Дарим цветы        27.09.2019   

Сколько ребенок считается новорожденным. О церковных записках. Нервно-психическое развитие грудного ребенка

Появившись на свет, каждому малышу предстоит познакомиться со многими увлекательными вещами. Учиться новому, несомненно, придется и маме. В специальной литературе нередко можно встретить такое понятие, как новорожденный малыш. Но многие родители не понимают, что оно значит. Однако знать это обязательно, ведь большинство рекомендаций дается непосредственно по отношению к новорожденным детям.

Базовое определение

Согласно современным медицинским понятиям, ребенка считают новорожденным в течение первых 28 дней жизни. Их отсчитывают непосредственно с момента рождения малыша. Первые семь дней обозначают как период ранней новорожденности. С 7-го по 28-й день наступает так называемая поздняя новорожденность. Но не стоит путать период новорожденности с грудничковым. Ведь второй делят на четыре квартала, каждый из которых длится по три месяца. В развитии каждого ребенка важнее всего первый год жизни. В это время у малыша формируются физические способности и психические функции организма.

Особенности развития

Первый месяц жизни очень важен для ребенка. Ведь развитие внутренних органов малыша не завершается к моменту рождения. Их совершенствование продолжается. По этой причине педиатры уделяют в период рождения особое внимание малышам, тщательно контролируя развитие новорожденного.

Врачи осматривают кроху, оценивают состояние младенца, его двигательные функции, реакции малыша, работу кишечника, объем и режим питания, чистоту кожи, а также иные показатели. Первым временем к важнейшим показателям относят вес крохи. Ведь после появления на свет основная часть детей слегка теряет в весе. При нормальных условиях это порядка 7% от массы, которая была у ребенка при рождении. Поэтому такое явление не должно вызывать волнения у родителей.

Читайте также

Новорожденным малышам характерен водянистый стул. В нем порой присутствует немного слизи. Дефекация осуществляется 5-8 раз за день. Малыш может мочиться до пятнадцати раз в день. В период новорожденности ребенку свойственен гормональный криз. На его фоне нередко происходит набухание молочных желез. У девочек из влагалища могут появляться мутные выделения. Однако все это проходит после внешнего вмешательства.

Кожа большинства новорожденных имеет желтоватый оттенок. Для детского организма это вполне нормально. Данное явление объясняется массовым распадом красных кровяных телец (эритроцитов), которые сопровождаются ростом билирубина в крови. В норме все это проходит бесследно спустя две недели после рождения.

Новорожденные могут спать по 16-18 часов за день. Поэтому родители иногда задаются вопросом, целесообразно ли будить малыша для кормления. Как правило, ответ положителен. Чтобы избежать деформации головы и шеи новорожденного, требуется следить за сменой положения головы ребенка.

В позднем периоде новорожденный уже постепенно привыкает к новому существованию. Он больше бодрствует, активнее сосет молоко, двигает ручками и ножками, может хватать маму за пальцы. Это уже осознанные движения. Многие родители улавливают в период поздней новорожденности первые улыбки ребенка. Впрочем, иные эмоции малыша становятся тоже более выраженными.

После кормления буквально через десять минут ребенок засыпает. В поздний период новорожденный уже поворачивает голову в направлении услышанного голоса либо звуков. Он подолгу рассматривает яркие крупные погремушки. Форма головы ребенка становится более круглой. С этого момента малыша можно купать ежедневно, систематически обрабатывая его пупочную ранку.

Немаловажно, чтобы новорожденный ребенок находился в тепле. Ведь если он будет испытывать дискомфорт от мокрого подгузника - плач неизбежен. Излишняя жара или холод тоже спровоцируют капризы. Успокоить малыша можно, взяв его на руки.

Следует понимать, что темпы развития новорожденного ребенка разнятся. Поэтому не нужно огорчаться, если у малыша заметны незначительные отставания. Главное - регулярное внимание и, конечно же, забота, проявленная ребенку. В этом случае он все наверстает достаточно быстро и будет расти крепким, счастливым и здоровым.

Возраст новорожденного ребенка берет свой отсчет с момента рождения и заканчивается на 28 день (4 недели). Этот период характеризуется интенсивными морфологическими и функциональными изменениями в только что родившемся организме. Уже на этом этапе малыш проходит один из главных кризисов жизни человека – кризис новорожденности. Он связан с резким переходом от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Физическое развитие ребенка

В течение первых 5 суток жизни новорожденный, как правило, теряет массу (норма - около 5%), а после этого она начинает восстанавливаться и постепенно набираться – по мере того, как ребенок осваивает навыки сосания груди. В среднем за первые 4 недели дети набирают около 500-700 граммов веса. Это один из важных показателей жизнеспособности новорожденного человека. Кроме того, о его нормальном физическом развитии свидетельствует увеличение роста, окружности головы и общее состояние здоровья. Существуют и другие нормы относительно того, до какого возраста новорожденный должен набрать определенный вес. Так, считается, что к 4 месяцев ребенок должен удвоить вес, который был в новорожденном состоянии.

Сегодня наблюдается тенденция увеличения веса новорожденных. Во многих странах типичным явлением стало рождение детей весом свыше 4 кг. Кроме того, они рождаются с ростом более 50 см. Это одно из явлений акселерации.

Внутренние органы новорожденного еще не до конца сформированы. Однако его пищеварительная система начинает активно работать, при этом происходит заселение микроорганизмами желудочно-кишечного тракта. Температура тела малыша остается неустойчивой до 3 недель, поэтому ее необходимо поддерживать с помощью одежды и создания определенного комфорта в помещении.

Первые часы жизни ребенка в возрасте новорожденного

Зарождение новой жизни происходит с момента зачатия. Все девять месяцев ребенок находится в уютном мире – маминой утробе. Он слышит то, как к нему обращаются родители, чувствует их эмоциональное состояние и отвечает им активными или не очень движениями. Но в конечном итоге приходит время, когда нужно покинуть теплое и уютное место и появиться на свет, сменить место обитания. После рождения ребенок переживает определенный стресс. Ведь он уже физически стал отделенным от матери, процесс его дыхания осуществляется через собственные легкие, да и питание совсем другое: теплое и сладкое мамино молочко. Все органы и системы организма маленького человечка учатся адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Но первые часы жизни – это не только важный этап для физического развития ребенка, это еще и период психологической адаптации малыша, а также время, когда родители осознают себя таковыми и ощущают неразрывную связь с новорожденным. Именно в первые полтора-два часа после родов так важен физический контакт матери с ребенком. В большинстве родильных домов уже давно существует практика выкладывания только что появившегося на свет малыша на живот к роженице, а также прикладывание его к груди. Любое проявление нежности и тепла со стороны обоих родителей в это время – это залог дальнейшего успешного развития положительного психологического контакта.

В свои первые дни и недели жизни новорожденный много времени проводит во сне, состояние его слегка заторможено, а движения не контролируемые. Сон малыша могут прервать основные потребности в еде, питье. Кроме них дискомфорт может ощущаться из-за холода или, наоборот, жары, а также в том случае, если ребенок мокрый и его пеленки или подгузники нуждаются в замене.

Самой ярко выраженной эмоцией новорожденного является недовольство, которое проявляется через его плач в тех случаях, которые приведены выше. И в таких случаях только забота родителей и близких помогают малышу снова ощущать уют и удовлетворенность. Ребенок успокаивается, перестает плакать, быстро засыпает. Все эти его действия и являются выражением положительных эмоций, которые проявить по-другому он еще не в состоянии.

Кроме того, малыша, который еще не разговаривает и не ориентируется в различных состояниях, можно понять по внешним признакам, это своего рода сигналы, которые ребеночек передает взрослым для того, чтоб они его поняли. К этим сигналам можно отнести частоту дыхания, интенсивность сосательных движений во время приема еды, движения глаз и головы, частоту сердцебиения. Молодым родителям нужно научиться внимательно прислушиваться к этим сигналам, чтобы понять, чего хочет их малыш в данный момент.

Рефлексы ребенка в возрасте новорожденного

У новорожденного уже есть достаточно признаков, благодаря которым малыш адаптируется к новой для него жизненной обстановке. В научной среде такие признаки называются рефлексами. Здоровые дети имеют развитую систему дыхания, пищеварения, кровообращения. Первые реакции, которые проявляются у малышей с первых же часов после появления на свет, – это сосание и хватание (достаточно дать крохе свой палец, он сразу же обхватит его своей маленькой ручкой). Кроме того, новорожденный может защищать себя, в частности, свои глаза. Если ему бьет яркий свет, он может зажмуриться. В то же время, если прикоснуться к середине губы малыша, он повернет голову в ту сторону, откуда идет свет.

Еще несколько рефлексов относятся к двигательным. Благодаря их изучению можно установить, все ли в порядке с тонусом новорожденного, а также его двигательной способностью. Например, если ребенка выложить на животик, то он может повернуть голову в одну из сторон и проползти на животике без ручек. Если подпереть его ступни рукой, то он сможет оттолкнуться от них, совершая движения ползания. Также можно взять ребенка на руки, чтобы ноги слегка касались ровной поверхности, а корпус наклонить немного вперед - и тогда он будет выполнять шаговые движения.

Все эти признаки или рефлексы помогают врачам установить уровень развития ребенка на ранних этапах. Их особенностью является то, что они присущи только самым маленьким и сохраняются на протяжении первых месяцев жизни, а потом угасают, уступая место другим признакам развития крохи. Появляются уже не рефлексы, а реакции посложнее. Причем по срокам появления и исчезновения тех или иных рефлексов и реакций можно судить об интенсивности развития мозговой деятельности.

Если ребенок здоров, развивается правильно, то у него есть способность чувствовать некоторые признаки. Например, дотрагиваясь до чего-либо, он ощутит, горячая или холодная поверхность. Также малыш ощущает боль и болезненные прикосновения (поэтому он и плачет, если ему делают прививочную инъекцию). Ребенок четко различает вкусы. Он знает, где кислое, горькое, а где сладкое лакомство. Естественно, только что родившийся малыш имеет низкую степень чувствительности. Но по мере его развития и роста ощущения развиваются и увеличиваются. То же самое касается зрения и слуха новорожденных – они развиваются по мере роста. Например, уже через две недели после рождения плачущий малыш может прекратить истерику, прислушиваясь к какому-либо сильному звуку. А примерно через месяц глазки крохи могут остановиться на ярком или блестящем предмете, который привлечет его внимание.

Результат внутриутробного общения

Еще находясь в утробе матери, ребенок слушает и запоминает ее голос, общается с ней. Поэтому после рождения он может выделять звук материнского голоса среди многих других голосов. Кроме того, любой голос, принадлежащий человеку, грудничок может отличать от нечеловеческих звуков, а самого человека (его лицо) выделяет среди окружающих предметов.

Новорожденный способен продемонстрировать свое стремление к общению. Для этого он смотрит в сторону того, кто с ним разговаривает. Если крохе надоело общаться – он просто отвернется. Такие уникальные способности развиваются в том случае, если у ребенка с мамой налажен плотный, тесный контакт - как физический, так и духовный.

Но все вышеперечисленные умения новорожденного – это только зачатки тех умений, которые разовьются со временем. Никакой из рефлексов или умений не является законченным или таким, который ребенок сможет применить в дальнейшем своем развитии. Ни один из рефлексов, даже двигательный – не имеет отношения к тому, что ребенок будет ползать или ходить. Все признаки и рефлексы, которые были у ребенка в первые недели и месяцы после рождения, должны исчезнуть.

В отличие от животного мира, в котором все новорожденные могут выживать в какой-то степени самостоятельно, человеческий детеныш является абсолютно беззащитным. Он полностью зависит от окружения, от заботы и ухода родителей. Его физическое развитие зависит от окружения, быта, повседневного ухода, а психологическое развитие – от того, насколько внимательными и заботливыми близкие люди будут по отношению к нему.

Прожив свой первый месяц в окружении внимательных взрослых, малыш начинает выделять их из окружения. Этому способствует сам взрослый своими действиями. Например, постоянными разговорами с ребенком. Ведь даже если малыш не может ничего сказать в ответ – это не значит, что он ничего не воспринимает. Своими движениями, разговором, живыми интонациями родитель или другой человек из окружения грудничка привлекает его внимание и дает массу новых впечатлений. Если общаться с малышом с самого его появления на свет (а лучше – и до этого), то уже к концу первого месяца жизни он сможет даже проявлять свое внимание через положение губ. Например, если ласково заговорить с крохой, он будет смотреть в вашу сторону с вытянутыми губами. А на втором месяце малыш уже захочет ответить вам своей улыбкой.

Не секрет, что самый тесный контакт у ребенка, на каком бы этапе развития он ни находился, - это контакт с матерью. Именно она вынашивает своего сына или дочь девять месяцев, и именно с ней происходит первый телесный контакт новорожденного. Поэтому на маму активнее всего влияет и воздействует любое движение и звук ее ребенка, а на самого малыша – мамин голос и мамины руки. Это основа для формирования у грудничка доверия не только к родителям, но и ко всем людям.

Ласковое слово мамы – это лучшее лекарство, которое действует успокаивающе на ребенка. Достаточно обнять и сказать о своей любви к крохе, и он станет спокойнее, будет лучше спать и кушать. Настроение ребенка, его положительные или отрицательные эмоции, покой или возбуждение – это все результат проявления любви или нелюбви родителей к нему. Но в то же время эти характеристики определяют и отношение взрослых к новорожденному.

Младенец, но уже не новорожденный

После этапа рождения и спустя некоторое время ребенок переходит из стадии новорожденности, когда он был совсем беспомощным и ничего не умеющим существом, в этап младенчества. В этот период ребенок как бы оживает, он становится активнее, действия и взгляд его осознаннее, происходит стремительное развитие всех органов и систем организма.

В этот период ребенок уже может обратиться к взрослому человеку путем взгляда, остановки на лице родителя, улыбки. Чем старше возраст ребенка, тем больше движений и действий включается в это общение. Это и вздохи, и движения ручек и ножек, возгласы восторга, вскрики радости. Если ребенок хочет общения, а рядом никого нет или на него не обращают внимания, он может заплакать и тем самым обратить все взоры на себя. Все эти действия появляются на определенных этапах развития малыша. И контроль их своевременного появления – это залог правильного развития ребенка, его мозговой деятельности и нервной системы.

Отличительной особенностью оживления ребенка является его активность. Чем меньше внимания взрослые обращают на кроху, тем активнее он проявляет свою потребность в общении. Именно через движения, взгляды, эмоции устанавливается глубокая и прочная связь малыша с родителями, которая с годами будет только крепнуть.

После появления малыша на свет ему предстоит со многим познакомиться. Учиться новому придется и его маме. Часто в специальной литературе можно встретить понятие новорожденного малыша. А, до какого возраста ребенок считается новорожденным? Ведь многие рекомендации даются именно в отношении новорожденных малышей.

Возраст, до которого ребенок считается новорожденным?

Всем родителям важно знать, до какого возраста ребенок считается новорожденным. Ведь именно с этим периодом их жизни связан ряд особенностей и рекомендаций.

В соответствии с современными медицинскими понятиями, новорожденным ребенок считается в первые 28 суток своей жизни, которые отсчитываются с момента рождения. Причем первые семь дней обозначаются, как ранняя новорожденность, а с 7 по 28 день наступает поздняя новорожденность. Не стоит путать новорожденный и грудничковый период. Так, грудничковый возраст разделяется на 4 квартала – до 3, 6, 9 и 12 месяцев, соответственно. Поэтому понятия грудничка и новорожденного путать ни в коем случае нельзя.

Так или иначе, самым важным периодом в развитии любого человека считается первый год его жизни. Именно во время новорожденности и грудничкового периода у малыша происходит формирование физических способностей, а также психических функций организма.

Особенности развития ребенка в первые месяцы жизни

Ни для кого не секрет, что развитие основных внутренних органов ребенка к моменту его рождения не завершается. Поэтому их совершенствование продолжается уже после рождения. Именно по этой причине в период новорожденности педиатры уделяют малышам столь пристальное внимание, тщательно контролируя их развитие. В ходе осмотра крохи они оценивают, как состояние самого младенца, так и его двигательные функции, работу кишечника, режим и объем питания, реакции малыша, чистоту кожу и некоторые другие показатели. В первое время после рождения к числу важнейших показателей относится и вес крохи, ведь сразу после появления на свет основная масса детей несколько теряет в весе. В норме такая потеря может составлять 5-7% от массы при рождении. Поэтому это не должно становиться причиной волнения.

Для новорожденных малышей характерен водянистый стул, в котором может присутствовать даже немного слизи. При этом дефекация происходит порядка 5-8 раз на протяжении дня. Мочиться малыш может до 15-ти раз в день. Для периода новорожденности характерен гормональный криз, на фоне которого может происходить некоторое набухание молочных желез. А у девочек могут появиться мутные выделения из влагалища. Но и то и другое быстро проходит без какого-то вмешательства из вне.

Так же у многих новорожденных малышей кожа приобретает желтый оттенок. Это также вполне нормально для их организма. Объясняется это массовым распадом эритроцитов или красных кровяных телец, сопровождающимся ростом в крови билирубина. В норме она должна бесследно пройти уже через пару недель после рождения.

Спят новорожденные малыши по 16-18 часов на протяжении суток. Поэтому иногда перед родителями даже встает вопрос, для кормления, или нет? Причем в большинстве случаев ответ на него будет положительным.

Чтобы не допустить деформации головы ребенка, а также его шеи, нужно внимательно следить за регулярной сменой положения головы крохи с одной стороны на другую.

Поздний период новорожденности предполагает постепенное привыкание к его новому существованию. Поэтому он может бодрствовать чуть больше. Новорожденные малыши по мере роста и развития начинают все активнее сосать молоко, а также двигать ножками и ручками, хватать пальцы мамы. Причем это уже осознанные, а не просто рефлекторные движения. Многим удается уловить первые улыбки именно в период поздней новорожденности. И другие эмоции постепенно становятся все более выраженными.

Знакомясь с информацией по грудничкам в Сети, у молодых родителей частенько возникает вопрос: Что собой представляет само понятие "грудной возраст ребенка"? В нижеприведенной статье мы постараемся как можно более полно ответить на этот вопрос.

По медицинским параметрам грудным считается ребенок от двадцати восьми дней до двенадцати месяцев. До этого времени его считает новорожденным.

Многие ошибочно полагают, что грудничком ребенка называют, пока он находится на грудном вскармливании. Сейчас многих малышей мамы кормят с рождения адаптированными молочными смесями, при этом дети также считаются грудничками.

Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны. Они зависят от процесса самого рождения, но есть основные этапы, которые складываются в определенную схему развития по месяцам.

В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.

Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.

Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.

Четвертый месяц - время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.

В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.

В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.

Семь - восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.

В возрасте девять - десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.

К одиннадцати - двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.

Физическое развитие детей грудного возраста

Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.

Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.

Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это - рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения. Это называется автоматическая походка. Положите малыша на живот, он начинает ползать. Если к подошвам его ног поставить ладони, он начнет отталкиваться, чтобы ползти быстрее.

В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.

К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту. В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять - шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести - семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно. В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь - девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги. В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.

Нервно-психическое развитие грудного ребенка

В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.

В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.

В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.

В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.

К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.

В шесть месяцев начинается формирование внимания, появляется лепет. Ребенок есть с ложки, подползает к игрушке и перекладывает ее в руках.

В семь месяцев грудничок сидит и хорошо ползает. Находит предмет на вопрос «где?» и умеет пить из чашки. Страх сменяется интересом.

В восемь месяцев подолгу может заниматься, произнося громко отдельные слоги, узнает родных на фото, активно жестикулирует при общении.

В девять ребенок подражает слогам, которые услышал. Делает несложные действия по просьбе, знает свое имя, привыкает к высаживанию, активно общается жестами.

К десяти месяцам малыш умеет вкладывать один предмет в другой. Увеличивается количество произносимых слогов. Знает название частей тела и дает по просьбе предмет. Может показать части лица у другого человека. Произносит свои первые слова.

В одиннадцать ребенок ставит друг на друга кубики, умеет снимать кольца на пирамидке, показывает части своего тела и понимает «нельзя».

К году малыш уверенно ходит и бегает и выполняет простые задания. Умеет причесываться, произносит около десяти слов, уже умеет самостоятельно есть и пить. Различает форма предметов.

Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста

Эмоциональное развитие младенца закладывает основу эмоциональных реакций в будущем. Это во многом зависит и от общения с взрослыми, особенно с мамой.

В первый месяц улыбается малыш именно маме в ответ на ее улыбку. К трем-четырем месяцам появляется удивление в ответ на неожиданность, тревога и беспокойство во время дискомфорта. После четырех месяцев ребенок доброжелательно настроен к другим знакомым, но может испугаться незнакомца. Если незнакомый человек настроен к малышу доброжелательно, то вскоре ребенок начинает ему улыбаться и радоваться. К восьми месяцам грудничок боится оставаться наедине с посторонними, особенно если первый контакт не получился. В это же время и до одиннадцати месяцев малыш очень переживает расставание с мамой, при этом он плачет и зажмуривает глаза.

Годовалый малыш стремится не только к активному общению, но и к совместным действиям с взрослыми. Взрослые же относятся к ребенку, как слабому и беспомощному, а малыш так не считает и периодически бунтует.

Грудной возраст малыша — это период с 29 дня его жизни (первые четыре недели ребенок считается новорожденным) до окончания первого года жизни. Можно только удивляться тому, какие значительные изменения происходят за такой короткий период. Вот малыш еще не умеет управлять своим телом и рассказать маме о своих желаниях может только посредством крика, а к году его умения и требования уже являются практически осознанными. Что же происходит за эти 12 месяцев?

Первый год жизни

Если сравнивать с другими возрастными периодами, то за первые 12 месяцев организм малыша усиленно растет, очень быстро развиваются все системы и органы, происходит интенсивный обмен веществ. Например, та масса грудничка, с которой он родился, к 4-5 месяцам удваивается, а по достижении ребенком года - утраивается, составляя примерно 10-11 кг.

Рост ребенка за это период увеличивается на четверть метра, составляя в год около 75 см. Происходит совершенствование морфологической структуры и функций нервной системы ребенка. Только за первые 6 месяцев жизни масса его маленького мозга увеличивается на 200 %.

Благодаря тому, что ускоренно развиваются функции центральной нервной системы, происходит ранняя выработка условных рефлексов всех анализаторов. Довольно быстро идет нервно-психическое развитие. Именно на первом году жизни у малышей появляются зачатки речи. Когда малышу всего 2 месяца от роду, все органы его чувств развиты настолько, что ребенок улавливает и различает разные сигналы, присылаемые извне.

Как развиваются движения?

Пожалуй, всем мамочкам известно, что малыши рождаются с необходимым минимумом безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, рефлексом переступания. За период с 1 по 3 месяц малыши начинают удерживать головку. К 4 они уже могут переворачиваться со спинки на бок, немножко позже и на животик. Карапузы тянутся к погремушкам, берут их в ручки. Теперь они весьма любознательные.

К 5 месяцам малыши начинают ползать, подтягивая ножки к животику, они очень смешно выгибают спинку. Правда, так получается не у всех.

К полугодовалому возрасту детки начинают садиться, вставать на коленки в кроватке, храбро держась за перекладины. Если они едут по улице в коляске, то внимательно изучают все, что их окружает. Малышам интересно все — машины, летающие голуби, пробегающие собаки, кошки и многое другое.

К 7-8 месяцам детки смело встают в кроватках, ходят вдоль перил, придерживаясь ручками.

До того времени, когда малыши начнут ходить остается совсем немного времени. Обычно это происходит, когда детишки достигают 10-12 месяцев от роду.

Грудной возраст ребенка довольно интересен как для него, так и для родителей. Каждый день для малыша ознаменовывается новым умением и открытием. Глаза любящей мамы могут заметить даже самые незначительные изменения в поведении малыша. Но не стоит забывать, что все детишки разные: например, кто-то начинает сидеть уже в 5 месяцев, а кто-то только в 7. Это совершенно естественно, поэтому не стоит торопить события, а нужно просто наслаждаться каждым моментом.

Ох, уж эти зубки!

Грудной возраст малыша невозможно себе представить без появления зубов. Далеко не у всех это происходит гладко. У деток может повышаться температура, наблюдаться плаксивость и сильное слюноотделение, снижаться аппетит.

Примерно в полгода у малыша появляются первые зубки — два нижних резца, а через пару месяцев — два верхних.

К 10 месяцам у деток прорезываются два верхних боковых резца, а к году — два нижних боковых.

К году обычно у карапузов уже восемь молочных зубов. Если у ребенка нет такого количества зубов, родители не должны волноваться: все происходит строго индивидуально. У некоторых малышей первые зубы появляются только к году.

Как развивается речь?

В грудном возрасте происходит и развитие речи малыша.

Первые полгода крохи много смеются, гулят, произносят простые звуки: «агы», «гы», «а-а-а».

После полугода (примерно до 9 месяцев) кроха начинает произносить такие звуки, как «ма», «ама», «ба». К 10-12 месяцам карапуз повторяет звуки за взрослыми. Он уже может говорить «ма-ма», «ба-ба», «дай». В свой первый год жизни ребенок начинает произносить свои первые осмысленные слова.

Надо уточнить, что обращенную к нему речь мамы, папы, бабушек и дедушек карапуз воспринимает с самого рождения. Но в этот период он больше распознает интонацию, а не саму речь. Малыша могут успокоить ласково сказанные слова, а повышенный или раздраженный голос может испугать.

В полгода крошка уже отзывается на свое имя и осмысленно улыбается. Через месяц-другой он уже начинает понимать, когда ему говорят: «иди ко мне», в ответ он протягивает ручки. В этом же возрасте ребенок понимает слово «нельзя». Слыша обращенное к нему слово, он отрывается от ненужного занятия.

В год малыш может помахать ручкой взрослым на их жесты прощания и слова «пока-пока».

Чтобы у малыша быстрее развивалась речь надо читать ему сказки, петь песенки, чаще с малышом разговаривать.

О вскармливании

Малыш приходит в этот мир неприспособленным к самостоятельному существованию, поэтому вскармливание ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью его жизнеобеспечения. Родители обязаны заботиться о нем, чтобы обеспечить все его физиологические потребности. Разные виды вскармливания, в зависимости от существующих возможностей и потребностей ребенка предполагают применение грудного молока, искусственных смесей и разных типов прикорма. Специалисты уверены, что именно грудное вскармливание является оптимальным для младенцев.

Вскармливание в грудном возрасте должно сочетать в себе питательные вещества, жидкость, витамины, которые необходимы для организма новорожденного ребенка. Все эти компоненты присутствуют в грудном молоке матери.

Необходимый базис

В материнском молоке находится нужный баланс питательных элементов, который изменяется по мере роста малыша, а также антител, защищающих кроху от различных заболеваний в самый сенситивный период младенчества. Исходя их этого, процесс естественного грудного вскармливания можно расценивать не только как форму питания, но и как базис для правильного формирования иммунитета организма.

Природный механизм, обеспечивающий малышу необходимый период для вскармливания (пока не вырастет основная часть молочных зубов), длится 1-1,5 года. Именно в эти месяцы ребенку так необходимо им свое чадо каждая мама решает самостоятельно. В большинстве случаев это длится примерно 1,5-2 года.