Необычные растения        20.09.2019   

Веселые небылицы. Небылицы для детей. Небылицы в развитии

»

СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ

(обобщающий урок в форме путешествия)

Цели : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; помочь обучающимся повторить и обобщить знания по данному разделу; продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения; совершенствовать навык чтения целыми словами, навык осознанного чтения; развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, внимание обучающихся; воспитывать читательский интерес, любовь к народному творчеству.

Оборудование : выставка книг «Русские народные сказки»; схема-карта путешествия; карточки с ребусами; изображения Водяного, Бабы-Яги, Мухомора Мухоморовича, Феи Сказочницы; «волшебные» клубки ниток; карточки с фрагментами сказок; таблица с зашифрованной загадкой; мешочек с «волшебными» предметами из сказок; аудиозапись песен из мультфильма «Летучий корабль».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

«Жили-были
Старик и старуха…»
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть –
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи.
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

– С какими произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы» мы познакомились на уроках литературного чтения?
– Какие произведения этого раздела вам понравились больше? Почему?
– Сегодня мы проведем последний урок по этой теме. Наш урок будет волшебным, так как мы отправимся в сказочное путешествие. Нас ждут герои сказок и необычные чудеса.

Если мы правильно прочитаем ребусы, то сможем отправиться в сказочное путешествие. Будьте внимательны.

– Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А зачем придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Зачем сочиняют потешки и веселые стихи?
– Чем отличаются небылицы от потешек?
– Чему учат нас сказки?
– Что объединяет все эти произведения?
– А теперь послушайте начало русской народной сказки и вспомните ее название.

Учитель читает фрагмент сказки «Летучий корабль»:

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был жадный и очень глупый царь. И росла у него дочь, прекрасней которой не было на свете.
Звали ее Забава. И стройна Забава и румяна, а волосы – до самых пят и золотом отливают. Только не было радости в жизни молодой царевны, потому что хотел царь-батюшка выдать ее замуж за жадного и коварного боярина Полкана. День и ночь сидела Забава взаперти у окошка и плакала горькими слезами. Как вдруг свесилась над окошком чья-то чумазая и взлохмаченная голова. А это был Ваня-трубочист. Чистил он в царских теремах печные трубы. Полюбили они друг друга. Обещал Ваня построить летучий корабль и вызволить из неволи Забаву. Но знал Ваня, что нельзя летучий корабль построить простым топором и рубанком. Пошел он волшебный инструмент добывать…
– Как же называется эта сказка?
– Давайте, ребята, поможем Ване построить летучий корабль. Встаньте, возьмите в руки свои «волшебные» клубочки, нагнитесь и покатите…

Учитель берет в руки «волшебный» клубочек, бросает его вперед и идет осторожно по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Клубочек покажет нам путь через дремучий лес в страну Сказок.

Учитель открывает на доске схему-карту путешествия.

– Рассмотрите карту. Какие трудности нам необходимо преодолеть? (Надо пройти дремучий лес, переправиться через лесное озеро, выполнить трудные задания хитрой Бабы-Яги и открыть ворота в сказочное государство, где живет Фея Сказочница.)

– Рассмотрите выставку книг, в которых собраны русские народные сказки. Какие сказки вы уже прочитали?

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»

III. Работа по теме урока.

– В дремучем лесу нас встречает хозяин – Мухомор Мухоморович. Чтобы пройти через дремучий лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы правильно выполним его задания.

1. Речевая минутка.

– Прочитайте скороговорку быстро и четко:

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

– О каком животном говорится в этой скороговорке?
– В каких русских народных сказках петух является действующим лицом?
– Сегодня мы познакомимся с другой сказкой о петухе.

2. Подготовка к чтению русской народной сказки «Петух и собака».

Про-да-дим – продадим
Ис-пу-гал-ся – испугался
Рас-ска-зал – рассказал
За-но-че-ва-ли – заночевали
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
Раз-да-ет-ся – раздается
Рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
Об-ра-до-ва-лась – обрадовалась
Про-су-ну-ла – просунула

3. Словарная работа по тексту сказки.

– Объясните значение слов и выражений.

Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – весенний праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно что-то хорошее.

– Составьте предложение со словом припасла.

4. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» вслух по цепочке.

– О чем эта сказка?
– Понравилась вам она? Чем?
– Назовите героев сказки «Петух и собака».

5. Анализ текста и проверка понимания прочитанного.

– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлек на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Почему петух испугался? К кому он обратился за помощью? Прочитайте строки произведения, в которых говорится об этом.
– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Вот мы и прошли через дремучий лес и подошли к лесному озеру. Кто же здесь живет?

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображен Водяной из сказки «Летучий корабль».

Физкультминутка

– Сидит Водяной в лесном озере один и грустит, потому что нет у него друзей. Давайте с ним споем песенку и станцуем.

Звучит запись песни «Я – Водяной» из мультфильма «Летучий корабль». Учащиеся выполняют движения за учителем.

– Ребята, вы не только развеселили Водяного, но и помогли Ване получить волшебные инструменты. Теперь-то наш герой сможет построить корабль, чтобы спасти Забаву.

IV. Закрепление и обобщение знаний по разделу учебника «Сказки, загадки, небылицы».

– Пока Ваня строит корабль, мы отправимся дальше.

Учитель берет «волшебный» клубочек, бросает его впереди себя и аккуратно идет по ниточке. Учащиеся встают и повторяют движения за учителем.

– Вот мы и пришли к лесной избушке. Кто же здесь живет?
Учитель демонстрирует изображение Бабы Яги.
– Баба Яга знает волшебные слова, которые превратят обычный корабль в летучий. Если мы сейчас верно выполним задание хитрой Бабы Яги, то узнаем эти волшебные слова. Вы готовы?

1. Работа с иллюстрациями учебника.

Примерные вопросы:

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке. Как называется эта сказка?
– Назовите действующих лиц этой сказки.
– Перескажите сказку по картинкам.

2. Отработка навыка чтения.

Чтение скороговорок.

– Прочитайте скороговорки быстро и четко.
– Обратите внимание на правописание слов скороговорки.
– Какие правила оформления предложения вы знаете?

3. Игра «Вспомни слово из сказки».

Учащиеся подбирают эпитеты из русских народных сказок, учитель записывает слова на доске.

ЛЕС … (дремучий).
ДУБ … (могучий).
МОРЕ … (синее).
СОЛНЦЕ … (красное).
ПОЛЕ … (широкое, чистое).
ТУЧА … (черная).
СОН … (крепкий).
МОЛОДЕЦ … (добрый).
ДЕВИЦА … (красная).

– Была ли указана в задании какая-то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное слово, вы были единодушны?
– Какая особенность есть у сказок? По каким причинам вы отличаете ее от других произведений?
– Молодцы! Баба Яга очень обрадовалась, что вы выполнили все её задания быстро и правильно. И за это она нам назовет волшебные слова: «Земля, прощай! В добрый путь!»

Физкультминутка

– Ребята, Баба Яга просит вас спеть с ней ее любимую песенку «Баба Яга» из мультфильма «Летучий корабль» и научить ее танцевать. Давайте ей поможем.

Звучит запись песни, учащиеся танцуют.

V. Викторина «Узнай сказку».

Учитель берет в руки «волшебный» клубок и бросает вперед, аккуратно идет по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Вот мы и подошли к воротам сказочного государства. Дорогие ребята, чтобы попасть в страну «Сказки, загадки, небылицы», надо выполнить задания хозяйки этой страны – Феи Сказочницы.

1. Игра «Герои русских народных сказок».

– Прочитайте загадку, используя указанный код.

МА

НЫЙ

СЕ

ЗУБ

ОСТ

ХВОСТ

ЛЕНЬ

КА

ДЛИН

РОСТ

РАЯ

КИЙ

ШУБ

КИ

РЫ

Учащиеся читают загадку:

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.

– О ком эта загадка? (О мышке.)
– Какие слова-признаки помогли отгадать загадку?
– Для чего придумывают загадки?
– В каких русских народных сказках мышка является действующим лицом? («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие.)
– Прочитайте имена героев сказок.
– На какие особенности указывают вторые части имен?
– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

2. Игра «Узнай сказку».

– Прочитайте отрывок из сказки, вспомните ее название.

Карточка 1.

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит…

– Как называется эта сказка? («Теремок».)
– Кто рассказал эту сказку?

Карточка 2.

«Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвется».

– Как называется сказка? («Рукавичка».)
– Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

Карточка 3.

«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки».

– Как называется сказка? («Заюшкина избушка».)
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдения за повадками зверька.)

Карточка 4.

«– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик! Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно и хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
– Хороша ли вода-то?
– Отличная! Чистая, прохладная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет».
– Как называется сказка? («Лиса и козел».)
– Чем похожи лисицы из сказок «Заюшкина избушка» и «Лиса и козел»?
– Почему в русских народных сказках лиса показана хитрой?
– Какие еще сказки о лисице вы читали?

3. Игра «Предметы из сказок».

Учитель предлагает учащимся достать из волшебного мешочка по одному предмету и отгадать, из какой сказки предмет.

Бобовое зернышко – из сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Рукавица – из сказки «Рукавичка».
Кувшин с узким горлышком – из сказки «Лиса и журавль».
Клубок – из сказки «Царевна-лягушка».

– Молодцы, ребята! Вы преодолели все трудности, помогли Ване построить летучий корабль и спасти Забаву. За свою работу Фея Сказочница дарит вам ключ от ворот сказочного государства. А этот волшебный ключ – это ваши знания; он поможет вам в жизни открывать и узнавать новое и необычное.

VI. Итог урока.

– Как называется сказка, с которой вы познакомились на уроке?
– Прочитайте пословицы и выберите те, что подходят к сказке «Петух и собака»:

> У страха глаза велики.
> Не учись разрушать, а учись строить.
> Сила сломит все, а ум – силу.
> Трус своей тени боится.
> В тесноте да не в обиде.

– Чему учит нас сказка «Петух и собака»?

Учитель проводит игру «Доскажи словечко»:

На уроках мы, ребятки,
Отгадали все … (загадки).

Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные … (потешки).

Не спеши катать салазки.
А послушай лучше … (сказки).

– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?
– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Чему учат сказки?
– А закончим наш урок строчками из стихотворения М. Пляцковского:

ЯРМАРКА ЧУДЕС

Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.

Среди многочисленных жанров народного фольклора небылицы занимают особое место – они очень нравятся маленьким детям, ведь в таком возрасте просто поверить в сказку.

Истории сочиняются на основании вымышленных событий, но нередко имеют поучительный характер. Небылицы можно спутать с другими жанрами фольклора.

В отличие от сказочного рассказа, который отличается своей фантастичностью, красотой повествования, небылица – шутливая история, где детали не могут произойти в реальной жизни.

Данный жанр хорошо подходит для детей, дошкольников, а также для учеников 3 класса и младше.

Смешные рассказы изучаются в школе: для 2 класса они обязательно включены в школьную программу.

Чтобы наглядно понять, что такое небылица, вспомните мультфильмы, где происходят необъяснимые, но смешные ситуации.

Описание жанра выглядит так:

  • Хороший пример русских народных небылиц – сказка Корнея Чуковского «Путаница», где все звери и птицы перестали произносить звуки, которые отведены природой: свиньи стали мяукать, а котята хрюкать.
  • Часто подаются детям в детском саду в стихотворной форме, их также можно сочинить самому: учителя нередко дают такое домашнее задание детям.
  • Данный жанр получил такое название из-за характерных приемов речи, используемых для написания текста: здесь присутствуют слова — перевертыши, речевые абракадабры.
  • Являются ярким отступлением от правил, что нравится непоседливому малышу: они помогают развить интеллект, развить фантазию и свободное мышление.

В сравнении со сказкой небылица редко учит делать мудрые выводы, однако некоторые авторы все же делают концовку поучительной, чтобы читатель смог сделать умозаключения после освоения текста.

Главные отличия небылиц от путаниц

Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.

Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.

Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:

  • Небылица способна создать ирреальный мир бытия, показать настоящие события, которые были ранее в другом порядке.

    Путаница же расскажет про упорядоченные события, однако перестроит их, изменит, будет с ними играть.

  • Принцип, по которому строится путаница, основан на переворачивании и искажении действительности: в небылицах же не применяются столь радикальные приемы.
  • Авторы склонны приписывать животным несуществующие черты: они могут издавать «неправильные» звуки или жить неестественным образом.

    Например, в перевертыше четко будет видно, как медведь не впадает в спячку, а целую зиму охотится за зайцами.

  • Небылицы часто пишутся в лицах, то же самое можно сказать про путаницы, но есть отличие.

    Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.

Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.

Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.

Важно! Некоторые путаницы могут быть мрачными, они также полезны для развития фантазии и мышления ребенка.

Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.

Виды небылиц

Данный жанр был основан на Руси скоморохами – они любили выдумывать смешные тексты песен, стихов, играли их на дудочках, ходя по деревне.

После этого жанр стал рассматриваться школой, а сегодня он также изучается в старшей группе детского сада.

Обратите внимание! Жанр представляет собой сразу несколько видов рассказов.

Чтобы лучше разбираться с данным фольклорным жанром, рекомендуем подробнее рассмотреть его виды и описание:

Вид Описание
Потешки Не содержат четкого сюжета, а являются картинками из жизни героев. Персонажами выступают звери, птицы и люди. Часто повествование происходит по типу шуток и забавных высказываний
Заклички и песни С первого взгляда они похожи на потешки, однако имеют большой размер и могут быть положены на музыку.

Например, композитор Шаинский написал отличную песню-небылицу к фильму «Зловредное воскресение»

Перевертыши Основаны на подмене понятий реальности, чем привлекают малышей. Перевертыши помогают поверить детской фантазии и развить творческое воображение
Скороговорки Предназначены для изучения сочетаний различных звуков, их сюжет часто переходит в фантастический и смешной

Примеры коротких детских небылиц

Известные небылицы представлены в творчестве большого количества авторов.

Это Самуил Маршак, Чуковский, Горький с произведением «Случай с Евсейкой», Виталий Бианки, писавший лесные были и небылицы одновременно.

Также стоит выделить Афанасьева, написавшего «Емелины небылицы», к которому позднее были сделаны красивые рисунки. «Приключения барона Мюнхгаузена» также считаются частичной небылицей.

Полный список книг можно узнать у школьников 2-3 класса, ниже рассмотрены примеры коротких детских вариантов:

  1. Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь влезла в сани, а мужик увез.
  2. Стоит парень у ворот, широко раскрыв свой рот. И никто тут не поймет, где ворота, а где рот.
  3. Сидит заяц на березе, книжку изучает. Прилетел к нему олень, слушает, вздыхает.
  4. Между небом и землей поросенок мылся, так увлекся и хвостом к небу прицепился.

Перечисленные примеры небылиц являются малой частью огромного разнообразия народного творчества.

Литературное чтение в школе поможет ребенку всецело понять этот жанр, его можно использовать для сочинения шуточной стихотворной биографии.

Полезное видео

Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.

Прежде всего, это способ мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

Примеры

Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

"Ехал Ваня на коне..."

Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

В чем еще польза

К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

Откуда появились?

Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу "что хочу, то и говорю". Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.

И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

Маршак и его небылицы

У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

"Вот какой рассеянный..."

Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

Перевертыши

Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.

Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

Сочинять или читать?

Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими "на ура". В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

Кот в лесу нашел арбуз,

Променял его на сало,

Мишка прячет в лапе туз,

Ему меда мало.

Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

Как быть воспитателям и учителям?

Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Это из народного. Или произведение "На Горизонтских островах" Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского "Путаница", где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.

В детских книгах с небылицами творится нечто невообразимое: порезавшая лапу кошка «отчасти» идет по дороге, «отчасти» летит по воздуху; «греку» цапнул рак; в деревне ворота лают «из-под собаки», а некая палка выскакивает «с бабкою в руках»… Короткие истории с перевернутым смыслом забавляют и развивают детей. Примеры небылиц для детей , данные в статье, помогут взрослым лучше понять, что это такое и чем небылицы полезны для развития детей.

Короткие примеры детских небылиц

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит кот,
У него болит живот.

Лошадь ела кашу,
А мужик - овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки,
Косят сено на печи
Топорами раки.

Стоит милый у ворот,
Широко разинута рот.
И никто не разберёт:
Где - ворота, а где - рот.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Игры с небылицами

Используя примеры небылиц , приведенные выше, поиграйте с детьми:

  • Кто из них с первого раза запомнит больше небылиц?
  • Кто быстрее всех запомнит все напечатанные здесь небылицы?
  • Кто, закрыв глаза, скажет наизусть эти небылицы в обратном порядке?
  • Кто лучше всех перевернет небылицы «с головы на ноги» и объяснит, почему так в жизни не бывает и не может быть?

Чему небылицы учат детей?

Небылицы, детские считалки, дразнилки, скороговорки живут и не умирают, передаваясь от поколения к поколению, радуют сегодняшних малышей ничуть не меньше, чем наших малолетних прабабушек и прадедушек? Каждый народ имеет целый фонд детских небылиц.

Да потому, что они, эти небылицы, как воздух, необходимы детям.

«…У ребенка у самого есть стремление создать себе такой «перевернутый мир», чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным», - доказывает в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский.

«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и его требование биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка», - утверждал в своей статье А. М. Горький.

Дети с восторгом принимают и самые старые, и самые новые небылицы, считалки, дразнилки, поддевки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, долгоговорки, песни-бесконечки, пародии, частушки, горелки, тавтограммы и многое, многое другое…

Веселых минут вам. И маленьким, и большим!

Небылицы. Небылицы для детей - это небольшие рассказики о явлениях и действиях, которых не бывает в природе, о том, чего на самом деле нет и быть не может. Еще наши предки проявляли фантазию и сочиняли небылицы, которые передавались из уст в уста. Эти забавные стишки очень нравятся детям, кроме того они развивают память и мышление малыша.

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом - умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
***
Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.
***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.
***
- Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, -
Может, заяц космонавт.
***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.

***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***

Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет -
Только сын да дочка.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.
***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя - баранки
Проглотил мужик дугу.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
***
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку отнес.
А полочка обломилась
И яичко не разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда, кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий во догон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал.
***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.