Садовые растения        01.08.2019   

В чем заключается социализация детей в дошкольном возрасте: нужен ли детский сад? Методическая разработка на тему: «Социализация детей дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я продолжаю рубрику « » и хочу рассказать, в чем заключается социализация детей дошкольного возраста. Что это такое? Справляется ли с этой задачей обычный сад? И как можно добиться всего этого «в домашних условиях»?

Что такое — социализация?

Мы все так боимся этого слова... Но с трудом представляем, о чем конкретно идет речь?

Если заглянуть в словарь — можно узнать точное определение этого слова. Я не буду приводить дословные цитаты, они звучат слишком серьезно и умно. Но суть у них одна: социализация — это процесс, в результате которого человек может успешно жить в обществе.

Умение жить в обществе — очень полезно. Однако, для этого совершенно необязательно ходить в ДОУ, более того, в детских учреждениях используется не самый лучший способ научить детей общению.

Давайте сначала разберем, что представляет собой общение? Какова конечная цель успешной социализации?

  1. Ребенок должен уметь правильно общаться со старшими. Уважительно, но при необходимости спокойно высказывая свою позицию. В перспективе человеку нужно уметь эффективно взаимодействовать с начальниками.
  2. Дети должны легко находить общий язык с равными.
  3. В перспективе, человек должен уметь грамотно решать любые конфликты.
  4. Человек должен уметь держаться за свои принципы, не поддаваясь влиянию толпы.
  5. Человеку необходимо уметь заботиться о младших (по возрасту или по статусу).
  6. Человек должен освоить принципы работы в группе, построенные на взаимоуважении.

Чему нас учат?

Справляются ли с этими задачами наши детские сады и школы? Честно говоря, не очень. Это видно по тому, что далеко не все взрослые способны грамотно общаться. А в детских учреждениях ребята помещаются в дикие условия. Чаще всего это — неконтролируемая группа ровесников, в которой действует закон джунглей.

Здесь прививается неуважительное отношение к учителям и другим старшим. Подрываются все авторитеты. С раннего детства часто учат бояться старших. Воспитатели используют крик и грубую силу, пытаясь добиться какого-то порядка в группе.

Насколько качественно в садах учат решать конфликты и устанавливать контакт? Неужели вы думаете, что воспитатель ходит за каждым и помогает подобрать верные слова? В большой группе это просто невозможно!

Про общение с кем-то младшим не стоит даже говорить. Но самое опасное: с раннего возраста малышей приучают идти за толпой. У дошкольников еще нет крепкого внутреннего стержня, нет своих прочных ценностей. Поэтому они активно впитывают все, что происходит вокруг. И не удивительно, что дети привыкают следовать за основной массой ровесников...

Пожалуй, единственное, что старательно развивают воспитатели в дошкольниках: умение работать в группе. На это направлены все групповые занятия. Однако, подумайте: сколько взрослых людей умеют работать в группе? Я прекрасно помню, как тяжело давалось в институте групповое творчество. И вообще сделать что-то группой без хорошего руководителя нередко сложнее, чем в одиночку. Почему? Ведь мы все были и в садах, и в школах?

Развитие дома

Что мы можем получить, оставляя ребенка дома? Как решим поставленные задачи? Если малыш не ходит в детский сад, проблемы социализации решаются достаточно легко, если мама готова прикладывать некоторые усилия.

Но сначала отмечу, что по большому счету, нет необходимости активно «социализировать» малыша. Если вы живете в социуме, гуляете на детских площадках, хоть иногда общаетесь с другими людьми — ребенок не будет диким. Все вышеперечисленные навыки вовсе не нужно осваивать в 3-5 лет. Поэтому я считаю, что с дошкольником достаточно просто играть и жить своей жизнью.

Но если вам очень хочется приобщать малыша к жизни в обществе — пожалуйста! Что для этого необходимо?

  • Родите своему карапузу родного брата или сестру. Желательно, с маленькой разницей в возрасте. Например, . Тогда ваши дети целыми днями будут учиться общаться, решать конфликты, находить компромиссы... И все — в семье.
  • Если же рожать вы больше не хотите (или социализировать надо прямо сейчас) — найдите во дворе друзей своего возраста. В идеале — тоже без садов. И ходите друг к другу в гости. Можно даже оставлять подруге свое чадо на полдня или день... А потом забирать к себе ее малыша.
  • Переживаете за групповые занятия? Найдите себе какую-то «развивашку» и посещайте ее раз в неделю. Этого вполне достаточно.
  • Ходите с ребенка по музеям, магазинам, государственным инстанциям, ездите с ним в соседние города. Ваш малыш увидит множество примеров общения с незнакомыми людьми. Только прошу вас, подавайте хороший пример, будьте всегда тактичны и терпеливы.
  • Также к вашим услугам детские комнаты торговых центров и другие прелести современной цивилизации. Хотя если ничего рядом нет — подойдет обычная песочница. Самая популярная в вашем дворе.

Особенности обучения общению:

  1. При возникновении конфликта учите малышей находить компромиссы. Разбирайте с ними ситуации и показывайте, как лучше себя вести.
  2. Сами подавайте позитивный пример, не ругайтесь в очередях и уважайте окружающих.
  3. Если малыш стесняется, но хочет подойти к группе ровесников — подходите вместе с ним. Подсказывайте ему. Помогайте. А не отправляйте на произвол судьбы, как в обычном садике.
  4. Если общение приобрело нежелательный характер — с оскорблениями или издевками — прекратите его.
  5. Однако, регулярно давайте возможность детям самим разруливать неприятные ситуации.

Если ваш малыш всегда с вами — вы сможете научить его жить в обществе гораздо эффективнее. Вы сможете обучить его основным навыкам, а не пускать дело на самотек. Вы можете привить ему важные ценности. Можете привести в общество плавно, без стресса.

Детям гораздо проще учиться общению, когда рядом есть свой человек — родная мама. Готовая защитить в нужный момент или помочь найти компромисс, не применяя силы.

Человек — существо социальное. Но отправлять совсем маленьких малышей в социум одних и без четких инструкций — опасная затея. Кто-то действительно освоится. Кто-то забьется в угол. Кто-то начнет решать все ситуации кулаками. Кто-то будет пытаться хитрить.

Невозможно научить взаимодействовать с другими детьми за один день. Но это не значит, что нужно пустить дело на самотек. Я изложила ситуацию, как я ее вижу, но выбор за вами.

Конечно, есть особые детские сады (как правило, частные), где детям уделяется особое внимание. Вот, например, видео об этом. Однако, на мой взгляд, это все равно не заменяет маму и семью. Как бы ни пытался воспитатель создать «ощущение одной семьи».

Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада

Мичкарёва Т.А

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром .

Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. Принимая этот принцип, выделяют три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе и в вузе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой .

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии

огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру»

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из :

    трудовых навыков;

    знаний;

    норм, ценностей, традиций, правил;

    социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Само слово «общество» произошло от латинского « societas », означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

Частотой контактов с ребенком;

Эмоциональной насыщенностью контактов;

Информативностью.

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

    индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

    воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

    развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

    становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

    Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

    Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

    Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться .

    Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста - результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности.

Специфика социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Существуют различные воспитательные организации (институты социализации) - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким организациям и относится детский сад - дошкольное образовательное учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

В процессе социализации детей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно считать следующие:

    приобщение дошкольника к культуре общества;

Создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

    автономизация подрастающих поколений от взрослых;

Дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Таким образом, социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т.д.).

Список использованной литературы:

    Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. - М.: Наука, 1991.- 154 с.

    Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Academia , 2004. - 440 с.

    Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.

    Донцев, Н.А. Самовоспитание личности / Н.А. Донцев. - М: Просвещение, 1984. - 112 с.

    Кони, И. Ребенок и общество / И. Кони. - М.: Просвещение, 1988.-117с.

6. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 1991. - 274 с.

7. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.]; под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.

8. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.

Проблемы социализации современных дошкольников

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:

Данные исследования : современный дошкольник!
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
- Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
- У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. - - Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте.
Такой диагноз как СДВГ (ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) уже является нормой развития. Сейчас идет для детей большой поток информации (шумы, книги, ТВ, гаджеты, звуки на улице) – в результате в головном мозге детей недостаточность нейронных соединения, выхода для этого потока информации нет и поэтому эта информация выходит у современных детей через поведенческие реакции или дети часто болеют. Так же нейронные соединения разрушаются и питанием современного ребенка, продукты содержащие ГМО. Дети все впитывают как губка до 5 лет, у них защитные механизмы не сформированы до 5 лет.

Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора, кушать. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и
музыкальными роликами.

Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.

Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому современные дети рано научаются читать, писать, считать. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках. НО у большинства детей головной мозг не созрел для восприятия информации и особенно большого объема информации, что ведет к поведенческим реакциям, заиканиям, и др психическим проблемам.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом.
Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

На психические и личностные изменения современного ребенка, влияет ориентация общества, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения иразвитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть, исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Идет информационная загруженность родителей, приходя домой они не могут не думать о работе, работу несет домой.

Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По наблюдениям, малая доля детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Психологические особенности социализации современных дошкольников
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация.
Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества»
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие учёные. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и другие.

Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Рассмотрим психологические особенности социализации раннего, среднего и старшего дошкольного возраста.
1. Младший дошкольный возраст В этом возрастном периоде ребенок уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников, называет сверстников по имени, взрослых по имени отчеству. Понимает, кем он является (девочкой или мальчиком). Понимает оценку хороших и простых поступков. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее. И в этом возрасте является нормой, что ребенок может жадничать, брать чужие игрушки, обижаться и тд.

2. Средний дошкольный возраст. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём на свете!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом его общения.Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими (упрямство, строптивость, конфликтность и др.) постепенно уходят. Принимает участие в играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями. Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому.

3. Старший дошкольный возраст. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь взрослый - образец для подражания. Глядя на взрослых, копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности. Высказывает свою точку зрения. Способен достичь конечного результата, довести дело до конца. Оценивает свои поступки и поступки сверстников. Понимает настроение и предлагает помощь.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: общества, семьи, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его.

Влияние семьи на процесс социализации каждого возрастного этапа дошкольника.

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Как чрезмерная концентрация на ребенке, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.
Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в социальной адаптации.
В дошкольном возрасте дети, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
Младший дошкольный возраст показатели нормы социализации
Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка является его согласие ненадолго отпустить мать от себя, а также остаться в детском коллективе.
Не менее важным показателем развития социальных потребностей ребенка становится возникновение интереса к другим детям на улице или группе. Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у малыша появляется свой круг интересов.
Владение ребенком основными навыками самообслуживания также свидетельствует о его готовности обходиться без посторонней помощи. Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают именно социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не испытывающие страха перед новым жизненным опытом.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения ребенка и полом.
В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи (они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски
У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.
Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом (5-6 лет), однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода (6-7).

Игра и социализация дошкольников каждого возрастного этапа.

чаще проводят время в одиночной игре это норма. В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
В то же время дети – среднего дошкольного возраста чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений. , заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочные. В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
Дети старшего дошкольного возраста способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий. Учатся сотрудничать, договариваться, а также распределяют социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).
Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.
Самостоятельность самоконтроль, правила поведения
Дети младшего дошкольного возраста - усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому
Дети среднего дошкольного возраста социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.
Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6-7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми

Сочувствие и эмпатия дошкольников каждого возрастного этапа.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, эмпатия.
С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Дети младшего возраста чаще сочувствуют тому, что понимают исходя из собственного опыта.
Многие дети среднего дошкольного возраста уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается.
Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.
Дети 6–7 лет обладают устойчивой способностью сопереживать другому. В ситуациях морального выбора дети проявляют высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости, откликаются на страдания животных, на переживания героев книг.

Агрессия и социализация дошкольников.

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.
Дети проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.
В этом случае ребенок может толкнуть другого ребенка, ударить - норма эта для младшего дошкольного возраста.
В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют «агрессией, ориентированной на человека» рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.
Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка – у среднего и старшего дошкольного возраста.
Перечислим основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка.
На вербальном уровне:

речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
рассказывает очень мало или вообще ничего;
зачастую не может выразить словами свое эмоциональное состояние;
вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково
На не вербальном уровне:
пониженная моторная активность;
сидит тихо, старается не привлекать внимание;
часто плаксив и апатичен;
мимика лица или вялая или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;
не может устанавливать контакт взглядом, не смотрит на партнера, отводит глаза.

На уровне социальных контактов:
неприсоединение к группе играющих детей;
разные формы отказа от контактов с чужими незнакомыми людьми;
нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет», при необходимости высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства
Каким должен быть выпускник ДОО?

Проявляет инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности
Доброжелательное отношение к себе и другим, к миру
Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения
Проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым
Способен ставить цели, делать выбор и принимать решение, оценивать свои действия
Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними и устанавливать отношения с разными людьми
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности ребенка и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте : обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» 9 эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть "чистый лист"). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.

Терминология

Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка - это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Если говорить в общем, то социализация - это процесс усвоения ребенком ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.

Структурные компоненты

Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
  2. Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
  3. Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
  4. Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум - к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.

Этапы социализации

Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:

  1. малыша до первого года жизни).
  2. Раннее детство, когда крохе от 1 до 3-х лет.
  3. (от 3 до 6 лет).
  4. Младший школьный (6-10 лет) возраст.
  5. Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
  6. Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
  7. Ранний юношеский возраст (15-18 лет).

Факторы социализации

Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои. Подразделяются факторы на четыре огромных группы:

  1. Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
  2. Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
  3. Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
  4. Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека - это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.

Агенты социализации

Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие? Так, агенты социализации - это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.

  1. Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
  2. Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.

Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию. Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться.

  1. Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
  2. С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
  3. В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.

Ранняя социализация детей

Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.

Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.

Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.

Несколько слов о неблагополучных семьях

Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.

Средства

Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.

Механизмы

Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них - социально-педагогический. К данному механизму относят:

  1. Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
  2. Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
  3. Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
  4. Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
  5. Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.

Еще один важнейший механизм социализации ребенка - социально-психологический. В науке он подразделяется на следующие элементы:

  1. Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
  2. Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
  3. Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
  4. Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
  5. Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
  6. Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
  7. Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
  8. Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.

«Сложные» дети

Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства. Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:

  • Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
  • Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
  • Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.

Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.

Дети, которые остались без родителей

Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение - дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений - школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.

Социализация малыша в садике

Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:

  • Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
  • Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
  • Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.

Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ - это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.

Детская и взрослая социализация: особенности

Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей. В чем же есть отличия?

  1. Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
  2. Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
  3. Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
  4. Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.

Если социализация не удается…

Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?

  1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
  2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
  3. Одна из причин неудачной социализации - госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
  4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.

К вопросу о ресоциализации

Рассмотрев различные социальные факторы - движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.

Так, ресоциализация - это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия - наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.

Социализацией называют усваивание ребёнком-дошкольником моральных и нравственных принципов, а также правил поведения в социуме. О том, как осуществляется социализация детей дошкольников, мы поговорим далее.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно через общение. Главным инструментом социализации ребёнка всегда выступает семья.

Что такое социализация детей

Социализация дошкольников - это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.

Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых:

  • внешние факторы, предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей. В перечень данных факторов входит коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ;
  • внутренние факторы, то есть, психологические особенности дошкольника, которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
От степени социализации зависит гармоничность его отношений со сверстниками, развитие ребёнка, его успешность в будущем.

Игры на социализацию дошкольников

Для социализации детей могут использоваться различные игры. В основном, они проводятся со сверстниками. В ходе игр дети совместно определяют цели, которые им необходимо достичь, что-то планируют, заводят дружбу. Коммуникативные контакты в ходе игры могут принимать любую форму. Игра может быть командной или одиночной, с разными уровнями взаимодействия.

Хорошей поддержкой социализации являются игры, в которых дошкольники имитируют поведение взрослых людей, выражают свои переживания. Во время таких развлечений дети учатся контролировать собственные чувства, понимать других людей, смысл различных правил и ограничений.

Социализация в детском саду

Детский сад - это первое знакомство малыша с самостоятельной жизнью и важнейший этап в жизни каждого ребёнка. Именно в ДОУ осуществляется социализация дошкольника, его взаимодействие со сверстниками и малознакомыми взрослыми. Перед детьми встаёт выбор: дружить с коллективом или конфликтовать, поэтому задача педагогов помочь малышу определиться.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ осуществляется с обязательным участием взрослых. С помощью педагогов и родителей у ребёнка формируется верная модель поведения, он учится отстаивать свою точку зрения и преодолевать трудности.

Социализация в детском саду крайне важна, так как дома получить такой опыт ребёнок вряд ли сможет. В ДОУ происходит первое распределение ролей, кроме того, ребёнок начинает понимать свою роль в обществе и постепенно становится самостоятельным.