Флористика        23.09.2019   

Самоанализ пед деятельности по теме патриотическое воспитание. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю. V этап: Флаг РФ

Название:
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Самоанализ, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Ласточка» г. Котовска Тамбовской области
Месторасположение: г. Котовск Тамбовской области

Самоанализ воспитательно-образовательного процесса.

Я, Тулупова Виктория Викторовна, с 2014 года работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №16 «Ласточка».Общий стаж педагогической деятельности 22 года. В 2015 году прошла курсы в Тамбовском ОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Воспитательно-образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова М. А. Васильева и ФГОС дошкольного образования. Программой развития МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» на 2012-2015 учебный год.

Но прежде всего, для того, чтобы реализовать поставленные задачи, нужно создать все возможные условия. Первое, это четкая, дружная и согласованная работа воспитателя и помощника воспитателя, обеспечение санитарно-гигиенических условий, создание эмоционального комфорта для детей, соблюдение этикета и педагогических норм во взаимодействии с родителями воспитанников. С особым вниманием я подхожу к организации и обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Правильно организованная среда помогает мне видеть, и соответственно выстраивать индивидуальную работу с ребенком далее, чем ребенок любит заниматься в свободное время, как он ведет себя со сверстниками, любит одиночество или совсем не умеет играть один, помогает лучше определить наклонности мальчиков и девочек.

И второе, не менее важное условие в выполнении поставленных задач, это сотрудничество воспитателя с родителями и взаимопонимание, которые эффективно дополняют знания и воспитателя, и родителей о воспитании. Методы изучения семьи: консультация, наблюдения, беседа, анкетирование.

Родители мои единомышленники. В работе больше использую индивидуальный метод общения с родителями, т.к. есть такие вопросы или проблемы, которые необходимо решать только в индивидуальном порядке. Наедине с воспитателем родители больше рассказывают о своем ребенке, его победах или неудачах. В каждом индивидуальном случае просят совета, просят подобрать или посоветовать ту или иную литературу по волнующей их проблеме. Иногда рассказывают и о семейных проблемах, которые мешают правильному воспитанию ребенка. Вместе решаем, как исправить сложившуюся ситуацию, чтобы не навредить ребенку. Бывает необходимость во встрече с логопедом, социальным педагогом, психологом. Очень часто мамы просят поговорить с бабушками, объяснить, что чрезмерная любовь и опека зачастую наносят вред ребенку. Несомненно, и групповые встречи родителей помогают им узнать что-то новое в деле воспитания друг у друга. Опыт воспитания отдельных родителей здесь становится достоянием многих и кому-то помогают справиться со своими проблемами. Родители сейчас спрашивают не только то, как поел ребенок, но и о том, как он занимался, что у него получилось, а что нет и как можно помочь ему. Поэтому в своей работе я должное внимание уделяю мониторингу знаний детей, анализу выполнения программы. Все это впоследствии доводится до сведения родителей на родительских собраниях или в соответствии с этическими нормами в индивидуальной беседе, а также помогает планировать работу и если есть необходимость, то и корректировать ее.

Использую современные педагогические технологии, применяю оздоровительные моменты.

Основное направление в работе — формирование основ безопасной жизнедеятельности. Это:

— Безопасное поведение в природе.

— Безопасность на дорогах.

— Безопасность на воде

— Пожарная безопасность

— Безопасность зимой

— Безопасность в быту (ребенок один дома).

Особое внимание в этом направлении –безопасность детей на дорогах.

Большое внимание в своей работе уделяю нравственно — патриотическому воспитанию, которое сейчас актуально как никогда, которое является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Я хочу, чтоб ребенок не только хорошо считал, рисовал, был смелым, сильным, выносливым, чтоб у него была хорошая память, речь. Я хочу, чтоб его душу трогали чужие слезы, чтоб он умел гордиться своей Родиной, родным городом, чтоб знал о той страшной войне. А поэтому у него должно сформировано чувство долга, благодарности по отношению к старшему поколению, сопереживание чужой беде, гуманность, великодушие и убеждение, что войны не должно быть никогда, а если случится такая беда, то быть достойным защитником своей Родины. Посеянные зернышки добра взойдут хорошим урожаем на благодатной почве. А сеятели – это мы, взрослые и хороший урожай зависит от нас. Великая Отечественная Война…. Сколько горя, слез, погибших людей принесла она народу Советского Союза, бесцеремонно ворвавшись в каждый дом. Как рассказать дошкольникам о тех военных годах, не травмируя их психику. Надо ли рассказывать об этом детям. … Надо! Исподволь. От малого к большому. Они поймут! Мы обязаны говорить и учить детей беречь хрупкий мир, залитый кровью Поколением Героев, Поколением Великой Победы! И память о них должна жить века. Немало важным для формирования патриотических чувств подрастающего поколения является знакомство детей с народными художественными промыслами. Необходимо знакомить детей с декоративно – прикладным художественным творчеством, формировать чувство гордости за русских мастеров. Декоративно-прикладное творчество – это связь трудового, нравственного и эстетического воспитания. Приобщения ребенка к ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций русского народа является формированием у ребенка соответствующих нравственных качеств. Уникальным средством нравственного воспитания является знакомство детей с притчами. Ведь притча - это не просто маленький рассказ, а это своего рода нравственный закон, какой-то определённый урок. Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. Они помогают пробудить в ребенке лучшие качества как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Практикую включение дошкольников в проектную и исследовательскую деятельность. Все это развивает познавательные, творческие речевые способностей детей.

Анализируя свой опыт работы, пришла к убеждению: только любовь к детям со стороны родителей и окружающих может творить чудеса в воспитании детей

Тулупова Виктория Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа

Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю»

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо понимали, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалификации в СИПКРО по проблемам:

«Обновление содержания работы с детьми дошкольного возраста» .

« Использование новых программ и педтехнологий в работе с детьми дошкольного возраста» .

«Модернизация региональной системы образования» .

«Развитие профессиональных компетенции работников образования» .

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм - это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности. Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном

или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной его глубиной.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего села, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

Работая над данной проблемой, мы определили следующие направления

Проблемное обучение, которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного,

самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. При этом:

Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На наш взгляд значимыми условиями для успешного экспериментирования являются:

Развивающая среда;

Уровень общения со сверстниками;

Способность к сотрудничеству;

Профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы;

Потребность родителей;

Опора на собственный опыт ребенка;

Обучение в действии;

Чередование индивидуальной и коллективной работы;

Использование индивидуальных и групповых проектов.

Нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив);

Каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойственности во всем»;

Учить детей разрешать противоречия;

Учимся, играя каждый день.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

Посещение краеведческого музея;

Изучение краеведческой литературы о родном крае;

Организация выставки фотографий и открыток;

Шитьё для кукол русских, татарских народных костюмов;

Сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были

проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям:

1. Знание государственной, районной символики.

2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.

З. Народные праздники.

4. 3нание русских, татарских народных сказок.

5. Русские, татарские национальные костюмы.

6. Знание известных людей.

В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы: Я, моя семья, мой домашний адрес

В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному селу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Социально - нравственное направление

Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к селу, в котором они живут, к стране. По этой теме на занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях села, проходило знакомство с символикой РФ, с известными людьми РФ.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям села. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: «Рождество», «Сабантуй» , «Сумбуля», «Навруз». В работе широко

использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.

Предметный мир

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: «Возрождение национальной культуры», "Что такое волокно", "Путешествие хлебного зернышка", "Спасем зеленую полянку". Формировались конкретные представления о предметах быта,их назначении, проходило знакомство с различными материалами - бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом.

Дети научились понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошел конкурс поделок «Мой двор, мой дом».

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами.

Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Занятия с такой куклой для детей - источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Ребёнок и музыка

Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Изобразительное искусство

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории родного края в форме деловой игры. Предлагали родителям сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в деревнее; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографии».

Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.

Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети - носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


Самоанализ

В оспитателя МБДОУ « Китерминский детский сад»

Полежаевой Юлии Александровны

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний гражданин.

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

Ведущей целью программы развития нашего дошкольного учреждения, в разработке которой принимала участие, является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществления интеллектуального, нравственного, эстетического развития через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья.

Следуя поставленной цели, приоритетным направлением в работе коллектива стало художественно-эстетическое развитие дошкольников Поставлена задача, не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.

В ДОУ работаю воспитателем 5 лет, Аттестуюсь на первую квалификационную категорию. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя следующие:

· создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;

· предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности: учебной, игровой, трудовой, музыкальной, спортивной, коммуникативной;

· обеспечение физического и психического здоровья и здорового образа жизни;

· осуществление необходимой коррекции в познавательно-речевом развитии;

· создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды в группе;

· взаимодействие с родителями в решении возникающих проблем.

Взаимодействие с социумом.

Цели моей профессиональной деятельности согласованы с целями нашего учреждения. В течение некоторого времени работаю над проблемой «Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников». Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосное. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной задачей организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному селу, краю, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом, городом и своей страной.

Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Комплексная диагностика позволяет спроектировать маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и укреплению здоровья. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Проанализировав данные по состоянию здоровья за три года я поставили перед собой задачи:

Организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка-дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастно – психолого-гуманистических особенностей воспитанников, учета основных принципов педагогики оздоровления.

Создание дошкольнику эмоционально-комфортного состояния посредством оптимально заданной интенсивности двигательных, физических, психических нагрузок.

Совершенствование пространственного развития среды в группе, способствующей целостному развитию личности ребенка.

Активация сотрудничества педагогов и родителей, повышение педагогической компетентности родителей в целях охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Основная цель использования здоровье сберегающих технологий в организации жизнедеятельности воспитанников - это осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством организации здоровье сберегающего пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Создание здоровье сберегающей среды в группе предполагает проведение гигиенической, рациональной, адекватной возрасту детей образовательный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Степень утомления детей, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья в прямую зависит от методов, режимов, и технологий обучения. В группе мною используется: личностно-ориентированная модель воспитания и обучения - стиль педагогического воздействия - демократический.

Данный стиль - согласованно-положительный, положительно-активный. Тип педагогического отношения к детям - устойчиво положительный. Установление партнерских взаимоотношений: педагог понимает и принимает позицию ребенка. Педагогическое воздействие строится с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей ребенка. На непосредственно образовательной деятельности для детей используются разноуровневые задания. Оптимально двигательный режим - режим, позволяющий не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности ребенка, но и предусмотреть рациональное содержание при активности, освоение на соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы: оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности, индивидуально-дифференцированный подход. Для организации оптимального двигательного режима в моей группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, мешочки с песком, кубики различной величины. Для гимнастики пробуждения используются различные массажные коврики, дорожки. Для осознания своего «я» и отслеживания психологического комфорта нами сделан уголок настроения «Наше настроение». Для музыкотерапии приобретен магнитофон и подобран музыкальный материал. Для привития культурно-гигиенических навыков и создания хорошего настроения в умывальной комнате создана развивающая среда «Морской мир». Также в группе подобран соответствующий световой режим для детей с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного, или реабилитационного эффекта в его психофизического статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Учитывая состояние здоровья детей в организации жизнедеятельности, мы используем следующие здоровье сберегающие компоненты:

1. Для обеспечения здорового ритма жизни использую: а) щадящий режим(в адаптационный период) б) гибкий режим в) организация микроклимата.

2.Физические упражнения: а) утренняя гимнастика(проводиться каждый день, используются различные формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). б) подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). в) час двигательной активности (на прогулке 1 раз в неделю). г) дыхательная гимнастика (используется до и после занятий, вместе с физкультминуткой для повышения общего тонуса и активизации детей) по Стрельниковой. д) физкультминутки (используются на занятиях). е) упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке). ж) массаж волшебных точек ушек: «Поиграем с ушками», «Потянем ушки», «Погреем ушки». з) спортивные игры. и) дни здоровья.

3.Закаливание: а) воздушные ванны б) гимнастика пробуждения в) игровой самомассаж г) ходьба по ребристой дорожке д) обширное умывание е) дыхательная гимнастика.

4.Диетотерапия (рациональное питание).

5.Свето и цветотерапия (достаточное поступление света в помещение, не загроможденность и чистота окон, цветовая гамма группы спокойная).

6.Музыкотерапия: а) музыкальное сопровождение режимных моментов (спокойная музыка во время еды, бодрая во время одевания). б) музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток). в) хоровое пение.

8.Аутотренинг и психогимнастика: а) игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение»). б) игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний (игры: «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение», «Прими решение», «Минутка шалости». Этюды «Солнце», «Радость», «Два друга», «Впереди всех»). в) релаксация - успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения («Снежная баба», «Шалтай-болтай», «Холодно-жарко», «Свечи», «Кошечка»). г) пальчиковая гимнастика (игры потешки «Пальчики в футбол играют» «Дружба», «Цветок», «Семья»)

9.Витаминотерапия(2 раза в год)

10.Пропаганда ЗОЖ: а) занятия по ОБЖ (по плану) б) работа с родителями (консультации: «Роль физического воспитания в развитии дошкольника», «Закаливание и здоровье детей», «Предупреждение плоскостопия», «Прогулка в жизни ребенка», «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Беседы: «Берегите зрение детей», «Дети и телевизор», «Авитаминоз», «Пищевая аллергия», «Чем занять ребенка в выходные дни»). В дальнейшем необходимо проводить с родителями обучающие упражнения, игры-тренинги, организация круглого стола.

Принцип развивающего обучения, на котором построена деятельность ДОУ, предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе, и к речевому развитию детей. Обладая системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, применяю вариативные методики и программы, использую приемы развивающего обучения, учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.

Процесс поискового обучения я выстраиваю на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка. Планирование образовательного процесса происходит строго с учетом перспективы развития каждого ребенка. Объем знаний, их интеллектуализация реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря методике. Подбираю учебный материал, стимулирующий рост умственных способностей детей (занимательные и интеллектуальные игры, упражнения, игрушки).

Личностно-ориентированный подход к освоению содержания образования проявляется в использовании разнообразных форм организации детей на занятиях, с учетом их подготовленности и характере предстоящей деятельности, различных методов и приемов. Обеспечивая развивающий характер образовательного процесса, в работе с детьми использую методы и приемы, обеспечивающие активную познавательную деятельность дошкольников:

Дифференциация по содержанию работы с детьми (задания разной степени трудности, гибкие вариативные задания);

Дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям (по возрастному составу, по половому признаку, по области интересов, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);

Осуществляю индивидуальный подход к ребенку при развитии его речевых способностей и продвижению к успеху;

Используя инновационное обучение: игры, разыгрывание ролей, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, что стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображении;

Уделяю внимание совместной деятельности ребенка и взрослого,

В обучении создаю проблемную ситуацию, побуждающую к поиску, открытию.

Моя позиция по отношению к ребенку – любовь к нему, заинтересованность в его жизни, вера, терпимость к недостаткам. Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношения. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь находить лучшие качества ребенка и раскрывать его способности, видеть уникальность ребенка, уважать его права и свободу, создавать для ребенка ситуацию успеха, помогать ему в самореализации. Поощряю доброжелательные отношения между детьми (чуткость, вежливость, внимательность, доброту, ласку, дружелюбие). Создаю условия для активного делового общения (речевого, игрового, творческого).

Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с его собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, необходимо педагогическая диагностика. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления уровня психического развития детей педагогом проводится психодиагностические исследования. Результаты исследования таковы:

42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»

58% средний уровень с благоприятным прогнозом.

Анализ уровня выполнения программного материала за 3 года показал, что использование новых технологий и методики развивающего обучения позволило расширить знания детей и добиться высокого уровня освоения детьми комплексной программы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а так же сформирован широкий кругозор. Ребенок, уходящий в школу, соответствует модели выпускника нашего детского сада.

Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей стали участие моих воспитанников в различных конкурсах и программах:

– участие во всероссийском конкурсе «Простые правила».;

Участие в конкурсе «Китерминская звездочка» организованная Китерминским ЦДК: МБУК «КЦКС».;

Участие в программе «Праздничный вернисаж», посвященный Дню матери.;

– участие в выставке «Шляпка», творческие работы;

– участие в фотовыставке «Моя семья;

– участие в выставке детского творчества «Новогодняя карусель».

Работа по формированию у дошкольников позиции признания ценности здоровья требует углубления и продолжения. Недостаточно эффективной остается работа с родителями по воспитанию здорового ребенка, по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Создавая интерьер группы, прежде всего, учитываю возрастные и психические особенности воспитанников, а так же их повышенную двигательную активность, стремлюсь включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Предметная среда не должна быть завершенной, поэтому периодически преобразовываю и обновляю ее с учетом специфики детского восприятия, в целях стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

В группе оформлены различные «тематические» зоны:

Театрально-художественная;

Уединения и отдыха;

Речевая;

Двигательная.

Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласованно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Такой подход к организации жизненного пространства в группе внушает ребенку доверие, создает у воспитанников благоприятное эмоциональное состояние. Важной психопрофилактической работой с детьми является предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Главный показатель моей работы – высокий уровень душевного комфорта воспитанников.

Физкультурный уголок группы оснащен нетрадиционным спортивным оборудованием: оригинальные коврики для массажа стопы, мишени для метания, ребристые дорожки, разнообразные шапочки для подвижных игр, тоннели для ползанья, обручи с лентами «Веселая карусель», многофункциональные дорожки для профилактики плоскостопья, мягкие мячи, спортивные бревна. Созданная стена осанки позволяет укрепить позвоночник ребенка и сформировать правильную осанку. Она используется для профилактики болезней внутренних органов, ортопедических заболеваний.

Природный уголок группы – одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.

Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности: весы, лупы, мерные стаканчики, разнообразные коллекции минералов, гербарии, муляжи. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.

Образовательная среда наполнена не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами. Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, изображения на которых приспособлены для тренировки пальцев, коврики фантазий, волшебные полянки, созданные с целью развития мелкой моторики пальцев и одновременно обладающие психотерапевтической функцией. Мягкие подушки в виде интересных сказочных образов, с которыми дети могут пошептаться. Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой целью появился уголок уединения, место, где ребенок может чувствовать себя защищенным и тихонечко играть.

Уют, комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на окнах, салфеток на столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка

Ольга Стукалова
Самоанализ занятия в старшей группе «Города-герои»

Задачи :

Обобщать и систематизировать знания детей об истории своей страны, о защитниках Отечества;

Учить чтить память павших бойцов;

Знакомить детей с городами – героями Москва , Ленинград

Воспитывать любовь к Родине.

Цель :

Продолжать воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне, уважение к защитникам Отчизны формирование интереса к истории своего народа, сохранению патриотических традиций старших поколений . Продолжать знакомить детей с городами – героями Москва , Ленинград (Санкт –Петербург) .

Продолжать развивать познавательную активность; пополнять знания об истории нашей Родины, познакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны; воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов, стремление быть приемниками лучших традиции своего народа, гордости за свою страну.

Организационная деятельность, подготовка к занятию .

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно , в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Данная структура занятия вполне оправдана . Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на занятии характеризуется как совместная, индивидуальная.

На занятии я применяла следующие формы работы : фронтальную, индивидуальную, групповую .

Методы :

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно - демонстрационный (изображение фотографий городов Москвы и Ленинграда , карта «Дороги жизни» ,письмо с фронта).

3. Практический (складывали письма «треугольник» , составление карты «Дороги жизни» );

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде составления карты «Дороги жизни» )

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены!

НОД своей цели достигло!

Передовой педагогический опыт в детском саду

Самоанализ по проблеме:
«Воспитание патриотических чувств
через привитие любви к родному краю»

Составила воспитатель I кв. категории
МДОУ №84 «Серебряное копытце»
г. Набережные Челны, Чванова М. В.

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо понимали, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалификации в ИНПО по проблемам:

«Обновление содержания дошкольного образования и повыв технологии развития личности» в объеме 114 часов. « Психолого-педагогические, организационно-методические аспекты реализации образовательных программ в ДОУ»72 часа.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом) , нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, по должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности. Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россиястрана многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ee глубиной.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.
  2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
  3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.) .

Работая над данной проблемой, мы определили следующие направления

Проблемное обучение, которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. При этом:

Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На наш взгляд значимыми условиями для успешного экспериментирования являются:

Развивающая среда;

Уровень общения со сверстниками;

Способность к сотрудничеству;

Профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы;

Потребность родителей;

Опора на собственный опыт ребенка;

Обучение в действии;

Чередование индивидуальной и коллективной работы; -использование индивидуальных и групповых проектов.

Нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив) ;

Каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»; -учить детей разрешать противоречия;

Учимся, играя каждый день.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, татарского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

Посещение краеведческого музея города

Изучение краеведческой литературы о городе и крае; -организация выставки фотографий и открыток»; -шитьё для кукол русских, татарских народных костюмов;

Сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине,

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были

проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня

знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха) . 4. 3нание русских, татарских народных сказок. 5. Русские, татарские национальные костюмы. 6. Знание известных людей РТ, РФ.

В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы: Я, моя семья, мой домашний адрес

В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки. Социально - нравственное направление

Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме па занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Набережные Челны, Казани, Москвы, проходило знакомство с символикой РТ, РФ, с известными людьми РТ РФ.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Сабантуй. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине. Предметный мир

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: "Как сарафан в поле вырос", «Возрождение национальной культуры», "Что такое волокно", "Богатыри земли русской", "Путешествие хлебного зернышка", "Спасем зеленую. полянку". Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом»

Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошли конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, необыкновенный снеговик, кормушка для птиц и создание музея льна.

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей -источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже па фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Ребёнок и музыка

Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Изобразительное искусство

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Татарстана в форме деловой игры. Предлагали родителям посетить краеведческий музей, сфотографировать самое красивое, па их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографии».

Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.

Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети -носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

  1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
  2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
  3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.