Необычные растения        13.10.2019   

Трудовое воспитание в семье папка передвижка. Что такое папка-передвижка и как ее сделать? Материалы для скачивания и распечатки. Что нужно ребенку в детский сад

«Информация для размышления»

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности.

В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они есть), которые старше или моложе его. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе

В трудовой деятельности важно:

1. Определить цель труда

2. Помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение.

3. Учить элементам планирования работы

4. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность.

5. Выяснить, что уже сделано и что, еще можно сделать. Чтобы добиться лучшего результата.

6. Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели.

7. Подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой у вашего ребенка, вам нужно влияя одновременно и на чувства, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять задуманное.

Как приобщить ребёнка к труду .

Труд – это важнейшее средство воспитания, в процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия.

A . C . Макаренко отмечал – «труд основа человеческой жизни»

А что же поможет воспитать у наших детей трудолюбие в семье?

Начнём с себя. Очень важен пример родителей. Ребёнок должен видеть, каким трудом занимаются родители дома

(готовят еду, моют посуду, убирают квартиру, стирают бельё и др. А так же помогают, заботятся друг о друге)

Так же важно знакомить детей с трудом взрослых, окружающих близких на производстве, при этом, объясняя какую пользу приносит эта работа людям (мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей; дядя – водитель, он возит людей)

Усанова Вера Константиновна
Воспитатель первой категории
МДОУ детский сад «Светлячок»
д. Гавриловка

Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

  • развитие трудовых навыков;
  • включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
  • воспитание положительного отношения к труду.

Актуальность
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

В течение года

Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

В течение года

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

В течение года

Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

В течение года

Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

В течение года

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течение года

Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.

Сентябрь- Декабрь

Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме«Трудовое воспитание».

Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».

Октябрь- Ноябрь

Консультация для воспитателей:
1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»;
2.«Труд и формирование личности ребёнка».

Декабрь - Январь

Проект на свою тему: «Труд дошкольников»

Сентябрь – Май

Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания).

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Консультации для родителей:
1.«Трудовое воспитание в семье»;
2.«В семье трудовой»;
3.«Какой труд доступен детям».

В течение года

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев).

Любовь Александровна Астапова

Роль труда в воспитании воли ребенка .

Привлечение ребенка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, тренирует память. Труд развивает мышление- ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка . В труде воспитывается самостоятельность , развивается инициатива, ответственность.

Условия, необходимые для воспитания воли в процессе труда .

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка , необходимо :

В режиме дня отвести для него специальное время;

Создать условия для самообслуживания, подготовить оборудование : щетки для одежды и обуви, небольшой веничек для сметания снега с валенок и шубы, небольшие по размеру полотенца, установить вешалки на уровне роста ребенка;

Приобрести для труда в природе детские лейки, грабли, лопаты, для ручного труда- молоток , ножницы.

Обеспечить гигиенические условия помещения : проветривание, освещение.

- систематически привлекать детей к бытовому труду : уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.) ;

Давать детям поручения, выполнения которых входит в повседневные дела семьи;

Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

Предъявлять единые требования к труду ребенка :

Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение ребенка во время труда , вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

Помогать ребенку только том случае, если он действительно нуждается в помощи;

Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

-трудиться вместе с детьми ;

Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей ;

Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать его в игру;

Никогда не использовать труд как средство наказания.

Применяемые в семье виды труда .

В семье дети дошкольного возраста участвуют в различных видах труда .

Самообслуживание : одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью.

Хозяйственно-бытовой труд : помощь взрослым в уборке квартиры, вытирание пыли, подметание пола, мытье чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды, стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд : поделка игрушек из бумаги, дерева, природного материала , ремонт игрушек, книг (с помощью взрослого) ; шитье одежды для кукол, вышивание.

Труд в природе : уход за комнатными растениями : поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными : приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фруктов и овощей, покраске деревьев.

Высказывания педагогов

о значении труда в развитии личности дошкольника.

Радость труда - могучая воспитательная сила . В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский

Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя радости матери , тем больше человечности в его сердце.

В. А. Сухомлинский

Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость - преодоленной трудности , достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности….


Публикации по теме:

Хочу рассказать про ширмы-передвижки, которые появились для выпускного, а служат теперь постоянно и не только на праздниках. Ширма – передвижка.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но.

Консультация для педагогов «Вежливость воспитывается вежливостью» Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их.