Флористика        28.09.2019   

Сценарий мероприятия на тему "день матери-казачки". Сценарий развлечения, посвященный дню матери-казачки «Казачки не уступают казакам» (старший дошкольный возраст совместно с родителями)

Татьяна Манько
Сценарий праздника «День матери казачки»

Цель :

1. Познакомить детей с событиями Введения во храм Пресвятой Богородицы и традициями празднования этого праздника .

2. Воспитывать интерес к традициям русской православной культуры.

3. Приобщение дошкольников к культурным ценностям кубанского казачества , сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений.

4. Показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза Женщины –матери- казачки

5. Воспитание чувства гордости, любви, бережного отношения к женщине - матери .

6. Создание теплых взаимоотношений в семьях воспитанников.

7. Пополнить словарный запас детей словами : ангел, храм, икона, Богородица.

Предварительная работа :

Изготовление народной куклы «Желанницы» для мам;

Беседы о мамах;

Рассматривание кубанских народных костюмов

Изготовление макетов «Кубанское подворье»

Выставки детских рисунков «Маму очень я люблю!»

Фотовыставка «Моя любимая мамочка» ;

Показ презентаций «Жилище казаков » , «Петриковская роспись» .

Оборудование :

1. Иконы и репродукции икон «Введение во храм Пресвятой Богородицы» , «Пресвятой Богородицы»

2. Презентация «День казачки »

3. Музыкальное сопровождение

4. Народная кукла «Желанница»

День казачки – матери на Кубани .

ДЕТИ ВХОДЯТ С ВОСПИТАТЕЛЕМ ПОД МУЗЫКУ ТАНЦА «МОЛОДЫЧКА»

Садятся на свои места

Девочка : Она смотрит в зеркало и говорит :

Свет, мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи :

Кто на свете всех умнее,

Всех любимей и добрее?

Воспитатель. И ей зеркальце в ответ :

Мальчик. Все девицы так прекрасны,

В том, конечно, спору нет!

Только есть такое слово,

Что дороже дорогого!

В этом слове - первый крик,

Радость солнечной улыбки,

В этом слове - счастья миг

Дорогой и очень близкий!

Все дети Это слово мама!

Воспитатель Добрый день !

Здравствуйте, гости званые и желанные. Всех привечаем и душевно встречаем с песней казачье .

Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному. Извольте откушать наши хлеб-соль.

(Выходит девочка с хлебом, угощает гостей на фоне казачьей песни .)

Пусть время, проведенное здесь, навсегда оставит след в вашем сердце.

Милости просим к нам на праздник !

Музыка «Колокольный звон»

Самое прекрасное на земле слово – это мама. Мама – первое слово, которое произносит человек.

Родится, стоит поздно или рано

Хотя бы для того на свет,

Чтоб вымолвить впервые имя «мама» ,

Которого священней в мире нет.

Воспитатель : 21 ноября 1774 года отряд, состоящий, из 9000 татар и турок вторгся на территорию государства Российского и окружил станицу Наурскую.

В то время в станице были только женщины, старики и дети. Все мужчины – казаки были в военном походе. Но казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все, что могли : вилы, кинжалы, пики, топоры. … Обливали турок кипятком. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери- казачки » .

Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День матери казачки » , который приходится на 4 декабря, на большой церковный праздник «Введение в Храм Пресвятой Богородицы» .

Введение во храм Пресвятой Богородицы - христианский праздник , основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы

святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Добрая, праведная Дева Мария стала Матерью Самого Господа . Ее жизнь на земле была нелегкой. Ей пришлось много трудиться и страдать, прятать Младенца от смертельной опасности, расставаться с Ним, когда Он ходил по городам, проповедуя слово Божие. А сколько боли перенесла Она, когда Сына обвинили и неправедно судили, мучили и убили. Все перенесла Она с кротостью и смирением, посвятив Себя служению Богу и людям.

Жизнь Пресвятой Богородицы – пример для всех нас. Все мы должны подрожать Ей в терпении, вере, трудолюбии. А все матери , которые мечтают вырастить своих детей добрыми, честными людьми, должны молить Ее о помощи в нелегком труде воспитания своих чад.

Праздник замечательный , так как есть что сказать , сказать очень много ласковых и тёплых слов в адрес матерей , которые являются «душой дома и мира» , без которых нет жизни на земле.

Слово «мама» не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет. У каждого народа это слово звучит одинаково ласково. Дети, скажем ласковые слова о маме.

Дети. Есть самое нежное слово на свете :

Его произносят в младенчестве дети,

Его вспоминают в разлуке и муке-

«Мама!»

Пускай наши чувства наружу-

Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,

Всё могут твои материнские руки –

Прости за обиды невольные наши,

За ночи без сна, что не делаю краше.

О, как мы порою бываем упрямы,

В долгу пред тобою мы будем извечно,

за всё благодарны тебе бесконечно.

Будь самой счастливой, любимою самой,

Воспитатель : А вы свою маму любите?

Воспитатель : А как вы проявляете свою любовь к маме?

Дети. Мы тоже заботимся о ней. Помогаем мыть посуду. Подметать пол и двор, слушаемся маму и т. д.

Реб. Мама- это солнечный свет,

Взгляд чудесных ласковых глаз.

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз.

Реб. Детство – золотая пора.

Как чудесно знать, что со мной

Мама, словно ангел. Добра,

Друг мой самый лучший, родной.

Воспитатель : Кто сильнее и больше всех вас любит?

Дети. Мама.

Песня «Браво, браво Катерина»

Как был в нашей сотне командир хороший

Чернявая моя, чернобровая моя,

Черноброва, черноглаза, кудрявая голова,

Браво! Браво Катерина!

Браво, сердце моё!

Браво! Браво Катерина!

Браво, сердце моё!

Командир хороший, старшина удалый,

Командир хороший, старшина удалый.

Старшина удалый, казаки все бравы ,

Старшина удалый, казаки все бравы .

Воспитатель :Мы с вами живем на Кубани, которую называют «Райским уголком земли» , «жемчужиной России» , «житницей России» , где сложилось особое сословие – казачество со своей культурой , со своим укладом жизни. И слово мама у казаков тоже приобрело свой оттенок и звучит по-казачьи ласково – маманя . Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Женщина – мать содержала семью, следила за хозяйством, готовила пищу. Кроме того кубанские женщины славились искусством мастериц : вышивали рушники, рубашки постельное бельё. До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Свои дома украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки . На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль – символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик» . Мать – казачка являлась хранительницей традиций и обычаев казачества .

Воспитатель : А знаете ли вы ребята-казачата , что в разные времена мамин день начинался по-разному. В наше время мама отводит детей в детский сад, а сама спешит на работу, при этом успевает накормить всю семью, навести порядок в доме. На помощь маме пришла различная техника. Какая техника помогает в хозяйстве вашей маме, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель : Видите сколько помощников у ваших мам. Но давным-давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было. Жизнь текла совсем иначе. Сегодня мы с вами посмотрим, как проходил мамин день много-много лет тому назад.

А ПОМОГУТ НАМ В ЭТОМ РЕБЯТА СТАРШЕЙ ПОДГРУППЫ

(показ презентации «День казачки » )

(Слайд 1, изображение казачки с коромыслом )

Реб 1На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет .

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька , дай воды напиться.

(Слад 2, изображение казачки , стирающей белье)

Реб 2Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

(Слайд 3, изображение казачки , накрывающей на стол)

Реб 3 Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

(Слайд 4, изображение казачки в поле )

Реб 4Ох, истерты рученьки

Да грубы мозоли.

До темна-то матушка

Все трудилась в поле.

(Слайд 5, изображение казачки у прялки или ткацкого станка)

Реб 5 Вечером у прялочки

Поучает дочь.

Оглянется матушка :

За окошком ночь.

Воспитатель : Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день кубанской матери . Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам

А сейчас ребята подготовительной подгруппы прочтут стихотворения

Заветы старины в семье казачьей

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богаты :

Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

Казачек все любили , уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

Им почести повсюду воздавали

Так было на Кубани, Тереке, Дону!

До наших дней дошли сказанья

О славных прародительницах наших,

Отважно дом свой от набегов

Врагов коварных защищавших.

Прелестный образ казачки молодой

Воспет не раз поэтами в стихах.

С её чарующей восточной красотой

Оставил след в восторженных сердцах!

Песня На Кубани мы живём

На Кубани мы живём,

На родной Кубани,

Песни звонкие поём,

Славимся делами.

Не найти в России милой

Благодатней края,

Эх, Кубань-кормилица

Сердцу дорогая.

Дух казачий боевой ,

В праздники и будни

Мы ведём за счастье бой

И его добудем.

Воспитатель : Ох, и хлебосольны кубанские хозяйки. Лучшего борща, чем на Кубани, нигде не отведать. И узвара ароматней нигде не сыскать. А Вы знаете, из чего готовят борщ, а из чего узвар? Вот мы сейчас и проверим.

Игра «Борщ – Узвар» .

Дети из общей корзины выбирают, то, что нужно для борща и то, что нужно для компота.

Игра «Угадай казачье блюдо »

Назовите названия казачьих блюд , в рецепт которого входят :

1 рецепт- картофель, лук, зелень, рыба-Уха

2 рецепт- сухие яблоки, груши, вишня, чернослив и изюм или же свежие яблоки, груши, слива, вишня и изюм - Узвар

3 рецепт- Пшено, лук, зелень, растительное масло, рыба - рыбацкий кулеш

4-й рецепт : капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло - винегрет

5 рецепт- ржаные сухари, кипяток, дрожжи, сахар, изюм- хлебный квас

Воспитатель : В самую пору испытать наших казачек , да поразузнать, что они за хозяюшки : умелые ли, сноровистые ли. Наш конкурс так и называется

«Казачья сноровка »

Мамам нужно на ощупь определить, что за крупа насыпана в тарелки, а детям на ощупь угадать овощи.

Ведущий :Песню «Наварила я галушек» исполняют девочки подготовительной подгруппы.

Наварила я галушек…

Наварила я галушечек с утра,

Мне казаченьку кормить пора .

Припев :

Ой-ли, дали, дали, лушечка

Я сама, как та галушечка.

За водицею далеко идти,

Можно с лужицы воды принести.

Чесночком я их заправила

Да горшок на печь поставила.

Мой миленочек похваливает,

Большой ложкою наяривает.

Лег на лавочку он подремать,

Стало что-то в животе скакать.

Припев :

Ой-ли, дали, дали, душечка,

Боже мой, да там лягушечка!

Воспитатель :Всегда любили казаки и казачки погулять на вечеринках, посиделках, исполнять песни, танцевать и конечно же играть в коллективные игры. А сейчас я предлагаю поиграть в одну из казачьих игр .

Игра Лавочка

Мы на лавочке сидим. Друг на друга не глядим

Не пора прогуляться и местами поменяться.

(Девочки сидят на двух противоположных сторонах на лавочке, В стороне стоит 1 или2 лишних игрока, им не хватило места. После слов дети с одной стороны бегут на другую. А водящий торопиться занять место. Кому не хватило места, тот водит).

Вот жили наши предки – казаки , растили детей, женили их или выдавали замуж, становились матерями , недосыпали многих ночей, беспокоились о своих детях, чтобы они были здоровыми, умными и добрыми.

Воспитатель : Казачья нелегкая доля ,

Казак только богу подсуден,

Сквозь годы проносится полем :

«Мы были, мы есть и мы будем!»

Не выжечь наш дух, наши корни,

Пусть к воле казачьей путь труден .

Но, всюду, где сердцу просторней,

Мы были, мы есть, и мы будем!

Сейчас наши славные казачата исполнят песню .

«Казачата »

Приуныли казаки - пыльная дорога

Не ведёт их в дальний путь, не звенят клинки.

Позабыты дни былые, песни боевые.

Ратный дух угас и вот приснули казаки .

Эх, казачата ! Ребята удалые,

Будут новые ряды славных казаков !

И пускай пока немного, велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь.

Подрастают казачата , песня раздается,

Скажет атаман довольный : "Сменой я горжусь!"

Эх, казачата ! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков !

И опять казачья песня над рекою льется.

Заклубился дым над люлькой, вспыхнули костры.

Вам, лихие казачата , удаль остается,

Вместе с шашкой передали вам её отцы!

Эх, казачата ! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков !

По коням!

Эх, казачата ! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков !

Воспитатель :Не оплачен наш долг перед матерями . Давайте не забывать об этом! Пусть наши мамы не только в праздник , но и в будни чувствовали любовь своих детей.

У матери обязанность одна :

Себя, забыв, в заботах распыляться.

И плоть, и душу, выложив до дна,

Душой и плотью повторяться.

Воспитатель : Рождение новой жизни – одно из важнейших таинств на земле. И потому имя матери всегда окружено благоговением. Матери . Их миллионы. И каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь . Женщины всех рас, говорящие на разных языках – все они объединены одним чувством, сердце их говорит на едином языке мира. Дорогие наши мамы мы еще раз поздравляем вас.

Быть матерью и жить любя ,

Светить, и озаряться светом

И тратить целый век себя…

Какая честь в призванье этом.

Звучит музыка «Я назову тебя зоренькой»

А в подарок, дорогие мамы, мы подарим вам кукол. Это куклы не простые,это куклы - желаньицы.

Из рубашек кукурузных

Кукол сделали искусных.

Лентой перевяжем

Да гостям покажем.

Подержите в ладошках, покачайте немножко. К сердечку прижмите. Чуть-чуть подождите. А теперь загадайте желание. Просите все, что хотите.

Будьте счастливы дорогие мамы! Пусть ваши желания обязательно исполнятся!

9 декабря 2016год
Сценарий праздника «Хвала тебе казачка!»,
посвященный Дню матери – казачки.
Н.А. Это случилось давно, братья соколы (соколом у казаков назывались молодые, удалые казаки), еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными милями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим душам неслись в каждом хуторе, как шум воды на порогах.Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева Мария, наша небесная Мати, вместе со Святым Николаем Святителем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее, и нечем было их освежить. Никто на хуторе не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям, и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой казачьей реке. И только наклонилась к ее струям Прекрасная Мати, как упала корона с ее головы, упала и скрылась под водой.
Ах, сказала она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратилась она в свой Небесный дом, то увидела на ее Золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
Как же они попали сюда? – воскликнула Она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для меня.
Нет, Матушка, - сказал ей Сын, - Это не жемчуга, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Вот почему в казачьей Земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами, только у казаков День казачки-матери издавна празднуется 21 ноября (по старому стилю) – 4 декабря (по новому стилю) каждого года.
Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Мы собрались здесь для того, чтобы поздравить Вас с праздником. Рассказ о празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы.
№1. Клип «ПРОЛОГ, ДЕНЬ МАТЕРИ»
Влад. Вот уже более двух веков православное казачество отмечает «День матери-казачки» 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».
Данила. И второе событие – День матери, который отмечают в России в последнее воскресенье ноября. Среди многочисленных праздников, существующих в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят нам любовь, нежность и ласку. Спасибо Вам, мамы!!! Пусть время, проведенное здесь, оставит след в вашем сердце.
Вика.
Вика.Есть самое нежное слово на свете:
Его произносят в младенчестве дети,
Его вспоминают в разлуке и муке – «МАМА!»
Пускай наши чувства выходят наружу –
Ты греешь, как солнце и в дождик, и в стужу,
Все могут твои материнские руки – «МАМА!»
Прости за обиды невольные наши,
За ночи без сна, что не делают краше.
О, как мы порою бываем упрямы, «МАМА!»
В долгу пред тобою мы будем извечно,
За все благодарны тебе бесконечно.
Будь самой счастливой, любимою самой, «МАМА!».

Даша. Как хорошо, что мы, следуя вековой традиции, все собрались здесь и пригласили мам и мам своих пап и мам, т.е.бабушек. сегодня мы будем говорить о самых близких людях и о бережном отношении к ним, о возрождении былой старины.
Арина. Еще в глубокой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом – не имеет будущего. Поэтому мы хотим Вам предложить небольшое путешествие в историю.Влад. Нелегко раньше жилось предкам-казакам, которые по указу Екатерины Второй были переселены с берегов Волги на Северный Кавказ. Данила. В лихую годину дружно вставали на защиту родной земли-матушки, в мирное время работали на ней с утра до ночи. Дорожили казачьим братством, вставали друг за друга спиною, делили на всех и беду и радость.
Даша. Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью.
Арина. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Влад.Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали
Данила. Входила молодая казачка в мужнин дом... А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно - «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина - мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.
Арина. Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая казачка.
Даша. Истоки чествования казачек ведутся с 1774 года, времени турецкой войны, когда девятитысячный отряд татар и турок вторгся в российские пределы на Тереке и окружил станицу Наурскую. Все строевые казаки находились в походе, и основную часть обороны взяли на себя их отважные жены вместе со стариками и ребятишками. В честь той победы в станице Наурской потом насыпали курган Славы, а светлый этот день окрестили Днем казачки.
Вика.И вдруг напев остановился…
На вышке дальней, на юру,
Огонь сигнальный появился,
Как говорится, не к добру.
Беда в калитки, в окна билась…
Шла на станицу вражья рать.
От хаты в хату покатилось:
-Вставать!
-Вставать!
-Вставать!
-Вставать!
Коля. Звала служивых колокольня.
Но казаки в поход ушли…
А как без них? И слез невольно
Сдержать казачки не могли.
К завалам тяжко ковыляя,
Сыдые старцы тихо шли.
Бранились вслух, себя ругая,
что сил в боях не сберегли.
Лиза -Робыть шо станем?
-Во, пехота!
-Ну, бисов непотрибный враг…
Под ропот этот шла работа,
Мелькали юбки во дворах.
Мухаммед -Того до ноне не бывало,-
Хорунжий старый говорил.
Клубились бабы у завала.
А враг все ближе подходил.
У желтой Малки – речки звонкой,
Собрали женщин старики.
Они – ну, чем не амазонки? –
Расположились у реки.
Карина.Мальчишки воду кипятили,
Пылали жаркие костры.
В руках у женщин вилы были,
Кинжалы, пики, топоры…
Я слышал:
-Нюська, вон. Взгляни-ка,
Татарин прет на старика…
Но пуля, будто земляникой
Мазнула Нюрку у виска.
Ал.Сол. Я слышал:
-Марья, слева глянь-ка,
Из-за куста плескай на плешь…
В бою любая марьичанкаСтояла насмерть за рубеж.
Саша.От кипятка парило всюду.
Шел в ход и чай, и шли борщи…
Я слышал: - Марья, бей паскуду!
И слышал: - Дашка, полощи!
Горели детские качалки,
У рва, как щит - огни, огни…
Такими были наурчанки.
И здесь казачки, как они.
Настя.Врага на приступах встречая.
Терчанки бились… Страшен час.
С небес глядела Мать Святая
Их охранял казачий Спас.
Была тяжелою победа
Тех отгоревших болью дней.
Былое памятью согрето
Во славу женщин и детей.
№2. Видеоклип «Сердце Матери»
Н.А. Если в образе казака история запечатлела такие свойства как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семье. Такие ее качества, как жертвенность, свободолюбие, патриотизм, и вместе с тем забота о близких, нежное сердце – все это составляет тот удивительный сплав, имя которому – русский характер!Коля.Давно, как давно, ах, и в те времена Морила, губила, сжигала война.

Андрей.Казачья им сила навстречу пошла И в схватке неравной в степи полегла.

Лера.И вышла Наталья, казачая мать,Ах, сына Степана по Полю искать.

Влад.А рядом, сраженный казачьим копьемТатарин израненный, с мертвым конем.

Лиза. Он шепчет чегой-то – су-бер аль су-бар…Напиться так просят у них, у татар.

Ал.Сол. Могилку бы вырыть -да руки дрожат, И катятся горькие слезы, как град.

Мухаммед. И кинулась снова казачая мать, Татарина хочет она приподнять,

Ал.Лап. Татарскою саблею, слабой рукой, Мать роет могилку, а слезы - рекой.

Данила. И снова к татарину: "Боже ты мой, Никак не поднять - агромадный такой!

Саша. Хоть нет его, Степушки, Господи, нет, Нехай очунеется этот Ахмет!

Камила. И хочет татарина вновь приподнять...И все это видела Божия Мать.

Настя. И сбилась... и начала горько рыдать, И хочет Наталью Ему показать,

Карина. И видит: Господнею волей святой Поднялся Степан из земли из сырой,

Ал.Лап. И с матерью вместе Ахмета подняв, Кладет на ковер из лазоревых трав.

Вика. Господь бесконечных неведомых силСтепана ей, сына ее, воскресил!

16.Андрей. Уснул он, спокойно Ахметка уснул,Вернется он снова в родимый аул,


17.Настя. И если кто думал – народ их убит,Напрасно, Господь казаков воскресит.

Ю.Л. По отношению человека к матери народ измеряет свое отношение к человеку. Чувство любви к матери заложено в нас самой природой и живет в человеке до конца его дней.
В наш современный век человек испытывает небывалые перегрузки. Более напряженной стала работа. Дефицитом становится время. Снижается культура человеческого общения. Многие пишут о неблагополучии семейных отношений, о разобщенности родителей и детей. Вашему вниманию предлагаем сценку-спор «Что за дети нынче, право?»
Сценка-спор «Что за дети нынче, право?»
Андрей. Я вот думаю, гадаю,
Для чего детей рожают?
Так, ребята, вы не против?
Взвесим-ка все «за» и «против»!
Коля. А зачем тебе все это?
Андрей. Для конкретного ответа!
К взрослой жизни подготовка…
Коля. Ты придумал это ловко!
Андрей. Да за маму мне обидно.
От проблем житья не видно.
Мухамед. Да…от нас проблем немало…
Не простая должность – мама.
Андрей. Как бы легче было ей
Без таких, как мы, детей.
Настя. Фу! Какая ерунда!
Скучно будет ей тогда!
Да и в старости компот
Кто в стакане принесет?
Вот представь себе теперь
Маму вовсе без детей!
Лера. Дома – тихо, чистота…Красота!
Ал. Лап. И пустота! Дом – уютный, но пустой!
Без детей он – неживой!
Камила Но зато, скажу я прямо,
Славно отдыхает мама.
Не придется ей опять
Все уроки проверять,
За детей решать задачки,
Сочинение писать,
За различные проделки
То ругать, то наказать.
Кухня, ужин, постирушки,
Снова собирать игрушки.
Не жалея нервных клеток.
Загонять в постели деток!
Арина И услышать, засыпая:
-Ты красивая такая,
Честно-честно говорю,
Мам, я так тебя люблю!..
Карина Да…гм-гм…звучит красиво.
А такая перспектива:
Только вырастил детей –
Выдал замуж поскорей.
Отдохнуть теперь хотите?
Вот вам внуки! Получите!
Камила. Ну и что? Опять играйся.
На бабулю откликайся.
Сели, встали, побежали.
Вновь игрушки все собрали,
Тренировка у плиты,
Воз домашней суеты…
Саша. Да зачем им жизнь такая?
Аэробика сплошная!
Торопись, что все успеть.
Даже некогда стареть!
Даша. Нет! Я все же, сомневаюсь,
Столько нервов и забот!
Я все больше убеждаюсь:
Дети – хлопотный народ.
Надо долго их растить,
И воспитывать, учить,
По ночам не досыпать,
День и ночь переживать.
Заболели – полечить,
Провинились – отлупить,
И в учебе помогать,
И кормить, и наряжать…
Лера. Трудность в чем? Не понимаю!
Я же кукол наряжаю!
Мухаммед Ну, сравнила! Во – дает!
Лиза. Дети – хлопотный народ.
Но зато они для мамы
Всех важней, скажу я прямо.
Мамам – в детях продолженье,
И почет, и уваженье,
И огромная любовь.
Мухаммед И забота вновь и вновь…
Алеша С. Так, мой друг, спокойствие!
Заботы – в удовольствие!
Пока деток воспитаешь,
Ни на миг не заскучаешь.
Андрей. Да-а-а. добился я ответа –
Смысл жизни видно в этом.
Вика Смысл жизни видно в том,
Чтоб детишек полон дом!
Каждой маме по ребенку,
Ну, а лучше сразу два!
Коля Чтоб у мамочки от скуки
Не болела голова.
Ю.Л. Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке был привязан номерок из пленки. На нем были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.
- Кому из вас мама показывала этот номерок – вашу первую «медаль»?
Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый. Сейчас вы подросли, но мама любит вас также крепко и нежно. Мамы будут любить
вас ровно столько, сколько будут жить на свете – помните об этом всегда! И сколько бы вам ни было лет – 5 или 50, вам всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!
Кирилл. Быть мамой девчонок, конечно, не то:Там куклы, посудка, больничка, лото,Там пышные платья и косы ребенку…Тебе ж подарила судьба пацаненка.Данила А. Твой дом украшают не вазочки роз,А киборг-убийца, что сын твой принес,Найдя его в луже у дома родного,Почистил, помыл и теперь он как новый.Вл. Петяев Нет, это не хлам, и не смей убирать!Ты хочешь военную базу сломать?Ты хочешь снести самолетный ангар?Одумайся, женщина! Это ж кошмар!Рамиль. Ты в бой поведешь оловянных солдат,Будь смелой и дерзкой, ни шагу назад!Ты выучишь с ним и все марки машин,А станет побольше - все виды их шин.Данила А. Ты без него не смогла бы узнатьЗачем нужен лобзик? Неужто лобзать?Тиски нам зачем? Может тискать кого-то?Подшипник - что это? С шипами чего-то?Вл. Петяев. Так много всего, что могло пройти мимо!Но вот оно счастье - быть мамою сына!
№3. Колыбельная – девочки в платках с куклами
Общая песня «Мамина улыбка»
Ведущий 1. И сейчас мы и наши мамы – самые счастливые: мы можем пооткровенничать, пожаловаться, доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле – маме.
Родиться стоит поздно или рано,
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово «МАМА»,
Которого священней в мире нет!.
Ученики читают поздравления.

1.Сказать «спасибо» - это мало,
Мы все в долгу перед тобой.
Дай Бог тебе здоровья, мама, -
Желанье всей родни большой.
Твое тепло, твое добро,
Всегда оно нас окружает.
И станет на душе светло,
Когда твой праздник наступает.
2.Ты отдала семье так много лет -
Готовила, стирала и пекла,
Дарила нам своей улыбки свет,
Очаг семейный чутко берегла.
Заботой на заботу отвечая,
Мы все тебя давно боготворим.
Здорова будь и счастлива, родная!
От всей души тебя за все благодарим!
3.Знай, тебя считают дети
Лучшей мамою на свете!
Пусть поможет счастья птица
Исполнения добиться:
Всех желаний! Будь любима!
Всем ты нам необходима!
4.Бабушка моя родная!
Пишу я стихи для тебя.
Как хорошо, что есть ты на свете
Такая одна для меня.
Желаю, чтоб не было в жизни разлуки,
Чтоб рядом мы были всегда.
Я к сердцу прижму твои добрые руки
И буду с тобою всегда!
5.Праздник наш уже кончается,
Что же нам еще сказать?
Разрешите на прощанье
Всем здоровья пожелать!
Будьте веселы, здоровы.
Всем дарите добрый свет!
Приходите в гости снова
И живите до ста лет!
Учитель: Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Желаю, чтобы ваш домашний очаг всегда украшали уют, достаток, любовь и счастье! Пусть в этот день сбываются все ваши мечты, сердца переполняются счастьем и радостью, а глаза светятся теплотой и нежностью.
Провела: А. С. Строцкая
Просмотр видеоролика « Я ПОДАРЮ ТЕБЕ АНГЕЛА»
Ведущий 1.
Введение во храм Пресвятой Богородицы - христианский праздник (4 декабря). В этот день вспоминают всех женщин казачек, благодаря которым уже много веков не угасает казачий народ, растут новые защитники Отечества, живет наша родная земля. Этот христианский праздник основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.
Ведущий 2.
Добрая, праведная Дева Мария стала Матерью Самого Господа. Ее жизнь на земле была нелегкой. Ей пришлось много трудиться и страдать, прятать Младенца от смертельной опасности, расставаться с Ним, когда Он ходил по городам, проповедуя слово Божие. А сколько боли перенесла Она, когда Сына обвинили и неправедно судили, мучили и убили. Все перенесла Она с кротостью и смирением, посвятив Себя служению Богу и людям.
Жизнь Пресвятой Богородицы – пример для всех нас. Все мы должны подрожать Ей в терпении, вере, трудолюбии. А все матери, которые мечтают вырастить своих детей добрыми, честными людьми, должны молить Ее о помощи в нелегком труде воспитания своих чад.
Чтец: (Инсценировка. Мальчик и девочка)Девчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Девчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!"
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"
Ведущий 3.
Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.
Ведущий 4.
В исторических документах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.
Ведущий 5.
Если в образе казака история запечатлела такие свойства как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семье. Такие ее качества, как жертвенность, свободолюбие, патриотизм, и вместе с тем забота о близких, нежное сердце – все это составляет тот удивительный сплав, имя которому – русский характер!Чтец 1.
Давно, как давно, ах, и в те времена Морила, губила, сжигала война.
Несчетные вражьи сходились полкиИ шли безудержно до Дону-реки.
Казачья им сила навстречу пошла И в схватке неравной в степи полегла.
А враг, нагруженный добром не своим,Шляхами небитыми тронулся в Крым.
И вышла Наталья, казачая мать,Ах, сына Степана по Полю искать.
В соседней станице, сожженной дотла,Мать мертвого сына под вязом нашла.
А рядом, сраженный казачьим копьемТатарин израненный, с мертвым конем.
Метался в предсмертной борьбе на травеИ кровь, ох, на бритой его голове.
Он шепчет чегой-то – су-бер аль су-бар…Напиться так просят у них, у татар.
И кинулась мать, чтобы сына обмыть, Татарина хочет она напоить,
Могилку бы вырыть -да руки дрожат, И катятся горькие слезы, как град.
Чтец 2.
И бредит татарин. И солнышко жжет. А ворон-могильщик и кружит, и ждет.
И кинулась снова казачая мать, Татарина хочет она приподнять,
Он в латы закован, подбитый орел, И ей не под силу. Тяжел, ох, тяжел!
Татарскою саблею, слабой рукой, Мать роет могилку, а слезы - рекой.
Но дело свое до конца довела, И сына зарыла, и Отче прочла.
И снова к татарину: "Боже ты мой, Никак не поднять - агромадный такой!
Поди, у него-то маманя егоВсе ждет - не дождется сынка своего.
Хоть нет его, Степушки, Господи, нет, Нехай очунеется этот Ахмет!
Ох, нету в живых моего казака, Нехай хучь татарка дождется сынка!"
Чтец 3.
И хочет татарина вновь приподнять...И все это видела Божия Мать.
И кинулась к Богу-Отцу в небесах, Просила Его со слезами в глазах
И сбилась... и начала горько рыдать, И хочет Наталью Ему показать,
Что сына зарывши в землице сырой, Татарина поит водой ключевой.
И видит: Господнею волей святой Поднялся Степан из земли из сырой,
Подходит к сраженному в битве врагуИ матери шепчет: "Постой, помогу"
И с матерью вместе Ахмета подняв, Кладет на ковер из лазоревых трав.
Не знает Наталья, казачая мать, Смеяться ли ей иль от счастья рыдать:
Господь бесконечных неведомых силСтепана ей, сына ее, воскресил!
Татарин спокойно лежит на траве,Нет крови на бритой его голове.
Уснул он, спокойно Ахметка уснул,Вернется он снова в родимый аул,
Расскажет: в далекой стране казаковСраженных на землю не мучат врагов.
Дадут и поесть, и напиться дадут,У них, казаков, там – лежачьих не бьют!
И если кто думал – народ их убит,Напрасно, Господь казаков воскресит.
И в мирном труде, не в кровавом бою, Державу Казачью построят свою.
Сегодня мы хотим сказать нашим мамам “Спасибо! Мы вас очень любим!”
Чтец 4.
“Иконка”Над кроватью, чуть в сторонке,Божьей Матери иконка.Добрый взгляд Ее лучится;Если мама отлучится,То не страшно мне одной–Матерь Божия со мной.Утром рано я проснусь,На икону помолюсь.
Ведущий 6.
Женщина-казачка всегда держала в своих руках связь времен, воспитывая детей и направляя их по жизненному пути:
Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, бытия в прошлом, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.
Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.
Чтец 5.
Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Чтец 6.
Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.
Чтец 7.
Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей.
Чтец 8.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Сценарий ко Дню матери 2016 смешнойВ рубриках: День матери
Звучит песня из кинофильма « Мама»
Учитель: -Добрый день! Вот уже 4 года в последнее воскресенье ноября Россия отмечает новый праздник – День матери.
Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола
Ведущий 1: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек. На всех языках мира оно звучит одинаково нежно.
Ведущий 2: Сегодня мы собрались, чтобы сказать нашим мамам: большое спасибо! Спасибо за ваш труд! За бессонные ночи у наших детских кроваток! За терпение во время нашего обучения!
Ведущий 1: От имени всех детей говорим: Низкий вам поклон, дорогие наши мамочки!
Ведущий 2:
- Вас, милых женщин, добрых, настоящих, сегодня хотят поздравить ваши дети. Предоставляем слово им.
-Выступают ученики 9 класса Тер-Согомонова Александра и Аксенов Илья. Они прочтут стихотворение о маме.
Ты маму знаешь только дома,
Родные руки берегут,
Домашний, ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
И не всегда ты видишь маму
В ее заботах трудовых…
Не шлешь ты с нею телеграмму,
Не лечишь вместе с ней больных.
Не мчишься с ней на паровозе,
Ее не видишь у станка,
И славных дел ее в работе
Не разделяешь ты пока.
Но если мама иногда
Придет усталая с работы-
Согрей ее своей заботой,
Во всем ей помоги тогда.
Сделать на свете
Много мы сможем,
В глубинах морских и космических тоже.
Дел и дорог
Будет в жизни немало…
Спросим себя:
Ну, а где ж их начало?
Вот он ответ нам
Правильный самый:
Все, чем живем,
Начинается…
С мамы!
Ведущий 1:
Дети - самое дорогое для матери.
Счастье матери - в счастье её детей. Нет ничего на свете бескорыстнее её любви. Мама - первый учитель и друг, причём самый близкий. Она всегда поймёт, утешит, поможет в трудную минуту, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе мамы.
Учитель: Руки мамы качали детей в колыбели, когда они были маленькими.
Это мама согревала их своим дыханием и убаюкивала
своей песней.
Ведущий 1:
Выступает ученик 9 класса Черкасов Николай. Он прочтёт стихотворение о маме.
Утро начинается,
Мама просыпается.
И улыбкой маминой
Утро начинается.
Теплыми ладонями
Мама нас согреет,
Добрыми словами
Грусть-печаль развеет.
.
Ведущие 1 и 2 (по очереди):
- Наши мамы, ухаживающие за двумя детьми и мужем, в течение года:
-вымывают 18000 ножей, вилок и ложек,
-13000 тарелок,
-8000 чашек.
- Общий вес посуд, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн.
- а еще они стирают горы белья, если сложить все постиранное белье, то получится гора высотой с Эльбрус;
-В течение года наши мамы проходят за покупками 2000км.
- А если мамы работают?
-А если мамы работают, мы им должны помогать!
-Кажется, что после такой работы у мамы не остаётся сил. Да, мамы очень устают. И всё таки у них находится время для нас. Мама для нас – самый близкий человек.
Ведущий 1:Да, действительно, для каждого из нас, будь то маленький ребенок или уже поседевший взрослый - мама - самый родной, самый дорогой человек на свете. И сегодня мы еще раз поздравляем наших мам с праздником и желаем им здоровья, молодости, душевного спокойствия и заботливого отношения со стороны близких и родных. Но как известно мамами не рождаются, мамами становятся. Когда-то наши мамы были непоседливыми веселыми девчонками, которые любили играть в разные игры.
Поэтому мы и сегодня предлагаем мамам вспомнить свое детство и снова почувствовать себя маленькими девочками и поучаствовать в нашей конкурсной игровой программе «Дочки-матери».Итак, знакомьтесь - команда «Мамочки».
Входят под песню « Поговори со мною, мама» В. ТолкуновойВедущий 2: Вторую команду представляют их дочери, девочки, которым предстоит в будущем стать мамами и справляться со всеми трудами и заботами, которые лягут на их плечи. Встречайте, команда «Доченьки».
Входят под песню « Доченька» А. Пугачёвой
Ведущий1: Ну что ж, с командами мы познакомились, давайте познакомимся с жюри, которое будет оценивать выступление наших участниц.Сегодня в составе жюри:
- Силуянова М.В. – директор школы
- Курбацкая Т.В. – заместитель директора по воспитательной работе
-Захарова М.А. – зам. директора по безопасности
-Трубкин П.В. – педагог – организатор по спортивной работе.
Учитель: А сейчас Конкурс №1 “Знакомство”.
Домашнее задание, которое приготовили команды, это выпечка. А сейчас командам нужно было приготовить рассказ о себе, о своей команде.
Ведущий №1:
Конкурс №2 “Разминка”.
Участникам нужно ответить на шуточные вопросы. Команда, давшая больше ответов за минуту, считается победителем конкурса.
Вопросы для конкурса №2: Разминка.
Как «мышеловку» написать пятью буквами? (Кошка)
Кто с головой окунается в работу? (Водолаз)
Что такое « клеевое дело»? (Рыбалка)
По каким полям ни проехать, ни пройти?(По полям шляпы)
Что имеет голову, но не имеет мозгов? (Лук, чеснок)
Как написать « сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
Кто сидит к царю спиной? (Кучер)
Кто хватается за соломинку? (Тот, кто пьет коктейль)
Учитель: А теперь пришло время провести следующий конкурс.
Конкурс №3: Определи крупу.
С завязанными глазами определить крупы (мука, фасоль, рис, гречка, горох, лапша, геркулес, пшено).Ведущий №2: Конкурс №4: Пойми без слов.
В конкурсе участвуют мамы и дочки. “Мама” должна при помощи мимики, жестов сказать фразу, а “Дочка” понять ее и наоборот.
Примерные фразы:
помой пол,почитай книгу,сходи в магазин за продуктами (для мам),распишись в дневнике, я получила двойку,у нас сегодня в школе дискотека (для дочек).
Учитель: Пришло время следующего конкурса.
Конкурс №5: Игра «Перевёртыши» (названия телепередач).
Можно написать на листочках, быстро обсудить и ответить.
1.“Плохая ночь” (“Добрый день”)
2.“Совсем гласно” (“Совершенно секретно”)
3.“Бар Грустных и Растерянных” (“КВН”)
4.“Ищу тебя” (“Жди меня”)
5.“Холодная двадцатка” (“Горячая десятка”)
6.“Спокойной ночи, мир” (“Доброе утро, страна”)
7.“Ваш огород” (“Наш сад”)
8.“Деревушка” (“Городок”)
9.“Вечерняя бандероль” (“Утренняя почта”)
10.“Наденете то потом” (“Снимите это немедленно”)
11.“Привет! Один на улице!” (“Пока все дома”)
12.“Из войны людей” (“В мире животных”)
13.“Доброе утро, старушка” (“Спокойной ночи, малыши”)
14.“Погибель 03” (“Спасение 911”)
Учитель: А сейчас мы проведем следующий конкурс.
Конкурс №6 “Танцевальный”.
Нужно станцевать “Цыганочку” и “Ламбаду”. Во время танцев включается музыка, совсем не соответствующая танцу. Задача участниц – не сбиться.
Ведущий 1: Переходим к следующему конкурсу.
Конкурс №7″Кулинарный».
Перед каждой командой на столе лежит определенный перечень продуктов. Это: вареная картошка, вареное яйцо, морковь, свекла, белый хлеб, майонез, сыр, помидоры, огурцы.Из этих продуктов за 7 минут необходимо приготовить одно или несколько блюд, которыми можно было бы накормить неожиданного гостя. В процессе готовки участвует вся команда. Оцениваться будет оригинальность, количество и украшение блюд.(Проводится конкурс, подводятся итоги).
Учитель: Ребята, вы постепенно росли и уже стали разучивать с мамами первые детские стихи. И когда вы путали строчки, мамы пытались вам подсказать. Как же они это делали?
Конкурс №8« Пантомима»
Итак, команды получают записку с началом стихотворения и подсказкой-пантомимой,показывают движения персонажей стихотворения, нужно угадать и рассказать стихотворение до конца.
Варианты:
“Идет бычок, качается…”“Уронили Мишку на пол…”“Зайку бросила хозяйка…”“Наша Таня громко плачет…”“Мишка косолапый…”« Я люблю свою лошадку…»
Учитель: Конкурс №9. “Угадай мелодию”
Учитель: Вы ещё не забыли детские песни из мультфильмов? Несколько секунд звучит фрагмент песенки, нужно угадать название песни или мультфильма. Можно немного пропеть.
Выступает хор учащихся 3-6 классов с песней о маме.
Ведущий №2: Конкурс № 10“В мире музыкальных произведений”
Учитель: В названии известных музыкальных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите
« зашифрованные» таким образом истинные названия.
1. « Ноябрьский день» (« Майская ночь», опера Н.А.Римского-Корсакова)
2. «Дед Мороз» («Снегурочка», опера Н.А.Римского-Корсакова)
3. «Бодрствующий страшила» (« Спящая красавица», балет П.И. Чайковского)
4. «Грустная невеста» («Веселая вдова»,оперетта Ф.Легара)
5. «Бубновый король» («Пиковая дама», опера П.И.Чайковского)
6. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке», опера Н.А.Римского-Корсакова)
Жюри подводит итоги конкурса
Учитель: А сейчас ребята, мы будем восхвалять свою маму (слово «Мама» произносят все вместе)
Ученики:
1.Солнца ярче для меня - мама!
2.Мир и счастье для меня - мама!
3.Шум ветвей, цветы полей - мама!
4.Зов летящих журавлей - мама!
5. В роднике чиста вода - мама!
6. В небе яркая звезда - мама!
7. Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам.
Мы за все, за все родные
Говорим «Спасибо Вам!
Учитель:
Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
Ведущий 1:
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Этот праздник никого не оставляет равнодушным. Вот почему нам хочется сказать сегодня слова благодарности всем матерям, которые дарят любовь, добро, нежность и ласку детям. Спасибо вам!
Ведущий 2:
– Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!
Ведущий 1: На этом наша конкурсная игровая программа «Дочки-матери» закончена. Всем участникам, болельщикам, помощникам большое спасибо. Пусть этот заряд бодрости и хорошего настроения будет с вами на целую неделю. А мы прощаемся с вами. До свидания!

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому - на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.



История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».


В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками.

Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.
Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.
Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.

Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая казачка.


Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю или ружье, дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.
И казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все, что могли: вилы, кинжалы, пики, топоры… Обливали турок кипятком

Женщина сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.


Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек.
.Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной






ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ФАКУЛЬТАТИВУ
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАКОВ» НА ТЕМУ «ДЕНЬ МАТЕРИ-КАЗАЧКИ»

День Матери в казачьей станице.

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста.

Звучат фонограммы казачьих песен. Работает выставка детских работ из прикладного материала.

Просмотр презентации на тему «Мой край Донской».

Ведущий:

Как наша Россия прекрасна, в ней реки, поля и леса,

Весенней порой над Россией птичьи звенят голоса.

Ростовская область, край донской – это наша с вами малая родина.

Если ты родился и вырос на Дону, отсюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным краем.

В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня на веки,

Моя Донщина, Родина моя!

Входит Казачка с караваем.

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник! Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному. (хлеб с солью). Собрались мы сегодня, чтобы поздравить наших мам, бабушек с днем матери, матери - казачки.

Казачка: В этот особенный день, казаки отмечают День Матери - казачки. И мы в детском саду празднуем его, так как мы живем в казачьем крае. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Ведущий: Имя матери бесценно, ей дано высокое предназначение на Земле. Она несет в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость. Она растит детей, воспитывает их, создает семейное счастье и уют. Хорошее настроение в семье тоже зависит от мамы. Она всегда добра и приветлива. Послушайте, дорогие мамы, как вас любят дети.

Песня «Эх, казачата!»

Казачка: Ни одно гулянье на Дону не обходилось без курагода. Самым распространённом во всех станицах был курагод «Плетень».

Курагод «Плетень заплетать».

Заплетись, заплетись плетень!

Завяжись, завяжися узел.

Молодая утушка

Собирала детушек.

(крайняя пара справа поднимает руки и под ними, как через ворота проходит весь курагод, начиная с крайней левой пары. Затем весь курагод проходит под воротами второй, третьей…. пары) .

Расплетись, расплетись плетень!

Развяжись, развяжися узел.

Молодая утушка

Растеряла детушек.

(после этих слов действие курагода проделывается в обратном порядке)

Ведущий: Эй, честной мир, на наш майдан приехали продавцы музыкальных инструментов!

А сколько стоит музыкальный инструмент?

Казачка : Одну загадку. Отгадаешь – получишь инструмент!

Ой, звенит она, звенит,

Все играет, веселит.

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая отгадай-ка,

Это наша…. (балалайка) .

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная

Русская двухрядная.

Заиграет только тронь,

Называется…. (гармонь) .

Расскажу вам, казаки, -

В древние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент. (Дудочка)

Казачка: А вот еще здесь есть бубны, погремушки. И получился оркестр. Пора вам, музыканты, показать свое уменье!

Песня «Казачий перепляс».

Ведущий:

Вот весёлые казачки,

На ногах у них сапожки,

Выходите танцевать,

Всех нас танцем удивлять.

Танец: «Казачка».

Казачка: Умели казаки и трудиться, и отдыхать, и веселиться. А сколько задорных шуточных казачьих песен они сложили. Вот послушайте частушки.

Частушки.

Балалайка заиграла, и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки, пропоем сейчас для вас.

Мы сулинские ребята,

Мы нигде не пропадем,

Если надо мы станцуем,

если надо мы споем!

Кто в семье, послушный самый

Нам скажите прямо.

Ну, конечно, вам ответим,

Это наша – мама!

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты.

Хоть и манят нас просторы,

Мы от мамы ни на шаг!

С папой сможем «сдвинуть горы»,

Если мама скажет, как!

И в работе нет красивей

Мам отважных, боевых!

Все, что папы не осилят,

Мамы сделают для них!

Вместе: Мы вам пели и плясали, каблучками топали,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Ведущий: Наши мамы-казачки тоже петь мастерицы. Послушайте песню в их исполнении.

Песня: «Как за Доном, за рекой» (поют мамы).

Игра «Лавочка».

Мы на лавочке сидим. Друг на друга не глядим

Не пора прогуляться и местами поменяться.

(Девочки сидят на двух противоположных сторонах на лавочке, В стороне стоит 1 или 2 лишних игрока, им не хватило места. После слов дети с одной стороны бегут на другую. А водящий торопится занять место. Кому не хватило места, тот водит).

Конкурс для мам зрителей.

Казачка: Назовите названия казачьих блюд, в рецепт которого входят:

1 рецепт - картофель, лук, зелень, рыба - уха.

2 рецепт - сухие яблоки, груши, вишня, чернослив и изюм или же свежие яблоки, груши, слива, вишня и изюм - узвар.

3 рецепт - Пшено, лук, зелень, растительное масло, рыба - рыбацкий кулеш.

4-й рецепт: капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло - винегрет.

5 рецепт- ржаные сухари, кипяток, дрожжи, сахар, изюм- хлебный квас.

Конкурс для мам (с крупой). «Казачья сноровка»

Мамам нужно на ощупь определить, что за крупа насыпана в тарелки, а детям на ощупь угадать овощи.

Дефиле с коромыслом.

Конкурс семейных коллажей.

Казачка : Женщина – мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же новая праздничная дата на календаре России – День матери-казачки – станет особенно домашним, и общенациональным праздником.

Ведущий: Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!

А сейчас вас ждет чаепитие, с вкусными и ароматными казачьими блюдами.

Чаепитие.


День Матери Казачки

Составила и провела

учитель начальных классов

Труфанова Вера Фёдоровна,

учитель начальных классов

МКОУ казачья кадетская СОШ № 19

г. Пятигорск
Тема: « День Матери – казачки».

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей праздника .

2. Развивать интерес к истории казачества.

3. Воспитывать гордость за принадлежность к казачеству, уважение к женщине – матери, любовь к Отечеству, патриотизм.

Оборудование: книги о казаках, казачестве, детские рисунки, посвящённые

Дню Матери – казачки, костюмы для сценки, предметы казачьего быта, словарные слова.


Ход занятия.

  1. Актуализация ранее изученного.
Учитель . Здорово ночевали!

Учащиеся . Слава Богу!

Учитель . Сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствуют гости. Это потому, что занятие наше проходит в канун большого казачьего праздника. Но сейчас я предлагаю вам вспомнить, над какой темой мы работали на прошлых занятиях.

Ученик . Воспитание детей в казачьих семьях.

Учитель . Правильно. А тема нашего прошлого занятия?

Ученик . Воспитание девочек.

Учитель . Кто может кратко рассказать о воспитании девочек в казачьих семья ?

Ученик . Появление девочки в семье встречали не так восторженно, как рождение мальчика. Не было пышного праздника, стрельбы из ружей, гостей в доме. Всё было скромно, чисто по-семейному.

С малых лет девочку приучали к домашнему труду. В ней развивали терпение, отзывчивость, женственность, хозяйственность. Ей внушали, что самое главное – крепкая семья, спокойная душа, чистое сердце.

Учитель . Хорошо. Кто дополнит?

Ученик . Как только девочка делала первый шаг, ей повязывали первый бантик, дарили расчёску, надевали платочек (косочку), вели в храм. С тех пор её приучали к труду казачки, готовили к жизни. Как только девочка становилась девушкой, а это случалось в 12-14 лет, бабушка сообщала об этом старшему в роду мужчине. Он надевал на палец девушке серебряное колечко, потому что на неё теперь «женихи поглядывают». Девушку называли «хвалёнкой». Колечко на левой руке давало ей право появляться на свадьбах в обществе подростков – казаков. Но на всех гуляньях и играх девушка появлялась только в сопровождении бабушки.

Бабушка . И-и, моя хорошая, вижу, не терпится тебе, когда ты к обязанностям няньки приступишь!

Младшая сестра . Нянь, ну иди играть!

Тётя . Сейчас, племянницы, отцовской каши наварим, воды нагреем, стол накроем, вечерять будем! Щас бабушка ваша с тёткой Дарьей придут. Отец ваш их с Константиновки привёз вже. Давайте, пока. Помогайте! Так, что нам для отцовской каши надо?

Девочки . Крупы, соли побольше, перца погорше!

Бабушка . Идитя в стряпку! А то, когда будете давать подгорать каше, тут от дыма не продохнёшь! Да подгореть хорошо дайтя! Горщицы добавьте – нехай ест! Чтоб то горе, что в жизни унучечке приготовлено, хоть частично съел! Чтоб счастливо жилось ей!

// Тётка с племянницами уходят. Входят бабушка с тётей со стороны матери .

Бабушка . Сваха, Олька! Слава Богу. Дождались! Дочка мне унучечку принесла – красавица девка будет! На нашу родню похожая!

Вторая бабушка (перекрестившись ) Слава тебе Господи! Значит, щастливая будет!

Вторая тётка . Ну, теперича, три на три! Что казаков, что девчат! Больше можно не беспокоится!

Бабушка . Сколько Бог даст, все наши будут. Казаков много не бывает. Ну, садитесь за стол! А я на стол пока накрою!

// Входит золовка с девочками . Девочки бросаются к бабушке

Тётя // здороваясь со свахой .

Ну давайте на стол помогайте сбирать!

Бабушка . А что, зятьку, чую, каши наварили? Ох, и вонь. На всю залу!

// Все смеются. Быстро ставят всё на стол.

Бабушка . Ну, Наталья, готовь воду! Пойду за унучечкой схожу! Да Катерина пускай тихонько сбирается – к столу выходит.

// В ванну наливают воду. Тётка локтем пробует воду. Выносят девочку. Все заглядывают, бабушка разворачивает её. Обращается к Дарье .

Ну. Дарья, тебе крёстной быть, приступай! Смывай заботы!

Дарья . Ну-ка, племянница, ну-ка, крестница, ну-ка, красавица. Давай, моя маленькая, мы тебя искупаем. Все заботы с тебя смоем, чтобы жизнь лёгкая была, чтоб беда стороной всегда шла! Чтобы муж хороший был, чтоб лелеял. Да не бил! Чтобы Бог тебя хранил! Я тебе пелёночки пошила, одеялочко тош сшила!

//Вытирает девочку, заворачивает.

Ну, зовите братца, пусть идёть кашу исть!

//Девочки выбегают.

Девочки .

Папка, папка! Иди кашу исть!

// Входит отец.

Бабушка . Садись, сынок! Поешь кашу отцовскую! Кашу съешь, а с ней и все будущее горе, что дочурке на роду написано!

// Отец садится и с улыбкой на лице ест кашу . Ему задают вопросы :

Как кашка, вкусная?

Вкусная!

Не солёная?

Нормальная!

Не горькая?

Даже сладкая!

А горчички в меру?

В меру, в самый раз! Добавочки нету?

Нету!


// Все крестятся.

Слава Богу! Будет наша девочка счастливая!

Отец . Ну, гуляйте, бабы, пойду я – дел невпроворот!

Бабушка . Иди с Богом! Ты и не нужон больше. Ну, давайте гулять, девки! За стол!

Ведущая . И гуляли казачки допоздна. Отрывались от стола по очереди – детей уложить, коров подоить. Хозяйство в этот день казак управлял, давая погулять женщинам: наговориться вволю, где всплакнуть, где похохотать, да песен попеть. «У Бородаёв поють! Ох, и выводють! А Дашка-то с Константиновской чисто таволга поёть! Ты б, сынок, приглянул. Можа сватов зашлём?» - скажет, бывало сидящий на завалинке казак. Тихо, размеренно течёт жизнь в казачьей станице . Слава Богу, время мирное, войны нету… И Слава Богу, что не знают они о страшной участи, им уготованной. Только таволга рыдает в малиннике, словно уже знает о том, что ждёт казачий народ…