Дарим цветы        17.10.2019   

Усыновление в православии. Церковь и православные священники об усыновлении и опеке детей

Сироту пристроить, что храм построить, – говорит народ. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. Воспитанников брали под своё крыло крестьянские, купеческие, дворянские семьи. И в наши дни многие сограждане готовы приютить ребёнка, оставшегося без родителей.

Но время наложило свой отпечаток на нравы детей и взрослых. Современный сирота мало походит на благочестивого малютку дореволюционной поры. Да и усыновители не всегда безупречны. Поэтому Русская Православная Церковь практикует взвешенный подход к этой проблеме.

Бог позволяет выбирать

Не раз на форумах усыновителей я встречала мнение, что нельзя выбирать детей, как товар – по определённым параметрам, цвету волос и глаз, национальности, характеру и талантам. Многие эмоционально заявляли, что надо действовать по велению сердца, следуя порыву. Увидел ребёнка и вдруг понял: это мой! И потом пусть не остановят тебя никакие препятствия. Но кто знает, вдруг эта встреча не от Бога, а от его извечного оппонента? Знаю такую историю.

В соседнем селе жили священник со своей матушкой. Обоим за тридцать. Симпатичные, образованные, бездетные. Отсутствие детей, видимо, тяготило матушку, и она взяла под свою опеку девочку из неблагополучной семьи. Мать и отец этого подростка, переселенцы из Средней Азии, постоянно уезжали в другие регионы, но вряд ли на заработки – скорее, на поиски лёгких денег. Девочка лет тринадцати оставалась одна, сиротой при живых родителях. Матушка взялась наряжать её, кормить, привечать у себя.

Надо отметить, что многие провинциальные девочки к такому возрасту и самогон успевают попробовать и с мальчиками на сеннике побывать. «Сиротка» выглядела вполне зрелой девицей с пышными формами, пухлыми вишнёвыми губами и блудливым взглядом. Но матушка видела в ней покинутого ребёнка. Девочка освоилась в семье опекунов и стала строить глазки батюшке. Вряд ли он вообще обратил внимание на её происки, да и матушка долго не замечала неуклюжее кокетство сельской Лолиты. Но та болтала с подружками о своём увлечении, по селу поползли сплетни и чета была вынуждена отвадить девочку от дома. Впрочем, к тому времени её родители вернулись из очередного вояжа.

Кстати, многие в этом краю знали: батюшку и матушку благословил жить как брата и сестру – без супружеских отношений, некий старец. Озабоченная «сиротка» в контексте ситуации явилась дьявольским искушением, а не божьим даром.

В 2016 году в российских приемных семьях воспитывалось более 148 тысяч детей. Но по статистике, более 5000 воспитанников ежегодно возвращаются под надзор государства.

Тому есть причины. Многие приютские дети имеют опыт бродяжничества, наркомании, проституции. Они неспособны к привязанности, поскольку выросли, окружённые чужими людьми. Кстати, привязанность к матери формируется до шести лет.

Есть и другой аспект – детдома крупных городов, где сироты, в отличие от провинции, снабжаются лучше, учат воспитанников потребительскому отношению к жизни. Их кормят, одевают, за ними убирают комнаты, к ним приходят спонсоры с подарками. В личных делах многих детей старше десяти лет лежит их отказ от усыновления во все города, кроме Москвы. Насмотревшись телевизора, они ждут богатых опекунов!

Какое разочарование ждёт родителей, узнавших, что их новое чадо ворует в школе, настраивает против них кровного ребёнка, доводит бабушку до сердечного приступа.

В итоге усыновители и усыновленные расстаются в обиде друг на друга, а в интернете появляются откровения на тему: «Приёмный ребёнок разрушил мою семью».

Чтобы такого не случилось, священники советуют подходить к усыновлению без экзальтации, здраво оценивая свои возможности и характер ребёнка. Бог дал человеку возможность выбирать и различать для того, чтобы мы имели возможность обрести лучшее и не в ущерб своей душе.

Священники – за и против

Святейший Патриарх Кирилл в одной из проповедей отмечает:

Важно, чтобы наш народ с радостью, с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь”.

Но единой точки зрения на усыновление у церкви нет – каждый священник имеет своё мнение, и каждый случай рассматривается особо.

На форумах, посвящённых семье, встречается немало жалоб на случаи, когда духовник отказался благословить на усыновление. Этому найдётся немало объяснений. Кому как ни батюшке, которому исповедуются усыновители, известны их достоинства и недостатки. Возможно, духовник усмотрел эгоистичные мотивы для усыновления. В частности, гордыню – стремление продемонстрировать окружающим свой гуманизм. Или попытку с помощью ребёнка сохранить семейный очаг, что редко удаётся. Священник знает, насколько адекватны и добры его прихожане, или, напротив, агрессивны и непоследовательны.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин смотрел на усыновление как на проблему религиозно-философскую и в своих письмах к усыновителям рассуждал так:

“Спорить с Богом – дело опасное. В моей практике духовнической есть много примеров, когда дети, появившиеся в семьях вопреки воле Божией, становились для родителей бичом на всю оставшуюся жизнь, даже и до смерти преждевременной. Поэтому я бы не советовал вам брать ребенка из детского дома. Вы смогли бы это сделать только в том случае, если знаете семью, из которой берете ребенка». «Вот вы справедливо жалуетесь на себя, видя в родном чаде свои грехи, и промахи, и собственное неумение любить собственного сына. А что о чужом скажем? О чужом, который принесет в вашу семью грехи, и какие грехи? – своих родителей и своего рода».

О грехах рода упоминают и некоторые другие пастыри. Можно было бы счесть это мистикой, но если понимать под грехами рода дурные склонности родителей, которые унаследовал ребёнок, то всё верно и с научной точки зрения.

Но в целом большинство священников относится к усыновлению положительно и показывают пример обществу, создавая семейные приюты – у себя дома или при храме.

Священник из Пермского края Борис Кицко за 16 лет дал кров 160 воспитанникам в приюте при Лазаревском монастыре. Первыми нянечками стали бабушки-прихожанки, потом приехали монахини.

Священник из Забайкалья Александр Тылькевич усыновил 10 детей.

Священник Николай Стремской усыновил 70 детей, сейчас некоторые уже выросли и создали свои семьи, учатся, работают.

В России много таких примеров.

Основы православной педагогики

Опыт православных семейных приютов показывает, что их педагогический подход отличают общие особенности:

  • Забота , но не потакающая прихотям, а воспитывающая ответственность домочадцев друг за друга. Обычно старшие дети опекают младших. Все учатся уступать и делиться, помогать.
  • Труд , обычно на семейной ферме и приусадебном участке. Натуральные продукты пополняют семейный рацион.
  • Религиозность , не изнуряющая фанатизмом, а естественная, напоминающая атмосферу в крепких дореволюционных семьях.
  • Досуг, связанный с религией . Православные праздники, которые отмечают все вместе. Паломнические поездки.
  • Отсутствие телевизора или контроль за информацией, которая поступает детям – прежде всего это касается фильмов.
  • Режим , который упорядочивает детскую жизнь и учит дисциплине. Это особенно важно для трудных подростков.

Православный психолог Людмила Ермакова отмечает как важно регламентировать жизнь приютского ребёнка и приучить его к порядку. В казённом учреждении он может вместо уроков смотреть телевизор или рубиться в компьютерные игры – воспитатели рады, что хотя бы не хулиганит. Но после выпуска из интерната разболтанный и неорганизованный молодой человек не сможет никуда поступить, организовать свой быт, недаром многие сразу скатываются на дно.

Священник Александр Зелененко пишет:

“Православная педагогика сильна именно тем, что имеет простирающуюся в вечность цель – спасение; строит свое здание на незыблемом основании – “Камне-Христе”, в лице которого имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви”.

Светские родители могут иметь самые причудливое понятие о морали, вплоть до симпатии к сексменьшинствам, но верующие знают , на которых держится мировая цивилизация. Это привносит в жизнь закон и порядок.

Некоторые полагают, что отсутствие родителей - это крест маленького человечка, который он сам должен пронести по жизни. А может быть это возможность, которую даёт нам Господь, чтобы совершить благой поступок? Многие верующие люди хотят понять, как церковь относится к усыновлению, какова её позиция по этому вопросу.

Детям нужна забота и любовь

Христианская церковь в России всегда поощряла, и одобряет в наше время усыновление ребёнка, который остался по каким-то причинам без опеки своих родителей. Она длительное время вела огромную работу с детьми и семьями, которые попали в тяжёлую ситуацию. Но при этом совершенно ясно, что даже в самом прекрасном детском доме либо интернате малыш не получит нужный ему запас любви и тепла. Его смогут дать только родители, причём не имеет значения, настоящие это мама и папа либо усыновители.

Православная церковь в нашей стране опекает более чем девяносто детских домов, которые находятся как на территории её епархий, так и вне них. Там воспитывают около полутора тысяч детей, много среди них инвалидов. Качество воспитания, проживания, уровень заботы о детях там намного выше, нежели в казенных заведениях. И хотя это в какой-то мере решает вопрос одиноких детей, им все равно требуется любовь и забота родителей.

Усыновление детей - это благо

Святейший Патриарх благословляет родителей, решившихся взять на воспитание ребёнка. Он неоднократно призывал брать детей на воспитание в свою семью, если они остались сиротами. То есть, можно уже понять, как церковь относится усыновлению: это благословляется. Многие священнослужители дополнительно разъясняют, что ребенку родными будут отнюдь не биологические матери и отцы, а родители, которые полюбили его, воспитали, вырастили, Церковь не имеет двоякого мнения на этот счёт, она утверждает, что усыновление ребёнка является благом.

При усыновлении предпочтительно, чтобы дети попадали в те семьи, где имеются оба родителя: мать и отец. Но бывает, что супружеская жизнь не сложилась, а материальная возможность воспитывать ребёнка есть. И в этом случае церковь не порицает, а приветствует такое начинание.

Хочется напомнить, что мы снабжены прямым указанием от Господа, как нам поступать, ибо сказано в Евангелии, что Господь взял ребёнка, поставил его посредине учеников, обнял и произнёс: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк: 9; 37). То есть, если верующий человек, Православный христианин, решил усыновить ребенка, то он выполнил заповедь самого Спасителя.

"И вот о детях хотелось бы особенно сказать в эти дни. У нас много детей, которые не имеют родителей, даже при живых родителях. И как важно, чтобы наш народ с радостью, с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь. "Не мешайте детям приходить ко Мне" , - говорит Господь (Мф. 19:14). И ведь это слово в каком-то смысле всех нас должно вооружить пониманием того, насколько значимы в глазах Божиих дети… Я хотел бы обратиться с просьбой ко всем, кто может сделать важный шаг в жизни, направленный на усыновление детей, на поддержание сирот, - сделайте этот шаг. В нашей стране не должно быть сирот. Те, кто не имеет родителей, должны обретать их среди добрых, честных и отзывчивых людей".

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Беседа со священником Александром Горовским,
отцом шестерых детей, в том числе двоих приемных

- Чем должны руководствоваться православные христиане, которые хотят взять в свою семью чужого ребенка?

Ну, наверное, притчей о Страшном Суде, прежде всего. Господь сказал: "Если вы не сделали доброго дела ближнему, нуждающемуся человеку, то это не сделали Мне". Можно вспомнить следующие евангельские слова: И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18,5), так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Я думаю, что взять ребенка из детского дома - это доброе дело. Соответственно, это доброе дело сделано Христу. Здесь надо обязательно перенести акцент. Верующий человек должен так поступать не ради себя, и даже не ради ребенка, а именно ради Христа. Тогда это действительно принесет пользу и этой семье, и ребенку.

- Сейчас в СМИ много говорят о детских домах, о детях-инвалидах, брошенных родителями. Некоторые взрослые, поддавшись эмоциям, спешат в отделы опеки с желанием помочь этим детям, но, как показывает практика, не всегда рассчитывают свои силы.

Да, много есть случаев, когда детей возвращают. Но сейчас появляется и дополнительное искушение - деньгами. Государство готово существенно увеличить выплаты приемным родителям. И человек, поддавшись искушению, может скрыть свои истинные мотивы и намерения. Поэтому органы опеки должны очень серьезно подходить к выбору приемных семей.

- Вот такая ситуация: верующая семья взяла на воспитание ребенка, который не только ничего не слышал о Церкви, но даже и не крещен. У родителей благое намерение скорее его воцерковить. Как в этом вопросе правильно поступить?

Это все очень индивидуально. Многое зависит от родителей, насколько они воцерковленные, насколько они понимающие. Есть, к сожалению, люди, которые себя считают православными, воцерковленными, но во многих вопросах воспитания в вере делают очень серьезные ошибки. И потом, смотря какой ребенок: может, у него возникнет отторжение, если на него будут сильно давить. Конечно, надо стараться привести человека к Богу - для нас это очевидный факт. Христианский философ II века Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка, а значит, для человека естественно по природе творить добро, нести любовь - это все нормальные человеческие ценности. То есть христианство и человечность - это синонимы нравственной жизни. Ими и надо руководствоваться при воспитании и своих детей, и приемных.

- Возможно, приемным родителям в таких вопросах на первых порах нужно советоваться со священником, а не только на свои силы и опыт рассчитывать?

Конечно, и советоваться нужно не только со священником, но и проходить специальную школу приемных родителей - такие школы организованы в настоящее время во всех муниципальных образованиях. Я сам и моя жена проходили это обучение. Там с родителями работают педагоги и психологи, готовые помочь в любую минуту, ответить на самый трудный вопрос. Мы вот, несмотря на то, что имеем своих четверых детей, много нового и полезного почерпнули для себя в этой школе. И это нам очень помогает сейчас в воспитании приемных детей. Ведь в воспитании приемного ребенка очень много особенностей, есть свои сложности, в том числе и во взаимоотношениях в семье.

Как бы ты ни старался относиться к приемным детям так же как к своим, все равно в полной мере на первых порах это не получится. Свой будет ближе, родней. Это свойство родительской психологии. И воспитательные санкции к родному ребенку будут применяться иные, чем к приемному. А вот когда и насколько он станет своим, зависит уже от каждого родителя в отдельности.

- Ваши пожелания как священнослужителя родителям, раздумывающим: брать или не брать приемного ребенка?

Как-то раз в центре Москвы я увидел на улице огромный плакат: "Родители, не бойтесь брать приемных детей в семью". Этот плакат содержал в себе информацию, которая развенчивала мифы о том, почему не стоит брать детей: якобы у них плохая наследственность, они все больные и т.д. Когда я этот плакат прочитал, для себя сразу решил - надо брать. Поэтому всем тоже советую - не надо бояться страшилок. Но, конечно, отнестись к этому решению надо ответственно, об этом я уже говорил. Для России позор такое огромное количество детских домов. Не должно быть в такой огромной стране, с такой богатой духовной историей столько брошенных, никому не нужных детей!

Подарить свое сердце
Автор: Ирина Филиппова
Когда начинаются проблемы со своим собственным ребенком, родители, чувствуя с ним кровную связь, прощают ему многие вещи. Когда же вы берете чужого ребенка, то вот этой связи - "плоть от плоти" - нет, и при возникновении каких-то критических ситуаций появляются соблазны, вплоть до возвращения ребенка. Поэтому шаг усыновления очень сложен, и священники, предостерегающие, наставляющие потенциальных приемных родителей, опираются как раз на такой вот опыт


Приемный - родной?
Автор: Антонина Лазорцева
Этот разговор был начат в статье протоиерея Алексия Тюкова "Усыновленный ребенок: что ему говорить? "
Сегодня мы приводим советы директора реабилитационного центра для детей и подростков "Радуга" Антонины Лазорцевой.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.