Комнатные растения        04.03.2020   

Социальное пространство личности. Раздел «Социология детства» в журнале «Социологические исследования Процедура проведения опроса

Вышел номер журнала «Социологические исследования» с разделом, приуроченным к 25-летию «Социологии детства» в мире:

  • Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.

Аннотация: В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.

Ключевые слова: детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

  • Саралиева З. Х., Кутявина Е. Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.

Аннотация: В статье представлены результаты исследований 2012–2016 гг., посвященных качеству жизни детей; их адаптации к учебе и школьному взаимодействию на разных ступенях обучения; конфликтам, агрессии и насилию в школе; профориентационной работе с выпускниками школ; внутрисемейному взаимодействию, отношению к членам семьи. Выявлены и систематизированы факторы, повышающие риск участия в различных ситуациях школьного насилия (вербальное или физическое, агрессор или жертва). В качестве значимых рискогенных факторов выделены: семейное неблагополучие, материальное неблагополучие, смерть близкого человека, переезд. Определены проблемы адаптации к школе на разных этапах обучения, особенности мотивации к учебе школьников разного возраста, специфические проблемы адаптации школьников из семей мигрантов. На основе исследования ценностных ориентаций учеников старших классов и их родителей выделены сходства и различия представлений учеников и их родителей об образовании и будущей профессии; о предпочтительном, допустимом и недопустимом профессиональном выборе. Авторы отмечают проблемы, возникающие при проведении массовых опросов младших и средних классов, которые возможно преодолеть тщательным контролем ситуации опроса и использованием дополнительных, нестандартизированных методов исследования (наблюдение, интервью). Результаты исследований показывают необходимость учета мнения детей как о «детских» (дружба, школьная успеваемость, отношения со сверстниками), так и о «взрослых» проблемах (бедность, развод, миграция). Авторы отмечают некоторые организационные проблемы при проведении опросов в школе.

Ключевые слова: детство; социология детства; насилие в школе; проблемы школьной адаптации; выбор профессии

  • Савинская О. Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85.

Аннотация: В статье описывается значимость изучения детства как самодостаточного объекта социальной практики. Дается обзор становления данного направления в социологии, обозначаются основные постулаты. Эмпирическая часть посвящена изучению детского сада как особого жизненного мира детей. Особое внимание уделяется описанию метода сбора данных – интервью-игре как адекватному методу для изучения мнения детей. Обозначены методические особенности реализации интервью-игры: использование психодраматических техник, использование детских игрушек (персонажей) для проецирования обсуждаемых ситуаций. Описывается процесс формирования доверительных отношений. Анализ интервью показал, что дети оказываются уникальными «экспертами», умеющими через особо построенную беседу рассказать о своем ощущении жизни в детском саду и о своих идеях ее изменения. Дети делают акцент на значимости игры с ровесниками, особенностях практик ухода (еды и сна), тактиках взаимодействия воспитателя с детьми, делают свои предложения по созданию более комфортных условий в детском саду. Полученный методический опыт показал, что развитие техник интервьюирования детей идет в русле развития метода интервью, а собранные данные могут стать полезным материалом для модернизации дошкольного образования.

Ключевые слова: социология детства; качественные методы; геймификация; дошкольники; интервью-игра; детский сад; дошкольное образование

  • Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и российских исследований географического направления в социологии детства. Существенное влияние на ее становление оказали идеи о множественности детских миров, позиции детей-акторов и др. Эмпирической основой для выявления исследовательских ориентиров, формирования смыслового поля и сопоставления методик социогеографического направления изучения детства послужили материалы международного научного журнала «Children’s Geographies», издающегося с 2003 г., а также монографии и статьи из других журналов. Выделены пять основных направлений – детские игры и их места, дети и улица, детские мобильности, городская доброжелательность к детям, детство и пространство на макросоциальном уровне. Социогеографические представления детства наряду с исследовательским поиском выполняют задачу преодоления разрывов между миром детей и миром взрослых. В российской социологической практике детство пока исследуется на локальном уровне. В этом плане зарубежные исследования могут дать методологические и методические ориентиры отечественным ученым, предоставить эмпирический материал для сравнительных исследований.

Ключевые слова: «новая» социология детства; географии детства; социогеографическое направление исследований

  • Аланен Л. М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 94-97.

Аннотация: Автор размышляет о возможности применения «теории пересечений» для изучения проблем детства. Проводится аналогия с использованием данного концепта в исследованиях феминизма и обсуждаются возможности его приложения в социологии детства. Автор обращается к позиции Й. Квортрупа по проблеме «теории пересечений» в отношении детства. Такое рассмотрение позволит не только описать «множества детств» – жизненных миров, идентичностей и опыта, но и провести причинно-следственный анализ современного детства.

Ключевые слова: социология детства; теория пересечений; постмодернизм; феминизм; методология

Кандидат социологических наук, доцент, Российская государственная детская библиотека, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия. [email protected]

DOI: 10.7868/S0132162518030066
ID статьи на сайте журнала: 7099

Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.
DOI: 10.7868/S0132162518030066



Аннотация

В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.


Ключевые слова

детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

Список литературы

Бесчасная А.А. Урбанистическое детство: социологический анализ. СПб.: Астерион, 2016. С. 125-126.

Бреева Е.Б. Исследование качественных характеристик детей в современной России: методологические аспекты: диссертация … доктора экономических наук. М., 1997.

Бюлер-Нидермейер Д., Зюнкер Х. От исследований социализации к социологии детства // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69-94.

Губанова А.Ю. Классификация электронного контента сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 7 (150). С. 139-143.

Гуркина О.А., Колосова Е.А. К вопросу об актуальности изучения детства в социологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 2. С. 149-157.

Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М. 2017. 1 CD ROM.

Колосова Е.А. Потребительская социализация детей: подходы и практики // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М. 2017. С. 139-156. 1 CD ROM.

Кон И.С. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология. М.: Наука. Т. 1. Социальная теория и Социальная практика. 1982. C. 237-249.

Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 151-174.

Митрофанова С.Ю. Парадоксы пространства детства. Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2007. № 1 (51). С. 32-40.

Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2016. № 2. С. 132-135.

Митрофанова С.Ю. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М., 2017. С. 78-100.

Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18-24.

Одинокова В.А., Захарова Ю.П., Русакова М.М. Опыт социологического опроса детей, живущих в детских домах // Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. С. 116-142.

Рыбинский Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. Дис. … д.с.н. М., 1998.

Филипова А.Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.

Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Дети и город: проблема воспроизводства социального неравенства. Социология города. 2016. № 2. С. 58-71.

Фрис С. Социология молодежи / Пер. Омельченко Е.Л. // Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН, 2000.

Щеглова С.Н. (а) Социология детства: социально-технологический аспект // Социальные технологии, исследования. 2003. № 1. С. 26-31.

Щеглова С.Н. (б) «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 109-113.

Alanen L. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood // Childhood. 2016. Vol. 23(2). P. 157-161. URL: http://chd.sagepub.com/content/23/2/157.full.pdf+html (дата обращения: 01.06.2017).

Boulding E. Children’s Rights and the Wheel of Life. New Jersey: Transaction Book, 1979.

Davis K. The Child and Social Structure // Journal of Educational Sociology. Vol. 14.

Eisenstadt S. From Generation to Generation. New York: Glencoe, 1956.

James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children’ s experiences of family life // Children in families: research and policy / Brannen J., O’Brien (coord.). London: Falmer Press, 1996. P. 41-52.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of chidhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood / James A., Prout A. (coord.). London: Falmer Press, 1997. P. 7-33.

Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321-341.

Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest, Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research. 1991.

Tuukkanen T. Children’s life world as a perspective on their citizenship: The case of the Finnish Children’s Parliament / Terhi Tuukkanen, Marja Kankaanranta, Terhi-Anna Wilska // Childhood. 2012. № 20 (1). P. 131-147.

Организаторы предложили нам семь тем для каждого дня недели:

понедельник - лес;

вторник - магия;

среда - ведьма;

четверг - призрак;

пятница - насекомое;

суббота - зеркало;

воскресенье - животное (зверь).

Как Вы можете видеть, темы довольно интересные, но некоторые из них ассоциируются с чем-то мрачным и сумеречным. Лес изображается густым и страшным, с незнакомцами и неожиданными встречами; магия связана в нашем сознании с колдовством; ведьма и призрак - преимущественно отрицательные персонажи. Сначала данная тематика немного меня смутила, т.к. в данном ключе я еще никогда не рисовала, но все-таки решила попробовать.

Моим рисункам и картинам за неделю поставили около 800 лайков, что меня несказанно обрадовало! Особенно понравились Хозяйка Медной горы в виде ящерицы из произведения П.Бажова "Малахитовая шкатулка", Царевна - Лебедь из "Сказки о Царе Салтане..." А.Пушкина и кот Баюн из русских народных сказок.

Хотя довольно сложно рисовать и отслеживать тысячи рисунков своих коллег, но было очень увлекательно посмотреть, как и что рисуют для детей иллюстраторы со всего мира, а также почерпнуть новые знания.

По своему опыту могу сказать, что рисовать для детей довольно сложно. Когда я сама готовила исследовательский материал в виде рисунков, то обязательным условием была их стилизация: рисунок очень простой, ничего лишнего, люди без бровей и рта, чтобы у ребенка не проявился разброс реакций, - все, как учили в университете преподаватели - психологи. В моей практике были (и не раз) такие моменты: дети, которым я предлагала рассмотреть нарисованную сложную социальную ситуацию, оценивали мой рисунок: "Ну, ничего, я тоже не умею рисовать..." или "Я тоже так рисую..." И даже иногда просили: "Нарисуйте сначала Вы - а потом будем рисовать мы". Очень маленькие дети хотят видеть полноценные иллюстрации, раскрашенные картины, а простой, стилизованный под детский рисунок вызывал удивление, но так было надо с научной точки зрения.

Мне хотелось бы узнать у иллюстраторов, знают ли они, как сами дети реагируют на их рисунки для книг и мультфильмов? Это была бы очень интересная и занимательная дискуссия.

Думаю, ответ будет не однозначным. Из своего детства и детства друзей помню, что мы больше всего засматривались иллюстрациями из "Золотой Ригмы"(иллюстратор - Геннадий Павлишин) , "Финиста - ясного сокола" и других книг, где на картинах были переданы эмоции, где все персонажи были хорошо прорисованы, что заставляло нас взяться за карандаши, краски и попытаться повторить, придумать свой образ.

Обращает на себя внимание тот факт, что на ребенка приходится довольно много "страшилок" и в иллюстрациях книг, и в мультфильмах. Сказки отражают время, в котором живут люди. Видимо, наша действительность востребовала такую тематику, а подобные "страшилки" дают ребенку возможность пережить "хороший страх". Только в этом тоже надо знать меру. Например, тема зеркала вызвала довольно неоднозначную реакцию и затруднение у многих художников. Кто-то стал рисовать страшные иллюстрации. А мне вспомнился случай, когда на международном сайте для родителей Quibly женщина задала вопрос: "Моя дочь после просмотра фильма боится смотреть в зеркало. Что делать? Пожалуйста, помогите!" Психологи со всего мира стали давать советы, как ребенка вывести из этого состояния. Х удожники могут превратить что-то страшное для ребенка в неуклюжее и смешное. В этом их главная задача.

В заключение хочу показать Вам свои рисунки и будет очень интересно узнать мнение Ваших детей.
Использованные произведения:
лес - "Три медведя", Л. Толстой;
магия - "Сказка о царе Салтане...",
А.Пушкин;
ведьма - русская народная сказка "Терешечка";
призрак - "Малахитовая шкатулка", П. Бажов;
насекомое - "В траве сидел кузнечик" ("Приключения Незнайки...", Н. Носов);
зеркало - "Светлана", В. Жуковский;
животное - кот Баюн из русских народных сказок.

Сущность социологии детства

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и явления, которые происходят ежедневно, оказывают влияние на детский организм и психику.

Социология детства стоит и функционирует в одном ряду с такими отраслями социологии, как:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Объект социологии детства – детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения человека во все этапы взросления. Таким образом, в качестве объекта принято брать отдельную детскую группу, которая находится на этапе своей первичной социализации, и любое воздействие может оказать как негативное, так и позитивное влияние.

Предметом социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, которые направлены на регулировку соответствующих ролей, детской субкультуры, а также процессов взаимодействия общества и детства, государственной политики в интересах детей и подростков.

Важно понимать, что детство в принципе – это достаточно широкое понятие, и сюда входят дети разных возрастных уровней (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия). То есть, до 18 лет любой человек считается ребенком, но при этом его уровень развития может быть абсолютно любым, так как это зависит от успешности социализации, от психических, физических и интеллектуальных особенностей.

В рамках социологии детства также рассматриваются особенности группового поведения, социально-демографические группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ, как формальных, так и неформальных. Исследователи в отдельном разделе данной отрасли разрабатывают методические и методологические принципы исследования детской и подростковой среды.

При реализации данных исследований учитывается, что временной период детства характеризуется рядом социальных процессов:

  1. Первичная семейная социализация;
  2. Первичная внесемейная социализация;
  3. Формирование представлений о социальных нормах и ценностях в рамках семьи или некоторых институтах образования (детский сад, школа, подготовительные курсы);
  4. Освоение социальных ролей «взрослого мира» (для детей дошкольного или младшего школьного возраста рекомендуется организация такого освоения в игровых формах);
  5. Приобретение социального статуса (статус ребенка, затем статус школьника).

Отечественная социология детства

Этап становления советской социологии детства приходится на 20-30-е годы 20 века. Именно в это время ведется достаточно активная теоретическая и эмпирическая деятельность по изучению проблем детского возраста. Созданы соответствующие научные учреждения.

Социально-педагогические исследования проводились в разнообразных учреждениях: в библиотеках, школах, семьях, пионерских отрядах, детских домах. Они были ориентированы на исследование процесса формирования нового человека, а также на изучение окружающей среды как основного источника влияния на ребенка.

Гораздо позже, в 1982 году, спустя почти 50 лет, И.С. Кон предложил первую комплексную программу по изучению детства. Из данной программы, с небольшими изменениями и адаптациями под современные реалии, были выделены задачи социологии детства.

Детство в современном российском обществе – это обособленная социальная категория, которая связана с различными социальными институтами, а также законодательной системой, которая опирается на возрастные ограничения.

Замечание 1

В России на сегодняшний день детство институционализировано в возрастных рамках от 0 до 18 лет, и эти границы легиматизированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях по защите прав ребенка», а также в Конвенции ООН о правах ребенка. Так как детство не обладает самостоятельностью а таких процессах, как самостабилиация и самоорганизация, то оно нуждается в постоянном контроле или со стороны органов власти, или со стороны тех социальных институтов, которые способны оказать влияние на первичную социализацию главного объекта социологии детства – ребенка. Отсюда вывод, что существование детства невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи в первую очередь.

Задачи социологии детства

Итак, И.С. Кон предложил программу по изучению периода детства, в которой выделил следующие задачи:

    Понять и проанализировать уже существующие в обществе ожидаемые, нормативные и реальные образы детства. К ним относятся следующие:

    • Критерии детского возраста (периодизация);
    • Черты и свойства, а также текущие стереотипы ролевого поведения детей, которые выступают в качестве социально-общественной нормы;
    • Отклонения детей разных возрастов (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия);
    • Символизация возрастных процессов. Сюда входят представления о том, как происходит процесс перехода из одной возрастной группы в другую, но все это в рамках категории «детство»;
    • Возрастные ритуалы или инициации детей (первый звонок, выпускной, переход из детского сада в школу, переход из категории «младшие классы» в категорию «старшие классы», последний звонок).
  1. Изучить характер деятельности ребенка в определенный исторический промежуток времени. Предмет исследования в данном случае – это возрастная стратификация, а также структуры жизненного пути. Исследователь проводит сравнение возрастных изменений и их связь с изменениями исторического характера.

Замечание 2

Еще одна отдельная задача социологии детства – это исследовать и проанализировать специфику детской субкультуры. Детская субкультура является социокультурным феноменов общества и может выступать как некоторый механизм для поддержания образцов конструирования детского периода развития.

Направлений современной науки. В западной социологии оно существует всего три десятилетия, а в России не более двадцати лет. Поэтому данный учебный курс и каждый, кто будет посещать занятия, вносит свой вклад в формирование российской социологии детства, можно сказать, творит историю дисциплины.

Раньше в социологии учитывалось только мнение взрослых, детей же не брали во внимание. Что же произошло в обществе, и почему детский взгляд на мир стал объектом изучения? Небывалый интерес к детству породил широкомасштабные исследования в этой области . В рамках представленного учебного курса будет проанализирован исторический контекст осознания в обществе ценности детства. Кроме того, будут подробно представлены последствия данного процесса с позиции возникающих противоречий:


  • увеличение заботы и усиление контроля со стороны родителей

  • уменьшение физических наказаний и использование психологических манипуляций

  • предоставление свободы волеизъявления и жесткое ограничение «неудобных» проявлений детской активности

  • гуманизм и деспотизм

  • увеличение родительского внимания и привлечение в процесс воспитания нянь, воспитателей, детских экспертов

  • индивидуализация детской жизни и необходимость развития детьми адекватных социальных навыков и др.
Исследовательская логика курса определяется изучением воспитательных практик, распространенных в современном обществе. В связи с этим будут рассмотрены педагогические стереотипы, способы дисциплинирования, образы идеального ребенка, стили воспитания, на которые ориентируются современные родители. Отдельное внимание уделено анализу материнской и отцовской стратегиям воздействия.

Многие исследователи отмечают принципиальные изменения в идеалах и нормах, управляющих поведением ребенка по сравнению с таковыми во времена детства его родителей. Сегодняшние родители не могут использовать опыт своего воспитания в качестве модели для воспитания детей.

Детская игра. Детский фольклор, художественное творчество. Коммуникативное поведение детей.

Тема 3. Историческая динамика ролей «ребенок-родитель».

Образы детства в различные исторические периоды. Образы детства в литературе и искусстве. Теория Ф. Арьеса. Эволюция понятия детства. История школьной жизни. Место детей в «старой» и «современной» семье.

Психоистория Ллойда Демоза. Современные исследования по истории детства (К.Хейвуд, К.Келли, Т.М. Смирнова, А.Ю. Рожков, О.Е. Кошелева, В.Г. Безрогова, А.Сальникова).

Тема 4. Социализация ребенка в современном обществе.

Понятия «социализация», «воспитание», «образование». Основные теории социализации: детерминизм, конструктивизм и «новая» социология детства.

Ценностно-нормативная основа общества и стили воспитания. Альтернативные образы новорожденного ребенка в западноевропейской культуре и соответствующие принципы воспитания (Л.Стоун). Зависимость общего стиля социализации от способа производства материальных благ (Г.Барри. И.Чайлд, М.Бэкон).

Роль основных агентов социализации (семья, детский сад и школа, сверстники, СМИ) в формировании личности ребенка. Формирование полностью окультуренного «зрелого» взрослого из «сырого» ребенка.

Гендерная стратификация. Особенности социализации мальчиков и девочек. Феминистские исследования воспитательных практик. Освоение детьми гендерных ролей через игрушки, детскую литературу, выбор партнера своего пола для игр.

Тема 5. От наказания к открытому договору: новые практики воспитания.

Противоречия современных воспитательных практик: свобода или зависимость, забота или контроль, гуманизм или насилие? Бескорыстный и реципроктный альтруизм (К.Дженкс).

Нормативно-педагогические принципы и реальная воспитательная практика. Нормативные ожидания в отношении детей. Новые социокультурные возможности ребенка.

Индивидуализация детства. Жизнь ребенка как «биографический проект» (У.Фухс).

Типология модернизации детской жизни по следующим критериям: 1) отношения родителей и детей; 2) «ранняя биографизация»; 3) индивидуализация уклада жизни (П.Бюхнер, Г.-Г. Крюгер, М.Дюбуа-Реймон).

Тема 6. Родительство как социокультурный феномен.

Социальный портрет современного родителя. Эволюция материнских чувств. Особенности материнских и отцовских ролей, функций.

Роль экспертов в семейной социализации. Инфантилизация взрослых в современном обществе. Особенности воспитания ребенка в российском обществе. Проблема насилия в семье .

Социально-классовые детерминанты в родительских установках, методах воздействия.

Тема 7. Методологические и методические принципы исследования проблем детства.

Особенности использования количественных и качественных методов в исследованиях по проблемам детства. Проективные методики. Наблюдение. Биографический метод. Контент-анализ. Эксперимент.