Необычные растения        11.10.2019   

Тестопластика подготовительная группа. Конспект занятия по тестопластике в детском саду. «Что выросло на огороде»

Пояснительная записка.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, т.к. развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Занятия по лепке способствуют развитию «ручной умелости» для поступления ребенка в школу.

Актуальность . Зачем современному ребёнку лепка? Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

    Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

    Синхронизируют работу обеих рук;

    Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

    Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

    А также способствуют формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба.

Преимущества соленого теста

    Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

    Легко омывается и не оставляет следов;

    Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!

    Если оно правильно размешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

    Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе;

    Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически неограниченные;

    Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохраняется на века;

    С готовым тестом можно играть без боязни, что оно потеряет форму.

Цели и задачи

Цели:

1) образовательные:

    расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

    освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.

2) развивающие:

    развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.

    раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

    воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество

    информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию ценностно-ориентационная компетентность декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам

    регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми

    коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

    культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

1) образовательные:

    формирование представлений о народных промыслах

    ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура

    овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов

    формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

    обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста

    овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) развивающие:

    развитие интереса к изучению народных промыслов

    повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ

    активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями

    формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

    развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

    развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

    воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам

    соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности

    активное участие в ярмарках-распродажах, выставках

    стремление к поиску, самостоятельности

    понимание необходимости качественного выполнения образа

    конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера

    приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре

    самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптуры.

Принципы

    Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

    Принцип обогащения сенсорного опыта.

    Последовательности и систематичности.

    Личностно-ориентированный подход.

    Культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

    Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

    Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Технологии

    Игровое обучение

    Педагогика сотрудничества

Методы

    Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

    Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

    Практический

Средства

    соленое тесто

    стеки

    доски

    кисти

    краска, гуашь

    шаблоны

    формочки для теста

    шелковые ленточки, кружева, бусинки

    магнитные полоски

Используемые приемы лепки:

    Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

    Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

    Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

    Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Что должен уметь ребенок на конец года

2 младшая группа:

    отделять от большого куска небольшие комочки

    раскатывать комок теста прямыми движениями;

    раскатывать комок теста круговыми движениями;

    сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

    соединять концы;

    сплющивать между ладонями комок теста;

    соединять 2-3 знакомые формы;

    защипывание краев формы кончиками пальцев.

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Цель занятия

Оборудование

Образец для исполнения

Октябрь

"Я пеку, пеку..."

(колобок)

Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста, со свойствами соленого теста.

Показать приём изготовления изделия из теста.

Тесто солёное цветное, иллюстрации изделий, салфетки, дощечки индивидуальные.

2, 3

Лукошко.

Продолжать знакомство с техникой тестопластики.

Учить детей скатывать тесто в круглую и продолговатую форму.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации, цветной картон, дощечки индивидуальные.

Ватрушка.

Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления лепешки из теста. Научить придавать заданную форму.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных изделий - ватрушки, салфетки, дощечки индивидуальные

Ноябрь

Калачи для бабушки.

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных - калачи, салфетки, дощечки индивидуальные, мак или кунжут.

Фрукты в тарелочке.

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное цветное, иллюстрации, салфетки, дощечки индивидуальные.

Гусеница.

Тесто соленое цветное, иллюстрации, картон цветной, дощечки индивидуальные.

Плюшки-завитушки.

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук.

Тесто соленое, мак пищевой, иллюстрации, салфетки, дощечки индивидуальные.

Декабрь

Украсим тарелочку.

Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, бисер, высушенные арбузные семена, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные

Снежинка.

Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания и вырезания деталей из теста.

Картон зеленого цвета, тесто солёное цветное, формочки для печенья, атласные ленты, бисер, пайетки, салфетки, дощечки индивидуальные

Снеговик.

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме.

Тесто соленое цветное, иллюстрации, бисер, цветной картон, дощечки индивидуальные.

Елочка.

Научить

передавать задуманную идею, раскрыть

творческую фантазию детей в

процессе работы, научить видеть конечный результат

задуманной работы.

Тесто соленое цветное, иллюстрации, бисер, пайетки, атласные ленты, картон цветной, дощечки индивидуальные.

Январь

Рождественские украшения.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя различные элементы для украшения, развивать цветовосприятие.

Тесто солёное голубое, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, бисер, пайетки.

Медальоны.

Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность.

Тесто солёное цветное, ленты атласные, дощечки индивидуальные, трубочки для сока, пуговицы, бисер.

Грибочки.

проявления творческих

способностей детей, научить

выполнении изделия, раскрыть

творческую фантазию детей в

пальцев рук, научить видеть

конечный результат.

Тесто соленое цветное, картон с изображением травы, дощечки индивидуальные.

Цветик-семицветик.

Научить использовать тесто для

проявления творческих

способностей детей, научить

передавать задуманную идею при

выполнении изделия, раскрыть

творческую фантазию детей в

процессе лепки, развить гибкость

пальцев рук, научить видеть

конечный результат задуманной

работы.

Тесто соленое цветное, иллюстрации, салфетки, дощечки индивидуальные, зубочистки.

Февраль

Пирог.

Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное цветное, салфетки, дощечки индивидуальные, бисер, сухой горох, высушенные арбузные семена.

Подсолнух.

Закрепить технические навыки и приемы лепки из теста. Лепить из частей, делить кусок на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Тесто солёное цветное, семена подсолнечные, салфетки, дощечки индивидуальные, стек.

Подарок папе.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное цветное, фасоль красная, арбузные семена, салфетки, дощечки индивидуальные.

Ягода-малина.

выдерживать соотношение

составлении рассказа о своей

поделке.

Тесто солёное цветное, иллюстрации, зубочистки, дощечки индивидуальные.

Март

Подарок маме.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное цветное, салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, бисер, пайетки, ленточки.

Чудо-дерево.

Закрепить технические навыки и

приемы лепки из теста. Лепить

из частей, делить кусок на части,

выдерживать соотношение

пропорций по величине, плотно

соединяя их. Развивать мелкую

моторику. Развивать творческое

воображение, связную речь при

составлении рассказа о своей

поделке.

Тесто солёное цветное, иллюстрации, картон, дощечки индивидуальные, стек.

Рыбки.

интерес к природе.

создавая изображение в

полуобъёме. Развивать мелкую

моторику. Развивать

творческое воображение, связную

речь при составлении рассказа о

своей поделке.

Тесто солёное цветное, иллюстрации, салфетки, дощечки индивидуальные, бисер.

Черепаха.

Развивать у детей познавательный

интерес к природе.

Совершенствовать умения детей

расплющивать, сплющивать тесто,

создавая изображение в

полуобъёме. Развивать мелкую

моторику. Развивать творческое

воображение, связную речь при

составлении рассказа о своей

поделке.

Апрель

Ромашка.

Учить создавать композицию из

отдельных деталей; использовать

знания и представления об

особенностях внешнего вида

растений; закреплять навыки,

полученные на занятиях по лепке;

развивать эстетическое восприятие;

воспитывать любовь к природе,

желание передать ее красоту в своем творчестве.

Тесто солёное цветное, иллюстрации, картон цветной, дощечки индивидуальные.

Расцвели в саду цветочки…

(коллективная)

Познакомить детей с изготовлением цветка из теста, развивать навык создания композиции из

отдельных деталей. Закрепить умение украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное цветное, картон цветной, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

Улитка.

Развивать у детей познавательный

интерес к природе. Совершенствовать умения детей скатывать тесто,

создавая изображение в

полуобъёме.

Тесто солёное цветное, иллюстрации, салфетки, бисер, зубочистки, дощечки индивидуальные.

Божья коровка.

Развивать у детей познавательный

интерес к природе.

Совершенствовать умения детей

расплющивать, сплющивать тесто

создавая изображение в

полуобъёме. Развивать мелкую

моторику. Развивать творческое

воображение, связную речь при

составлении рассказа о своей

поделке.

Тесто солёное, цветное, иллюстрации, картон цветной, дощечки индивидуальные.

Май

Гроздь винограда.

Закрепление технических навыков и

приемов лепки из теста. Лепить

из частей, деление куска на части,

выдерживать соотношение

пропорций по величине, плотно

соединяя их. Развивать мелкую

моторику. Развивать творческое мышление.

Тесто солёное, цветное, салфетки, дощечки индивидуальные, иллюстрации.

Кошечки

Развивать у детей познавательный

интерес к природе. Совершенствовать умения детей скатывать и расплющивать тесто,

создавая изображение в

полуобъёме.

Стрекоза

Развивать у детей познавательный

интерес к природе. Совершенствовать умения детей скатывать и расплющивать тесто, лепить

из частей, делить кусок на части,

выдерживать соотношение

пропорций по величине, плотно

соединяя их. Развивать мелкую

моторику, создавая изображение в

полуобъёме.

Тесто солёное, цветное, салфетки, дощечки индивидуальные, иллюстрации, бисер.

По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

Тесто солёное, цветное, салфетки, дощечки индивидуальные, печатки-пробки, зубочистки.

Список литературы

    Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки из солёного теста». ООО «Издательство Оникс»,2011г.

    Зайцев В.Б. « Игрушки из солёного теста». ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2011г.

    Кискальт Изольда «Солёное тесто: увлекательное моделирование». – Профиздат, 2002.

    Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

    Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

    Лаптева Т.Е. «Соленое тесто. Оригинальные идеи для весёлого творчества». ООО «Издательство «Эксмо», Москва 2010г.

    Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

    Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

    Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16

«Ласточка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по тестопластике

«Тили-тили-тесто»

(1 год обучения)

Воспитатель:

г. Нижневартовск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по тестопластике

«Тили-тили-тесто»

МБДОУ ДСКВ 16 « Ласточка »

Воспитатели:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы , нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.
Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.
Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.
Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.


2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель : Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи:

    овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике. формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание; воспитание организованности, аккуратности. умение начатое дело доводить до конца. формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища. интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа. формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности , умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

3.УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.

Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут. Число участников в группе до 10 человек.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:
Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
Для чего мы здесь собрались?
Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т. д.)? (с любовью, вниманием)
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. Принцип систематичности . Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

2. Принцип сознательности . Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.


3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

4. Принцип наглядности . Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности . Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам

5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

Беседа, рассказ;

Объяснение, пояснение;

Вопросы;

Словесная инструкция;

3.Наглядный:

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

Показ выполнения работы (частичный, полностью);

Работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

· математикой;

6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Октябрь/неделя

Цели

5. . «Знакомство с материалом» - приёмы лепки

Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности , экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста.

6. «Солнышко»

Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук.

7. «Корзинка с грибами»

Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

8. «Птица»

Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение

ноябрь

9. «Калачи из печи»

Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.;

Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

10. «Самовар»

Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

11. «Ваза»

Продолжать учить детей лепить вазу новым способом (кольцами) по форме, раскатывать тесто прямыми движениями рук, лепить валик (колбаска). Совершенствовать навыки в составлении композиции на форме

12. «Тарелочка»

Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности.

декабрь

13. «Пингвины на льдине»

Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

14. «Девочка в шубке»

Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки.

15. «Мышка с сыром»

Учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки. Развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей

16. ««Рождественские игрушки»

(по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка)

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

январь

17. «Красивый подсвечник»

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус

18. «Зимние забавы. Снеговик"

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек)

19. Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа)

Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).

Развивать творческую активность

20. «Забавные цыплята»

Продолжаем лепить 2 шара, сплющиваем их в диски и с помощью шаблона и стеки вырезаем цыплят, делаем дырочку и вешаем на веревочку.

февраль

21. «Веселое сердечко»

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус

22. «Подарок папе»

(рамка для фотографии)

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация , рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

23.«Подарок папе»

(украшение для рамки)

24. «Шкатулка для мамы»

(изготовление шкатулки)

Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки.

март

25. «Шкатулка для мамы»

(украшение шкатулки)

Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

26. «Яйцо пасхальное»

Изучать христианские традиции (праздник пасхи); продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать приёмы декорирования (рельеф - колбаски, лепёшки, шарики, бусинки)

27. «Древо жизни»

Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; развивать у детей композиционные способности.

28. «Весна. Цветущее дерево»

Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви, а затем по шаблону делаем листики)

апрель

29. «Украшения»

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.

30. «Украшения»

(браслеты)

31.«Медальон в подарок для выпускников»

Продолжаем лепить из теста шар, шар сплющиваем и из разных шаблонов при помощи стеки вырезаем медальки, и украшаем с помощью ленточки

32. «Рыбы»

Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону; лепить конструктивным способом рыбок (плавники, хвост, туловище – конус); учить украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Развивать комбинаторские способности и совершенствовать умение оформлять поделки.

33. «Насекомые»

Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; выдавливание травки из чесночницы. Закрепить навыки лепки; развивать эстетический и художественный вкус; развивать композиционные и творческие способности у детей.

34. «Динозаврики»

Продолжить учить лепить комби нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

35. «Лето в ладошке»

Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе.

36. «Решетка с цветами. Цветы»

Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка.

7.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Аркадьева Нэля Наилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Золотой ключик"
Населённый пункт: п.г.т. Актюбинский, Азнакаевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа кружковой деятельности по тестопластике в старшей группе
Дата публикации: 28.03.2016
Раздел: дошкольное образование

План –программа кружковой деятельности

«Веселое тесто» (тестопластика)
Для детей 5-6 лет Воспитатель Аркадьева Н.Н.
Пояснительная записка.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Актуальность:
Я решила проводить образовательную деятельность по лепке из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Реализуя в практике основную общеобразовательную программу ДОУ «Истоки» мною была создана программа кружка «Веселое тесто».
Цель методической разработки:

развитие творческих способностей детей

дошкольного возраста через тестопластику.

Задачи:
1. теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством тестопластики; 2. создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников; 3. разработать систему планирования кружковой работы; 4. развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; 5. обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей;
Этапы реализации:

I этап
– Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, как виду художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
II этап
– Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип
систематичности
. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса. 2. Принцип
сознательности
. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу. 3. Принцип
поэтапности.
От простого к сложному – важное условие при обучении лепке. 4. Принцип
наглядности
. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип
доступности и индивидуальности
. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения:
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки: Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки. Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление. Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска. 2.Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция; 3.Наглядный: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия); показ выполнения работы (частичный, полностью); работа по технологическим картам. 4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:  математикой;  развитием речи;  художественной литературой. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, 25-30 минут, во второй половине дня. Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, «начинять» тесто. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Я обратила внимание, что объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой из соленого теста открывает безграничные возможности игры. Считаю, что лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход.
Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст. В своей работе я применяю интеграцию образовательной деятельности по художественной литературе и тестопластике. После прочтения сказки дети изготавливают фигурки сказочных героев из соленого теста по мотивам народных игрушек. Таким образом, у детей появляется возможность не только наделить образы сказочных героев определенным характером, но и проиграть фрагменты сюжета. Создавая условия для возникновения игрового взаимодействия, я получаю возможность решать задачи развития речи. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях. Мною разработан перспективный план работы кружка «Веселое тесто» по тестопластике. На этапе работы с детьми 5-6 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности и новому материалу – соленому тесту. В старшей группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий. Один из наиболее удачных вариантов интеграции разных видов детского творчества – создание самодельного настольного театра вместе с детьми. Из соленого теста можно изготовить не только героев сказок, но и фоновые композиции, дополнительные атрибуты. Это помогает еще раз вернуться к тексту сказки, что приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. В процессе разыгрывания сюжетов с вылепленными персонажами развивается диалоговая речь детей, умение детей договариваться друг с другом.
Ожидаемые результаты:
интерес к лепке из соленого теста; приготовление теста; знание необходимых инструментов для работы с тестом; скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; соблюдение пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; прижимание; примазывание; вдавливание;
лепка из нескольких частей; соблюдение пропорций; лепка с натуры; лепка по представлению; лепка на воображение; устойчивость изделия; выразительность образа; динамика движения; работа с красками; использование дополнительных материалов; использование стеки. Продукты детской деятельности можно покрыть акриловым лаком и предложить детям в качестве атрибутов в сюжетно-ролевых играх, оформить выставки для родителей, использовать для оформления сезонных выставок в детском саду.
Используемая литература
: 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991. 2. Грибовская А.А., Халезова – Зацепина М.Б..Лепка в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2015. 3. Фирсова А. Чудеса из соленого теста. М.: Айрис – Пресс, 2013.
Перспективное тематическое планирование

кружковой деятельности «Веселое тесто»

СЕНТЯБРЬ

Тема недели

Тема

Задача

«Наш

детский сад.

Встречи

после лета»

«Познакомим ручки с тестом»
-знакомство детей с понятием «тестопластика»; диагностика развития основных формообразующих движений, сформированности ЗУН соединения деталей из соленого теста.
«Наш

детский сад.

Мы –

группа»

Коллективная композиция

«Летняя поляна»
-учить детей лепить жуков конструктивным способом, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); продолжать учить лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции; учить отражать в поделке летние впечатления.
«Жизнь

людей и

природа в

городе»

«Пластина – лицо человека»
-учить детей составлять лицо из отдельных частей (овал- лицо, круги-глаза, полоски-прическа и т.п.); познакомить со способами изготовления нужных деталей; учить отображать увиденное на рисунке в поделке.
«Жизнь

людей и

природа в

городе»

«Городской автотранспорт»

-
учить анализировать особенности строения разного автотранспорта, соотносить части по величине и пропорциям; учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов.
ОКТЯБРЬ

Тема недели

Тема

Задачи

«Жизнь

людей в

деревне.

Урожай»

«Что выросло на огороде»

-
учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой; вызвать интерес к созданию выразительных образов (фрукты, овощи); продолжать освоение скульптурного способа (лепка из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей, предлагать использование приемы декорирования лепного образа.
«Жизнь

людей в

деревне.Фер

«Домашние птицы»
-учить выбирать тему для лепки по представлению; -передавать характерные особенностиформы, пропорций, деталей, пластичность предмета, его красоту; -лепить из целого куска, предметы в состоянии покоя и движении;
«Золотая

осень»

«Ёжик»
-учить рассматривать ежа, выделять основные части, характерные признаки (острый нос, иголки); -лепить ежа, передавая овальную форму туловища (овоид), шарики для ног, утягивать части (нос, уши, иголки); -дополнять изображение (маленьким яблоком, грибом и пр.)
«Дождливая

осень»

«Грибы»
-учить рассматривать грибы, выделять их части, форму; -делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск; -лепить несколько грибов – семейство на пластине.
НОЯБРЬ

Тема недели

Тема

Задачи

«Лес в

жизни

человека и

жикотных»

«Моя любимая сказка»
-учить выделять образ лисы в русских народных сказках (хитрая, ловкая); -создавать композицию по одной из сказок, передавая образ лисы и другого персонажа, объединяя их на подставке; -выбирать способы лепки; -передавать движение.
«Лес в

жизни

человека и

жикотных»

«Что лежит в корзинке у

ежа?»
-формировать интерес к экспериментированию с пластичными материалами для передачи формы «даров леса»; совершенствовать технику скульптурной лепки.
«Кто во что

одет?»

«Красивый головной убор»
-учить детей создавать головные уборы разными способами, украшать их; развивать воображение.
«Кто во что

одет?»

«Украшения для мамы»
-формировать знания о празднике, вызвать желание изготовить подарок для мамы; -лепить бусы разной формы, броши;
-передавать форму, особенности оформления поверхности (рельеф, налепы) -развивать образное мышление, творческое воображение.
ДЕКАБРЬ

Тема недели

Тема

Задачи

«Времена

года.

Календарь»

«Девочка в длинной шубке»
-учить рассматривать фигурку ребенка, выделять особенности зимней одежды; -лепить фигурку девочки в шубке, создавая фигурку по частям; -учить способу соединения частей, утяжелять фигурку; -передавать движение; -располагать на подставке.
«Новогодни

й праздник.

Ёлка

наряжается

«Елочка-красавица»
-учить детей лепить елочку рациональным способом – из конуса; -показать возможности использования стеки, зубочистки для прорисовывания деталей; -развивать чувство формы, пропорций.
«Новогодни

й праздник.

Дед Мороз и

Санта

Клаус»

«Дед Мороз торопится к

детям на елку»
-учить изображать фигурку деда мороза по представлению, передавать движение, отмечая это определенным положением рук и ног; -создавать выразительность образа; -воспитывать самостоятельность в изображении общей формы, пропорций фигуры, отдельных деталей.
«Новогодни

й праздник.

Кляда»

«Пряники для Коляды»
-учить способам изготовления пряников (лепка, вырезание, печать); -развивать воображение,аккуратность и вниамание.
ЯНВАРЬ

Тема недели

Тема

Задачи

«Цирк»

«Клоун»
-учить видеть выразительность образа клоуна (жабо, большие пуговицы, колпак); -лепить его из целого куска, плотно соединять части (руки); -располагать фигурку на подставке.
«Зимние

игры и

соревновани

«Лыжник»
-учить видеть выразительность образа лыжника, разное движение; -лепить его из целого куска, плотно соединять части (руки); -передавать разное движение; -располагать фигурку на подставке.
«Путешеств

ие на

Север»

«Пингвин»
-учить лепить, передавая основную форму предмета, соотношение частей; -отмечать характерные признаки животного; -выбирать способ лепки; -передавать несложное движение.
ФЕВРАЛЬ

Тема недели

Тема

Задачи

«Путешестви

е на Юг»

«Крокодил»
-учить изображать крокодила; -передавать характерную форму частей животного; -передавать пропорциональные соотношения частей и их расположение; -закрепить способы лепки по частям: плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой, оттягивание деталей от общей формы.
«Кто в море

живет, что по

морю

плывет?»

«Рыбки»
-учить рассматривать рыб, определять форму туловища, характерные признаки; -лепить рыб, передавать овальную форму; -украшать поверхность стекой нарисовать чешую, или вылепить маленькие шарики, сжать их между пальцамии и прилепить их на туловище рыбки; -учить создавать композицию, используя природный
материал (ракушки), собирать ее и оформлять (на картоне).
«Про

храбрых и

отважных»

«Пограничник с собакой»
-учить создавать в лепке композицию из двух предметов, объедененных одним содержанием, изображать этот предмет в определенном состоянии; -передавать характерные особенности формы; -устанавливать фигурки на подставке.
«Про самых

любимых»

«Портрет папы»
-учить передавать круглую форму пластины, используя разные детали (глаза, рот, нос, волосы и т.д.), передавать задуманный образ (папы, дедушки); -учить располагать изделие на картоне.
МАРТ

Тема недели

Тема

Задачи

«Здравствуй,

солнышко»

«Подсолнух»
-учить создавать образ цветка, передавать особенности формы; -украшать середину цветка семечками; -показать возможности использования стеки, зубочистки для прорисовывания деталей.
«Весна.

Капель.

Половодье»

«Сюрприз для мамы»
-учить рассматривать украшения (кулоны, броши, бусы), их форму; -лепить украшения разной формы; -передавать форму, особенности оформления поверхности (рельеф, налепы).
«Вода и ее

свойства»

«Сосуды (вазочки)»
-учить делать сосуд, путем продавливания теста шарообразной или цилиндрической формы; -обрабатывать поверхность и внутреннюю часть сосуда; -заделывать края сосуда, украшать его узором.
«Весна.

Прилет птиц»

«Утка (по мотивам

дымковской игрушки)»
-учить изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска; -передавать характерную форму туловища – сплюснутый овал (овоид); -закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке; -учить делать стекой узор на крыльях утки.
АПРЕЛЬ

Тема недели

Тема

Задачи

«Камни и их

свойства»

«Вазочка из камней»
- учить делать вазу, путем выкладывания ее из отдельных элементов (шариков); - украшать узором, размещать на подставке.
«Жизнь людей

и природа в

горах»

«Овечка»
-учить рассматривать изображение, выделять основную форму, характерные признаки, соеденять образ с художественным словом; -лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова); -передавать движение.
«Телевидение»

«Змей Горыныч»

-
учить создавать сказочный образ Змея Горыныча, одно туловище и много голов; -лепить конус и делить толстую часть на несколько частей; -использовать прием прищипывания для передачи особенностей поверхности.
«Телевидение»

«Веселые буквы»
-учить лепить буквы из колбасок; -украшать буквы различными деталями (голова, ручки и т.п.); -развивать воображение.
МАЙ

Тема недели

Тема

Задачи

«Моя страна»

«Барышня» (по мотивам

дымковской игрушки0
-продолжать знакомить с дымковской игрушкой, видеть средства выразительности (форму частей, пропорции, детали украшения);
-лепить дымковскую барышню с натуры из целого куска, передавать исходную форму (конус), полую форму (юбка), плотно примазывая руки, использовать дополнения (волосы – жгутики, шляпа или кокошник и пр.); -учить сглаживать поверхность для последующей росписи.
«Казань –

столица»

«Герб Казани»
-учить точно передавать в лепке изображение герба; -закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей; -размещать на поверхности картона.
«Скоро лето»

«Декоративные тарелки»
-учить создавать образ цветка, лепестков, передавать особенности формы; -украшать тарелки одноразовые тарелки вылепленными изображениями цветов и лепестков; -размещать узор на тарелке, составлять композицию -показать возможности использования стеки, зубочистки для прорисовывания деталей.

Конспект занятия: Оберег «Подкова на счастье»

Закрепление элементарных умений и навыков в технике «тестопластика»; воспитание эмоциональной отзывчивости культуры восприятия народного искусства.
Задачи:
1. Обучающая:
расширить кругозор учащихся по истории лепки из солёного теста, дать знания о символике подковы и цветка подсолнечника, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста; Изготовить оберег «подкову на счастье», в технике тестопластика.
2. Развивающая:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес.
3.Воспитательная:
воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, содействовать бдительности соблюдения требований безопасного труда.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: Комбинированное.
Материально – техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, наглядное пособие, технологическая карта. Доски для лепки, стеки, стаканчики, кисточки, скалки, готовое солёное тесто, шаблоны, фартуки, влажные салфетки.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Практическая работа.
IV. Физ.- минутка для рук и глаз.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закрепляем умения и навыки работы в технике «тестопластика» и продолжим знакомиться с народным искусством и научимся изготавливать оберег «Подкова на счастье»».
Девизом нашего занятия будет пословица: «Рукам работа, а – душе праздник!»
Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…
II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.
Ребята, а что вы знаете о солёном тесте? (Ответы детей)
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке являются наши руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше вам дадут возможность лепить, тем лучше развиваются ваши навыки владения собственными руками.
А когда вы поймёте, что из одного комка вы сможете создать неисчислимое количество образов - лепка станет любимым занятием на долгие годы....
А кто-нибудь знает, что такое «Тестопластика»? (Ответы детей)
Действительно, техника Тестопластики – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. (Приложение№1)(Слайд № 1 -3)
А, Аня Д. нам расскажет об истории возникновения лепки из солёного теста
Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов соленого теста.
Классический рецепт: мука, соль, вода.
Современный рецепт: мука, соль, вода, растительное масло, клей ПВА.
Предлагаю вместе сделать замечательный подарок оберег «Подкова на счастье». Подкова - это один из самых древнейших оберегов, она приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (говорил великий изобретатель Эдисон).
Подкова – очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.
Но прежде чем, мы приступим к работе, послушайте сообщения, которые подготовили старшие ученики: о подкове нам расскажет С. Карина
(Приложение№2)(Слайд № 4 -7)
Украшать нашу подкову, мы будем цветком подсолнуха. А своими знаниями о подсолнечнике с нами поделится У. Света. (Приложение №3) (Слайд № 8)
Мы с вами объединим магические свойства подковы и цветка подсолнуха в одно изделие, тем самым усилим силу оберега. Физ. - минутка:
Я предлагаю поработать в двух командах: дети и педагоги, устроим небольшой конкурс.
Чья поделка окажется лучше?
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним
технику безопасности при работе с инструментами и солёным тестом:
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд. Тесто ни в коем случае нельзя брать в рот, в него добавляется клей, можно отравиться.
Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.
Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для работы нам потребуется:
Готовое солёное тесто, шаблоны, трафареты, стек, скалка, доска для лепки или клеёнка, кисть, стакан с водой, и семена подсолнечника.
Практическая работа:
Объяснение этапов выполнения оберега «Подкова счастья».
1.Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
3.Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4.Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5.Декорируем нашу подкову листиками. . Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
6.Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
7. Лепестки формируем, для начала возьмем немного теста размером с мандарин и тщательно разомнем его в ладошках. Чувствуете, как наше тесто разогревается, становиться мягким. Разделим его на 9-11 равных частей. Это - наши будущие лепестки. Затем возьмем немного теста размером с грецкий орех и раскатаем небольшую лепешку толщиной примерно 5 мм. Придадим ей округлую форму - это донышко подсолнуха. Положим его на подкову, теперь приступим к изготовлению лепестков. Раскатываем небольшие лепешки и заостряем их, придавая форму лепестков. Готовый лепесток выкладываем вокруг донышка и приклеиваем его с помощью воды. Также лепим следующие лепестки. Нужно стараться работать аккуратно, но в, то время быстро (чтобы тесто не засохло). Не забывайте, что мы работаем с мукой, а это - хлеб и с ним нужно обращаться бережно (крошки теста собирать, не ронять на пол).
(Примечание: при необходимости пользуйтесь влажными и сухими салфетками.)
8. Отправляем изделие на просушку (можно поставить под батарею, т.к. в духовке изделие часто растрескивается). Подкову можно оформить и так:
Через пару дней аккуратно поддев ножом (как бы подрезая), перевернуть и высушить с другой стороны. Подкова толстая и сушится под батареей дней 5.
А теперь начинаем наше соревнование.
Работа по группам педагоги и учащиеся. Работа по образцу. Изготовление подковы, при помощи шаблона. Выполнение цветка подсолнуха при помощи трафарета. Подкова готова.
Анализ изделия:
Вот и готова наша подкова счастья, и теперь нам нужно хорошенько просушить её на открытом воздухе, до полного высыхания. А после сушки мы с вами раскрасим нашу подкову.
Рефлексия занятия:
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии? (Ответы детей)
Что нового вы узнали о лепке из солёного теста? (Ответы детей)
Что было сложнее всего? (Ответы детей)

Екатерина Нечуева
Занятие по тестопластике в подготовительной группе «Новогодняя поляна»

Тема : «Новогодняя поляна »

Задачи :

Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста ; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.

Познакомить детей с новым приёмом тестопластики - подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.

Предварительная работа :

Разучивание стихов о Новом Годе , беседы на новогоднюю тему ;

Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом ;

Изготовление зверей из солёного теста .

Раздаточный материал :

фартуки, миски с тестом , стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.

Демонстрационный материал :

макет поляны , фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.

Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.

Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне , новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке ?

(Входим в группу , на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).

Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери ?

(Из-за двери слышится голос : Я злой волшебник, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник . Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну . Ха-ха-ха.)

Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже ) .

Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.

Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание , конечный результат).

Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков :

Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)

Нам подарочки принёс : (хлопаем в ладоши)

Шишки да иголки (имитируем шишку руками)

На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)

Разноцветные шары (имитируем форму шара)

Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)

(Самостоятельная работа детей) .

Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)

(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну ).

Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает , а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи .

Кто знает?

Какая замечательная поляна у нас получилась .

Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу ? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня. А про злого волшебника мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ технологий «Поляна сказок» Цель: закрепление знаний сказок в игровой форме. Задачи: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Воспитывать желание.

Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Новогодняя ёлка» Программное содержание: Учить детей лепить елку из шаров, путем вдавливания.

Цель: Прививать детям интерес к народному творчеству и традициям через тестопластику, воспитывать бережное отношение к народному искусству.

Конспект занятия по речевому развитию «Поляна сказок» в подготовительной группе Тема: «Поляна сказок» Тип занятия: обобщение и систематизация занятий Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально.

Новогодний утренник в подготовительной группе «Новогодняя кухня» Праздник «Новогодняя кухня». Для подготовительной группы. Зал празднично украшен. В центре стоит ёлка, в левом углу стоит декорация кухни:.