Садовые растения        28.09.2019   

С какого возраста дети исповедуются в церкви. Детская исповедь. Православное воспитание детей

Православная Церковь почитает святителя Тимофея, архиепископа Александрийского, жившего во второй половине IV века, как святого отца и выдающегося богослова, много потрудившегося в сфере разработки канонических правил.

Фото: gorlovka-eparhia.com.ua

Вследствие его учености многие епископы-современники обращались к нему за разрешением сложных недоуменных вопросов. Спустя двести лет отцы VI Вселенского Собора (Константинополь, 680 год) с Божьей помощью восемнадцати его ответам на вопросы, касающиеся причащения и нравственной чистоты, придали каноническую силу (2-е Правило VI Вселенского Собора). Одно из них – 18-е правило святителя Тимофея Александрийского. Вот как об этом пишется в документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви от 2-3 февраля 2015 года: «Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни». Примерно то же пишется и в руководстве для священников, называющемся «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, глава «Общая исповедь»): «Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного, однако при ее проведении следует учитывать возраст исповедника».

Но, конечно же, в своих пределах канонические правила Церкви дают довольно много свободы для того, чтобы с Божьей помощью трехсторонне (священник, родители, сам ребенок) вести душу малыша по пути к Господу, максимально корректно, нежно и осторожно воспитывая ее на основе заповедей Божиих.

От священника и родителей требуются предельное внимание, чуткость и личностный подход к ребенку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития его характера. Мы, взрослые, должны помочь цветочку души малыша раскрыться навстречу Солнцу-Христу, но ни в коем случае не оказаться в его глазах неким экзекуционно-насильственным институтом или не задать дитятке некую формалистическую формулу, требующую лишь проговаривания определенных слов без участия сердца и души ребенка. Ведь именно в них должно созидаться искреннее чувство покаяния.

В романе итальянского писателя Умберто Эко «Имя Розы» есть поучительная сцена…

Юный послушник тяжко согрешил. И вот ночью он лежит в келье, у противоположной ее стены на кровати – его духовный наставник. Послушника мучает совесть. Наставник с высоты прожитых лет об этом догадывается. И, наконец, мальчик решается. Он просит разрешения поисповедоваться. Созрел. Наставник же ему отвечает, что он бы предпочел, чтобы сначала послушник все ему рассказал как другу.

Вот какой градус должен быть у настоящей исповеди! Теплота отношений между священником и исповедующимся независимо от возраста.

Необходима своего рода остановка в пути, остановка в службе, когда весь мир будто бы исчезает на время. Остаются лишь трое: Бог, Его служитель-свидетель священник и кающийся, задача которого максимально, предельно, не щадя себя, раскрыться Богу и, соответственно, устно батюшке.

Потому, конечно же, очень важно не спешить. Очень важно! Через наши священнические руки проходит часто за Литургию столько народу, что «из-за леса не видно деревьев». Священник физически и хронологически не в состоянии уделить всем должного внимания. Это надо учитывать и прихожанам. Хотите качественной не формальной исповеди, приходите на всенощное бдение, где неторопливо и не спеша можно поисповедоваться внимательно и вдумчиво. Если же вы исповедуетесь на Божественной литургии и видите, что за вами стоит еще тридцать человек, то постарайтесь к исповеди подготовиться дома заранее. Выпишите свои грехи на листочке, чтобы качественно и быстро поисповедоваться. Если же у вас есть серьезные глубинные вопросы, то задавайте их духовному отцу или приходите на исповедь в неурочное время. То есть заранее договоритесь с батюшкой на определенное время, в которое нет служб, чтобы поисповедоваться не спеша, с возможностью задать волнующие вас вопросы.

Точно так же, если даже не более внимательно, нужно относиться к первой исповеди ребенка. Мне кажется, что заранее, может быть, за неделю до исповеди, нужно начинать священнику и родителям «работать» с малышом, чтобы ему понятными словами объяснить, что такое исповедь.

К примеру, в моем приходе уже, слава Богу, несколько лет действует Воскресная детская школа, куда ходят ребята примерно от семи до двенадцати лет. Самой большой проблемой для меня как преподавателя Закона Божьего оказалось научиться разговаривать их языком – объяснить догматы, основные события Священной истории, молитвы. Причем у каждого возраста этот язык свой. Это тоже нужно учитывать. Подросток и первоклассник – это совершенно разные возрастные и психологические группы, к каждой из которых нужен особый подход.
Потому очень важно за некоторое время до исповеди священнику и родителям объяснить ребенку, что такое исповедь и зачем она нужна в его жизни понятным ему языком, чтобы он не воспринимал священника как арестант следователя НКВД.

В это объяснение, мне кажется, должны входить три предмета. Первый – это объяснение самого Таинства. Основными пунктами истолкования могут быть следующие тезисы: что такое грех; что невидимо в Таинстве перед кающимся предстоит сам Господь, Который и разрешает грехи и т. д. Вторым предметом может стать очерчивание круга грехов перед ребенком. Т. е. нужно назвать ему грехи, свойственные его возрасту, пусть он сам мысленно выберет проступки, которые совершил, и назовет их перед священником.

Составлять вместе с ребенком родителям список его грехов, мне думается, не стоит. Знать чужие грехи (пусть даже и вашего ребенка) – это дело священника. Он для этого рукоположен. Уважаемые родители, не вводите в смущение ни себя, ни ребенка. Тем более есть в этом совместном составлении списка детских грехов какое-то насильственное вторжение в сокровенную внутреннюю жизнь, своеобразное ограничение свободы личности.

Античный философ Сократ называл свою философию, которая очень близко смыкалась с нравственностью и этикой поведения, «маевтикой». В переводе с греческого языка это слово обозначало «повивальное искусство», т. е. умение принять роды у женщины. Сократ считал себя принимающим роды ума, принимающим и стимулирующим рождение истины, рождение верных мыслей и чувств.

Примерно то же должно произойти и на исповеди с ребенком. В нем самом пусть родится это верное слово, искреннее осознание греха и привычка к внутреннему его трезвому выявлению и осмыслению. Наше же дело (священников, родителей, педагогов) помочь ему осознать истину, но не препарировать душу, чтобы механически вмонтировать в нее истину. Ребенок должен сам принять, понять и прочувствовать ее.

Третий предмет – это отношение к священнику. Родителям следует сделать так, чтобы дитя не боялось необычного бородатого дядю в черном. В первую очередь этот результат достигается частым посещением храма. Нужно, чтобы для ребенка храм стал с Божьей помощью вторым его домом. Также из опыта могу сказать, что семилетний малыш часто путает батюшку и врача. Врач, естественно, по необходимости делает больно ребенку (анализы, уколы, лечение и пр.). Также ребенок может думать, что батюшка тоже будет делать ему больно. Потому начнет бояться, паниковать и т. д. Родителям нужно разъяснить, что священник не будет делать ему больно, наоборот – даст ему «Божью конфетку» – Святые Дары. Священнику также необходимо работать с детьми прихода, чтобы они встречались с ним не только во время исповеди и причастия, но и в обычной жизни, где у них будет время пообщаться с ним, привыкнуть к нему, проникнуться положительным чувством.

И, как мне кажется, очень важным фактором является выбор времени первой исповеди. Не следует ее назначать, к примеру, на престольный праздник, Пасху или на другой большой праздник. Тогда служба более всего напоминает движение поезда. Все должно быть четко по расписанию, без сбоев. Сам ребенок может испугаться этой быстроты, большого стечения народа. И священник из-за физической нехватки времени не имеет возможности уделить должного внимания вашему чаду. Может быть, лучше выбрать для первой исповеди тихую обычную воскресную Литургию, когда нет спешки, или всенощное бдение, где под неторопливое журчание стихословия кафизм или чтения канонов батюшка уделит максимум внимания ребенку. Можно даже заранее перед Литургией, после всенощной или в любое удобное для священника, родителей и ребенка время встретиться в храме и совершить это великое Таинство Исповеди, особенно если это происходит впервые.

Ведь очень важно, чтобы в душе ребенка родились верные покаянные слова, чтобы он почувствовал легкость, которая бывает только во время освобождения от греха в Таинстве Покаяния, когда его душу исцеляет Господь Бог.

Иерей Андрей Чиженко

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7 , 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться - не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому - формальному же - списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное - глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока .

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда - о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., - вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? - Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе - ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только - по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред .

Протоиерей Алексий Уминский. Не навредить

Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?» «Да», - отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд - самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Но не только «плохие поступки» омрачают детскую жизнь. Подчас «плохие мысли» больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас оттого, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: «Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать». Это очень важный момент.

Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. «Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть», - должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он - это разные вещи,что злые помыслы - это не его мысли и нельзя принимать их как свои. «Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их», - так надо научить думать ребенка.

Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы... И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он вид т, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка.Осознать свою победу - значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно.

Безгрешны ли дети?

Вспомним рассуждения блаженного Августина. Если младенец безгрешен, почему он кусает грудь своей матери, которая вскармливает его молоком? С момента, когда он еще не научился разбирать, что доброе, а что злое, у него есть определенные навыки ко злу. Потому, что человек не рождается безгрешным. Над нами тяготеет помрачение нашей греховной природы. Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Человек изначально по природе своей добр и благ, потому что Господь сотворил его добрым и стремящимся к благу, он есть образ и подобие Божие.Но апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Ребенок рождается ветхим человеком, но он не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями.

О родительском «духовничестве»

Первые навыки духовной борьбы в человека вкладывают родители. Родители объясняют детям, «что такое хорошо и что такое плохо», как можно поступать и как нельзя, как надо правильно молиться и как поститься. Своим духовным опытом они ведут детей. Другими словами, осуществляют то духовное руководство, которое взрослый человек ищет у духовника. Отец с матерью объясняют ребенку, что такое грех, учат его исповедоваться, рассказывают ему, что такое совесть и что такое страх Божий. Например, все, что написано у аввы Дорофея для взрослых, можно пересказывать и детям, даже самым маленьким. Эта замечательная книга душеполезных поучений необходима любому педагогу и, конечно же, родителям. Там есть главы поучения «О том, что не должно лгать», «О том, чтобы не судить ближнего», «О совести», «О смиренномудрии»... Все это - составляющие воспитательного процесса. Эти духовные понятия должны быть преподаны ребенку родителями в самом раннем возрасте. А это и есть духовное руководство. Если отец с матерью сами живут духовной жизнью, хорошо понимают, что оставил нам авва Дорофей, то они смогут передать это и детям.

Иногда родители не знают ответа на какой-то сложный вопрос, но ведь такое бывает и в пасторской практике. Если священник не знает ответа на вопрос своего духовного чада, он говорит: «Давай с тобой помолимся вместе, а я спрошу кого-то из более опытных людей, как тебе помочь». Так же поступают и родители, когда не могут правильно ответить. Здесь нет ничего зазорного. Тем более, когда над вами и вашим ребенком стоит человек более высокой духовной жизни, которого слушают в вашей семье. Ваше собственное благоговейное отношение к духовничеству и в ребенке воспитывает чувство смирения и благоговения перед святыней, перед священным саном.

Родителям о наказании

Дети хорошо знают, что, если они совершают грех, их наказывают родители. (Правда, есть родители, которые в злобе и раздражении наказывают даже грудных младенцев, которые кричат и мешают им спать.) Всем нам знакомо состояние усталости, срыва, но мы понимаем, что такое состояние ненормально. Наказывать ребенка надо с того момента, когда он понимает, что такое наказание, когда наказание способно вразумлять, останавливать, предупреждать.

В Евангелии мы читаем о Страшном Суде, о Втором Пришествии и о том, что самое большое наказание для человека - отлучение от Бога. К сожалению, мы, люди, живущие сейчас на земле, больше боимся наказания земного, чем того, что нам изрекут нашу участь отлучения от Бога на Страшном Суде. Мы боимся, когда Господь посещает нас скорбями, хотя такое наказание благостно, оно дает нам возможность очнуться и повернуться лицом к Богу. Наказание это не похоже на месть или кару, которая настигает преступников. То, чего мы так сильно боимся и называем наказанием, переводится с церковнославянского как «учение» (наказ, указ).

Ежедневно по телевидению и радио передают новости, из которых мы узнаем о трагических событиях, происходящих в разных концах Земли, и однажды мой ребенок спросил: «Папа, столько людей погибает. Почему же Господь попускает все это?» «Представь себе, что ты едешь на машине с высокой скоростью, - попытался ответить я, - и видишь знак, который запрещает ехать быстрее сорока километров в час. Ты знаешь, что он обозначает, но, не снижая скорости, продолжаешь движение. Дальше видишь другой знак, который предупреждает водителей о том, что впереди - скользкая дорога. Не обращая на него внимания, ты едешь дальше с прежней скоростью. А потом видишь знак “Обрыв”. Но ты ехал сто километров в час и влетаешь в пропасть на бешеной скорости...

Можно ли сказать, что тебя наказал Бог? Бог тебя предупреждал. Ты видел знаки, на которых было написано, как избежать опасности. И такой конец - это результат твоего поведения. Ты нарушал Закон, и это привело тебя к несчастью. Своеволие разрушает гармонию между человеком и Богом. А отсутствие гармонии - это страдание (через болезни, через потерю близких), но никак не мстительный упрек. Самое страшное наказание - это когда ты - сытый, богатый и здоровый - идешь прямо в ад».

«Как ты хочешь, - спросил я у сына после этого рассказа, - чтобы тебя Господь наказал и спас через наказание или чтобы Он тебя не наказывал и забыл про тебя? Ведь я тоже тебя наказываю, когда ты плохо себя ведешь. Я поступаю так для того, чтобы ты исправился. После наказания человек становится умнее. Или ты хотел бы, чтобы я перестал обращать на тебя внимание? Представь, что однажды ты взял у меня без спроса деньги и купил себе мороженое. Я не заметил, а ты подумал: “Как хорошо. Можно всегда брать деньги без спроса”. Потом ты взял что-то еще, потом еще... А потом стал вором, и тебя посадили в тюрьму. Так, может, было бы лучше, если бы я тебя наказал, когда ты в первый раз взял у меня деньги на мороженое?»

«Да, так было бы лучше», - согласился мой ребенок.

Зачем мы исповедуемся?

Ответ на этот вопрос коренится в собственном духовном опыте родителей. Все то, что они умеют сами, они обязаны передать своему ребенку.

Если человек не имеет в себе духа покаяния, если он не исповедуется, а рассуждает: «Моя жизнь уже сложилась, а вот ребенка я хочу воспитать правильно: чтобы он ходил в храм, на исповедь, в воскресную школу, а я уж как-нибудь проживу и без этого», - то он не сможет объяснить своему ребенку, зачем нужно исповедоваться и что такое исповедь. То, чего ребенок не видит в своих родителях, чего он не может приобрести через них, он приобретет уже только в зрелом возрасте и при таких жизненных обстоятельствах, через какие Сам Господь приводит его к Себе. Любое другое знание будет поверхностным, неглубоким и быстро теряющимся.

Трудно бывает объяснить ребенку, для чего мы исповедуемся, и тогда, когда мы не читаем ему Евангелие. А если мы перед сном имеем в семейной традиции такое чтение, пусть не ежедневное, но хотя бы частое, то вопрос «зачем нужно исповедоваться» у ребенка обычно не возникает. Евангелие начинается словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Покаяние - это путь духовной жизни, который ведет нас ко спасению. Жизнь без покаяния нельзя назвать верой в Бога, спасение невозможно без покаяния.

Правда, намного чаще детям приходится объяснять не «зачем?» нужно исповедоваться, а «как?». Ребенок ведь не спрашивает: «Зачем надо есть суп?» Он, скорее, спросит: «Как приготовить суп?» И мама постарается ответить на этот вопрос и научит ребенка готовить суп. Не вопрос «зачем?» движет, а вопрос «как?». «Как нужно исповедоваться?» - это вопрос внутренней духовной жизни. Человек, который живет в покаянии, обязательно найдет для своего ребенка подходящие для ответа слова, смысл которых не будет поверхностным. Ведь исповедь - это внутренняя потребность каждого человека.

Как помочь ребенку?

Если у семьи есть духовник, есть своя духовная традиция, решить проблему подготовки детей к исповеди несложно, сложнее, помогая, не навредить детской душе. Некоторые родители сами пишут исповедь за ребенка. И вот приходит к батюшке семилетний мальчик, который только-только научился писать, и подает написанную взрослым почерком записку со сложными предложениями и правильно расставленными знаками препинания. Всем родителям надо знать, что этого делать нельзя.Почему-то очень беспокоятся взрослые о том, что ребенок не все грехи вспомнит перед исповедью, и стараются непременно напомнить ему обо всем, что он забыл. Но ведь Господь не по количеству прощает нам наши грехи. Не надо бояться того, что ребенок не все расскажет. Если он искренне чувствует себя на исповеди, но не все вспомнил, в этом нет ничего страшного. Ведь Бог терпит нас, взрослых, хотя мы не сразу исповедуем все свои грехи. Более того, если бы Господь показал нам, какие мы есть на самом деле, мы просто не понесли бы осознания своей греховности. Милосердствуя о нас, Господь каждому дает возможность постепенно бороться с грехами, которые мы осознали. Ни взрослому, ни ребенку нет необходимости исповедоваться в том, чего он сам в себе не видит и не осознает. У ребенка есть возможность побороть в себе только то, что он осознает как грех, и не надо делать это вместо него. Наши дети, скорее, предоставляют нам возможность оплакивать грехи нашей молодости. Когда мы видим в них то, что благополучно забыли в себе, вычеркнув это из своей памяти, то понимаем, что заставляет нас снова и снова нести в себе дух покаяния, плакать перед Богом и молить о том, чтобы то, что исказило и помрачило нас, не повредило души наших детей. Может быть, так Господь напоминает нам о наших грехах.

Конечно, надо поговорить с ребенком перед исповедью. Можно начать так: «Давай-ка мы с тобой вспомним, что у нас было. Помолимся вместе Богу и попросим у Него прощения за наши грехи. Даже если ты боишься о чем-то рассказать, Господь видит твой грех, знает о нем, но, если ты расскажешь о нем на исповеди, Он обязательно тебе его простит. Об этом грехе будете знать только вы двое, Бог и ты. И больше никто. Когда мы скрываем свой грех, он навсегда остается в душе и может пустить корни. Как сорняки, если их не вырвать из земли, когда они еще маленькие, могут «захватить» весь огород, так и неисповеданный грех постепенно опутывает все наше естество. Если ребенок доверяет своим родителям (для таких бесед очень важно иметь детское доверие), то можно обсудить вместе плохие поступки. Можно в деликатной форме напомнить ребенку его ошибки, но самим исповедоваться вместо ребенка ни в коем случае нельзя.

И еще нельзя говорить священнику о том, какие у ребенка грехи, ему это просто не нужно. И, конечно, ни в коем случае нельзя подходить к священнику после исповеди и спрашивать: «А он вам про это сказал? А про это?» После подобных бесед у ребенка будет потеряно всякое доверие к духовнику. Из опыта видно: чем больше ребенок доверяет родителям, тем больше он будет доверять священнику, даже незнакомому.Можно обсудить вместе с батюшкой какую-то семейную проблему, но доносить на своего ребенка нехорошо.

Дети довольно часто бывают внутренне готовы к исповеди, но не могут найти в себе мужества сделать первый шаг. Тогда священник, зная их внутренний настрой, может аккуратно и тактично помочь им в этом. Здесь простирается область таинственного благодатного действия Бога на душу человека, которую мы не знаем и которая непостижима для нашего ума.

Когда родители пытаются что-то посоветовать батюшке перед исповедью, это означает, что они свои родительские обязанности перекладывают на священника. Воспитывать ребенка любовью, терпением - вот задача родителей, которую вручил нам Сам Господь, а у священника другое призвание.

Господь сказал: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31). Если дети не слушают родителей, кого же они тогда послушают? Нам, родителям, надо, набравшись терпения и мужества, нести свой крест, воспитывая детей для Царствия Небесного и не вторгаться в ту область, где действует Сам Господь.

С какого возраста исповедоваться?

Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем будет лучше. Однако Православная Церковь, зная своим духовным опытом природу человека, не исповедует младенцев. К исповеди приходят отроки семилетнего возраста. Впрочем, все дети развиваются по-разному, и нельзя строго обозначить семилетний возраст как время для первой исповеди.

Существует такая наука - христианская антропология, согласно которой ребенка не исповедуют до семи лет не потому, что он безгрешен, дети часто даже в очень раннем возрасте совершают мерзкие поступки, а потому, что исповедь - это не только признание в своем собственном грехе, но еще и решительная борьба с ним. Дети в младенческом возрасте не способны ни по-настоящему осознать своих грехов, ни начать с ними борьбу, поэтому исправление отрицательных качеств души младенца всецело лежит на родителях.Доверительный разговор с мамой или папой - это и есть исповедь маленького ребенка. Родители в каком-то смысле являются духовниками своих детей. Они любят свое чадо, знают его, помогают ему исправиться, могут пожалеть его или наказать, а ребенок без помощи родителей не может ни осознать свой грех, ни исправить его. Младенец не может даже правильно назвать свой грех.

Взрослые часто считают, что Таинство исповеди можно использовать как инструмент воспитания детей, но это неправильно. Наверное, они думают, что если приводить ребенка к исповеди с четырех- или пятилетнего возраста, то он навсегда избавится от грехов, которые будут ему прощены. Такие родители не понимают самой природы исповеди. В определенном смысле исповедь - это действительно инструмент воспитания, только он принадлежит Богу. Господь нас всех воспитывает через исповедь: и взрослых, и детей; и выкрасть у Бога право на воспитание человека мы не можем. А значит, мы, родители, должны научиться хорошо чувствовать, где начинается область, в которой действует только Господь и в которую мы не имеем права вторгаться.Здесь мы должны ограничить свои права на ребенка, иначе мы нарушаем свободу, которую даровал Господь каждому человеку, в том числе и ребенку.

Бывают, без сомнения, дети, которые рано развиваются и оказываются способными к исповеди до семилетнего возраста. Но обычные дети даже в семь лет не могут сознательно исповедоваться. Исповедь для ребенка - это всегда своего рода стресс, во время которого он может не только не раскрыться перед духовником, а, наоборот, еще сильнее замкнуться в себе. Так он попадает в ситуацию, до которой духовно не дорос, и начинает исповедоваться формально, не понимая того, что на самом деле с ним происходит. Вот она, некая форма, используя которую он легко уходит от ответственности. Вот она, возможность поступать безнаказанно: я совершаю грех, говорю о нем на исповеди, грех мне прощается, а я продолжаю жить так же, как жил раньше. Это и есть самая страшная ошибка преждевременной исповеди. Я знаю несколько приходов, где восьмилетних, даже девятилетних детей допускают к Причастию без исповеди или исповедуют их раз в три месяца, а к Причастию допускают каждую неделю.

Переход от младенчества к отрочеству - это и есть та ступень развития, на которой все меняется в жизни ребенка. В семь лет ребенок идет в школу. Учителя дают ему задания, оценивают его труд. Здесь, в школе, возможно, впервые в жизни у него появляется личная ответственность. Его встреча с учителем - это встреча с человеком, который наставляет, учит, подает ему пример. Семилетний возраст для ребенка - это, если хотите, его новое рождение, новый период осмысления жизни. Весь мир открывается для него иначе. В этом новом мире так много непознанного, что вопрос «для чего мы исповедуемся?» для него, как правило, не встает, потому что сам он теперь уже другой. И ему нравится быть другим, взрослым, нравится осознавать себя человеком, который отвечает за свои поступки. Теперь он уже знает, что его поведение, его знания будут оценены. В первом классе еще не ставят отметок, но уже отмечают успехи и неудачи.

Семилетний ребенок и в Церковь входит теперь в своем новом качестве. Ведь Церковь - это тоже школа, настоящая школа жизни, где Учитель - Христос, и, входя сюда повзрослевшим, ребенок получает новые задания. Объяснить ему, что такое исповедь, с точки зрения его новой взрослой жизни, совсем несложно. Вот оно - начало ответственности и начало жизни духовной. Вот оно - начало духовной борьбы. Конечно, борьба эта не такая серьезная, как у взрослых, да и грехи ведь у детей другие... Однако все, что делает грех со взрослым человеком, он делает и с ребенком. Но что самое страшное в грехе? Навык, который приводит грех в состояние страсти. Если ребенок приобретает навык детского греха, грех укореняется в нем и становится чертой характера. И наоборот, если ребенок с детства приобретает навык борьбы с грехом, то это полезное качество тоже может стать чертой его характера.

Первая исповедь - это, конечно, очень важное для ребенка событие. Пусть этот день станет для него праздником и будет торжественно отмечен. Пусть он почувствует, что сегодня совершил очень важный, достойный вознаграждения поступок. Не надо подкупать ребенка для того, чтобы он пошел на исповедь, обещая ему подарки. Это нехорошо. Но наградить маленького исповедника можно. Хотя это очень и очень тонкий момент взаимоотношений, и его важно правильно почувствовать.

Какого батюшку выбрать?

Такой вопрос возникает в семьях, где у отца с матерью разные духовники. Ситуация не совсем нормальная, но обычная для нашего времени. Конфликт может быть заложен глубоко внутри нее. Хорошо, когда у семьи один духовник. Он окормляет родителей, через него происходит воспитание детей. Когда у родителей дух вники разные, вопрос «какого батюшку выбрать ребенку?» надо решать на семейном совете. Если ребенок воспитывается с младенчества как православный христианин, духовники отца и матери хорошо знают его семейную ситуацию, оба достойные в духовном отношении люди, то и тот и другой вполне могут принять у него исповедь. А лучше всего предоставить ребенку определенную свободу в выборе духовника, послушать его мнение о том, к какому батюшке он хотел бы пойти исповедоваться.

Некоторые родители сознательно выбирают своему ребенку священника, который не является духовником их семьи. Им так психологически легче. Они не хотят нести ответственность за воспитание и рассуждают следующим образом: «Вот есть, мол, батюшка, пускай он и исповедует, и воспитывает». К сожалению, это довольно распространенное отношение к духовничеству. Родители часто не понимают, что у ребенка до определенного возраста нет да и, в общем-то, не должно быть духовника. Духовником маленького ребенка являются они сами, и на них лежит вся полнота ответственности за воспитание детской души. Ребенок не самостоятелен. Господь всем детям дал заповедь: Почитай отца своего и мать свою (Мк. 7, 10). Если ребенок вместо отца с матерью будет почитать какого-то отстраненного от семьи священника, который будет говорить ему то, что не принимают его родители, в доме не будет мира. Но еще страшнее то, что у ребенка всегда будет некая лакуна, куда можно спрятаться от родителей. Ссылаясь на слова своего духовника, он будет поступать так, как ему больше нравится. И родители окажутся бессильными только потому, что сняли с себя ответственность за воспитание.

Безответственность - болезнь нашего общества и нашей Церкви. Взрослые образованные люди хотят переложить всю свою жизнь на плечи священника, а потому исповедь, благословение и послушание и они сами, и их дети часто понимают неправильно.

В подростковом возрасте дети иногда начинают исповедоваться в разных храмах или у разных священников. Не надо им мешать. Может быть, благодаря тому, что у них есть такая возможность, они не отойдут от Церкви. Состояние ребенка в подростковом возрасте очень сложное. Он боится «не так» выглядеть в глазах родителей и духовника. Если ребенок в принципе готов в этом возрасте к исповеди и не замкнулся в себе, то все остальное можно потерпеть. Когда он вырастет, то сам выберет: остаться ему у духовника своих родителей или найти себе другого батюшку, которому он смог бы доверить свою жизнь.

Перед первой исповедью...

Перед первой исповедью своего чада родителям надо хорошо помолиться и доверительно поговорить с ребенком. Можно рассказать ему о том, что такое Таинство исповеди, что такое покаяние в Церкви, о том, как Бог любит человека и милосердствует к нему... Не надо говорить ребенку о его грехах и о том, как Бог наказывает людей за грехи. Нельзя представлять Его ребенку как Наказателя и Страшного Судию. «Господь - наш любящий Отец» - так должен думать ребенок о Боге. И, конечно же, ему надо рассказать о роли священника. Ребенок должен знать, что существует духовничество, что существует послушание, что существует Таинство священства. Только все это надо рассказать так, чтобы чаду было понятно.

Отцу с матерью надо заранее хорошо подумать о том, куда пойдет ребенок исповедоваться в первый раз, и кто будет его исповедовать. Самая первая исповедь не должна быть случайной. В больших храмах, где нет сложившегося прихода, где огромный поток людей, священнику, который изнемогает от множества духовных проблем людей, часто психически нездоровых, будет трудно уделить внимание случайному ребенку. «Ну, какие у него могут быть проблемы?!» - подумает батюшка и пропустит его мимо себя, оставив незамеченным. А это - трагедия для маленького исповедника.

К первой исповеди ребенка надо готовить и постараться сделать все возможное, чтобы она стала толчком к рождению чего-то нового в его душе. Это главная задача родительского воспитания. Даже на многолюдном приходе можно попросить священника найти специальное время для первой детской исповеди, попросить его хотя бы немного узнать ребенка, который к нему придет, чтобы он почувствовал на себе ласковый взгляд, теплую руку, согревающую улыбку батюшки, чтобы у священника хватило сил сказать этому ребенку слово утешения, ободрения. Это очень важно.

Если семья церковная и отец с матерью имеют духовника, к которому обращаются, а духовник знает проблемы этой семьи, то никаких трудностей с выбором священника не возникнет. Батюшка сам найдет возможность побеседовать с ребенком, потому что хорошо понимает, насколько важна первая исповедь в жизни маленького христианина. Как птенец узнает в гнезде свою мать, так ребенок узнает в священнике во время первой исповеди духовное родство и больше не разлучается с ним никогда. Первая исповедь запечатлевает в душе ребенка образ духовничества, наставничества, и поэтому впечатление от нее бывает таким благодатным и сильным.

Как часто водить ребенка на исповедь?

Отвечая на этот вопрос, очень трудно дать какой-то определенный совет. Многое зависит от той духовной традиции, в которой живет семья. Конечно, все, что составляет хоть какую-то регулярность в духовном делании, - очень хорошо. Все, что является потребностью для семьи в целом, со временем станет и личной потребностью ребенка. Когда он подрастет, то, возможно, даже не будет задумываться о том, нужно или нет ему часто исповедоваться. Просто так делали в его семье, поэтому так будет поступать и он сам. Семейные традиции - как воздух, которым мы дышим каждый день, и не обсуждаем, насколько это целесообразно.

«Ребенка надо исповедовать раз в неделю», - возможно, хотели бы услышать от священника взрослые, но бессмысленно требовать от своего чада то, чего не делаешь сам. «Мы работаем, у нас нет времени, много забот, а вот он пускай делает все, что нужно для спасения», - рассуждают взрослые. Но это неправильно. Конечно, есть Божия милость. Даже дети неверующих родителей ходят в храм, но это, скорее, исключение, которое только подтверждает правило: «Требовать от ребенка больше, чем делаешь сам, нельзя».

С какого возраста ребенок должен исповедоваться?

На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. То, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, стало нормой с синодальной эпохи.

Как писал в книге о Таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, у многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

Дети в семь лет, а некоторые и чуть раньше, видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием. Но чаще всего за детской исповедью скрываются другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает: когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое то обезьянничество по отношению ко взрослым со стороны самого ребенка – нравится: стоят, подходят, батюшка что то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит.

У большинства детей нравственное сознание просыпается значительно позже семилетнего возраста, и я не вижу в этом ничего катастрофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится бóльшая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него: видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

Как часто нужно исповедовать ребенка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, – это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресенье или, по крайней мере, часто (правильно ли это для ребенка – тоже вопрос), а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каждое воскресенье под разрешительную молитву.

Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику – то, что батюшка ожидает. «Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл…» Перечень этот легко восстанавливается, и они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: «я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать» – вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят еще много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то то и то то плохо сделал, «что то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет: «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно. А если положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически, безо всяких эмоций. Так же и исповедь с какого то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому благословлять детей на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться им нужно как можно реже.

Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и Таинство Покаяния надолго, но к детям то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная, серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время – давать им благословение на Причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

Насколько часто надо причащать маленьких детей?

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин пре по дается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов не имущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения.

А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем вам хотелось бы, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь.

Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоему магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ждет от нас того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном Таинстве – «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

Родительское участие в подготовке к исповеди

Главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой, – это наговаривания ему списков тех грехов, которые, с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться священнику. И конечно же, ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке, что тот ему сказал в ответ и не забыл ли он о таком то грехе.

В данном случае родители должны отойти в сторону и понимать, что Исповедь, даже семилетнего человека, – это Таинство. Вмешательство кого бы то ни было в Таинство церковное, особенно такое деликатное, как Таинство Исповеди, является совершенно неприемлемым. И любое вторжение туда, где есть только Бог, исповедующийся человек и принимающий исповедь священник, пагубно.

В тех случаях, когда это сознание необходимо формировать в прихожанах, его нужно воспитывать через проповедь, через саму организацию совершения исповеди, через предварительное многократное оповещение о том, что не нужно подходить слишком близко, нельзя каким то образом реагировать, если вы что то случайным образом услышали во время исповеди. Может быть, проводить особенные беседы с родителями и с прародителями об их деликатном отношении к исповеди детей и внуков. Все это, безусловно, в том или ином виде может иметь место.

Как научить ребенка правильно исповедоваться?

Побуждать своих детей нужно, скорее, не к тому, как исповедоваться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребенком, если мы перед ним виноваты. Когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. и наше отношение к исповеди, все это, вместе взятое, не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребенку каяться, должен быть совершитель этого Таинства – священник. Ведь покаяние – это не только некое внутреннее состояние, но еще и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния.

В зависимости от меры духовного взросления ребенка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей – объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то, и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу.

А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе маленьким, о его грехах. И ему естественнее говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, – в этом есть какая то фальшь и ложное назидание. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребенка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

Может ли ребенок сам выбирать, у какого священника исповедоваться?

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится – и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения – боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких чувств почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького.

И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное – уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой.

И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о том, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на Литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таин и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, – чтобы посещение службы и Причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на Литургию и приобщиться.

И быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на Литургию опаздываем!», а он, проснувшись без нас, увидел бы, что дом то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божия.

Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами.

Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на Литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители никогда не должны побуждать своего ребенка к Исповеди или Причастию в его уже сознательном возрасте. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил как приглашение к тому, чтобы мы продолжили это обсуждать. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались по этому поводу.

Из книги: Протоиерей Максим Козлов.
Детская исповедь: не навреди! Москва: Никея, 2014


Продолжает публикацию материалов, посвященных теме участия детей в Таинствах Церкви. Статья профессора Московской духовной академии и настоятеля Храма св. мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова касается деликатного вопроса детской исповеди.

1. Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться

На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи. Как писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит.

Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Не вижу в этом ничего катастрофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него – видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

2. Как часто нужно исповедовать ребёнка

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, – это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву.

Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику – то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать – вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз.

Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет: «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко.

Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время – давать им благословение на причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

3. Насколько часто надо причащать маленьких детей

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают.

И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь.

Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве – «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

4. Родительское участие в подготовке к исповеди

Главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой, – это наговаривания ему списков тех грехов, которые с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких-то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться священнику. И, конечно же, ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему сказал в ответ, и не забыл ли он о таком-то грехе.

Чаще дети говорят не то, что они сами сказали на исповеди, а то, что услышали от священника. Останавливать их в этом не нужно, но входить в какое-либо обсуждение и толкование слов священника или, тем более, критику, если это не совпадает с тем, что, на наш взгляд, необходимо было бы нашему ребенку услышать, нельзя. Более того, нельзя, исходя из этих слов ребёнка, потом идти и что-то выяснять у священника. Или пытаться ему помочь правильнее обращаться с собственным чадом: знаете, батюшка, вот Вася сказал мне, что Вы ему дали такой совет, а я-то знаю, что он Вам не вполне правильно все изложил, поэтому Вы не вполне разобрались, и лучше бы Вам в следующий раз сказать ему то-то и то-то. От такого материнского напора, безусловно, нужно себя удерживать.

В тех случаях, когда это сознание нужно воспитывать в прихожанах, его нужно воспитывать через проповедь, через саму организацию совершения исповеди, через предварительное многократное оповещение о том, что не нужно подходить слишком близко, нельзя каким-то образом реагировать, если вы что-то случайным образом услышали во время исповеди. Может быть, проводить особенные беседы с родителями и с прародителями об их деликатном отношении к исповеди детей и внуков. Всё это, безусловно, в том или ином виде может иметь место.

5. Как научить ребенка правильно исповедоваться

Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства – священник. Ведь покаяние – это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди.

Задача родителей – объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах.

И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, – в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

6. Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится – и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения – боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

7. Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное – уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, – чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться.

И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил просто как приглашение к тому, чтобы мы продолжили это обсуждать и, вероятно, в очень слабой дискуссионной форме. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались бы по этому поводу.

Протоиерей Максим Козлов