Комнатные растения        03.04.2019   

Социальная категория которая характеризует структуру потребностей человека. Классификация потребностей и их структура. Занятие Объекты маркетинга - Потребности и спрос

Занятие Объекты маркетинга - Потребности и спрос

1.Объектом - маркетинговой деятельности выступают по­требности в широком понимании этого слова 1 . подкреп­ленные платежеспособностью. Они являются не только объектом изучения. Но и формирования.

2. Уровни потребностей: нужда, конкретизированная потребность. Спрос

3. Общие. Иерархия потребностей А Маслоу. Полезность знания этой иерархии в том, чтобы понять в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетворение тех или иных потребностей.

4. Классификация и характеристика потребностей

Для предпринимателя очень важно найти именно те потребнос­ти, которые нуждаются в настоящее время в удовлетво­рении и понимать структуру потребностей , что означает:

определение причин возникновения потребностей , их существования и изменения ; определение места потребностей и перспектив на рынке, а также коммерческие возможности для их разработки . Основой потребностей являются Нужды. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды разнообразны и сложны. Если нужда не удов­летворена, человек чувствует себя обездоленным и не­счастным, это подталкивает его к поискам предмета, способного удовлетворить нужду. Так появляются конкретизированные по­требности - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурой и особенностями личности. Потребности выражаются в предметах или процессах, удовлетворяющих нужду способом, свойственным дан­ному обществу.

Правильно оценить степень коммерческого риска поможет анализ природы потребностей. В каждый конкретный момент человек испытывает множество разнообразных потребностей. Психологи разработали ряд теорий, объясняющих природу их воз­никновения. Так, Абрахам Маслоу, автор одной из са­мых популярных теорий, пытается объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. По А. Маслоу потребности можно классифицировать по степени их значимости от низших к высшим. Удовлетворение одной потребности является началом возникновения следующей по важности потребности. Физиологические потребности и потребности в безопас­ности составляют низшие потребности - это жажда, голод, тепло, безопасность и т. п. Эти потребности основные, т е вытекают из природы человека. Их еще называют базовыми. Эти потребности всеобщи и наиболее устойчивы в пространстве и времени.



Следующие ступени потребностей - высшие. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей (родственники, друзья, знакомые). За этим следует желание завоевать признание, уважение, авторитет, под­нять свой престиж в глазах окружающих. Высшую сту­пень в этой иерархии потребностей составляет стрем­ление человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, т. е. потребность в самореализации и самовыражении. Эти потребности относят к вторичным. Одни виды потребностей могут возникать только у индивидуальных потребителей, другие и у индивидуальных потребителей и у организаций и у общества в целом.

Анализируя потребность надо установить ее место в иерархии потребностей

Природа возникновения (основные, вторичные)

Что влияет на потребность : социальные, экономические условия, уровень развития пр-ва, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта, труда, национальные особенности и т. д.

Уровень удовлетворения потребности

Масштаб распространения (географический и социальный)

Частота удовлетворения (единичн, периодич, постоянный),

Применяемость потребности (в одной (елочные игрушки), нескольких областях (кухонная посуда), во всех областях (телевизор, телефон)),

Комплексность удовлетворения (единым товаром, взаимодополняю­щим товаром, взаимозаменяющим товаром)

Отношение общества .

Способ удовлетворения (Индивидуальный, коллективный, общественный).

Спрос является внешней формой проявления потребностей как таковых. Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос - основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия.

Для того чтобы удовлетворить имеющуюся потребность, необхо­димо иметь определенное количество конкретных благ, способных удовлетворить данную потребность. Но не только. Необходимо иметь еще и финансовые возможности, для участия в обмене. Т.О.Спрос отражает потребность в конкретных количествах товаров, определенного потребительского назначения, но не всю потребность, а только ту ее часть, которая обеспе­чена денежными средствами. Спрос - потребность, предъявляемая на рынке, но не любая а только подкрепленная деньгами. Любой спрос по определению пла­тежеспособен, в противном случае это - потребность Задача маркетинга в этой ситуации состоит в том, чтобы собирать и предостав­лять информацию, которая сопровождалась бы анали­зом и оценкой желаний и предпочтений соответствую­щих групп потребителей, которые проявили бы при оп­ределенных условиях желание купить данный товар.

Покупательский спрос - сложное явление, складывающееся из различных элемен­тов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональ­ные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облег­чает его регулирование.

Классификация спроса

По состоянию рынка

негативный спрос – большинство отвергает данный товар или услугу (вегетарианцы на мясо, некурящие – на табак, большинство – на прививки),

отсутствующий спрос – большинство не проявляет интереса к конкретному предложению (товары не имеют или потеряли потребит.ценность для данного рынка, покупатели ничего не знают о товарах)

скрытый спрос - спрос, который невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг он же потенциальный;

чрезмерный спрос – превышает уровень предложения, возможности производства, имеющиеся товарные ресурсы,

полноценный спрос – уровень и структура спроса полностью соответствуют уровню и структуре предложения;

Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос с целью выработки определенной рыночной стратегии .

По тенденциям - растущий (интенсивный), стабилизировавшийся, - угасающий (сокращающийся, спад спроса), колеблющийся.

Классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара (услуги).

    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

    Проводите с подчиненными периодические совещания

    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

    Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Потребности в уважении

    Предлагайте подчиненным более содержательную работу

    Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

    Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

    Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

    Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

    Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

    Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Теория мотивации Фредерика Герцберга.

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой.

Первая группа факторов (гигиенические) связана с самовыражением личности, её внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы Герцберга, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенность в будущем.

Теория мотивации Дэвида МакКлеланда.

Эта теория утверждает, что структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремление к успеху, стремление к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала со стороны коллег, а как личностные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организации, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В данном случае, основной упор касается распределения усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К данным теориям относятся следующие теории:

Теория ожиданий В.Врума

Теория справедливости

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Теория справедливости.

Эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Сотрудник оценивает размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники.

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть её в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Портер и Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способность и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С.Выгодский и его ученики А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно, поэтому они не получили дальнейшего развития.

Макс Вебер основывал свою теорию на 3-х первичных составляющих. Это Теория Х (авторитарная), теория У (принудительная) и теория Z (побуждающая). Поучи приобщил к данным теориям теорию А.

Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу (рис. 13.3.). Рис. 13.3.Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга.

Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Теория Маслоу

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом 2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры 3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается

Теория МакКлелланда

1. Три потребности, мотивирующие человека - это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность) 2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены

Теория Герцберга

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации 2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и МакКлеллаида, активно воздействуют на поведение человека 4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы

Теория ожиданий В. Врума:

Ожидание (затраты труда–результат) – предполагаемая связь между действиями результатами, при чем под действием понимается сознательное поведение, контролируемое человеком, под результатом – будущее событие, которое может и не находиться под контролем человека, то есть его появление носит вероятностный характер.

Валентность (результат-вознаграждение) – характеризует силу предпочтении ячеловека в отношении данного результата, то есть ожидаемая ценность вознаграждения.

Инструментальность (исполнение-результат) – вероятность ожидаемого вознаграждения.

Урм = Ож · В · Ин

Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.

Изучению потребительских свойств товаров предшествует анализ потребностей различных групп потребителей.

Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности выступают как внутренний побудитель активности человека.

Содержание потребностей, масштабы и характер их удовлетворения в наибольшей степени характеризуют благосостояние людей и определяют их отношение к товарам и другим благам. Поэтому знание потребностей и связанных с ними процессов, протекающих в сфере потребления, очень важно для специалистов торговли, прежде всего, товароведов. Характер и содержание потребностей, уровень их развития, степень насыщения выражаются в поведении потребителей по отношению к качеству, престижности, цене и ассортименту товаров.

Потребности существенно зависят от уровня жизни населения, культурного уровня общества, структуры потребления товаров. Следовательно, потребности могут быть самыми разнообразными.

Существуют разнообразные методы классификации потребностей.

Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, обычно подразделяют на следующие группы: физиологические, социальные и духовные.

К физиологическим относятся потребности, обусловленные строением и функционированием организма человека. Такие потребности иначе называют материальными. Эти потребности обеспечиваются созданием элементарных жизненно необходимых условий. Например, физиологические потребности в обуви связаны с защитой стопы от внешних воздействий (холода, влаги, острых предметов и т. д.), обеспечением нормального функционирования стопы при ходьбе.

Социальные — это потребности в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.

Духовные потребности человека заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.

Представляет определенный интерес классификация потребностей по А. Маслоу.

А. Маслоу предложена иерархия потребностей человека, в соответствии с которой они подразделяются на пять уровней: основу составляют потребности существования (физиологические), затем потребности обеспечения, социальные, потребности в признании и потребности самовыражения. Значение удовлетворения социальных потребностей, по мнению А. Маслоу, очень велико и состоит не только в том, что определяет уровень комфорта жизни группы людей, но и в том, что составляет основу возможности удовлетворения потребности признания и самовыражения и тем самым влияет на уровень значимости жизни отдельного человека.

Следовательно, высшее проявление потребности — это потребность в самореализации, самоутверждении.

При сегментации потребительского рынка, на наш взгляд, следует придерживаться несколько другой схемы классификации потребностей.

Такая классификация потребностей будет способствовать более четкой сегментации потребительского рынка, так как она позволяет учесть потребности разных слоев населения.

На формирование потребностей влияют различные факторы: характеристика региона (климат, национальный состав, демографическая структура, основные обычаи и т. д.); денежные доходы населения; изменения моды; образ жизни; социальное положение; психология людей и т. д.

С развитием общества потребности совершенствуются и могут изменяться структурно. Например, с ростом уровня жизни людей доля потребностей в самоутверждении также растет.

Рассмотрим факторы формирования потребностей более подробно.

Характеристика региона является основополагающим фактором, влияющим на потребности людей. Климат, национальный состав, обычаи, оставляют свой отпечаток на общепринятых потребностях людей.

Существенное влияние на структуру потребностей может оказать половозрастной состав населения. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств.

С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.

Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров.

Важным фактором, влияющим на потребности, является мода.

Мода (фр. — mode, от лат. modus —- мера, способ, правило) характеризует непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

В отличие от стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров, в особенности одежды и обуви. Существуют разные теории моды. Однако наибольший интерес представляют следующие две теории: психоаналитическая и социальная. Авторами психоаналитической теории являются 3. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Флюгель и др.

Психоаналитическая теория связывает моду с подсознательными процессами. Основной причиной ее возникновения, по мнению авторов, является комплекс неполноценности: модные изменения позволяют компенсировать отсутствие престижа и создают иллюзию перемен в жизни человека. Помимо этого, мода выражает сексуальные потребности человека, служит важным элементом как социального, так и сексуального соревнования.

Сторонниками социальной теории моды были Т. Веблен, М. Вебер, Д. Рисман и др.

Социальная теория рассматривает моду как отражение статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, формируя образы вещей — символа престижа. Изменения моды связаны с "износом" этих символов: один модный образец уступает место другому, поскольку утрачивает значение престижа. Мода является и формой социальной регуляции поведения человека, приобщая его к определенной системе норм и ценностей.

Очевидно, эти две теории следует использовать в комплексе, так как сексуальные потребности и потребности в престижности взаимосвязаны.

Потребители, для которых важны имидж и статус, приобретают товары дорогие, престижные в специальных магазинах, хотя дорогие товары могут быть и в других магазинах. Однако такие потребители обычно посещают специализированные магазины, так как для них важен не столько сам товар, сколько сам процесс приобретения. В таких магазинах специфический подход к клиентам, высокий сервис обслуживания и, следовательно, удовлетворение потребности в самоутверждении.

В сверхсложном современном мире осознание собственных потребностей превратилось в такую же (а возможно, и более) сложную исследовательскую задачу, как и поиск технических путей удовлетворения уже известных потребностей. Разница состоит лишь в том, что технические задачи решают специально подготовленные, высококвалифицированные профессионалы, а идентифицировать собственные потребности пытается обыкновенный, не подготовленный человек. Причем делает он это на ходу, постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие проблемы, а чаще всего и не очень-то утруждая себя поиском решения.

Не справляясь с трудностями, которые по силам только крепкому профессионалу, рядовой потребитель привыкает мыслить шаблонно. Иными словами, клиент требует от новых товаров и услуг тех же качеств, что имели старые, но в "улучшенной" версии.

Вот эти-то "личные пожелания" и выясняет производитель в ходе добросовестно проведенного маркетингового опроса клиентов. И ставит именно такие задачи перед своими конструкторами. В результате, как показывают исследования, 90% выводимых на рынок так называемых "новых" продуктов отличаются от старых только мелкими улучшениями. Соответственно, недостаточно внимания уделяется выпуску подлинных новинок, которые могли бы радикально улучшить конкурентные позиции компаний.

Инструкция по применению — подробное наставление потребителю о правильном и безопасном применении изделия. Располагается на изделии, упаковке или включается в сопроводительные документы (паспорт, руководство и др.)

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести и использовать товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Потребление — использование товара по назначению с целью удовлетворения определенной потребности. Относится к товарам, которые в процессе использования расходуются (косметические товары, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т. п.).

Приобретатель — юридическое или физическое лицо, покупающее партию товара или товар, независимо от цели: для последующей продажи или использования.

Ремонт — действие, предпринятое в отношении непродовольственного товара, имеющего недостатки, чтобы сделать его пригодным для использования по назначению.

Товары длительного пользования — непродовольственные товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного до десятков, иногда сотен лет).

Эксплуатация — использование потребителем непродовольственных товаров по назначению в соответствии с правилами эксплуатации. В процессе использования товары расходуют свой ресурс, изнашиваются (автомобили, одежда, обувь, и т. п.).

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей

Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу (1908--1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Он выделяет пять групп потребностей:

физиологические - желание регулярно и качественно питаться;

потребности безопасности - стремление к предотвращению опасных изменений;

потребности причастности (к коллективу, обществу) - стремление к установлению дружеских отношений;

потребности признания и самореализации (самовыражения) - желание занимать определенное положение в коллективе.

Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

В классификации К. Альдерфера Клейтон Альдерфер - социолог, психолог, создатель ERG теории (теория мотивации в соответствии с которой выделяется три группы потребностей: потребности существования (Existence), отношений (Relatedness) и личностного роста (Growth). выделяется три группы потребностей:

существования;

Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд Макклелланд, Дэвид Клэренс (1917-1998)- американский социолог, психолог, известный своими работами в области потребностей и мотивации). выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга Фридерик Герцберг - социальный психолог, специализирующийся на проблемах труда и деятельности компаний. . Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы:

гигиенические;

мотивирующие.

К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности - то всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона, каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.

Социальные потребности.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1) потребности для других;

2) потребности для себя;

3) потребности вместе с другими.

1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя".

2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы.

3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

1. Духовные потребности.

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

2. Ценностно-ориентированные потребности.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их массовости приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до употребления наркотиков. Извращенными (вредоносными) называют те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек". Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе Герберт Маркузе (1898-1979) - немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы неомарксизма. в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями?"Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения".

Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Возможности и потребности человека

Потребности -- форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности)...

Особенности манипулятивного общения

Общепризнанна следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу. · Физиологические потребности · Потребность в безопасности · Потребность принадлежать какой-то общности · Потребность в уважении...

Понятие и природа человеческих потребностей

Когда мы переходим к более детальному рассмотрению потребностей, это, прежде всего, относится к человеческим потребностям, трудности открываются уже при попытках классификации потребностей. Они многообразны и очень изменчивы...

Потребности как движущий фактор активности

Абрахам Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояние полного...

Потребности личности

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую. Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического)...

Психологическая характеристика личности. Потребности и мотивы

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей...

Психология и педагогика

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы...

Роль природной и социальной сферы в формировании потребностей человека

Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов...

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

Человеческие потребности

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе - развитие форм интенциональности деятельности - за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей...

ТЕМА 2. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1. Потребность человека- это ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо.

2. Очень близким к понятию потребности является понятие желание, которое Спиноза определил так: «Желание есть самая сущность человека».

3. Потребности человека делятся на 2 группы:

а) потребности существования – это физиологические(в пище и одежде), безопасности и причастности;

б) потребности достижения целей жизни

4. Потребности достижения целей жизни можно разделить на материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные.

а) материальные – это потребности в пище, одежде, жилье, транспорте, безопасности, а также развлечениях (при удовлетворении потребностей благодаря фильмам, танцам, литературе активизируются те же физиологические центры, что и при движении, еде, питье, СЕКСЕ);

б) социальные – в общении и совместной деятельности;

в) интеллектуальные – в знаниях, научном и техническом творчестве;

г) эстетические – в красоте, гармонии, художественном творчестве;

д) духовные – в нравственном совершенствовании, честности, доверии, помощи другим людям.

Перефразируя известный афоризм, можно утверждать, что человек есть то, что он хочет, или человек таков, каковы его потребности.

По крайней мере, со времен Аристотеля известно деление потребностей на телесные и духовные.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделил пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности(к коллективу, обществу), признания и самореализации(самовыражения), потребности существования и достижения целей жизни. Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В.И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно обусловлена прежде всего тем, что условием возникновения духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма.

Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей без удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности. Признания и т.д.), а по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

По поводу господствующих представлений об иерархии потребностей можно сделать два замечания.

Во-первых, идея иерархии потребностей была известна задолго до Маслоу. В частности, А. Маршалл приводит следующую цитату: «Первое положение теории потребностей гласит, что удовлетворение каждого низшего вида в шкале потребностей порождает желание удовлетворить более высокую потребность».

Во вторых, в книгах и статьях Маслоу подчеркивается относительность иерархии потребностей, ее обусловленность индивидуальностью людей, целями, которые они считают для себя основными. Ни в одной публикации Маслоу нет пирамиды потребностей. Из смысла текстов основоположника гуманистической психологии следует, что не может быть жесткой, единой для всех иерархии потребностей. Маслоу подчеркивает особую важность индивидуализации структуры потребностей для тех, кто стремится к творческой деятельности.

Можно выделить два основных уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный и базовый.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый уровень обеспечивает возможность появления потребностей, соответствующих основным целям жизни данного человека.

У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Классическим примером справедливости этого утверждения является жизнь Диогена Синопского.

Все великие философы и религиозные деятели – те, кого принято Учителями человечества, - призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее основной части населения.

Традиционная иерархия потребностей существования (физиологические→ безопасности →причастности) может быть общей для всех людей только до минимального уровня удовлетворения, т.е. на грани выживания. Выше этого уровня последовательность удовлетворения потребностей существования определяется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией. Во многих случаях люди стремятся сначала к обеспечению безопасности и лишь потом к насыщению. Это особенно характерно для объективно опасных ситуаций. Во многих случаях первоочередной оказывается потребность причастности (включенности в группу). Таким образом, в пределах минимального уровня удовлетворения потребностей существования общей для всех людей является только первоочередность потребности в воде и пище. В остальном иерархия потребностей определяется индивидуальностью человека и условиями его деятельности.

Как уже говорилось, потребности достижения целей жизни делятся на пять групп: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные. Как цель жизни можно рассматривать стремление к тому, чтобы удовлетворять материальные потребности, превышающие базовый уровень для соответствующей группы населения, практически речь идет о потребности в роскоши.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний после достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования у одних людей будет доминировать стремление к максимилизации потребления материальных благ, у других - к власти и славе, у третьих – к знаниям и творчеству, у четвертых – к эстетическим благам, у пятых – к духовному совершенствованию.



Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно- нормальный уровень потребностей существования, тем боле вероятно, что после достижения этого уровня будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Потребности достижения целей жизни формируются двумя путями:

1. как стремление к большему удовлетворения потребностей существования (это относится к потребностям в роскоши, признании и славе);

2. как появление новых групп потребностей (в знаниях, творчестве, духовном совершенствовании).

Между указанными пятью группами потребностей нет четко выраженных границ. В частности, стремление к роскоши может быть во многом обусловлено тщеславием, а стремление к власти нередко является средством доступа к роскоши.