Садовые растения        14.09.2019   

Старинные русские обряды. Традиции русского народа

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

Основные русские традиции

Русская свадьба

Свадебные традиции древней Руси уходят корнями в языческие времена. Свадьбы внутри и между племенами сопровождались поклонениями языческим идолам, тематическими песнопениями и обрядами. В то время обычаи разных селений отличались между собой. Единый обряд зарождается на Руси с приходом Христианства.

Внимание уделялось всем этапам события. Знакомство семейств, встреча жениха и невесты, сватовство и смотрины - всё происходило по строгому сценарию, с определенными действующими лицами. Традиции затрагивали выпечку свадебного каравая, подготовку приданного, свадебных нарядов, застолья.

Центральным событием в свадебном торжестве по праву считалось венчание. Именно это церковное таинство делало брак действительным.

Русская семья

Русская семья испокон веков принимала и чтила традиции и семейные ценности своего народа. И если в прошлые века в семье присутствовали стойкие патриархальные устои, то к XIX веку такие устои носили более сдержанный традиционный характер, в XX века и в настоящее время русская семья придерживается умеренных, но привычных традиций русского быта.

Главой семьи является отец, а также старшие родственники. В современных русских семьях отец и мать находятся в равных степенях главенства, в равной степени занимаясь воспитанием детей и организацией, ведением семейного быта.

Тем не менее общие традиционные и православные праздники, а также национальные обычаи отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции свадьба, гостеприимство и даже в некоторых случаях чаепитие.

Русское гостеприимство

Встреча гостей на Руси всегда была радостным, добрым событием. Уставшего с дороги странника встречали хлебом-солью, предлагали ему отдых, вели в баню, уделяли внимание его коню, переодевали в чистую одежду. У гостя искренне интересовались тем, как прошел путь, куда он следует, хорошие ли цели у его путешествия. В этом проявляется щедрость русских людей, их любовь к ближним.

Русский каравай

Одним из самых знаменитых русских мучных блюд, которые готовились на праздники (например, на свадьбу) исключительно замужним женщинами и ставились на стол мужчинами, является каравай, считавшийся символом плодородия, богатства и семейного благополучия. Каравай украшается различными фигурками из теста и запекается в духовке, отличается богатством вкуса, привлекательным внешним видом, достойным считаться настоящим произведением кулинарного искусства.

Русская баня

Банные обычаи создавались нашими предками с особой любовью. Посещение бани в древней Руси преследовало не только цель очищения тела, но и целого обряда. Баню посещали перед важными событиями и праздниками. Мыться в бане было принято неспешно, в хорошем настроении, с близкими людьми и друзьями. Привычка обливаться холодной водой после парилки - еще одна русская традиция.

Русское чаепитие

Появление в семнадцатом столетии на Руси чая, не только сделало этот напиток любимым среди русских людей, но и положило начало классической русской чайной традиции. Такие атрибуты чаепития, как самовар и его украшения, делают чаепитие по-домашнему уютным. Распитие этого ароматного напитка из блюдец, с баранками и выпечкой, вприкуску с пиленым сахаром - традиции передавались из поколения в поколение и соблюдались в каждом русском доме.

Русская ярмарка

В традиционные праздничные дни народных гуляний открывали свои двери на Руси различные ярмарки веселья. Что только можно было не найти на ярмарке: вкусные пряники, росписные предметы ремесел, народные игрушки. Чего только можно было не увидеть на ярмарке: скоморохи, игры и забавы, карусель и танцы с хороводами, а также народный театр и его главного завсегдатая ведущего - озорного Петрушку.

До сексуальной революции 1960-х годов принято было считать, что наши предки не обсуждали секс, не задумывались о сексе и вообще занимались сексом в миссионерской позе исключительно с целью продолжения рода. На деле все обстояло иначе: в разных культурах существовало множество сексуальных практик, повторить которые сейчас постеснялись бы даже самые раскованные миллениалы.

Публичная проверка потенции

В средневековой Европе развод был процедурой чуть более сложной, чем поход в загс, оплата госпошлины и заявление о «непримиримых противоречиях». Пожалуй, единственной причиной для аннулирования брака католическая церковь считала несостоятельность супруга в постели и, как следствие, невозможность рождения наследников.

Первые публичные процессы по делу об импотенции начались в XIV веке. Желающая развода жена обязана была представить не исполняющего супружеский долг мужа перед особой комиссией, в которую входили судьи, доктора и просто чересчур любопытные обыватели. После проведения всех необходимых замеров и ответов на щекотливые вопросы супружеская пара без тени смущения отправлялась в специальное ложе и пыталась заняться сексом в присутствии все той же комиссии. Если за отведенные два часа мужчина, вымотанный предшествующими процедурами, не мог показать в постели ошеломительные результаты, он во всеуслышание признавался импотентом.

Со временем публичная проверка потенции стала привычным развлечением: французские аристократы становились участниками судебных комиссий ради развлечения (напомним, что до изобретения первого порнофильма оставалось еще полтысячелетия), а в Англии результаты проверок даже широко освещались в прессе.

Ночное посещение

В то время как европейцы спокойно соглашались на демонстрацию полового акта всему честному народу, японцы вовсю практиковали свободные половые связи. Традиция ночных посещений (которая, кстати, на японском языке носит возвышенное название «ёбаи») получила широкое распространение в конце XVI века. Заключалась она в следующем: любой желающий мог пробраться ночью в покои понравившейся незамужней девушки и предложить ей вступить в половую связь. Девушка имела полное право на отказ и соглашалась на секс, только если мужчина был ей симпатичен. Согласие не мешало ей впоследствии строить собственную семью: японские женихи не требовали от возлюбленных наличия девственности, наоборот, считали, что опытная жена - это прекрасно.

О потенциальных визитерах, как правило, были осведомлены все члены семьи, и двери дома на ночь оставляли приоткрытыми (это служило особым сигналом). Родители девушек горячо поддерживали подобную практику, рассматривая ее как возможность выдать дочь замуж.

Традиция ночных посещений просуществовала до начала ХХ века. Новая государственная политика Японии строилась на пуританских ценностях, и от женщин стали требовать целомудрия и сдержанности.

Хлеб-моллюск

Чопорные англичане неожиданно оказались великими затейниками по части секса - ничем другим нельзя объяснить появление такой практики, как выпечка «особого» хлеба.

В середине XVI века по всей стране началась повальная мода на cockle-bread (хлеб-моллюск). Руководствуясь правилом «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок», девушки пекли возлюбленным хлеб, тесто для которого взбивали при помощи собственных ягодиц. Изделию придавалась форма раковины моллюска (или женских половых органов - это с какой стороны посмотреть), отсюда и появилось странное название. Считалось, что хлеб является официальным приглашением в постель, а также действует на мужчин как мощнейший афродизиак.

Во время выпекания буханки юная кулинарка должна была исполнять танец, отдаленно напоминающий современный тверк, и напевать незамысловатую песенку. Упоминания о традиции вошли в произведения популярных драматургов Джорджа Пила и Ричарда Брума, а к началу ХХ века видоизмененные танец и песня стали элементами детской считалочки Cockle-bread.

Визитки для свиданий и секса

Мода на зазывающий хлеб к середине XIX века уже прошла, и молодежи требовались более современные способы, чтобы намекнуть на желание сблизиться с объектом страсти. На помощь пришли типографии и иллюстраторы, занимавшиеся массовым производством недвусмысленных визитных карточек. Родоначальниками традиции опять стали англичане, но вскоре такие визитки распространились по всей Европе.

Нововведением пользовались представители обоих полов. Как правило, юноши при помощи карточек спрашивали у девушек разрешения сопровождать их домой после балов и прочих общественных мероприятий. Девичьи визитки были куда более раскрепощенными. Одной из самых популярных была, например, карточка с надписью «Приходите посмотреть на мою новую лампу. Вы даже можете ее выключить».

В англоязычных странах традиция вручать подобные визитки просуществовала до 1920-х годов.

Согласно летописной хронике, финно-угры, северные славяне и балты объединились под властью Рюриковичей в 862 году. Спустя 20 лет, в 882 году, князь Олег покорил Киев, тем самым создав объединенное государство Киевская Русь.

До принятия христианства основным верованием славян было язычество. Именно с такой точки зрения на устройство мира складывались обряды на Руси. Тогда русский народ верил в существование домовых, водяных, русалок и прочих сказочных существ, при этом верховным божеством был бог грома и молний Перун.

Огромную роль в жизни русского населения играли природные явления, такие как весеннее, летнее и зимнее солнцестояния. Помимо этого, особое значение имели обряды древней Руси, связанные с проводами воинов в походы, похоронами, свадьбами, началом и окончанием полевых работ. К IX столетию большинство европейских государств приняли христианство, тогда как на Руси в качестве религии оставался языческий культ бога Перуна. Крещение русского народа произошло в 988 году в период властвования Владимира Святославича (Владимира Красное Солнышко).

Язычество в современной России встречается очень часто, причем многие традиции той эпохи соблюдаются с невероятной точностью.

С той поры многие обычаи и традиции русского народа изменились, однако старинные русские обряды встречаются и сегодня. Люди не смогли в полной мере отказаться от язычества, хоть государство и стремилось всеми силами его искоренить. В современной России остаются пережитки изначальной религии славян, и встречаются они повсеместно.

Старорусские обычаи и традиции - как повторить?

Четких правил соблюдения старорусского обычая не существует, так как в каждом русском городе обряды проводились по-своему. Каждый обряд и обычай имел свои особенности, однако многие из них подзабылись, так как ни в одной летописи не содержится четких описаний проведения того или иного обряда. Все правила передавались в народе из поколения в поколение, иногда, формируясь в пословицы и поговорки.

Поскольку традиции и обряды русского народа неразрывно связаны с природными явлениями, то и главной атрибутикой для проведения старорусских обрядов являлись и являются предметы и приготовления, символизирующие те или иные природные составляющие. Так, огромной популярностью пользуются у славян блины - выпечка, символизирующая собой главное Небесное Светило. Таким блюдом сопровождаются не только основные весенние праздники, когда природа обновляется, и Солнце начинает согревать землю своими лучами. Блины также являются главным поминальным блюдом.

Большинство обрядов сопровождается разжиганием костров, песнопениями, хороводами и колядованием.

В утренние часы праздничного дня люди посещают церковь, ставят свечки и молятся Господу Богу, затем отправляются домой или на природу праздновать. Большинство церковных праздников сопровождается запретом на любую деятельность, в особенности большим грехом считается трудовая деятельность. Чаще всего обряды русского народа связаны с приготовлением каких-то особенных специальных блюд.

Обряды древней Руси от «Святок» до Нового года

Древнерусские традиции предполагают открытие годового цикла обрядов в «святочные» дни. Новогодняя ночь являлась непревзойденным временем для гаданий о судьбе и будущем урожае. Наиболее подходящими другими гадательными ночами являются ночь перед Рождеством и 12 «святочных» ночей вплоть до Крещения. В эти дни большой популярностью пользуется так называемое колядование - сбор ритуального угощения в посещаемых домах.

Многочисленные традиции русского народа неразрывно связаны с природными явлениями. Так, после Крещения следующим крупным событием является весеннее солнцестояние и, связанный с ним праздник, - Масленица. Масленицу сопровождают многочисленные старинные русские обряды от выпекания блинов до сжигания соломенного чучела зима. Крупнейшим христианским праздником является Пасха. Она празднуется в Воскресение спустя 7 недель после Масленицы, причем в течение этого времени соблюдается Великий Пост. Множество различных обычаев связано с пахотой и посевом, причем такие традиции соблюдаются у огородников и сегодня.

Многочисленные обычаи и традиции сопровождают празднование свадьбы, провожание в последний путь усопшего, поминки, крещение младенцев, венчание.

Подобные традиции не изменились с тех пор, и дошли до сегодняшнего дня практически в первоначальном своем виде. Русские семьи стараются в точности соблюсти похоронный обряд, уделяют огромное внимание свадебной церемонии, подготовка к которой занимает не один месяц.

В современном мире, когда основной религией государства является православное христианство, языческие традиции занимают немалое место в жизни практически каждого русского человека. По-прежнему люди предпочитают носить обереги наравне с нательным крестом, у многих имеются свои талисманы. Многие остаются приверженцами языческих обычаев и не представляют своей жизни без них.

Негативные стороны язычества

Старинные русские обряды не могут повлечь никаких последствий, однако с точки зрения христианства, соблюдать старорусские языческие обычаи греховно. Так, православному человеку допускается носить только один оберег - нательный крест и поклонятся только одному Богу - Иисусу Христу.

Россия бережно хранит старинные русские , возраст которых насчитывает уже более 7-10 веков. Сохранились и древнейшие православные традиции, и языческие обряды. Кроме всего этого, жив и народный фольклор, представленный частушками, поговорками, сказками и пословицами.

Обычаи и традиции русской семьи

Испокон веков главой семьи считался отец, именно он был самым почтенным и уважаемым членом семьи, которого было положено слушаться каждому. Однако он же и брал на себя всю самую тяжелую работу, будь то уход за скотом или вспашка земли. Не бывало такого, чтобы мужчина в доме делал легкую, бабью работу, но и без дела он никогда не сидел – работали все, и очень много.

С детских лет младшее поколение было принято приучать к труду и ответственности. Как правило, детей в семье было довольно много, и старшие всегда приглядывали за младшими, а порой и воспитывали их. Всегда было принято почитать тех, кто старше: и взрослых, и стариков.

Отдыхать и веселиться полагалось только в праздничные дни, которых было сравнительно немного. Все остальное время все были заняты делами: девицы пряли, мужчины и парни занимались тяжелой работой, а матери следили за домом и детьми. Принято считать, что быт и обычаи русского народа дошли к нам именно из крестьянской среды, поскольку на знать и дворянство слишком сильно воздействовала европейская культура.

Русские обряды и обычаи

Многие русские национальные обычаи пришли к нам не из христианства, а из язычества, однако и те и другие чтят одинаково. Если говорить о традиционных праздниках, то к ним следует отнести такие:

Кроме этих, существует еще множество русских обычаев, связанных с ритуальными действами, будь то , похороны, крещение ребенка и т.д. Культура России сильна именно почитанием обычаев и умением сохранять их, пронося сквозь века.

Введение…………………………………………………………..……………...…3

Глава 1. Семейные обряды и обычаи

1.1. Рождение ребенка………………………………………………….…………..4

1.2. Крещение…………………………………………………………….…………9

1.3. День ангела……………………………………………………………..……..12

1.4. Свадьба………………………………………………………………….……..15

1.4.1. Сватовство…………………………………………………………..………16

1.4.2. Смотрины………………………………………………………………...….17

1.4.3. Рукобитие. Оглашение решения о свадьбе………………………….…….17

1.4.4. Подготовка к свадебному дню. Вытие………………………………...…..18

1.4.5. Обряды накануне свадебного дня………………………………………….19

1.4.6. Первый день свадьбы…………………………………………………...…..20

1.4.7. Второй день свадьбы……………………………………………………….23

1.5. Новоселье…………………………………………………………………...…23

1.6. Русский православный обряд погребения…………………………………..25

1.6.1. Причащение…………………………………………………………...…….26

1.6.2. Соборование……………………………………………………………...…26

1.6.3. Погребение…………………………………………………………………..27

1.6.4.Поминание усопших………………………………………………..……….27

Глава 2. Православные праздники и обряды

2.1. Рождество Христово………………………………………………………….28

2.1.1. Рождественский пост…………………………………………………...…..30

2.2. Масленица……………………………………………………………………..31

2.3. Пасха……………………………………………………………………..…….33

Заключение…………………………………………………………...……………38

Список использованной литературы…………………………………………….40

Введение

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд - это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В своей контрольной работе я хотела бы рассказать о главных, складывавшихся веками национальных обычаях и обрядах русского народа.

Глава 1. Семейные обряды и обычаи

1.1. Рождение ребенка

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.
Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.

В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно) в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней - иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных, - у малыша будет «родимчик» и т.д.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам - нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.

Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния - ей нужно было приданое.

Часто крестьянки вообще мало обращали внимания на беременность и работали до тех пор, пока не начнутся роды.

В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и рожениц, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья - в баню, хлев, сарай.

Либо при наступлении родов все люди, находящиеся в доме, прощались с роженицей и уходили в другую избу или иное место, не рассказывая о происходящем посторонним (считалось, роды бывают тем труднее, чем больше лиц о них знает).

С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха. Повитуха и муж старались облегчить страдания родильницы.

Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице: ее отказ рассматривался как непростительный грех, который мог повлечь немедленную кару.

К акушеркам, появившимся в деревнях во второй половине XIX века, крестьяне обращались крайне редко. Крестьянки предпочитали повитух, так как они сразу могли заговаривать грыжу. А акушерки; в большинстве девушки, могли и сглазить младенца, говорили в народе, к тому же применение акушерских инструментов считалось грехом.

Повивальные бабки в случае необходимости могли крестить новорожденных. Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка - это всегда пожилая женщина безупречного поведения, не замеченная в неверности мужу. В некоторых местах считали, что повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои или принятые ею дети умирали.

Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились и потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца.

Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.

Обряд очищения, или размывания рук, обязательно заканчивался тем, что роженица делала повитухе подарок (мыло и полотенце). Во второй половине XIX, а особенно в конце XIX - начале XX века подарок дополнялся небольшой суммой денег Повитуху кормили лучшими кушаньями, поили чаем с сахаром.

Повитуха готовила или хотя бы подавала так называемую бабину кашу. Обряды с Бабиной кашей обязательно включали сбор денег (продажу каши).
Основное денежное вознаграждение повитуха получала именно «на кашу» от присутствующих гостей и домочадцев (роженица, которая даже если и присутствовала на крестинах, в сборе денег не участвовала).

Был один день в году, когда устраивался праздник специально для повивальных бабок, - «бабины», или «бабьи каши». Это второй день Рождества - 26 декабря по старому стилю.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

Исполнение роли бабки создает определенные отношения между нею и ребенком, которого она с этого момента называет внуком, а он ее бабулькой. Каждый год такие бабки несут ребенку подарок на день рождения, их приглашают на все главные события жизни ее «внука» - и на свадьбу, и на проводы в армию.

После родов родильницу уводили в баню. Какими бы ни были роды, повивальные бабки готовили в бане «воду от уроков». Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, повитуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь». При этом вела счет до девяти с отрицанием - не одна, не два, не три и т.д. Таким образом воду на локоть черпала три раза.

С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа туес так, что пролитая вода опять стекала в него же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»

После этого вода считалась так сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу.

Затем бабка ставила родильницу лицом на восток - если только она может стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.