Необычные растения        01.09.2019   

Улыбаются ли новорожденные дети. Когда дети начинают улыбаться осознанно

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Так заложено природой, что с самого рождения ребенок общается с миром посредством одного лишь плача – хныча, ноя, заходясь в крике по любому поводу. Очень часто отсутствие эмоциональной отдачи доводит до слез молодую неумелую мамочку. Но не торопитесь отчаиваться, всему свое время и до умения проявлять радостные эмоции ребенок должен дорасти.

С какого возраста ребенок улыбается?

Умение проявлять положительные эмоции служит у грудного ребенка признаком его нормального психического и эмоционального развития. Не редки случаи, когда ребенок начинает улыбаться в первые же дни после рождения, улыбается во сне или в короткие периоды бодрствования, но вот только улыбка эта еще не осознанная, физиологическая, с чувством радости никак не связанная. Вызвана она, скорее всего, тем, что малышу приятно – тепло и сыто. Лишь когда малыш научится фокусировать зрение и узнавать среди множества лиц самое родное – мамино, лишь тогда улыбка на его лице станет признаком радости.

Во сколько ребенок начинает улыбаться зависит только лишь от особенностей его развития. Обычно первую осознанную улыбку малыш дарит миру в возрасте 6-8 недель. Появление первой улыбки сопровождается чаще всего с другими проявлениями рефлекса оживления – малыш активно двигает ручками и ножками, долго и с интересом смотрит вам в глаза. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка идет в нормальном темпе, и он уже научился отличать людей от окружающих его предметов. Отмечено, что чем больше времени тратят родители на общение с малышом, чем больше тепла и любви вкладывают в это общение, тем сильнее и полномернее будет проявление этого рефлекса. И даже детки с ограниченными возможностями – слепые или глухие расцветают в улыбке в ответ на нежные прикосновения и ласковые слова родителей. А дети недоласканные, которым родители не уделяют внимания, существенно отстают в своем психическом развитии.

Как научить ребенка улыбаться?

Но даже у самых нежных и внимательных родителей случается так, что ребенок в месяц мало улыбается или не улыбается совсем. Не стоит впадать в панику, ведь все малыши очень разные, у всех свое время для улыбок, да и темперамент разный – ведь кто-то с рождения бука и молчун, а кто-то хохотун и улыбака. Если ваш малыш к полутора месяцам не открыл для себя еще мир улыбки, вам не остается ничего иного, как научить ребенка улыбаться. Для этого возьмите кроху на руки, приласкайте, ласково и нежно с ним поговорите, и не забывайте при этом улыбаться. Малышу наверняка захочется стать похожим на вас, повторить вашу мимику и он вскоре подарит вам ответную улыбку. Психологи полагают, что обмен улыбками – фундамент для всех социальных отношений, основа взаимности. Улыбка матери дает малышу первые уверенность в том, что мир вокруг него дружелюбен и безопасен. Улыбка малыша вырабатывает в организме у мамы гормон счастья, который дает ей силы и уверенность в собственных силах, позволяет забыть о бессонных ночах и хронической усталости.

С момента, когда ребенок начинает улыбаться, он начинает таким образом приветствовать появление на своем горизонте любого человеческого существа, а особенно – самых дорогих и близких – мамы и папы. Переполняющей его маленькое тело радостью малыш готов одарить всех и каждого. Более осторожным в выборе симпатий станет он лишь в возрасте 7 месяцев, когда станет с большей опаской относиться к чужим людям. Это тоже послужит признаком того, что развитие малыша идет своим чередом.

Чтобы вызвать у малыша ответную улыбку выбирайте время, когда малыш расслаблен и спокоен, не голоден и не хочет спать. Самое лучшее, когда малыш сам ищет родительского внимания. Чтобы ребенок не перестал улыбаться, не ленитесь послать ему ответную улыбку.

Период, когда ребенок начинает улыбаться, играет огромную роль для родителей. Правда, подобные действия малыша не всегда означают выражение осознанных эмоций. Специалисты рекомендуют обращать на формирование данного навыка повышенное внимание, т.к. он свидетельствует об уровне развития грудничка.

В зависимости от того, во сколько месяцев карапуз первый раз улыбнулся в ответ на какой-то положительный раздражитель, можно сказать о степени его близости с родителями и окружающими. Существует несколько действий, выполнение которых способно приблизить момент, когда малыш действительно искренне и с пониманием улыбнется.

Первые неосознанные попытки демонстрации улыбки

Какое-то подобие улыбки младенец способен изобразить уже в первые же дни после рождения. Правда эти попытки никак не связаны с органами чувств маленького человечка. В столь нежном возрасте дети еще не реагируют столь четко на то, что видят и слышат, а мышцы просто рефлекторно сокращаются, как бы пробуя свои возможности. Чуть более поздняя улыбка опять же не несет социальной нагрузки, но уже выражает удовлетворенность от происходящего. Малыш может так «отреагировать» на плотный обед, приятный массаж, комфорт во время сна.

Осознанно дети начинают улыбаться окружающим только по прошествии 1-2 месяцев. Именно такой период времени им зачастую необходим для овладения десятками лицевых мышц, которые участвуют в формировании улыбки. Немалую роль в осуществлении данного типа мимических действий играет и запуск процессов сложной мозговой деятельности. Карапуз должен увидеть лицо, осознать то, что оно ему знакомо, оценить свое отношение к конкретному человеку и адекватно отреагировать. Только после того, как все импульсы достигнут своей цели, одни мышцы расслабятся, другие сократятся, что и приведет к формированию улыбки.

Первая осознанная улыбка – что может выражать?

Многочисленные исследования позволили специалистам выделить несколько типов значения детской улыбки. Когда новорожденный достигнет возраста 2-3 месяцев, он будет использовать недавно обретенный навык со следующими целями:

  • Выражение настроения. В этом случае карапуз улыбается в ответ на что-то приятное. Это может быть подошедшая мама, веселая песенка, знак внимания со стороны прохожего.
  • Копирование мимики. Нередко дети улыбаются только из-за того, что кто-то улыбается им. Примечательно, что это не обязательно должен быть человек. Иногда достаточно фотографии, картинки, игрушки или собаки с открытой пастью.

Совет: В те периоды, когда младенец улыбается, рекомендуется разговаривать с ним, показывать какие-то новые игрушки, картинки, предметы, укрепляющие положительные эмоции. Это позволит стимулировать сознание ребенка, активизируя его умственное и эмоциональное развитие.

  • Попытка привлечь внимание. Дети довольно быстро начинают осознавать, что их улыбка привлекает к себе окружающих и начинают активно этим пользоваться.

Практика показывает, что активный и жизнерадостный малыш будет с завидной регулярностью использовать свою улыбку при общении со всеми окружающими, пока ему не исполнится 7 месяцев. После чего наступит кризисный период, характеризующийся возникновением чувства подозрительности по отношению к незнакомцам. Это является психологической особенностью и указывает на нормальное развитие грудничка.

Улыбка, как признак активного развития

Улыбающийся малыш нередко сопровождает свою мимику движениями ручек или ножек, пронзительными звуками. В медицине это называется «комплексом оживления». Он характеризуется способностью младенца зафиксировать приятную эмоцию, путем ответа улыбкой, радостными вскрикиваниями, движением конечностей и учащением дыхания.

Многие карапузы способны регулировать степень выраженности перечисленных проявлений. Случается, что все перечисленные действия кроха выполняет еще до того, как на него обратят внимание. Такой призыв к общению позволяет детям и родителям налаживать тесный контакт.

Данный комплекс начинает формироваться у грудничков уже на третьей неделе жизни и проявляется в полном объеме в 3-4 месяца. Но если этого не происходит, не стоит поддаваться панике. Всему можно найти логическое и совсем не страшное объяснение.

Что делать, если ребенок не начинает улыбаться?

Все дети развиваются по-разному, поэтому не нужно удивляться, если один новорожденный вовсю улыбается уже в 4 недели, а второй ждет до 12-той. Такое торможение может объясняться тем, что малыш пока что просто не понял смысла специфического действия или не испытал эмоций, вызывающих улыбку.

Независимо от того, сколько карапузу месяцев, родители должны действовать по следующей схеме:

  1. Максимально часто и долго контактировать с ребенком, проводить с ним все свободное время и даже «подключать» к своим бытовым заботам.
  2. Гладить его по открытым участкам кожи, прижимать к себе, укладывать с собой спать.
  3. Регулярно с ним разговаривать, используя мягкие интонации, нежные слова, разнообразную мимику.
  4. Малыш улыбнется намного быстрее, если регулярно будет видеть улыбку в исполнении матери или отца.

Конечно, в некоторых случаях отсутствие эмоций может указывать на серьезные нарушения в психике ребенка или сбои в работе нервной системы. Но эти моменты устанавливаются намного раньше, во время обязательных визитов к педиатру и невропатологу.

Молодые мамы и папы часто удивляются тому, что их кроху «приглашают» на прием к неврологу. Мол, ребенок здоров. Однако визит этот важен. Только врач может оценить состояние нервной системы новорожденного, специфику его реакций на окружающий мир и увидит, есть ли отклонения в развитии.

Уже улыбка?

Ну вот, первое государственное учреждение для нового человека - роддом - позади. Дитя привезли домой и склоняются над ним в ожидании улыбки. И в самом деле, через несколько дней после рождения малыш может немного подвигать губками. Но грудной ребенок улыбается не от того, что увидел или услышал что-то забавное. Просто ему тепло, спокойно, комфортно. Такую же мимику можно заметить во время сна младенца, сразу после еды или при купании.

А вот если ему плохо (мокрый, голодный), то сразу раздается плач. Устранила мама дискомфорт - и уголки рта растягиваются сами собой. Такая реакция - чисто физиологическая: нормальные условия вызывают эту мимику. Своим довольным видом младенец «сообщает», что ему хорошо. Это первый шаг превращения грудничка в разумного человека.

Вы спросите: «Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?» Чтобы это произошло, должно миновать какое-то время. Ибо любой реакции предшествует непростая работа мозга. Малыш должен научиться распознавать эмоции мамы или папы. Затем идет передача импульсов нервных в конкретный участочек мозга. И только потом появляется улыбка. Это чудо происходит обычно в промежутке от четырех до восьми недель со дня появления крохи на свет.

Каждый растет по-своему

Мамы не должны паниковать, если их малыш «еще ни разу не улыбнулся». Все дети разные. И развитие ребенка строго индивидуально. Каждый имеет данный ему свыше «план» физического роста и формирования умственных способностей.

Как правило, к середине первого месяца жизни ребятишки начинают, так сказать, вполне «разумно» смотреть по сторонам, крутят головкой. Все дольше останавливают глаза на тех предметах, которые их заинтересовали. Первые в этом списке, конечно, лица мамы и папы, бабушки или няньки, которая ухаживает за новорожденным. А уже через 30-45 дней со дня появления нового жильца в вашей квартире вы ловите признаки радости на его лице. Это и будет ответом на вопрос: «Во сколько месяцев ребенок улыбается?»

Правда, не во всех случаях, а только когда мама поет ему, хлопает в ладоши, ласково с ним говорит. Именно в это время малыш растягивает ротик вполне оправданно. Также он поворачивает голову к какому-то источнику звука, и если он приятный - улыбается.

Сидеть на руках хорошо

Но вот и второй месяц жизни подходит к концу. Движения малыша все более разнообразные. Он поднимает вверх ручки, размахивает ими, потягивается. Проявляет интерес к ярким игрушкам, долго на них смотрит, трогает.

Еще немного - и сидящий на руках у мамы мальчик или девочка начнет постоянно смотреть вокруг. Куда именно? На те неподвижные предметы, которые находятся от них далеко. Это связано с особенностями строения аппарата зрения. Затем будут вглядываться в близкие предметы. А наблюдая за бегающей игрушкой, выражают явно положительные эмоции. Таковы обстоятельства, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. При этом он пытается подвигаться, что-то пролепетать.

После каких стадий в развитии наступает момент, когда дети начинают улыбаться? Малыш недолго поддерживает со взрослыми зрительный контакт. Стал неравнодушен к ярким погремушкам, реагирует на разные звуки и поглаживания взрослых. Все это вызывает у него улыбку - как признак удовольствия. И хотя младенец еще, конечно, не в состоянии слушать что-либо внимательно, но все равно в это время полезно с ним не только разговаривать, но и включать музыку (ту же спокойную классику). Поэтому родители должны повесить над коляской или кроваткой мобиль с разноцветными перевертышами и приятной, тихой мелодией. Это не дань моде. Такие вещи способствуют тому, что развитие ребенка пойдет правильно.

Через улыбку развиваемся

Ребенку в возрасте до года невозможно объяснить взрослым, что ему нужно. Это мы говорим без умолку, доводя до сведения собеседника свои неудовольствия или радость. А у грудничков один способ связи - плач. Как сигнал о помощи. Причины: что-то болит, холодно, хочет есть или спать, лежит мокрый, не желает оставаться один в комнате. Но и в случаях, когда дети начинают улыбаться, это тоже их «беседа» с нами. Все составные «комплекса оживления» (размахивание руками и ногами, улыбки, лепет) - тоже формы их общения, коммуникации.

Если до конца 1-го месяца улыбка лишь рефлекторна, то общая проявится после четвертой недели его жизни. Ее сопровождает блеск детских глаз. Так малыш реагирует на появление рядом с ним взрослых. И, наконец, на 2-м месяце видна улыбка специфическая. Ребенок вполне отличает лица мамы и папы и моментально «отвечает» на них соответственно.

Подойдите ко мне!

Карапуз лежит спокойно в своей колясочке или кроватке. А потом вдруг начинает улыбаться вроде бы без видимых причин. Мамы, как правило, на это не обращают внимания. Ну не плачет же! Чего спешить к нему? Между тем момент, когда дети начинают улыбаться, очень важен. Он означает одно: сын или дочка хочет привлечь к себе позитивное внимание взрослых, их любовь и заботу. А получив «обратную связь», добившись желаемого, малыш начинает улыбаться - чаще и продолжительнее.

Вот такое мимическое движение - главный признак того, что подходит конец этапу «новорожденность», и начинается переход к следующему отрезку - младенчество. Так что для грудных ребятишек улыбка - чуть ли не единственное средство социального общения до того момента, когда они начнут понемногу разговаривать.

Принято считать, что комплекс необходимых составляющих, когда дети начинают улыбаться, формируется с 3-й недели жизни крохи. А самое большое развитие отмечается в 3-4 месяца. После этого поведение новорожденного (вы и сами заметите) изменяется на более сложное. Но если к 30-32 дням жизни младенец не начал расплываться в улыбке, паниковать не стоит. Это не означает, что взросление его идет вкривь и вкось. Все малыши - абсолютно разные. Редко кто растет по «официальному» графику. А у грудничков любое проявление положительных эмоций свидетельствует о нормально прогрессирующем умственном развитии.

Будьте ласковее

Правда, есть одно обстоятельство. Ученые заметили, что недостаток как эмоционального, так и телесного контакта матери с ребенком плохо сказывается на нем. Тогда составляющие «комплекса оживления» у младенца выражены слабее, а некоторых, к примеру, радостного гуления, вообще нет. Надо сыну или дочке помочь. Как? Очень просто.

Берите своего кроху почаще на руки, гладьте, целуйте, нежно говорите, пойте песенки. И главное - сами улыбайтесь. Ведь это в самом деле счастье - иметь такого замечательного малыша!

Каждой маме и каждому папе хочется видеть улыбку своего малыша, адресованную именно ему. Но время осознанных улыбок еще должно наступить, и это происходит далеко не сразу после выписки из роддома. В этой статье мы расскажем о том, когда карапуз начинает улыбаться осознанно и как понять, что это время пришло.


Особенности

Только что родившийся человек улыбается. Но делает он это неосознанно. Такие непроизвольные улыбки связаны с бурным становлением и «отладкой» нервной системы, которая началась еще в период внутриутробного развития и продолжается в течение первых лет жизни ребенка. Мимолетная неосознанная улыбка появляется на личике новорожденного в любое время, когда его тело достаточно расслаблено – во сне, во время водных процедур, после кормления. Эта первая физиологическая улыбка не адресована ровным счетом никому – ни маме, ни папе, ни даже бабушке, как бы ни хотела того последняя.

Улыбаться маме или другому взрослому, который занимается уходом за малышом, общением с ним, грудничок может начать только после того, как в его организме будет выполнен ряд важных условий:

  • мимические мышцы лица готовы и «созрели»;
  • психоэмоциональная сфера ребенка успешно развивается;
  • нервная система готова привести в действие мимические мышцы по собственной воле ребенка;
  • слух становится более острым;
  • зрение развивается и малыш уже может рассмотреть лицо, сфокусировать на нем взгляд, есть узнавание лиц.


Новорожденный всеми этими навыками не обладает. У него есть другой, более громкий инструмент для общения – крик. Криком он показывает, что голоден, что ему мокро или больно. Нельзя сказать, что новорожденный лишен эмоциональности, это не так. Но она носит иной характер и направлена на обеспечение первых и самых естественных нужд – питания, безопасности, выживания.

Эмоциональная осознанная улыбка появляется обычно в возрасте 2-3 месяцев. Ребенок может не только широко и беззубо улыбнуться папе или маме в ответ на ласковое обращение, заход в детскую комнату, но и демонстрирует яркий признак эмоциональной зрелости – комплекс оживления. Он оживленно размахивает руками и ногами, пытается прогнуть спинку.

Чаще всего умение улыбаться близким появляется примерно в одно и то же время со способностью гулить и агукать. Вместе эти умения производят на родителей эффект оглушающего счастья. Контакт становится не односторонним, как в первые недели жизни ребенка, а вполне обоюдным.



Почему малыш не выражает радостных эмоций?

Если ребенок не улыбается, вовсе не обязательно, что у него есть проблемы со здоровьем. Довольно часто причиной является элементарное отсутствие наглядного примера. Если в семье не принято выражать эмоции ярко, домочадцы чрезвычайно серьезны и сосредоточены и ведут себя сдержанно, то и малыш будет копировать именно такую модель поведения.

Дети, с которыми мало разговаривают, которые не видят улыбок от мамы, да и маму видят только во время очередного кормления, обычно значительно отстают от ровесников в психоэмоциональном развитии. Им просто неоткуда взять примеры эмоций.

Нужно учитывать и собственный характер ребенка. Он с ним родился и именно таким (с небольшими коррективами в деталях) характер и останется. Если от рождения малыш «бука» или сосредоточенный наблюдатель, то вызвать у него осознанную улыбку будет непросто.



Иные причины отсутствия улыбки у младенца могут быть следующими.

  • Малыш родился недоношенным. Таким детям требуется больше времени не только для физического, но и для эмоционального развития.
  • Беременность протекала тяжело. Любые негативные воздействия на плод в период его вынашивания могут замедлить его развитие после рождения. Основные факторы – резус-конфликт матери и плода, внутриутробная хроническая гипоксия.
  • Тяжелые роды. Опасны родовые травмы, кровоизлияние в мозг, ишемия, острая гипоксия.
  • Неврологические заболевания , психические отклонения, аутизм, слабоумие.


Значение улыбок

После того как к привычному уже крику у малыша добавляется дополнительное умение улыбаться, он будет использовать улыбки для выражения самых разных эмоций. Конечно, в первую очередь, для демонстрации радости от вида родного человека. Также улыбками малыш с 2,5-3 месяцев начинает выражать удовольствие. Сытый, сухой, здоровый ребенок может довольно долго созерцать мобиль над кроваткой или потолок и блаженно улыбаться.

После полугода многие малыши начинают адресовать улыбки не только маме и любимым игрушкам, но и незнакомым людям, которые к ним обращаются – педиатру на приеме в поликлинике, массажисту, соседке по лестничной площадке.

Не стоит думать, что неуместные улыбки – обязательно признак психического отклонения. То, что кажется взрослым серьезным, может быть довольно забавным для младенца, и этому он будет улыбаться. Психические заболевания на первом году обычно не диагностируются вообще.



Как стимулировать умение?

Малыш обязательно научится улыбаться и будет делать это с нескрываемым удовольствием, если с первых его дней жизни он будет окружен вниманием и любовью взрослых членов семьи. Чем чаще он будет видеть улыбки вокруг, тем быстрее освоит это удивительное умение. Малютки многому подражают, и собственных пример родителей – лучший учитель. К тому же улыбка – знак добродушия и безопасности, а это новорожденные умеют чувствовать интуитивно.

Чем искреннее будет родительская улыбка, тем быстрее ребенок поймет, что эта мимика – это очень хорошо, и попытается повторить ее. Развитию улыбки способствует массаж ладоней и пальчиков малыша, ежедневный общеукрепляющий массаж, веселые упражнения, которые будут не только гимнастикой для развития мышц, но и тренировкой для эмоциональности ребенка.