Садовые растения        20.06.2020   

Родственники на одном предприятии. Родственники, свояки и друзья: семья или коллектив? Постоянные внезапные переключения с деловых отношений на семейные

Обратите внимание!

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» вступил в силу 24 января 2016 г. В связи с этим читайте:

Журнал "Я -специалист по кадрам" №17, 2016 г.

Журнал "Я- специалист по кадрам" № 20, 2015 год

Журнал "Я - специалист по кадрам" №1, 2016 год

При приеме на работу кадровые работники должны помнить, что совместная работа близких родственников ограничена законодательством. Из предлагаемого комментария специалисты кадровой службы узнают о том, что:

- совместная работа близких родственников запрещена только на определенных должностях, причем как при временной работе, так и при совместительстве;

- такой запрет может применяться не только в государственных, но и в частных организациях;

- существует ответственность за несоблюдение ст. 27 Трудового кодекса РБ (далее - ТК).

В ней имеется ряд юридико-технических недостатков. В частности, название и содержание должным образом не увязаны взаимно. Так, в названии речь идет об ограничении, а в содержании - о запрете. Противоречие между названием и содержанием состоит в том, что в названии говорится только о родстве (родственниках), а в содержании - и о родстве, и о свойстве.

Совместная работа запрещается только на определенных должностях

Совместная работа ближайших родственников и свойственников при их непосредственной подчиненности или подконтрольности запрещена не на любых должностях, а только на перечисленных в ст. 27 ТК:

Руководителя государственной организации;
- руководителя обособленного (а не обычного структурного) подразделения государственной организации;
- главного бухгалтера (его заместителей);
- кассира.

Работа, указанная в ст. 27 ТК, не допускается как при постоянном, так и при временном ее характере, а также при совместительстве.

Наименование должности руководителя организации: генеральный директор, директор, управляющий, заведующий и т.д., правового значения в данном случае не имеет.

Кому не запрещено работать совместно

Под запрет ст. 27 ТК не подпадают:

Заместители руководителя организации;
- заместители руководителя обособленного подразделения, руководители обычных структурных подразделений;
- рядовые бухгалтеры.

Пример 1

Будут правомерными, в частности, такие комбинации совместной работы супругов: первый руководитель организации и его заместитель, руководитель организации и начальник отдела кадров, главный бухгалтер и рядовой бухгалтер, любой рядовой бухгалтер и кассир.

О заместителе руководителя

Под заместителями руководителей понимаются заместители, чьи должности именно в этом качестве указаны в штатном расписании.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, далее - ЕКСД).

На заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Обособленное структурное подразделение

Обособленными структурными подразделениями юридического лица являются представительства и филиалы, расположенные вне места его нахождения.

Представительства осуществляют защиту и представляют интересы юридического лица, совершают от его имени сделки и иные юридические действия.

На филиалы возложены все или часть функций юридического лица, в т.ч. представительские (ст. 51 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК).

Представительства и филиалы должны быть указаны в Уставе создавшего их юридического лица.

Пример 2

Возложение на одного из заместителей, который является супругом главного бухгалтера, обязанностей руководителя государственной организации на период его отпуска или болезни будет противозаконным.

Порядок определения непосредственной подчиненности

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Непосредственная подчиненность (подконтрольность) близких родственников в государственных организациях не допускается и при работе по совместительству (часть третья ст. 348 ТК). В ст. 348 ТК речь идет только о близких родственниках, а свойственники не упоминаются. Запрет ст. 27 ТК на совместную работу свойственников при совместительстве не распространяется, потому что ст. 348 ТК является специальной по отношению к ст. 27 ТК в силу расположения в гл. 32 разд. III «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК.

Пример 3

В цепочке должностей «руководитель - главный бухгалтер - кассир» руководитель и кассир могут быть близкими родственниками или свойственниками, потому что кассир непосредственно подчинен главному бухгалтеру, а не руководителю.

Кто именно из супругов, родственников или свойственников будет начальником, а кто - непосредственным подчиненным (жена, муж и т.д.), правового значения не имеет. В любом случае такая работа в государственных организациях запрещена.

Понятие «супруги»

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности;
- права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Отсюда следует, что супруги - это мужчина и женщина, заключившие брак (т.е. союз), который зарегистрирован в установленном законодательством порядке. Для трудовых отношений указанные мужчина и женщина являются соответственно работником и работницей.

Факт регистрации брака (союза) в вышеназванных органах имеет важное юридическое значение. Так, действие ст. 27 ТК не распространяется на работников и работниц, чей союз не зарегистрирован в установленном законодательством порядке: живущих в гражданском браке, сожителей и т.п.

Понятие «близкое родство»

Правила ст. 27 ТК распространяются не на любых родственников, а только на тех, которые состоят в близком родстве. Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством (ст. 60 КоБС).

С учетом этого в ст. 27 ТК дан конкретный перечень близких родственников каждого из супругов: родители, братья, сестры и дети (сыновья и дочери).

Двоюродные и более дальнего родства братья и сестры к близким родственникам не относятся.

Понятие «свойство»

Совместная работа запрещается лицам, состоящим между собой в свойстве (ст. 27 ТК). Отношения свойства - это отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 КоБС).

Конкретный перечень свойственников каждого из супругов определен в ст. 27 ТК: родители, братья, сестры и дети другого супруга. Более дальние свойственники, например двоюродные братья супруга, под действие ст. 27 ТК не подпадают.

Запрет совместной работы в государственных организациях

Ограничение в виде запрета совместной работы близких родственников обязательно только для государственных организаций.

Субъектами государственной собственности являются Республика Беларусь (республиканская собственность) и ее административно-территориальные единицы (ст. 213 ГК). Под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом РБ (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом этих органа или организации (п. 1-1 ст. 44 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления.

Чаще государственные организации создаются в форме различных республиканских и коммунальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК).

Если организация имеет только долю государственной собственности, то она уже не является государственной, а значит, действие части первой ст. 27 ТК на нее не распространяется.

Для негосударственных, т.е. основанных на частной или смешанной (государственно-частной) собственности, организаций (различные ООО, ОАО, кооперативы, союзы и т.д.) запрет может вводиться только на основании части второй ст. 27 ТК, т.е. по решению собственника.

Никаких исключений из части первой ст. 27 ТК, кроме содержащегося в части второй этой статьи, не установлено. Поэтому фактически не работает (но официально действует) постановление Совета Министров БССР от 23.03.1978 № 97 «Об изъятиях из правила об ограничении совместной службы родственников», которым был утвержден перечень работников (в сельском, лесном хозяйстве и др.), в отношении которых ограничения на совместную службу родственников и свойственников не распространялись.

Ограничения совместной службы в негосударственных организациях

Запрет совместной работы близких свойственников и родственников в негосударственных организациях может осуществляться только по решению собственника (часть вторая ст. 27 ТК). Под собственником понимается лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 210, 213, 214 ГК).

Собственник вправе по своему усмотрению решать вопрос о запрете совместной работы близких родственников и свойственников.

Другие лица (несобственники) и органы, включая руководителя организации (если он одновременно не является собственником), не наделены самостоятельным правом принимать решение о запрете совместной работы близких родственников и свойственников. Подобное право может появиться у них только в порядке делегирования, например, на основании учредительных документов организации, доверенности, решения общего собрания акционеров.

В негосударственных организациях могут применяться не все правила, предусмотренные в части первой ст. 27 ТК (перечень ближайших родственников и свойственников, непосредственная подчиненность или подконтрольность, конкретные должности и др.). Например, данные ограничения могут не распространяться на свойственников или может учитываться только подчиненность, а не подконтрольность.

ЭТО ВАЖНО! Недопустимо дополнять правила, установленные в части первой ст. 27 ТК, в т.ч. путем расширения перечня должностей, по усмотрению собственника организации и даже государственных органов, потому что это будет ухудшать положение работника по сравнению с законодательством. Соответствующие акты и договоры будут считаться недействительными на основании, в частности, части второй ст. 7 и п. 1 части первой ст. 23 ТК.

Решения собственника о запрете (часть вторая ст. 27 ТК) должны быть письменными, зафиксированными, например, в уставе организации и других учредительных документах, локальных актах.

Кадровики порой задают вопрос: «Что делать, если непосредственный руководитель (директор государственной организации) и главный бухгалтер вступили в брак после приема на работу, т.е. во время совместной трудовой деятельности?»

Варианты ответа на вопрос зависят от дополнительных обстоятельств, характерных только для данного конкретного случая. Например, главный бухгалтер (муж или жена) подает заявление об увольнении или переводе на другую работу в той же государственной организации, но на должность, не связанную с непосредственным подчинением (к примеру, заместителем главного бухгалтера). Руководитель организации принимает согласительное решение.

Ответственность за несоблюдение ст. 27 ТК

Если при заключении трудового договора нарушены нормы ст. 27 ТК, то увольнение должно производиться по п. 3 ст. 44 ТК (в связи с нарушением установленных правил приема на работу).

Если нарушение запрета возникло в процессе совместной работы в одной государственной организации, например, когда ее руководитель и главный бухгалтер вступили в брак, то ссылку в приказе об увольнении и трудовой книжке необходимо делать на ст. 27 ТК, а не на п. 3 ст. 44 ТК при условии, что непосредственная подчиненность не устранена, к примеру, путем перевода одного из супругов на другую должность.

Если нарушение ст. 27 ТК повлекло причинение вреда работнику, виновного можно привлечь к административной ответственности на основании части четвертой ст. 9.19 Кодекса РБ об административных правонарушениях и ст. 3.2 и 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях.

Ответственность за это установлена в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Привлечение к административной ответственности в данном случае осуществляют суд и органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ.

ВОПРОС

Правомерно ли, если организация (ООО) ввела в действие локальный акт, устанавливающий запрет на "родственные связи" при назначении на должность? В локальном акте указано, что родственники не могут находится в прямом подчинении друг у друга. В случае, если обнаруживается такой факт, работник, не сообщивший работодателю о таком факте, обязуется выплатить штраф.

ОТВЕТ

В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении , если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции").

Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

Здравствуйте, Елена! В советском трудовом праве такой запрет, действительно, был. Сейчас, если Ваш садик находится в муниципальном подчинении (не частный), Вам может помочь Закон о противодействии коррупции. В нем нет запрета на работу в подчинении родственнику, но есть ссылка на злоупотребления в интересах третьих лиц - в Вашем случае - родственников. Коррупцией признается использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Ниже я привожу ст.ст. 10 и 11 указанного Закона, но, повторяю, он применим, если детсад - не ООО. не ЗАО, а находится в муниципальном подчинении.

Федеральный закон Российской Федерации

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации .

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации .

К сожалению, это все, что можно применить к Вашему случаю. Вы не одна становитесь объектом "выдавливания" семейными кланами. Есть еще одна маленькая зацепка, но трудно осуществимая, наличие регистрации, гражданство, если не РФ, наличие разрешения на работу, наличие медицинской книжки.