Дарим цветы        14.07.2019   

Рождество христово описание праздника. Детям о рождестве христовом

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.


В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Рождество Христово - любимейший праздник, овеянный светом и радостью. В нем заключено столько тепла, доброты и любви, что хочется раздаривать эти чувства вместе с подарками друзьям и близким. Но иногда так получается, что они отмечают это событие совсем в другой день. Как такое возможно? Когда Рождество нужно праздновать, и с чем связаны разночтения? Попытаемся разобраться.

История праздника

Евангелие гласит: Иисус родился в Вифлееме, куда Его мать Мария с Иосифом Обручником отправились для того, чтобы принять участие в объявленной переписи населения. Из-за наплыва приезжих все гостиницы оказались заняты, поэтому им пришлось расположиться в пещере, которая служила хлевом для скота. Именно там и появился на свет Сын Божий. Весть о Его рождении ангел принес пастухам, которые поспешили к Нему на поклон. Еще одним знаменем явления Мессии стала восхитительная которая зажглась на небе и указала путь волхвам. Они принесли Младенцу дары - ладан, смирну и золото - и почтили Его как Царя Иудейского.

Первое празднование

Удивительно, но нигде нет точных свидетельств о том, когда Рождество наступило по календарю, то есть точная дата не указана. По этой причине первые христиане вообще не отмечали этот праздник. Появлению самой даты - с 6 на 7 января - способствовали копты, египетские христиане, у них вера в Бога, который рождается, умирает и воскресает, существовала издревле. Именно от них, из Александрии, центра знаний и наук, традиция праздновать данное событие в эти дни распространилась на весь христианский мир, и первоначально все последователи Иисуса отмечали одновременно Рождество Христово и Богоявление. Но в IV веке Римская империя перенесла торжества по случаю появления на свет Мессии на 25 декабря. Этому примеру последовали далеко не все, например, остается верной древней традиции отмечать два праздника одновременно.

Календарные перипетии

Дальнейшие события сложились так, что в XVI веке Григорий VIII, бывший в то время на папском престоле, ввел свое летоисчисление, которое получило название "новый стиль". До этого в ходу был введенный Юлием Цезарем, за ним закрепилось определение "старый стиль". Сейчас разница между ними насчитывает 13 дней.

Европа вслед за своим духовным пастырем перешла на новый календарь, а Россия сделала это только после победы революции в 1917 году. Но церковь такое новшество не одобрила и осталась при своем летоисчислении.

Было еще одно интересное событие: в 1923 году на Соборе православных церквей по инициативе константинопольского патриарха в юлианский календарь были внесены исправления: возник "новоюлианский" календарь, который пока полностью совпадает с григорианским. Представители России из-за политической обстановки на совещании не присутствовали, попытки тогдашнего патриарха Тихона привести решение большинства не увенчались успехом, поэтому здесь по-прежнему в силе юлианское летоисчисление.

Когда празднуют Рождество разные группы христиан?

Итогом распространения различных систем летоисчисления стала путаница с датами. В результате приверженцы Ватикана и протестанты отмечают когда 24 декабря сменяется 25-м. С ними вместе почитают эти даты 11 поместных православных церквей, но они сверяются со своим, новоюлианским, календарем.

С 6 на 7 января Рождество наступает для русской, грузинской, украинской, иерусалимской, сербской православных церквей, афонских монастырей, признающих только старый стиль, многих католиков восточного обряда и части российских протестантов.

Получается, что все празднуют появление на свет Сына Божьего 25 декабря, но каждый делает это по своему календарю.

Сочельник: православные традиции

6 января - это особый день, канун Рождества. Его принято называть сочельником. Вечером этого дня начинается Рождественская всенощная, длящаяся около трех часов. Обычно вся семья собирается в церкви. Именно после завершения службы наступает момент, когда начинается официально. Верующие поздравляют друг друга и спешат домой за праздничный стол.

Традиционно в сочельник было не принято есть до появления первой звезды или церковной службы. Но и после этого на стол выставлялись хоть и праздничные, но постные блюда. Среди прочего съестного ассортимента особое место занимало сочиво, или кутья, - каша из пшеницы или риса с медом, орехами и маком. Ее готовили только в эту Рождественскую ночь.

В сочельник украшали дом, наряжали елку и раскладывали под ней подарки, трогать которые можно было только после праздничного ужина. Затем семья собиралась у зеленой красавицы, и кто-нибудь из детей раздавал всем предназначенные им сувениры. Получивший подарок разворачивал и показывал его всем, благодарил.

Вечер было принято посвящать близким, семье, но можно было пригласить одиноких людей вместе встретить праздник и разделить трапезу.

Народные поверья

Вечер сочельника считался благоприятным временем для всевозможных прогнозов на будущее. Перед ужином было принято выходить на улицу и "смотреть звезды", которые благодаря различным приметам могли рассказать о предстоящем урожае, а значит, и о благосостоянии семьи. Так, метель предвещала, что пчелы будут роиться хорошо. А звездная ночь сулила хороший приплод скота и обилие лесных ягод. Иней на деревьях был предвестником удачного урожая зерновых.

Перед трапезой хозяин должен был обойти с горшочком кутьи вокруг дома трижды и затем выбросить несколько ложек каши за порог - угощение для духов. Чтобы задобрить "мороз", для него открывали двери и приглашали к столу.

До конца кутью не съедали, в ней оставляли ложки, что было символической данью беднякам.

Первый день праздника

7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. После утренней Литургии православные отправлялись друг к другу в гости. Праздничный скоромный стол ломился от разносолов, его не убирали, поскольку знакомые, которые явились поздравить хозяев, постоянно сменялись. Считалось хорошей традицией посетить всех родственников, особенно тех, кто стар и одинок.

Католические обычаи

По мнению западных христиан, никто в Рождественскую ночь не должен остаться без подарка. Главным дарителем выступал Святой Николай (Санта Клаус). Раздавал он подарки весьма примечательным способом: раскладывал их в носки и развешивал над камином, а затем сам исчезал в трубе.

Сохранился обычай колядования, когда дети и молодежь ходили от дома к дому с песнями. При этом участники действа обряжались в различные костюмы и маски. В благодарность за поздравления и добрые пожелания взрослые дарили им сладости.

Еще один атрибут праздника - "рождественский хлеб" - это специальные пресные облатки, освещенные во время Адвента. Их вкушали, когда Рождество отмечали за праздничным столом или во время поздравлений друг друга.

В качестве праздничного украшения могла выступать не только ель, но и другие породы деревьев. Кроме того, дом декорировали специальными венками из веточек и цветов, которые являлись символом Солнца.

Рождество Христово - замечательный праздник, согретый теплом близких и любовью Бога, который позволил совершиться этому чуду. Может, поэтому так хочется доставить приятное тем, кто находится рядом. Ведь не так важно, когда Рождество наступает для тех или иных людей, главное, что оно приходит и обновляет человеческую душу.

Рождество Христово является одним из трёх самых важных христианских праздников, и предворяется строгим 40-дневным постом.

Верующие, принадлежащие к православному вероисповеданию, отмечают Рождество 7 января, а у католиков Рождество приходится на 25 декабря.

Это связано с летоисчислением: католики живут по григорианскому календарю, как и большинство стран планеты, православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают праздники по старому стилю.

Краткая история Рождества Христова

Но сначала, Матерь Божия Дева Мария появилась на свет в Иерусалиме, в семье праведных Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте она была посвящена Богу и отдана на воспитание в Иерусалимский Храм.

Через 11 лет, когда Деве Марии исполнилось полных 14 лет, она дала обет, что будет служить лишь Богу и никогда не выйдет замуж, ей нашли 80-летнего старца Иосифа, который стал Обручником Марии и заменил Деве родного отца.

Однажды явился в этот дом Архангел Гавриил. Он принёс Деве Благую весть о рождении Сына, который будет Сыном Всевышнего и настолько Велик, что Бог дарует ему престол.

Обручник Святой Девы — Иосиф, был из дома Давидова, поэтому, когда вышло повеление сделать перепись населения, Иосиф и Мария из Назарета Галилейского были вынуждены отправиться в Вифлеем (город Давидов).

Мест в гостинице не было, и святое семейство остановилось в пещере, служившей стойлом для скота, где и родился непорочно зачатый Сын Божий Иисус Христос.

В Библии об этом говорится так: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице « .

В это время, неподалёку пастухи пасли овец, и явился им Ангел, и слышали они небесное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14) .
Пастухам было сказано, что родился Спаситель, и что они должны пойти и поклониться ему.

По закону, который предписывал на восьмой день после рождения обрезание крайней плоти ребёнка, и очищение матери в течении 33 дней, святое семейтво находилось всё это время в Вифлееме, а затем, Иосиф, пречистая Дева и Младенец Иисус направились в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить тот же закон: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Господу.

Затем святое семейство возвращается в Назарет, где их находят со своими богатыми дарами волхвы, которым о рождении Богомладенца указала звезда — когда родился Спаситель, волхвы увидели Его звезду, и, посетив Иисуса в Назарете говорят об этом так: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему « .

Избиение младенцев

Со II века церковью установлен день Памяти убитых по приказу царя Ирода младенцев — это 29 декабря, и этот день традиционно считается самым несчастливым в году, особенно в странах Европы.

Погибшие младенцы — 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет — считаются первыми мучениками за Христа.
В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев. Кроме того, глава одного из убиенных младенцев в Вифлееме находится в серпуховском Высоцком монастыре, и ещё одна - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Трагичная история этого события, тесно связанного с Рождеством Богочеловека такова.
Когда прослышал иудейский царь Ирод о рождении в Вифлееме младенца, который в будущем станет Царём всех царей, он призвал к себе волхвов, направляющимся с дарами к Иисусу, и выведал у них время появления звезды, чтобы вычислить примерный возраст дитя.

Ирод приказал волхвам на обратной дороге вернуться в Иерусалим и рассказать ему где находится святое семейство.

Но волхвы во сне получили откровение от Ангела не возвращаться к Ироду, и ушли из Назарета другим путём.
Тогда впавший в безумие Ирод, не знавший, что Иисуса в Вифлееме уже нет, повелел истребить в городе и его округе всех детей мужского пола в возрасте до двух лет.

Вот как рассказывает об этом апокриф Протоевангелие от Иакова: «Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их…» (Протоевангелие от Иакова, XXII) .

В это время «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» .

Святое семейство бежало в Египет, где они жили примерно два года — до известия о смерти Ирода: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» .

Три главных события пережил в своей земной жизни Богочеловек: Рождение , Крещение , Распятие .

В память об этих судьбоносных для всех людей вехах на земном пути Единородного Божьего Сына, христиане всех стран отмечают три ярчайших праздника.

Страшная по своей событийности, но жизнеутверждающая, светлая по сути Великая Пасха — когда тоннель на небо пробит Богочеловеком, и первый кто входит вместе с Ним в Рай – разбойник с сердцем способным к состраданию.

Торжественный праздник Крещения , которое смиренно принял Бог от рук человека – величайшего пророка, святого Иоанна Крестителя.

И самый радостный, бесконечно счастливый, праздник Рождества : надежда на возвращение в потерянное отечество – Рай. Дни, когда само небо соединяется с землей и поет «Осанна» родившемуся когда-то маленькому Богу!

Установление праздника древними церквями

Обычно христиане не устраивают праздников в дни рождения, они празднуют дату своего Крещения — так называемые именины, когда человеку дают имя, и, как правило, это имя святого, которого почитает церковь в этот день.

Но дни рождения простых смертных, конечно не равны дню рождения самого Спасителя Человеческого, ведь его появление на свет стало великим счастьем для всего мира. Поэтому Церковь не могла не назначить праздник в честь рождения Господа Иисуса.

В самом начале IV века величайший праздник святого Рождества был обоснованно отделён от праздника Крещения в церкви древнейшего Рима, а затем и в других восточных древних церквях.
Именно в IV веке церковь решила перенести Рождество на известную ныне дату 25 декабря (по старому стилю 7 января).

Объяснением послужило то, что на земле Иисус прожил достоверно известное полное число лет. А поскольку дата его смерти была точно известна из Евангелий, то считалось, что зачат Спаситель был в тот же день, в который смертельно пострадал, то есть — 25 марта, что совпадало с еврейской Пасхой.
Таким образом, отсчитав 9 месяцев, получили дату рождения Христа — 25 декабря .

Традиции празднования Рождества Христова

В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».

Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки.
Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.

Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.

Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.

Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.

Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и .

Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.

Канун Рождества — Сочельник

Канун Рождества получил название «Сочельник».

Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.

Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды , — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.

К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.

А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу , после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.

Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления. Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки.
Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.

Примечательно, что все верили в то, что усопшие родственники разделяют с ними праздничную трапезу. Поэтому со стола не убирали до утра и оставляли на окне узвар и кутью.

Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.

Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер.
Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.

Святки

Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями.
Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.

Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду .

В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством. Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех!
Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг.
Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения.
Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!

Символы Рождества

Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:

Праздничная елка

Первые рождественские ели появились в Германии. Это вечнозеленое растение — символ вечной жизни — то, что стало возможным с приходом Спасителя: торжество над смертью. Ели стали украшать лакомствами, стеклянными игрушками, светящимися огоньками гирлянд, и родилась замечательная многовековая традиция.

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда – самое загадочное явление природы. Она родилась на небе с появлением Спасителя на свет, служила маяком для волхвов. Шестиконечная звезда Давида свидетельствует, что владелец – приверженец христианства. Сочетается с крестиком и носится поверх одежды. Встречается на иконах и на церковной посуде.

Подарки от волхвов

Придя на поклон к маленькому Иисусу, волхвы преподнесли ему символические подарки:

  • как Царю всех царей — золотые диски;
  • как Первосвященнику — ладан;
  • как Богочеловеку, которого ждёт страшна смерть, а затем воскресение — масло для погребения.

Именно в память о подарках от волхвов в Рождество принято дарить друг другу подарки, желать мира, добра, любви.
На рождественских открытках изображают участников этих далёких событий: волхвов, ангелов, пастухов. У входа в церковь устанавливаются вертепы, изображающие момент, когда волхвы приносят свои дары Богомладенцу.

Как приготовиться к Рождеству: смысл праздника

Рождество – это не только праздничный стол, это мысли, унесенные в пещеру, где на свет появился Сын Божий.

Всю свою земную жизнь Иисус жил просто, не имея ничего: ни славы, ни богатства, ни почестей. О рождении Богочеловека знали несколько посвященных людей — Матерь Божья, Иосиф, пастухи и волхвы. Никто другой и не заметил, что все в творении изменилось.

Люди думают о рождении Сына Божьего, забывая о Его кресте. Смысл Рождества — победа над грехом и над смертью, соединение с Богом и возвращение человеку утраченную невинность, блаженство, святость.

Что делать, если желание правильно встретить Рождество пришло только на Новый год

Оставшуюся неделю нужно постараться провести духовно :

  1. Если не постились, можно с этого момента попоститься до седьмого числа. Пост имеет большое значение в нашей жизни. Больные, беременные и кормящие не постятся. Главная цель поста – очистить себя от всего плохого путём усилий — лишая себя скоромной (непостной) еды.
  2. Вспомнить, кого могли обидеть и попросить прощение. Сделать доброе дело. Собрать дома какие-то вещи, игрушки и отвезти в детский дом. Купить продукты и отнести бедным или живущим рядом нуждающимся людям. Замечательно это сделать вместе со своими детьми. Так вы научите их помогать окружающим, что обязательно вернется к вам, когда дети станут взрослыми.
  3. Постараться читать утренние и вечерние молитвы. Пойти в Храм и узнать как и в какое время можно Исповедаться и Причаститься. В храме расскажут, как приготовиться к Причастию.

Именно в посещении храма, участии в церковных Таинствах — смысл светлого праздника Рождества Христова.
Исповедь и Святое Причастие дадут внутренние силы и подарят душе истинную Любовь, тишину и радость.

Пусть встреча Великого Праздника оставит в Вашем сердце неизгладимый след!
А общение с Богом посредством молитв и Таинств церкви Христовой наполнят душу спокойствием и Благодатью.

Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом.

История появления праздника

Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов» , имеют глубокое символическое значение:

золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;

ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;

смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник

День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.

Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.

За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.

Празднование Рождества

В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется . Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами.

Традиции праздника

С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.

Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.

Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям.

Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!