Флористика        16.10.2019   

Сценарий праздника для детей подготовительных групп «День народного единства в России. Знакомство с играми народов мира. Интеллектуально-познавательная игра "колесо истории", посвященная дню народного единства Игры для детей к празднику день единства

Познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства

Задачи:

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание интерес у учащихся к изучению истории России.

3. Расширять словарный запаси кругозор учащихся.

4. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Оборудование:

    Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).

    Таблички с названиями команд.

    Флажки трех цветов.

Правила игры:

    Учащиеся делятся на 3 команды.

    Игра поводится на трёх станциях, на каждой из которых команды набирают определенное количество очков – флажков (за каждый правильный ответ).

    После прохождения всех станций подводится итог – подсчёт заработанных флажков.

    Игра заканчивается подсчетом флажков, объявлением победителя.Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество флажков.

    Истории можно разыграть как сценки, а можно зачитывать.

Ход мероприятия:

1. Построение учащихся:

1. Учитель: В нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства.

День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

2. Храм, расположенный на проспекте Первостроителей нашего города носит имя этой иконы.

      Есть много произведений, прославляющих нашу страну, наших русских людей.

И сегодня мы выучим подобное стихотворение:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

    Сегодня мы с вами будем играть в увлекательную историческую познавательную игру. Вы познакомитесь с новыми историческими событиями, новыми словами, узнаете много интересных фактов.

На нашей игре “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. У каждого соответствующий по цвету флажок. Начинаем игру.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием расположения и движения по станциям.

1 станция – библиотека

2 станция – актовый зал

3 станция – классный кабинет

2. Игра – движение команд по станциям.

I станция

История 1.

В комнату вошёл мужчина.

Мальчик говорит: а это что за детина?

Другой мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

Мужчина: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

    Петр I;

    Менделеев Дмитрий Иванович;

    Ломоносов Михаил Васильевич.

История 2 .

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 10000.

Дополнительные вопросы:

    Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).

    Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, XVI век).

Станция 2.

История 1 .

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

    Куркуль, богатый человек;

    Старик, живущий за счет общины;

    Человек, обирающий других.

История 2 .

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком, дает бедняку подзатыльник: Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк: Прошу прощения, барин и убегает.

Барин: Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

    Живущих на окраине страны, людей другой религии;

    Жителей Сибири;

    Иностранцев.

Дополнительный вопрос (вытаскивают 1 пословицу и объясняют её смысл)

    За морем теплее, а у нас милее.

    На чужой стороне Родина милее вдвойне.

    Где кто родился, там и пригодился.

Станция 3.

История 1 .

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

      крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;

      избушка, где содержали кур;

      тюремное помещение


История 2

1. Сидит царь на троне, думает.

Царь:

Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…

ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?

    Много украшений было на венце;

    Царь решает много государственных вопросов;

    Опасная служба – быть царем.

Дополнительный вопрос

В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.

ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?

    родословная Романовых;

    заметки о Европе;

    астрологический прогноз.

    1. Итог

Учитель: За эти праздником предлагаю закрепить неформальное название – День добрых дел. Давайте помнить об этом, видеть тех, кому нужна наша помощь, помогать им и бодрым поступком, и тёплым словом.

Теперь предлагаю раскрасить асфальтированную площадку перед крыльцом нашей школы праздничными рисунками. На них вы можете нарисовать и те сюжеты, о которых вы сегодня говорили во время игры.

Рисунки на асфальте

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Оформление:

  1. Название познавательной игры “Колесо истории”.
  2. Стенд “День народного единства”.
  3. Символика России.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).
  2. Таблички с названиями команд.
  3. Жетоны трех цветов.
  4. Костюмы.

Подготовительная работа:

  1. Репетиция сцен с участниками исторического кружка.
  2. Оформление стенда “День народного единства”.
  3. Деление на три команды, выбор капитанов.
  4. Подготовка грамот и призов для победителей и участников мероприятия.

Правила игры:

  1. Игра состоит из трех туров, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).
  2. Перед началом каждого тура команды по очереди вытягивают жетон. Если цвет вытянутого жетона совпадет с цветом команды, то на счет команды записываются дополнительные 10 верст.
  3. После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.
  4. Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

  • За морем теплее, а у нас милее.
  • На чужой стороне Родина милее вдвойне.
  • Где кто родился, там и пригодился.

Вот некоторые пословицы о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

2. Основная часть

I тур
“Сценки”
Сценка 1.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 1000.
  2. 10000.
  3. 100000.

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;
  2. Старик, живущий за счет общины;
  3. Человек, обирающий других.

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  1. Живущих на окраине страны, людей другой религии;
  2. Жителей Сибири;
  3. Иностранцев.

На сцене бедно одетый юноша читает книгу. Входят двое малышей.

1-й мальчик: Вася! Слышь, а это что за детина?

2-й мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

Маличики смеются и дразнят юношу.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

2-й: Тавива газа! Чистая доска – пустая башка!

Юноша: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

  1. Петр I;
  2. Менделеев Дмитрий Иванович;
  3. Ломоносов Михаил Васильевич.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

    1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
    2. избушка, где содержали кур;
    3. тюремная камера.

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).
  2. Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).
  3. Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

II тур
“Ответь словами поэта”

1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.

(Стояние на реке Угре – 1480 г.)

4. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..

5. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)

6.Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

7. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.

(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)

8. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(Основание Петербурга – 1703 г.)

9.Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)

10. То свободы русской зарево
Разгоралося вокруг –
Против силы государевой
Города восстали вдруг.
Слава казака победная
По Руси пошла теперь,
В каждом доме люди бедные
Раскрывали Стеньке дверь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан.

(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков вес царь-пушки? (40 тонн)
  2. У какого русского города был “злой характер”? (Козельск)
  3. Как звали третьего из братьев, основавших Киев? Два первых – Кий, Щек. (Хорив)

III тур
“Ситуации”

1. Сидит царь на троне, думает.

Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…

ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?

  1. Много украшений было на венце;
  2. Царь решает много государственных вопросов;
  3. Опасная служба – быть царем.

2. На новгородском вече бояре обсуждают вопрос: кого пригласить руководить войском для борьбы с немецкими рыцарями. Посадник пригласил позвать Александра Ярославовича, хоть не молодого, но очень опытного полководца. Вече поддержало предложение посадника.

ВОПРОС: Кто такой посадник?

  1. Человек, который сажал людей в тюрьму;
  2. Человек, занимающийся посадкой растений;
  3. Человек, который руководил городом.

3. В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.

ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?

  1. родословная Романовых;
  2. заметки о Европе;
  3. астрологический прогноз.

4. Многие древние знатные дворянские, княжеские семьи вели отсчет рода от Рюрика.

ВОПРОС: Кто такой Рюрик?

  1. Князь варягов;
  2. Первый московский князь;
  3. Основатель Киева.

5. “Куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…

ВОПРОС: Кем был Илья Муромец?

  1. Князь;
  2. Крестьянский сын;
  3. Дружинник.

6. Одним из важнейших деяний Петра I было создание Российского флота.

ВОПРОС: Какой город считается родиной Российского флота?

  1. Санкт- Петербург;
  2. Архангельск;
  3. Воронеж.

7. В дохристианской Руси старые люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца.

ВОПРОС: Как звали богатыря-змееборца?

  1. Алеша Попович;
  2. Добрыня Никитич;
  3. Илья Муромец.

3.Заключительная часть

За эти праздником в нашей стране предполагается закрепить неформальное название – День добрых дел. Это позволит привлечь внимание общества к вопросам благотворительной деятельности, служения интересам общества, будет способствовать развитию традиций милосердия, добровольчества, различных форм самоорганизации и самоуправления.

Праздник для детей и родителей проводится на площадке перед ДОУ.

Цель:ознакомление родителей с деятельностью детского сада по поликультурному воспитанию детей и вовлечение родительской общественности в воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурами и обычаями народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для детей и родителей

«В дружбе народов - единство России»

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".
А.С.Макаренко.

Цель: ознакомление родителей с деятельностью детского сада по поликультурному воспитанию детей и вовлечение родительской общественности в воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурами и обычаями народов России.

Предварительная работа с детьми: знакомство с географическим атласом и картой РФ; рассматривание иллюстраций о природе России, животном мире, устройстве жилищ (кибитка, юрта, изба), народных костюмов; чтение рассказов и сказок народов РФ; разучивание стихов, песен, танцев, игр народов России.

Ход праздника:

Ведущий: В день чудесный, необычный

Мы не зря гостей встречаем

России, нашей Родине,

Праздник этот посвящаем!

Звучит фонограмма песни «Мы дети твои Россия» в исполнении детского ансамбля «Волшебники двора»

1.Россия,Россия,Россия,Россия.
Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
За гладью озёр золотые поля.
И впервых словах навсегда остаётся
Земля,где я вырос Россия моя.
Эй,эй,эй.
И космоса даль
И простор океанов
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.
Эй,эй,эй.
Припев:
Россия,мы дети твои!Россия

Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
2.Пусть вьются знамёна над миром
И с именем гордым твоим Россия
Мы все твои дети,Россия!
А значит мы победим.
Эй,эй.
Припев:
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Россия.
3.Пусть вёсны твои
Будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит.Россия.
Припев:
Россия,мы дети твои! Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия.

Ведущий:

День особенный сегодня,

Скажем вам мы без прикрас,

О России, нашей Родине,

Поведем мы свой рассказ.

Дом, Отечество, Россия,

Да родная сторона…

Скажет кто, что означают

Эти громкие слова?

Что мы Родиной зовём?

Дети:

1. Это - дом, где мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамою идём.

2 Родина – наш край родной,

Поле с тонким колоском.

Это праздники и песни,

Тёплый вечер за окном

3. Родина – это наше Отечество.

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

4. Родина – это дружба,

Народов крепкая семья,

Что живет в стране единой,

Где все друг другу, как родня.

5. Ах, Россия, ты Россия,

Как поёт твоя душа!

Сторона моя родная,

До чего ж ты хороша!

Ведущий: Слово предоставляется заведующему ДОУ Музраевой И.А.

Заведующий: Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Калмыкии в настоящее время живут и работают представители 32 национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только многочисленные народы. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в стихотворении:

«У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…»

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в дошкольном возрасте.

Ведущий: Слово предоставляется председателю чеченской диаспоры в Республике Калмыкия Эльжуркаеву Умару Макаевичу.

Ведущий Ребята, сегодня мы познакомимся с культурой разных народов и хочется сказать:

Сильнее слова «дружба»- нет,

Важнее слова «дружба» - нет,

Когда мы вместе, звонче песни,

Светлей и ярче солнца свет!

«Русская культура»

Разработала: музыкальный руководитель Донцова О.Д.

Ведущие в русских костюмах возле избы, столы накрыты скатертями, на столах самовары, блюда русской кухни: пироги, блины, баранки и т.д., рядом выставка предметов быта и поделок.

Ведущие зазывают.

Ведущая 1. Эй, честные господа –

Все пожалуйте сюда!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!

Ведущая 2 : На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

Давно вас ждут, друзья!

Ведущая 1 : Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью и купите изделия наших мастеров-удальцов, мастериц-рукодельниц.

Петрушка: Здравствуйте, гости дорогие!

Добрый день и низкий поклон!

Рады гостям, что пришли,

Что для нас времечко нашли.

Давно мы вас ждём – поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Будут здесь у нас забавы,

Пляски, игры все на славу.

Мы вернемся, как во сне,

К нашей русской старине.

Эй, ребятки, весёлый народ,

Заводите хоровод!

Текст (слова) песни «Ой, на горе калина»

Ой, на горе калина,
Ой, на горе малина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Калина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Малина.

Там девчонка гуляла,
Там девчонка гуляла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Гуляла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Гуляла.

Калинушку ломала,
Калинушку ломала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Ломала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Ломала.

Во пучочки вязала,
Во пучочки вязала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Вязала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Вязала.

На дорожку бросала,
На дорожку бросала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Бросала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Бросала.

А потом плясать пошла,
А потом плясать пошла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
В пляс пошла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
В пляс пошла.

Ой, на горе калина,
Ой, на горе малина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Калина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Малина.

Хоровод «На горе-то калина» - дети с родителями

(включить запись песни)

Петрушка : Ох, устали мы стоять - ноги просятся играть.

Приглашаю детвору на веселую игру.

А кого не примем - за уши поднимем.

Уши будут красные, очень уж прекрасные.

Игра «Платочек»

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Правила

1. Играющие не должны перебегать через круг.

2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Указания к проведению

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.

Игра «Ручеек»

Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Игра «Звонари»

А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Карусель».

В центре стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Скоморох:

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Ел - еле, еле-еле, закружились карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не бегите - карусель остановите

Раз- два, раз- два вот и кончилась игра.

(игра проводится 2- 3 раза)

Ведущая 1 : Эге-гей, народ честной, заходи скорей, не стой!

Начинаем своё представление, заходите, вас ждут с нетерпением.

Ведущая 2 : Заходите, торопитесь, наши милые друзья,

Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя!

Ведущая 1: Нынче всем на удивленье мы покажем представленье.

Представленье яркое, под названьем …

Х оро м: ЯРМАРКА!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Ведущая 2. А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Товар покупай, не робей!

Ребятки, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

У меня есть угощение знатное!

Прянички, коврижки медовые, петушки леденцовые.

Ведущая1 : Не ходите никуда, подходите, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Глядите, не моргайте, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Вот товары хороши! Что угодно для души!

Тары – бары - растабары,

Расторгуем все товары!

Ведущая2 : А вот сапожки хороши! Варежки пушисты.

Разноцветные платки. Ленты серебристые.

Деревянная посуда! Не посуда – просто чудо!

Расписные плошки, яркие ложки!

Ведущие в конце: Отдохнули мы на славу,

Танцевали от души.

Игры все мы перебрали

Вот и время пролетело.

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!

«Чеченская культура»

Звучит чеченская народная музыка, ведущие в чеченских костюмах, столы накрыты блюдами чеченской кухни: хингалш, чеполгаш, жижиг галжие, жижиг картолш и т.д.,оформлена выставка декоративно-прикладного искусства чеченского народа.

Ведущий . История Чечни – борьба против внешних врагов за свободу и независимость. Жизнь горцев во всем мире определяется свободолюбием и воинственностью, где каждый мужчина - воин. Чеченцы особенно известны строгими нравами. Очень ценят такие качества, как сдержанность и вежливость.Если мимо проходит человек, старший по возрасту, даже незнакомый, нужно встать и поклониться. Гостеприимство и уважение к старшим – главная особенность кавказской этики.

Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, жил и живет сейчас народ - нохчи, более известный под именем чеченцы.

Основное население нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии

Мы называем себя «нохчи». Нас в России около 800 тысяч человек. Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем. Послушайте, как красивы наши мелодии.

(Звучит музыка «Жалобная» - чеченская народная песня).

Ведущий . Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же прост, как русская балалайка: три струны, деревянный удлиненный корпус, выдолблен из одного куска дерева. Самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Он не имеет слов, в нем говорят движения.

(Предлагает станцевать танец «Лезгинка»)

Ведущий . Наш народ чтит обычаи и традиции. Считалось, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.

Я хочу угостить вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом, большое бытовое и обрядовое значение в чеченской кухне имеют всевозможные пироги- с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и конечно с сыром. И поиграем в народную игру «Бобешк» - Утушка.

Чеченская игра «Бобешк»

(Игра проводится вместе с детьми и родителями).

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от 10 до 12 человек.

Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

Утка позвала утят и поставила всех в ряд.
Кря-кря-кря за мной идите и с дороги не сходите.
И пошли тропою важно мама с детками отважно.
Впереди стоит мосток через быстрый ручеек.
Надо тот мосток пройти, а не просто обойти.
Не споткнуться, не упасть, так ведь можно и пропасть.

Чеченская игра «Выбей альчики из круга»

На ровной утрамбованной площадке чертится круг диаметром 1-1,5 м, отступив от круга на 2 м проводится кон (черта) откуда дети будут начинать игру. В игре принимают участие 2 игрока. Каждый играющий ставит по 2 альчика; дети договариваются, кто будет делать первую попытку. Если первый игрок не попадет в альчики, попытку делает следующий игрок. Если и у него неудачная попытка, то продолжает игру тот, у кого дальше от круга отлетел альчик. Если попытка удачная и он попадает, то его альчик, которымон бил, остался в круге, то он становится на черту круга, откуда ему удобнее попасть в стоящие в кругу альчики. Если он потерпел неудачу, игру продолжает второй игрок. Игра длится до тех пор, пока в кругу не останется ни одного альчика. В конце игры подсчитывается количество альчиков. Выигрывает тот, у кого больше альчиков.

Правила игры . Начинать игру надо с кона, затем в случае удачи продолжать с линии круга.

Чеченская игра «Игра в башню»

На ровной утрамбованной площадке чертится квадрат (50x50 см). От квадрата на расстоянии 1,5-2 м проводится черта – это первый полукон, от первого полукона чертятся еще шесть линий - полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см, диаметр-5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т.е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Водящий стоит с противоположной стороны квадрата на таком расстоянии от наго, чтобы не задели бита и палочка. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает добежать к квадрату и произнести слово башня, он становится играющим, а играющий – водящим.

Если же к квадрату раньше подбежал играющий и успел сказать башня, он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т.е. на первую черту от квадрата. Выигравшему дается право начинать игру.

Играющих может быть от 2-х до 8-ми человек. Играющие могут иметь одну биту на всех или столько, сколько играющих.

Правила игры . Игра начинается с последнего (дальнего) полукона. Промах считается потерей хода.

«Калмыцкая культура»

Разработала: учитель калмыцкого языка Эрдниева О.Ц-У.

Звучит калмыцкая народная музыка, ведущие в калмыцких костюмах, столы накрыты блюдами калмыцкой кухни: дотур, махан шөлт ә h ә н, борцоки и т.д., оформлена выставка декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа, кибитка.

Улан залата хальмгуд!.

Ведущая 1 : Күндт ә гиичнр!

Хальмг Таңһчин орн-нутгт орҗ ирснд ә рүн седкл ә сн ханлтан өргҗ ә н ә видн!

Ирсн гиич өлз ә т ә болтха

Җирһлтн байн болтха,

Күц ә сн көдлмштн цаһан хаалһта болтха,

Оньдиндөрвн цагт

Хальмг Таңһчдан тусан күргҗ

Тоомсрьа үрдүд болҗ,

Улан залата хальмгин нер дуудулҗ йовтн!

Хальмгудт иим үлгүр б әә дг «Хотын с әә г күүнд өг, хувцна с әә г эвр ә н өмс». Эн үлгүр ә р хальмг улсин герт гиич ирхл ә, н ә р болдг.

Знакомство с кибиткой.

Основным жилищем калмыков в условиях кочевой жизни являлась кибитка. Остов кибитки составляют: решетки, дверь, дымовое отверстие и жерди. Деревянный остов кибитки покрывается сверху войлоком.

Дверь кибитки всегда должна находится с южной стороны. Состоит дверь из одной или двух створок.

В кибитке все предметы находились в строго отведенном месте.

Посредине устраивали очаг. С левой стороны кибитки стоял шкаф –үкүг, в котором хранили продукты. На шкаф складывали посуду.

С правой стороны находился баран- сундук. В сундуках хранили праздничную одежду, украшения, оружие. На сундук складывали ковры и кошму.

Ведущая 2 Калмыцкая кухня.

Как и всякого народа у калмыков есть своя национальная еда.

Большим разнообразием она не отличается. Блюда калмыцкой кухни: калмыцкий чай, который является, не просто пищей, а гораздо больше, скорее даже глубоко почтительным напитком.

Калмыцкий чай подается гостям свежесваренным и преподносится обеими руками. Гость в свою очередь, приняв пиалу обеими руками, опускает в него кончик указательного пальца правой руки и брызнув несколько капель вверх, он произносит ритуальный ц әә һин йөр ә л.

Дорогие гости!

Держа в руке эту пиалу с чаем,

Хочу сказать следующее.

Пусть как можно больше будет в нашей жизни

Счастливых случаев,

Которые соединяли бы нас за общим столом

Где чашка ароматного чая,

была бы подспорьем в доброй беседе

и наполняла нас радостью жизни.

Счастья всем в этом доме!

Второе место занимает мясо. В основном калмыки предпочитают баранину. Одно из любимых лакомств - дотр.

Калмыки готовят: бөөрг,һуйрта махн, хуурсн махн, булмг, будан, түнтг, сегсердг, боорцг.

Предлагает отведать родителям и детям традиционные национальные блюда калмыцкого народа.

Ведущий 3 Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд национальные устои, представления о чести,смелости, мужестве, желание обладать силою, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. В играх дети проявляют смекалку. Творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

В целях воспитания национального самосознания семья является одним из важных составных, наравне с детским садом, школой. Поэтому подвижные игры можно использовать и в семье. Во многих играх у калмыков нашло отражение основные занятия- скотоводством, поэтому вместо игрушек зачастую использовали кости животных. Одно из самых распространенных-шаhас (альчики) животных.

«Альчики»

Цель игры: развитие глазомера, точности броска и силы удара.

Каждый из участников игры ставит на землю условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной до 1 м. Игроки отходят от этого места на значительное расстояние (до 10-15 м) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик из образованного ряда на расстояние шага (не менее 50 см).

Игральными костями (альчиками) служат овечьи, редко козьи астраганы. Коровьи астраганы выступают в роли биты.

Правила игры:

  • бросать биту следует поочередно;

выигравшим считается тот, кто выбил три альчика подряд. Он забирает либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить.

«Набрось аркан на лошадь».

Ход игры. На расстоянии для старшей группы 2–3 м, для детей 6 лет –3–4 м устанавливается голова лошади на длинной шее. Надо набросить на нее

кольца диаметром 20–25 см, пластмассовые или деревянные, различные по

цвету для каждой команды. Каждому участнику дается равное количество колец, затем подсчитывают результаты.

«Загони овец в кошару».

Играют двое детей, в руке каждого герлыга (можно взять гимнастическую

палку). Перед каждым 5–7 «овец» (надувные шары или мячи). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» – обруч, лежащий на расстоянии

5–6 м от играющих. Загонять «овец» надо по одной. Кто раньше загонит

«овец», тот и победит.

«Казахская культура»

Разработала: старший воспитатель Иджилова В.Б.

Звучит казахская народная музыка, ведущие в казахских костюмах, столы накрыты блюдами казахской кухни: бешбермак, куырдак, кумыс, баурсаки, шеек-шек (чак-чак) и т.д., оформлена выставка декоративно-прикладного искусства казахского народа.

Ведущий: Главные культурные ценности казахов – уважение к старшим, миролюбие и терпимость, открытость к общению, гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром. Казахские традиции требуют, чтобы гость был напоен чаем и обильно накормлен. Каждый казах считает своей добродетелью и достоинством готовность расстелить дастархан (т.е. накрыть стол для гостя).

Кииз уй - казахская юрта. Хотя сегодня казахи живут в городских квартирах или в сельских кирпичных домах, все же они очень любят жилище, которое они называют кииз уй или агаш уй (юрта). Это замечательное изобретение наших предков- кочевников представляет собой удобный и практичный дом, идеально приспособленный к образу жизни, к условиям природы и климата. Юрта легко разбирается и перевозится лошадьми или верблюдами.

Национальная одежда казахов варьируется в зависимости от региона. Основная одежда – «шапан» (опоясанный халат). Его шьют из бархата. Традиционные головные уборы - высокие фетровые колпаки, мягкие тюбетейки и шапка из меха лисы – малакай. У женщин национальная одежда состоит из хлопкового белого или разноцветного платья из шёлка, поверх которого одевается бархатный жилет или жакет, обильно украшенный вышивкой. На головах девушки носят шапочки, украшенные бусами и стразами, молодые женщины – шелковые платки, пожилые замужние женщины покрывают голову кимешеком - белой накидкой, сшитой по уникальной модели, оставляющей лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку "саукеле" с пучком перьев на макушке.

Национальная кухня казахского народа

За многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола.

Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат.

Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни.

Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.

Из напитков всегда любимыми были кумыс, шубат и айран, особое место занимал чай.

Древняя посудная утварь делалась из кожи, дерева, керамики, в каждой семье был чугунный казан, где готовилась пища. Чай кипятили в чугунных кувшинах, позднее - в самоварах.

Беспармак (бешпармак)
Бесбармак - в переводе означает 5 пальцев. Ведь если южноазиатские народы едят палочками, то среднеазиатские испокон веков кушали пальцами. До сих пор во время национальных обрядов связанных с приемом пищи узбеки, казахи, киргизы и таджики стараются есть руками

Плов по-казахски
В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают несколько целых головок чеснока и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 2-3 головки чеснока, соль и перец - по вкусу.

Баурсаки
Тесто с добавлением всех компонентов приготавливается опарным способом. Готовое тесто разделывают на жгуты, нарезают на кусочки длиной 3-3,5 сантиметра, дают ему расстоятся 15-20 минут и жарят в раскаленном жире.

Для теста: 3 пиалы муки, 10 г дрожжей, 0,6 пиалы воды, 0,7 пиалы молока, 2 яйца, 30 г маргарина, 1 чайная ложка соли, 1 столовая ложка сахара.

Для жарения: 1-2 пиалы жира.

Самса
Замешивают пресное тесто, раскатывают его в виде кружков, края смазывают сырым яйцом, кладут фарш, края защипывают в виде полумесяца. Обжаривают в жире.

Для фарша мясо пропускают через мясорубку, обжаривают на жире, добавляют соль, перец, припущенный рис, пассерованный лук.

Для фарша: 250 г мяса баранины или говядины, 1 чайная ложка кулинарного жира, 1 столовая ложка припущенного риса, 1 луковица, 1 чайная ложка соли, щепотка черного молотого перца, 0,5 сырого яйца.

Для обжаривания: 0,3 пиалы растительного масла.

Чак-Чак
Яйца, сахар, масло тщательно растирают, добавляют соль, молоко или воду, всыпают муку и быстро замешивают крутое тесто. Дают расстояться 40 минут, затем раскатывают в тонкий пласт толщиной до 4 миллиметров. Нарезают поперек полоски длиной 15 миллиметров и шириной 4 миллиметра. Своеобразную лапшу обжаривают в кипящем топленом масле до золотистого цвета, откидывают на сито, дают стечь.

Мед уваривают с сахаром до пробы полутвердого шарика (капля меда, опущенная в воду, не растворяется, а затвердивает в виде шарика). В сварившийся сироп опускают чак-чак, все хорошо перемешивают и перекладывают в смазынные маслом тарелки, придав блюду форму горки.

Чак-чак можно украсить ядрами грецких орехов или леденцами.

Для теста: 2,5 пиалы муки, 3 яйца, 1-2 столовые ложки сметаны или молока, щепотка соли, 1 чайная ложка сахара, 2 чайные ложки сливочного масла.

Для сиропа: 1 пиала меда, 2-4 столовые ложки сахара.

Для жарения: 1 пиала топленого масла или жира.

Айран – это кисломолочный продукт , очень популярный у казахов . Он по составу и способу приготовления похож на кефир, но сильно отличается по вкусу и консистенции – менее кислый и более густой и однородный. Способ приготовления айрана в казахских аулах начинается с кипячения молока и остуживания его до температуры 36-40 С. Наши бабушки готовность молока определяли с помощью мизинца – если температура приближена к температуре тела человека – значит молоко готово для сквашивания.

Бауырсак – это жареные кусочки теста, неизменный

атрибут казахского стола , особенно праздничного.

Национальные игры – непременный атрибут праздника. Это казакша курес (казахская борьба), байга (скачки на большие дистанции – 25, 50 или 100 км), кокпар (всадники пытаются схватить и вырвать друг у друга козлиную тушку), кыз-куу (догони девушку), и алты бакан (качели на шести столбах).

КАЗАХСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

У казахского народа есть много интересных, увлекательных и веселых игр для детей.

Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

Омпы (детская игра) «Омпы» - вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре.

Атбакыл (наездники) В эту игру можете играть вдвоем. Один из вас бросает в определенном направлении свой асык-сака («сака» - крупный по размеру асык). А другой должен попасть в него. Если он сумеет попасть, то несет первого игрока на своей спине до того места, где лежат асыки. Теперь (по очереди) асыки кидает второй игрок, а первый старается выбить его асык. Так можно идти вперед, выбивая друг у друга асыки. Игру можно закончить, когда вы сами захотите.

Котермек (подними-ка) На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Такия тастамак (тюбитейка-невидимка) В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это - он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Туилген орамал (завязанный платок) Возьмите любой платок и завяжите его узлом так, чтобы он стал похож на мяч. Один из игроков встает в центре, все остальные его окружают. Сразу после сигнала игроки должны разбежаться и начать перебрасывать друг другу платок, не давая поймать его центровому. В свою очередь центровой должен постараться перехватить «мяч». Тот игрок, у которого центровой смог отобрать платок, занимает место в центре. Игра начинается заново.

«Октау тартыс» (перетяни-ка) Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С незапямятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

СЦЕНАРИЙ

мероприятия, посвящённого празднику «День народного единства»

«В дружбе народов – единство России»

Мичуринского Дома культуры

Цели:

. формировать чувство гражданственности и патриотизма;

. формировать ответственность за судьбу Родины;

. дать общее представление об истории возникновения праздника и

событиях, связанных с 1612 г.;

. расширять кругозор учащихся;

. развивать умение делать выводы, обобщать;

. способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать

свою точку зрения;

. воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство

Гордости и уважения к защитникам государства.

Ход мероприятия:

Ведущий:- Добрый день! Мы приветствуем вас в этом зале.

Ведущий:- Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

Ведущий:- С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник – День народного единства, который посвящён Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспоминаем тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечестве, величайшую доблесть и героизм.

Мы День Единства отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой!

В единстве, братстве сила наша,

И нас врагу не победить!

Так пусть становится всё краше

Страна, где довелось нам жить!

Сильна великая держава

Сынами, дочерьми своими…

России не померкнет слава,

Пока мы вместе и едины!

Ведущий:- Праздничное мероприятие, посвящённое Дню народного единства объявляется открытым

Звучит Гимн России (1 куплет + припев)

Ведущий :

У каждого народа есть своя малая Родина. В России живут народы разных национальностей: русские, ненцы, ханты, коми, татары, белорусы, украинцы, киргизы, грузины, армяне и многие другие.

Все они дружат между собой, У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия. И для всех народов стал родным русский язык.

1-й: С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперёд.

Врага не побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу всех героев

Живём одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Ведущий:

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков?

Давайте совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как это было.

Ведущий:

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Начало Х V 11 века в истории нашего государства называют Смутным временем.

Страна, как единое государство, распалась, прекратила своё существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления московской династии Рюриковичей.

Ведущий:

В 1581 г. – царь Иван 1 V Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; Через 3 года умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. – в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника.

Ведущий:- В этом же году Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий – избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно. Но бояре считали Бориса Годунова незаконным царём. Кроме того, первые годы 17 столетия выдались очень страшными: неурожаи, голо и как следствие, народные недовольства, восстания, эпидемия чумы.

За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло 120 тысяч человек. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей. Во всём этом обвинили царя Б.Годунова.

Ведущий: - В связи с этими событиями А.С.Пушкин написал стихотворение «Борис Годунов»

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать-

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мёртвых-

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад.

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы-

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

Ведущий :- Народным недовольством правления Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного.

Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался.

И народ поверил Самозванцу (Григорию Отрепьеву). Лжедмитрий захватил царский престол. Бояре легко избавились от детей Бориса Годунова: Фёдор Годунов был убит, а Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец – он остался в истории Лжедмитрием 1 – государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого – ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Он стал Лжедмитрием П. Это самозванец, Лжедмитрий П, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!».

Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось – Речь Посполитая, в его состав входило польское королевство и Великое княжество литовское. Отсюда мы и говорим о польских и литовских интервентах.

Ведущий:-

Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Тогда и наступил конец терпению русского народа.

Ведущий:-

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Ведущий:-

Прокопий Ляпунов воевода (из города Рязань) собрал 1-е народное (земское) ополчение и двинулся на москву, Испугались поляки и бояре – предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену:»Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамолту!»

Ведущий:- Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель, Прокопий Ляпунов, погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Ведущий :

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред её чудотворной иконой.

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

Ведущий:-

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай – город – исторический район Москвы.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади – в самом сердце России. А ещё такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н.Кончаловской.

    Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

    Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём;

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому-

Благодарная Россия»,

    От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

    Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

    «Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

    Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной.

И послушай эти песни,

И на лица погляди..,

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Ведущий:-

Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских и литовских интервентов, отряды захватчиков ещё бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича Романова, жившего неподалёку от Костромы. Сына патриарха Филарета – Фёдора Никитича Романова. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы – Иван Сусанин.

Враги пытались сделать его своим проводником, а он завёл захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.

«Куда ты ведёшь нас?... не видно ни зги!-

Сусанину с сердцем встречали враги;-

Мы вязнем и тонем в сугробах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти…

Куда ты завёл нас? – лях старый вскричал

«Туда, куда нужно! - Сусанин сказал,-

Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет, и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит,

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! – закричали враги, закипев,

- Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти я не боюсь:

Не дрогнув, умру заа царя и за Русь!»

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! –

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила,

Она для России спасла Михаила.

Ведущий:- Эти слова из поэмы декабриста Кондратия Рылеева «Жизнь за царя»

В г.Костроме установлен памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (Жизнь за царя»), опера К.А.Кавоса («Иван Сусанин»), дума К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин», драма Н.А.Полевого «Костромские леса», картина М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

Ведущий:- Ребята! Теперь вы знаете, какие события произошли 4 ноября 1612 года на русской земле. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы нашей викторины.

А сейчас прозвучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении вокального ансамбля «Дидинаг».

Ведущий:- Также 4 ноября христиане отмечают день Казанской иконы Божией Матери. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Её иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Это дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и укрепить Российское государство.

1.ученик:

По плечу нам молодым

Укреплять единства строй.

Коль в России ты родился,

Значит нам ты не чужой.

2.ученик:

Русские и белорусы,

Чукчи, ненц3ы и индусы,

Украинцы и армяне – нам друзья!

Все россияне!

3 ученик:

Честь России бережёте?

Коль в России вы живёте!

Мощь державы укрепляйте,

Вы Россию прославляйте!

Чтоб о нас повсюду знали.

Во всем мире уважали!

4 ученик:

Дети раз отца спросили:

- Все ли русские в России?

- Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Настоящий был грузин.

5 ученик:

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

6 ученик:

Наша матушка Россия

Как и прежде станет силььной.

Праздник – день патриотизма.

Славься, гордая Отчизна!

Ведущий:-

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уж дом готов!

Соединяет людей и народы – дружба. Вместе они живут счастливо. Мы не должны забывать уроков истории6сильны Россия только тогда, когда она едина!

Ученики:

1-й: В День единства будем рядом.

Будем вместе навсегда

Все народности России

В дальних сёлах, городах!

2-й: Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

3-й: Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Ведущий:-

Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная сьтрана. Она протягивает руку дружбы и раскрывает объятия всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно и союзно!

А сейчас прозвучит песня «У моей России» в исполнении Таучеловой Миланы.

Ведущий:-

Как здорово понять, что мы – едины!

Что все мы вместе, оттого сильны!

И дружбой нашей мы непобедимы!

Ее крепить и множить мы должны.

Звучит песня «Моя Россия» в исполнении вокальной группы «Дидинаг».

Ведущий:-

И праздник – День народного единства –

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

На этом наше праздничное мероприятие закончено.

Действующие лица

Скоморох

Ведущий

Скоморох

Здравствуйте гости дорогие!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

Ведущий.

Ой, что это за честной народ здесь собрался?

Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

Скоморох:

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Ведущий.

Подождите скоморох.

Нас на праздник пригласил

и совсем не пояснил,

что за праздник будет тут.

Объясненья гости ждут.

Скоморох: Праздник наш не простой

Замечательный такой

Ведь от дружбы Родина сильней,
И солнце светит веселей.

И поэтому наш праздник посвящен

Дню народного единства

Ведущий.

Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Россия является Родиной.

Скоморох:

«Россия! Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …» —

Ведущий.

Все народы знают и любят свой язык и народную культуру. Основой каждой культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Развиваются и совершенствуются национальные традиции в народной игре. Сегодня мы познакомимся играми разных народов

Скоморох.

А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Предлагаем вам, гости дорогие, поиграть в русскую народную игру

И первая наша станция

  1. СТАНЦИЯ « ЛЕТНЯЯ, СКАЗОЧНАЯ»

Подвижная игра «Садовник и цветы». (Русская народная игра)

Правила игры. Дети — «цветы» находятся на одной стороне площадки (у каждого в руках цветок), а водящий - «садовник» - в центре площадки. Приближаясь к цветам, он произносит:

«Я иду сорвать цветок,

из цветов сплету венок».

Цветы отвечают:

«Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться».

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь. Кого поймал, тот «цветок» выходит из игры.

Игра «Дядющка Трифон»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Ведущий.

Скоморох, а в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Мы часто играем в игры других народов. Можем и вас научить.

  1. СТАНЦИЯ «ЮНЫЙ ДЖИГИТ

«Подними платок» Дагестанская народная игра

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончание музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Поднявший платок получает очко. Игра проводится 7-10 минут. Выигрывает тот игрок, у которого больше очков.

Скоморох.

А знаете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но еще Башкирия богата своими играми. Отправляемся на следующую станцию

  1. СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ»

«Липкие пеньки» Башкирская народная игра

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Ведущий.

  1. Станция «Магическая»

«Колдун» Украинская народная игра

Перед началом игры выбирают колдуна. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный игрок замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто старается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Скоморох.

Люди придумывают игры, в которые интересно играть в той местности, где они живут. Так, на Севере очень холодно, много снега и льда, люди тепло одеты, ездят на оленьих или собачьих упряжках. Там и игры называются «Олени и пастухи», «Построй чум».

  1. СТАНЦИЯ СЕВЕРНАЯ.

Проводится с детьми игра «Построй чум»

4 команды по 5 человек. Вначале дети маршируют под музыку, а потом по сигналу разбегаются и начинают строить чум. Каждая пятёрка строит свой чум, выигрывает та команда, которая построит чум.

Ведущий.

Эта игра татарского народа. Называется

  1. СТАНЦИЯ ИГРОВАЯ

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Задания для играющих :

Пройти как мышка, как медведь, поскакать на лошадке, станцевать под музыку.

Ведущий : Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Скоморох.

Молодцы. Вот какая у нас замечательная Родина! Помните, ребята, что нам надо держаться всегда вместе, уметь прощать и забывать обиды. Давайте встанем в хоровод, возьмёмся за руки и покажем какие мы дружные.

Звучит песня большой хоровод