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой,
если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.
целеустремленность,
настойчивость,

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме
воспитания бережливости)

Цели : показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.

Оборудование: оформление кабинета (на доске – тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор карточек «Астрологи советуют».

Рекомендации: на собрание желательно пригласить психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более глубокие и подробные ответы.

Ход собрания

Мы в детстве были много откровенней:

Что у тебя на завтрак? – Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного моего…

Года прошли, и мы иные стали…

А. Решетов

Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.

Ситуации для обсуждения

Ситуация 1.

Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».

Пояснения педагога (психолога).

Конечно, ни один взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.

Ситуация 2.

Пояснения педагога.

Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает, чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.

Ситуация 3.

Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).

Выключи ненужный свет, – просит отец.

Пап, ты ведешь себя, словно бедняк, – отвечает сын.

Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.

Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.

Знают ли дети цену рубля?

Мы попытались это выявить путем несложного анкетирования.

Анкета для детей

1. Сколько стоит буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?

2. Какая часть месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи (брюк, куртки, ботинок)?

3. Сколько твои родители потратили денег, собирая тебя в школу?

Вот какую картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с результатами анкетирования.)

Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают родители, воспитывая ребенка?

1. Уверенность в том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.

2. Вторая ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать? Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка, доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь: характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей, среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку внимания личного примера старших по части и бережливости.

3. Видимо, не нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).

Но где отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели, которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает: много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что на этом пути их ждет выигрыш…

4. Неосознанная вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и нам надо помнить это?

Учитель. Незадолго до собрания мы с психологом попросили родителей задать по одному вопросу, касающемуся проблемы «деньги и дети». Эти вопросы мы предлагали для общего обсуждения. Поделитесь советами или прислушайтесь к мнению психолога. (Родители обсуждают поставленные вопросы, после чего психолог подводит итог дискуссии.)

Вопросы для обсуждения

1. Нужно ли давать детям деньги?

Психолог . Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).

2. Сколько денег давать и как это лучше делать?

Психолог. В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.

Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.

3. Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?

Психолог. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: «...надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».

Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам , доверие этот интерес гасит.

4. Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?

Деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на... В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.

Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза...

Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.

5. Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?

Психолог. В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства; стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.

В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование нравственных качеств ребенка.

6. Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?

Психолог. Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.

В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.

Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.

Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя «откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.

Наверняка у каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую, основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком. Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства, так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.

Учитель. Очень хочется верить, что наш разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития бережливости (расточительности) у ребенка.

Хочу познакомить вас с некоторыми предостережениями-советами астрологов. Прочитайте на досуге улыбнитесь и на всякий случай присмотритесь повнимательней к своему малышу: кто знает, может и эта консультация не окажется лишней?

Астрологи советуют

Не ожидайте, что маленький ОВЕН будет откладывать часть карманных денег, экономить. Скорее всего, под влиянием импульса он потратит все и сразу в его кармане «деньги прожигают дыру». Завтра – это так далеко, а «я хочу» или «мне надо» именно сейчас. Чаще всего ребенок Овен далек от предусмотрительности и расчетливости. Подросший же Овен способен как по-прежнему моментально тратить деньги, так и активно их зарабатывать.

Маленького ТЕЛЬЦА отличает ответственное обращение с деньгами. Чаще всего он умеет делать «удачные покупки», может легко научиться сохранять часть карманных денег, гордясь тем, что сбережения растут.

В отношении к деньгам у БЛИЗНЕЦОВ преобладает практичность и рассудительность. Но ребенок придает значение не самим деньгам, а возможности «пустить их в оборот» – например, купить какую-либо игрушку, а потом поменять на лучшую. При этом редко случается, что Близнец остался вообще «без копейки в кармане».

РАК обычно наиболее бережливый из всех зодиакальных знаков. Малыш достаточно экономно тратит деньги, и его легко научить обращаться с ними. Накопление, сохранение – это часть стремления к надежности. Рак относится к деньгам осторожно, разумно, но тем, кого любит, готов отдать все.

Маленький ЛЕВ может быть очень расточителен и великодушно щедр. Царственным жестом деньги потрачены все сразу, потому что им не придается большого значения. А вот качество покупки значение имеет – это что-нибудь дорогостоящее и наилучшее. Да еще маленькие детские развлечения требуют затрат. Поэтому денег всегда не хватает.

Ребенок знака ДЕВА самый большой реалист и практик. Вы можете обнаружить, что ребенок бережлив в обращении с деньгами, он способен легко решать: что стоит купить, а какая покупка может и подождать. Траты он планирует заранее.

Малышу знака ВЕСЫ нравится хорошо выглядеть и иметь красивые «штучки». Поэтому, несмотря на благоразумие, ему трудно сохранить карманные деньги, если он приглядел одну из таких хорошеньких безделушек.

Остались ли у малыша СКОРПИОНА деньги или он их все потратил – для вас это всегда может оставаться тайной. Ребенок достаточно практичный «покупатель», но иногда может возникать «финансовая проблема» из-за желания что-то доказать приятелям и преувеличить свою «платежеспособность».

Для тех, кого малыш СТРЕЛЕЦ любит, ему ничего не жалко, и деньги он тратит щедро, а иногда и безрассудно, но только не с его точки зрения. Несмотря на разнообразные желания, ребенок может быть и экономен, и бережлив.

Маленький КОЗЕРОГ может стремиться быть экономным, отложить деньги «на черный день» или накопить их достаточно для приобретения чего-то действительно стоящего. У ребенка может рано проявиться потребность заработать свои деньги он не любит быть зависимым.

Ребенок ВОДОЛЕЙ может удивлять вас тем, что, когда речь идет о деньгах или имуществе, он не относится к этому достаточно серьезно. Водолей рано создает свою систему ценностей, и деньги не занимают там главенствующего положения. Чаще всего деньги в его карманах могут «валяться» какое-то время без внимания и затем быть потрачены в одно мгновение. А «гуляющий в кармане ветер» после этого нисколько его не смущает.

Маленькая РЫБА вполне может быть материалистом. Но наличие или отсутствие денег в кармане всегда связано с настроением. Деньги появляются неожиданно и так же неизвестно куда исчезают. Чаще всего это происходит из-за неосмотрительности или небрежности по отношению к ним. Деньги могут быть «пожертвованы» тому, кому они, на взгляд ребенка, очень нужны.

Эти качества – основа, в которую жизнь будет вносить свои коррективы, начиная с детства. Конечно, в целом мы не властны над всеми обстоятельствами, которые обусловливают характер и жизнь малыша. Но мы можем постараться избежать наиболее грубых ошибок воспитания. Ради будущего своего ребенка. И ради своего будущего тоже. (Михайлова Елена. – Журнал «Няня». – 1999. – № 9.)

Учитель. Удачи! До новых встреч.