Необычные растения        20.06.2020   

Техника запоминания информации мнемотехника. Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи. Упражнения для взрослых

Многие люди мечтают о безграничной памяти и способности быстро усваивать ту или иную информацию. С полезностью данных качеств сложно поспорить. И хорошо что существует методика под названием "мнемотехника". Что такое подразумевается под данным понятием? Целая совокупность методов и способов, значительно облегчающих процесс запоминания самой разной информации. Но вообще это очень обширное понятие, так что стоит рассмотреть его более подробно.

Вкратце о методике

Что такое мнемотехника, становится понятно после изучения термина, от которого произошло данное понятие. В оригинале, на древнегреческом языке, понятие пишется так - μνημονικόν, что означает «мнемонический», то есть «относящийся к памяти или связанный с ней».

Еще нередко это называют системой «внутреннего письма». Потому что основной техники является непосредственная «запись» в мозг связей между теми или иными образами, которые обозначают весомые, имеющие смысл элементы информации.

Без использования мнемотехники, порой, не обойтись. Ведь она применима в тех случаях, когда человеку нужно зазубрить информацию, которую просто нереально запомнить. К примеру, последовательность из 200 цифр, хронологическую таблицу, список из сотни телефонных номеров и т. д.

И сегодня существуют настолько действенные и к тому же унифицированные приемы, что становится реальным запоминание даже самых разных сведений однотипно.

Поиск образов

Итак, что такое мнемотехника - в общих чертах ясно. Теперь можно перейти к примерам и перечислению методов. Непосредственное их рассмотрение позволит более полно осознать принципы данной методики.

Первый прием заключается в нахождении ярких и необычных образов, и последующем их связывании с информацией, которую необходимо запомнить.

Пример

Попробовать данный метод можно, попросив кого-нибудь написать список абсолютно рандомных слов. Например: кофе, попугай, сад, кресло, весна, президент, телефон, рояль, солнце, Вова.

Казалось бы, совершенно ничем не связанные слова. Это так, но лишь до тех пор, пока человек не решит воспользоваться образным приемом мнемотехники, и не составит следующую картину: «Попугай Вова солнечным весенним днем сидел в кресле у себя в саду и, попивая кофе, разговаривал по телефону с президентом».

Такое уж точно запомнится, причем с первого-второго раза. Чем ярче и абсурднее образы - тем лучше. Они производят большее впечатление, контрастируют с реальностью, и поэтому запоминаются лучше.

Свободные ассоциации

Еще один прием мнемотехники для развития памяти и фантазии. Также связан с представлением различных «картинок», но подразумевает последовательность опорных образов, которые формируются по определенному принципу.

Сначала человек вспоминает произвольный образ и фиксирует на нем внимание. Концентрацию нужно удерживать долго. До тех пор, пока в сознании не возникнет следующий образ. А следом за ним - еще один.

Так формируется цепочка свободных ассоциаций. Ее нужно закрепить мысленным повторением. Зачем? Затем, что запоминающаяся информация привязывается ассоциативными связями к этой последовательности.

И метод действенный! Ведь в сознании многих из нас уже сложено бесчисленное множество таких «цепных» ассоциаций, которые образованы естественным путем. Например: Италия, пицца, макароны, Венеция. Или что-то более обычное: ложка, чашка, тарелка, стол, кухня.

Данная техника используется и для расширения других методов. К примеру, для формирования образов к какому-либо отличительному признаку при запоминании информации о человеке, постоянных величин или формул.

Наводящие ассоциации

Данный метод тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое мнемотехника. Это прием, позволяющий преобразовывать в ассоциацию или зрительный образ абсолютно любое слово.

Как правило, он используется в составе прочих приемов. С его помощью запоминаются понятия, термины, географические названия, иностранные слова, фамилии, и даже бессмысленные буквенные сочетания.

Это комбинация приемов символизации, привязки к знакомым данным, кодирования по созвучию и образования слов по слогу.

По описанию понять сложно, так что вот пример - человеку нужно запомнить название штата, который в 1848 году стал тридцатым по счету в США. Это Висконсин. Слово можно запомнить приемом образования слова по слогам. Допустим, так: ВИС-КОН-СИН → ВИСки, КОНьяк, СИНий. Слога всего 3 - а тройка является одной из цифр числа 30.

Мнемотехника для малышей

Очень важно с раннего возраста развивать способности детей к запоминанию. Это - то, что в жизни действительно пригодится.

Простейший вид - это картинки. Допустим, ребенок ходит в детском саду в группу под названием «Яблоко». На его шкафчике есть изображение этого фрукта. И полотенце, принадлежащее ему, висит над умывальником рядом с фотографией яблока. Таким образом, малыш запоминает, что его вещами являются лишь находящиеся под определенным изображением. Это - первые формирования простейших ассоциаций.

Приемы мнемотехники для детей не могут быть сложными. Начинается развитие с простых упражнений. С мнемодорожки, например. Это последовательность из картинок, между которыми дети должны найти что-то общее.

Поначалу все фотографии, включенные в ряд, объединены какой-то чертой. Например: снег, коньки, ледовый каток, шапка-ушанка, перчатки. Все это объединяет одно - зима.

Затем, когда мнемотехника в детском саду становится регулярным и привычным занятием, последовательности усложняются добавлением лишнего элемента. Например: брюки, туфли, рубашка, юбка, куртка, пальто, хлеб. Дети должны найти лишнее и пояснить, почему именно это. Причем сделать нужно после первого прослушивания - так развивается не только запоминание и способность быстро сравнивать, но еще и концентрация.

Слова-вешалки

Если хочется заняться освоением мнемотехники для развития памяти, то стоит обратить внимание на этот прием. «Вешалками» называются системы, в которых человеку нужно сначала выучить определенный ряд слов, на которые он потом будет «накидывать» фразы, необходимые к запоминанию. Идеальная мнемотехника для взрослых, так как с ее помощью можно легко зазубрить большие списки и даже потом вспомнить конкретный пункт из них.

Простейший пример - «вешание» на цифру определенной рифмы. Один - апельсин. Два - Литва. Три - фонари. Четыре - все в мыле. Пять - мечтать. Шесть - шерсть. И так далее. Как работает данная система? На самом деле, очень просто.

Надо запомнить последовательность картинок в данном порядке - солнце, карта, ночь, паркет, остров. Вот, как в данном случае сработают перечисленные «вешалки»: солнце яркое, как апельсин (1). На карте мира есть Литва (2). Ночью светят фонари (3). Паркет лучше очистится, если вымыть его с мылом (4). Остров - райское место, иногда полено об отдыхе на нем помечтать (5).

Очень полезная мнемотехника для развития памяти, воображения, фантазии и образного мышления. Однажды зазубрив ряд цифр-ассоциаций, получится с первого раза «заносить» в свою память даже номера телефонов, впервые услышанных.

Метод Цицерона

Его тоже необходимо отметить вниманием, перечисляя приемы мнемотехники. В основе данного метода, называемого еще системой Римской комнаты, лежат ассоциации, образовавшиеся естественным путем. Последовательность опорных образов, можно сказать. Они отлично формируются посредством припоминания человеком хорошо знакомых ему помещений.

Допустим, спальня. Информацию, которую нужно запомнить, необходимо мысленно расставить по ней. И «прогуливаться» по комнате, концентрируясь на распределенных по ней сведениях. Как это работает? Определенная информация «закрепляется» на какой-либо вещи посредством ассоциативной связи. Использовать нужно лишь те предметы, которые в комнате всегда находятся на одном и том же месте. И последовательно.

«Римская комната» в действии

Наглядный пример поможет лучше понять этот метод мнемотехники. Допустим, человеку надо запомнить такой ряд слов: колбаса, пони, сметана, лом, яйцо, полотенце, дельфин, книга.

Разместить их лучше последовательно, начиная с коридора. И задействовать максимально необычные связи - такие, которые вспомнятся даже спустя долгое время.

Итак, колбасой нужно заткнуть щель в замке, пони поставить в правый угол коридора, сметаной намазать зеркало, а лом прикрепить к дверям шкафа, чтобы он не дал им открыться. Яйцо можно ввинтить вместо лампочки в люстру. И вот уже удалось приблизиться к двери комнаты. Полотенце можно бросить на пол вместо коврика. Открыв дверь, человек видит, что на его диване лежит дельфин и читает книгу.

Самое главное - еще до запоминания по этому методу мнемотехники определить те предметы, которые войдут в схему пути. Иначе человек будет думать - связывать это слово с этим предметом, или лучше «прикрепить» его к следующему? Из-за таких метаний потом, в процессе воспроизведения, будут возникать ошибки и сомнения.

Приемы из русского языка

В рамках рассказа о том, что такое мнемотехника, не будет лишним вспомнить некоторые примеры, которые прекрасно знакомы каждому из нас, поскольку они являются классикой. И не зря ведь, заучив однажды, человек вспоминает их спустя десятилетия. И вот эти фразы:

  • Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц». Мнемоническая фраза, благодаря которой можно запомнить слова-исключения, в которых после «ц» пишется «ы».
  • Уж замуж невтерпеж. Фраза, помогающая запомнить список наречий, которые пишутся без «ь».
  • «Окно с оловянным шпингалетом, деревянной рамой и стеклянным стеклом». Ассоциация, позволяющая запомнить прилагательные-исключения с двумя «н».
  • «Одеваю Надежду. Надеваю одежду». Фраза, помогающая запомнить правило употребления этих глаголов. «Надеть» что-то, «одеть» кого-то.
  • Автомотовелофототелерадиомонтер. Длинное придуманное слово - оно состоит из приставок, которые всегда пишутся слитно.

И это лишь некоторые примеры. Методы и приемы мнемотехники, на самом деле, активно используются в педагогике, так как некоторые правила можно запомнить только посредством ассоциаций или созвучий.

Люди и лица

С их запоминанием тоже связаны многие приемы мнемотехники. Самыми известными являются следующие:

  • Выделение какого-либо отличительного признака человека и формирование на его основе прозвища. Именно оно обычно отражает его характерную черту или ассоциируется с фамилией. Важно, что прозвища легко представляются в виде образом, к которым можно привязать дополнительную информацию о человеке.
  • Акцентирование внимания на признаке хорошо знакомого человека. Как правило, связывается с родом деятельности. Если друг является сильным спортсменом-бодибилдером, то можно присвоить ему образ «Гантели».
  • Выделение признака при знакомстве. Бывает, что едва узнав чье-то имя, мы сразу его забываем. Чтобы этого не допустить, стоит повторить его вслух, «продублировать». А лучше еще до того, как он представится, сформировать какой-нибудь образ, и уже на нем закрепить имя.

Отличительными признаком может быть все, что угодно - рост, худоба, полнота, сходство со знакомыми или известными людьми, взгляд, жестикуляция. Главное, чтобы эта черта активировала прием мнемотехники. Для памяти это главное.

Помощь в изучении иностранного языка

Ее источником также является мнемотехника. Для начинающих это особенно важно - намного легче начать «вливаться» в процесс изучения чужого языка и запоминать большой объем незнакомых слов, если получается их с чем-то ассоциировать и связывать. Например, английский глагол look (смотреть). Созвучно с русским «лук». Запомнить перевод легко. Достаточно простой ассоциации: как можно смотреть на лук, нарезая его? Ведь глаза слезятся!

Но это - мнемотехника для начинающих. Людям, осваивающим продвинутый уровень иностранного языка, нужно придерживаться другого метода. Слова должны автоматически всплывать в памяти. Иначе бегло говорить на чужом языке не получится. Потому не надо запоминать слова, фразы и правила в переводе. Нужно сразу ассоциировать иностранные лексические единицы с понятиями и соответствующими образами.

Тут даже метод повторения подойдет. Слово cup можно выучить, представив мысленно чашку и зафиксировав на ней внимание. И потом несколько раз повторить слово cup - поначалу вдумчиво и медленно, потом быстрее. Это работает. Удивительно, но посредством мнемотехники можно научиться думать на иностранном языке как на родном.

Екатерина Васильева, Генеральный Директор компании «Авторская школа Васильевых», Москва; доктор педагогических наук

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как запоминать имена людей без труда
  • Какие приемы мнемотехники позволяют быстро выучить объемный научный текст или стихи
  • Как быстро запоминать иностранные слова, телефонные номера или символы
  • Что мешает нам запоминать информацию

Позволяют легко запоминать сложные имена людей, большие тексты, даты, числа, иностранные слова и др. Преимущество их в том, что Вам не придется прикладывать больших усилий, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно представить несколько предметов-образов, которые по цепочке сами актуализируют нужные Вам сведения. Расскажу, как научиться запоминать большое количество информации, используя приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники. Как происходит запоминание

Наш мозг мыслит образами. Когда человек в воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, припоминая один образ, человек вызывает к жизни и другие. Наиболее важны для запоминания первые минуты - в это время желательно проговорить информацию вслух или про себя. Через час проговорить еще раз. В дальнейшем увеличивайте промежуток времени, через который нужно повторять информацию, всегда в три раза, то есть через три часа, через девять часов, через сутки и т. д. Если такая возможность отсутствует, повторите информацию трижды: сразу, через час и перед сном. К слову, преподаватели лингвистических вузов рекомендуют студентам освежать знания каждые полгода или год.

  • Личная эффективность. 20 лучших привычек на каждый день

Как запоминать имена людей

Для поддержания мотивации руководителю лучше всего обращаться к сотрудникам по именам. У каждого человека есть какая-то своя особенность. Надо постараться ее увидеть и привязать к ней фамилию, имя или отчество в виде некоего образа. Например, недавно на курсах училась девушка, которая никак не могла запомнить отчество начальницы - Степановна. Я посоветовала ей представить, что у нее на голове длинные ушки, как у Степашки из детской передачи «Спокойной ночи, малыши». На следующем занятии девушка рассказала, что этот образ помог ей прочно запомнить отчество своего руководителя.

Как запоминать большие тексты

Научно-популярные тексты (статьи). Их проще всего представлять в виде схем. Например, я преобразую информацию в трехуровневую иерархию «система - подсистема - надсистема». Поясню на примере: подсистема - детали автомобиля, система - автомобиль, надсистема - вид транспортного средства. После прочтения текста в голове остается 7-10 ключевых слов, разложенных по принципу «система - подсистема - надсистема». Их полезно представить в виде картинок, что помогает уяснить, как один термин связан с другим. По моим наблюдениям, две трети статьи или книги занимают детали (подсистема), оставшаяся треть распределяется межу системой и надсистемой. Таким образом, нужно приступать к чтению с того места, где начинается описание системы. Изучив его, можно вернуться к началу текста. Такой подход позволяет сэкономить время и лучше запоминать большие текты.

Художественные тексты (проза, стихи). В данном случае требуется воссоздать в голове каждое слово, поэтому составление схем не поможет. Нужно представить образы в виде некой последовательности, например: место, герой, ситуация. Позитивные отождествляйте с собой, а негативные с другим человеком. Фактически Вам нужно параллельно с чтением «снимать» в голове фильм, фиксируя эмоции, звуки и пр. Например, Вы читаете такой текст: «Архипелаг Фиджи - это крупные и мелкие острова. Большинство из них вулканического происхождения. Тут есть песчаные пляжи, окаймленные пальмовыми рощами, укромные бухты...» Читая первое предложение, представьте, что Вы в самолете и видите за бортом острова. Потом самолет спускается ниже, и Вы видите отели. Затем Вы идете по пляжу, ноги утопают в песке, Вы любуетесь пейзажем. То есть Ваше перемещение по местам (самолет, пляж и т. п.) - ключ к запоминанию. Достаточно вспомнить ключ, и текст всплывет из памяти.

Подготовка к докладу. Начинать готовиться к презентациям и публичным отчетам следует за два-три дня перед выступлением. В первый день мозг будет обрабатывать весь материал, полученный после просмотра текста. И только на второй день, когда проснетесь, Вы сможете извлечь из памяти нужную информацию в структурированном и сжатом виде. Это и имели в виду наши предки, когда говорили, что «утро вечера мудренее». Первое, что нужно сделать, начиная запоминать текст доклада, - сформулировать тему и основные тезисы. Затем представьте главные мысли в виде схем и образов (можно их зарисовать). Далее, двигаясь от общего к частному, переходите к запоминанию более мелких деталей: дополнительных фактов, чисел, терминов, сумм.

  • Как преодолеть стресс и неудачи и начать жить так, как хочется

Как запоминать иностранные слова и другие данные

Как запоминать иностранные слова

Слово narrow в переводе с английского означает «узкий». Можно представить узкую дорогу или узкие брюки. Созвучное ему русское слово «НЕРвный». Можно выстроить общую ассоциацию, например, мысленно нарисовать картинку: человек едет по узкой дороге и нервничает, потому что это опасно или потому что у него проблемы с машиной. Важно не только представить ситуацию ярко и эмоционально, но и несколько раз проговорить вслух или про себя запоминаемое слово narrow. Я рекомендую использовать для запоминания образы из реальной жизни.

Как запомнить символы и буквы

Предположим, Вы хотите запомнить английский алфавит. Английская буква «А» и русская «А» одинаковы по написанию, но отличаются по звучанию. Чтобы запомнить первую, нужно подобрать другую ассоциацию, например по форме. Английская «А» похожа на циркуль или на крышу и произносится как «эй», что созвучно со словами «лей» или «лейка». Теперь представьте, что Вы на даче поливаете из лейки («лэй») крышу («А»). Таким способом можно запоминать иероглифы, символы.

Как научиться запоминать цифровые последовательности

Используйте численно-буквенный код. Например, в соответствие цифрам 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ставятся первые буквы слов, которые их означают: «н» (ноль), «т» (три), «ч» (четыре), «п» (пять) и т. д. Исключения: «к» («кол» - похож на единицу) и «л» («лебедь» - похож на двойку).

Если Вам нужно запомнить число 739 812, проделайте следующее.

Разбейте число на пары цифр: 73, 98 и 12.

Перекодируйте цифры в слова: первая согласная в слове - первая цифра двузначного числа, а вторая согласная - вторая цифра. Например, паре чисел 7 и 3 соответствуют буквы «с» и «т»; можно использовать слова «соты», «сито», «сто рублей». Пара 9 и 8 - это «д» и «в» (слова «дверь» или «девушка»). Пара 1 и 2 - это буквы «к» и «л», подойдут слова «клей» или «колье».

Из слов-образов, обозначающих пары цифр, составьте историю, например такую: «Сеть (73) зацепилась за дверь (98), и из нее выпало колье (12)». Важно представить себе эту смешную ситуацию и одновременно произнести число 739 812 несколько раз вслух или про себя. Необходимо усвоить, что нельзя произносить то, что Вы представляете.

Приемы мнемотехники в стрессовых ситуациях

Во время нервного напряжения память работает намного хуже. Когда Вы напряжены, в голове не возникает никаких картинок-образов. То есть в условиях стресса и ограниченного времени приемы мнемотехники оказывается бесполезной. Например, работа в формате открытого офиса, когда вокруг много людей и шумно, сильно ограничивает возможности для запоминания.

Есть старый прием - вернуться на то место, где Вы о чем-то думали, чтобы вспомнить, о чем именно. Прием широко используется в мнемотехнике: оставляйте для себя какой-нибудь символ или знак, который бы ассоциировался с делом. Это может быть клавиша на компьютере, галочка в ежедневнике, крестик ручкой на руке. К слову, мнемотехника - это антистресс. Вместо того чтобы расслабиться или принять лекарство, лучше мысленно воспроизвести читаемый Вами текст или представить и запомнить числа, совместив приятное с полезным.

  • Как стать лидером: уроки лидерства в жизни и в бизнесе

Что помогает и мешает эффективному запоминанию

Злейшими врагами памяти являются наркотики, сигареты, нервное истощение, высокая температура и непроветриваемое помещение.

Физическое утомление, наоборот, хорошо воздействует на память: мозг начинает лучше работать за счет того, что снимается напряжение с тела и кровь быстрее циркулирует в организме. Поэтому, если Ваша работа связана с умственной деятельностью, занимайтесь спортом. Сколько времени у Вас уходит на интеллектуальную работу, столько же надо потратить на физические упражнения. Это обязательное условие для поддержания себя в высоком эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Если, работая, Вы чувствуете напряжение, лучше выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом.

Чтобы процесс запоминания происходил легче, важно развивать свое воображение. Читайте, путешествуйте, испытывайте больше позитивных эмоций, занимайтесь духовными практиками - все это тренирует образную память. Периодически принимайте витамины, пейте больше воды, чаще находитесь на свежем воздухе.

Тренировка памяти и внимания: 10 очень эффективных упражнений

Упражнение 1. Посчитать буквы. Возьмите газету или журнал, выберите три-четыре абзаца из любой статьи. По ходу чтения считайте буквы «а». Прочитайте еще раз, подсчитайте буквы «в». Просмотрите статью вновь и зафиксируйте число слов. Результат запишите. Упражняйтесь с текстом, пока число подсчитанных букв не будет совпадать при пересчете.

Упражнение 2. Вспомнить вчерашний день. В деталях вспомните, что было вчера (или недавно увиденный фильм, или летний отдых). Главное в упражнении - удерживать внимание на процессе припоминания достаточно долго, не менее пяти минут, не допуская перескакивания мысли на другие темы. Затем попробуйте вспомнить в обратной последовательности.

Упражнение 3. Рисовать в воображении. Мысленно рисуйте буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с представлением какого-то образа. Нужно именно рисовать, так же как карандашом на бумаге. Постарайтесь рисовать крупнее. Почувствуйте движение руки, которая должна оставаться неподвижной.

Упражнение 4. Манипулировать образами. Представьте стакан и ря дом коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с ними разнообразные мысленные манипуляции: положите коробок в стакан, поставьте стакан на коробок, коробок - на перевернутый стакан и т. д. Манипулируйте другими двумя, тремя, четырьмя предметами.

Упражнение 5. Трансформировать предмет. Представьте предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия, то есть чашка в любом случае должна оставаться чашкой.

Упражнение 6. Вращать предметы. Представьте предмет и начните его вращать, рассматривая со всех сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы предмет крутился сам, а Вы бы только наблюдали.

Упражнение 7. Планировать день. Утром спросите себя, что предстоит сделать в первую, вторую и третью очередь. Представьте страницу ежедневника и мысленно заполните ее.

Упражнение 8. «Фотографировать задачи». Разбейте рабочий день на четыре части. «Фотографируйте» ситуации, к которым предстоит вернуться завтра (мысленно поместите их в фоторамку и удерживайте образ 3-5 секунд). Вместо ситуации можно «снять» лицо коллеги. По завершении очередной части рабочего дня вспоминайте «сфотографированную» ситуацию (лицо). В конце дня вспомните все ситуации и лица. Повторите это на другой день, и Вы не упустите важные задачи.

Упражнение 9. «Включать» приятные состояния. Мысленно воссоздайте позитивное состояние: успокоение, вдохновение, радость. Проанализируйте его мышечные компоненты: ощущение расслабленных мышц лица, шеи и груди, легкий тонус мышц живота. Воссоздайте также положение тела и ритм дыхания. Зафиксируйте весь комплекс этих ощущений. Впоследствии вновь войти в запомненное таким образом состояние будет гораздо проще.

Упражнение 10. Нарушать порядок. На рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило Вас обратить на них внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое Вы должны совершить в скором будущем.

Справка

Екатерина Васильева окончила Кубанский государственный университет по специальности «преподаватель физики». Обладатель 30 авторских свидетельств, автор 50 курсов (по развитию памяти, быстрому изучению иностранных языков, скорочтению), а также 20 книг, включая шесть бестселллеров. Владелец трех патентов РФ на изобретения: «Способ формирования навыка запоминания слов», «Алгоритм мышления на иностранных языках» и «Алгоритм абзаца» (формирование навыка быстрого чтения и запоминания).

Анна Давыдова
Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи

Дошкольное детство – особый период в развитии личности . В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима : мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти , несформированность рациональных приемов запоминания . В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития . Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная) . Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память . Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить …

На помощь могут прийти мнемотехнические приемы запоминания .

Мнемотехника - методы и приёмы , облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы.

Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами , улучшается память , включается ассоциативное мышление и, что касается детей , развивается речь .

Существует огромное количество мнемотехник , разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение, или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти .

Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами . Вот, например, мнемонемические фразы .

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги) . «Одеть Надежду, надеть одежду»

Ушинский, говорил : «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы , с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

Основные приемы мнемотехники

Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения .

Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.

Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.

Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.

При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.

Правила при работе с мнемотехникой

1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам .

2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4. Не использовать более двух мнемосхем в день , а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

1. Мнемостихи . Идея проста : на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование) . Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному.

2. Мнемоквадраты .

3. Мнемодорожки

4. Мнемотаблицы

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники , их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации) . Например : последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например : На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу) . Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев) . Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая) . После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты : музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания , фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы , детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая , осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память .

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи .

Старшая и подготовительная группа

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи , легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам , детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол» , в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники .

Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь . Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.

Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам , становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Литература :

1. Большой энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А. М. –М., 1997.

2. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек . // Логопед, 2009, №5.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6 т. -Т. 3.-М., 1983.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М. 2004.

5. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. - Москва-Воронеж, 2000.

6. Клацки Р. Память человека . Структуры и процессы. - М. ,1978.

7. Когнитивная психология /Р. Солсо – СПб.:Питер, 2006.

Под этой многообещающей шапкой собраны воедино различные рекомендации. Некоторые из них нацелены на общее укрепление памяти, некоторые - на прицельное запоминание определенного текста или определенных данных. Одни связаны с интеллектуальной работой над запоминаемой информацией, другие - с ее механическим зазубриванием, третьи - со всем вышеперечисленным вместе. Что-то потребует от вас потратить время на специальную предварительную подготовку рабочих "ассоциативных" рядов, что-то работает только при непосредственном прочтении или прослушивании материала. Общее у всех этих методов и приемов только одно: они позволяют значительно укрепить запоминание и усвоение какой бы то ни было информации. Надеемся, что студент, перед каждой сессией страдающий от невозможности запомнить огромный объем свалившихся на него фактов, цифр и концепций, не пробежит мимо этого раздела.

Механическое запоминание

При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить. Однако и это делать нужно с толком. Конечно, главное в зубрежке - повторение. Но какое? Ни в коем случае не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не "впечатается" в ваш мозг чисто фонетически. Вот тогда можете дополнительно осмыслить, это уже ничему не повредит. Духовенство раннего Средневековья таким образом - чисто фонетически - заучивало громадные тексты на непонятной ему самому по необразованности латыни.

Зазубривание идет лучше, если вы подберете музыкальную фразу или аккорд, на которые хорошо ложатся запоминаемые словосочетание или предложение. Если вы будете не проговаривать, а петь заучиваемое, оно "схватится" гораздо быстрее и будет сохраняться дольше. Кстати, один из секретов памяти сказителей, хранящих в мозгу невероятные по объему своды эпических песен, заключается в том, что это именно песни, а не голый текст: музыкальный ряд словно сам собой несет память от одного ассоциированного с определенным его фрагментом слова к другому, ассоциированному со следующим. Мотив же запомнить гораздо легче, чем аналогичную по информационному объему последовательность слов.

Улучшение запоминания при обычном чтении

"Повторение - мать учения" - вот квинтэссенция правил на этот счет. Повторять информацию надо сразу после ее прочтения (так как в противном случае именно на первое время после восприятия информации приходятся наибольшие ее потери). Пяти-шести повторений достаточно для того, чтобы материал засел в голове намертво (или хотя бы крепко). Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять. Например, если вы повторяете раздел учебника перед экзаменом и на подготовку вам дана неделя, то образцово-показательный режим повторений будет таким. Первый день - два повторения, второй - одно, третий - пропуск, четвертый - одно, пятый - шестой - пропуск, седьмой - одно или два. Пропуски требуются для подсознательного, т.е. наиболее прочного, освоения и усвоения материала.

Этот метод рассчитан на размеренное повторение информации, с которой вы хоть в каком-то, пусть самом общем виде уже знакомились на протяжении семестра. При авральной подготовке к экзамену, связанной с заучиванием совершенно неизвестной вам (в силу вашего недопустимого бездельничанья) информации, рекомендуется несколько иной режим: беглое повторение сразу после чтения, потом - через 20 мин, потом - через 8 и, наконец, через 24 ч. Эффект будет действовать после последнего повторения довольно сильно, но недолго - не больше одного-двух дней. Таким образом, эту технику надо применять только при скоростной подготовке к экзаменам, зачетам, коллоквиумам и пр.

Дополнительный совет: для облегчения запоминания пробегите сначала изучаемый текст целиком, уясните его общий смысл и самые общие внутренние взаимосвязи. Затем быстро разбейте его мысленно на соответствующие разделы или осознайте, как сделана разбивка в самом тексте, после чего возвращайтесь к началу и читайте детально и вдумчиво, теперь уже стараясь запомнить содержание "по разделам в их взаимосвязи" (кстати, такое возвращение повторением не считается). Эффект приема основан на том, что внутренне организованное большое целое воспринимается и запоминается гораздо легче, чем даже несколько мелких независимых друг от друга деталей: в сцепке одно подсознательно тянет за собой другое, вразбивку - нет. Поэтому с самим принципом логико-содержательной сцепки в данном тексте необходимо ознакомиться заранее, представить себе его как можно яснее (лучше даже в виде мысленной графической схемы) и дальше все читаемое воспринимать с учетом и через призму этой сцепки (например, мысленно размещая поступающую информацию по блокам, линиям и узлам указанной схемы).

Четырехступенчатый метод

Этот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.

Первая ступень - основные мысли. При первом чтении главы учебника или другой книги нацельтесь на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей.

Вторая ступень - внимательное чтение. Еще раз читаете главу, но теперь уже очень внимательно, "отлавливая" подробности, которые можно и необходимо привязать в виде ответвлений к основным мыслям. При этом мысленно повторяйте всю схему основных мыслей в их взаимосвязи.

Третья ступень - обзор. Снова обращаетесь к учебнику и не читаете, а просматриваете его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе предваряющие вопросы об этих связях, тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы. Такое обратное прохождение "схватит" информацию в вашем мозгу, как цемент.

Четвертая ступень - доводка. Отложив книгу, по памяти повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше - вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями.

Примечание 1. Последнюю стадию для надежности можно расчленить на две. На первой вы производите указанные действия с учебником под руками, после каждого крупного куска приостанавливаясь, заглядывая туда, в последний раз осваивая материал, автокорректируясь и вдумчиво и внимательно подстраивая пропущенный, но нужный материал в вашу систему знаний, как она сложилась (а после всего проделанного она сложилась с гарантией). Закончив эту процедуру, немедленно повторите все, как указано в описании стадии, без учебника.

Примечание 2. Как ни странно, очень многим помогает, если, проходя все вышеописанные ступени, они не сидят с учебником (или без него) за столом, а ходят с ним (или без него) по комнате, возможно кругами. Кстати, тем, кому это помогает, следовало бы употреблять этот прием независимо от метода запоминания материала.

Примечание 3. Если что-то не запомнилось, не огорчайтесь. Метод допускает проведение стольких повторений всего цикла или любого его этапа, сколько это необходимо.

Метод ключевых слов

Связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения им и доведения его использования до автоматизма (как и все мнемотехнические методы).

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно- два ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца - это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац - здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего. Ключевые слова - это маркеры смысла всей фразы и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста. Этот внутренний, или свернутый, рассказ вы и должны запомнить накрепко; поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. А при воспроизведении этого внутреннего рассказа (и минимальной, имеющейся почти у всех силе памяти) вы легко припомните и развернете все указанное изложение. Этапы работы по данному методу.

1. При чтении текста систематизируйте его содержание по разделам.

2. Выберите для каждого раздела главное ключевое слово, к нему пристегните отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию (с вашей точки зрения) фраз.

3. Очень важный этап! Немедленно несколько раз "прокрутите" связь: узел ключевых слов - весь соответствующий ему раздел - опять узел. Здесь можно даже заглядывать в учебник для автокорректировки.

Именно на этом этапе в вашем мозгу укореняется прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен вытягиваться вслед за ними.

4. Мысленно, а поначалу лучше письменно, составьте всю последовательность ключевых слов. Скорректируйте и осмыслите ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. определите и усвойте взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и наращивайте соответствующий взаимосвязанный сегмент за счет следующих ключевых слов, пока он не охватит всю последовательность). Повторяйте каждую отдельную взаимосвязь и всю цепочку взаимосвязей, пока не запомните твердо. Повторите, осмыслите и выучите эту последовательность как отдельное целое.

5. Сформулируйте вопрос к каждому ключевому слову, связывающий его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторите эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз - вместе со всей последовательностью, двигаясь от ее начала к концу.

6. Этап необязательный. В целях максимального закрепления материала проделайте то же самое в убыстренном и упрощенном виде, но от конца к началу.

Через несколько часов, прогоняя цепочку, разверните ее в текст и перескажите его. Для верности то же самое можете повторить на следующий день. Вот теперь, наконец, все.

Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти. Держите там только цепочку взаимосвязанных ключевых слов.

Метод требует довольно длительного и энергичного вживания, чтобы развернуться в полную силу. Но зато после соответствующего этапа действует он с эффективностью девяносто девять и девять в периоде.

Метод пространственного маркирования

Мнемотехническая составляющая увеличена. Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно "распихиваются" в отдельные части некоего зрительного образа (по углам зримо представляемого дома, в разных местах некой страны и т.д. - нужный образ отберете сами), и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним. Таким образом, этапы применения метода следующие.

1. Создаете "свое пространство". Оно должно быть и без того хорошо вам известно, образно и мысленно обжито, с ярко и зримо представляемыми маршрутами - от страны из любимого произведения в жанре фэнтэзи до собственного микрорайона.

2. Прокладываете по нему маршрут и запоминаете его.

3. Мысленно проходите маршрут, помещая в очередных пунктах «клады" - последовательные фрагменты текста или, что еще лучше, ключевые слова.

4. Пройдите маршрут несколько раз в прямом и обратном порядке, "обнаруживая", "подбирая" и вновь "ставя на место" смысловые единицы.

Теперь при необходимости "вспомнить все" мысленно становитесь в исходную точку маршрута и начинайте движение, последовательно выбирая из ваших "захоронок" размещенную информацию. Дополнительные ассоциации единиц информации с взаимосвязанными и яркими зрительными образами послужат надежным подспорьем вашей памяти.

Метод упорядоченных ассоциаций

Вот это чисто мнемотехнический прием. Мнемотехника, как известно, позволяет запоминать информацию, которая состоит из не связанных друг с другом или даже не имеющих осмысляемого значения элементов (и тем более любую другую информацию). Основана мнемотехника на ассоциациях. Проассоциировав фрагменты любой информации с членами и без того известного вам связного ряда и двигаясь затем вдоль этого ряда (или обращаясь к тем или иным его звеньям), вы автоматически будете припоминать и выхватывать ассоциативно связанные со звеньями ряда элементы информации, даже если сами по себе они никаких откликов у вас не вызвали. Алгоритм такого метода следующий.

На первом этапе, естественно, следует создать тот самый базовый ряд, со звеньями которого вы потом будете ассоциировать информацию. Ряд этот, может быть, каким угодно; важно только, чтобы и его элементы, и их последовательность были для вас естественны и очевидны и мгновенно представимы как по отдельности, так и вместе. Ниже мы опишем образец такого ряда, рекомендуемый в большинстве пособий по мнемотехнике. Но следует иметь в виду, что вы можете сами подобрать для себя более эффективные и не требующие (в отличие от типового) дополнительного заучивания индивидуальные образцы. Так, один известный историк-востоковед в качестве базового мнемотехнического ряда использовал список египетских фараонов.

Типовой базовый ряд, например, выглядит так: пишется ряд чисел от 1 до 100. Каждому числу соответствует слово по следующему правилу. Сначала вводится буквенный код для каждой цифры (0 = Н, 1 = К, 2 = = Л, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, т.е. каждая цифра, за исключением единицы и двойки, кодируется начальной буквой обозначающего ее слова). Затем каждому числу приписывается эквивалент - слово, звуковой скелет которого состоит из соответствующих цифрам звуков в соответствующем порядке. Например, 36 можно придать эквивалент "тушь" (3-Т) + (6-Ш) = ТШ. После этого вы дополнительно "прошиваете" словесный ряд последовательными ассоциациями и запоминаете их. Например, 1 у вас - Ока, 2 - лев, 3 - трос. Ассоциативный ряд, соответствующий начальному сегменту вашей 100-звенной цепи, может быть такой: из реки Оки выныривает лев, держа в пасти трос. Составив такой ряд ассоциаций, вы должны намертво запомнить все три колонки - цифр, слов и связывающих их картинок - в их последовательной и параллельной взаимосвязи. При этом цифры становятся просто номерами словесных образов и картинок, созданных на их основе, своего рода номерами кадров мультфильма.

Разумеется, чтобы составить и выучить такой список, надо попотеть. Вам придется периодически менять и выкидывать слова, чтобы образный ряд получился как можно более ярким, четким и безальтернативным. На всю эту работу уходит обычно несколько дней, а то и неделя. Но зато результат будет служить вам всю жизнь!

Теперь самое главное. Допустим, вам надлежит выучить N относительно слабо связанных друг с другом элементов информации (например, сто телефонных номеров), где N меньше либо равно 100. Каждый из этих элементов свяжите ассоциацией с одним из звеньев базового ряда. Ассоциации должны быть столь же яркими, как и внутри самого этого ряда. Для телефонов, например, едва ли найдется лучший способ, чем зримо представить себе номер написанным на соответствующем объекте как инвентарный, да еще связать цифры номера (переведенные в слова по уже известному вам алгоритму, так же, как в базовом ряду) с этим объектом словесными и зрительными ассоциациями по отдельности.

Если важна последовательность элементов (как в случае с телефонами, размещаемыми в алфавитном порядке имен владельцев), размещайте их по базовому ряду последовательно.

Отныне, если вам надо припомнить любой из N элементов, первым у вас в памяти всплывет "поплавок" - соответствующее звено базового ряда, - а затем он вытянет за собой и "рыбу" - весь нужный фрагмент информации, проассоциированный с ним. Если этого не произошло, не печальтесь, а быстро скользите вдоль базового ряда, отслеживая отходящие в сторону ассоциации, т.е. проверяя все "поплавки" подряд. Рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно (при небольшой тренировке 100-звенный ряд можно просмотреть за полминуты -- мысль штука быстрая), вы наткнетесь на искомый фрагмент.

Что же, однако, делать, если элементов информации больше 100? Вообще-то такого практически не бывает. Но если все же случилось, поступите просто: разделите эти N по любому осмысленному критерию на несколько списков, каждый из которых меньше 100, и каждым из них распорядитесь, как подсказывают вам совесть и настоящий раздел.

На чем основан описанный метод? (А именно он позволяет людям, наделенным так называемой чудо-памятью, воспроизводить чудовищные по объему ряды цифр, букв и т.п.) Очевидно, на том, что отсутствующая связь между элементами запоминаемого ряда искусственно подменяется отработанной заранее связью звеньев ряда базового, к каждому из которых пристегнут один из элементов искомого запоминаемого ряда. В нужную вам информацию как бы встраивается чужой скелет, которого ей самой недостает. Естественно, такой метод разумно применять только для бессистемной, хаотической, неорганизованной информации, наподобие того же списка телефонных номеров или статистических данных и списков царей. Если у информации есть собственный "скелет", зачем подменять его искусственным "новоделом"? В таком случае разумно применять предыдущие методы.

Приведем несколько случаев, где метод упорядоченных ассоциаций может быть применен.

Пусть на следующей неделе вас ожидает множество различных заданий. Составьте их список и свяжите в нужной вам последовательности со звеньями базового ряда. В жизни ничего не забудете без всяких записей в ежедневниках.

Фамилии и цифры (точнее, списки фамилий и цифр) можно запоминать так же, как описано выше.

Если надо запомнить как можно точнее беседу или лекцию "на слух", свяжите ее логические элементы со звеньями базового ряда.

Так же можно готовиться к экзамену, учитывая, что материал, подлежащий выучиванию, обычно не представляет собой единого внутренне взаимосвязанного целого, а распадается на отдельные логико-тематические блоки, поэтому и в данном случае вышеописанный метод может вас выручить.

Метод свободных ассоциаций

Слова в базовом списке - произвольно подобранные и цифровой ряд не используется. Объединяет их сочиненный вами на месте рассказ, переходящий от одного к другому (в этом рассказе они, стало быть, играют роль ключевых слов). Самое главное, чтобы этот рассказ был зримым, как видеофильм. Ну, допустим, первым словом списка у вас оказался пеликан, вторым -- крокодил. Тогда начало вашего "видеофильма", скорее всего, будет выглядеть так: пеликан кормит крокодила из своего подклювного мешка. Представив себе такую картинку, вы ее век не забудете.

Дальнейшее - как в предыдущем методе. Последовательно изучаемые вами фрагменты информации связываете с последовательными элементами вашего базового списка (кадрами "видеофильма"). Связываете опять-таки зрительными, хорошо запоминающимися ассоциациями. Теперь прогоняете весь ваш базовый "видеофильм", делая от каждого кадра по мостику только что придуманной ассоциации шаг в сторону к соответствующему фрагменту информации, ради которой вы все это затеяли. Повторите прогонку несколько раз. Схвачено!

При этом, чтобы "видеофильм" оказался наиболее запоминающимся и ярким, старайтесь учитывать при его мысленном создании следующие советы. Предметы надо как можно больше представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому "обычному" действию. Те же требования предъявляются к ассоциациям, связывающим фрагменты информации с кадрами вашего "видеофильма".

Прием "МЫСЛЕННЫХ КАРТИН"

Старайтесь любую информацию переводить в кодирующую ее схематически картинку, можно забавную. Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности). Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической (например, информационные блоки могут представляться в виде соединенных линиями геометрических фигур, помеченных соответствующими надписями и ярлычками). Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас. Связывайте картинки в большие грозди зрительными ассоциациями.

Чтобы применять прием эффективно, нужно научиться хорошо воображать себе картинки (если вы не умеете этого делать). Прекрасный способ тренировки - представлять себе бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать "мысленный мультфильм".

Запоминание чисел

Есть много мнемотехнических приемов запоминания цифр. Мы приведем самые, с нашей точки зрения, доступные. Если речь идет о датах и телефонах, то их надо заучивать наизусть методом прямой бесхитростной зубрежки, с возможным "положением на музыку". Если речь идет о других числах, старайтесь запоминать их по ассоциативному методу, памятуя сочинение Х.Л. Борхеса "Иринео Фунес, чудо памяти". Присвойте каждой цифре некий образ, запомните их (дело-то нехитрое, всего десять штук), и каждое число запоминайте как картинку, в которой в соответствующем порядке объединены общей ситуацией указанные образы. Проассоциируйте полученную картинку с тем, что измеряется данным числом, и дело в шляпе. Телефоны и даты так тоже можно запоминать.

При запоминании чисел широко применяются индивидуальные ассоциации с событиями и элементами вашей жизни, случайно оказавшимися связанными с теми же числами.

Запоминание имен

Рекомендуемый способ: только наизусть, "напевной" механической зубрежкой. С данным лицом надо ассоциировать не только имя, но и музыкальный аккорд, на который оно ложится. "Зубрить" имя надо, повторяя про себя и вслух, не менее 20 сек. "Гроздья" и ряды имен запоминаются проще, чем те же имена вразбивку, за счет эффекта сцепления.

Упражнение для развития слуховой памяти

По дороге старайтесь схватить на слух, удержать в голове и запомнить случайные отрывки чужих разговоров; старайтесь хранить в голове такое увеличивающееся в течение дня досье весь этот и следующий день. Вы убедитесь, что вскоре научитесь удерживать в памяти на редкость много не связанных по смыслу фраз одновременно.

Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.

Учите наизусть стихи и мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).

Потренируйтесь на лекциях, слушая и внимательно запоминая их. Раз уж судьба предоставила вам как студенту такую возможность, не пренебрегайте ею даром, а воспользуйтесь этим способом как тренажером.

Проговаривайте вслух прозаический текст как можно более сухого содержания и учите его. В первый день проговорите и выучите наизусть одну строчку, на другой - добавьте следующую и повторите обе, и так до больших объемов. Именно так, кстати, заучивали с голоса тексты эпические певцы. Вот и для вас самое важное здесь - учить именно с собственного голоса, а не с текста. Для этого достаточно сконцентрировать внимание на том, что вы слышите, а не на том, что видите. В крайнем случае, можно попросить кого-нибудь ежедневно читать вам по строке.

Упражнения для развития зрительной памяти

Совсем очевидное дело: разглядывайте картинки и тренируйтесь, запоминая и воспроизводя их мысленно с последующей автокорректировкой и идя при этом от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания - к мгновенному взгляду и от неточного воспроизведения - к точному.

В качестве таких картинок используйте изображения, знание которых вам пригодится независимо от тренировок: схемы устройств, предметы искусства, географические карты и т.д.

Помните, что зрительная память очень важна для восприятия любой информации: часто мы помним нужный нам смысл только потому, что нам зримо представляется та страница, тот ее угол и те печатные или рукописные строчки, коими этот смысл был запечатлен.

Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны). Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

Замечали ли вы когда-нибудь особенности работы нашей с вами памяти. Порой мы совершенно ясно помним то, что было в глубоком детстве до мельчайший подробностей, при этом никак разберемся в мыслях вчерашнего дня. А объяснить этот парадокс, по всей видимости, легко. Зачастую с некоторыми воспоминаниями связаны какие-либо из ярких событий или впечатлений, возможно, достаточно запоминающееся состояние, а возможно, на это совсем другие причины. А рутинные занятия слишком расконцентрируют наше внимание и погружают нас в множество параллельных мыслей, большинство дел, согласитесь, мы делаем на автомате, при этом забываем важную информацию и даже теряем значимые вещи. Для того, чтобы этого не случалось, своей головой нужно уметь управлять!

И начать все-таки следует с управления памятью. Ведь согласитесь, иметь в своей голове жесткий диск очень удобно! Открыл нужную папку, распаковал информацию, и готово. Доказано, что людей с плохой памятью не существует. Просто под влиянием некоторых событий мы перестаем работать над собой. Возрастные заболевания, конечно же, это другая категория отклонений.

При этом не нужно изобретать велосипед. Для тренировки памяти уже изобрели комплекс некоторых приемов, помогающий запоминать информацию определенного типа. И назвали это мнемотехникой. Применять такую практику могут все для развития собственных способностей и, в конце концов, для укрепления здоровья. Ведь все в нашем организме имеет свойство атрофироваться, в том числе и память. А особенно полезным упражнения мнемотехникой придутся школьникам и студентам, представителям деловых кругов, ораторам, специализация которых включает обязательный курс мнемотехники. В общем, знание это полезно во всех отношениях, так что приступим к изучению.

Приемы запоминания


Основополагающим принципом такого запоминания, как мнемотехника является привязка объекта для запоминания к ассоциациям, к понятиям, воспринимающимся на глаз, на слух или на ощущения. Поэтому вариаций на тему, «как запомнить» может быть великое множество, а также практиков, предлагающих именно свой действенный метод. Соединив их воедино можно выделить следующие приемы запоминания:

Присвоение букв определенным значениям цифр. И даже формирование слов и выражений из буквенного кода при больших значениях цифр или для лучшего усвоения информации. Такой способ считается самым распространенным.

Приведемпример : Самым элементарным, что можно придумать это присвоение первой буквы названия цифры к самому числовому значению. 1- один – «О»; 2 – два – «Д»; 3 – три – «Т» и так далее.

При необходимости зафиксировать, к примеру, телефонный номер уже можно присваивать цифровым сочетаниям значения.Примером пусть будет число 860172. Для того чтобы облегчить задачу разобьем данное значение на три более мелких – «86», «01» и «72». И так первое значение – восемьдесят шесть – составим слова по первым буквам цифры. А именно «В» и «Ш». Первое, что приходит в голову слово – «ваша». Далее – ноль один. Ноль он же зеро, один он же раз – «З» и «Р» могут образовать слова «зоря». И последнее значение – семьдесят два – «С» и «Д» = «среда». Можно получить следующее предложение – «ваша зоря будет в среду», где «будет» можно употребить, как связующее. Если вы боитесь, что будете путаться, тогда можно придумать еще, что-нибудь – лишь бы хорошо запоминалось. Такие предложения возможно и смысл то имеют витиеватый, но откладываются в памяти.

Также в работе с числами применяютметод вешалок, когда каждому из чисел присваивают – вешают значение, слагая целую историю в двух словах. Например, число «817» можно представить в виде истории жизни одного из родственников. Почему? Если среди ваших близких или знакомых есть люди, достигшие восьмидесятилетнего возраста, то присвоим первое число «8» именно этому человеку. Цифру «17» и разбивать не надо – прекрасный юный возраст, о котором обычно воспевают: «Где мои семнадцать лет на Большой Каретной?». В результате у вас получится пройденная история жизни того или иного человека.

Образные цифры – этот метод также можно отнести к словам вешалкам. Только в данном случае цифре навешиваем ассоциативный образ. Например, число «2» можно ассоциировать с лебедем, потому что красиво выведенная двойка очень похожа на эту птицу, а число «5» - со школьными успехами, ладонью (по количеству пальцев) и так далее.

По тому же принципу основанметод О"Брайена , но в его случае числам присваиваются образы известных людей. Например, числу 7 можно присвоить знаменитое имя Майи Плисецкой – некогда прославленной балерины. А числу 3 – образ одной из трех вокалисток когдатошнего состава «ВиаГра» - Веры Брежневой. В результате значение «73» или «37» можно визуализировать, как Веру Брежневу в балетной пачке! Необычно, зато запоминается.

Некоторые из чисел можно запоминать, объединяя их значения с похожими или точными датами в истории.

Еще одним из способов можно назвать практической шифровкой. К числу присваивать слово с таким же количеством букв в его содержании. Например, 4 – н-а-ш-а, 5 - к-о-ш-к-а, 8 – м-у-р-л-ы-к-а-е-т. И того – «458».

Не потеряв из виду человека…


Есть также и еще одна прореха нашей памяти – плохое восприятиеновых имен и лиц . Для этого,во-первых , можно ассоциировать человека с тем, что он о себе рассказывает, с его привычками и прочими отличительными чертами. Например, манерой одеваться.

Во-вторых – совершенно вылетающее из головы имя можно связать с уже известным артистом или певцом или другим деятелем, имеющим точно такое же.

Третий способ – модифицировать имя нового знакомого. Например, «Михаил» - Миша, Миха, Михей и так далее. Если при знакомстве повторить разные интерпретации и ассоциации данного имени, возможно одно из них все-таки всплывет в вашей памяти.

Четвертым и довольно действенным способом является представление написания имени. Четко представьте себе написанное имя человека и при воспоминании о нем вы вспомните и то, чем занимались при первой встрече – представляли его имя написанным.

С фамилией, наверное, будет сложнее. Хотя если представить ее в виде ассоциированных образов, то это значительно упростит вашу задачу. К примеру, фамилия «Гордиенко» - во-первых такую фамилию носил известный казачий гетман, во-вторых ее можно ассоциировать со словом «гордость».

Полиглот

И еще один совет для тех, кто изучает иностранные языки. Довольно действенный способ для школьников. Ассоциации иностранного слова по похожему происхождению отечественного. Например, mother – мама. Похоже, как по значению, так и по произношению. Book (книга) – для современных-то детей – ноутбук, что в переводе с английского и есть книга – книга-компьютер, или с отечественным бук – буг – дерево.

А еще проще представлять себе значение слова визуально, тогда и перевод вспоминается легче. Teacher (учитель) – колоритный образ, который обязательно найдет в вашей памяти известную ассоциацию. Или pen (ручка) – легко ведь представить.

И последний совет тренироваться. Память постоянно нужно тренировать иначе она имеет свойство быстро расслабляться. Какой для этого способ выберите вы – дело, как говорится, сугубо личное. Лишь способ был действенным и помогал справиться с излишней забывчивостью!