«Информация для размышления»
Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности.
В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они есть), которые старше или моложе его. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе
В трудовой деятельности важно:
1. Определить цель труда
2. Помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение.
3. Учить элементам планирования работы
4. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность.
5. Выяснить, что уже сделано и что, еще можно сделать. Чтобы добиться лучшего результата.
6. Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели.
7. Подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой у вашего ребенка, вам нужно влияя одновременно и на чувства, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять задуманное.
Как приобщить ребёнка к труду .
Труд – это важнейшее средство воспитания, в процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия.
A . C . Макаренко отмечал – «труд основа человеческой жизни»
А что же поможет воспитать у наших детей трудолюбие в семье?
Начнём с себя. Очень важен пример родителей. Ребёнок должен видеть, каким трудом занимаются родители дома
(готовят еду, моют посуду, убирают квартиру, стирают бельё и др. А так же помогают, заботятся друг о друге)
Так же важно знакомить детей с трудом взрослых, окружающих близких на производстве, при этом, объясняя какую пользу приносит эта работа людям (мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей; дядя – водитель, он возит людей)
Усанова Вера Константиновна
Воспитатель первой категории
МДОУ детский сад «Светлячок»
д. Гавриловка
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Актуальность
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Срок выполнения |
||
Изучение специальной методической литературы: |
||
Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983. |
В течение года |
|
Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. |
В течение года |
|
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 |
В течение года |
|
Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с. |
В течение года |
|
Изучение статей в журналах: |
В течение года |
|
Практический этап |
||
Изучение методики и технологий педагогов в Интернете |
В течение года |
|
Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов. |
Сентябрь- Декабрь |
|
Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике. |
Сентябрь |
|
Разработка перспективного плана работы по теме«Трудовое воспитание». |
||
Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту». |
Октябрь- Ноябрь |
|
Консультация для воспитателей: |
Декабрь - Январь |
|
Проект на свою тему: «Труд дошкольников» |
Сентябрь – Май |
|
Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков. |
В течение года |
|
Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание». |
||
Дидактические игры по трудовому воспитанию. |
||
Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания). |
||
Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. |
||
Работа с родителями |
||
Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала. |
||
Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». |
||
Консультации для родителей: |
В течение года |
|
Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев). |
Любовь Александровна Астапова
Роль труда в воспитании воли ребенка .
Привлечение ребенка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, тренирует память. Труд развивает мышление- ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка . В труде воспитывается самостоятельность , развивается инициатива, ответственность.
Условия, необходимые для воспитания воли в процессе труда .
Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка , необходимо :
В режиме дня отвести для него специальное время;
Создать условия для самообслуживания, подготовить оборудование : щетки для одежды и обуви, небольшой веничек для сметания снега с валенок и шубы, небольшие по размеру полотенца, установить вешалки на уровне роста ребенка;
Приобрести для труда в природе детские лейки, грабли, лопаты, для ручного труда- молоток , ножницы.
Обеспечить гигиенические условия помещения : проветривание, освещение.
- систематически привлекать детей к бытовому труду : уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.) ;
Давать детям поручения, выполнения которых входит в повседневные дела семьи;
Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
Предъявлять единые требования к труду ребенка :
Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение ребенка во время труда , вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
Помогать ребенку только том случае, если он действительно нуждается в помощи;
Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
-трудиться вместе с детьми ;
Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей ;
Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать его в игру;
Никогда не использовать труд как средство наказания.
Применяемые в семье виды труда .
В семье дети дошкольного возраста участвуют в различных видах труда .
Самообслуживание : одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью.
Хозяйственно-бытовой труд : помощь взрослым в уборке квартиры, вытирание пыли, подметание пола, мытье чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды, стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.
Ручной труд : поделка игрушек из бумаги, дерева, природного материала , ремонт игрушек, книг (с помощью взрослого) ; шитье одежды для кукол, вышивание.
Труд в природе : уход за комнатными растениями : поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными : приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фруктов и овощей, покраске деревьев.
Высказывания педагогов
о значении труда в развитии личности дошкольника.
Радость труда - могучая воспитательная сила . В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.
В. А. Сухомлинский
Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя радости матери , тем больше человечности в его сердце.
В. А. Сухомлинский
Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость - преодоленной трудности , достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности….
Публикации по теме:
Хочу рассказать про ширмы-передвижки, которые появились для выпускного, а служат теперь постоянно и не только на праздниках. Ширма – передвижка.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но.
Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью» Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их.