Флористика        06.03.2020   

Тематическое планирование духовно нравственного воспитания подготовительной группы. Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы. Наименование разделов и тем

Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу».

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. Беседа «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. Беседа «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. Занятие «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

3. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

4. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

5. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

4. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

5. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

2. День памяти «9 мая – День Победы» (возложение цветов к памятнику)

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

План по нравственному воспитанию

Тема, цель занятия

Материал

Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми

сентябрь

Тема: Достопримечательности моего

города.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей

о родном городе, его

достопримечательностях, о героях

города. Воспитывать гордость за

город, в котором живешь.

Рисунки.

Фотографии зданий.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Мой город».

Экскурсии по городу.

Экскурсия в музей Нечитайло.

Организация выставки совместных рисунков родителей и детей на тему:

«Мой город», «Сальск сегодня и вчера».

Д/И «Кто живет в краю родном».

Фотографирование социально – значимых объектов и административных

Зданий.

Составление макета «Главная улица нашего города».

Д/И «Что было бы, если бы? »

октябрь

Тема: Дом, в котором я живу.

Цель: Обобщить, систематизировать знания

о различных видах жилья человека;

развивать речь; расширять знания по

теме «Семья»; закрепить понятия о

родственных отношениях в семье.

Воспитывать уважение к старшим.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Семья».

Литературные произведения по

данной теме,

Диск с мультфильмами.

Д/И «Семья».

Строительная игра «Дом для кукл».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Д/И «Как мы помогаем родным».

Чтение литературных произведений В. Осеева «Хорошее».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Просмотр мультфильмов «НЕ послушный медвежонок», «Мама для мамонтенка».

Ноябрь

Тема: Наша страна Россия.

Цель: Закрепить знание детей о символике

страны: флаг, герб, гимн. Воспитывать

у детей интерес к истории своей страны,

чувство любви и гордости за свою страну.

Карта мира.

Глобус.

Стилизованная карта России.

Фотографии предметов одежды

людей разных национальностей.

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных

Национальностей.

Д/И «Русский костюм».

Рассматривание карты мира и глобуса.

Чтения стихотворений, пословиц и поговорок о родине.

Игра – путешествие по стилизованной карте «Россия – необъятная страна».

декабрь

Тема: Культура народов нашего города.

Цель: Сформировать представление о

культуре народов населяющих наш

город. Воспитывать уважение к

традициям культуре и обычаям

народов нашего города.

Фотографии национальных

костюмов.

Диск с песнями.

П/И народов нашего города.

Рассматривание фотографий национальных костюмов народов нашего города.

Беседа «Национальные праздники».

Просмотр презентации «Национальные блюда народов нашего города».

Слушание песен разных национальностей живущих в г. Сальске.

Организация выставки рисунков на тему «Народы нашего города».

январь

Тема: Законы, по которым мы живем.

Цель: Уточнить знание детей о гражданских

правах. Развивать правовое

мировоззрение и нравственные

представления. Воспитывать чувства

уважения к другим видам.

Конституция РФ.

Анкета.

Оформление альбома «Ты имеешь право».

Детско – родительская викторина «Поговорим о наших правах».

Беседа о Конституции РФ.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения

Чиполлино» (о справедливости сказочного государства).

февраль

Тема: Что такое героизм?

Цель: Формировать представление о героизме.

Воспитывать у детей положительное,

действенное отношение к воинам,

которое выражалось бы в стремлении

быть похожими на них. Уточнять и

расширять представления о защитниках

страны.

Фотографии земляков – героев,

памятников.

Диск музыкальных

произведений на тему «Песни

военных лет».

Рассматривание фото земляков – героев, памятников.

Чтение рассказов, стихотворений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

В. Сосюра «Советская Армия», Л, Барбас «Имя героя».

Слушание музыкальных произведений военных лет.

Выставка «Военной техники».

Посещение воинской части города Сальска.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города

Берет», «Тот герой, кто за родину горой» и другие.

март

Тема: Славные женщины.

Цель: Воспитывать доброе, чуткое отношение

к маме, женщине, девочке.

Музыкальные произведения

по данной теме.

Фотографии мам, бабушек.

Оформление альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Рассматривание фото мам, бабушек.

Беседа «Наши славные женщины».

Прослушивание музыкального произведения Прокофьева «Мама».

Составление рассказа из опыта «Что делает мама».

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Игровое упражнение «Мама расстроилась, утешь ее».

Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее накроет стол».

Аппликация «Букет для мамы».

апрель

Тема: Земля на которой мы живем.

Цель: Формировать любовь к родному краю,

к миру, в котором живем.

Карты – схемы.

Д/И «Сохраним чистую воду на Земле».

Развивающая игра «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы) .

Загадывание загадок о крае в котором мы живем.

«Сейчас узнаем» - познавательный вечер посвященный Дню защите Земли.

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что… »

Беседа «Степь да степь кругом».

Рисование «Степные просторы».

май

Тема: Новенький (скоро в школу) .

Цель: Подготовить детей к переходу в

новый коллектив, по упражнять в

различных формах знакомств.

Предметы – заместители для

сюжетно – ролевых игр.

Фотографии детей разных

лет.

С/Р «Школа».

Д/И «Что лишнее? »

Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.

Выставка фото детей разных лет, детских работ и т. д.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Чтение пословиц о дружбе.

С/Р игра «Как побороть страх».

Сочинение для родителей «Мой ребенок ученик».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка –

детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск. »

Перспективный план работы

по нравственно – патриотическому воспитанию

группы общеразвивающей направленности

(6 – 7 лет)

Гайворонская О. Н.

воспитатель

первой категории

г. Сальск,

2014г.

Средняя группа

Сентябрь.

Тема: «Здравствуйте, это я!».

Цель: формировать у детей элементарные правила поведения, этику общения и приветствия; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Задачи: побуждать детей быть приветливыми при общении в д/саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова», раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.

  1. Дид.игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?».
  2. Игровая ситуация «Учимся правильно разговаривать».
  3. Занятие «Будь всегда вежлив».
  4. Игровой этюд «Скажи соседу доброе слово».
  5. Беседа «Что значит быть вежливым?».

Тема: «Наша дружная семья».

Цель: формировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

  1. Беседа «Что такое семья».
  2. Знакомство с пословицами и поговорками о семье и родном доме.
  3. Занятие «Кто мы в нашей семье?».
  4. Дид.игра «Как нас можно назвать по-другому?».
  5. С/ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».
  6. Худ.-творческая деятельность: рисование «Мама, папа и я- дружная семья».

Тема: «Дружба».

Цель: формировать представления о дружбе, друге.

Задачи: развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать друзей, сочувствовать им; учить находить себе друзей; анализировать ситуацию и находить выход из нее, приемлемый для всех.

  1. Беседы: «Ссора», «Как помириться?».
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Занятие «Мы не будем ссориться».
  4. Беседа «Дружба начинается с улыбки».
  5. Игровые ситуации: «Не забывай о друге», «Помоги другу», «Как развеселить друга».
  6. Худ. - творческая деятельность: аппликация «Открытка для друга».
  7. Дид. игра «Найди друзей».

Тема: «Доставляй людям радость добрыми делами».

Цель: воспитание заботливого отношения к окружающим людям.

Задачи: закреплять понятие «доброта, добрый, милосердный», развивать эмпатию (вчуствование во внутренний мир другого человека) , чувствовать отзывчивость, внимание, формировать культуру общения; желание совершать добрые дела и поступки.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Игровая ситуация: «Я выполню поручение», «За что бы я сегодня себя похвалил?», «Как бы ты поступил?».
  3. Занятие «Наши добрые поступки».
  4. Дид. игра «Хорошо-плохо».
  5. Худ. - творческая деятельность: лепка «Поможем лесным зверюшкам».

Тема: «Сказочные персонажи».

Цель: помочь детям усвоить понятие «добро» и «зло», учить различать их.

Задачи: учить детей анализировать поступки на примере сказочных персонажей; закреплять понятия доброты, зла на конкретных примерах; учить определять эмоции по условным графическим изображениям; воспитывать у детей желание быть добрым, помогать окружающим.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Игровые ситуации: «Красная шапочка», «Подарки от Деда Мороза».
  3. Занятие «Путешествие к Незнайке».
  4. Худ. - творческая деятельность: рисование «Мой любимый сказочный герой».
  5. Беседы: «Почему я не люблю Бабу Ягу?».
  6. Настольный театр. (показ детям знакомых сказок).

Тема: «Папа, дедушка- солдаты».

Цель: дать доступные детскому пониманию представления государственных праздниках, о труде военных.

Задачи: познакомить детей с государственным праздником «День защитника Отечества»; формировать понятия «военный, воздушный, сухопутный и морской транспорт»; дифференцировать профессии по родам воск; приобщать детей к русской праздничной культуре. Воспитывать доброе отношение к своему дедушке, папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что дедушка и папа служили в армии и защищали наше Отечество и нас.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «хочу быть похожим на папу», «Кто защищает нашу Родину?».
  3. Занятие «Я бы в летчики пошел».
  4. Развлечение «День защитника Отечества».
  5. Дид. игра «Что нужно пограничнику?».
  6. Дид. игра «Как наши деды этот мир отстояли?».
  7. Худ. - творческая деятельность: рисование «Летят самолеты, сквозь облака»; аппликация «Праздничная открытка для папы».
  8. С/ролевые игры «Пограничники».
  9. Игровое упражнение «Кто дедушка моему папе?».

Тема: «Моя мама лучше всех».

Цель: углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.

Задачи: продолжать формировать у детей представление о семье, умение называть членов семьи; дифференцировать понятие: мама моей мамы. Побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным людям. Воспитывать чувство благодарности за ее заботу об окружающих ее людях.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «Хочу быть похожей на маму», «Чем можно порадовать маму?».
  3. С/ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья».
  4. Занятие «Моя мама лучше всех».
  5. Игровые ситуации: «Помогу маме приготовить обед», «Выбираем подарки для мамы».
  6. Худ. - творческая деятельность: аппликация «Цветы для мамы»,; рисование «Портрет моей мамы».
  7. Д.игры: «Какая моя мама?».
  8. Развлечение «Мамин праздник».

Тема: «Эмоциональное состояние детей и взрослых.

Цель: способствовать совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер, дошкольников, развивать нравственные мотивы поведения.

Задачи: развивать мышление и эмоционально-волевые процессы; помочь детям почувствовать и научиться понимать эмоции; анализировать поступки героев, находить творческие решения; формировать с помощью игры моральные представления.

  1. Занятие «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Беседы: «Что чувствует твой друг», «Настроение», «Каким я себя вижу».
  4. Игровые ситуации: «Я дарю тебе улыбку», «Радостная встреча», «Кто веселый, грустный, сердитый».
  5. Рассматривание фотографий, рисунков с различными изображениями эмоционального состояния человека.
  6. Дид.игры. «Хорошо-плохо», «Веселый- грустный».

Тема: «Я никого не обижаю и всем помогаю».

Цель: формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами.

Задачи: формировать привычку откликаться на просьбу родных, друзей и знакомых; учить защищать слабых, выражать сочувствие, выражать стремление помогать им, радовать их, не огорчать.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «Почему нужно помогать малышам и защищать их», «Сила не право», «Как мы заботимся о своих близких».
  3. Игровые ситуации: «Кто поможет девочкам?», «Как бы ты поступил?», «Письма доброго сказочника».
  4. Беседа «Когда я вырасту».
  5. Занятие «Если добрый ты».

План работы по духовно нравственному воспитанию на 2016-2017 учебный год с воспитанниками подготовительной группы МБДОУ «Детский сад№4» г.Вилючинск разработан в соответствии с требованиями:

· Федерального закона от 21.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании В Российской Федерации»»

· Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2016г.;

· Парциальной программы О.М. Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», включенной в основную общеобразовательную программу ДОУ;

Структура плана формируется на основании приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое развитие), и учитывает духовно-нравственные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также ориентирована на возможности педагогов подготовительной группы.

Построение воспитательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы учитывает контингент воспитанников, оснащенность дошкольного учреждения, культурные и региональные особенности, а также опыт и творческий подход педагога.

В план включены шесть направлений, обеспечивающих духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое, физическое и трудовое воспитание детей:

1. «Азбука поведения»

2. «У истоков родной культуры»

3. «Воспитать человека»

4. «Поговорим об этике»

5. «Моя семья»

6. «Россия - родина моя»

В соответствии с планом духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитательные моменты планируются как в первую, так и во вторую половину дня и включают в себя: непосредственную образовательную деятельность детей, ситуативные беседы, наблюдения и познавательную деятельность во время прогулок, музыкальные и спортивные развлечения, утренники, участие в конкурсах различных уровней и направлений. При этом мероприятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируются в первую половину дня. Продолжительность мероприятий соответствует санитарным нормам.

План позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»,

В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать « духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель:

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать первые представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре, о семье;
  • Формировать духовно-нравственные качества;
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства;
  • Воспитывать любовь к родной природе.
  • Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности, творчеству;
  • Воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
  • Возродить традиции семейного воспитания.

Подходы воспитательной системы

  • содержательный компонент - овладение детьми,доступных возрасту,объёмов представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

  • принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
  • принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
  • принцип систематичности , последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
  • принцип результативности . Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
  • принцип развития самоценных форм активност и. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Направления воспитательной работы:

  1. «Азбука поведения»
  2. «У истоков родной культуры»
  3. «Воспитать человека»
  4. «Поговорим об этике»
  5. «Моя семья»
  6. «Россия - родина моя»

Здесь образовательный процесс строится с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

  • беседы (с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо),
  • чтение и анализ художественных произведений (Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.),
  • игры (дидактические, коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые).

Взаимодействие с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • посещения педагогом семей своих воспитанников;
  • дни открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов)
  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей, стремления его к добру.

Направления работы:

Методические приемы

Сентябрь

«Азбука поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

«Что летом родится, - зимой пригодится».

«Восенушка - осень – сноп последний косим». «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина.

«Воспитать человека»

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный»,

Л. Толстой «Два товарища».

«Поговорим об этике»

Дружба, товарищество.

«Моя семья»

Моя семья.

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Россия - родина моя»

Моя улица, домашний адрес.

Презентация Экскурсия по улицам.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

Октябрь

«Азбука поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Поселок Рыбачий – моя малая Родина»

«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

Рассказ воспитателя об истории поселка. Просмотр и осуждение презентации «Моя малая Родина

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Совместный с родителями «Праздник урожая»

«Воспитать человека»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Поговорим об этике»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

Приложение 1

«Моя семья»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Россия - родина моя»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

Памятник памяти гибели подводной лодки Л-16

Экскурсия в СОК «Океан» и Ледовый дворец

Ноябрь

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Виртуальная экскурсия по памятным местам поселка «Почему так названы улицы?»

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Воспитать человека»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

«Формирование положительных привычек, здорового образа жизни»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

Участие в Акции:

«Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Приложение 2

«Поговорим об этике»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Моя семья»

«Моя родословная».

День матери

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Праздник-сюрприз для мам. Изготовление подарков «Цветы настроения»

Приложение 3

«Россия - родина моя»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Декабрь

«Азбука поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Готовимся к Рождеству

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Разучивание калядок

Мастер-класс для мам и детей по изготовлению рождественских украшений.

«Воспитать человека»»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

Участие во всероссийской акции «Покорми птиц» изготовление кормушек и открытие птичьих столовых

Приложение 4

«Поговорим об этике»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Моя семья»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

Проект «Герб моей семьи»

Приложение 5

«Россия - родина моя»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

Январь

«Азбука поведения»

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

«Воспитать человека»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Поговорим об этике»

«Скромность- положительная черта характера».

«Моя семья»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Россия - родина моя»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

Февраль

«Азбука поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Культура поведения на природе

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Творческо-исследовательский проект «Берегите природу»

Конкурс «Зеленая планета»

Приложение 6

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Совместно с родителями Праздник «Проводы зимы»

Приложение 7

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

«Поговорим об этике»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Моя семья»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

Акция «Посылка другу в Армию»

«Россия - родина моя»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

Праздник совместно с родителями и военнослужащими «День защитника Отечества»

Приложение 8

Продуктивная деятельность

Изготовление подарков папам

Приложение 9

Март

«Азбука поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Воспитать человека»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Поговорим об этике»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Россия - родина моя»

«Международный женский день»

День подводника

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику «Мамин день».

Продуктивная деятельность:

подарки мамам и бабушкам

Мастер-класс для детей «Готовим винегрет и печенье для мам и бабушек»

Приложение 10

Праздничный концерт ко Дню подводника

Приложение 11

Апрель.

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

«Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Проект «Моя пасха»

Приложение 12

«Воспитать человека»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Поговорим об этике»

«Справедливость».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Россия - родина моя»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

Май.

«Азбука поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Камчатского края.

Экологические акции: «Наш город должен быть чистым», «Памятка выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Поговорим об этике»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Моя семья»

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Приложение 13

«Россия - родина моя»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад»

Участие в праздновании годовщины со Дня Победы. Возложение цветов к мемориалу «Л-16» (Дети и родители)

Приложение 14

Список используемой литературы:

  1. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2013.
  2. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2 изд., испр. и доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2014
  7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2016