Необычные растения        03.05.2019   

Шелк какая ткань. Технология производства шелка. Изготовление шёлковой ткани

П ри покупке шелка человек часто задумывается, оригинальный материал он покупает или нет. И действительно, не хочется переплачивать за подделку (хоть и достойную). «На глаз» определить настоящую шелковую ткань – почти нереальная задача.

Возможности современных аппаратов и новых технологий почти безграничны, поэтому получить аналог щелка реально. Но все-таки существуют способы, позволяющие определить, настоящий это шелк или нет.

Проведите эксперимент

Чтобы выявить подделку, организуйте легкий опыт. Подготовьте следующий материал:

  • Сульфат меди (не более шестнадцати граммов).
  • Глицерин (достаточно десяти грамм).
  • Каустическую соду.
  • Обычную воду, без которой эксперимент не получится.

В 150 мл жидкости разводите вышеперечисленные элементы. Далее все просто – кусочек шелка опускайте в раствор. Если ткань растворилась, то можно с уверенностью говорить, что в ваших руках настоящий шелк.

Простые способы определения оригинальной шелковой ткани

Вышеописанную экспертизу не проведешь на рынке. Там придется применять простые способы определения оригинальности изделия. Как вычислить настоящий шелк?

  1. Первое, чему уделите внимание - цене. Все мы гонимся за дешевизной, но оригинальная ткань дешевой быть не может. Низкая цена – сигнал того, что перед вами подделка.
  2. Еще один способ – проверка с помощью подкуренной сигареты. В настоящем шелке после воздействия источником тепла должна остаться небольшая дырочка (при этом тление прекращается). Можно также прижать материал к щеке – никаких неприятных ощущений быть не должно.
  3. Настоящий шелк еще называют «второй кожей», поэтому материал не только похож по прикосновению на человеческую молодую кожу, но и быстро перенимает температуру тела. Прикоснитесь материалом к открытому участку - если он перенял тепло, то ткань настоящая.
  4. Немаловажным аспектом считается и цвет. К примеру, натуральный шелк должен иметь мягкий блеск, который даже при длительном хранении не исчезнет. Если вынести ткань на солнце, то она будет переливаться различными оттенками. Что касается неоригинального шелка, то от него исходит белое свечение.
  5. Обратите внимание на внешний вид шелковой нити. Мастера утверждают, что она не может быть белой. Присутствие постороннего оттенка обязательно – чаще всего кремового.
  6. Для проверки ткани на качество, соберите ее в складки. Сожмите изделие и посмотрите на результат. На подделке будут видны сильные заломы. Натуральный шелк не пострадает - он только слегка помнется.
    Кроме этого, даже качественный материал, который делается из натурального волокна, не может быть идеальным во всех отношения. Возможны расхождения, какие-либо неровности или даже дефекты. На подделке такого не будет.
  7. Существует еще один способ проверки. Вытягивайте пару нитей из шелкового изделия и убедитесь, что ткань однородна. Теперь разорвите нить и оцените оборванные концы. Если на них связанная друг с другом группа волокон, то материал можно покупать – это настоящий шелк.

Итоги

К процессу приобретения товара подходите комплексно - используйте несколько методов проверки. Тем более вы знаете, как определить настоящий щелк. Остается применять умения на практике.

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

Самые известные виды натурального шелка

Шифон

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

читайте на сайт

Атлас

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

Бархат на шёлковой основе

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

Шёлковый батист

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

Газ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

Гладкокрашеный шелк

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

Дюшес

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

Креп

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

Шёлковая вуаль

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

Кружево - деликатный и сложный в работе материал. Наши советы подскажут,

Матлассе

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

Муслин

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

Парча

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

Тафта

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

Чесуча

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

Узнайте из нашего мастер-класса

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

Как отличить натуральный шёлк от подделки

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

Самый верный способ определить подлинность натурального шёлка


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорание происходит медленно, при этом вы услышите запах, напоминающий запах палёной шерсти или жжёных перьев.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, как если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Натуральные ткани всегда считались предметом роскоши. Раньше их могли себе позволить только люди высшего класса. Сегодня ввиду доступности и улучшенного благосостояния общества изделия из натуральных волокон можно купить за сравнительно невысокую стоимость. К явным представителям роскошных тканей относится шёлк. Его научились тщательно подделывать, поэтому актуальным становится вопрос: «Как выявить фальсификат?». Поговорим обо всём по порядку.

Особенности шёлка

Натуральный шёлк представляет собой гладкую ткань с глянцевой поверхностью. Материал так и кричит о богатстве, искусном создании и глубокой истории происхождения.

Для того чтобы получить нить шёлка, необходимо размотать кокон шелкопряда тутового. Это светлая бабочка среднего размера, питающаяся в основном листочками шелковицы.

На сегодняшний день на основе шёлка производят постельные принадлежности, нижнее бельё, одежду, бытовой текстиль. Столь широкая популярность сподвигает недобросовестных производителей поставлять на рынок сбыта фальсификат.

Материал натурального типа относится к дорогим, если сравнивать его с синтетикой или даже хлопком. Но, тем не менее, шёлк находится в доступной зоне, приобрести его может практически каждый при желании.

Чаще всего искусственный «шёлк» производится на основе синтетических волокон или вискозы. Очень часто подделка ничем не отличается от натуральной ткани внешне, но она сильно уступает по своим свойствам и качеству.

Чтобы выявить ненастоящий материал, необходимо изучить все виды шёлка и их главные отличия. Затем мы приведём действенную методику, по которой вы запросто отличите оригинал от фальсификата.

Подвиды натурального шёлка

Бархат - его ещё называют шёлковым бархатом, потому что в основу ткани включены нити шелкопрядов. Бархат представляет собой мягкую ворсистую поверхность, к которой обычно всё прилипает ввиду определённой текстуры. В бархатные ткани зачастую включается натуральный шёлк, который и делает ткань такой необыкновенной, переливающейся. Уже в 18 веке в нашей стране начали производить именно «природный» бархат с включёнными ниточками шёлка.

Атлас - если это слово переводить в буквальном смысле, на выходе получится «гладкий», «скользкий». Тип переплетения атласных нитей с шёлковыми впервые изобрели величайшие умы Китая. По сей день технология изготовления только совершенствуется. Выделяют несколько видов атласа: узорчатый, с шёлковым переплетением, тяжёлый, муаровый и другие. Чаще всего из атласа шьют галстуки, занавески, шторы, обивку мебели, платки, церковные одеяния. Свадебные модельеры предпочитают шить платья для невест именно из этой ткани.

Вуаль шёлковая - как можно понять из названия, материал производится из лёгких нитей шёлка. Впервые вуаль произвели во Франции, затем технология разошлась по всему миру. Полупрозрачный материал часто украшают вышивкой, орнаментом, на его основе делают фату для невесты. Вуаль может быть крашеной, белёной, набивной, бесцветной.

Шифон - лёгкий по виду, но крайне тяжёлый по весу полупрозрачный материал. Напоминает мелкую сеточку, которая выгодно подчёркивает свадебное облачение невесты. В шифон ввивают нити шёлка, чтобы придать материалу блеск, лёгкость, воздушность и дороговизну. На ощупь ткань неровная, песчаная, матовая с периодическими отблесками на солнце. Шифон идеально подойдёт для шитья лёгких летних блузок, платьев и сарафанов.

Тафта - плотная ткань, которая прекрасно держит форму. Просвечивающееся полотно крахмалят перед конечным отпуском на полки. Из тафты производят фату для невест и другие виды изделий, которым требуется дополнительная поддержка по форме.

Батист шёлковый - процесс крайне сложен для описания. Сначала тонкие нити шёлка перекручивают в плотные и достаточно объёмные жгуты, затем на основе полученного сырья начинают делать полотно. Батист очень прочный, но при всём этом прозрачный и лёгкий. Впервые его изобрели в 13 веке во Франции, название ткань получила благодаря своему создателю - Франсуа Батисту. С шёлковым батистом гораздо легче работать, нежели с натуральным 100%-шёлком. При этом цена на подвид в разы ниже.

Шёлк гладкокрашеный - сырьё наивысшего качества. В процессе раскручивания нитей получается собрать неповреждённые волокна, благодаря чему конечное полотно выходит довольно плотным, но в то же время лёгким. Из шёлка такого типа изготавливают женские комплекты, нижнее бельё, дорогие постельные принадлежности.

Парча - материя, которая дополнительно драпируется металлическими нитями с серебром, золотом либо другими имитирующими материалами. Волокна имеют шёлковую основу, чаще всего используются для декораций в художественном плане. Раньше парчу ткали с шёлком и настоящими золотыми нитями, но сейчас сложно найти полотно с драгоценными вставками.

  1. Ориентируйтесь на цену, в большинстве случаев качественный материал не может стоить дёшево. Натуральный шёлк в разы дороже синтетических подделок. Настоящий материал приятный на ощупь. Он легко струится по рукам, мягкий и нежный.
  2. Что касается подделки, то она гораздо холоднее и жёстче. Настоящий шёлк славится уникальным качеством. При соприкосновении с человеком материал в короткие сроки обретает температуру его тела.
  3. Также настоящий шёлк очень гигроскопичен, таким образом его можно отличить от подделки. Синтетическая ткань практически сразу намокнет. Что касается цвета, то натуральный шёлк имеет приглушённый переливающийся цвет. Он более естественен.
  4. Искусственная ткань тоже переливается, но при этом она не меняет оттенков. Практически все натуральные изделия мнутся при сжимании, шёлк - не исключение. Причём на настоящем изделии образуются мягкие складки, которые без труда можно разгладить.
  5. Искусственный шёлк сминается гораздо заметнее, в процессе ношения одежды она не распрямится в отличие от оригинала. На ненатуральной ткани остаются заломы, которые практически невозможно разгладить даже утюгом.
  6. Изделия из синтетического шёлка по краям имеют явную сыпучесть материала. При выборе натурального состава стоит опираться на приятные ощущения. Качественный шёлк славится своей уникальной мягкостью и структурой. Она приятна для тела.
  7. Натуральный материал нежный и в некотором смысле тёплый со струящейся структурой. Искусственные изделия такими особенностями не обладают. Ненатуральный шёлк всегда менее мягкий и холодный на ощупь.
  8. Если смять в руках два материала, натуральный и искусственный, то в первом случае качественное изделие практически не помнётся в отличие от подделки. Также настоящий шёлк при обрывании нити имеет ровную структуру. Искусственный материал будет пушиться.
  9. Натуральность изделий можно проверить на прочность. Для этого потребуется взять 2 нити разных материалов. Смочите их и постарайтесь разорвать. Влажные и сухие нити настоящего шёлка одинаково сложно разорвать. Искусственный мокрый материал рвётся легко.
  10. Натуральность материала проверяется горением. Может показаться, что такой способ неприемлем, но с другой стороны он достоверен. Если поджечь два вида материалов, пламя и запах будут значительно отличаться друг от друга.
  11. Натуральный шёлк свернётся в плотный ком. Нить быстро погаснет и запахнет жжёным ворсом. Искусственное изделие будет гореть до конца, причём появится запах горелой синтетики. Также вещи из ненатурального шёлка не теряют формы и размера при длительном ношении. Качественный материал немного усаживается.
  12. Натуральность проверяется посредством выгорания под прямыми солнечными лучами. Подделка не поддаётся такому фактору. Настоящий шёлк спустя определённый срок начинает терять первозданный вид.

Натуральность шёлка можно проверить несколькими достоверными способами, которые были описаны выше. Прежде чем приобретать шёлк, хорошенько подумайте, нужен ли он вам. Натуральный материал требует щепетильного ухода. Если вы сможете правильно ухаживать за вещами, они подарят приятные ощущения. Также при выборе таких изделий нужно учитывать собственный бюджет.

Видео: как отличить натуральный шелк от искусственного

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Текстиль из натурального шелка – один из самых дорогих в производстве. Но, несмотря на это, он заслужено пользуется большим спросом уже много веков. Причина тому – прекрасный внешний вид, экологичность и высокие гигиенические характеристики таких материй. Натуральная шелковая ткань – это истинное наслаждение как для тела, так и для глаз. Она приятна на ощупь, очень комфортна в носке, при этом обладает ни с чем не сравнимой «текучестью» полотна, отличается мягкостью, нежностью, неповторимым шелковым блеском.

Сложности производства

Родиной этого удивительного материала является Китай. Именно там начали его производство еще до нашей эры. При этом носить нарядные одеяния из этой ткани полагалось только самым богатым и высокопоставленным особам. Являя собой признак власти и роскоши, для простолюдинов натуральный шелк был под строгим запретом. А искусственный тогда выпускать еще не научились.

В Древнем Китае процесс производства шелкового текстиля являлся секретом, за разглашение которого можно было поплатиться жизнью.

Сегодня никакой тайны в этом нет. Однако подробное описание этого процесса весьма объемно. Если кратко, то выглядит это так.

  1. Яйца гусеницы-шелкопряда примерно на неделю помещают в специальный инкубатор.
  2. Вылупившихся личинок отправляют на откармливание листьями тутовника (шелковицы).
  3. После окукливания насекомых коконы сортируют по размеру и цвету.
  4. Чтобы кокон размотать, его нужно обдать паром или кипятком – так клейкий слой растворится, а волокна станут эластичными (личинки при этом умерщвляются).
  5. Волокна скручивают по несколько вместе (до восьми), получая нити нужной толщины ().
  6. Полученную пряжу замачивают в различных растворах – в зависимости от того, какие свойства нужно получить, – а затем ткут из нее полотно.
  7. Готовую ткань подвергают окончательной обработке (отбеливанию, окраске, пропитке специальными составами).

При этом чтобы произвести один килограмм шелка-сырца, понадобится примерно 18 кг коконов. Для их получения нужно не менее 1000 гусениц. Для выработки нитей насекомым требуется достаточное питание (они должны съесть не менее 60 кг тутовых листьев – то есть уничтожить примерно 3 дерева).

Из 100 кг шелка-сырца получается всего 9 кг пригодных к производству нитей. Отсюда нетрудно понять, почему настоящий шелк стоит так дорого.


Виды шелковых тканей

По качеству получаемых волокон шелк бывает двух видов. Более тонкий и легкий – малбери – используют для одежных тканей, шелк тусса применяют для производства мебельных и интерьерных материалов.

Кроме того, шелковые материалы различают по способу производства.

  • Буретный шелк выпускают из коротких, нескручиваемых волокон, расположенных снаружи и внутри коконов. Такие нити обладают бактерицидным качеством, которое делает его незаменимым в медицине (используется как шовный материал).
  • Шелк-сырец – продукт, получаемый при перемотке нитей коконов. Чаще всего применяется для изготовления шелковых тканей одежной группы.
  • Вискозный материал производят с добавлением одноименных искусственных волокон. По своим характеристикам и внешне он практически не отличается от натурального. Обнаружить примеси можно только путем сжигания кусочка материи.
  • Парашютный – довольно плотный и прочный вид. Из него изготавливают как одежду, так и материалы технического назначения.
  • Мокрый шелк (атлас-сатин) – текстиль очень нарядный. Из него шьют элегантные платья, изготавливают обивку для элитной мебели.
  • Вареный шелк внешне чем-то напоминает замшу. Поверхность его матовая. Используют для производства одежды.
  • – ткань искусственная. Производится он из природного сырья (целлюлозы) путем сложной химической обработки с помощью уксусных кислот (слово «ацетат» и происходит от слова «уксус»). В отличие от натурального материала, ацетатный не боится ультрафиолета, меньше сминается, гораздо меньше загрязняется. Но при этом негигроскопичен – тело в нем не дышит.



В отдельную группу стоит вынести шелк синтетический. Сходство с природным материалом у него только внешнее. В остальном это полностью химическое соединение. Сырьем для него служит полиэстер. Отличить его можно уже механически: в отличие от натурального, синтетический шелк практически не мнется, зато электризуется.

Не приобретайте синтетическую «шелковую» одежду для постоянного ношения летом. В ней будет крайне некомфортно, эффект сауны обеспечен.

Кроме того, шелковые ткани различают по виду переплетения:

  • креповые ( , );
  • полукреповые ( , );
  • плотные (сатин – в том числе нарядный жаккард, чесуча, атлас);
  • тонкие гладьевые (шифон, туаль, фуляр);
  • ворсовые ( , бархат).


Свойства натурального текстиля

Нетрудно догадаться, что у синтетики гигиенические характеристики будут значительно ниже: она не дышит, неэластична, накапливает статическое электричество, может вызвать аллергическую реакцию… Кроме того, ацетатный материал может деформироваться при сушке, не отличается прочностью. Самое главное преимущество такого текстиля – его доступная цена.



Однако при всех этих прекрасных свойствах деликатный природный материал обладает и весьма существенными недостатками, предполагающими особо бережное отношение.

  • Мнется ли материя из шелка? Да, и довольно легко.
  • На красивой дорогой поверхности даже от малейшей капли воды остается некрасивый след.
  • Натуральный шелк быстро разрушается под воздействием ультрафиолета.
  • Деликатную ткань нужно особо бережно гладить – при больших температурах ее легко испортить.

Кроме этого, натуральный материал не может стоить дешево.

Не сушите вещи из натуральной материи на открытом солнце и не приобретайте их для ношения на пляж, где тоже придется долго находиться под солнечными лучами. Это значительно сократит срок их службы.


Применение шелкового текстиля

Этот материал используется достаточно широко, применение его не ограничивается только пошивом одежды.

  • Отделка интерьеров. Мокрый шелк применяют в специальных видах декоративной штукатурки и для обивки дорогой мебели.
  • Домашний текстиль. Из этой материи получаются прекрасные изделия – необычайно приятное к телу постельное белье, нарядные покрывала, шторы, декоративные наволочки, чехлы для мебели и т. д.
  • Медицина. Бактерицидные свойства натурального шелкового волокна позволяют применять его для производства качественных нитей для послеоперационных швов.
  • Рукоделие. Из этого материала изготавливают нити для дорогой вышивки и пряжу для вязания.
  • Пошив одежды. Все-таки это самый распространенный способ использования шелка. Ткани из его волокон идут на пошив дорогой качественной одежды – как повседневной, так и очень нарядной. Платья, блузы, костюмы, шарфы, рубашки, белье способны подарить своим обладателям ни с чем не сравнимые ощущения. В таком текстиле часто присутствуют искусственные добавки для удешевления изделий.


Как отличить натуральный шелк от искусственного?

Шелк довольно часто подделывают, выдавая за него совершенно другую материю. Как проверить ткань на натуральность? Самый верный способ определить состав ткани – метод горения. Делается это следующим образом. Нужно отрезать небольшой кусочек материи и поджечь. При этом природное, искусственное и синтетическое волокно будут вести себя по-разному.

  • Вискоза горит с запахом бумаги, оставляя за собой рассыпчатый пепел (собственно, так горит и сама бумага, ведь состоят они из одного волокна – целлюлозы).
  • Ацетат будет вести себя примерно так же, отличаясь по запаху: это смесь запаха жженой бумаги и горячего уксуса.
  • Синтетика горит (а вернее, плавится) с запахом пластмассы, образуя спекшийся плотный шарик.
  • Натуральное шелковое волокно горит без копоти, образуя легко раздавливаемый шарик и выделяя запах жженого пера.

При выборе ткани в магазине можно попробовать определить подделку визуально: у нее не такой благородный блеск, она, скорее всего, будет электризоваться, если ее потереть. Натуральный материал, в отличие от искусственного или синтетического, сильнее мнется, гораздо меньше осыпается с краев, не имеет никаких внешних дефектов и намного мягче на ощупь.


Как ухаживать за изделиями из таких материалов?

Как уже говорилось, шелковый текстиль достаточно капризен. Взамен на неповторимый комфорт он требует от своих хозяев самого деликатного обращения. Уход в домашних условиях – это не только стирка и глажка, но еще и аккуратная носка. Здесь важно учитывать следующие особенности.

  • Стирка в машине предполагает специальный режим («Шелковые ткани» или «Деликатная стирка»).
  • Стирка руками должна быть бережной – вещь нельзя сильно жать и тереть.
  • Стирать такие изделия нужно при температуре не выше 30 градусов.
  • Чтобы продлить яркость окраски, при полоскании можно добавить 4-5 столовых ложек 9%-го уксуса в 10 литров воды.
  • Отжимать вещи нужно осторожно, без сильных сдавливающих и скручивающих движений.
  • При сушке в помещении одежду развешивают на плечики вдали от отопительных приборов и батарей.
  • Гладить ее нужно на минимальной температуре, лучше без пара (помня, что малейшие капли влаги оставят след).
  • В одежде из шелковой материи нужно быть весьма аккуратным: пятно на вещь поставить очень просто. Пятна остаются от жира, пота, фруктов, и т. д. Порой достаточно попасть под дождь, чтобы вещь приобрела окрас «в неряшливую крапинку».
  • При носке одежды из материи или следует быть осторожными с аксессуарами, способными оставлять зацепки: пряжками, брошами, цепочками, большими кулонами с массивными подвесками и т. д. Особенность этих переплетений в том, что за них очень легко зацепиться, оставив некрасивый брак на вещи.

Шелк – один из древнейших видов природного текстиля. Изначально являясь символом роскоши и высокого положения в обществе, сегодня он занял в нашей жизни самые разные ниши: от сугубо практических до декоративных. И не утратил при этом главного: прекрасных внешних и эксплуатационных характеристик. Так что истинные ценители роскошного комфорта не жалеют средств на приобретение качественной шелковой материи.