Дарим цветы        23.09.2019   

Средняя группа конспект фэмп цилиндр. Конспект занятия по ознакомлению с элементарными математическими навыками. Игровые приёмы: обучение и развлечение

Голдобина Юлия Вячеславовна

Воспитатель, МБОУ СОШ №4 дошкольное отделение, г. Ангарск Иркутская обл.

Голдобина Ю.В. Путешествие в город Считалово: конспект НОД по ФЭМП в средней группе // Совушка. 2018. N1(11)..09.2019).

Заказ № 80755

Цель: Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

  • учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • учить видеть геометрические фигуры в предметах;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление);
  • развивать мелкую моторику, зрительную координацию;
  • воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
  • отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.

Демонстрационный материал: картинки доктора Айболита, коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, магнитная доска, лист формата А3, карточки с изображением предметов: часы, холодильник, шарик, телевизор, морковь.

Раздаточный материал: числовые карточки (1-5), набор геометрических фигур, лист бумаги А4.

Методические приёмы: дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математики, город «Считалово».

Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).

Для того чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои руки и считайте вместе со мной:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики:

Начинаем счет опять:

II. Актуализация знаний

Вот мы с вами и прибыли в город «Считалово».

Посмотрите, а кто это под деревом сидит? (выставляю картинку с доктором Айболитом)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(на доску выставляются по порядку карточки)

Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица.) Сколько их всего? (Пять.) Давайте посчитаем!

Лера, сколько всего пришло больных к доктору Айболиту? Скажи полным ответом. (К доктору Айболиту пришло 5 больных)

Если мы хотим узнать, на каком по счету месте все, кто пришел к Айболиту то мы должны считать по другому. Первой к Айболиту пришла корова, второй - волчица, третий - жучок, четвертый - паучок, пятой - медведица.

Давайте вместе повторим, какими по счету пришла больные.

Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой.) Волчица? (Второй.) Жучок? (Третьим.) Червячок? (Четвертым.) Медведица? (Пятой.)

А теперь, мы поиграем в игру «Кто внимательный». Напоминаю, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.

Кто пришел к доктору Айболиту третьим? (Жучок.) Пятой? (Медведица.) Второй? (Волчица.)

Молодцы! Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор карточек с цифрами от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков. А у доски будет вам показывать карточки Ульяна.

Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.

К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.

Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.

Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.

ІІІ. Физкультминутка

Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку

Дети становятся возле стульчиков. Выполнение движений с речевым сопровождением:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули! (потянуться)

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения согласно текста)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться)

А ещё, жители города «Считалово», любят играть с геометрическими фигурами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете, на какую фигуру похож предмет (д/и «На что похоже» воспитатель показывает карточки с изображением часов, шарика, морковки, телевизора и холодильника, а дети отгадывают, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы).

Прежде, чем приступить к работе, нашим глазам, нужно сделать зарядку, чтобы не ошибиться (гимнастика для глаз: «Часики» «Жмурки»)

А теперь, подвигайте к себе лист бумаги и будем играть в игру «Положи, куда скажу, помогать мне будет Тимофей (ребенок выполняет задание у доски).

В середине нужно поставить кружок, в правом верхнем углу - квадрат; в левом нижнем углу - овал; в правом нижнем углу - треугольник; в левом верхнем углу - прямоугольник. (После выполнения задания воспитатель попросит рассказать детей, как расположены геометрические фигуры на листе).

Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Игра «Скажи наоборот»

Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий.

VI. Итог непосредственно-образовательной деятельности

Молодцы! Путешествие окончено!

Ребята, где мы с вами побывали?

Скажите, чем вы занимались?

Вы сегодня хорошо потрудились.

Конспект занятия по математике

Интегрированное занятие по математике «Колобок»
в средней возрастной группе

Кондрашёва Лариса Анатольевна, воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №28 «Золотой петушок» г.Тамбов

Тема: Знакомство с математическими знаками «+», «-». Сравнение геометрических фигур (цилиндр, конус, призма, куб) по величине, по цвету, по форме.

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Упражнять детей в отгадывании загадок;

Упражнять в умении классифицировать предметы;

Упражнять в умении соотносить предметы между собой по величине (большой, средний, маленький)

Закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, треугольник.

Развивать логическое мышление;

Воспитывать усидчивость, любознательность;

Воспитывать умение анализировать сказанное воспитателем.

Формировать навык самооценки и самоконтроля.

Демонстрационный материал

  • Овощи: картофель, морковь, кабачок, огурец.
  • Фрукты: яблоко, слива, груша.
  • Кукольный театр - персонажи сказки «Колобок»,
  • Настольный кукольный театр: заяц, волк, медведь, лиса.
  • «Волшебный» мешочек с геометрическими фигурами;
  • Геометрические фигуры: объёмные - конус, цилиндр, куб, призма; плоскостные - треугольник, круг, квадрат, овал.
  • Карточки с изображением животных и домиков.
  • Объёмные изображения грибов.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Колобок»,
  2. Работа с родителями: Знакомство детей с заготовками родителей на зиму;
  3. Рассмотрение иллюстраций, слайдов.
  4. Словарная работа:

    а) знакомство с плоскостными геометрическими фигурами,

    б) знакомство с объёмными геометрическими фигурами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

    а) отгадывание загадок;

    б) рассматривание тематических картинок;

    в) запасы на зиму.

  2. Постановка цели занятия.

    а) путешествие по сказке,

    б) встреча с зайцем.

  3. Физкультминутка «ветер тихо клён качает...»
  4. Повторение пройденного:

    а) встреча с волком;

    б) геометрические фигуры;

    в) сравнения по цвету, размеру.

  5. Физкультминутка «медвежата в чаще жили...».
  6. Закрепление изученного материала:

    а) встреча с медведем;

    б) понятия большой, поменьше, маленький.

  7. Физкультминутка «пальчиковая».
  8. Изучение нового:

    а) встреча с лисой;

    б) знак «+», знак «-».

  9. Итог занятия.

1. - Ребята, какой сегодня день недели? Месяц? Дети в зависимости от даты называют число, месяц.

а) - А сейчас давайте отгадаем загадки про времена года.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети: Зима

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети: Весна

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Золотится пшеница,

Рожь колосится,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Лето

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает

Когда это бывает?

Дети: осень

б) После каждой загадки воспитатель показывает тематические картинки.

Молодцы. А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Много забот осенью у человека. Надо собрать выращенный урожай. Сделать заготовки на зиму. Но не только у людей много забот, осенью животные утепляют норы, собирают грибы, делают запасы на зиму.

А теперь мы с вами отправимся путешествовать в осеннюю сказку.

2. Жили - были дед и баба, испекла баба Колобок и положила его на окошко, остывать. Лежал Колобок, лежал, да и решил погулять. Прыгнул на землю и покатился.

Катится, а навстречу ему заяц.

Говорит зайка: Решила мама сделать варенье на зиму и послала меня в магазин за фруктами, а я не могу разобраться - где овощи, а где фрукты. Колобок, ты мне поможешь?

Колобок: Ребята, поможем зайке разобраться?

Дети: поможем!

Я показываю по очереди овощи и фрукты, дети, называя принадлежность к овощам и фруктам, называют, геометрическую форму (на какую фигуру похоже) и цвет.

Обрадовался заяц, что Колобок с ребятками помогли ему, сказал: - Спасибо, - и побежал домой к маме.

3. Физкультминутка:

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет,

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клён.

(проводится два раза)

Говорит Волк: Осенью я пошёл учиться. Задали мне домашнее задание - построить из геометрических фигур что-нибудь интересное, а я не знаю даже их название. Может Колобок с ребятками мне помогут.

Поможем, ребята?

Дети называют фигуры: круг, цилиндр, куб, призма, конус.

Ребята, а давайте построим ракету. Какие фигуры будем использовать при построении?

Дети: куб, цилиндр, призму

Фигуры ставятся друг на друга

Ребёнок строит ракету из маленьких фигур, я из больших. Дети сравнивают ракеты по размеру, цвету, форме.

Обрадовался волк, поблагодарил Колобка, а Колобок покатился дальше.

Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры (объёмные) , постройте из них то, что вам нравится.

Дети строят или домик, или ракету.

5. Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали,

Вот так, вот так

Выше ноги поднимали.

6. Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь.

Грустный идёт медведь.

Колобок: Медведь, что случилось?

Медведь: Осень наступила, холодно стало. Решили я, заяц и волк построить себе дома, скоро же зима. Долго строили, а когда построили, не смогли понять, где чей. Может, ты мне поможешь?

Колобок: Я не смогу, а вот ребята помогут.

Ребята, кто их этих животных самый маленький?

Дети: Самый маленький заяц, он будет жить в самом меленьком домике.

А кто самый большой?

Дети: - Самый большой медведь, он будет жить в самом большом доме.

А какой же домик достанется волку?

Дети: - А волку достанется средний дом, потому, что он меньше медведя, но больше зайца.

Детям раздаются карточки с тремя домиками, разными по величине, и изображением зайца, волка и медведя. Дети должны провести дорожки от каждого животного к его домику.

Медведь: спасибо вам, ребята, теперь мне будет, где зимовать.

Ребята, а из каких фигур можно построить домик?

Дети: - Из треугольника и квадрата.

У вас на подносах лежат фигуры (плоскостные) , постройте из них домик для медведя.

Дети строят домик из треугольника и квадрата.

7. Физкультминутка

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел.

Дети по очереди перебирают пальчики.

Решила лиса сделать запасы на зиму, насобирала грибов. Идёт и считает съедобные грибы, которые лежат у неё в корзинке, но сосчитать не может, потому что в корзинке и несъедобные грибы есть. Увидела Колобка и говорит: - Помоги мне, иначе я тебя съем. Испугался Колобок: - Не ешь меня, мы с ребятами сейчас всё сосчитаем. И попросил ребят помочь ему.

Я беру у лисы корзинку, достаю и показываю детям все грибы. Грибов всего 4 штуки: 2 мухомора и 2 белых гриба.

Ребята, посчитайте, сколько всего грибов?

Дети: Четыре.

Давайте посчитает сколько мухоморов? У меня один гриб и в корзинке один гриб, чтобы узнать, сколько грибов несъедобных в корзине, что нужно сделать?

Дети: К одному добавить один.

Сколько получится?

Дети: два.

Знак, который показывает действие «добавить», называется «плюс».

Давайте сосчитаем, а, сколько же у нас съедобных грибов? Всего у нас 4 гриба, два из которых мухоморы. Чтобы узнать, что нужно сделать?

Дети: От четырёх убавить два, останется два гриба.

Ребята, знак, который показывает действие «убавить», называется «минус».

Итак, сколько у лисы съедобных грибов?

Дети: два гриба.

Помогли ребята Колобку, не стала лиса его кушать.

9. Вот такая сказка у нас сегодня получилась.

Давайте вспомним, кого мы сегодня встречали.

Что больше всего вам запомнилось? Что мы делали на занятии?

Нияра Эмирова
Конспект занятия по математическому развитию в средней группе

Тема:«Геометрическая фигура - цилиндр. Сравнение предметов по ширине"

Программное содержание : познакомить детей с фигурой цилиндр; учить сравнивать предметы по ширине; упражнять в прямом и обратном счёте в пределах пяти, сравниванию предметов по длине; развивать ориентировку в пространстве (слева-справа, внимание; воспитывать интерес к изучению геометрических фигур.

Демонстрационный материал: фигура цилиндра (оформлена как герой, с глазками, ротиком, ручками, ножками); два небольших цилиндра разной высоты, на которых накручена цветная бумага, для дальнейшего проделывания дорожки; валик; различные предметы цилиндрической формы для сравнения; объёмные фигуры (шар, куб, конус).

Раздаточный материал: полоски разного цвета, разные по ширине и длине (по две на каждого ребёнка); цифры от 1 до 5 на разноцветных кругах (на каждого ребёнка, медальки 3 видов (высокий, средний, низкий) используя смайлики.

Ход занятия: Воспитатель: Наши умные головки

Будут думать много, ловко,

Ушки будут слушать,

Ротик чётко говорить,

Ручки будут хлопать

Ножки будут топать,

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся!

Ребята, назовите фигуры, которые я вам буду показывать [показывает куб, шар, конус и спрашивает]

Читает стихотворение: Цыплёнок и страус затеяли спор

Кто ровно и быстро и красит забор

Цыплёнок взял валик. И вот уже скоро

Готова его половина забора.

Цыплёнок герой! – птицы все закричали

Фигуру как валик цилиндром назвали!

Валик похож на … Знаете ли вы теперь на какую геометрическую фигуру похож валик?

Дети: Валик

Воспитатель: Ребятки, сегодня я вас познакомлю с интересным гостем, его зовут Цилиндр – это геометрическая объёмная фигура (тело) [появление волшебного Цилиндра], у которой нет не углов, не сторон. Вверху и внизу = донышко круглой формы [показывая на фигуре]. Взгляните, есть ли предметы такой же формы у нас в группе, которые похожи на геометрическую фигуру Цилиндр. [вывешиваются картинки с предметами схожими на цилиндр, а так же знакомит с головным убором который используется во Франции и имеет название - цилиндр]

Ребята, а давайте почувствуем себя геометрическими фигурками [проводится физминутка]:

Вправо-влево наклоняйтесь

Как цилиндры покачайтесь

Попрыгайте как шарики,

Сделайте «фонарики»

А шарики катаются

Ребята улыбаются.

Знаете ли вы почему цилиндр так называется? [ответы детей]. Очень давно, когда машин ещё не существовало, люди перекатывали стволы деревьев и тем самым перевозили тяжёлый груз, то есть стволы цилиндрической формы служили как колёса. Так что делали с помощью стволов деревьев? [ответы детей]

Взгляните, а я сейчас с помощью двух цилиндров, то есть прокативши их сделаю две разные по длине и ширине тропинки. Посмотрите как прокатывая цилиндры остаётся след тропинки. [прокатывает цилиндры и приклеивает к доске незаметным образом цветную бумагу, которая была заранее приклеена]

Теперь перед вами две разные тропы. Скажите, какого они цвета? [жёлтая, зелёная]

Ну а сейчас сравните, положив жёлтую полосу на красную и посмотрите, какие они относительно друг другу по длине [красная – длинная, жёлтая - короткая]. А какие они относительно друг друга по ширине? [красная – широкая, жёлтая - узкая]

Правильно, ребята, справились вы с моими вопросами. Вот по нашим красивым тропинкам решили прокатится шарики. Посмотрите, перед вами разноцветные фишечки, как вы думаете, по какой тропинке будет им удобно катиться по широкой или узкой? [по широкой]. А почему? [потому что шарики большие]. Правильно, а еще на наших фишках есть цифры, прокатите их по очереди, тем самым проложите цифровой ряд. [дети выкладывают]

Назовите их теперь [индивидуальные ответы детей]

Захотели узнать шарики который по счёту он катится и катится его сосед.

Ваня, какой шарик катится по счёту красный [синий]? . Какой по счёту катится шарик за синим? (и так спрашиваются несколько детей)

В: Ребята, вы сегодня большие молодцы, теперь уберите аккуратно в сторону с тем чем вы занимались сегодня и сейчас отдохнём поиграя в новую игру.

Ребята глазки закрывают,

И фигурка убегает.

[воспитатель убирает любую из четырёх фигур]

Посмотрите, какая же фигурка убежала? [конус. квадрат. круг. цилиндр]

Какая фигура находится слева (справа) от конуса (квадрата, круга, цилиндра) ?

[После игры задаются итоговые вопросы]:

С каким гостем геометрической фигурой мы сегодня познакомились?

Каких цветов были шарики? [красного, синего, оранжевого, зелёного,

Сколько их было по количеству? [пять]

Почему они катились? [по тропинке]

Сколько было тропинок? [две]

Какие они были по цвету? [красная, жёлтая]

А по ширине? [узкая широкая]. А по длине? [длинная, узкая]

Вы сегодня были очень старательны и я вам вручу медальки [раздаёт медальки учитывая активность работы на протяжении занятия ].

Программное содержание:

- Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
- Упражнять в счёте предметов и отсчёте на слух, на ощупь в переделах 5.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Письмо от волшебника, дудочка, предметы в форме шара, куба и цилиндра(мяч, клубок ниток; коробка в форме куба, кубик; стакан, банка в форме цилиндра), 5 открыток с разным количеством изображённых предметов.
Раздаточный материал : пакетики с разным количеством кругов(от 3 до 5); числовые карточки с разным количеством кругов (по 4 штуки на каждого ребёнка); карточки с изображением (шара, куба, цилиндра и предметов на них похожих), цветные карандаши.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
-Ребята, сегодня я получила письмо от волшебника Всезнайки, он живёт в волшебной стране знаний. Волшебник узнал, что вы любите заниматься и предлагает нам поиграть и выполнить его задания. Начинаем?
Дети: Да!
-Итак задание первое, оно называется «Музыкальный инструмент».
Ваша задача услышать и посчитать количество звуков этого инструмента. Но для начала отгадайте загадку.
Загадка: Я на палочке играю,
Вам послушать предлагаю.
Это вам совсем не шутка,
Потому, что это …….(дудка).
-Правильно ребята, это дудочка, вот она (показываю дудочку), сейчас я на ней сыграю, а вы внимательно слушайте и посчитайте звуки, но ответ называть вы мне не будете, а покажете карточку с таким же количеством кругов(обращаю внимание на карточки на столе от 1 до 4 на каждой карточке).
-Играю на дудке (2 звука) -дети показывают карточку.
-Сколько кругов на вашей карточке? (Два). (Опрашиваю 3-4 детей).
-Почему вы показали столько кругов? (Услышали столько звуков дудки).
Играем 3 раза.
- Хорошо, молодцы справились с этим заданием.
-Сейчас, я предлагаю вам рассмотреть открытку и поднять карточку на которой столько же кругов, сколько предметов на открытке (играем 2 раза).
-Хорошо.
-Следующее задание: «Мешочки с кружочками».
-Посчитайте сколько кружочков в ваших мешочках? (дети считают).
-Поднимите руки у кого по 3 кружочка? (опрашиваю нескольких детей, какое количество у них кружочков).
-Поднимите руки у кого по 4 кружочка? (Сколько кружочков у Миши, Кати).
-Поднимите руки у кого 5 кружочков? (опрашиваю нескольких детей Сколько у них кружочков).
-Какое число больше 4 или 5? (5).
-Какое число меньше 5 или 4? (4).
-На сколько 5 больше 4? (на 1).
-Хорошо, справились с этим заданием волшебника.
-Волшебник загадал число. Чтобы его отгадать, нужно посчитать мои движения. Я хлопаю в ладоши, а вы,считаете мои хлопки и показываете карточку с таким же количеством кругов (хлопаю 3 раза, дети показывают карточку, хлопаю 5 раз дети показывают карточку).
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Найди фигуру»
-У меня на столе фигуры (поочерёдно показываю детям, дети называют: шар, куб, цилиндр) и предметы на них похожие (мяч, клубок; кубик, коробка; стакан, банка). Давайте каждой нашей фигуре найдём предметы, на него похожие. Это шар. Что похоже на шар? (мячик, клубок). Это- куб. Какие предметы на него похожи? (кубик, коробка). Это-цилиндр. Какие предметы на него похожи? (стакан, банка).
-Хорошо, молодцы!
-А теперь давайте отдохнём, вставайте около стульчиков.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, твёрдый, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
Раз-подбросим, два-поймаем.
Три-уроним и сломаем.

Хорошо, присаживайтесь на свои места (проверяем правильность посадки).
-Следующее задание, чтобы его выполнить нужно точно знать где у вас какая рука. Покажите мне левую руку(дети показывают), покажите правую (дети показывают) Я предлагаю вам придвинуть листочки с изображением фигур и предметов на них похожих(дети придвигают). Начинаем работу слева на право. Соединяем (проверяю правильность выполнения). А теперь можетезакрасить предметы и фигуры одинаковым цветом.
- Хорошо, справились. Теперь давайте поиграем.
Игра «Бывает, не бывает…».
Я читаю вам строчку, а вы мне хором отвечаете, бывает такое или не бывает?
- Бывает круг с углами? (Не бывает).
-Бывает у кошки два хвоста? (Не бывает)
-Бывает ночью звёздное небо? (Бывает).
-Бывает у слона три уха? (Не бывает)
-Может кубик катиться, как мяч? (Не может)
-Бывает трава зелёного цвета? (Бывает).
-Бывает у человека три ноги? (Не бывает).

3.Заключительная часть.
Вы ребята, сегодня молодцы. Вы хорошо поработали и выполнили все задания волшебника Всезнайки. Прощаемся с гостями, и наводим порядок на столах.


Конспект по ФЭМП в средней группе по ознакомлению детей с ориентировкой во времениВозраст: 4 – 5 лет.
Цель: Формирование понятия времени у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления о частях суток;
учить правильно, употреблять эти термины в речи;
упражнять детей в счете до пяти;
закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо;
продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения.
Развивающие:
развивать память, внимание, речь.
Воспитательные:
воспитывать у детей заботу о близких.
Оборудование:
демонстрационный материал: часы с картинками частей суток «звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят, фланелеграф.
раздаточный материал: двухполосные карточки, зайчики и капуста по 3 штуки на каждого ребенка.
Активизация и обогащение словаря: утро, день, вечер, ночь, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.Методы и приемы:
Наглядный (показ картинок).


Предварительная работа: счет в пределах 5, рассматривание картинок с изображением частей суток, решение неравенств путем прибавления и убавления, сравнение двух чисел, работа с двухполосными карточками, повторение названий геометрических фигур.
Форма организации детей: фронтальная.
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)
Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.
(включить запись петушка)
2. Основная часть:
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинкус его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: «Когда просыпаются детки?» - воспитатель показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка.
Дети: утром
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Ответы детей.
Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка). Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.
Воспитатель: А когда это бывает?
Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.
Воспитатель: Пока мы играли, наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.
Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.
На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.
Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!
Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
Физ. минутка
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.
Воспитатель: Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.
Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь, конечно, маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Вам понравилось узнавать, что то новое? А какие задания вам показались самыми трудными? Маша, что тебе понравилось больше всего? Ксюша, а тебе?
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Вы были внимательными, сообразительными, узнали что – то новое. Молодцы!



Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами в старшей группе Возраст: 5 – 6 лет.
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.Задачи:
Обучающие:
закреплять знания о геометрических фигурах;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие:
развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;
воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
демонстрационный материал: таблички с названием привалов; игрушка Старичка – лесовичка, изображение цифр с 1 до 7 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и желтые цветы из картона, плакат с рисунком цветочной поляны, плакат с рисунком геометрической страны.
раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 5; наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, альбомные листы по количеству детей. Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». Листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Активизация и обогащение словаря: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, плоскостные фигуры, объемные фигуры, куб, шар, цилиндр, крона.Методы и приемы:
Словесный (вопросы, пояснения, разъяснения, художественное слово).
Практический (игры и упражнения).
Поощрение, подведение итогов занятия.
Предварительная работа с детьми: игры на закрепление геометрических фигур, игры на ориентировке на листе бумаги, закрепление счета в пределах 7.
Формы организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность), «Социализация» (игровая деятельность).
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Организационный момент.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.
2. Основная часть:
Воспитатель: Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде - везде. А с нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»
Вот мы и в стране геометрических фигур.
Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».
На привале посидим, и задачки все решим.
Ребята, садитесь за столы.
Упражнение «Геометрические деревья»
Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
Этот привал находится на улице «Геометрическая».
Рассмотрите дома геометрической страны.
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?Чей дом самый высокий (низкий)?Чей дом самый широкий (узкий)?К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.
Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2)).
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Упражнение «Геометрические качели»
В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.Поставь круг в середину листа.Поставьте треугольник в левый нижний угол.Поставьте овал в левый верхний угол.Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!
Сколько точек в этом круге (5), Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки (6), Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных (4),Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков (7),Столько сделаем прыжков.
В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).
Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)
Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.
Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)
Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).
Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)
Воспитатель: - Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).
Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).
Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители? (ответы детей)
Воспитатель: Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное, пока строили, давайте немного взбодримся.
Физкультминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)
Дружно доски поднимаем (руки вверх)
Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)
Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)
Чтоб уютно было в нём.
1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).
Воспитатель: - Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?
Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.
Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).
Воспитатель: Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее?
Занятие закончилось, спасибо Старичку - лесовичку за наше сказочное путешествие!