Садовые растения        27.06.2019   

Виды дорогих шелковых тканей. Шелковая ткань: виды, описание, свойства и применение. Натуральный и искусственный шелк

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.

Разнообразные изделия из натурального шёлка всегда высоко ценились и ценятся по сей день. Роскошное постельное белье, великолепные струящиеся платья из шёлка обладают не только чудесными внешними, но и физическими свойствами. К сожалению или к счастью, сегодня на рынке присутствует множество заменителей шёлка. С одной стороны, натуральный шёлк стоит недешево, а искусственные заменители позволяют покупателям с любым достатком приобрести красивую вещь, с другой стороны, многие недобросовестные продавцы могут продавать изделия из искусственного шёлка под видом и по цене натурального, и здесь уже важно уметь отличать натуральный шёлк от искусственного.

Свойства натурального шёлка

Как и любой другой натуральный материал, шёлк обладает рядом уникальных свойств.

1. Шёлк очень хорошо впитывает влагу;

2. Натуральный шёлк отличается низкой чувствительностью к воздействию органических растворителей, таких как спирт или уксус;

3. При горении огонь распространяется очень медленно и быстро затухает;

4. В жаркую погоду в шёлковых вещах прохладно, а в прохладную — достаточно тепло;

5. Отличная теплопроводность. Шёлк быстро принимает температуру окружающей среды;

6. Высокая прочность в сухом состоянии и несколько меньшая во влажном;

7. Прекрасные гигиенические свойства;

8. Отличная драпируемость;

9. Характерный блеск после соответствующей обработки.

Определяем натуральный шёлк

Вот и добрались мы к главному и наиболее актуальному вопросу: «Как отличить натуральный шёлк от искусственного?». Следует сразу отметить, что не профессионалу по внешнему виду материала практически невозможно определить натуральный шёлк. Кроме того, очень часто шёлковые вещи имеют примеси других материалов для придания дополнительных свойств. К примеру, для придания вещи эластичности к шёлку могут добавлять 3 % эластана и т.д. Итак, как же определить, натуральную ли вещь вам предлагают?

1. Поджечь. Самый надёжный, но не очень гуманный метод определения подлинности шёлковой вещи. В магазине вы навряд ли будете поджигать красивый халатик в примерочной, однако к некоторым изделиям прилагаются небольшие кусочки ткани для подтверждения подлинности. Также можно взять кусочек ткани с внутренних завязок халата и т.д.

Итак, как же горит натуральный шёлк и как себя ведут во время поджига синтетические вещи? Синтетика горит активно и край вы в итоге получаете оплавленный, в то время как натуральный шёлк очень быстро затухает, образуя по краям мягкую крошку темно-серого цвета, которую очень легко удалить вручную. Во время горения шёлка можно отметить запах горелых перьев.

2. Наэлектризовать. Более гуманный, но менее показательный способ проверить материал на натуральность — потереть о пластик. Натуральный шёлк практически не электризуется, в то время как с тем же атласом следует отметить обратное. Если материал липнет к рукам и ногам и электризуется — это точно не натуральный шёлк.

3. Приложить материал к лицу . Если поднести натуральный шёлк к лицу, он сразу же приобретает температуру тела. Синтетические же материалы долго остаются холодными.

4. Попробовать смять. Сминаемость у натурального шёлка очень низка. Попробуйте сжать материал в руке — если он сильно помялся, образовав складки, значит это не натуральный шёлк.

5. Изучить лицевую и изнаночную стороны изделия. Натуральный шёлк будет одинаково мягок как с одной, так и с другой стороны. Если же одна сторона изделия гладкая, а другая шершавая, значит перед вами искусственный шёлк.

Если это шёлковый платок, то его край должен быть подшит вручную, правда в некоторых подделках также можно встретить вручную подшитый край.

Как стирать натуральный шёлк?

Лучше всего стирать вещи из натурального шёлка в ручном режиме с мягким жидким шампунем. Стиральный порошок не подходит для стирки шёлковых вещей. Мыльный раствор также может оставлять после себя разводы.

Сушить шёлковые вещи в стиральной машине категорически запрещено. Лучше гладить их в деликатном режиме еще во влажном виде без использования пара. Шёлк «не любит» пар.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Натуральная шелковая ткань очень популярна благодаря своим удивительным характеристикам. Шелк настолько понравился людям, что его научились изготавливать синтетическим путем. Но это обстоятельство не повлияло на высокую востребованность природных нитей, получаемых из коконов тутового шелкопряда.

История

Шелк – натуральный материал, производство которого насчитывает не одно тысячелетие. Предполагается, что шелковая материя начала выпускаться еще до нашей эры. Тутовый шелк родом из Китая. Как гласит предание, 14-летняя жена одного из первых китайских императоров однажды пила чай на свежем воздухе в тени деревьев, и в чашку ей упал кокон шелкопряда. Под воздействием горячей воды из кокона вышла крепкая тонкая нить.

Супруга правителя достала нить и в этот момент ее посетила мысль, что из содержимого кокона можно изготовить ткань, отличающуюся красотой и прочностью. В скором времени высокопоставленные лица государства издали приказ выращивать шелкопрядов. А позднее был изобретен станок, и шелк сырец начал производиться активнее.

Простолюдинам строго запрещалось шить себе шелковые наряды. Этот блестящий натуральный материал долгое время применялся в шитье нарядов исключительно для представителей двора императора. Особенно в этом плане ценился красный шелк с золотой вышивкой.

Производство шелка осуществлялось только на территории Китая, его секрет не разглашался под страхом смертной казни. Личинки и коконы шелкопряда, а также семена тутового дерева запрещалось перевозить в другие страны. С развитием торговли тонкая шелковая материя стала известна всему миру. Однако Китай многие столетия оставался единственной страной, где этот натуральный материал производился в промышленных масштабах.

В Европе чуть более века назад придумали ацетатный шелк – синтетическую альтернативу натуральной ткани шелк из Китая. Сейчас производство полотна развито в Италии, Франции, Англии и Швейцарии.

Во все века история шелка была окутана тайной, связана с интригами и иногда – с мистикой. Подлинные обстоятельства его возникновения не известны по сей день.

История шелка искусственного началась в 19 веке, когда был разработан процесс ксантогенерирования. Технологию изобрели англичане Бевин, Кросс и Бидл, хотя и до них в Европе были попытки создания искусственного полотна.

Чтобы получить синтетический материал, древесную массу замачивали в растворе каутистической соды. Затем в еще мокрый состав добавляли другие химические соединения, благодаря чему происходила реакция ксантогенерирования.

Полученный продукт пропускали через своеобразное сито, после чего помещали его в раствор натрия, сульфата цинка и серной кислоты. Так образовывались нити и волокна, а синтетический шелк сырец стали изготавливать в промышленных масштабах. Патент на его производство был зарегистрирован 30 сентября 1902 года.

Виды шелковых тканей

Ассортимент шелковых материй определяют виды волокон, переплетения нитей, свойства шелка, особенности его производства и внешний вид. Натуральная шелковая материя встречается двух сортов: малбери и тусса.

Наиболее качественным является шелк малбери, не имеющий аналогов . Он производится из нитей шелкопряда, выращенного в искусственных условиях. Весь процесс получения материала осуществляется вручную. Его обработка происходит без использования химических продуктов, благодаря чему натуральный блестящий материал сохраняет все свои свойства.



Сорт тусса, в отличие от малбери, вырабатывают из нитей дикой гусеницы-шелкопряда. Тусса – это красный шелк, иногда – коричневый или медный. Его используют в мебельной индустрии для обивки изделий, оформления интерьера или наполнения подушек. Чтобы эта ткань приобрела более презентабельный вид, ее подвергают отбеливанию.

Это натуральные виды шелка, отличающиеся качеством и способом производства.


Также ткань разделяют по типам:

  • Креповые материи – креп-шифон, креп-жоржет.
  • Полукреповые ткани – креп-сатин, крепдешин.
  • Плотная шелковая .
  • Гладьевые полотна.
  • Ворсовые ткани – велюр-бархат, бархат.

Шелковая ткань классифицируется в зависимости от метода производства. При этом каждая материя обладает своими, уникальными характеристиками.


  1. Буретный шелк состоит из коротких частей волокна, не поддающихся скручиванию. Волокна, составляющие буретный шелк, выстилают наружный и внутренний слои кокона. Благодаря такому расположению нити этого вида полотна обладают бактерицидными свойствами.

  2. Шелк сырец – высококачественный текстильный материал. Он производится из кокона гусеницы методом перемотки нити или синтетическим путем. Шелк сырец обладает такими характеристиками: гладкость, мягкость, эластичность, прочность, хорошая растяжимость. Обычно шелк сырец идет на изготовление платьевых материй, швейных нитей и других изделий.

  3. Вискозный шелк – это материя обычно полотняного переплетения, содержит синтетические волокна. Благодаря современным технологиям производства сейчас вискозный шелк делают практически неотличимым от натурального материала. Вискозу можно определить методом сожжения волокна. Эта материя состоит из целлюлозы, поэтому и горит иначе, чем состоящий из белковых соединений природный материал.

  4. Парашютный шелк – это ткань полотняного переплетения, используемая в самых разных сферах. Достаточно прочный парашютный шелк – материал полупрозрачный, окрашивается в разные оттенки в зависимости от назначения.

  5. Мокрый шелк изготавливается исключительно из натуральных волокон. Это безопасный и экологически чистый материал, применяющийся в шитье элегантных нарядов: шелковые платья, белье, костюмы, сорочки и галстуки. Также мокрый шелк используют для обивки элитных видов мебели. Иначе мокрый шелковый материал называют атлас-сатином .

  6. Вареный шелковый материал полотняного переплетения имеет однородную матовую поверхность. Он используется для пошива одежды: шелковое платье, а также костюмы и другие наряды из вареного по недавним утверждениям дизайнеров сейчас на пике моды. Шелковый вареный материал напоминает по своему внешнему виду замшу.

Состав и свойства

По своему химическому составу натуральный материал напоминает волосы или шерсть. На 97% он состоит из белков, остальное – воски и жиры. Искусственно получаемый ацетатный шелк состоит преимущественно из целлюлозы с небольшим содержанием химических примесей.

Шелковая ткань натурального происхождения стойка к кислотам, органическим растворителям и щелочам.

Свою прочность натуральный материал теряет при температуре свыше 110 градусов либо при прямом воздействии ультрафиолета.

Шелковая материя приятна на ощупь. Это блестящий прочный и мягкий материал, способный окрашиваться в разные оттенки. Он очень износостоек, хорошо пропускает воздух и впитывает влагу. На свету тонкая ткань красиво переливается.

Из этой материи шьют как летние, так и зимние вещи, потому что при любой температуре окружающей среды телу в них комфортно. Кроме того, натуральный шелк обладает дезинфицирующим действием — особенно буретный шелк, получаемый из защитных волокон внутреннего и наружного слоев. Поэтому шелковая материя часто используется как шовный материал.

К недостаткам шелковых материй, особенно полотняного переплетения, можно отнести легкую сминаемость . Если шелковое платье сшито из таких разновидностей, как шифон и креп-жоржет, оно практически не мнется благодаря повышенному перекручиванию нитей в полотне. Появление пятен на поверхности ткани под воздействием влаги также относится к минусам. Подобные загрязнения легко удаляются спиртом. Синтетический материал электризуется, а у натурального такой особенности нет.

Производство

Гусениц-шелкопрядов разводят в больших шелководческих хозяйствах. Сначала их яйца помещаются в инкубаторы. После того, как насекомое вылупится, его переносят на кормовые этажерки. Когда шелкопряд вырастает, его помещают в коробки, где он и начинает свою работу по изготовлению кокона. На это уходит около 4 суток. Готовый кокон помещают в кипяток, где он разматывается. Получается шелковая нить длиной от 300 до 1000 метров.

После специальной обработки нить приобретает блеск. Если нужна ткань без блеска, его просто убирают на одном из конечных этапов производства. Нити окрашивают и ткут из них плотный шелк, натуральную природную материю. На этом производство шелка заканчивается.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды


Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль


Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие


Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Как отличить материал?

Чтобы определить, что перед нами не ацетатный шелк, а именно натуральный материал, можно использовать метод горения. Искусственные волокна будут активно гореть ярким пламенем, испуская запах бумаги.

Если поджечь природный шелковый материал, он будет тлеть. При этом можно почувствовать запах жженого волоса.

Кроме того, определить шелк можно по его мягкой текстуре, блестящей поверхности.

Правила ухода

Ткань полотняного переплетения из шелковых нитей требует особенного ухода. Этот блестящий материал нужно стирать вручную или при специальном режиме. Деликатные вещи стирать запрещается, лучше отдавать их в химчистку.

При стирке следует отделять одежду по цвету: красный шелк стирается отдельно от белого и т.д.

П ри покупке шелка человек часто задумывается, оригинальный материал он покупает или нет. И действительно, не хочется переплачивать за подделку (хоть и достойную). «На глаз» определить настоящую шелковую ткань – почти нереальная задача.

Возможности современных аппаратов и новых технологий почти безграничны, поэтому получить аналог щелка реально. Но все-таки существуют способы, позволяющие определить, настоящий это шелк или нет.

Проведите эксперимент

Чтобы выявить подделку, организуйте легкий опыт. Подготовьте следующий материал:

  • Сульфат меди (не более шестнадцати граммов).
  • Глицерин (достаточно десяти грамм).
  • Каустическую соду.
  • Обычную воду, без которой эксперимент не получится.

В 150 мл жидкости разводите вышеперечисленные элементы. Далее все просто – кусочек шелка опускайте в раствор. Если ткань растворилась, то можно с уверенностью говорить, что в ваших руках настоящий шелк.

Простые способы определения оригинальной шелковой ткани

Вышеописанную экспертизу не проведешь на рынке. Там придется применять простые способы определения оригинальности изделия. Как вычислить настоящий шелк?

  1. Первое, чему уделите внимание - цене. Все мы гонимся за дешевизной, но оригинальная ткань дешевой быть не может. Низкая цена – сигнал того, что перед вами подделка.
  2. Еще один способ – проверка с помощью подкуренной сигареты. В настоящем шелке после воздействия источником тепла должна остаться небольшая дырочка (при этом тление прекращается). Можно также прижать материал к щеке – никаких неприятных ощущений быть не должно.
  3. Настоящий шелк еще называют «второй кожей», поэтому материал не только похож по прикосновению на человеческую молодую кожу, но и быстро перенимает температуру тела. Прикоснитесь материалом к открытому участку - если он перенял тепло, то ткань настоящая.
  4. Немаловажным аспектом считается и цвет. К примеру, натуральный шелк должен иметь мягкий блеск, который даже при длительном хранении не исчезнет. Если вынести ткань на солнце, то она будет переливаться различными оттенками. Что касается неоригинального шелка, то от него исходит белое свечение.
  5. Обратите внимание на внешний вид шелковой нити. Мастера утверждают, что она не может быть белой. Присутствие постороннего оттенка обязательно – чаще всего кремового.
  6. Для проверки ткани на качество, соберите ее в складки. Сожмите изделие и посмотрите на результат. На подделке будут видны сильные заломы. Натуральный шелк не пострадает - он только слегка помнется.
    Кроме этого, даже качественный материал, который делается из натурального волокна, не может быть идеальным во всех отношения. Возможны расхождения, какие-либо неровности или даже дефекты. На подделке такого не будет.
  7. Существует еще один способ проверки. Вытягивайте пару нитей из шелкового изделия и убедитесь, что ткань однородна. Теперь разорвите нить и оцените оборванные концы. Если на них связанная друг с другом группа волокон, то материал можно покупать – это настоящий шелк.

Итоги

К процессу приобретения товара подходите комплексно - используйте несколько методов проверки. Тем более вы знаете, как определить настоящий щелк. Остается применять умения на практике.